Гавров Сергей
"Наш Патриарх - Кирилл!" Сергей Гавров

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • © Copyright Гавров Сергей (gavrov@gmail.com)
  • Обновлено: 14/04/2010. 15k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика
  • Аннотация:
    Еще совсем недавно было удивительно видеть, что вызовы, с которыми столкнулась Россия, велики, а в стране не видно общественных сил, которые могли бы ответить на них. Долго не было того, кто может повести за собой народ, или хотя бы тех немногих, кого еще можно повести к историческим сверхматериальным целям. Сегодня появились вожди нации. В светской области государственного строительства - президент Медведев, провозгласивший - Россия, вперёд! В области церковной жизни - Патриарх Кирилл<...>Даже если Кирилл избран провидением, задача превращения "воды в вино", то есть исторического разгрома в победу - невероятно тяжела. Именно задача нашего общего спасения, возвращения к жизни исторической России - Святой Руси легла на плечи этого человека. Под большие исторические задачи Бог посылает на землю людей, способных их решить. Патриарх Кирилл дан нам под российское возвращение в большую историю.


  •    0x08 graphic

    Сергей Гавров

    Наш Патриарх - Кирилл!

    Вот, в средоточьи церкви Востока,

    Строгое сердце горит за страну

    Отче святой! К благодатным истокам

    Творчеством, думой и верой льну.

