"И стало быть..." - это книга, составленная из трёх повестей. Автор в доступной художественной форме повествует о жизни и деятельности канонизированных святых Амвросия Оптинского - "Для всех быть всем", Питирима Тамбовского - "Живоносный источник", а также об игуменье Сухотинского монастыря Дорофее - "Повесть о Сухотинском монастыре". Все они продвигали на Руси наряду с Православием образование, книгопечатание, создание приютов для детей, монастырей. Тем и прославились, потому и причислены к лику святых. Повести представляют собой историко-духовное краеведение земли Тамбовской, рассчитаны на широкий круг читателей, учителей истории и литературы, учащихся школ, средних и высших учебных заведений.
Виктор Иванович Герасин
И СТАЛО БЫТЬ...
сборник повестей
Содержание
Живоносный источник
Для всех быть всем
Повесть о Сухотинском монастыре
Светлане Демченко посвящаю
Моя молитва:
"Творец и Создатель, Боже!
Ниспошли на меня благодать Духа Твоего Святого,
Дабы творил я во Славу Твою и на пользу Отечеству".
От автора
Река Цна течёт по тамбовским землям строго с юга на север. Километрах в десяти от Тамбова на юг в густом лесу святителем и просветителем Питиримом (Прокопий) в семнадцатом веке был построен Иоанно-Предтеченский мужской монастырь.
Вверх по течению реки Цны километрах в десяти справа и слева от нее расположились село Большая Липовица и село Сухотинка. Большая Липовица - это родина преподобного святого Амвросия Оптинского (Александра Михайловича Гренкова), где недавно построен храм Амвросия Оптинского, а село Сухотинка - это Сухотинский женский монастырь, строительницей и устроительницей которого была игуменья Дорофея (Вера Михайловна Кудрявцева).
В предлагаемых повестях автор в меру сил своих и писательского умения поведал об этих трёх святых местах на земле тамбовской.
ЖИВОНОСНЫЙ ИСТОЧНИК
"Избранный чудотворец и изрядный угодник Христов,
святитель отец Питирим, всем прибегающим к тебе скорый помощник!
Позволь нам недостойными устами нашими воспеть тебе похвалы.
Ты же, как имеющий великое дерзновение к Господу, от всяких нас бед освободи.
У казаков Кузьминой-Гати какие-то злыдни угнали коней. Кони паслись на добрых травах вдоль вала, ночью их проведывал Степан, сын станичного атамана Василия Самойлова. Степан рыбачил в устье Липовицы, куда из Цны заходили покормиться крупные сомы. В полночь на луга вдоль воды лег туман, сделалось сыро и холодно. Степан посвистел, подозвал коня, который пассы неподалеку, вспрыгнул на него, чтобы на бегу погреться, разогнать сон, а заодно и проверить пасущийся табун. Жеребец Ворон, вожак табуна, встретил ночных гостей настороженным ржанием, подошел, узнал, потерся мордой о шею Степанова коня, подставил лоб под руку хозяина. Степан почесал между ушами вожака, запустил руку в горячую его гриву, похлопал по крутой шее.
- Порядок держишь? Ну-ну. Как светать станет, так веди всех домой. Вот-вот выходить убирать хлеба. Ну-ну, не балуй, еще чего, покусать он захотел. Про то, как хлеб убирать слышать не желаешь? Во-во, тебе только бы за кобылицами по степи гоняться. Всё, побежал я на место, а ты знай свое дело.
И Степан удалился. Не доскакал до места, где рыбачил, раздумал, повернул коня к станице. Решил поспать в сухости и тепле, а утром проверить поставленные на сомов снасти.
И вот утром новость: табун пропал! Сами кони далеко уйти не могли, привычные к дому. Да и Ворон - жеребец, вожак опытный и умный, он не мог распустить табун, не в его это характере. Кто ж тогда увел коней? Не иначе опытный кто-то, знаток по коням. Вот и гадай теперь, и соображай, кто да как. А коней нет. Под самую уборку остаться без тягла - это беда. Хлеба посеяны верстах в пяти от станицы, на себе не перевезешь, надорвешься. А в станице коней осталось совсем мало.
