Знание языка и уровень образования - одной руки пальцы.
Школьные учителя обладают властью,
о которой премьер - министры
могут только мечтать.
У. Черчилль
Исстари в системе образования главным механизмом и индикатором знаний был язык, точнее сказать, знание иностранного языка.
Еще в XIX веке в лицеях и колледжах России основной упор в учебной программе делалось на изучение и освоение иностранных языков.
Почти любой, если не любой выпускник колледжа России времен Николая Второго знал 3-4 иностранных языка. Помимо латыни он знал французский, английский и немецкий языки. Как минимум. Этим и определялся уровень знаний и образованности выпускника.
Полное освоение иностранных языков есть главнейший атрибут и показатель знаний в любом обществе.
В каждой сфере есть свой индикатор и определитель.
В футболе лучший форвард должен быть забивалой, он обязан как можно больше забивать голы, иначе его рейтинг нападающего будет низок.
Это главный определитель игрока атаки любой команды. Если форвард за 10 матчей не забил ни одного гола, или же забил два мяча, это не голеадор.
В любой сфере есть свои стандарты и требования, точно также в системе образования.
Это не значит, что для этого надо в школе учиться хорошо. Учеба в школе к будущему человека не имеет никакого отношения абсолютно.
Школу надо использовать на предмет изучения иностранных языков. На нечто другое школа, особенно современная школа не способна однозначно.
Нынче широко пожившие люди часто говорят, что, мол, у них есть база, полученная со времен советского образования. Мол, они учились в такой то школе, им преподавали такие то педагоги, живые классики, и пр. и пр....
Это глупость, какая база, какие классики? Это болтовня, мешок слов.
Мало кому из пятидесятников, шестидесятников, семидесятников и прочих средние и высшие школы Союза что либо дали.
Среди них мы знаем много бездарностей, а таланты и так пробились бы, как когда - то просочился Ломоносов из глухого села в Москву.
Существуют только два типа учителей: те, кто учит слишком многому, и те, кто не учит вообще. Там и тут лишь второй тип.
Все берется в сравнении, по сравнению с нынешним временем советская система образования была хорошая, с этим трудно спорить. Но в целом, даже советская школа не соответствовала должному уровню.
Учился бы Толстой или Достоевский в советских школах, то навряд ли эти великие умы состоялись бы.
В XIX веке система образования была другая, она опиралась на конкретное учение языков.
Владеть языками, значит владеть информацией.
Многие недооценивают этот момент, мол, языки не так важны, важна педагогика, важен подход, и пр. и пр.
Если кто - то при СССР воспитывался книгами Булгакова, Тургенева и Чехова, если кто либо подпитывался учебниками Резерфорда, Томпсона или Планка, то это инициатива самого человека, учителя тут не причем.
Если они пользовались библиотекой и иными ресурсами, то все это есть и сейчас тоже, так что если кто хочет, пусть занимается.
Более того, в советское время заниматься самообразованием, читать книги было гораздо легче, свободного времени было больше, проблем было меньше, нежели сейчас, когда многие занимаются выживанием.
О какой науке и эрудиции речь, если сегодня люди не уверены в завтрашнем дне? Они не знают, как прокормить детей? Они без понятий, сумеют ли их после смерти нормально захоронить? Хватит ли на то денег у родственников?
При наличии таких ужасающих и не решаемых проблем само собой, что нормальному человеку не до книг, не до образования, не до науки и не до самовоспитания.
И уж тем более, о каких педагогах можно говорить, если большинство из них нищенствует?
Учителя ничего не могут дать, эти смешные, серенькие и оскорбленные господа лишь выполняют свою формальную миссию и хотят дожить по средствам.
Сам по себе учитель должен осчастливить аудиторию, это его важнейшая задача и миссия. Он должен научить ученика и студента жить - не тужить, зарабатывать деньги, найти себя в жизни.
В каких школах или Университетах СНГ есть такие педагоги?
Как педагог может раскрыть ученику третий глаз, если он сам глубоко неудачливый элемент общества. Как несчастный способен сделать кого - то счастливым?
На Западе это уже поняли давно, там перестали мудрить и экспериментировать, поэтому в школьных программах любого развитого общества особое внимание уделяется только изучению языков.
