- и свет правды не светил нам, и с о л н ц е не озаряло нас.
(Прем. 5,6)
Звезды смерти стояли над нами...
Анна Ахматова
Во благо мне была сильная горесть.
(Ис. 38, 17)
В М Е С Т О П Р О Л О Г А
Они не на сцене. Их жизнь - моя жизнь. Они живые:
АВИЛОВ ГЛЕБ АЛЕКСАНДРОВИЧ - строитель, архитектор, инженер.
Его брат - АВИЛОВ КИРИЛЛ - профессиональный революционер и профессиональный инженер, получивший признание своей незаурядности в фирме Сименса.
Другой брат - АВИЛОВ ИЛЬЯ - музыковед и театрал, может быть самый одаренный и самый безвестный..
АВИЛОВА-СЕВЕРНИНА АННА АЛЕКСЕЕВНА, урожденная АЛЕКСЕЕВА - жена Глеба Александровича, а в конце жизни - Бориса Севернина.
НАТАША АВИЛОВА-ГОРСТ - старшая дочь Глеба и Анны.
Брат ее - МИТЯ, ДМИТРИЙ
СВЕТЛАНА, ЛАНКА - дочь Ильи Авилова, удочеренная Глебом, с переменой ее отчества - СВЕТЛАНА ГЛЕБОВНА.
СЕВЕРНИН БОРИС БОРИСОВИЧ - энергетик, строитель электростанций. Собственно, говоря, - второй отец для Наташи, Мити и Светланы. И собственно - мой дед по второй моей матери.
ГОРСТ КОНСТАНТИН ИЛЬИЧ - начинал студентом-медиком Юрьевского университета, ушел в революцию, занял заметное место в последующих событиях вжизни Пскова, потом Минска и Москвы.
АНАСТАСИЯ НИКОЛАЕВНА, АСЯ СОЧНЕВА -егопервая жена и мать Андрея и .Алексея.
ГОРСТ ВАЛЕРЬЯН - брат Константина, физик..
МАРЬЯ ЯКОВЛЕВНА - его жена.
И вспоминаются и воображаются:
ШАТРОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ - друг детства Анны Алексеевны в те баснословные времена, когда были еще имения, о чем вспоминать потом просто не полагалось, работник коммунального ведомства, автор незащищенной докторской диссертации и под старость рачительный цветовод на маленькой дачной делянке,.
СУСАННА КСАВЕРЬЕВНА (Савельевна) ИЛЬИНСКАЯ - ШАТРОВА, неизвестного социального происхождения и потому как бы немного за кадром событий нового времени.
ПОТЕХИН ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ - мой первый друг, мой друг бесценный, на войне лейтенант, ушедший из штаба фронта на передовую, командир саперного взвода, убит под Ораниенбаумом в ночь с 21-го на 22 ноября 1943 года. .
И в зловещих подсветах всего того, что было, что происходило со всеми нами -
ЛИЦО ВСЕМ ИЗВЕСТНОЕ.
И как бы в контексте этого всего - Х Р О Н О Т А В Р - нечто неизвестное никому, хотя и состоящее в родстве с Лицом Всем Известным.
В р е м я д е й с т в и я: эпоха разрушения Храма и его возвращения на Москворецкие берега.
М е с т о д е й с т в и я: Русская Земля, Расеюшка, р о д н а я с т о р о н а, с т о р о н -к а, с т о р о н а - с т о р о н у ш к а, где мы родились, жили и живем и, прожив свое время, ляжем в землю эту. И над нею, над этой землей, как и полагается будет всходить и заходить Солнце, которое дано нам всем и всегда и навсегда до скончания века - С О Л Н Ц Е - Феб, Шамаш, Хурс, Илиос, Гойтосир - божество всех сущих на земле народов, на небе сущее и в нас пребывающее солнце-сердце.
