Гасанов Эльчин
Бег по кишкам мозга, или Там, где заканчивается радуга творчества.

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гасанов Эльчин (elgafgas@yahoo.com)
  • Обновлено: 15/09/2012. 12k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  •  Ваша оценка:

      Бег по кишкам мозга, или ТАМ, где заканчивается радуга творчества.
      
       Ныне писать - читать большие романы и повести неактуально, у нас на то нет времени, которым мы дорожим, терпения не хватит.
       Поэтому вся пишущая братия тут же стремится отразить в Интернет газете или просто в бумажных газетах мелкие по объему статьи, очерки, повести, новеллы и эссе.
       Так удобно и для авторов и для читательской аудитории.
       Такова униформа стабильности.
       Сегодня романы пишут лишь сейсмоопасные меньшинства, а остальные торопятся сказать.
       Имеешь слово - говори кратко и сжато! Не мучай нас.
       Посему разделим творчество и данных лиц на 5 категорий.
      1) Тут несогласные радикальные люди, реакционеры, оппозиционеры, мазохисты, они на тропе войны с властями, нарочно ищут с ними ссоры и вражду. Их девиз: "Смелость - мать света!" Они потеряли малейший шанс попасть в золотой блокнот, не видят свое будущее у себя на Родине, ведут себя соответственно, а именно: ругают чиновников, Президента, властьимущих, самого Хозяина фольги, проще говоря, всех кто ближе к основному движению. Это очень рискованная шкала, натуральная формула провала, у них сроки коротки. Они вечно в напряге, не могут спокойно спать, есть, гулять, смотреть телевизор, ждут яростных атак на себя, в ожидании облавы на отцов. В конечном итоге их или убивают, или сажают в тюрьму, или выселяют из Родины прочь. Сюда входят Старовойтова, Политковская, Гонгадзе, Листьев, Лимонов, Плотников, проще говоря, те, кто в камере окончательного заключения. Они еще слушают Высоцкого и читают Аксенова. А что им делать? Кто - то должен заполнить эту колонку. Властей критиковали всегда, это вечный процесс. Владыкам это нравится, или нет, они могут думать об этом все что угодно, надо знать одно: ругать падишаха есть то же, что глядеть на Эйфелеву башню. Или смотреть на луну. Этого не избежать. Все равно найдутся те, кто займется этим. Если не они, то другие. Данная колонка пустой не бывает. Прямо скажем: у них красивая собачья жизнь!
      2) Здесь те, кто пишет нейтральные ВЕЩИ, точнее сказать, читая опусы авторов этой категории, не поймешь, кто они: левые, правые, центристы, роялисты, фашисты, исламисты, пантеисты, атеисты. Ни к селу - ни к городу, или и в село и в город. В любом случае эта шкала более безопасная, чем предыдущая. Не совсем невинная шкала, но более надежная.
       Авторы сей колонки бьют и влево, и вправо, и в бороду и в гриву. Они ущипнут и властей, и оппозицию, не пройдут и мимо дворника. Ему также достанется. То есть ты не разберешь, кто этот Сан Саныч, что ему надо? Вроде не наш, наши так не пишут, наш никогда не укажет о том, как ограбить средний класс. Но он наезжает на левых, на правых, на центристов, он ВСЕХ РУГАЕТ! Как бы зол на все. Отсюда и вопрос: что он хочет? Кто он по жизни?
       Пока это будут выяснять, авторы данной категории будучи временно неприкасаемы, могут спокойно писать очень долго, они не на карандаше у карателей. Пройдут боком, их не заметят. Тут люди с определенными блюзами, они ведут работы по соискательству.
      3) Здесь солидные журналисты и писатели, гражданские деятели - философы, они пишут очень глубокие аналитические ВЕЩИ. Касаются в своих произведениях темы религии, философии, метафизики, науки, искусства, политики, спорта. Пишут ярко, красиво, крепко, объективно, правильно и справедливо.
       Иногда вскользь отмечают жаренное, время от времени бросая мелкие камешки в огород чинуш, задевая за животное, не без этого, звезды тоже устремляют взор на землю. Но в основном они трогают целое, а не часть, они видят народ и общество, а не царя и Президента. По любому они нравятся людям, им прощают многое (хотя нечего прощать), у них чувствуется уровень, к ним тянутся. Великое манит. Они почти СВОИ, но конкурируют сами с собой.
      4) В этой колонке проправительственные журналисты и писатели, они в своих опусах и интервью лишь хвалят власть. Пропагандируют правых, царя и трон. Восхваляют и поют оды! "Все могут короли"!!!