Василий Самойлов сам, а с ним пяток казаков заторопились на то место, где паслись кони. Пошли по росистым травам, по заметным следам конским. Наряду с конскими следами находили следы людские. Значит, не сами кони ушли, значит, гнали их. И гнали-то куда? К затонам, что образовывала Цна. Загнали на возвышенность, справа вода, слева вода, впереди вода, кони в воду не пошли, тут и переловили их. Погоню бы организовать, а где коней взять? Нет коней. А впятером опасно пускаться в погоню. К тому же если это степняки-кочевники умыкнули коней, то они хитрые, они засады оставляют после себя, чтоб, если появятся преследователи, перехватить их, остановить стрелами, увести за собой в сторону от пути, по которому угоняют табун. Пятеро - мало. Не отобьешь коней, если даже догонишь. Что делать, как быть?
Молодые казаки - Матвей Татаринцев и Петр Карев - горели желанием лететь вслед за похитителями. Крутились на своих лошадях, упрекали Василия в нерешительности. А он молчал. Думал, опустив голову. Наконец одернул молодых:
- Думайте сначала, а потом говорите. Нам не впервой в погоню ходить. Но не впятером же. Дурные вы головы. Ну, побьют вас в степи, кому прибыль от этого. Детей сиротами хотите оставить. Я поднял бы и полсотни казаков, да на что я их посажу, на чем они погонятся. То-то же. Нет и нет. В погоню не пойдем. Знаю повадки этих степняков, живыми от них не уйдем.
Все пятеро вернулись в станицу. На площади уже собрались казаки. Вздыхали. Обсуждали, как им быть без коней.
- Казаки! Всяко у нас бывало. Деды ваши и отцы помнят времена лихие. Много нам было поругания от степняков. Забываться уже стали, есть ли они. А они - вот они, напомнили о себе. Надо опять нам зоркие дозоры на вал выставлять, поля беречь, пока не пожгли урожай. С нынешнего дня перевожу станицу на усиленное несение дозора. Иначе быть беде. А кони... Что ж, поскачу к бокинским казакам, в Донскую станицу наведаюсь, не оставят нас, поделятся конями. Со мной Степан мой да Петр Карев поедут.
Не уехал Василий из станицы, на выезде встретилась ему повозка, в которой ехал священник. Кто бы это мог быть? В округе храмов нет, только в Тамбове. Священников тамбовских Василий знал в лицо. А этот явно новый. Повозки остановились. Василий поприветствовал священника. И понял по виду его и по обличью, что это сам епископ тамбовский Питирим, присланный недавно из Москвы в епархию. Представились один другому. Василию пришлось вернуться в станицу, не оставлять же епископа одного в незнакомом месте.
Питирим первым делом захотел побывать в храме Николая Угодника. Отца Алексея на месте не оказалось, ушел в поля осматривать урожай. За ним послали парнишку на коне Василия да пристегнули еще одного коня, Петр Карев отдал своего. Иначе когда дождешься отца Алексея, постарел, ноги не молодые, их не поторопишь.
Поджидая отца Алексея, Василий и Питирим сидели на крылечке. Василий рассказывал о постигшей беде. Питирим слушал его внимательно. Спросил:
- Я слышал, что казаки вашей станицы особо зорко берегли подступы к Тамбову. Храбро стояли. Сам государь Алексей Михайлович благодарные грамоты им присылал.