В с е х п р о ш у п о д н е б о с и н е е н а д
н а ш и м и г о л о в а м и
========================
1
Мне снился дивный сон, когда я еще не родился, и меня разбудили, потому что было пора родиться, и досмвтривать дивный сон было отложено на время, которое обязательно будет потом.
Рэй Бредбери
ВремяиСолнце входят в наше повествование.
Солнце моего детства! Тогда я не знал что... в той части расположен рай - в той части - откуда встает солнце, как сказано в "Луцидарусе", сказано во времена Суздали и Владимира, Переславля и Пскова постоянно упоминаемых на летописных страницах, также, как и Тверь или Рязань, в то время как Петербургу, к слову сказать, не довелось бывать в те времена.
И потому д о н е г о было так много всего тогдашнего, что уже никак не могло не наступить наинастоящее, которое наступило на горло собственной песни и стало всем временам ликующими временами с дирижаблем Нобеле над Москвой из моего детства.
И так уж оно повелось: каждое утро над крышами Замоскворечья поднималось играючи солнце московское и еще более праздничное в Подмосковье.
И входит оно оранжевым пятном на стене, невесомым и сочным; и я дотягиваюсь до него, чтобы потрогать доверчивое свечение и отвлекаюсь косыми тенями от собственных рук...
Солнечный первозданный охренный мазок наискось, словно разошелся не на шутку шалопай маляр и длинющей кистью мазнул от души жидко-волнисто оплывающим светом непросыхаемо-сочно...
Солнце в мире моем вечного настоящего...
И возвестило смену декораций пронзительность красок и светов осеннего заката конца дачного сезона. И в небе еще светоносно расходились радужные вееро-полосатые снопы лучей, наподобие мельничных крыльев переливчато-стрекозьей выделки навстречу обозначенным лучезарно облачным башням.
И хотя автомобиль в те достопамятные времена был экзотикой, даже на городских стогнах все-таки т а м и т о г д а, на Клязьминских дачах, в непривычно приютился еще более удлиненный кулисами кустов Паккард, наполняя сиреневую сень духом нагретой кожи, резины и слабо-слабо чистого бензина.
А солнце в тот августовский день моей жизни, - просвечивало призывно-прощально в полнеба. А мне было в том клязьминском предвечерьи почти семь, но и во мне и даже в брате , которому было и того меньше, уже жил общий настрой торжествующего всеобщего обновления и поспешания превыше звезд и мы торопились наперегонки прибавить себе лишку возрастного, чтобы не отстать и не опоздать к будущему, которое обязательно прийдет в неимоверном ликующем своем обличье якобы всечеловеческих достижений, свершений и сверканий...
И мы складывая наращенные вместе наши семилетние и шестилетние возрасты и по глупому радовались суммарной внушительности уже прожитого на земле, получая с подсказки взрослых замысловатое тринадцать... благо вместе нам действительно так и было.
Тринадцать - мое число. Я родился тринадцатого апреля. И жизнь моя пройдет под этим знаком горестных преодолений. Но не станем забегать вперед.
Словом, был август и вечер, имы с братом наперегонки бежали на опушку, толкаясь и хватаясь друг за дружку, стараясь выскочить на желтое жнивье из грибной сырости перелеска. И солнце встающее из земли в той части неба, где расположен рай, где восток солнца, это солнце из моего детства манило лучезарно, сникая и западая на противоположной стороне своего появления.
И пока мы резвились, пока носились по мокрой траве с вытянутыми в руке кепками в погоне за порхающим кленовым листом, отец и мать проходили свой путь к его завершению. Константин и Ася шли по мало приметной травенисто-глинистой дороге, наезженной вне времени колесами телег, и были заняты последним выяснением отношений.
- Подождите, ноги промочите - вслед ребятам, убегающим со всех ног.
- Да пусть себе бегают - нам с тобой не будут мешать.
