Живописец пишет красками, музыкант - звуками, писатель - словом. Кому что дано и чем дано писать, тот тем и пишет
Статист фиксирует образ в натуральном его исполнении.
Художник же наделяет образ своим видением прощлого, настоящего и будущего, которые наличествуют в образе. Наличествуют обязательно, но видит их только художник. Одной деталью, например, рука, глаза, лицо художник расскажет о прошлом, покажет настоящее, предскажет будущее образа.
Марине Фадеевой природа подарила два таланта:
= живописать красками,
= живописать словом.
Какой из этих даров природы станет главным - покажет время.
В рассказе "Портрет" автор отразила художника-живописца как предсказателя будущего будущего молоденькой женщины.
"Я позволил себе немного поимпровизировать... Мне захотелось отразить ваши скрытые потаенные качества. То, что, быть может, вы и сами еще о себе не знаете... Надеюсь, я не ошибся..."
Так говорит живописец, закончивший работу над портретом, удивленной девушке, которая знает себя сегодняшнюю, но не знает и не догадывается о себе будущей.
А художник это видит. Потому он и художник.
Но образу(девушке) не вполне приятно видеть себя нафантазированной, а не той, какая она есть сегодня,какую любит она себя сейчас вот, сиюминутную.
В силу своей любви к себе, в силу своей молодости, она естественно хотела бы видеть свою натуральность. Поэтому она неодобрительно говорит художнику:
"Вы считаете меня надменной гордячкой, думающей о чувственных наслаждениях и красивых побрякушках?"
Попросту говоря, она хочет сказать: я не такая, как все, я не хочу быть похожей на ту, которую вы нарисовали.
Художник же пророчески отвечает девушке:
"Утаивание своих мыслей и фантазий может в конечном итоге сослужить плохую службу и прорваться в самый неподходящий момент в самом нелицеприятном свете...Вернейшее средство исправить женщину - показать ей идеал и сказать, что это её портрет. Из ревности ей захочется стать его оригиналом и... непременно удастся сделаться его сносной копией."
Признаться, мне не довелось встречать ничего подобного в литературе о творческой задаче художника. Нет, даже не задаче, а о сверхзадаче, которые так или иначе формулируются в процессе созидательности художника. Или я мало знаком с подобной литературой.
Но вот это "из ревности ей захочется стать его (портрета) оригиналом" - это, по моему, свежая, новая мысль о предназначении художника.
То есть, искусство творца всегда нацелено на совершенствование человека, на взращивании человека в человеке.
Часть раасказа, где описана встреча с художником, работа над портретом, обсуждение портрета, откуда приведены цитаты, по-моему это гимн творческому, пророческому видению художника.
О рассказе можно много говорить. Можно найти серьезные недостатки в его композиции, скорописании. Мне кажется, что автор просто обязана вернуться к рассказу и избавить его от бытовой составляющей, и сконцентрироваться именно на понятии сверхзадачи художника, на духе творчества.