Давно это было, в пору моей молодости. При одном партийном чиновнике я начал рассуждать о порушенных храмах:
- Не понимаю, в голове не укладывается - одни люди строили, создавали это благолепие на века, а другие люди пришли и разрушили...
Чиновник не дал мне договорить, сбычился, того гляди боднет, выдохнул:
- Ты что же, против советской власти? Да мы тебя... В порошок сотрем.
Во мне взыграло всё, обычно на агрессию я отвечал агрессией, потому что молодой был:
- Я против дураков, засевших во власти. Все беды от них.
Повернулся и ушел от обалдевшего чиновника.
Шли годы, а я так и не мог понять логики тех людей, которые разрушали храмы по всей великой стране. Стояли храмы златоглавые, искусно сложенные из кирпича, украшенные лепниной, росписью, вязью, и вдруг всю эту красоту рушат при помощи взрывчатки, при помощи тракторов, рассыпают в прах. Зачем? Что создали руки одних, то должно быть запретно разрушать рукам других.
Поэтому тянет меня к храмам. К действующим. А больше к остовам разрушенных. Когда вижу их, то испытываю чувство вины перед ними, не личной вины, а народной, большой вины. Ощущаю тот излом, перелом, который пал на нас в двадцатом веке, и от которого мы долго не излечимся. Рушить легко и скоро, восстанавливать, возрождать тяжело и долго.
Неподалеку от Котовска, где я прожил уже больше полувека, где сроднился не только с людьми, но и с домами, улицами, предприятиями, сроднился и "чувствую самую жгучую, самую кровную связь", в селах возводят вновь или восстанавливают по возможности храмы. Например, в Царевке храм действующий, деревянный, а вот в Большой Липовице на месте прежнего, разрушенного храма возвели новый, в честь святого Амвросия Оптинского, уроженца этого села (в миру Александра Гренкова). Возвели новый храм в с. Бокино. Возводят храм в поселке Трегуляй, на месте монастырского храма Иоанна Предтечи, ведущего отсчет от св. Питирима Тамбовского. Отреставрировали храм в Сухотинском монастыре. Приспособили под храм бывшее церковное вспомогательное здание в селе Кузьмино-Гать, большом селе, достойном нового храма.
Речь же пойдет о разрушенном в селе Ахтырке и пока еще не восстанавливаемом храме в честь Ахтырской иконы Божьем Матери.
2
Едем в Ахтырку. Молодой мой приятель Дмитрий Коновалов постепенно начал увлекаться историей храмов, краеведением, задает вопросы, внимательно слушает.
Ахтырка, купол храмаИстоник фото: iftravel.ru
В Ахтырке стоит остов разрушенного храма Ахтырской иконы Божьей Матери. Частично сохранился купол храма, частично - колокольня. Мне встречались фотографии купола изнутри храма, очень оригинально выложен купол изразцовой плиткой. Ну, очень!
И вот мы едем посмотреть останки былой красоты, если повезет, то разузнать что-то новое о храме и его строителях. Тем более, что появилась информация о восстановлении храма, реставрации.
От Котовска едем асфальтом сквозь лес в сторону водохранилища. Дорога не прямая, делает несколько крутых поворотов чуть ли не под девяносто градусов.
- А почему прямо не проложили? - спрашивает Дмитрий, - было бы короче.
- И правда, - говорю,- чем руководствовались строители дороги, вертя ее и так и сяк? Мне их задумка, их логика не ясна. Да ладно, пусть будет так, как есть, теперь не исправить уже. А раньше, до дороги, это был путь к пионерским лагерям и дальше, на Сухотинку. В песке тонули. Постоянно искали боковые пути рядом с основной, почти не проезжей из-за песка дороги. Много леса губили. А как эту дорогу проложили, так весь транспорт по ней идет, незачем рядом с дорогой блуждать по лесу. Зачастую люди сопротивляются тому, что прокладывают дорогу по лесу, а посчитать некому, сколько было на этом пути дорог-дорожек, петляющих между деревьями.
Сделав еще один поворот, дорога устремилась под уклон, и вскоре открылось зеркало водохранилища. Большое водохранилище. Мощная трехкилометровая плотина. Охраняемая. Когда дорогу по плотине открыли, то молодые автомобилисты стали устраивать на ней ночные гонки. Вплоть до трагических случаев со смертельным исходом.
