Гасанов Эльчин Гафар Оглы
В поисках литературной славы, или как стать известным писателем.

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Гасанов Эльчин Гафар Оглы (elgafgas@yahoo.com)
  • Размещен: 14/10/2006, изменен: 28/10/2021. 54k. Статистика.
  • Глава: Публицистика
  • Оценка: 3.86*11  Ваша оценка:

       ЭЛЬЧИН ГАСАНОВ
       В поисках литературной славы, или как стать известным писателем.
       От автора.
      
       Некоторые люди, пробежав глазами эту книгу возможно, воскликнут:
       - Кто такой Эльчин Гасанов, чтобы учить людей писать, советовать всем, как стать известным автором?
      
       Кто жаждет славы, тот будет читать эту книгу.
       Кто на самом деле хочет стать известным писателем, тот будет читать эту книгу.
       Кто объективно является тщеславным, тот будет читать эту книгу.
       Родитель, у которого украли ребенка, будет цепляться за любую соломинку, лишь бы вернуть свое чадо.
       Следователь, ищущий преступника, будет кидаться на любую информацию, лишь бы найти разыскиваемого.
       Человек, жаждущий чего то конкретного, пытающийся найти истину, любой ценой обязательно приблизиться в своих поисках к правде.
       Остальные же бесхребетные 'балалайки' будут лишь щелкать языком, они хотят, чтобы правду им сказал не Эльчин Гасанов, а сам пророк Иисус. Уверяю вас, эти 'балалайки' и Иисуса заспорили бы.
       Но хотел бы вначале вкратце разъяснить о смысле писательской известности.
       Все дело в том, что каждая страна имеет свою специфику.
       Я пишу о писательстве в Азербайджане, именно в Баку, в его столице.
       Большинство литераторов наивно полагают, что писанием книг можно заработать много денег.
       Это разумеется, так, но смотря где вы пишите и живете. Баку - не Лондон, не Париж, и не Москва.
       Тут люди читают очень мало. В Баку книги умирают.
       Это не моя личная позиция. Я говорю то, что есть на самом деле.
       Объясняю. Любой город считается книгочитаемым и образованным по цифрам, то есть хотя бы 10% населения города должно читать книги, чтобы писателям прославиться и жить безбедно. Именно 10%! Не ниже. Это таблица, арифметика, ее составил не я. Я передаю то, что есть.
       В Баку ныне проживает 3 миллиона людей, 10% из этой суммы делает 300 тысяч людей.
       Как вы думаете, в этом городе есть 300 тысяч читателей? Без комментариев.
       Столица Англии также как Баку 3 - х миллионный город. По проведенным соцопросам следует, что в Лондоне в книжные магазины обращаются именно 300 тысяч людей, 10% населения. Поэтому лондонским писателям легко и реально писать и прославиться, зарабатывать на этом деньги. Там много читают.
       Точно также в Париже, Нью Йорке, Вене. В этих городах авторы спокойно могут стать богатыми людьми, занимаясь литературой, так как там 10% (и более) увлекаются чтением.
       В Баку писателям можно лишь стать известными, сделать себе сухое имя, штампованную фамилию, и только.
       Это объективно так и никак иначе.
       Это вам не советский Азербайджан, когда в Баку проживало 2 миллиона людей, из них 20% читало книги.
       Почти одна четверть бакинцев были очень грамотными и просвещенными людьми. Суммарно выглядело очень убедительно. Читателями были не азербайджанцы, как это может показаться сразу, а многонациональный Баку, где жили русские, евреи, греки, метисы, армяне, татары и пр. и пр.
       Теперь же, когда весь цвет Баку исчез, мы ругаем местных издателей.
       - Издатели все негодяи! Они не помогают писателям! Набивают лишь карманы свои! - кричат в один голос бакинские писатели и поэты.
       Отвечаю: а что им делать то! Был бы я на месте издателя, точно также набивал себе карманы. Надо понять одно: в Баку книги читают очень мало.
       Зачем издателю попусту тратиться, работать на убыток. Результат не стоит усилий. Это понять не трудно, главное, необходимо.
       Проще говоря, кому нужно просто имя, обыкновенное литературное конвейерное ИМЯ, пусть читает эту книгу. Писательское ИМЯ - это не мало, оно войдет в историю.
       А кто хочет зарабатывать на писательстве деньги, тому не следует меня читать, для таких это бесполезная трата времени.
       Плюс ко всему, мне кажется, в вопросах поиска славы я максимально постарался ответить на многие вопросы. Не смотря на то, что в этом уравнении много неизвестных, пусть выйдет на середину кто либо другой с более убедительными аргументами. У кого лучший вариант ответа? Таковых пока нет.
       И еще. Чтобы давать определенные советы по писательству, вовсе не обязательно быть Бальзаком или Драйзером.
       Великий голландский футбольный специалист Ринус Михелс как футболист не состоялся, но как тренер основал тотальный футбол.
       И напротив, Пеле - король футбола, как тренер нулевой.
       Проще говоря, кому надо, тот прочтет. Тщеславных авторов предостаточно.
       Известность не является следствием архи сложной работы, результатом гениальной проделки.
       Я лично знаю многих известных поэтов, писателей, художников, они более чем обычные люди, совершенно и решительно ничем не отличающиеся от вас, читателей. Но они имели цель: стать известными.
       Достаточно упорно работать, интервью дать несколько раз, мелькнуть в эфире, выступить по радио, рубрику свою иметь в престижной газете, открыть персональный веб сайт, и все - вы уже известны, уверяю вас.
       Другое дело: популярность! Вот с этим трудно. Разница между популярностью и известностью в том, что популярного человека любят, он востребован массами, его ищут, ждут у его дома, как ждали Элвиса Пресли, Фрэнка Синатру. Добиться этого очень трудно, но не невозможно.
       Известность же иное измерение, это когда вас просто заметили, вы попали в объектив, в поле зрения горстки людей, и только. Я все это к тому, что стать известным не так уж трудно, задача вполне выполнима, ибо на 10 тысяч человек приходится 20 известных людей, на миллион людей - 25 популярных лиц. Это соц. опрос, исследования статистических организаций.
       Думайте сами, решайте сами.
       Хоть я член Союза Писателей Азербайджана, но не будем об том, для признания это не играет никакой роли. Пастернак и Бальзак не были членами союза писателей. Иметь красную членскую книжку Союза Писателей безусловно приятно, это хорошая и добрая оболочка, и только, не более того. Для славы эта книжка не играет роли вообще!
       Здесь вы прочитаете реальные истории, это советы, направления, тут будут сцены, с которыми столкнулся ваш покорный слуга. Это живой урок без всяких зигзагов!
       Я это нигде не вычитал, не слышал, все это я ощутил на себе, преодолевая препятствия, составляя фундамент собственной литературы. Живые факты много ценнее кабинетных расчетов. Это почти что стенограмма выступления в обществе бакинских книгочеев и любителей творчества. Это прямая речь, программное выступление.
       Вам будет интересно, так как творческие люди жаждут славы, они хотят прославиться, но не понимают, что это такое.
       Надо иметь ясный творческий взгляд на причины.
       Тут осознанно я разделил книгу на множество уроков, чтобы все выглядело наглядно, четко, ясно. За сим, к делу.
       ...
      
