Портной сшил шубу и выносит ее на базар, то бишь на рынок. И предлагает - люди добрые, купите мой товар. Если товар обладает неоспоримыми качествами, то его рвут из рук. Если же товар или оляповато сделан, или не по сезону, то портному немало придется попотеть, чтобы сбыть свой товар. А на вырученные деньги закупить вновь сырье для следующей шубы, заплатить налоги, прокормить семью. И все снова: сшил - продал -потратил. И так бесконечно. Из этого примера следует заметить, что на первую шубу портной потратил или накопленные деньги, или взятые в кредит, который надо возвращать своевременно.
Такова суть рыночных отношений.
Теперь же поговорим об издании книг.
Некоторые авторы заявляют, вот, де, раньше легко было издаться. Не верьте. По отношению к числу ныне издающихся, например, в 60 - 70 - 80 -е годы издавалисьпроцентов двадцать, не больше.
Предложенная в те годы издательству рукопись или отвергалась сразу, или проходила круги ада - тройное внутреннее рецензирование, редсовет, цензура, одобрение редактората. Из десятка тысяч присланных рукописей издавалась какая-то сотня, не больше. Но, правда, хорошими тиражами, такими, которые сегодня и не снятся авторам. Пятнадцать тысяч экземпляров в прозе для начинающего автора. Меньше нельзя, не рентабельно. Тридцать, пятьдесят тысяч - это так себе, средний тираж, который принесет автору тысячи 3 гонорарных рублей. ( а тот рубль примерно в сто раз был увесистей нынешнего)
Новичкам сложно было пробиться в издательство, ибо вокруг издательства сформировывалась группа писателей человек в сто, и новеньких, как правило там не приветствовали.
Все то же самое наблюдалось и в толстых журналах.
Рыночные отношения установили свои правила игры в издательском деле и в книжной торговле.
Издаваться стало легко.
Я не говорю об удаче, когда автора вдруг заметит издатель и на свой страх и риск издаст тысячным (пробным)тиражом. Но надо иметь ввиду, что в таком случае издатель вкладывает в издание свои кровненькие и стремится на этом заработать. А вдруг.. провал, книга не пошла. Значит, издатель понес убытки. Представьте себе все, кто хочет выпустить книгу за счет издательства - вы хозяин издательства. Вы позволите себе рисковать таким образом? Навряд ли.
Тогда какие претензии к издательствам, когда они сегодня все частные? Претензий быть не должно.
А что же дальше делать с написанным романом, которого ждут и никак не дождутся читатели?
Все очень просто. Связываетесь с издательством, заказываете издание тиражом примерно 1000 зкз. Оплачиваете в пределах 100 000 рублей. Издательство издает и через сеть магазинов продает вашу книгу. И при том внимательно наблюдает, как пошла книга.
Вам повезло, книга ушла буквально за три дня.
Тогда издательство само просит вас заключить с ним договор на дополнительный тираж. Заключаете договор, согласно которого уже получаете гонорар от проданных книг.
И пошел возврат вашего стартового капитала.
5 тысяч тираж - разошелся. 10 тысяч -нарасхват. 50 тысяч - богатеет издательство, богатеет автор. 100 тысяч - все в меду, на который липнуть любят.
И вы поехали сначала в Ялту, потом в Коктебель, потом в Пицунду, то есть, по писательским местам. Или вовсе в годичное кругосветное путешествие. Не жизнь - загляденье.
Чтобы так получилось, надо, во-первых, написать то и так, что за книгой будут очереди стоять. А во-вторых, стартовый капитал тысяч в сто иметь.
Как так написать - не скажу. Сам не знаю.
Где взять стартовый капитал? Ну, это легко. Заработать. Найти спонсора. Продать гараж вместе с подвалом Машина во дворе постоит. Или машину по боку, на велосипеде покатаетесь. Жениться на богатой или за богатого замуж выйти. Наконец, взять кредит в банке. Стартовый капитал, - это не сложно. Сложнее первое - как написать.
В последние годы наблюдаю за тем, как валом издаются книжици стихов в регионах. Взять ту же тамбовщину. Книг двадцать издаются за год, опять же повторяю, стихов. Тиражи - двести, триста, самое большее, пятьсот экземпляров. На последнюю копейку кто-то издает. У кого-то папа-мама при деньжистом деле, кто-то спонсора находит.