Тогда на дороге подняли асфальтовые наросты, которые не позволяют развивать бешенную скорость, машинам приходится вилять вправо-влево между этими наростами. Гонки прекратились. Теперь, наверное, новые места ищет молодняк, они же не могут, чтобы не погонять, не посоревноваться.
Проехав по плотине, мы свернули налево, в лес, выехали на берег. Здесь в последние годы любят отдыхать котовчане. Да и Тамбовские часто наведываются в это место. Песчаный намывной берег, зеленая поляна, лес и раздолье воды. Хорошо здесь, непривычно хорошо для нашей лесостепной местности. Лесов у нас хватает. А вот такой водный простор не особо-то встретится на тамбовщине.
Естественно, Дмитрий интересуется:
- Для чего здесь создали такое водохранилище? Что до водохранилища здесь было?
Приходится рассказывать то, что знаю сам:
- Ну, во-первых, политика государства была такая: создавать искусственные моря, водохранилища, пруды. Зачем? Не всегда все понятно, какие цели преследовали в одном, другом случаях. Например, это, Котовское, водохранилище строили по решению правительства в начале девяностых годов. Строилось оно около десяти лет. В девяносто четвертом году состоялось перекрытие реки. Подняли воду, затопив лес с одной и другой стороны.
- Лес затопили? - удивился Дмитрий.
- Ну, не совсем лес, деревья из зоны затопления убрали, вывезли, а вот кустарники, пни, валежник затопили. Потому опасно кататься на лодках, напорешься или на топляк, или на какую корягу. Рыба не замедлила развестись. Много рыбы. Но условия не совсем комфортные для нее. Гниет под водой дерево. Для рыбы это плохо. Видишь, какая ширь, от двух до трех километров, глубина в среднем считается около четырех метров, у плотины глубина большая, здесь работал земснаряд, намывали плотину. Считается, что площадь воды около тридцати квадратных километров, а объем набранной воды около девяносто пяти миллионов кубометров. Так что если плотина не удержит, если вода рванется в низ, то бывшие пионерлагеря, часть Сухотинки, Царевка, Старчики, часть Кузьминой Гати, Котовска будут смыты. Поэтому плотина взята под серьезную охрану.
- Если существует такая угроза, то для какой же цели строили плотину, что, на самом деле подпитывать Цну во время малой воды, летом?- удивился Дмитрий.
- Не знаю, что и как подпитывать. Здесь же речушка бежала, Лесной Тамбов, как у нас принято называть - Тамбовка. Небольшая речушка. Заросли вокруг, болотистая местность.
Доброе нерестилище было для рыбы, которая из Цны сюда заходила на нерест.
Водоплавающей птицы много было, особенно уток. Место малодоступное для человека.
Кабаны в зарослях водились. Лоси. Много живности было. Но была принята программа строительства небольших атомных станций. И Тамбовка была избрана местом, где планировалось поставить атомную установку в основном для обеспечения горячей водой Тамбова, Котовска и Рассказова.
Как-то зимой в лесу я встретился раз, другой, третий с группой молодых людей, которые ходили с теодолитами, вели записи в тетрадях. Они меня заинтересовали. А прежде всего то, что на рукавах зеленых телогреек виднелись эмблемы - МАЭ. Оказалось, что это министерство атомной энергетики. Рабочие эти, люди молодые, и рассказали мне, что ведутся исследования для будущего водохранилища. И цель водохранилища - охладитель атомного реактора. На то правительство постановление издало.
Кроме парней с теодолитами на небольшой высоте летал двухмоторный самолет. Как мне объяснили, ведет он аэрофотосъемку.
В конце восьмидесятых в начале лета сделали первую пробную попытку поднятия воды, заполнения водохранилища. А птица в это время на гнездах, на кладке сидит. Поднимут воду, затопят гнезда.
Я в то время работал председателем правления областной писательской организации. Меня нашел котовчанин, давний мой приятель Николай Яковлевич Плотников, волнуясь, рассказал о намерения поднятия воды в водохранилище. Просил вмешаться, приостановить это действо, пусть птица выведет, тогда ей не страшно будет поднятие воды, птенцы уже на плаву будут. Пораскинул я умом, как? Писать в областную газету? Пока опубликуют - весь молодняк погибнет. И решил я срочно подключать Геннадия Попова. Писатель, бывший работник обкома КПСС, связи богатые, только он может приостановить поднятие воды. Геннадий горячо взялся за это дело, подключил комитет по природе, встретился с руководителями строящегося моря. Добился от них, дали слово, что приостановят на месяц поднятие воды. И приостановили. Дали возможность птице вывести молодняк.