Такова учебная программа, изучаем языки, а там видно будет. Это более чем конкретно, и это золотая основа, старая истина, которую триллион раз повторяли и читали, поэтому она там и ужилась.
В принципе в элитных учебных учреждениях СССР точно также изучение языков стояло на первом плане. К примеру, Институты международных отношений, дипломатические колледжи и академии, спецшколы правоохранительных Органов, и пр.
Выпускник МГИМО выигрывал лишь тем, что после окончания этого ВУЗ - а он на зубок знал инглиш. Это большое и единственное преимущество.
Будто в МГИМО его учили политике? Какой политике его могли бы научить? Его научили иностранным языкам, а это не мало, это огромный плюс.
Конечно, выпускник скажем, дипломатической академии так не считает, он искренне полагает, что помимо знания иностранного языка, он обладает также и политическими, дипломатическими и иными редкими и нужными знаниями. Разумеется, это откровенный бред, это ему так кажется, что он властелин редкого ума. Никакими знаниями, кроме как знаниями иностранных языков он не обладает и не мог бы обладать никак.
Знание языков - мощная фаза и стадия развития человека.
В любом уважающем себя образовательном учреждении это очень хорошо понимают.
Лишь таким путем образование может считаться всемогущим и сильным.
Ты или понимаешь это, или не понимаешь. Третьего не дано.
Крайне трудно назвать бестолочью человека, владеющего пятью - шестью языками. Он опережает свое бремя.
Сталин ненавидел Троцкого лишь потому, что тот в совершенстве владел девятью (!) языками. Эта ненависть берет исток еще с подполья, они оба были в бегах, в розыске, до дележа власти было еще далеко.
Лев Троцкий назло Сталину очень часто говорил на английском или испанском, чтобы Сталин его не понимал.
Сталин не воспринимал Троцкого не потому, что тот был умен (Сталин тоже был не дурак, дурак не выиграл бы войну у Гитлера), а потому, что он завидовал его образованности, которая опиралась на полиглотство. Образованному человеку или завидуют, или же им восхищаются. Но часто завидуют.
И наоборот, очень легко очернить даже профессора, который кроме своего родного языка (узбекского, таджикского, туркменского или русского, не важно) других языков не знает.
Будь он трижды профессор и хороший лектор, но если он не сможет выразить элементарную мысль на английском языке, значит он ноль.
Часто можно встретить, как современный ученый из - за незнания иностранного языка конфузится, костенеет, при всем своем
остроумии, если только оно есть у него.
Вроде приличные и грамотные люди с университетскими дипломами теряются и сбиваются с последнего толка, когда к ним на международных встречах иностранец обращается с обычным вопросом. Они не знают простых слов на английском языке.
Такова первопричина, таков принцип, особливо сегодня.
Но тут есть один любопытный момент.
Любой талыш, проживающий скажем, в Азербайджане знает 3 языка: талышский, азербайджанский и русский. Имеется ввиду грамотный талыш, а не пастух.
То есть этот талыш, владеющий тремя языками, считается полиглотом по сравнению с Джорджем Бушем, который кроме английского языка ничего не знает.
К примеру, Президент России Дмитрий Медведев кроме своего родного русского языка никаким иностранным языком не владеет.
Есть много одноязычных Президентов, они знают лишь свой родной язык.
В тоже время необходимо отметить, что многое зависит от самого языка, которым ты владеешь. Речь о важности и популярности языка.
Грузинский язык кроме самих грузин никто не поймет, точно также армянский язык. Он понятен лишь самим армянам.
Речь не в древности языка, а в его актуальности и значимости на сегодняшний день.
Ты можешь в совершенстве владеть грузинским языком, но нужен ли он тебе? Тебя поймут лишь грузины.
В Дагестане живут представители 40 наций, у каждой нации свой язык. Но это сельские и мелкие языки.
Кому нужен лезгинский, аварский, рутульский, табасаранский или даргинский языки? Эти языки даже в самом Дагестане не все понимают.
Тут речь о больших языках, о 6 языках ООН
Это английский, русский, испанский, французский, китайский, арабский языки. Сюда можно добавить также немецкий, португальский и язык суахили. На языке суахили говорят почти 60% стран Африки.