       УРОК 1.
       Любой начинающий молодой писатель хочет удивить публику, ошеломить ее. Но это невозможно. Да, да, необходимо быть первооткрывателем, стать первым, это чрезвычайно сложно.
       На это способны лишь гении. Что нового вы сможете написать? Ну что? Приведу пример.
       В 1970 году на чемпионате мира по футболу в Мексике, великий Пеле в матче с чехами ударил по воротам с центра поля! С центра поля! Он не попал в ворота, но это обсуждали и писали почти 20 лет, этот эпизод крутили долгие годы. И что же? Сегодня игрок Ливерпуля Луис Гарсиа с центра поля забивает мяч сопернику, и никто (!) этому (!) не удивляется! НИКТО!
       В 1961 году моя соседка, услышав по радио, что первый человек в мире полетел в Космос, присела на диван, заплакала. Это ее настолько поразило, что она не выдержала.
       Сегодня же каждый месяц летят в Космос, и никому нет до этого дела.
       В 1985 году проходил матч претендентов за шахматную корону между Карповым и Каспаровым, весь мир жадно следил за информацией из Пасадены и Ленинграда. Это было для нас так недосягаемо, что мы с волнением следили за каждым ходом шахматистов.
       Сегодня многие даже не знают, кто является чемпионом мира по шахматам.
       Я это к тому, что все приелось, надоело, люди устали от всего, потерялась острота, да и проблем увеличилось втрое, повсюду глубокий кризис. Даже Гитлер забывается, не до литературы, уверяю вас, люди.
       Посему, не надо никого пытаться ошеломить, у вас это не получится, получится пустая трата времени и энергии.
       (Голос из зала)
       - А что же делать то?
       - Поступайте хитро, умно. Пишите с умом. Есть много хороших тем, об этом ниже. Но однозначно, что никого ныне не удивишь. Не пытайтесь, и не напрягайтесь. Вы быстро разочаруетесь, посчитав свое общество бездарным, тупым, вы будете громить кулаком, кричать, что ныне уровень вашего общество на грани подошвы, вас не поняли, а вы гений! - вы мудрец! Это вызовет смех, так как для всех сфер и отраслей необходим результат! Обратите внимание на это слово: РЕЗУЛЬТАТ!
       Литература - это иной слой реальности, воображения, истинный талант не пойдет дальше этой немой догадки, он не выйдет за этот диапазон, так как по ту сторону ничего нет, нам не дано этого понять. Такова программа, задачка Бога.
       А дурак - мыслитель пойдет разрывать эти пределы. И расшибет свой лоб.
      
       Урок 2.
      