Конечно, Константина можно понять - жизнь полным-полна заседаний, собраний, пленумов, конгрессов, и всяких мероприятий, и разных бумаг с грифами, печатями и резолюциями... а бесконечные поездки на места, а командировки, разъезды и новые назначения... Да и парням приспело уже или приспевает время бросать за юбку цепляться.
Ася отмалчивается: в обманчивом сиянии бабьего лета все кажется ей сумрачным, сумным и смурым.
- Завтра выходной, а ты уезжаешь... они так ждали тебя.
Он поводит шеей, как бы поправляя тугой воротничок с запонкой у горла.
- Давай коротко. Времени действительно в обрез... не сладилась наша с тобой жизнь.
- Просто нас нет: ты не думаешь обо мне. О них. Разве можно так жить? - она укоряет, но примирительно.
- Что поделать, - Было всякое и по всякому. А живем мы не во времена оные... Времена-то какие - подумай.
Она чувствует неотвратимое - и откуда что взялось?
- У тебя работа, у меня дети. Может быть так и надо. Может быть так всегда и было. Но ведь может быть и иначе.
И туга, туга, тягость в ее груди. И она невольно повторяется, останавливаясь в пол-оборота к нему:
- Завтра выходной. Они без тебя скучали... ждали словно праздника, комнату разукрасили, а ты и не заметил...
- Конечно, было всякое, - говорит он, не столько на ее слова, в ответ ей, сколько в ответ собственным мыслям.
- Не было одного, не было малости - радости! - говорит она.
- Общей жизни, - уточняет он и возвращается на своего конька, - ты посмотри вокруг... на жизнь... повсюду кипит...
А ей звучит не весть откуда залетевшее - тошно мне на родной стороне... - может быть, и не дословно так, но под стать тому... - тошно мне... тошно...
Темнеет удивительно быстро.
- Когда ты был в Праге, надеялась, вернешься - и пойдет у нас по другому... ан опять то же и опять дела да дела. - Дела-дела, опять дела - нежданно - негаданно пропела она и поводила-помахала панамкой поднятой над головой, будто на пристани.
И впрямь дела-делами, а жизнь берет свое. Молодец Углов, дьерптский старикан, показывая практикантам-студентам мановением сильных рук быстроту и точность резекций, приговаривал при этом - если делать, т а к делать, да сперва умник подумай, потом не приставишь обратно. Дьерптский хирург знал деловую целебность скальпеля...
Да, словами не поможешь, ни словами, ни слезами тут не сладишь. Дело сделано.
- Времени у меня в обрез.
И прямо говорит о полученном назначении и отъезде своем в Минск.
Они идут по следам лошадиных копыт и вдавленной колеи от колес, то сходясь, то расходясь вокруг луж. И в темной плоской воде струение отражений стайки белых берез, словно перистое облако приземлилось, приводнилось на дороге.
- В Минск? Как в Минск? Когда?...
И вдруг понимает:
- Без меня... едешь с этой... с Эрой... или как ее?
Он поморщившись - недовольно:
- При чем тут Червонная... и надо было тебе затевать нелепый тот телефонный разговор с ней...
Она видит как он супится, и все еще не знает, как близок конец .
А он решительно:
- Назначение мое состоялось - и вот еду в Минск - ты толкло послушай меня спокойно. Да, еду - еду с... Ната...льей Авиловой, - и сердится за такую нескладность - дельных слов сказать не может... - еду с Натальей Глебовной Авиловой. С ребятами ясно - буду присылать на них... проживете. И последний тебе совет - послушай меня, хоть раз - иди на работу. Найди что-нибудь подходящее. Это надо для тебя ... и вообще н а д о ... Ребята уже большие ... Марья Гавриловна управится с ними. Мальцов с ложечки кормить давно пора бросить... Ларичев тебе поможет... я говорил с ним. Не сидеть же всю жизнь в четырех стенах, да в наше время.