- Было, батюшка Питирим, было дело. В последние годы как-то притихли степняки, отступились, а то крупными силами рвались к Тамбову. Вот к примеру, дай Бог памяти, в каком году это было? В семидесятом, если мне память не изменяет. Я тогда еще молодым казаком был. Кузьмино-Гать считалась самым опасным местом. Степняки прорывались горловиной между валом и Цной. И глухими укрепами нельзя было отгородиться, Ногайская дорога по нашим местам проходит. От Тамбова и в степь. Так вот, это в нашем месте от Липовицкого леса до Цны соорудили линию с надолбами, с башней, а на противоположном берегу Цны у переправы установили надолбы с подъёмными связями и набили в воде частик. Так в том памятном году степняки большими силами пошли на Тамбов. А тут мы встали на их пути. Вал они никак не преодолеют сходу, высокий он, до трех сажен, а под валом ров глубиной те же три сажени, к тому же водой залитый. И оттянули мы их к самой Цне. Они хотели было вплавь уйти на правую сторону, лесом прокрасться, ну и налетели на наш частик. Колья набили в воду. Их не видно, а кони вплавь не могут, на колья ногами попадают. А тут мы их встречаем на правом берегу да назад в воду опрокидываем. Много степняков в воде осталось все с конями. Вылавливали их, мертвяков, да закапывали тут же, на берегу. Большой бой был. Три дня степняки рвались пройти мимо нас, но не прошли. Восемь братьев-казаков мы лишились, вот тут рядом они лежат на церковном погосте. Батька мой средь них, Иван Самойлов, дядя мой, Игнат тоже Самойлов. Не одолели нас степняки, ушли, вороги, степью к Лысым горам, там прорвались к Тамбову. Много бед натворили.
Рассказывая, Василий тайно приглядывался к Питириму. И Питирим нравился ему. Ловок осанкой, высокий, жилистый, глаза темно-карие, смотрят глубоко в душу, черная борода густо облегает смуглое лицо. Вроде бы на южанина всем видом смахивает, а он высокое духовное лицо, большой церковный начальник.
- А мне это внове все, - сказал Питирим, - я все присматриваюсь к вашему казачьему быту, а не все мне понятно. Со временем разберусь. Поживу среди вас и прояснится. И мордва мне непонятны. Замкнутый народец. Вижу, трудолюбивы, а проживают совсем бедно, глядеть на них прискорбно. И эти, что из мещёры. Татары - с ними все ясно. Тяжелый край, раскольников, староверов много, беглых со всех сторон. Одна опора - казаки. Тоже ведь выходцы из северных мест. Православие давно приняли. Без вас, без вашей помощи нам этот край не привести к единой вере.
- Родом откуда же? Как в служении вере сподобился? - спрашивал Василий.
- Из неблизких краев я, из города Вязьмы, там у нас население особенно набожное, твердое в православной вере и благочестии. При крещении был наречен в честь преподобного Прокопия. Родителей рано Господь призвал к себе, остались я да сестра моя Катерина. Мы с детских лет возмечтали посвятить себя Богу, готовились к иноческой жизни. Монастырские богослужения окончательно определили мое желание принять иночество, которое я и исполнил, став послушником Иоанно-Предтеченского монастыря. Сестра же моя определилась послушницей в женский монастырь там же, под Вязьмой. Постригли меня в монашество с именем Питирим. Тридцати двух лет я был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив сан архимандрита.
- А вон и отец Алексей прискакал. Никак с коня не слезет. А уж какой казачина был, какой казачина.
Василий и Питирим встали навстречу отцу Алексею, оба троекратно поцеловались с ним.
- Беда у нас, Васька? Как же так? - спросил отец Алексей.
- Известно как, батюшка, проворонили коней, не уберегли.
- Ай-яй, беда-то. А к нам сам епископ пожаловал? С добрыми вестями, надеюсь?
- Объезжаю местность, знакомлюсь с храмами. В Бокино побыл, теперь вот к вам.
- Милости просим, милости просим, - распахнул дверь храма перед гостем отец Алексей.
В храме сумрак, оттого прохладно. Яркий свет входил через распахнутую дверь, освещал алтарь.
Питирим стоял перед алтарем, разглядывал иконы. Старого писания они были. Закопченые. Явно намоленные. Все это понравилось Питириму. А отец Алексей разъяснял:
- Церковь наша казацкая однопрестольная сорок восьмого года постройки, на Николу вешнего освятили ее. А вот окладная книга. Посмотрите, какой приход наш.