Но вот на Чернобыльской АЭС в восемьдесят шестом году случилась беда, и программа по строительству малых атомных станций была остановлена. А тут и власть в стране перевернулась. Но строительство водохранилища все же закончили.
- Значит, проект атомного котелка может возобновиться? - спросил Дмитрий.
- Вполне. А куда деваться. Нефть, газ не вечны. Как бы не хотелось, но к строительству малых атомных станций мы придем. Городам тепло нужно. Предприятиям тоже. Так что все впереди. Водохранилище зарезервировано для этого. А иначе зачем воду держать, тратиться на ремонты плотины, на охрану ее, давно сбросили бы, осталась бы вновь речушка Тамбовка, как была она до сей поры века и века.
От плотины до Ахтырки, наверное, километров семь. Основная дорога - песок по самые ступицы. Тем более, сыпучий, дождей нет всю весну, а уже началось лето. Автомобилисты уходят в сторону от главной дороги. Влево не уйдешь, там лес зрелый и стоит густо. Уходят вправо и вправо от дороги. Петляют между деревьями.
Говорю:
- Вот, Дмитрий, была бы дорога асфальтированная, то она спасла бы лес прилегающий. Ведь смотри, машина скачет по корням деревьев. Другая. Третья... Где ж тут деревьям сохраниться, погибнут они от такого обращения с ними. Дорога нужна, дорога, а не направление.
Въехали в сосновый лес. Дорога выпрямилась. Ехать по ней приятно.
- У нас это называется кошелевским лесом. Когда не было водохранилища, то мы пешком ходили из Котовска или на велосипедах ездили за грибами в эти леса. Выйдем к Белому кордону, по мостку дощатому, так называемой лаве, перейдем, и в лес. Гриба много было. Белого, подосиновиков, груздей, опенка. До самого полигона ходили. Теперь транспорт, машины. Куда не сунься в лес в выходные дни, все дороги забиты машинами. Тогда из Котовска сюда редко кто добирался. Кошелевские - те грибами промышляли. Много брали белого, сушили в печах, продавали. Сушеные грибы всегда в цене были, люди потрудятся - и заработают достойно. Ныне доступно все стало: транспорт, дорога по плотине - народу полным полно в лесу. Еще десяток лет - и вытопчут все, гриба не станет.
Помню, увлекся грибами, и показалось мне, что глядит кто-то, следит за мной. Тихонько глаза поднимаю, а передо мной метрах в десяти заяц. Оперся лапой о пень, стоит, за мной наблюдает. У меня палочка в руке. Стукнул ей по ведру, заяц подпрыгнул, перевернулся в воздухе и шмыгнул в лес. Видишь, любопытный какой был заяц. Изучал меня.
3
До сих пор не уясню, как называется село в целом. По описаниям - Ахтырка, Подоскляйского сельсовета, Рассказовского района.
Историческая справка гласит: "Деревня Ахтырка Подоскляйского сельского Совета основана крепостными крестьянами помещика Кошелева в промежутке между первой (1719 год) и второй (1745 год) ревизией. Помещик переселил сюда своих крепостных из села Тотомшн Ряжского уезда. В переписной книге сказано, что все переселенные крестьяне (74 человека мужского пола в 11 семьях) первую ревизию проходили по месту старого своего жительства в селе Тотомше.
Первыми жителями деревни были Григорий Панфилов, Кондратий Андрианов, Афанасий Афанасьев, Лукьян Васильев и другие. При основании деревня называлась Причистинский буерак, а с 1795 года - Ахтырка".
В епархиальных сведениях 1911 года по церковному приходу села Большой Ахтырки упоминается деревня под названием "Малая Ахтырка", где числилось дворов крестьянских 35 с населением: мужского пола - 105, женского пола - 110 человек. От Большой Ахтырки она находилась в полуверсте и сейчас, видимо, два этих населённых пункта слились в один.
Но почему же выходцы из этих мест до сих пор называют несколько деревень: Кошелево, Савинка... Еще какие-то. Надо разобраться в этом окончательно.
4
Итак, начнем разбираться с Кошелево.
