На примере рассказа Виктории 10 " Хаим - миллионер с черными руками"
На сайте ПРОЗА РУ немало автобиографических материалов. Пишутся они, естественно, от первого лица. В этих исповедях не требуется художественной изощренности, необыкновенных метафор, эпитетов, сравнений. Эта проза о времени, о себе, о близких своих пишется тем языком, на котором автор общается ежедневно с окружающими его людьми - дома, на работе, в транспорте. В то же время повествование такого рода говорит много об авторе, а именно, его общей языковой культуре, способности к откровению, к анализу и самоанализу, видению проблем и способу их преодоления.
Исповедальная проза в нашей литературе советского периода была заметна особенно в послевоенные годы, да и в 60 - 70 годы писатели часто пользовались этой формой подачи материала. И вообще редкий писатель обходился без исповеди от первого лица.
Вспомним такие имена, как Ф. Абрамов, В. Солоухин,В. Белов, В. Астафьев, В. Распутин и большой ряд других писателей.
В 80 - 90 годы жанр исповедальной прозы вроде бы отступил, авторы стали больше писать от третьего лица. И может они были правы, потому что проза от первого лица хороша для биографической исповеди, но она сковывает автора именно присутствием Я в произведении. Многие пишут о том, что нельзя отождествлять лирического героя с автором. Почему же, можно. Ибо Я так и указывает на авторское присутствие. Оно и от третьего лица когда пишется, то во всем и каждом закладывается авторское отношение к описываемым событиям, явлениям. И не иначе.
Я по этому поводу уже не раз говорил о Л.Н. Толстом. Его спросили, сколько героев в "Войне и мире" и в каком из героев автор наиболее полно проявил себя. На что Л.Н. ответил: в этом романе более трехсот героев и каждый их них - это я.
Согласимся с классиком и скажем, что в любом произведении, написанном от Я или от Он, в любом герое торчат уши автора и никого иного.
А теперь перейдем к рассказу-исповеди Виктории 10
Как и в поэтических работах, так и в прозаических Виктория обладает способностью быть откровенной. Она всю душу распахивает перед читателем - вот я какая, вот что я люблю, вот я как думаю, хотите - принимайте меня такой, какая я есть, не хотите - не принимайте, а другой быть я не могу, и лицемерить не собираюсь.
Действие рассказа происходит на обетованной земле, куда автор с семьей перебралась как на историческую родину.
Что такое переезд, поиск жилья, работы, обустройство детей. Казалось бы, во всем этом немало драматизма. Но нет, в силу своего характера автор так тепло рассказывает о людях, о новом месте проживания, что читатель ощущает именно тепло, исходящее от автора. Оптимизм. Вера в людей. Надежда, что люди не оставят в трудную минуту - это как бы сквозной сюжет этого рассказа. Да и не только этого. То же самое и в других рассказах, а более того - в стихах.
Видеть человека в человеке - это характерная черта во всем творчестве Виктории. Видеть и показывать, не давать сомневаться читателю в том, что не все такие добрые и ласковые.
Читая стихи, рассказы Виктории, я вот о чем подумал: женщина с таким характером могла бы поехать и на Курилы, и на остров Русский, и на Новую землю, куда угодно, пусть в самые тяжелые условия жизни, так она и там бы согрела людей своим присутствием и вызвала бы их ответное тепло.
Выше я уже говорил об особенностях исповедальной прозы, а теперь не хочу повторяться, доказывая это на творчестве Виктории.
Исповедальная проза Виктории, я бы сказал, безгрешна как по откровению, так и по языку.