На вопросы отвечает писатель - публицист Эльчин Гасанов.
- Каков уровень культуры местного общества в наши дни?
- Отвечу так: все относительно. По сравнению со странами Средней Азии, к примеру, с Туркменией наша страна высший пилотаж. Баку в плане интеллекта и культуры опередил Ашхабад минимум на 50 лет. Но глядя на Париж, Баку мягко говоря, хромает, несмотря на то, что островками и эпизодами Баку и бакинцы (горожане) находятся на должном уровне. Не буду лукавить, разумеется, наш уровень по мировым стандартам и параметрам невысок. Даже в европейских странах люди недовольны уровнем своего общества. Что о нас судить?
Скажем, в Италии и Австрии местные люди обсуждают низкий потенциал своей нации. Я это видел своими глазами. И это центр Европы.
Кавказ всегда был черной периферией для Запада, тем более мусульманское общество Кавказа объективно воспринимается западом как низшая раса, далекая от цивилизации. Религиозный аспект тут неслучаен, ибо ныне миром правят католики и протестанты, а мусульмане считаются оппозицией. По сей день в горах и селах Кавказа актуальны инцест, кровная месть и кража невест, это на фоне нано технологий и генной инженерии.
То есть как не прискорбно, для американца (или англичанина) особой принципиальной разницы между дагестанцем из горного аула и азербайджанцем из Баку нет. Мы оба для них мусульмане с Кавказа.
В тоже время, если конкретизировать точечно, уровень развития часто определяется по поведению, к примеру по тому критерию, КАК и на ЧТО конкретно смеется человек. То есть что является объектом смеха, и каков его смех?
Весьма трудно назвать высокоразвитым пустосмешку, который громко заливается смехом на ровном месте из за ерунды. Это сплошь и рядом. Я привел всего лишь один крохотный критерий, таких критериев уйма.
- Как можно поднять уровень?
- Тут много моментов. Один из них: брачная интеграция. Моно национализмом поднять уровень нельзя, это противоречит всем научным догматам. Невозможно быть националистом (или нацистом, что одно и то же) и иметь развитие. То есть необходима брачная кооперация, нужны смешанные браки. Это есть глубокая классическая интеграция. Иной интеграции нет. На том держится мир и материя. Политической интеграции априорно нет и в помине. Это ерунда! Есть лишь кровная интеграция.
Азербайджанец время от времени должен жениться на иностранке, точно также азербайджанка иногда не стесняясь должна выходить замуж за иностранца. Такова парадигма. На первый взгляд это нереально, хотя такие случаи не редки. Нужно связать наш народ с другими более большими развитыми (продвинутыми) нациями, такими как англичане, французы, американцы, итальянцы, евреи, турки и пр.
Это психофизиологическая инъекция. Пусть эти народы с близи ознакомятся с нашей культурой и нравами. По иному, без бракосочетания все будет вхолостую.
Прогресс в соединении, а не в отсоединении. Сидеть особняком у себя в кишлаке и считать свой кишлак центром вселенной ничего не даст.
К примеру в США, Канаде, Англии, Южной и Северной Европе, Скандинавии, в Бразилии, в странах Бенилюкса (Бельгии, Голландии, Люксембурга) весь этногенез смешался в один клубок: черные, белые, краснокожие, бледнолицые, индейцы, все они переженились друг с другом, их высокий уровень смысла нет обсуждать. Там, где космополитизм и дружелюбие - там есть развитие.
Известный в прошлом украинский футболист Андрей Шевченко женат на американке Кристен Пазик (топ модель), у них теперь растут сыновья Джордан, Кристен, Габриель. Ясно, что уровень украинца уступает американцу, тем не менее эти "по паспорту" украинцы Джордан и Габриель Шевченко будут уже украинцами высшего уровня, а не теми, которые в Киеве считают полицаев времен Второй Мировой войны Шухевича и Бандеру национальными героями. То есть нынешние киевские (или львовские) мальчишки будут равняться на Джордана Шевченко, а не наоборот. Таков столп почитания и этнологии.
А между тем на Кавказе по сей день девушку не выдают замуж в соседнее село (расстояние 5 км) из за отсталых предрассудков.
Далее, необходимо жить за пределами своей страны и прославлять свой народ вдалеке, на чужбине. Лютфи Алескерзаде (Лютфизаде) многие в мире знают, как профессора калифорнийского Университета, математика и логика потому, что он всю свою сознательную жизнь жил в США.