       Писатель жаждет славы, хочет прославиться, это нормально. Но он должен хорошо ПОНИМАТЬ, что такое известность. Почти любой, да что там почти, любой (!) писатель пишет для публики и хочет быть востребованным. Он целеустремленно двигается к популярности, пытается создать себе ИМЯ, но часто он не правильно осознает, что такое ИМЯ.
       Литературная известность делится на 3 категории.
       (Вопрос из зала)
       - Почему именно три категории?
       - Сейчас объясню.
       1. Это начальная стадия известности. Это период, когда вы просто высунулись, выделились чем - то: своей статьей, книгой, своим интервью, рассказом, как угодно. Главное, вас заметили. И тут наступает момент истины: вам кажется, что вы уже достигли огромных высот, можно уже сворачивать работу, ничего не делать, так как ваша фамилия - уже брэнд, реклама. Это чрезвычайно глупо и наивно!
       На этом обжигаются десятки тысяч начинающих писателей. Представьте себе молодого водителя, он ездит всего лишь 3 - 4 месяца, лишь недавно крутит баранку, научился тормозить, нажимать педали, у него обострилась реакция, и только, и все! - он считает себя асом - профессионалом, типа, Михаэль Шумахер. Поэтому наибольшее число аварий допускают именно эти шофера с четырех месячным стажем. Им кажется, именно кажется, что они хорошо водят автомобиль. На самом же деле, они только вылупились, это лишь начало.
       Также и с писателями. Многие творческие люди сходят с дистанции из за своей переоценки, становясь жертвой самообмана.
       Если бы вы знали, сколько таких людей я видел своими глазами. Что главное, они, как правило, являются самодурами. Один из таких писак, Факир, сказал мне:
       - Я знаю, что я уже известен. Я дал интервью газете 'Зеркало', у меня вышел рассказ в таком то журнале, выпустил две книги и пр.
       Я ему так и не смог объяснить, что он просто высунулся, всплыл, это еще ничего не значит. Иной раз не веришь ни глазам, ни ушам своим, наблюдая подобное шутовство. Проще говоря, это первая категория. Между тем и первая категория делится на три подпункта: а, б, в.
       а) Это когда вы написали одну книгу, засветились на одной из страниц в читабельной газете.
       б) Когда вы опубликовали два и более книг, дали несколько интервью, у вас имелась постоянная рубрика в одной из газет, вы систематически печатались на страницах газет.
       в) И третий подпункт, когда вы выпустили около 10 и более книг, дали интервью известным порталам, как местным, так и странам СНГ, ваши комментарии и статьи регулярно печатались в популярных газетах. Но пока вы работаете на убыток, нет денежных дивидендов.
       2. Это уже определенная известность. Вы уже создали себе некоторое имя, вас знают, вас заметили, своими опусами или словами вы зацепили людей, нашли своего читателя. Вас часто обсуждают, книги ваши ходят по рукам по домам, по учреждениям с возрастающим успехом. Это отлично! И опять тут многие писатели останавливаются, успокаиваются. Это из за планки, у них планка заниженная. Эту вторую категорию я также подразделил бы на три подпункта: а, б, в.
       а) Это когда писатель получив определенную известность, считает себя Хемингуэем, Шиллером или Мураками. Это зависит и от уровня образованности, то бишь, образованный эрудит не будет задирать нос, он знает себе и цену и себестоимость. Люди данного подпункта решительно тормозят свою творческую деятельность, считая, что они уже абсолютно известные личности. Пройдет время, прежде чем они полностью поймут свою ошибку, но будет поздно. Это гибельный подпункт.
       б) Это писатели небольшим отличаются от подпункта 'а', поэтому, сделав себе некоторое 'имя', они с полным правом ходят по городу, обижают, оскорбляют людей, нередко объявляют войну известным писателям, поэтам, ругают их вовсю, наматывают одну кляузу на другую, считая свои слова окончательными и безапелляционными. Это весьма опасный период для творчества, так как люди этого подпункта становятся слепым орудием в руках матерых и опытных литераторов, 'красных профессоров', их используют как тряпку, в конце выбрасывают в угол. Кому они нужны с перебитым позвоночником? И даже после этого 'писатели - тряпки', не понимают, что их занесло не в то русло, так как первичная известность пеленой закрыла им глаза, их уже не переубедишь. Ни в коем случае не берите с них пример!
       в) В данный подпункт входят писатели с высокой планкой, они поставили перед собой цель побить рекорд, во что бы то ни стало стать Мастером, Мэтром мировой литературы. Как штангист решился покорить штангу с максимально рекордным весом, так же эти писатели: они грызут зубами гранит литературы, пытаются стать вровень с такими титанами, как Достоевский, Гессе, Байрон. У них рвение, желание и амбиции зашкаливают, по мере роста их профессионализма, их читатели увеличиваются, посему они плавно переходят в третью категорию.
       ...
       Особо подчеркну следующее: в оценках знаний еще со школьных времен от тройки до четверки море переплыть, а от четверки до пятерки: рукой подать. Это четкая догматика, норма, на том стоит история человечества.
       Многие писатели, получив 'тройку' считают свою миссию выполненной, иные тормозят свои дела, так как устали, отписались. Вновь повторюсь: в основном это происходит из за максимально заниженной планки.
       Многие потолком считают пол, у них амбиции на уровне подошвы.
       Стыд и позор, отсутствие самоанализа. Вместо того, чтоб еще усиленно работать и писать, они уже возомнили себя Ремарками и Гоголями. К этому надо относиться сугубо осторожно.
       3. Это уже почти слава. По крайней мере, вы находитесь в двух шагах от славы, так как вы долго кипели и горели. Тут вы можете сбавить обороты, вы уже сделали многое, написали порядка 20 книг, около 200 статей, вы у всех на устах, на слуху. Смело можно назвать, что вы теперь известны. Объясняю: известность это то, когда вы уже ничего не пишите, ничего не делаете, но о вас говорят. Вас продолжают обсуждать, хотя вы уже бездельничаете, скрестив руки на груди. Это нормально, так и должно быть.
       Но и эта категория подразделяется на два подпункта.
       а) Вы уже прославленный писатель, но вам еще не платят. Да, да, за свое ИМЯ вы денег пока не получаете. Или получаете чрезвычайно мало, оно того не стоит, считаете вы. Не взирая на трудоемкую работу, на гору исписанных книг, на твердое в обществе имя, пока что вы не оплачиваетесь, или же нет дополнительных субсидий. Не огорчайтесь, таков закон, это проверка временем, так бывает со всеми. Нужно терпение, продолжение борьбы, надо довести все до победного, заключительно конца, поставить жирную точку, но не все это выдерживают, многие становятся кочующими литераторами, после этого плюют, сходят с дистанции, рассасываются, ныряют в политику, бизнес, или же убегают за рубеж. Таков путь творчества, я наблюдал за этим процессом многое множество лет, это аксиома. Сколько писателей не состоялось, они не оформились, им не воздвигли памятники лишь потому, что они не поставили вот ту самую жирную точку в своей долгой литературной жизни.
       б) В этом подпункте сосредоточены писатели, которым за любую строчку платят хорошие, ощутимые, порой огромные деньги. Они настолько уже заразили и поразили общество, настолько их фамилии являются рекламной и кассовой, что напиши они обычное предложение: 'Я пойду гулять', и за это они также получат деньги. Тот же Эдуард Лимонов будучи в Лефортово писал всякую брехню, а ему издатели платили. Это не важно, что он пишет, главное, это Лимонов!
       ............................
      
       Вроде с категориями все ясно. Всем ясно?
       (Ответ из зала)
       - Вроде да!
       - Теперь перейдем к следующим урокам, они касаются темы и текста.
       Урок 3.
      
       Пишите о религии! Особое внимание уделяйте этой теме. Строчите о религии, напишите, что нет бога, выделитесь чем - то, высуньтесь из общей толпы, плывите против течения. Вас заметят! Это четкая парадигма, верная дорога, она вас приведет к успеху. Но тут есть одно НО....
       Нельзя цитировать или переписывать Коран или Евангелие, иначе вы превратитесь в канцелярскую крысу. Не надо стараться нравиться читателю, он это замечает, ему это не нравиться.
       Это разрушительная литература. Не соглашайтесь с богами и пророками, для читателя это чрезвычайно неинтересно, они это и так знают. Лучше писать, что нет Бога, пророки шарлатаны, и всякая религия - ширма в борьбе за власть. В принципе так и есть в самом деле. Но все это вам надо обосновать, немножко доказать, хотя доказать полностью будет невозможно (но и доказать наличие бога тоже невозможно уже 5000 лет), что с того, зато вас будут читать, вы опередите всех с погромным перевесом. Такие тексты максимально подвержены критике и обсуждению. Устройте восточное многоборство.
       Да, Баку - город нервный, вас будут ругать, обливать грязью, исламские радикальные элементы, фундаменталисты объявят вам джихад, предадут анафеме, инквизиции, это нормально, терпите, вы же писатель! Вы хотите подняться на елку и не уколоться? Так не бывает! Махните на всех платком!
       Маркиз де Сад стал легендарным писателем, так как он обличал Бога, он упорно доказывал его небытие. Сад писал все свои книги в тюрьме, его рукопись тайно направляли из тюрьмы в издательство, все делалось секретно и втихомолку, еще бы, времена Наполеона!
       Площадь Пале Рояль, два 13 летних мальчугана тащат большой тяжелый сундук, ставят его на землю, кричат:
       - Книги Маркиза де Сада! Кому книги Маркиза де Сада!
       Люди кидались на пацанов, через пять минут сундук с книгами пуст, довольные пацаны, спрятав выручку, убегали прочь с глаз долой. Это быль.
       Заметьте, покупатели были разные: влюбленные парочки, ученые, студенты, мадам и мсье, пенсионеры со своими женами, дамские угодники, проще говоря, все читали Сада, так как запретный плод сладок.
       То же в равной степени касается Дени Дидро, который обличал всевышнего. Правильно это, не правильно, честно - не честно - тут важно ни это, а эффект, вызов, который автор бросает небесам.
       Вспомните Булгакова, его 'Мастер и Маргариту', где Берлиоз учит молодого поэта писать о том, что Иисуса вообще не было. Со стороны Булгакова это тонкий учительский намек о том, как писать, и это история человечества, я лишь это передаю вам, а не высказываю свое субъективное мнение.
       Это надо сказать ясно, открыто, без недомолвок.
      