Мы перечислили самые важные и главные языки, их изучать и знать перспективному человеку крайне необходимо. Хотя бы два или три языка из этого списка образованному человеку знать нужно всегда. Таковы современные стандарты, тут уже ничего не изменишь.
Ты можешь не знать квантовую механику, микробиологию и органическую химию, тебе это простят и поймут. Зачем тебе квант, электрон, таблица Менделеева или эфир? Это не твое!
Но если ты претендуешь на подиум образованной личности, то единственной устойчивой точкой на этом пьедестале будет твое владение иностранными языками.
Более того, знание иностранных языков необходимо не только людям науки, языки должны знать политики, банкиры, бизнесмены, проститутки, водители, рабочие, врачи, повара, поэты и пр.
Президент какой либо страны пусть не будет знать электродинамику, экономику или историю древнего мира, эта ересь ему не нужна, для этого есть специалисты, но он обязан знать хотя бы инглиш, чтобы без переводчика и свидетелей говорить со своим визави тет - а - тет.
Есть вещи и слова, о которых никто кроме двух владык не должен знать.
А незнание языка приводит к утечке информации.
Возвращаясь к вышесказанному можно еще раз отметить систему образования и учебные программы в школах царской России.
В те годы это очень хорошо понимали, что будущему выпускнику колледжа или лицея нет необходимости знать биологию, химию или математику, он обязан знать языки, только языки и ничего кроме языков.
Все равно подавляющему большинству выпускников в будущем не будет нужна ни биология, ни математика, ни химия, ни астрономия.
По процентному соотношению почти в любых школах и ВУЗ - ах бывшего Союза в учебных программах часы распределяются поровну, то есть студенту выделены одинаковые 50 часов (примерно) по всем предметам: и по физике, и по информатике, и по химии, и по английскому языку. И он должен успеть все охватить.
Это абсурд.
Данная ситуация приблизительно схожа с картиной, где спортсмен еще не определился, кем он будет: легкоатлетом, футболистом, теннисистом или пловцом. Тренеры его учат всему, де, ты должен уметь и плавать, и бороться, и забивать голы и метко стрелять.
Возможно, спортсмен - любитель, который забавы ради занимается спортом именно так и поступает, но тут речь о профессионалах и о профессиональном подходе к образованию.
Если мы сами учимся и учим молодежь в школах и университетах забавы ради, для прикола и проформы, то надо это честно признать и абсолютно не ожидать какого либо серьезного результата от выпускника или слушателя.
В одну узкую дверь, а дверь на самом деле узкая, по порядку можно пройти лишь по одному.
Одновременно в эту дверь никогда не пройти гурьбой, целой ватагой. Начнется столпотворение, живая пробка.
Также и с учебной программой. Необходимо сделать мощный акцент на одном из предметов, а не скопом пытаться вдалбливать учащимся все уроки сразу.
Это бессмысленная тяжба, сами школьники и студенты недовольны таким положением дел.
По статистике и проведенному соцопросу 82% выпускникам школ университетов в дальнейшем так и не понадобились такие предметы, как литература, химия, физика, география, астрономия и пр. Хотя во время учебы этих учеников мучили, три шкуры сдирали с них педагоги физики, математики, химии и пр.
Мы прекрасно помним, как нас, будучи студентами, пугали на уроках по Научному Коммунизму.
Седой 75 летний профессор говорил нам:
- Помните мои слова, без знаний по Научному Коммунизму у вас нет будущего. Помните это, или я ничего в жизни не понимаю, - из слов этого профессора.
Увидеть бы его сейчас, и спросить:
- Где же твой одноразовый коммунизм? Тем более научный!?
Таких фактов можно привести сотнями.
Кроме знания языка любая отрасль спорная, даже точные науки, которые изобилуют формулами и уравнениями.
Очень часто встречаются споры между физиками, математиками и химиками, и бытует мнение, будто в спорах рождается истина. Но она так и не рождается многие века, а споры не утихают, ибо эти ученые получили спорное, не конкретное, условное образование. И это еще точные науки, а не какая - то там история или география, которые меняются каждые 40-50 лет.
Языки стоят выше и физики и математики. Глухонемой не станет ученым. Он не станет никем и ничем. Сначала было слово, вначале надо уметь говорить, объяснять, разъяснять. Для этого надо знать языки.