Есть такие сведения: посватался дворянин Рязанского и Ряжского уездов Григорий Степанович Сатин к юной дочке своего богатого соседа помещика Никиты Ивановича Кошелева, про которого в округе говорили - "по имени и достаток". Сам Григорий происходил из древнего знатного рода, поэтому ни минуты не сомневался, что его сватов слывший крутым нравом Микита с крыльца не спустит.
Принял сватов и своего будущего зятя Кошелев по-царски. Со свадьбой быстро все обрешили. Такая женитьба пришлась ему по вкусу - не каждый день твоих дочек Рюриковичи замуж зовут. Да не так-то и прост тесть оказался, не зря от предков свою фамилию получил. Поставил он Григорию условие: "...и дочь, и богатое приданое, и крестьян тебе отдам, вот только составим мы рядную запись, что ежели ты откажешься от свадьбы, выплатишь мне на позор неустойку в 200 рублёв". А надо сказать, что на такие деньги деревеньку с крестьянами прикупить можно было.
Спорить Сатин не стал и тут же подписал запись, писанную местным дьячком, обязуясь в следующем году повенчаться с Пелагеей Никитишной. Кошелев остался доволен: "Ну, теперь не отвертится! Теперь и мы Рюрику родня! А дочка как раз за год расцветет, чтоб перед соседями стыдно не было". Григорий отвертеться и не думал, что еще ему надо: невеста красива, молода и богата, да и сам он уж заходился в холостяках, пора бы уж и детишек порасплодить, не безусый юнец какой!
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Н.И. Кошелев и Григорий Сатин могли быть знакомы, так как жили в одном месте, то есть в Ряжском уезде, что на рязанщине. Григорий мог знать дочку Кошелева еще по их соседству на рязанщине. А приехал Григорий к Кошелеву за невестой уже на Тамбовщину, в поместье Кошелева, в деревню Пречистый Буерак. Знать, хороша собой была невеста, коль жених к ней издали заявился.
Жители Ахтырки издавна и до сей поры говорят: девушки кошелевские славились далеко окрест своей статью и покладистостью. Высокие, гибкие, чистые лицом, лучезарны глазами, брови соболиные.
Следующей зимой, незадолго до масленицы, свадьбу и сыграли.
Прошло с той поры не одно десятилетие, старик Кошелев умер и досталось от него в наследство дочери Пелагее немаленькое имение с деревней Пречистинский Буерак.
Значит, первое, самое старое название этой местности - Пречистинский Буерак. Правда, старожилы этих мест названия такого не помнят, да и не могут объяснить его. Только по карте мне удалось определить, что небольшая речушка имеет название Пречистинский Буерак. А Кошелево - это уже позже, это второе название деревни.
Пелагея не долго владела имением, продала его своему внуку - поручику Афанасию Михайловичу Сатину переехавшему в сюда жить после отставки.
Таким образом исторически доказано, что деревенька Кошелево, ранее называемая Пречистинским Буераком является первоосновой нынешней Ахтырки.
5
Теперь посмотрим, кто же такие Сатины, что это за род такой на Руси.
Род Сатиных ведёт своё происхождение от князя Ивана Фёдоровича Шонура Козельского (потомка Рюрика в 15-м колене), выехавшего из Козельска в Москву служить великому князю Ивану Даниловичу. Сыновья его перестали писаться князьями и носили прозвание Шонуровых, а внуки усвоили фамилию Сатины. Алексей Захарьевич Сатин, воевода в Мценске (1559), и брат его Андрей казнены Грозным в 1561 г. В XVII веке многие Сатины служили стольниками и стряпчими. Иван Васильевич Сатин убит в 1671 г. Стенькой Разиным. Род Сатиных внесен в VI ч. род. кн. Московской, Рязанской, Пензенской, Тамбовской и Тульской губ.
Имели Сатины свой родовой герб.
Детали герба указывают на качества этого рода: горностаевый мех - эмблема власти, голубой цвет - символ величия и красоты, золотой - эмблема справедливости и величия души, рыцарский шлем - символ смелости и справедливости, щит - эмблема доблести и благородства.
Еще во времена Иоанна Грозного Сатины играли заметную роль при дворе Московского государя.
"Гордые, непокорные, обладающие несметными богатствами, Сатины оказались в центре смут и интриг ...но вели себя достойно, как и подобает людям достойной фамилии..."