    Даниил Андреев

       Еще совсем недавно было удивительно видеть, что вызовы, с которыми столкнулась Россия, велики, а в стране не видно общественных сил, которые могли бы ответить на них.
       Долго не было того, кто может повести за собой народ, или хотя бы тех немногих, кого еще можно повести к историческим сверхматериальным целям.
       Сегодня появились вожди нации. В светской области государственного строительства - президент Медведев, провозгласивший - Россия, Вперед!
       В области церковной жизни - Патриарх Кирилл. Но он не только пастырь духовный, которого долго ждала русская земля, он еще производитель исторических смыслов, определяющий, куда именно должно быть направленно идейное, нравственное развитие российского общества. От того, каким будет это направление, зависит сохранение или исчезновение российского государства в истории. В нем живут помыслы религиозное и светские, ведь без сильной, окормляющей общество Церкви не будет и дееспособного Российского государства. Православная церковь и Российское государство - абсолютно связанные, взаимозависимые и взаимодополняющие величины.
       Ничего не бывает в истории без человека. Даже если есть возможность выбора, без лидера нельзя выбрать свой исторический путь. Патриарх Кирилл вступил на патриарший престол тогда, когда выбора почти не было, в ситуации разгрома внешнего - геополитического, и внутреннего, духовного и нравственного.
       Не преодолев распад внутренний, не преодолеем и внешний, постепенно исчезая, растворяясь на бескрайних просторах Евразии. Для физического выживания огромного государства от Калининграда до Камчатки, сохранения российского мира нужна новая объединяющая и мобилизующая коллективная мечта, завораживающее культурное притяжение нового имперского проекта.
       Россия сегодня де-факто является не национальным государством, но усеченным вариантом российской/советской империи. Именно в этом противоречии между внутренне имперским характером российского государства и его демократическим национальным обрамлением заключается причина недоговоренностей и удивительных компромиссов в текущей российской политике и государственном строительстве, выстраивание формальных и неформальных вертикалей власти, изобретение суверенной, управляемой демократии.
       Осознав, что мы по-прежнему остаемся империей, пусть и в эпоху упадка, мы автоматически снимаем эти противоречия, получаем карт-бланш для проведения эффективной имперской политики. Более того, мы можем перейти от имперского упадка к имперскому возрождению, периоду духовного возрождения, предшествующему новому собиранию имперских земель и народов.
       Для российского государства, решившего, что оно государство сугубо национальное, многочисленные народы империи не нужны. Такое государство может только постепенно проваливаться в географию прошлого, до территории, которое оно занимало при Иване Грозном, возможно, и при Иване Калите. Но даже такое маленькое "европейское" государство, с гедонистами-потребителями вместо граждан, просуществует лишь до поры, пока не пришли и не разрушили "потребительский рай" новые варвары.
       Сегодня история повторяется с не меньшим трагизмом, чем в Смутное время и годы Отечественной войны. Если взглянуть на карту европейской части России, то по исторической аналогии мы находимся примерно в середине июля 1941 года. Еще держатся Смоленск и Ленинград, но танковые колонны Вермахта уже вошли в Минск, Вильнюс, Киев...
       Начинать историческое контрнаступление следовало в историческом вчера и позавчера. Но мы не были готовы к этому, полагая возможным жить для себя, быть успешными потребителями-гедонистами. Казалось, это только частное дело каждого, казалось, что это не выбор за чей-то счет.
       Оказалось, что это был выбор за счет России. Сегодня эта зависимость, этот неравноценный и страшный обмен "демократии и материального благополучия" на саму Россию становится все более явным. Известный американский историк Ричард Пайпс, недавно посетивший Москву, прямо говорил о том, что лучше бы вам, России, быть поменьше, хотя бы без Сибири. Вы не можете эффективно управлять такими территориями.
       История свидетельствует, что мы можем все. Сейчас настало время исторической, географической, экономической и политической коррекции, возвращения утерянного.
       Даже если Кирилл избран провидением, задача превращения "воды в вино", тоесть исторического разгрома в победу - невероятно тяжела. Именно задача нашего общего спасения, возвращения к жизни исторической России - Святой Руси легла на плечи этого человека. Под большие исторические задачи Бог посылает на землю людей, способных их решить. Патриарх Кирилл дан нам под российское возвращение в большую историю.
       Вместе построим современную сильную Россию. Вместе соберем разделенный русский народ, как пел когда-то в военных песнях В.Высоцкий, "свое возьмем, кровное, наше".
       Большая история, глобальные изменения происходят не в результате случайного выбора. Важное изменение исторического времени не есть и простое следствие среднеарифметического сложения экономических, политических интересов и усилий отдельных акторов мирового и национального хозяйства и политики.
       Эти повороты во многом вызваны сложением множества духовных воль, сильных и слабых. В трансцендентном смысле они влияют на вариативность божественного помысла в отношении народов.
       Эта недорешенность будущего позволяет молиться, вымаливать Русский Мир в трансцендентном, подготавливая общее спасение в имманентном, на земле, здесь и сейчас.
       Молитва об исторической России спасает сегодняшнюю, слабую и больную Россию. Есть множественные пути истории, но они лишь вероятностны, не предопределены. Не здесь, но там, в пространстве божественного абсолюта и идеальных сущностей можно "переключить стрелки" истории на путь возрождения Святой Руси, всероссийского имперского мира.