       С ними все ясно. В принципе это умно, спишь спокойно, живешь без проблем, избежал бед, постоянно работаешь над темой "Шах и аромат". Пусть это не оригинально и не мастито, но зато уютно и спокойно. Они подсознательно понимают: это все детские игры, зачем дразнить гусей, к чему на ровном месте искать проблем, когда их можно обойти. Разве это не мудро?
       Да, эти люди не для истории, они не творят ЭПОХУ с большой буквы. Здесь нет Солженицына, Бродского и Войновича, порода отсутствует напрочь, это ясно всем. Тут лишь придворные авторы, их награждают медалями и премиями, их используют верхи, они на повестке дня, но после смерти их забудут до обеда, и это естественно, что может ИНТЕРЕСНОГО (!) написать человек, который заведомо аплодирует правителю. Само по себе это уже скучно и обыкновенно. В их жизни со всех сторон все Советское
       Они изначально рукоплещут властям, не вызывали и не вызовут никакого интереса даже у царя и его окружения, не говоря уже о массах.
       Но что им делать, они тоже хотят сладко есть, пить и спать. Имеют на то право. Данная шкала сама по себе делится на две подгруппы:
      а). Сюда входят фанаты власти, они слепые зомби и в прямом и фигуральном смысле. У них отсутствие критического восприятия своих убеждений, они приверженцы царя, пойдут за шахом в пропасть, как люди шли за фюрером на верную смерть в 40 - е годы прошлого столетия. Нетерпимы к чужим воззрениям, тут же реагируют на тех, кто заикнется против короля. Это очень преданные индивиды, верят в полосатый позитив.
      б). А здесь хитрецы, они все прекрасно разумеют, в узких кругах самым близким людям искренне признаются, что заняты фикцией, но вынуждены делать ЭТО ради себя и карьеры. В принципе это нормально, они внутренне взрослые, во всяком случае, не дети, словно Гулливер попал в страну лилипутов и принял их законы. Бред оправдывает средства, игра стоит свеч. Это самое важное, мы снова и снова должны задавать себе этот вопрос: а стоит ли в данную минуту свеч наша собственная игра? В 9 случаях из десяти люди играют, играют и еще раз играют, будут играть дальше, но их игра не стоит свеч. Мы сто рублей ставим в центр, чтобы заработать рубль, и когда, наконец зарабатываем этот дохлый рубль, мы рады так, будто выиграли, а не проиграли. Человек делает два шага вперед, чтобы затем сделать десять шагов назад, именно ЭТО есть его цель и игра, которая, по его мнению, стоит многих свеч.
       5). И последняя шкала, здесь те, кто просто пишет. Пишет и пишет. Ему все равно, что писать, о чем писать. Именем беспорядка
      он вчера рычал на власть, теперь же он хвалит короля и его августейших особ. Послезавтра он будет писать об абхазах, через месяц найдет нечто отвлеченное на тему женитьбы и дождя. Лишь бы писать. Пишущий флюгер.
       Буквально недавно он стрелял в чеченцев, а теперь он с ними сдружился, ходит в мечети, и напротив: намедни дружил с известными людьми, сильными мира сего, а нынче объявил им жесточайшую войну. А затем опять с ними сядет за общий стол.
       И дело не в том, что ему заплатили, купили, он продался, клюнул на удочку, или поумнел, прозрел, отнюдь! Хотя ему самому кажется, что он изменился, очнулся, вышел на новый уровень, он теперь пишет уже не так, как вчера. Нет и нет! Такова их карма, программа, они сами тут не причем. Это механические куклы, иногда даже сами себе удивлены, де, я вчера писал о ландышах, сегодня сочиняю повесть о тюрьме. Позавчера ругал Пал Палыча, а сегодня с ним я водку пью, и наоборот: дружил с Иван Иванычем, а сейчас его я ненавижу. У меня память отшибла? Как это я мог все забыть?
       Но такова их жизнь. У них всегда розовый период. Они пишут не потому, что у них есть свежая идея, как то вдруг появилась новая мысль, мол, им есть что сказать толпе и массам необходимо их выслушать, это не так, а потому, что они не могут не писать, как старый заядлый курильщик не может не курить, для него табак есть все! Как болтуны - говоруны не могут молчать, они вечно что - то лялякают. Скажем как бы более ближе для данной шкалы: они напоминают тех, кто часто пукает, пускает голубей только и только потому, что иначе не могут. Они привыкли пукать.
      
      •••
      
       Все пять категорий реальны, имеют право быть. Если кто либо выпадет из одной колонки, его место займут другие, и не важно кто конкретно. "Наше" место пусто не бывает.
       И далеко не всем им платят за их творчество. Или платят очень мало. Лишь для некоторых это слабая форма существования, для остальных это смысл жизни, привычка, хобби, или полу хобби.
       Золотой серединой в этой классификации является третья шкала, она играет роль третьей силы, объединяет крайности.
       Именно она сохраняет необходимую симметрию.
       И это правильно, ибо ругать власть опасно и глупо, зачем искать приключения на свой зад? Ты же не дите!
       Хвалить прилюдно царя, воспевая ему главную песню "Его больше, чем кажется" несолидно, это не красит нормального автора. Будет вызывать кривую усмешку. Что ли темы иссякли?
       В принципе все категории кроме третьей весьма несерьезные, это признают все, от бабников до сыщиков. С этим согласны даже интермальчики.
       Но нередко происходит ротация, люди меняются местами: кто - то прыгает как кузнечик из первой шкалы во вторую, из третьей в четвертую, из пятой в третью. Все по автомату, механически. Сами люди тут бессильны, они клавиши пианино, клавиши не видят пианиста, они управляемы извне.
       Если кто - то кому то наступил на ногу, если страна объявила войну соседям, если террорист взрывает мечети и церкви, то это происходит не потому, что люди стали нервными, власти что - то проморгали, Органы потеряли бдительность, а потому, что все идет ОТТУДА, сверху. Мы лишь инструменты, на которых играют обстоятельства.
       Почему - то мы связываем с Богом все природные явления, вулканы, землетрясения, штормы и смерчи, де, это все от Бога, Бог посредством природы наказывает нас, типа это кара, возмездие, а террор, погромы, войны и насилия, которые устраивают сами люди - это уже не от Бога, а сами люди. Зачем? Выходит, человек сильнее природы? Человек более могущественен, чем смерч и ураган?
       Если природа есть средство для Аллаха, то человек им - этим средством - является подавно.
       В солнечной системе происходят межпланетные изменения, часто сталкиваются меж собой миллионы осколков астероидов, метеорных тел, это моментально отражается на Земле в трехмерном мире на поведении людей, на их умонастроении, и даже на внешности.
       Желудок имеет свое своеобразное сознание, желудочно - кишечный ум. Желудку кажется, что еда поступает в него ниоткуда, из ничего, или же желудок сам выдумал эту пищу.
       Желудок не видит и не понимает человека, его аппетит, голод, рот. Он лишь переваривает то, что в него попадает, будь это мясо, мука или гвозди.
       Нам наивно кажется, что творческих людей осеняют мысли, муза, душевный полет, сердечное движение, запах мандарина, каменные слоны, зеркальное дно океана, слезы дьявола, "груши, девочки и пони", и так далее.
       На самом деле в наш разум лезут всякие глупости, и эту глупость мы пытаемся любой ценой реализовать. Эту горно-металлургическую комбинацию мы называем творчеством.
       Так и напрашивается извечная эзотерическая фраза:
       "Ты всегда не то, что есть".
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гасанов Эльчин (elgafgas@yahoo.com)
  • Обновлено: 15/09/2012. 12k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.