Lib.ru/Современная:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
Оставить комментарий
© Copyright Глушкин Олег Борисович
(o_gluschkin@mail.ru)
Размещен: 14/05/2010, изменен: 14/05/2010. 116k. Статистика.
Статья: Проза
Скачать FB2
|
|
Аннотация: "Пятый док" был написан в 1965 году, это была повесть о заводской жизни, основанная на личном опыте автора, проработавшего докмейстером на верфи шесть лет. В местном издательстве повесть была отвергнута и "компетентные органы" запретили публиковать автора. 12 лет действовал этот запрет. В 1971 году повесть была опубликована в журнале "Нева" с купюрами. Здесь дается первоначальный текст.
|
Олег Глушкин
ПЯТЫЙ ДОК
Катер прошел вдоль пирса, резко развернулся у маяка, и мы вошли в фарватер. Я стоял на крыле рубки, держась за леера, и смотрел в сторону порта. Суда у причалов теснились друг к другу, места в порту, как всегда, не хватало, и издали казалось, что вдоль пирса отшвартовалось одно очень длинное судно с десятками труб и надстроек. Вода в заливе была неподвижна, и только рябь от движения нашего катера распространялась по ней, затухая где-то у берегов.
В рубке катера рядом с молодым матросом, который крутил большой, деревянный штурвал, сидел начальник нашего цеха Виссарион Иванович Тепнин. Я видел его сморщенное, усталое лицо и чувствовал, что он сейчас злится на меня и считает, что я втянул его в авантюру. Он пошел со мной на катере в порт, чтобы на месте, прямо на этом траулере, убедиться, что невозможно поднять его в док, что слишком много для этого препятствий.
Траулер "Загорск" притащили в порт буксиры два дня назад, судно едва держалось на плаву. Оно попало в шторм и село на мель у Фарер. Днище было пропорото, бортовые кили оборваны, и попытки откачать воду из танков ни к чему не привели. Траулер срочно надо было поднимать и ремонтировать, но затянуть его в док с отсеками, полными воды, было почти немыслимо. Утром, перед тем, как мы ушли на траулер, главный инженер встретил меня у переходных мостиков и сказал:
- Надеюсь на вас, у вас есть инженерные знания, вы же молодой специалист, а не какой-нибудь самоучка, и думаю, справитесь с этой задачей.
Для каждого он умел находить такие слова, чтобы одной фразой привести человека в движение, задеть самолюбие, и всегда добивался своего. Тепнину он не сказал ничего, понимал, что тот откажется сразу. Я сделал несколько вариантов эскизов и рассчитал глубину, пока не пришел катер, который встал у борта доковой башни и завыл пронзительно и тонко, сиреной вызывая меня. И первое, что сказал мне Тепнин, стоящий на катере, было:
- Кто вас просил, Борис Андреевич, давать гарантии главному инженеру? Спрос ведь все равно будет с меня, а не с вас! Идемте в порт, и там, на судне, вы увидите, что это невозможно. Зачем вы взялись за то, что плохо представляете?
И когда на "Загорске" капитан не выдержал: " Что же, прикажете нам тонуть у собственных берегов?", - я сказал, что мы сделаем все возможное. И Тепнин промолчал, и чтобы оставить последнее слово за собой, сказал, когда прощались:
- Завтра утром мы сообщим вам окончательное решение, я должен посоветоваться с руководством и конструкторами, не хочу вас обнадеживать.
И вот теперь он сидел в рубке катера и старался не смотреть в мою сторону. Возможно, он видел во мне соперника, думал, что я рвусь на его место, но я ведь давно ему сказал, что собираюсь уехать.
Катер развернулся еще раз, холодные мелкие брызги сыпанули в лицо; накренило палубу, и мы вошли в ворота завода. Здесь залив образовал почти круглую бухту, похожую на озеро; вдоль берегов этого озера одна над другой, полукругом, как ряды амфитеатра, нависали красные крыши цехов, все было окутано дымом, и ухал, как живой, копер - это забивали сваи у двенадцатого причала. А сразу за этим причалом, в воде - прямоугольники доков, а среди них самый большой, серой глыбой выделяющийся на их фоне мой, пятый док. Отсюда, с залива, доки были похожи не перевернутые буквы "п", и почти в каждом стояло судно, и только мой док был пуст, и поэтому казался еще более необычным. На сером бетоне башни по-русски и по-английски было написано: "Тише ход. Якорей не бросать".