Муслим Магомаев не стал бы великим тенором, находясь вечно в Баку. Тоже в равной степени касаемо Рустама Ибрагимбекова, известного режиссера, который в принципе в Баку жил мало. И напротив, Рашид Бейбутов по своему таланту и одаренности превосходил М.Магомаева, но его рейтинг популярности значительно уступал Муслиму, ибо он всегда жил в Баку. Р.Бейбутова в СССР горстка старого поколения разве что знала по фильмам "Аршин мал алан", "Бахтияр". Именно разве что...
- Почему раньше чувствовался праздник, а сейчас уже нет?
- Опять же все относительно. Есть немало людей, для которых и теперь праздник продолжается. Многое зависит от оптимизма, возраста и благосостояния человека. Скажем, нынешняя молодежь гораздо счастливее и свободнее, чем мы. Для нее и сейчас праздник. Я не вижу в глазах нынешней молодежи грусти и печали, невзирая на наличие многих проблем. Сегодня есть интернет, сотовая связь, спутниковые антенны, более 300 каналов по TV, то есть много соблазнов.
Любой юноша в глобальной сети спокойно общается с американцем и аргентинцем, колесит по миру, нет проблем. Об этом мы могли лишь мечтать. В наше время был СССР, хоть и не было особых проблем, была тишь да гладь, но общество было закрытое, герметичное, кругом запреты, всякий контакт с редким иностранцем воспринимался за потенциальный шпионаж. Чтобы поехать в социалистическую Румынию, надо было принести 1000 справок. О поездке в капстрану вообще разговор не шел.
Я говорю о 70-х и 80-х годах прошлого столетия, то что я видел своими глазами. Тем не менее и мы были счастливы, ибо были юны. Молодость великая сила. Я знал одного русского пенсионера, который в юности пережил блокаду Ленинграда, перед ним гибли люди от голода, ему было тогда 15 лет, до сих пор он вспоминает те годы с упоением, как особую часть своей жизни. По его словам именно тогда (то есть во время войны) и была интересная жизнь. Все дело в возрасте. Это есть первый показатель. С годами даже мед теряет свой сладкий вкус.
Далее следует характер и финансовые возможности. Богач и теперь жирует, он вечно праздный. Деньги решают очень многое, если не все. Тоже в равной степени касаемо оптимиста, который не теряет дух даже в одиночной камере. Все вкупе, в комплексе.
Так что, когда люди беспричинно ноют по прошлым дням, мол, "раньше было хорошо, а теперь все плохо" - это связано с указанными тремя причинами, а в целом если посмотреть на это глобально, то это несерьезно. Что значит "раньше было хорошо!" Спрашивается, что хорошего было раньше? Иногда многим даже нечего вспомнить, они толком и не жили, но все равно по инерции и они вздыхают по прошлым дням. Таким образом, все относительно, те, кто теперь пирует, вряд ли скучает, а тот, кто не у дел в унынии. Все решают юность, праздность и личная обеспеченность. Это лохматая аксиома.
- Каков уровень образования в странах СНГ?
- Вечный вопрос, обсуждаемый часами. Мне кажется, я ничего нового не скажу, и так все ясно. Все в курсе всего. Я лишь напомню кое - что.
Образование есть та сфера, где, в сущности, нет результата, то есть спрос тут отсутствует, в том и беда. Это очень тонкий вопрос. Меняют руководство образовательных структур и учреждений, делают рокировку чиновников как в шахматах, но толку нет, и не может быть. Это слагаемые, от их перестановки сумма не меняется. Надо менять сумму, направление. Объясняю. Скажем, полиция ловит преступников, пограничник контрабандиста, врач - хирург оперирует больного, банкир выдает ссуду, все они (эти области и сферы) отвечают за положительный результат в своем деле, в противном случае им будет худо, их вызовут на ковер. Это очень серьезное дело.
Относительно недавно в одной из российских клиник сделали неудачно операцию 18-летней девушке. Она скончалась от анестезии на операционном столе. Клинику тут же закрыли, пусть и временно. Врачей наказали. Это и есть спрос. Не дай Бог допусти ошибку - с тебя три шкуры сдерут.