- Я-я еще и виновата... Ларичев, конечно поможет. Какие все добрые... И ты все знаешь, как всегда.
Обрывистые фразы - лицо серое, в серых сумерках - человека, вдруг прямо из молодости перешагнувшего в затенение, лицо немолодой женщины.
- За меня решено и подписано... без меня и за меня как водится... что надо... что не надо... делать...
И воздух между стволов загустевает и чернеет.
Боковым зрением он видит, как она подурнела...
Чужие... впрочем давно.
Для нее окружающее, как сквозь жидкое стекло. Ей все еще кажется, что можно сделать так, чтобы все оставалось по-прежнему, лучше прежнего. И ребята вопят в два голоса:
- Ура-а... едем в Минск! Вот здорово!
И надо вовремя втиснуться между матерью и отцом, схватиться за руки взрослых и вместе отправиться в дорогу дальнюю тотчас же.
-А ну, огольцы, шагом марш к бабке. Понятно?
И губы старшего - ижицей, младшего - бантиком.
Через силу на дачных ступенях она еще раз поворачивается к нему;
- Что я ей скажу, матери? как сказать? Ты не зайдешь с ней проститься??
Он поморщился опять и как-то безнадежно махнул рукой. Пора. И берется за дверную ручку черного фаэтона с откинутым верхом.
Все это не похоже ни на разрыв, ни на прощание. Это и не бегство... даже не отправление в путь-дорогу. Скорее - отбытие. Новые времена - новые песни.
Ребята не сходя с места, провожают взглядами и головами, как машина мягким поворотом, плеснув фарами белым по белому, как молоком по стене дома напротив, стала размахивать по сторонам световыми белесыми флагами, удаляясь по проселку.
Уехал...
Она молча, расставленными руками загоняет оглядывающихся назад детей в двери дома, в какое-то словно почерневшее изнутри пространство. Вот тебе ипсковитяночка моя - где ты теперь - кончилось бывшее... кто теперь скажет... как говаривали псковичи - зеленым лужком пройдуся, алой росой умоюся, синим небушком нагляжуся и к тебе зорькой ясной ворочуся. Все прошло как с белых яблонь дым... А ведь б ы л о и совсем вроде не так давно... город обреченный на сдачу немцам, и чуть ли ни конец всему, когда захлопали двери и недавний студент-медик голосом, попривыкшим к улице, позвал: Ася( Ты где? Где Ася?... ртутным шариком скатилась по скрипучим ступенькам вниз. Да, было - и старорежимные родители твои отступились. страшась еще почти мальчишку с маузером и в кожанке...
- Ну вот говорили тебе... говорили тебе, неразумной, предупреждали и мать, и отец... послушала бы нас, старых... и с отцом бы и сейчас жили как ни в чем ни бывало... Собственным умом все жить захотели. Все переиначить, а дальше что?
На дощатом столе керосиновая лампа, на дощатых стенных перегородках косые тени, летучая пугающая черная мышь.
Все сметено могучим ураганом...
И старая мать задним числом корит бывшее и небывшее, поминая аспидов и всякую прочую нечисть.
2
Быстрое первое т ы, как и бывает, само собой, оговоркой, мелькнуло нечаянностью - возникло у окна, открытого в пылающий закат под крышей известного здания Нирензее, слывшего тогда по Москве самым высоким. Коротенькое - т ы проскочило вдруг у Константина с Наташей, и с него и пошло все. А так и не было ничего и, казалось, быть не могло, уж очень он серьезен, не в меру, не по возрасту. Был замкнутым, несмотря на свои без малого тридцать лет, да и сивый волос пробился уже на висках. Раком-отшельником прозванЛернершей, толстой и дородной, заслуженной, с подпольным стажем. А повод к такому прозванию налицо - сидит, думает о чем-то о своем, в полглаза смотрит книгу, взятую с полки, верным своим прибежищем. Здесь обычно пристраивался на сидении без спинки, и машинально перевертывает случайные страницы, словно бы и не присутствуя для разговоров завсегдателей, забегавших "на огонек" в Наташино жилище. Разные - и люди и разговоры. Он же больше слушает, молчит, а если и скажет, то несколько слов. О таких, как он (а при случае и о нем) сорокалетняя Аполлинария Арапова (которую за глаза зовут - наша старуха) судит безапелляционно: в тихом болоте черти водятся.