      
       Урок 4.
      
       Почаще пишите об известных людях. Это старые престарые дела, на том держится вся история человечества и литературы.
       Люди падки на имена, они клюют на имя, как лиса на курицу.
       Если вы решитесь отразить в своих произведениях жизнь Ленина, Сталина, Жукова, Гитлера, Наполеона, если даже после этого вы напишите о них откровенную ахинею, все равно вас будут читать больше, нежели иных, малоизвестных писателей. По статистике вы будете иметь больше читателей, чем авторы, пишущие о неизвестных людях: типа о Васе и Василисе, о своей семье. Никому не интересно, что напишет какой - то автор, тем более малоизвестный автор, о погоде, о любви, о войне и жизни, о чувствах и школьных годах. Но если (!) этот самый автор напишет о Ленине, откроет читателю то, чего тот ранее не знал, не ведал, то автора этого будут читать. Будут читать не из за него самого, не из за его крепкого пера, не из за его мастерства, а из за Ленина(!), вы слышите, ЛЕНИНА (!), так как персона Владимира Ильича до сих пор вызывает интерес.
       Разумеется, с условием, чтобы вы не переписали архивные материалы о вожде мирового пролетариата, а подали бы новые, никому неизвестные доселе факты. Написали бы, что Ленин любил покуривать анашу, не отказался бы от самогона, от группового секса и пр. и пр. Я это говорю к примеру, чисто условно, грубо. Выводы делайте сами, подумайте и вы. Понимаю, возможно, вы не расположены писать об известных личностях, но это необходимо. Представьте себе больного, пьющего глотками горькую микстуру. Он ненавидит эти капли, тем более закапывать свое горло, но так надо, так прописал врач!
       Если вас осенила глубокая идея, и после этого, чем писать о вашем друге Миколке, или подруге Наташе, чем присобачить эту идею к ним, уж лучше эту вашу центральную мысль приклейте к жизнедеятельности таких людей, как Ельцин, Путин, Царь Николай Второй, Назарбаев, Брежнев, Андропов, Кастро, Пиночет, Кеннеди. Это окупится, уверяю вас. Личности этих людей всегда вызывают интерес читателя, это статистика, я не пытаюсь навязать тут свое мнение. Кстати, я его и не имею.
       (Вопрос из зала)
       - Вы не имеете собственного мнения?
       - Да, не имею! Оно мне ни к чему, и вам оно ни к чему. И мне ни к чему ваше мнение, нас всех должна интересовать правда и истина, во всяком случае, должна интересовать мысль, максимально приближенная к правде.
       Вновь повторяю: пишите о знаменитостях! Не бойтесь, что вы можете исказить истину, чаще всего вы сами придумываете правду, которая оправдывает себя на все сто.
       Такие писатели, как Эдвард Радзинский, Андре Моруа, Юлиан Семенов, Мисима, Салман Рушди и прочие легендарные авторы прославились именно потому, что описывали жизнь известных людей. Как вы думаете, прославился бы Радзинский, если писал не о Наполеоне или Сталине, а о своих школьных годах? Или о своей первой любви? No comment.
       Тут я указываю не догму или аксиому, это версия, которую надо принять на вооружение. По крайней мере, обратить на нее внимание хотя бы одним глазом.
       Понимаю, что известные люди не искренни, они находятся в центре внимания, посему надевают на лицо маску, играют роль.
       Они не настоящие, в отличие от пастуха, который всегда такой, какой есть на самом деле.
       Но в том и дело, что народ не любит читать про пастухов и доярок, какими бы они не были натуральными и естественными, люди читали и будут читать книги об известных людях, о министрах, подсознательно чувствуя, что эти министры фальшивы и искусственны.
       Такова природа и генетика читателя. Он любит интересоваться тем, что наверху, а не внизу.
      Писать об известных людях, тоже самое, что ухватиться за хвост черта, и выволочь его на Божий свет.
      
      
       Урок 5.
       Тема НЛО. Это хорошая тема!
       (Вопрос из зала)
       - НЛО - это неопознанный летательный объект?
       - Совершенно верно. То, что тайно, навеяно секретом, искони вызывало интерес и любопытство. Однажды я сам начал писать о пришельцах, подумайте и сами. Возьмите тему: вы проезжали на своей машине, увидели какую - то интересную на вид железяку, заинтересовались, бросили в багажник своей машины, поехали домой.
       Через день вы почувствовали, а далее и вовсе заметили, что за вами следят трое мужчин в черных костюмах. Это тема, такая тема, прошу внимания! Так вот, каким - то образом один из преследователей оказался в вашей комнате, вы испугались, но в панику не впали. Он сидит в кресле, за журнальным столиком, спокойно глядит на вас. Как он попал в вашу комнату, вы не знаете. Выяснилось, что это - пришелец, инопланетянин, он хочет забрать обратно ту железяку, которую вы заметили на дороге. И тут начинаются приключения, погони, и прочее и прочее и прочее. Остальное дело техники. Гвоздь программы - пришельцы.
       Понятно? Я это к тому, что тема пришельцев, цивилизованных людей, НЛО, всегда вызывает дикий интерес. Используйте этот козырь!
       (Голос из зала)
       - Ну а если мне не интересно писать на эту тему?
       - Знаете, если на то пошло, я вообще ненавижу литературу! Я ее не люблю, не люблю писать, описывать что - либо, не люблю и все! Тут вопрос не в том, что вы любите или нет, тут даются советы, что необходимо и правильно делать.
       Очень часто бывает, что тема, интересующая писателя в самой меньшей степени, приносит ему больше дивидендов, нежели его любимая тема.
       Ден Браун написал 'Код Да Винчи', Чехов написал 'Три сестры' и 'Дядя Ваня', Гоголь написал 'Мертвые души'. Все названные мною авторы писали вот эти самые произведения через не могу, из под палки, но так нужно, они очень хорошо понимали, чего хотели.
       Помните, что темы оракула и потустороннего мира читаются больше, нежели обычные темы о любви и жизни. Роуллинг написала 'Гарри Потер', ее 'Потера' стали выпускать с астрономическими тиражами, и она стала супер авторшей. Опять же зачем? Она писала о тайне, волшебстве, чародействе.
       (Голос из зала)
       - Значит, для этого необходимо собирать информацию?
       - Естественно! Покупайте журналы, газеты, всякие вырезки, проще говоря, все - все, что навеяно секретом и тайной. Вам тут не обойтись без теоретической справки. Собирайте информацию, данные, отразите их в своих опусах, используйте, применяйте это в книгах. Вот увидите, число ваших читателей будет умножаться.
       (Голос из зала)
       - Однако заманчиво....
      