       Если вымолить возвращение исторической России у Бога на небе, тогда путь этого возвращения к национальным истокам, строительства современного, геополитического варианта Святой Руси откроется на земле. Сила духовного горения материализуется, порождая новый дух времени. Дух победы, прорыва, реванша за страшные поражения ХХ века.
       Сегодня мы близки к выходу из Смутного времени. Вспомним, что у наших предков был свой духовный вождь - Патриарх Гермоген, у нас есть Патриарх Кирилл. Он духовный пастырь Святой Руси, он тот, в ком рождается великая любовь, останавливающая смуту и вызывающая к жизни прекрасный и яростный русский мир.
       Современникам об этом судить трудно, о событиях, ставших началом новых исторических периодов, судят потом историки. Но можно почувствовать уже сейчас, что с патриаршества Кирилла начинается поворот в исторической судьбе России. Это не только результат его самости и личных усилий пастыря. Он ощущает недорешенность божественной воли в отношении России. Он молитвенник, упрашивающий эту великую волю своим молитвенным бдением и пастырским усердием дать иную, чем сегодня, историческую судьбу для России.
       Ведь если невосстановимо гибнет тысячелетнее российское государство, то все народные жертвы в истории оказались напрасны. Напрасно шел на Восток Ермак, а Потемкин в Крым. Напрасно держались Брестская крепость и Сталинград. Напрасно солдаты Красной армии вгрызались в землю под Сталинградом и шли в атаки до Берлина... погибали дружинники Александра Невского, ополченцы Куликова поля, гусары наполеоновских войн, солдаты генерала Скобелева... Иными словами, все великие жертвы-жертвоприношения народа в течение более тысячи лет были бессмысленны, напрасна была сама русская история.
       Это не так. Наша история не была напрасна, она заложила фундамент Российского государства особого свойства. Страна построена на коллективном и индивидуальном жертвоприношении.
       Молоху российского государства по своему, в меру таланта и понимания, служили Ломоносов и Радищев, Пушкин и Достоевский, Булгаков и Шолохов, Ахматова и ее гонитель Жданов... Вспоминается Ахматовское "Мы знаем, что ныне лежит на весах, и что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет...". Мы тоже знаем, что нынче находится на весах истории - колеблющийся на границе бытия и небытия Русский Мир.
       В меру своих человеческих способностей миллионы людей, поколение за поколением жили и умирали за Россию, как могли и умели, как кого расставляла на важных или не очень важных местах история.
       Страну, построенную на таком многовековом подвиге и такой запредельной народной беде, возведенную на таком фундаменте из крови народной, нельзя разрушить в одночасье. Фундамент государства Российского можно разрушать, да нельзя разрушить, ибо основная толща его не в привычном нам материальном мире, но в мире запредельном, трансцендентном.
       Все во имя державы, все лишь горючий материал для жизни империи. В этой топке имперского идеократического проекта, бояре и князья горели не сколько не хуже простолюдинов, высшие партийные лидеры не хуже миллионов крестьян, как сегодня, пусть и в более мягкой форме, свойственной эпохе, горят нарушающие негласные конвенции олигархи.
       Но огонь этот впервые стал самоедским, тела и души подданных сгорают не во имя империи, но произвольно. Их смерть наступает не столько от водки, наркотиков, бытовой уголовщины и плохих дорог, сколько от ненужности потерявшего себя государству и производящей экономике. А раз "простой" человек, или как говорили в XIX веке, народ, не нужен, то однова живем.
       Если история лишила людей чуть ли не генетически закрепленной возможности жить и служить сильному имперскому государству, то она не может отнять у них возможность умереть по собственному произволу, не цепляясь за жизнь. Их жизнь осталась жертвой, но стала жертвой бессмысленной.
       Сегодня людям можно дать жизненный смысл, удерживающий их здесь, на земле. Ты нужен народу и государству и не можешь бессмысленно уйти из жизни, ведь твой уход подталкивает к исчезновению весь Русский Мир.
       Патриарх Кирилл скрепляет Святую Русь любовью и верой, ибо сказано, что Бог есть любовь. Он дает этот нутряной, и в то же время исторический, запредельный жизненный смысл для миллионов людей в России, Украине, Беларуси.
       Кирилл человек служения. Вспомним, что в империи Романовых основанием жизни общества и государства была идея служения и личной заботы многих о благе России. Сегодня стремиться к общему благу и спасению во сто крат сложнее, чем сто лет назад. Патриарху неизбывно тяжело, но Бог выбирает человека для служения по силам его. Кириллу ноша по силам. Так же, как была она по силам русским старцам, Сергию Радонежскому, Патриарху Гермогену...
       Как это не высокопарно звучит, то, что он сегодня делает - подвиг. Но что такое подвиг в русском понимании? Это свершение того, что не возможно по здравому размышлению. Невозможно, но Бог помогает, а человек делает.
       В нашем сегодняшнем историческом и культурном положении нам импонирует стоицизм и даже фатализм античных героев - делай что должно, и будь что будет. Свершай великое и малое, что дал Бог по силам твоим, делай своим личным усилием мыслимым и возможным то, что казалось до тебя немыслимым и невозможным.
       Вновь примеряясь к большому историческому повороту, повторим мандельштамовское - "Ну что ж, попробуем, огромный, неуклюжий, Скрипучий поворот руля. Земля плывет. Мужайтесь, мужи...". Какой ценой мы заплатим за этот новый исторический поворот? Для романтиков ответ может быть только один - "Мы за ценой не постоим".
      
      
      
      
      
      
      
      
       Сведения об авторе:
       Гавров Сергей Назипович - профессор, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Российского института культурологии
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      

  • © Copyright Гавров Сергей (gavrov@gmail.com)
  • Обновлено: 14/04/2010. 15k. Статистика.
  • Эссе: Публицистика

  • Связаться с программистом сайта.