Многие "доброжелатели" нашептывали государю то, что "...де Шонуровы и головы-то не преклонят, и богатством своим похваляются...". Иван Грозный не потерпел при своем дворе гордецов, да к тому же богатство, которое не давало ему покоя - кто посмел быть богаче самого правителя Московского?
Сатины попали в опалу. Многие из них казнены, остальные "...сосланы подальше с государственных глаз...". Имущество Сатиных перешло в казну.
По легенде, которая жила среди Сатиных, Иоанн Грозный, узнав о том, что "казна его много скуднее сундуков Шонуровых..." воскликнул "Сать!".
(не это ли послужило сменой фамилий)
Попавшие в опалу Сатины головы не склонили, милости не запросили: "...Отечеству своему и впредь служили, не жалея живота, как подобает всякому русичу, пекущемуся не о своей голове, а о славе Российской...". И служили Сатины Отечеству верой и правдой многие годы. Например, Иосиф Емельянович Сатин, генерал-майор, известный военный деятель времен Екатерины Второй, кавалер орденов святого Великомученика, Победоносца Георгия и святой Анны. Это ему писала императрица 1 декабря 1770 года, узнав о его ранении: "...Я весьма сожалела о приключившейся вам от раны болезни, дайте Мне знать, владеете ли вы рукою. Я не хочу лишиться тех рук, а еще меньше тех людей, кои наполнены ревностью и честностью, и из коих уст никогда ложь не выходила, за что вас премного люблю...".
В фондах Музея-усадьбы С.В. Рахманинова хранится портрет И.Е. Сатина, заказанный им специально для императрицы. На портрете надпись: "Вернейшего портрет Владычица прими, но дух страждущий, ты мукой не томи...".
К середине XVIII века близкие и дальние родственники Афанасия Сатина приобретают имения в южной части Тамбовского уезда. Так, по 3-й ревизской сказке (перепись крестьянского населения) на территории нынешнего Рассказовского района представители рода Сатиных владели следующими имениями: боярин помещик Афанасий Михайлович Сатин и его жена Ирина Михайловна - имение в д. Пречистинский Буерак; Анна Гавриловна Сатина и Михаил Иванович Сатин - имения в с. Рождественское (Подоскляй).
Всего же в пределах земли Тамбовской роду Сатиных принадлежало около тридцати поместий.
6
Ахтырская Церковь, Рассказовский р-н
Источник фото: iftravel.ru
Справа на возвышенности угрюмо стоит мощный остов разрушенного храма. Стоял храм высоко, далеко был виден со всех сторон. Теперь, порушенный, стоит живым упреком всем нам, нашим предкам: не сумели сохранить красоту, взлет духа первостроителей. Не сумели...
А был им, первостроителем храма один из отпрысков рода - Николай Иванович Сатин - гусарский офицер, герой Отечественной войны 1812 года. Его храбрость восхищала современников. Н.И. Сатин был предводителем Тамбовского уездного дворянства. В 1816 году Николай Иванович и построил этот храм в честь Ахтырской иконы Божьей Матери. И не исключено, что в честь победы русской армии над Наполеоном в 1812 году.
Об Ахтырской иконе Божьем Матери чуть ниже расскажем.
Село теперь по названию приходской церкви стали называть Ахтыркой.
В 1911 году в церкви было три престола: главный - в честь Ахтырской Божьей Матери, второй придел - в честь св. Дмитрия Ростовского, третий придел в честь св. Николая Чудотворца.
Церковь считалась жемчужиной церковной архитектуры. Ничего подобного в Тамбовской губернии не было. Диаметр у основания купольной части 8 метров. Купол выполнен без перекрытий, только из кирпича. На внутренней стороне купола имеются барельефы больших цветов с лепестками и сердцевиной.
Надгробный камень Сатин Н.М.
Источник фото: iftravel.ru
Рядом с церковью поставлен дубовый крест и мраморная плита со словами "Церковь построена в 1816 г. премьер-майором Н.И.Сатиным. Покайтесь и возродите святыню".
Рядом с крестом фрагменты надгробных памятников. Около церкви было кладбище уважаемых людей.
На обломках памятника возле храма указан сын Николая Ивановича - Сатин Михаил Николаевич (1802-1831).
Двадцать девять лет! Что же произошло с ним, морским офицером, наследником имения?
Да и сам Николай Иванович, как известно, умер в 1820 году, спустя всего лишь четыре года после постройки храма.