Остальные науки и предметы на втором месте, если не на третьем.
Ежели человек имеет несомненное дарование к физике или химии, то он рано или поздно станет ученым, и педагоги к этому не имели, не имеют, и не будут иметь абсолютно никакого отношения. Тем более, сегодня, где кругом репетиторство, школы находятся в тени.
Почти все выпускники средних школ или абитуриенты поступают в ВУЗ за счет репетиторов, педагоги школ тут абсолютно не причем.
Это очень грустный факт, но это именно так!
Школы детям мало что дают и дети от этого жутко страдают.
Будто Эйнштейн обязан был благодарить своего первого учителя по физике? Разумеется, нет, более того, хорошо, что Эйнштейн у этого педагога ничему не научился. Иначе он не стал бы Эйнштейном.
Орел никогда не терял напрасно так много времени, как тогда, когда согласился учиться у вороны.
Проще говоря, не надо учить школьнику и студенту бесполезные предметы, которые им однозначно не будут нужны.
Это холостые выстрелы даже ни в небо, а неизвестно куда.
В любой сфере должна быть точка сборки, опора, главный показатель, иначе все бесполезно. Механизм, если он есть, должен на что - то опираться, в данном контексте на изучение языков.
Если нет конкретной опоры, а есть всего лишь распыливание и разбрасывание учебного плана и программ по разные стороны, то никакого итога не будет, его на самом деле нет. И не может быть никак.
Любая школа будет гордиться своим выпускником, который владеет несколькими важными и большими языками, ибо иностранный язык - это категория рассудка, соприкосновение с внешним миром.
Знание языков замедляет процесс старения. Международные эксперты уверены: скорость старения зависит от количества языков, которыми овладел человек.
Изучая речь чужой страны, мы приостанавливаем процесс ухудшения памяти и помутнения рассудка. Высокий лингвистический интеллект способен существенно замедлить некоторые возрастные изменения.
Сегодня в Европе это понимают. До стран СНГ это еще не дошло.
Выпускник Берлинского, Миланского или Венского Университета владеет как минимум тремя европейскими языками ООН.
Даже выпускник Тегеранского Университета помимо своего персидского языка, знает инглиш и французский языки.
А выпускник ташкентского университета знает лишь два языка: узбекский и русский. И все, точка! Он двуязычен! Это очень мало, совсем ничего. Причем речь идет о грамотном студенте технических факультетов, а не об оболтусе, который знает лишь узбекский язык.
И не о востоковеде, который должен (именно должен) вроде бы знать много языков. Хотя далеко не все студенты восточных факультетов знают иностранные языки.
Словом, выпускник Университета стран СНГ в плане знания языков сильно уступает иранскому, пакистанскому, сербскому или болгарскому выпускнику. Про западноевропейских учащихся промолчим. Стыдно сравнивать.
Вряд ли за редчайшим исключением студент физико - математического или биологического факультета Бишкекского, Кишиневского, Минского или Душанбинского Университета в совершенстве владеет английским. Это практически исключено.
И он тут не виноват, виновна сама система образования, точнее, ее отсутствие.
Необходимо перестроить и перелопатить полностью всю так называемую систему образования. В этой системе нужна революция, а ни эволюция, ибо
нет центрального положения в этой области. Студента пытаются обучить всему, в итоге ничему не обучают. Хотят охватить все, но ничего не выходит.
Сама программа основана на том, что студент или слушатель обязан знать все, понемногу обо всем, а в итоге он ничего не знает, что естественно
Его знания никакие, в лучшем случае, ни к селу, ни к городу.
•••
Все решают власти, принимает решение руководство, верхушка. Не сутенер, не тракторист, не педагог, не врач и не министр, именно правительство принимает решение. От обычного серого люда не зависит ничего совершенно.
Образование и народ - это антонимы, это совершенно разные понятия и вещи. Народ никогда не хочет учиться уму разуму.
Образование нынче слабое лишь потому, что это властям не нужно. Именно властям, в принципе, как уже сказано, оно не нужно и самим людям тоже.
Властям нужны хорошие рестораны, отели, поэтому во многих странах СНГ отельный и ресторанный бизнес развит очень хорошо.
Это говорится не со зла, не с позиции критики, тут очевидный факт, как говорится, что очевидно, то не стыдно.