Питирим раскрыл книгу, прочитал: "Церковь Николая в селе Кузьминой Гати. У тое церкви двор попа Алексея, двор дьяконов, дьячка и просвирницы, двор вдовой попадьи, двор пономарский... Да в приходе к церкви: сто пять дворов казачьих, пятнадцать дворов бобыльских, семь дворов вдовьих, да дворника подьячего Конбарова... И всего 137 дворов. К сим книгам села Кузьминой Гати николаевский поп Алексей и дьякон Федор руку приложили".
- Похвально. Дворов много. Земли хватает?
- Здесь, отец Питирим, земли немеряно, - вступил в разговор Василий.- Не бедствуем. Добрые земли, урожаи снимаем богатые. Одна напасть - кочевники. Избавим край от них - и зацветет он на этих землях да среди этих вековечных лесов. Место знатное, все есть: земля, лес, луга, река. Жизнь надо налаживать, большую жизнь.
- Иконы-то, отец Алексей, обновить надо бы. У вас масло конопляное найдется? Или вам прислать? А коли найдется, то нежно так потрите мягкой тканью, Маслом ткань смачивайте. И так несколько раз. А как масло снимет копоть, так потом воском аккуратно протрите сами иконы. И оклады сначала маслом омойте, а после масла воском. Есть легкая женская рука?
- Есть, батюшка, есть. Вдова почившего отца Илии. Она мне говорила: давай поухаживаю за иконами. А я все отнекивал. Опасаюсь трогать их. Мало ли... Икона ведь. Образ самого Спасителя и Матери его, и Николая Угодника. А теперь призову Лукерию и скажу: сам отец Питирим благословил тебя в надлежащем виде держать иконы. Она и рада будет.
Покидая Кузьмино-Гать, Питирим уединился с Василием.
- Тут такие дела, атаман. Конями я вам помогу, урожай уберете. А мне ваша помощь очень даже потребуется. Не обойдусь без вас, станичников. Замышляю храмы ставить в Тамбове и под Тамбовом. Леса много потребуется. Плотники. У вас как, способные к этому делу люди есть?
- Люди есть, батюшка. А конями поможете, так мы и сами и мордвинов приведем. Есть здесь неподалеку в лесу мордовское поселение, Пчеляй, дружны мы с ними. У них плотник один уж дюже опытный. Матвеем зовут. Там сруб под домовину поставит - сольет бревно с бревном. Шило ни где не подсунешь в щель. Очень мастеровит. Приведем его к тебе. Заранее говорю - не нарадуешься на его работу.
- Атаман, дело такое: если мордва не крещеная, то я благословить их не могу на храмовые работы. Сначала пусть веру нашу примут. А после уже договариваться будем. В конце недели коней вам пригонят. А с Покрова станем лес валить да вывозить к стройкам.
На том и расстались атаман Василий Самойлов и епископ Тамбовский Питирим.
Не стал рассказывать Василий Питириму о разинском восстании, коснувшемся тамбовских земель, о том, что в самой Кузьминой-Гати был центр восставших в этой обширной округе. Что атаман Никифор Черток большую силу набрал, под Тамбов и Козлов водил ватаги казачьи. А когда царские войска разнесли эти ватаги, то Черток с некоторыми станичниками Кузьминой-Гати на Дон ушел, на родные места увел часть казаков. Ждали наказаний от государя, но их не последовало. Значит, прощены были Кузьмино-Гатьские казаки. Потому и сами они не любили разговоры водить о восстании, как бы не оказывали новому человеку свое участие в нехорошем этом деле. Так уж тревожно да тревожно живется на тамбовских землях, степняки покоя не дают, а тут еще сами взбунтовались, наслушались прелестных слов и пошли за Степаном Тимофеевичем да за помощником его, Никифором Чертком. Не был, не жил в то время в Тамбове отец Питирим, вот пусть и докладывают ему чужие уста, а свои на замке подержим.
2.