7
На Руси были и есть другие храмы, построенные в честь Ахтырской иконы Божьей Матери. Например, в подмосковье так же есть село Ахтырка, получившее свое название по храму. Имение Дудкино приобрел князь Иван Юрьевич Трубецкой Меньшой. В семье Трубецких хранился чтимый ими образ Ахтырской Божией Матери. Унаследовавший имение князь Николай Иванович Трубецкой подал прошение в Московскую Синодальную контору, в котором попросил разрешения "построить церковь во имя явления Ахтырской иконы Божией Матери". Дудкино стало именоваться Ахтыркой. Строительство каменного храма по проекту Кутепова, ученика знаменитого Жилярди, завершилось в 1823 г., а в 1825 г. его освятил святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский.
Ахтырская церковь в подмосковье была закрыта в 1937 г. и постепенно разрушалась. Только в 1986 г. начались реставрационные работы
В 1991г. церковь была возвращена верующим. Первыми на помощь приходу пришли князья Трубецкие, потомки строителей храма, проживающие как в России, так и в рассеянии.
Храмы в Ахтырке подмосковной и Ахтырке тамбовской как близнецы - братья. Значит, строились они по одному проекту Кутепова. Правда, в подмосковье храм восстановлен и ныне действует. А где же наследники рода Сатиных? Сколько их? Есть ли они?
8
Немного из истории Ахтырской иконы Божией Матери.
Ахтырская икона Божией Матери
"В городе Ахтырке, Харьковской губернии, в издавна существующей Церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы в 1739 году был добродетельный и благочестивый священник отец Василий Данилов. При наступлении сенокоса отец Василий купил новую косу и, желая испробовать ее, вышел покосить в своем огороде. Не успел отец Василий сделать трех взмахов, как увидел в траве икону Богородицы с распятьем Христа Спасителя, сиявшую особым светом. Коса выпала из рук отца Василия, и он стал читать молитвы к Богородице, осеняя себя крестным знамением. Помолясь пред явленной Иконой Богоматери, отец Василий взял ее в свой дом. Он поставил ее в божницу. Три года стояла эта икона в доме отца Василия, и домашние его не могли ночевать в этой комнате, испытывая какой-то непонятный страх. Тем более что от иконы часто исходил чудный свет. Однажды отец Василий во сне увидел Богоматерь, повелевшую ему омыть икону и покрыть ее покрывалом. Тотчас проснувшись, батюшка взял икону, отер с нее пыль и омыл чистою водою, которую собрал в чистый сосуд, чтобы потом вылить в реку. Сделав все это, отец Василий снова лег спать. Видит он сон, будто утром идет он к реке и несет воду, оставшуюся после омовения иконы, чтобы вылить ее в реку. Встречает он Чудную Деву, которая говорит ему: "Возвратись домой и храни воду, она будет целительной для страждущих лихорадкой". Проснувшись, отец Василий дал попить этой воды своей дочери, страдавшей лихорадкой, и девушка тотчас выздоровела. После этого стали приходить к батюшке и другие больные лихорадкой, и все они, вкусив воды от иконы, немедленно выздоравливали. Между тем священник заметил на иконе в краске язвинки. Он призвал к себе иконописца и поручил ему исправить икону. Иконописец взял икону, и, принеся ее домой, поставил в приличном месте. Дня через два, когда иконописец хотел приступить к работе, ночью во сне услыхал он голос, исходящий от иконы, который назвал его по имени и сказал: "Встань, время тебе отнести икону туда, где ты ее взял, лучше сего ты поправить ее не можешь". Иконописец в ужасе проснулся, взял благоговейно икону и на рассвете того же дня отнес ее священнику, рассказав о слышанном им Голосе. Священник, видя особую благодать над иконой Богоматери, решился перенести ее в приходскую церковь, для народного поклонения. И здесь святая икона, названная Ахтырской, особенно просияла славой чудотворений. В 1743 году по распоряжению Епархиального начальства произведено было расследование о бывших чудесах от Ахтырской иконы Богоматери. Описание чудес было доставлено в Святейший Синод. В 1744 году было произведено новое следствие по повелению императрицы Елизаветы Петровны. В 1746 году еще раз было произведено самое тщательное расследование об изливаемых от святой иконы чудесах, причем, все, испытавшие на себе чудесную помощь ее, под присягой показали о случившихся с ними чудесах и событиях.
Историческая верность чудес оказалась несомненной, и Святейший Синод Указом от 22 июня 1751 года предписал святую икону Ахтырской Божьей Матери почитать за Чудотворную. Всех чудес от святой иконы, записанных в книгу по 1774 год, значится 324. На месте же явления иконы, по повелению императрицы Елизаветы воздвигнут великолепный храм, оконченный в 1768 году".
Вот такова история этой высокочтимой иконы. А так как Николай Иванович Сатин служил в Харьковском гусарском полку, то и храм он воздвиг в честь Ахтырской иконы Божьей Матери.
И дополнение:
В 1905 году во время отправки Ахтырской иконы на реставрацию в Санкт-Петербург она при невыясненных обстоятельствах пропала. После революции икона объявилась в Харбине в среде русских эмигрантов. Святой образ Божией Матери разделил участь русской эмиграции, побывал во многих странах, и, в конце концов, был передан владельцами Комитету русской православной молодёжи в Сан-Франциско. В настоящее время чудотворная Ахтырская икона Пресвятой Богородицы находится в ведении Русской Православной Церкви за границей.
Пред иконой Пресвятой Богородицы "Ахтырская" молятся об исцелении от лихорадки и горячки, о благоустройстве детей в обществе, о покровительстве сиротам, в бедности и сиротстве: "...Премилостивая, приникни с высоты небесныя к воздыханием и молитве нас грешных: исцели болезни недужных, умири сердца озлобленных, даждь терпение страждущим, внуши страх Божий обидящим, укрепи гонимыя за правду, сироты и вдовы защити, подаждь утешение плачущим, испроси прощение кающимся, демонскую же бурю страстей во грешных душах утиши...".
Иконография Ахтырской иконы восходит к итало-греческим образцам. На русских иконах 18-19 веков Богоматерь изображена со сложенными на груди в молитве руками, слева от Нее - Голгофский крест с распятым Иисусом Христом. С чудотворной Ахтырской иконы было сделано несколько списков, почитавшихся в России.
Ахтырскую икону Пресвятой Богородицы невозможно спутать с какой-либо другой иконой. На ней мы видим поясное изображение Богородицы, молитвенно сложившей руки перед Крестом с распятым Господом Иисусом Христом.
Задолго до рождения Христа Ей было дано видение о том, что Она станет Матерью Сына Божия, который пострадает за грехи людские. И Она жила всю дальнейшую жизнь, зная об этой судьбе Своего Сына. Жила без ропота, полностью доверяя и повинуясь воле Божией. Это предзнаменование легло в основу иконографии данного образа, в котором воплощена идея великого начала и, одновременно, предречен великий конец - "альфа и омега", - у порога которого стояла юная Дева Мария.
9
В ахтырском храме Пресвятой Богородицы (Рассказовский район), естественно, храмовой иконой была Ахтырская Божья Мать.
Храмовая икона - это икона, предназначенная для храма, а не для дома. Как храмовая молитва отличается от индивидуальной, так и храмовая икона отличается от домашней: как правило, это икона крупного размера, она может быть больше украшена и даже иметь оклад.
Храмовая икона - икона праздника или Святого, в честь которого освящен Храм, Если это икона в честь которого освящен Храм, то она всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю). Но храмовая икона может быть расположена и в отдельно стоящем киоте, а также быть укрепленной на стене. В любом случае это образ, который соотноситься в богослужением, он должен отражать духовный характер данного храма.
Перед храмовой иконой молящийся просит о помощи Божией в своей жизни. Храмовая икона приобщает человека к великой православной культуре со всей совокупностью ее традиций - богословских, литургических, иконописных.
Нас интересует храм в нашем, тамбовском селе Ахтырка.
Был храм - была храмовая икона. Храм разрушили, а где же ныне храмовая икона? Как вести ее поиск? Найти бы ее, тогда, глядишь и дом ее, храм скорее бы восстановили, и внесли бы ее в храм, и поставили бы на ее законное место. И многое, многое тоже стало бы на свое место. У людей...
Отыскивал людей, тех, кто жили в Ахтырке, кто что-то помнят о храме, об иконах. На интернет сайтах, при личных встречах кое-что стал узнавать. Вот, например, что говорят люди:
Галина:
"Да, это село было и моё, я долгое время там жила, работала, двух сыновей вырастила там, но увы, жизнь повернула по-другому. И эта церковь мне знакома, и хочу, чтобы на нее обратили внимание..."