А какой результат возможен в школе? Абитуриент поступит в Вуз или же НЕ поступит - какой спрос у той средней школы (у директора школы), которую окончил этот абитуриент? Согласимся, спроса никакого! Выпускники Вузов не могут найти работу, часто находят временную работу и не по специальности. Многие из них норовят рвануть за рубеж. Разумеется, это негативная ситуация, но кто нибудь спрашивает у руководства Вуза, почему его выпускник недостаточно образован, что не может найти себе работу? Ответят, что Вуз тут не причем, даже на Западе Вуз не отвечает за трудоустройство. Допустим. Но сегодня в странах СНГ очень много Вузов, которые ни за что не отвечают. Их чересчур много. Их хата с краю, выдали диплом, и все дела. Хорошо устроились. Они так "понимают" образование.
В пятимиллионном Измире (третий и самый западный город Турции) всего 2 Вуза, а в 3-х миллионном Баку Вузов больше 20. Ситуация не иначе как забавная. Образование не та стезя, где можно брать количеством, тут нужно качество. Вуз не магазин, мол, сосед торгует дынями, я что, хуже?
В Европе Университеты не гарантируют работу, но дают четкое и верное образование. Напичканный хорошими знаниями молодой человек без работы не останется. В хороших специалистах нуждаются многие работодатели независимо от географии страны.
В тоже время многое зависит и от самого человека. Есть такой термин - самообразование. Не важно, как ты учился, главное кем ты станешь после.
Если индивид энтузиаст, талантлив и образован от природы, то ему Вуз и школа изначально не нужны. Как говорили мудрецы, школа не должна мешать ученику учиться. Я назову людей, которые известны всему миру, они без высшего образования, НЕ бакалавры, окончили лишь школу.
Писатель - фантаст Рэй Бреддбери, Максим Горький (два класса образования), Марк Цукерберг - основатель Facebook, Билл Гейтс, основоположник корпорации Microsoft, Стив Джобс - глава компании Apple, Эдуард Мане - французский художник, режиссер Джеймс Камерон, актеры Мерилин Монро, Том Хенкс, Дж.Кроуфорд....список можно продолжить до утра.
Даже сам Эйнштейн с первой попытки не поступил в Вуз, так как не получил школьного аттестата.
Альберт Эйнштейн является гениальным ученым всех времен и народов НЕ благодаря своим школьным учителям. Они ему ничего не дали, бог миловал. Эйнштейн по своей карме и генетике был такой. Можно подумать, если он не проходил бы в лицее географию и историю, то не открыл бы теорию относительности....
Система образования это процесс передачи знаний от учителя ученику, и этот процесс может происходить и в лесу, и на берегу моря и в горах. Какая разница, где услышать и уяснить для себя золотые наставления?
Великий Насими учил своих учеников под открытым небом в пустыне, где не было кондиционеров и кабинетов с евроремонтом. У Насими не было жирного кресла, секретарши, он не был ректором (или проректором) Вуза, но вряд ли нынешний современный педагог или ученый тягался бы с ним. Это разные весовые категории.
- Как же быть с зарплатами учителей?
- На постсоветском пространстве почти все учителя делятся на две категории: отсталые и современные. Отсталые это те пожилые люди, кто на старом багаже хочет почивать на лаврах, то есть они не знают иностранных языков, интернета и компьютера, но недовольны жизнью. А современные педагоги ныне участвуют в различных программах, таких как "MBA", где за один час урока платят педагогам 30 и больше долларов США. Это хороший показатель. Кто умен, тот живет лучше.
Дармоеды вечно ноют. И дело тут не в зарплате, можно вести частные уроки, как иностранным ученикам, так и местным. Но и здесь нужна хорошая образованность и современные навыки, те качества, которые у старых учителей напрочь отсутствуют.
Настоящий учитель должен учить людей жизни, а не трафаретным знаниям. Он должен учить студентов и слушателей тому, как не бояться смерти, как увидеть себя в СЕБЕ, как зарабатывать деньги, как выйти из сложных ситуаций, как попасть в историю, как видеть невидимое, это самые главные мудрости еще со времен Аристотеля.
А учителя за рамки программы не выходят не потому, что они ответственны, а потому, что они ничего кроме своей учебной приевшейся программы не знают. Потому студентам и школьникам скучно.
Но все равно учителей уважать надо, они заняты трудным благородным делом. Другой вопрос, насколько их предмет сегодня важен или нет. Как говорил Батлер, "существует только два типа учителей: те, кто учит слишком многому, и те, кто не учит вообще".