Журналистика - безличная стезя, бессодержательная профессия. Журналист сам по себе газетчик, корреспондент, пишет по заказу для сайта, для изданий.
Он работает по факту, выполняя дежурную текучую работу. Писатель же создает образ, творит.
Журналист в поиске ежедневной информации, а именно: Президент уехал, министр приехал, зам. министра что - то сказал, там строится школа, здесь ремонт больницы, интервью, заметки, и больше ничего.
Это вызывает сиюминутный, мимолетный интерес, но тут же забывается. Кому нужна вчерашняя (или позавчерашняя) газета?
В нее как правило заворачивают рыбу.
Согласитесь сами, мы же любим перечитывать писателей классиков, таких как Руссо, Толстой, Ремарк, Уайльд, Гессе, и мн. мн. других.
Назовите хотя бы 10 самых известных журналистов с мировым именем за последние 100 лет? Не напрягайтесь, не получится.
Но очень легко вспомнить 30-40 прославленных писателей последних 20 лет.
Тут дело не в таланте, не в способностях, а в статусе.
Я знаю среди журналистов Азербайджана очень много умных людей, но что им делать, этим фабрикантам изящной словесности? Это их способ существования, в результате чего они оказываются на побегушках у общественного мнения. Сама позиция журналиста остается в тени.
Он лишь освещает события, и только.
Кто нибудь знает фамилию оператора или звукорежиссера даже известного кинофильма? Естественно, нет.
Укажите имя человека, кто освещает прожекторами арену цирка? Вы не можете этого знать, никто не знает этого, это никому не нужно и не интересно.
Оператор показывает в камере актеров, художников, приглашенных гостей (часто бездарных), но сам оператор остается за кадром.
Журналист пишет в газете статью о писателе, берет у него интервью, нередко создает о нем мнение (плохое, хорошее, не важно), но сам он остается за бортом, ибо людям всегда интересно читать о том, о ком пишут, а не о том, кто это пишет. Тем более, если речь идет о критике.
Даже гнусная и озлобленная статья в адрес писателя работает на этого писателя, это как Зидан в финале ЧМ по футболу в 2006 году боднул итальянца Матерацци. Он этим ударом головой сделал знаменитым самого Матерацци, "осветил" его на весь мир, хотя до этого эпизода даже в Италии Матерацци мало кто знал. Тут разница лишь в том, что Зидана и раньше все знали, а журналист опять остается в тени.
Покажите мне хотя бы один памятник журналисту, какую либо улицу в его честь?
А сколько мы знаем проспектов, памятников, даже городов, носящих имя поэтов и писателей. Здесь дело во времени, журналист торопится, спешит за гонораром, ему не нужна Нобелевская, Букеровская премия, ему не нужно создать себе имя. У него нет времени думать, он нуждается в быстрых конкретных деньгах.
В мире нет ни одного бедного журналиста, худо - бедно он кормится гонорарами, зарплатой, взятками. Но многие великие писатели прозябали в нищете, поэтому и вошли в историю. Это ответный ход судьбы.
Журналист в отличие от писателя не ставит перед собой недостижимую цель, у него нет, и не может быть высокой цели, он бесплоден, даже не смотря на дерзость и мужество.
Журналист не имеет прометеевскую волю, к примеру, иметь усидчивость и месяцами, иногда годами писать роман. Он второпях кропает эфемерные однодневки, он проституируют свой талант ради легких и быстрых денег.
Великое ему не по плечу.
Писатель же (имею ввиду писателя, а не того, кто всю жизнь хочет им стать), как мощное древо, напоенное вечными соками земли, будет выситься, подпирая небосвод пышной кроной своего творчества, уходя всеми корнями в родную почву, и со стихийным упорством выполнять предначертанную ему судьбой: цвести, расти и приносить непрестанно все более и более зрелые плоды.
Есть, конечно, погрешности и исключения в моих доводах, существуют журналисты - международники, они раскрывали заговоры, участвовали в интересных проектах, занимались свободным расследованием, отыскивали неведомые доселе факты, и делали их достоянием общества.