В марте 1686 года в Тамбов приехал святитель Питирим, который на сороковом году жизни, в Успенском соборе Московского Кремля Патриархом Иоакимом был рукоположен в епископы с назначением на Тамбовскую кафедру.
По пути в Тамбов Питирим сделал немалый крюк с тем, чтобы заехать в Воронеж и познакомиться с епископом Митрофаном Воронежским. Как же, епархии Тамбовская и Воронежская соседствуют, схожестей жизнеустройства много, да и не бывает лишним посмотреть, что и как у соседей, перенять доброе, поучиться вести дела. Так и повелась дружба между двумя епископами - соседями. Переписывались, звали друг друга в гости. И, наконец, жаркими июльскими днями Митрофан удружил Питириму, приехал на пару деньков погостить у него. Он старше Питирима был на два десятка лет, и казалось, что они старший и младший братья. Рост, осанка, цвет волос, глаз, разлет бровей - все подчеркивало их родство, будто от одного корня они идут.
После установленных при встречах двух пастырей приветствий, трапезы и отдыха, Митрофан пожелал войти в храм, оглядеть Тамбов. Питирим к этому времени уже как свои пять пальцев исследовал Тамбов, повел гостя показывать храм и крепость, а потом уже город.
Тамбов и крепость состояли из деревянных сооружений: 50-метровой проезжей Московской башни и церкви Знамения. Крытые небрежно соломой и неухоженные избы города вкривь и вкось стояли вокруг огромных, поросших кустарниками болот.
О церкви Питирим рассказывал гостю:
- Эту трёхпрестольную Знаменскую церковь возводили в 1637 г. казачий работный люд Черниевой пустыни. Они же и крепость строили. В храме хранятся записи о том времени, я покажу их.
Подошел сильно покалеченный человек. То ли он был не высокого роста, то ли увечья его сделали маленьким и потому суетливым: голова сидела на искривленной шее, одна рука висела плетью, в другой он держал посох, опирался на него, так как ноги плохо слушались его. Благословившись от Питирима, калека спросил:
- Это еще один священник к нам пожаловал?
- Микола, это гость у меня, - ответил ему Питирим. И пояснил Митрофану:
- Сказывают, добро казаковал Микола, ловким в сечах был. Да вот не повезло, кони потоптали его в бою. Сабля не тронула, а копыта косточки поломали. Писарем был при атамане, а потому, как имел озорной и веселый нрав, то первым скакал на супостатов. И доскакался. Держу его при храме, летопись ведет, ранние записи обновляет. Показывай, Микола, что нового сготовил.
Микола подал листы бумаги.
Митрофан углубился в записи:
"Монастырские наряжены были казаками к нашему Тонбовскому к городовому делу, и они де городового дела сделали одним своим монастырём: поставили на речке на Липовице острог, да в Тонбове городе поставили ж в Казачьей Слободе церковь во имя Знамение Пречистые Богородицы, а в ней три престола, да они ж де поставили в городе две большие башни, одну на четырёх мостах, а другую на пяти мостах, да в городе же срубили и поставили они два раската, да торговую баню, да около города и острога копали они ров. А было монастырских деловцов на месяц по 25. Давали деловцу по 4 рубли человеку и больше".
Прочитал, подумал, покачал головой.
- У нас, можно сказать, то же самое. Все-то казаки да наемные ими люди строили. Пригодились они государю и добрую службу сослужили. Умели дело делать. Похвально. И воевали, и отвоевывали земли эти.
- А вот еще, - подал Микола лист Митрофану
Митрофан и в эту запись углубился:
"В 145 [1637] году при Романе Боборыкине приходили воинские люди под Тамбов, и за ними он, Роман Боборыкин, послал лучших людей, дворян и полковых казаков, по числу 400 человек. И зашли тех татар на степи, и отбили у них всех коней те наши служивые люди и 2 человека от тех татар взяли, а те татары отошли пехотою, и после того он, Роман, послал нарочитых людей - Андрея Колоду, а с ним 50 человек. И дошли они тех татар у Северского Донца, и мурзу у них убили начального человека. И тех татар побито рядовых людей 5 человек, а в Тамбов привели тех остальных татар 63 человека".