       УРОК 6.
       Пишите с новой строки! Поняли, нет? Неправильно писать предложения подряд, разделите один абзац так, чтоб у читателя глаз не уставал. Когда пишется без красной строки, все подряд без сноса и перескока на новую строку, то даже самая интересная книга читается сумбурно, неохотно и рутинно. Читатель устает, просматривая такие тексты.
       Попробуем проиллюстрировать это более предметно. Возьмем к примеру, произведение Экзюпери 'Маленький принц'
       1. Вот неправильный пример.
      
       На этот раз взрослые посоветовали мне бросить рисовать
       боа-констрикторов - неважно, изнутри или снаружи, -- и прилежно заняться
       изучением географии, истории, арифметики и грамматики. Вот почему в шесть
       лет я отказался от карьеры живописца, которая, вполне вероятно, могла бы
       сложиться просто блестяще. После неудачи с Рисунком Номер Один и полного
       провала Рисунка Номер Два я совсем пал духом. Взрослые никогда ни до чего не
       доходят своим умом, а дети быстро устают объяснять им то одно, то другое.
       И тогда я избрал себе иное поприще и научился управлять самолетами. Мне
       довелось полетать над всеми частями света понемножку, и, должен признать,
       география действительно оказалась очень полезной наукой. Теперь я с первого
       взгляда могу отличить Китай от Аризоны. Весьма ценное умение, особенно,
       когда блукаешь в ночи. На своем веку я повстречал великое множество серьезных людей. Я долго жил в окружении взрослых. Я видел их на близком расстоянии, разглядывал в упор. И от этого мое мнение о них ничуть не улучшилось.
       Всякий раз, встречая взрослого, который казался мне хоть мало-мальски
       сообразительным, я интереса ради показывал ему свой Рисунок Номер Один,
       который сохранил и всегда носил при себе. Так я надеялся определить,
       способен ли этот человек понять суть вещей. Но он, или она, непременно
       говорили: "Да ведь это шляпа". И после этого я уже никогда не заговаривал с
       ними о боа-констрикторах, первозданных лесах или звездах; я просто опускался
       до их уровня и вел беседы о бридже, гольфе, политике и галстуках. И эти
       взрослые всегда бывали очень довольны тем, что познакомились с таким
       здравомыслящим человеком.
      
       2. Теперь обратите внимание на экран, это будет правильный пример.
      
      
       На этот раз взрослые посоветовали мне бросить рисовать
       боа-констрикторов - неважно, изнутри или снаружи, - и прилежно заняться
       изучением географии, истории, арифметики и грамматики.
       Вот почему в шесть лет я отказался от карьеры живописца, которая, вполне вероятно, могла бы сложиться просто блестяще.
       После неудачи с Рисунком Номер Один и полного провала Рисунка Номер Два я совсем пал духом.
       Взрослые никогда ни до чего не доходят своим умом, а дети быстро устают объяснять им то одно, то другое.
       И тогда я избрал себе иное поприще и научился управлять самолетами. Мне
       довелось полетать над всеми частями света понемножку, и, должен признать,
       география действительно оказалась очень полезной наукой.
       Теперь я с первого взгляда могу отличить Китай от Аризоны. Весьма ценное умение, особенно, когда блукаешь в ночи.
       На своем веку я повстречал великое множество серьезных людей. Я долго
       жил в окружении взрослых. Я видел их на близком расстоянии, разглядывал в
       упор.
       И от этого мое мнение о них ничуть не улучшилось.
       Всякий раз, встречая взрослого, который казался мне хоть мало-мальски
       сообразительным, я интереса ради показывал ему свой Рисунок Номер Один,
       который сохранил и всегда носил при себе.
       Так я надеялся определить, способен ли этот человек понять суть вещей. Но он, или она, непременно говорили: "Да ведь это шляпа".
       И после этого я уже никогда не заговаривал с ними о боа-констрикторах, первозданных лесах или звездах; я просто опускался до их уровня и вел беседы о бридже, гольфе, политике и галстуках.
       И эти взрослые всегда бывали очень довольны тем, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.
      
       ...
      
       Понятно? Во втором примере почти каждое предложение пишется с новой строки, это очень правильно. Не важно, предложения взаимосвязаны с собой иль нет, начинайте с новой строки, и все.
       При чтении такого текста глаза не устают, читатель не утомляется, это очень важный фактор. Поэтому больше всего в книгах удобно читать диалоги, так как разговор - каждый вопрос каждый ответ - пишется с новой строки.
      
      
       УРОК 7.
      
       Не останавливайтесь никогда, пишите каждый день! Повторяю: каждый день! 'Пилите Шура, пилите!' Так же вы: пишите и пишите. Писать, писать, еще раз писать! Это вечное занятие без конца и края. Представьте машину, 'Жигули', ее завели, она едет, должна ехать без остановки, пока бензин не закончится. Не тормозите машину, пусть она едет, пока 'ездется'.
       Теперь представьте себе паровоз, на всех парах мчится вперед, кочегар бросает в топку уголь и дрова, чтоб поезд ускорил, а не снизил темп. Так вот! Вместо угля и дров для писателя - это его книги и опусы. Статьи, повести, романы, рассказы, очерки. Чем больше он их напишет, чем больше будет плодотворнее, тем больше он мчится вперед. Вы надеюсь, видели, как зажигают костер? (Голос из зала)
       - Да уж...приходилось.
       - Обратили ли вы внимание на то, что зажигая старые дрова, огонь распаляется, требуя новых дров, иначе он потухнет. Огонь расходится в сторону, он голоден, он просит новую добычу в лице новых дров, он хочет их съесть, сжечь, уничтожить. Чем больше сухих палок, веток и хвороста, тем больше огонь разгорится, воспламенится.
       Так же писатель: чем больше он поставит на середину свои опусы, повести и романы, тем больше читатель будет его сжигать и рвать. Написав пару вещей, причем, создав далеко не шедевр, тем самым надеяться на вечный огонь неимоверно тупо и наивно.
       К сожаленью такие писаки встречаются часто, их подавляющее большинство! Вы должны принять вызов самому себе. Писатель вечно думает о новых книгах и идеях, он планирует их претворить в жизнь, но редко это делает. 90% писателей планируют сделать что - либо, из них лишь 30% делают задуманное.
       На это есть много причин: лень, пресыщение, удовлетворенность, бездарность и пр.
       (Вопрос из зала)
       - А вдруг эта новая идея будет неинтересна читателям?
       - А откуда вы знаете, что интересно читателю, а что нет? Не надо гадать! Что можно построить на гаданиях? Вас осенила мысль, вы ее вынянчиваете в себе, она глубоко засела в вас, вы это хотите отразить на бумаге, чтоб это легло в книгу, но очень часто писатель не решается сделать первый шаг. Он отказывается от вызова, отфутболивает этот вызов от себя, отбрыкивается, кидает вон. Принимайте вызов, пишите и пишите, успех придет. Помните, известность расползается медленно, но приходит неожиданно. Литературная слава слагается путем долгого отбора и воспитания характера. Это проблема огромной важности, без правильного ее разрешения нет победы.
      
       УРОК 8.
      
       В любых своих опусах, повестях, романах, даже статьях отражайте маленькую фишку. Что это за фишка?! Это призыв к благородству!
       Нужен призыв к благородству, помните это очень серьезно! Это крупный козырь в руках писателя.
       Даже если в ваших писанинах нет центральной мысли, или эта мысль мелкая, безвкусная, если в вашем опусе идея бессмысленная, то призыв к благородству загладит впечатление. Это уже не графомания, такова традиция. Такова пропаганда классической литературы! Если даже вы описываете жизнь бандита, вора в законе, даже вампира, опишите этого бандита и с благородной стороны.
       (Вопрос из зала)
       - А как можно поставить бандита в благородном свете? Он же бандит!
       - Почему вы так говорите? Вот Булгаков даже сатану Воланда преподнес в благородном свете, помните в конце книги, он вернул Мастера героине.
       Или Раскольников, помните, как Достоевский описал этого убийцу, когда он в самом конце книги не выдержал, сдался с повинной. Как никак это благородство. Это маленькие литературные хитрости, учтите это.
       Вы можете писать о ком угодно, даже о маньяке - убийце, как угодно, ваше право, но лучше будет если между дел вы где - то каким то образом меж строк отметите, что этот маньяк убийца любил детей, или помог старухе перейти улицу, или посадил деревце у себя в палисаднике.
       Вот это и есть призыв к благородству, это выглядит красиво. Это уже будет литература не сил зла, а добра. Текст, напичканный всякой бравадой, дефективностью и понтами, сойдет, если там будет царить благородство.
       (Вопрос из зала)
       - А какое конкретно благородство вы имеете в виду?
       - Оно бывает разным: уважение к религии, терпимость, уважение к старшим по возрасту, отвага, смелость, честность, и прочее и прочее. Мало ли?! Главное, вы поняли суть, а найти ее дело техники. Получится большой литературный Шекспир, или красота недорезанная.
      
       УРОК 9.
      
       Данный урок - это язык. Начнем с того, что очень много есть людей, которые читают книги только с одной целью: найти ошибки автора. Это такие читатели, тут ничего не изменишь, такова их природа.
       Недавно произошла такая история в Баку. Русскоязычный читатель - бакинец, пробегал глазами роман местного автора, под микроскопом разбирал каждую строку его произведения, разбирал деепричастный оборот, суффиксы, глаголы, делил, вычислял, сверял по словарю, это все я видел своими глазами.
       - Ты что делаешь? - спрашиваю его я.
       - Да вот, нашел много ошибок, потирая руки, он кричит. Такое ощущение, будто 8 летний пацан под бородой Деда Мороза узнал своего отца, стал кричать, бегать, трубить всем, пускать по миру, что он выявил невероятное.
       Вместо поиска мысли, идеи, читатель превращается в критика, в эдакого Белинского. Это так уже многое множество лет. Я читал Андрея Битова, знаменитого русского писателя. Он русский, живет в России, его прадед также русский, и он, подчеркиваю, тотально известный автор России.
       Так вот в его маленьком сбитом романе я нашел примерно 20 орфографических ошибок. Но меня это не тронуло, разве это важно, какая разница? Главное, я там зацепил мысль, вот это да, это я понимаю!
       Это говорится к тому, что если русский опытный литератор допускает ошибки в своих книгах, что тогда требовать от бакинца, от меня, азербайджанского автора, пишущего на русском языке.
       Живу я в Баку, не русский, и прадед мой азербайджанец. Тем не менее, находится немало требовательных азербайджанских читателей, несанкционированных смотрителей, для которых русская орфография важнее мысли, и точка!
       Для них грамматически прилизанный текст важнее идеи. Баку российский!
       Мы не можем и не имеем права не считаться с таким читателем, так как мы пишем для него, а не для себя. Поэтому, так как ошибок избегать практически не удается, надо отвлечь читателя в иную плоскость, дезориентировать его. Так вот, чтобы быть минимально критикуемым, необходимо одно чрезвычайно важное обстоятельство.
       Слушайте же и помните: любую мысль в своей книге делите на три или четыре категории. Это универсальный язык, его поймут все, для критики не останется места. Это язык универсальный, четкий, точный и ясный. Это не абстракция, тут уже не будет расплывчатости. Такой язык стреляет, попадая не в бровь, а в глаз. (Вопрос из зала)
       - Это как?
       - Объясняю! Допустим, я говорю о войне, о захвате территории, и чтобы это было очень понятно, привожу конкретный пример, отрывок из своей же статьи.
      