Но таких журналистов объективно мало, я говорю о большинстве, оно составляет 90%.
Со времен СССР мы знаем таких именитых представителей четвертой власти, как Зорин, Фарид Сейфуль Мулюков, Игорь Фесуненко. Хотя конечно, мы их знаем за счет телевизора, они запомнились тем, что очень часто мелькали в эфире, это сыграло существенную роль, иначе их никто не знал бы.
Экран делает известным даже животных, вспомним дикую собаку "Динго", дельфина "Флиппера", лису "Домино", лошадь "Зину" и пр.
А Фесуненко больше остался в памяти, как автор книги о Пеле, но это уже не журналистка, а публицистика.
Все же журналист играет свою роль в обществе, но у него неблагодарная работа, мне искренне его жаль.
Даже если он своей деятельностью создаст какой либо шум, скорее запомнится сам шум, а не журналист - создатель этого шума.
Отсидев за статью - "клевету", оскорбление, все равно журналист остается в тени, хотя правозащитники кричат о скорейшем его освобождении, это их бизнес, они должны так кричать, но тут же забывают о нем после того, как журналист выйдет на свободу. Часто журналист находится в забвении даже в колонии. С писателем все звучит иначе.
Яркий тому пример, арест в 2006 году азербайджанского писателя Рафига Таги, который уже известен всему восточному миру.
Вместе с ним тянул срок журналист по имени Самир, гл. редактор той газеты, с которой сотрудничал Рафиг Таги. О существовании этого Самира мало кто знает даже в Баку.
В редких случаях журналист может стать местной знаменитостью, иметь популярность у себя на Родине, в родном городе, но это будет Пиррова победа, он выиграет и погибнет, пламя его искрометной профессии быстро угаснет, ибо на Западе не интересно, что происходит на Востоке, и наоборот.
Все заняты своими насущными делами.
Вряд ли обычному москвичу захочется узнать подробности об общественно - политическом состоянии Баку.
- А Листьев? А Политковская? Они ведь стали всемирноизвестными! - возражают мне журналисты.
Во первых они не всемирно известные, их знают лишь в СНГ. Они жили в России, а Россия - держава, ее прямоте всегда завидовал Запад.
А во вторых, этой статьей я имею ввиду Азербайджан, Кавказ, нельзя сравнить российскую прессу с нашей. Для среднестатистического россиянина даже самый образованный бакинец является черной чуркой, и тут скорее дело не в народной доле самого азербайджанца, а в некотором высокомерии русского человека, в его отношении к осколкам своей бывшей Империи. Дескать, чтобы ты ни сказал и не написал, все же ты - мой раб. Так что цыц!
В этом плане писатель - нейтрал, универсал, он вправе создать искусство, которой чужда география.
Но самое главное, писатель может врать, обманывать, он обязан это делать, как это делали Миллер, де Сад, Мопассан, Платонов.
Писатели неправдивы, они преувеличители, это их воображение и полет фантазии.
Толстой кричал о добре и справедливости, а сам изменял своей жене с кухаркой.
Достоевского считали пророком русской революции, а он утопал в карточных долгах.
Бальзак был болтуном, он по всему Парижу распространял небылицы, якобы произошедшие с ним.
Пушкин развил русское слово, возвысил до небес русское дворянство, но сам был пьяницей и дуэлянтом, в конце был убит дураком Дантесом.
Это исторические факты, архивные данные, а не моя выдумка. Мысли и книги писателя разительно отличаются от его личности и образа его жизни.
Журналист - этот законодатель общественного мнения, более серьезен, но он пуст и бесцветен.
Проще говоря, писатель фантазер, а журналист не имеет права лгать, иначе его вышвырнут вон из газеты или журнала. А писателя невозможно выгнать, он в самом себе, и он независим.
А независимость всегда раздражает, в этом и вся фабула.