Но как-то вольготно в этом импровизированном караван-сарае. И все-таки весна. Можно и поговорить, и поспорить, и попеть.
До Константина не сразу доходит Наташа горячая отповедь на что-то из им прослушанного и как-то не сразу, но он начинает реагировать на происходящее, когда она говорила:
.... всегда - мой, моя, мое... Моя хата. Моё добро! Сыночек, дочурка - мои, собственные. Моя кровиночка. Мой сладенький. Собственничество, кровное родство. Здесь-то и лезут махровым чертополохом все прелести жизни. А попробуй тронь! - такой гвалт поднимется, держись!... не трожь! Нельзя! И по одному единственному основанию - свое! А рядом что - чужое? И это под видом горячей любви - да не любовь это, или лучше себялюбие, к себе единственному, самоценному - и равнодушие к остальному, наплевать на прочее с высокого дерева - кроме тепленького, насиженного; и в результате - глядь со своими же кровными и близкими хватаются за топоры и косы. Из-за пустыря или клоповника-развалюшки готовы схватиться ни на жизнь, а на смерть. Скажите на милость, это любовь? Забота о ближнем? А о дальних и думать нечего! Вы согласны? - вопрос риторический. И вдруг тут же прямо к нему: Константин Ильич? - что вы там вычитали по этому поводу?
И Арапова подхватывает:
- Дело. Что скажете, товарищ Горст?
- Верно, - нажимая на - о - подхватывает оживленный всегда Ларичев, - как Горст скажет, так тому и быть.
Горсту не с руки переключится на упущенные им словопрения, после прочитанного: как книгу с полки жизнь мою достала, и пыль обдула,- заковыристо сказано, хотя стихи ныне дело несерьезное - даровая самоотдача сил и отвлекает время на игру в бирюльки! И все-таки прочитанные строки задели за живое.
Наташа, выдержав паузу, продолжает:
- Чем другое дитё, - выделяет голосом, - хуже моих собственных? почему моему нужно самое лучшее, а другому похуже? Эгоизм, ревность самое страшное, что может быть. Вернее - и то и другое - дикий эгоцентризм. Другой пусть подождет. Обойдется. И тут водораздел. Или в с е м о е - т в о е; или ты - м о й , а в с е т в о е - м о е! Тот, кто любит знает только - н а ! Нелюбящий - д а й !
- Неуемная, - говорит Арапова коротко и неодобрительно.
- А как насчет жен и мужей, Наташенька, - почти добродушно с подковыркой озарует Ларичев.
Кто-то умозаключает:
- Наташка, у тебя не женский ум.
Курчавый Мантулин, посвечивая выпуклостями очковых стекол, предлагает по-профессорски рассудительно:
- Как говорится в народе то надо разжуваты: нельзя абстрактно, беспредметно. Любить всех - значит никого по существу. Есть любовь - и любовь. Есть тепленькая всеобщность, любовь вообще, и есть нацеленная на конкретную цель страсть... и с классовой точки зрения...
- Мантулин - голова, свое дело знает, - сказано Араповой, и понимай как знаешь - знание предмета - звучит одобрительно, но мантулинское знание - не очень.
Но Мантулина, однако, не так легко сбить.
- Генетически любовь всеобщая социально опасна: любить всех и вообще значит стричь под одну гребенку, как овец - очень выгодно...
Наташа:
- Это и есть эгоцентризм ваш волк в овечьей шкуре. Любовь, - стоит она на своем запальчиво, - бескорыстна, даже саможертвенна.
Суровый Кребс начинает с гневным нетерпением краснеть шрамом во весь лоб, и от него - жди любой выходки.
- Я тебе так скажу, Наташенька, друг ты мой дорогой, - вмешивается Ларичев, - будь последовательной и верна себе, поживем увидим... когда обзаведешься собственными детьми, вот тогда и посмотрим...
- Неуемная, - снова определяет Арапова.
Эра Червонная, с ногой на ногу сидя на диванном валике, слегка пригнувшись к Наташе, подзадоривает ее:
- Признайся, что зарапортовалась...
- И не подумаю!
- Ну чуть - чуть... хоть столечко, показывает эту чупитучку на кончике собственного указательного пальца.
Наташа в ответ:
- А вот и нисколечко. Родной мой отец Авилов, Глеб Александрович - ты это знаешь, так? А Севернин - кто? Если скажешь - отчим - убью, произносит она страшным шепотом. - Мы с детства прожили вместе - и он мне как родной отец. Даже без как...
И смеется глуповатой растерянности Червонной, про которую только что подумала - вот уж во истину, пустите Дуньку в Европу.
Впрочем, Дунька эта дело знает и в Европу попадет.
- Ну ладно, - говорит Эра. И хитро-хитро на ухо: - Скажи по секрету, как с ним... с ним как будем?
И глазами в сторону Горста.
Она, кажется, подразумевает, что с ним делать будем?).
- Никак (по-видимому: не будем). Ты о чем?
- Так. Слова от него не дождешься.
Горст тем временем переселился к окну, и по-прежнему на отшибе. Недаром злые языки судачат про него - рак-отшельник.
Наташа проходя мимо бросает ему негромко:
- Эра на седьмом небе от предстоящей поездки с вами.
Он озадачен ее осведомленностью и еще больше, что можно радоваться такой поездке. Да и вообще при чем тут все это?
- Чему тут радоваться. Не на праздник едем.
- С вами готова хоть куда, даже если на пражской площади вместе с Яном Гусом прийдется гореть.
И его большие, как говорится в таких случаях, глаза выражают полное его непоспевание в след ее словам и непонимание намеком сказанного о засекреченной миссии в Прагу. Она смеется негромко и весело, ведь влюблена она в вас, как кока (она нечаянно произносит это кока - из собственного детства - вместе кошка) - и не для кого это не секрет, - тут же громко:
- Пустите нашу Фросю в Европу.
И приходит ему на помощь:
- А вы и не знали? - Эра, она же Фрося - Фрося и есть. Погодите, Ефросиния еще себя покажет. Ефросиния - звучит!
- Откуда узнали обо всем этом?
Она только покачала головой - и мимо, не называть же ему первоисточника.
3
Хозяин кабинета нетороплив, неспешно ступая большущими сапогами по ковру, молчит какое-то время, выжидая ведомое ему одному, остановившись перед напольными часами с мягким бархатистым боем и плавным размеренным ходом, - и приметно дирижирует рукой с трубкой в такт неправдоподобно плавному раскачиванию маятника. И как бы шаржируя риторически:
- О-о, время, время...
И тут же переходит на обычную речь с чуть кавказским оттенком, броским не для попривыкшего уха:
- ... Время вперед - сказано верно... проклятого всегда нехватает... не мешало б подстегнуть, чтобы жить бойчее, пора припрячь упрямое покрепче, пора поработать на нас. Да вот не отыскалось смельчака в схватку со временем ввязаться... кроме нас, конечно, наши планы кому-то глаза колют... вот ведь за...
В усы не очень внятно: ...надцать лет своротили целому веку впору...
И поворачивается к собеседнику с видом означающим - дескать посмотрим, что скажешь на это?
Обращение на ты по форме знак товарищество и доверие, разговариваем мы с тобой на равных, но и про дистанцированность не забывай: тебе говорю, а не ты со мной. Каждому свое место на Кремлевском этом Квиринале. Дружба - дружбой, - по известной присказке, - а табачок врозь.
И тебе о времени приходится промолчать - со временем далеко и не все так просто, Эйнштейн что-то там с ним навыдумывал...
- Нэ-е захочет - заставим... - хозяин кабинета и презрительно фыркает вместе с табачным дымом из-под усов:
- Говорят... всесильное божество... царь атлантов... Хронос. Древние боготворили, приклонялись... кровавыми приношениями целые пропасти уснащали - и уже не разговор это, а вроде монолога a part. Он рассуждает сам с собой, однако, не спускает глаз с Горста... - пусть время послужит нам... а всякие разные там божества - давно пора на свалку.
И без перехода возвращение к теме разговора:
- Значит товарища Антонина поддержим. Прочим дадим по рукам, это, во-первых, - он загибает толстый палец, - охвостье всякое, что ни нашим, ни вашим отсечь, это во-вторых. В третьих, социалистов всяких изолировать... шах и мат! и главное никакой отсебятины... действовать по обстановке... и сообщать обо всем, как уловлено... Жди решения.
Прием окончен.
На белокаменных ступенях, чтобы вернуться к привычному ритму, Горст машинально вынимает плоские карманные часы, что выглядят на удивление невыразительно, как-то по-лилипутски, после юпитерски массивного восхождения (именно восхождения!) позлащенного маятника тех напольных башнеподобных часов в оставленном только кабинете, где на страну, на Европу и Азию рассчитаны принимаемые решения до времени и неизвестные никому, чтобы потом хлынуть штормовым накатом... и вопреки всем Ньютонам, и Галилеям, и Торичелли вместе взятым восхождения маятника медленного, постепенного всем законам тяготения вопреки...
Мистика и мистерия - восхождения солнечного диска.
Там, в кабинете с напольными часами по ходу дела была упомянута и Авилова.
- Наталья... Глебовна? Дочь Авилова, брата Кирилла Авилова? - цепкая память на людей. - Нет, пожалуй, подождем, - говорится неспешно в такт шагам по ковру, - пожалуй... Авилова подождет. А вот Червонная... Эра, - говорит насмешливо-довольно жмурясь, - Эра!
И вот после этого самого разговора и происходила встреча у Наташи под крышей дома Нирензее, предвосхищая события Пражскойэпопеи,о знании про которую самой Наташей и было сказано Горсту и об Эре тоже и по ее умильному упрашиванию Наташи - Авилова надоумит Рака Отшельника (в котором, по Араповой, черти водятся) пригласить Эру Червонную на фокстрот.
А потом перед открытыми окнами в немеркнущее светоносное небо Ларичев будет петь с полным самозабвением:
Мы раздуем пожар мировой,
Тюрьмы и церкви сровняем с землей.
- Горст не поет! - директивно и вслух по обыкновению выражает свои мысли Арапова.
Ларичев дирижерскими жестами и ужимками предлагает подхватывать сообща и качает с укором головой в сторону Горста. За окном тяжелые подковы бьют о булыжные камни. И Наташа засматривает вниз на грохочущую телегу, присев на подоконник и гибко перегибается наружу:
- Милый, милый смешной дуралей - декламирует в заоконное пространство: Ну, куда, ну куда он гонится...
И выпрямившись, возвращается в устойчивое положение:
- Люблю малышей - такие смешные! - и не договаривает, замечая, что опирается туфля ее о горстово колено. И соскакивает тут же на пол, и он поднимается с кресла одновременно, захваченный врасплох с отчужденно-непроницаемым лицом, и пытаясь скрыть от себя самого, как забила его предательская дрожь от этого прикосновения ее ноги, нашедшей опору.
Остальные тоже поднимаются сразу за ними, восприняв эту поспешность с их стороны за сигнал -