       'Агрессор и преступник не сможет долго радоваться и пировать, так иль иначе содеянное им зло вернется ему же со страшной силой.
       Добро же без ответа не останется, оно с лихвой окупится. Всего обиднее, что люди этого не понимают, думая, что избегут кару.
       Еще никому не удалось проглотить дармовой кусок хлеба, не говоря уже о земле и территории.
       Дабы дорисовать окончательно правдоподобную картинку, я бы разделил возврат земли на четыре категории.
       1. Это те случаи, когда происходит экономическое разложение государства, как в бывших соцстранах. США и Запад окончательно разрушили экономику союзных государств, в результате ФРГ объединился с ГДР, страны Прибалтики отделились от СНГ, Польша и Венгрия вошли в НАТО, и пр. и пр. Короче говоря, каждый вернулся в свой дом, очаг, на круги своя.
       2. Сюда входят возвращения земель с помощью Бога войны, железа и крови. Яркий тому пример, середина 40 годов прошлого столетия, когда Китай силой вернул себе Шанхай у японцев, как иранцы отвоевали свой город Абадан у Саддама Хусейна, вьетнамцы прогнали американцев, афганцы русских.
       3. В эту колонку входит возврат территорий посредством эмбарго, как в 1991 году. США объявил Ираку эмбарго, экономическую изоляцию, когда Саддам Хусейн захватил Кувейт. И Хусейн не выдержав такого пресса и напора, был вынужден вернуться с Кувейта домой. Можно отметить сербов, поле развала соцлагеря они были экономически наказаны Америкой, после чего освободили Боснию.
       4. И последняя категория, когда агрессор оставлял захваченные территории просто так, ему это надоедало, как бы совесть замучила. Это уже от Бога, это карма. К примеру, как Македонский вернулся из Индии, Помпей оставил Кавказ, воротился в Рим, Наполеон ушел из Москвы. С оговорками можно в эту колонку добавить, как Шарль Де Голь покинул Алжир, оставив его арабам. Он решил не связывать свою судьбу с арабами, посчитав этот шаг преполезным для французов'
      
       Ясно? Любую мысль делите и расчлените на категории, классы и группы. Это приводит к окончательному мнению. Или же мы говорим об экономике, о ее структуре, приведем еще один пример:
      
       'Экономику нужно развивать по установленным постулатам, а не так, как кто - то ее знает по - своему, когда кое - кому хочется выдумать что-нибудь свое собственное, новое и неслыханное.
       Существуют семь видов развития экономики:
       1. Повысить производство и индустрию.
       2. Обеспечить ввоз денег в страну за счет туризма и спорта.
       3. Вести захватнические войны, тем самым заполнять свою казну награбленным добром.
       4. Периодически повышать цены и искусственно поддерживать свой бюджет.
       5. Принять новую экономическую программу (НЭП), опираясь на неконвертируемые деньги, закрытый рынок, как в Китае.
       6. Развивать малый и средний бизнес в частном секторе.
       7. Развивать агропромышленный сектор.
      
      
       Кроме того, приводя факт, увязывайте его с предыдущими веками и годами, мол, так было и в XIX веке, и в XX, в середине XX века, и в конце века. Так было всегда. Это пронзает мозг читателю.
       Приведу как пример главу из собственной книги 'Белое пиво'.
       Многим читателям понравился такой трюк, так как он слишком понятен, а то, что понятно, то известно.
       1999 год.
       Закон студенчества.
      
       Воспоминания бывших студентов. Все они в разные времена прошли студенческое сито, и всем им есть, чем поделиться с вами, с нынешними студентами.
      
       ...
      
       Бывший студент физико-математического факультета Бакинского Университета - 1937-42 года - Давид Соснихин:
      
       '' Трудные были те годы, кругом коллективизация, колхозы, совхозы. Нас, студентов, направляли каждое лето в районы, помогать колхозникам.
       Не буду врать, я не учился. Кто говорит, что во времена Сталина учились хорошо, мол, студенты были сознательными, дескать, так, да сяк - не верьте им! Все это вранье!
       Я бегал по девочкам, ходили в кино, на танцы. Практически не посещали занятия, пропускали лекции и семинары только так.
       И все же, спустя много много лет, когда мне было уже 60 лет, понял, что ошибся я. Необходимо ходить на лекции. Смотря конечно, на какие. Очень многое зависит от лектора.
       То, что я понял в 50 лет, я мог бы понять и в 20, если бы посещал нужные уроки. В общем, надо заниматься над собой. Не учиться, а заниматься. Именно над собой, а не учить всякую ерунду, типа, диалектический материализм, или научный коммунизм, и пр. ересь.
       Надо заниматься, и лучшее время для этого - студенчество. А что: студент - это молодой человек, у которого уйма времени, в запасе целые десятилетия.
       Вокруг его толковые люди (я имею ввиду некоторых, именно некоторых педагогов), ему посоветоваться есть с кем. Рядом библиотека. Мир книг, журналов и газет.
       А так, конечно ясно все! Студент, он и в Африке студент. Ему подавай веселья. Но все должно быть в меру. Надо и кайфовать, и заниматься собою в плане интеллекта.
       Запомните: не слушать бездарные лекции, которые вам никогда не пригодятся в жизни, а развивать кругозор, лексикон, держать открытым свой ум, заниматься самоанализом''.
      
      
       ...
      
      
       Студентка геолого - разведочного факультета Бакинского Университета - 1943 - 48 года - Фаина Везирова.
      
       ''Глупа и безрассудна была я. Не выходила из библиотеки. Топила себя в книгах. Все читала, занималась, училась. А как же иначе? Шла война, суровые времена, сталинская эпоха. Так воспитывали всех нас.
       Спустя много лет, я поняла, что все было зря. Не следовало мне загружать необязательными предметами мозги. Достаточно учить то, что тебе по душе. Совершенно ни к чему с остервенением учить предметы, залпом читать те книги, которые не будут нужны тебе.
       Все это было зря, как показало время!
       Я поняла, что геофак - это не тот факультет, куда хотела поступить я. Искала я нечто другое, иное''.
      
      
       ...
      
       Студент филологического факультета Бакинского педагогического института - 1948 - 53 года - Фаиг Кадырбеков:
      
       ''А!!!....студенчество! Это яркий и прикольный в моей жизни период. Не учился я, кое - как получал оценки. Вечно убегал с занятий.
       Но я имел протекцию. Спал я с женой проректора, а она помогала мне на сессии с оценками. Причем удовлетворял ее в постели я как надо. Короче говоря, был баламутом я. А что было мне делать? Был молод я, горяч. Густая, даже черная кровь. Мне было около 20 лет.
       Не прочел в те времена я ни одной книги, ни одного журнала.
       Но спустя много лет, понял, что ошибся я. Все - таки, никогда не пропадет большой ум. Как говориться, ученье свет, не ученье - тьма!
       А для того чтобы стал большим ум, необходимо работать над собой, читать книги, журналы (правда, не все), общаться с интеллектуалами, расширять свой багаж знаний. И студенчество для этого - лучшее поле''!
      
      
       ...
      
       Студент исторического факультета Бакинского Университета - 1961 - 66 года - Алекпер Ахундов - ныне профессор:
      
       ''Мне обидно и горько, что все 5 лет своего студенчества я посвятил только одному - бегал за юбками. Переспал почти со всеми стоящими девушками. Дрался из-за них, мордобой, и всякое. Мне даже выбили однажды зуб. И болел я кстати триппером.
       Но когда мне исполнилось 30 лет, стал наверстывать я упущенное время. Стал нагонять я знания. Было это очень нелегко, признаюсь. Ведь нужно все делать своевременно. Читал то, что прочесть мог бы будучи студентом. Учил то, чего проходил на 4 курсе. Обидно ж это''!
      
      
       ...
      
      
       Студент инженерно - экономического факультета АЗИНЕФТЕХИМ (АЗИ) - 1973 - 78 года - Гюльага Пашаев:
      
       ''Будучи студентом, учился хорошо я, ходил на лекции, выступал на семинарах, был отличником. Ночами не спал, потел, мучился, зубрил предметы. Окончил ВУЗ с красным дипломом. И что? Кому же это надо? Спустя несколько лет, понял, что это было зря. Не надо учиться студентам! Ориентироваться должен уметь студент, ориентироваться!
       А не смотреть педагогам в рот (очень часто весьма глупым педагогам). Не научили меня главному мои учителя - как жить?!
       Поверьте, что это главнее теории механизмов и машин, или ерундового программирования. Они не смогли объяснить нам, молодым студентам - что такое жизнь? Я их очень понимаю, ибо этого не знают они сами. Не смогли разъяснить они нам, как заработать деньги? Как?
       Ведь просто - напросто, я был прямолинейным отличником. Как это глупо, о Аллах! А думал я, что этого будет достаточно. Нет уж! Вот и сейчас я расплачиваюсь. Сижу, кукую без работы.
       Не скажу, что нужно быть двойшником, убегать с занятий, грубить учителям, и пр. Нет! Но все должно быть в меру. В МЕРУ!
       Надо учиться жизни, искусству жить, а не зубрить плоские предметы.
       И педагоги должны быть педагогами жизни, а не ремесленниками''.
      
      
       ...
      
      
       Студент химического факультета Бакинского университета - 1979- 84 года - Эльхан Егизаров.
      
       '' Только потому вспоминаю я свои студенческие годы, что был я бабником. Да, бабником! Был ухажером, ловеласом. Перепробовал на вкус около 50 студенток.
       Русские, армянки, лезгинки, еврейки, даже кубинки - все прошли мое крещение через постель. Больше я не помню ничего.
       Но с годами все - таки осознал, что кое - какие предметы были нужны мне. Кусал я локти, что ничего не узнал по предмету - экономика. В свои 30 лет заново стал учить эту науку с азов, но это было совсем не то.
       Надо делать своевременно буквально все. Проходил я много ненужных предметов. Называю - истмат, диамат, научный коммунизм, математическая физика и пр.
       Это бездарные предметы, которые мне (и не только мне) были и стали не нужны. Сдавал по ним экзамены, нервничал, потел, занимался.... Спрашивается - зачем? ЗАЧЕМ?
       Мне кажется, студент должен глубоко усвоить один урок: учить надо тот предмет, который близок тебе по сердцу. Остальные же предметы надо проходить поверхностно, а не учить их.
      
       80% уроков в ВУЗ - ах студенты проходят вхолостую, вслепую, для галочки, ради программы. Учился я на химика, а стал предпринимателем. Где логика? Где она''?
      
      
       ...
      
      
       Студент физического факультета Бакинского Университета - 1982 - 89 года - Эльчин Гасанов (автор).
      
      
       ''Свои студенческие годы разделил бы я на два периода. До службы в Армии, и после. До службы, более или менее я учился. Если иногда посещать уроки, иногда готовиться к предметам, можно считать за ''учился''.
       Но после службы в Советской Армии я полностью отошел от всего. Вообще не ходил в Университет. Так, изредка (с похмелья), или заблудившись, случайно оказывался в коридорах Университета, где тут же начинались мордобой, кутеж и ругань.
       Короче говоря, конкретно сказать, я не учился. И тем не менее, тем более сейчас, признаюсь искренне, что многое упустил в период учебы.
       Не многое потерял я оттого, что так и не усвоил предмет мат.анализа или дифференциальных уравнений. Ничего не потерял я от этого.
       Немного прозевал, упустил момент своего определения в жизнь. Должен был определиться, конкретизировать я свою цель, свои стремления. Я должен был понять - что мне нужно, что хочу от жизни я?
       И студенчество - это лучшее для этого время. Опоздал я с этим''.
      
      
      
       ...
      
       Студент факультета прикладной математики - 1993 - 98 года - Сабир Османов.
      
       ''Будет краток студентам мой совет - ребята, делайте вид, что учитесь. Ходите на занятия, дружите с педагогами. Но очень глупо набивать ненужным хламом голову. Выберите себе только ту науку, только тот предмет, который вам нравиться. Как это сделать?
       Объясняю. Вам должна помочь ваша интуиция. Но самое главное - это карма. КАРМА!
       Все что ни делаете вы, не стоит ровным счетом ничего. Как говориться, чему быть, того не миновать. Я был средним студентом, так сказать, хорошистом, а сейчас я - перспективный молодой чиновник. Хотя рядом со мною учились вундеркинды, которые пропали сегодня. Их нет! Где сейчас они? За рубежом? Сомневаюсь. А если и так, то не стоило быть отличником, ради того, чтобы убежать в США или Израиль со всеми своими пожитками. Это можно сделать и без диплома''.
      
      
       Вот и все, товарищи!
       Проще говоря, надо серьезно работать. Вот так вот. Я объяснил достаточно печатно.
       (Ответ из зала)
       - Да, понятно, понятно.
      
      
      
      

  • © Copyright Гасанов Эльчин Гафар Оглы (elgafgas@yahoo.com)
  • Обновлено: 28/10/2021. 54k. Статистика.
  • Глава: Публицистика
  • Оценка: 3.86*11  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.