Питирим давно познакомился со всеми этими летописными сведениями, а Митрофан читал внимательно, сожалел, что в Воронеже ему пока не удается напасть на летописи.
- Слышал, тамбовская земля славится монастырями, - сказал Митрофан, - верна ли молва?
- Славится ли - не знаю. Есть монастыри. Не богатые. Времена нынешние неспокойные, как же тут забогатеть хотя бы и монастырям нашим. Первый, кажется начальный монастырь верстах в двухстах от Тамбова на север, в сторону Рязани. Это Шацкий Черниев монастырь. Значится от 1573 года. Столетний. На юг, в воронежскую сторону - Лебедянский Троицкий. 1621 года постройки. Шацкая Вышенская пустынь... Санаксарский , можно сказать, что новый монастырь, три десятка лет ему.
- А что ж, Питирим, не скажешь мне о Мамонтовой пустыне. Или не по нраву она тебе? Слухом об этой обители земля полнится.
- Как же, и о ней скажу. От Мамонтовой пустыни идет распространение и укрепление православия в нашем крае. Она самая ближняя, всего-то в 70 верстах от Тамбова. У села Мамонтово. Монастырь назван по имени основателя - инока Маманта. Старцу Маманту в 1629 году по велению местной землевладелицы инокини Марфы Ивановны было разрешено открыть пустынь во имя Святителя Николая на Никольской поляне. И озеро там известное, воды целительные в нем, издалека люди приходят омыться этими водами.
В крепости, в храме, на улицах люди спешили подойти к священникам, просили благословения, а получив, шли по своим делам. Подошла под благословение и женщина лет сорока, вдова церковного дьячка. Микола тут же напросился к ней:
- Вишь, Прасковьюшка, жар какой давит. Могутной какой. А у тебя, небось, квасок на льду постаивает. Как, угостишь нас, добрых людей.
- Ох, Микола, и не говори, пойдемте к избе, сделайте милость. Заходите ко мне, угощу, вы такого кваса отродясь не пили. А хотите - поесть соберу.
- Поесть мы успели, а от кваса не откажемся, - сказал с готовностью Митрофан.
- Они успели, Прасковьюшка, а я не успел, потому как нечего куснуть. Я остаюсь у тебя отобедать.
- Миколушка, да ведь я не против, завсегда говорю тебе: есть захочешь - приходи.
Прошли к избе, сели на ветловом толстом лежаке в тени под яблонями Квас на самом деле оказался хорош: молодой, пенящийся, сдобренный мятой.
- Из погреба только, - предупредила вдова, - помаленьку пейте, не остудите внутренности.
- Микола с ее казаком в одном бою был. Срубили того мужика, а Микола вот таким остался. Прасковьюшка приветствует Миколу: покормит, обстирает. А зимой, когда холода, у нее безвыходно живет, - рассказывал Питирим.
Поблагодарив женщину, еще раз благословив ее, пошли пыльной дорогой дальше.
Питирим подвел гостя к городским воротам и показал, как он первым делом по приезде в Тамбов над городскими воротами поместил иконы, среди которых была и написанная им самим Ильинско-Черниговская икона Божией Матери.
- Пишешь иконы? - спросил Митрофан.
- Не то чтоб с упорством, а когда время позволяет, то и я себе позволяю взять кисть да потрудиться. А не попробовать ли нам, отец Митрофан, с тебя образ твой списать?
- С меня? Образ? Надо ли? - засомневался Митрофан, польщенный предложением Питирима.
- Надо. Время не стоит на месте, время течет, и мы уходим из него в миры иные. А списанный образ - это память. Память надо уважать. То мы и будем делать.
Рано утром казаки подседлали двух смирных коней, предложили Питириму пяток сопровождающих - мало ли какая нечисть бродит по лесам, береженого Бог бережет - но Питирим отказался от охранников: