Мною было обнародовано письмо Жали Телефончи, иранской женщины, ей 35 лет. Этническая азербайджанка.
Она вышла замуж за армянина Самвела Акопхохяна, живут в Стамбуле.
Сама Жаля из Ирана, этническая азербайджанка.
Родилась в Тегеране в 1965 году, окончила там Университет, далее, в 1989 году, перебралась в Баку, после распада СССР уехала в Москву, там нашла свою половину - армянина. Вместе стали строить свою будущность уже в Стамбуле. Недавно Жаля написала письмо своей подруге в Баку, интересные наблюдения.
Она описывает в письме свои умозаключения про Иран и Азербайджан.
Письмо мне показалось интересным, если так, то его будут читать, если нет, мне мало дела до того.
Но мне немного стыдно за это чужое письмо, которое мне пришлось поставить на середину. Ныне Жали Телефончи нет в живых, всей семьей попала в автокатастрофу в начале декабря сего года, очень печальная история.
Ее письмо.
"Дорогая Гюля! Скучаю по тебе. У меня все хорошо в Турции, живу в Стамбуле. Колесила долго до этого. От Турции в восторге. Понимаю тебя, ты живешь в Баку. Я жила и в Иране и в Баку.
Хочу сравнить два общества - иранское и азербайджанское.
Иран - это религиозный вариант СССР. Интернета нет, международные телефонные звонки запрещены, выезды зарубеж под контролем. Повсюду шпиономания, повальная слежка. Религиозный диктат, ужасная страна, древнейшие методы казни и наказания виновных. Иисус на каждом столбе. Топор против языка.
Но в Иране есть справедливость. Она есть, милая.
В Азербайджане же монархия, плюс феодализм. Полное насилие государственного состояния.
В Баку все подчинено властям. Лишь власть имеет права, остальные же служат властям и телом и душой.
В Азербайджане народ существует лишь потому, что умеет повиноваться. Этот народ живет на свете лишь для того, чтобы перезанять, потом переотдать.
В Иране по другому, там азербайджанцы под влиянием шиизма и персов. Они немного ассимилировались, для них государственность важнее всего.
Поэтому Иран не испугался Америки, смешно представить, что Азербайджан смог бы устоять перед натиском Буша.
В Азербайджане слишком много делается для того, что бы сделать счастливыми кучку людей, эта кучка правит балом.
Но в том и дело, что монархия развращает самих рабов. Это как растение, помещенное в неблагоприятные условия, искривляется, приобретая несвойственное ему уродливую форму.
В Иране люди однообразны, там все время учатся, но в Иране деспотия, а там где деспотия - там и справедливость, там поклонение деспоту, а не деньгам.
В Иране царит страх и унижения. Страх перед Аллахом, перед законом, перед наказанием.
Тут ничто не соединяет народ с правителем.
В Баку же жизнь праздная, там все как беспечные дети. Тут свободы больше, здесь женщина не угнетена, она отдыхает по последнему слову техники. В Азербайджане господствуют деньги, в Иране же царит страх.
В Баку нет справедливости, тут много сложностей. В Баку в почете лакеи, доблесть не ставят ни во что.
Но в обеих странах шах один и тот же, он волшебник. Он простирает свою власть даже на дух своих подданных.
Если у него в казне лишь 5 миллиардов, а ему нужно 10, то ему стоит лишь убедить народ, что 5 миллиардов стоят 10, и все ему поверят.
Он может вдолбить в умы народы, что кусок дерева - это деньги, и народ немедленно с этим согласится.
Он заставляет верить свой народ, что касаясь рукою, излечивает его от разных болезней.
Иран - дикая страна, на таможне разрезают даже арбуз, чтобы проверить, нет ли в арбузе ничего против Шариата.
Это общенародный религиозный психоз.
В Баку же кругом тунеядство, страсти к щегольству, болтовня.
В Баку истинный сановник тот, у кого есть достойные предки, и кто общается с чинушами. Он весь состоит из притворства и считает себя счастливейшим из смертных.
Обе страны находятся в состоянии войны, но воевать глупо, хотя защищать отечество от агрессора нужно.
Все же мирные договоры сами по себе священны, они останавливают кровопролитие.
Оба государства, особенно Азербайджан, окружен врагами, они сильнее его, они могут навредить ему тысячью способами, безнаказанно.
Но есть надежда, что в сердцах этих врагов есть некое внутреннее начало, оно постоянно борется за него, ограждая от козней.
Вот так милая Гюля.
У нас с Самвелом растет сын.
Меня часто упрекают, что я азербайджанка, вышла замуж за армянина.
Но все мы люди, дорогая. Дождь льет как на армянина, так и на азербайджанца. Как на богача, так и на бедного.
Национализм - продукт цивилизации. У пещерных людей не было наций. Все было едино, все состояло из одного целого.
Любое изобретение человечества - это новое орудие для убийства.
Будем далеки от этого. Я желаю, чтобы когда нас захоронили, мы покоились бы в земле, а не рухнули бы еще глубже, в темную бездну, на съедение огненным гиенам.