А годы, о которых я выше говорил, характерны были тем, что на той же тамбовщине в год издавались две или три книги.
Так что издаться сегодня труда не составляет. Главное, как сделать так, чтобы изданное читали.
Часто хожу в библиотеки. Изучаю тиражи столичных издательств. Три, пять тысяч экземпляров.
Я хорошо понимаю, что при таких тиражах дай бог окупить себестоимость издания. А автору?
Вопрос остается без ответа.
У читателя этого материала могут возникнуть вопрос: а ты откуда все это знаешь? Знаю оттуда, из лет своих. Три десятка публикаций в "толстых" журналах, два десятка изданных книг разного объема, от трех до шестидесяти печатных листов,тиражи от 500 экземплыров до 100 000 экземпляров..
Значит, кое что знаю.
Приведу лишь один пример из собственной жизни. Пример о том, как иногда везет. Особенно в начале.
Х Х Х
Начать следовало бы с того, как молодые авторы в 70-е годы входили в литературу. Но это будет отдельная статья. А пока начну с того, как я пробивался в любимый мной в ту пору журнал "Наш современник". А любить этот журнал в те годы было за что. На его страницах вырастали, набирали художественную высоту Федор Абрамов, Виктор Астафьев, Василий Белов, Валентин Распутин,Василий Шукшин, Гавриил Троепольский, Владимир Крупин... И немалый ряд именитых писателей и поэтов - фронтовиков, писателей - деревенщиков, поднявших русскую литературу на высокий художественный уровень.
В конце семидесятых я широко публиковался в газетах, в издательстве Воронежа вышли две книжицы: одна стихов "Один денек", другая - прозы "Не помни зла". Были публикации в коллективных сборниках, в шутку называемых братскими могилами, в альманахе "Истоки" издательства "Молодая гвардия".
Но все это для меня было не то, не то, не то. Журнал "Наш современник" - это то, что мне надо.
Как бы сейчас молодые рафинированные интеллигенты- писатели не морщились от этого журнала, а для меня он, доперестроечный, остался превыше всего, что имелось в литературе. Видимо, дух мой таков, крестьянский, что ли, притягиает меня к вышеназванным авторам, до сих пор почитаю их великими писателями.
Иного пути у меня нет, живу в глубокой провинции, работаю в школе, - только посылать и посылать свои рукописи. Друзья-литераторы областные отговаривают:
-Да знаешь ли ты, сколько рукописей приходит в этот журнал! Пять, шесть тысяч в год! Открой "Литературку", почитай Викулова, подумай...(С.Виикулов в ту пору главный редактор журнала)
- Нет, нет и нет,- заладил я, - если меня не будут печатать в "Нашем современнике", то все брошу к чертям. Если печататься - то только в этом журнале.
На меня поглядывали как на чокнутого. А я посылаю рассказ - получаю вежливый отказ: редакционный портфель переполнен. Спустя месяц посылаю рссказ - опять, портфель переполнен. Третий раз посылаю! Небольшую повесть "Свидание с Волгой". Начинаю ждать отказ...
Утром часов в семь звонок в дверь. Жена открывает. Слышу,- вам телеграмма, распишитесь, что получили. Что за телеграмма!? Сердце оборвалось, я стал бояться телеграмм, близкие мои уже в преклонных годах, того и жди вызовут на похороны.
Жена прочитала, говорит:
-Не пойму что-то, о чем здесь.
Подает телеграмму мне. Беру. Читаю. "Ваша повесть в наборе. Срочно высылайте биографию, фотографию. Зам.гланого редактора Владимир Кривцов".
Радость в груди рванулась такая, что я упал головой в подушку и заплакал. И так плакал, как никогда, наверное, не плакал в детстве.
Жена не поймет никак:
-Что случилось, с кем?
- Со мной, - нет-нет успокоился я,- в журнал повесть мою взяли, не видишь, что ли...
- А чего же ты заревел белугой, дурачек. Радоваться надо.
- Вот я и радуюсь.
Друзья мои, молодые литераторы! Если чувствуете, что написали то, что нужно людям, что ваши труды будут читать - издавайтесь. Плюньте на все соблазны материальные и преследуйте соблазн один - духовный. Ни что не вечно под луной, кроме духовного. Удачи вам.