Я спрыгнул с борта катера на дощатый настил.
На широкой палубе дока валялась свежая стружка, и в шахматном порядке возвышались клетки, выложенные из брусьев. Это плотники уже почти закончили стапель для "Загорска" - пока мы спорили в порту, здесь уже началась подготовка к докованию. Мой помощник, Владимир Иванович, ходил между клеток с рулеткой и что-то записывал в блокнот. Его сухощавая фигура мелькала среди брусьев, то появляясь, то исчезая.
- Вот, Андреич, считай, кончили, - сказал он, - так что ждем команду. Не такие суда вытягивали из воды, и с "Загорском", верняк, справимся.
- Грузиться надо метров на восемь, на предел, - сказал я.
- Ну и что, иллюминаторы задраем, воды примем, сколько влезет, что нам переживать? Войдет как миленький. Пустяки!
Пошел в каюту, чтобы еще раз сделать необходимые расчеты. Я чувствовал неловкость: мне бы сначала убедить Тепнина, показать ему распределение давлений, чтобы он сказал "да". А получилось, что я выскочил вперед. Решать в конечном счете ему... У него больше опыта, он начальник цеха, а я просто исполнитель. Зачем нарываться на неприятности? Мало ли что говорит главный инженер...
Часов в пять позвонил Тепнин и сказал:
- Собирайте вашу команду, срочно будем ставить "Загорск". Приказ директора. Теперь у вас будет время пожалеть о некоторых обещаниях, данных поспешно.
Он был неправ, времени уже не было.
Я надел телогрейку и пошел в пульт собирать рабочих. Мимо дока цепочкой уходили домой люди из других цехов, одетые в плащах и шляпах, они уже смыли с рук ржавчину и краску, а нам предстояло работать часов до трех ночи, в лучшем случае.
В надстройке у пульта собралась наша команда. Говорили все сразу. Особенно недоволен был боцман.
- Что им приспичило! Ведь каждый раз так! Все время авралим, меня жена скоро из дома выгонит, - ворчал он.
- Вот попробуй вечером такое судно подними, половина матросов давно разбежалось, - поддержал его моторист.
- Нечего митинговать. Раз судно аварийное - надо ставить, - сказал наш электромеханик Виктор Сигов.
- Надоело все до чертиков, - возмутился электрик Рудик.
- Ладно, помолчите, - решил я их оборвать, - времени у нас мало, приказ есть приказ, грузить будем до иллюминаторов, надо их все как следует задраить. У пробоин на судне свисают бортовые кили по правому борту, так что прижимать придется к правой башне. Пусть отдают швартовы - пора начинать!
Я объяснил суть постановки и то, как придется брать тросом и как вести. На душе у меня было неспокойно: все-таки через час начнет темнеть, да и команда неполная.
Я позвонил Тепнину, хотел попросить еще людей с буксиров, но Тепнина уже не было. Конечно, он где-нибудь здесь, на заводе, но не хочет вмешиваться, и появится на пирсе к утру, когда мы уже выйдем из воды.
Чертовы доки - вечный аврал! Все, кто кончил со мной институт, давно расползлись по конструкторским бюро, а у меня вот уже второй год изо дня в день одно и то же.
Я вышел на палубу башни и отсюда, сверху, посмотрел, как начали отдавать швартовы.
Залив был почти пустынен, лишь изредка по фарватеру проходили суда, повторяя извилистый порядок бакенов. На доке включили прожектора, машинисты заняли свои места в насосных отделениях.
В тишине вечера мы медленно погружали док, журчала, всплескивала вода, входя в ниши, и черной пеленой покрывая палубу; уходили в воду доковые клетки, трещали, всплывая закрепленные тросами доски, док медленно притапливался. Через час окончательно стемнело. Мы приняли воду полностью; островами длинными и ровными торчали из воды башни. Дальше док не шел, мы почти сидели на грунте. Все-таки яма для нашего дока маловата...
- Ну вот, Андреич, нормально в машинах, - сказал мой помощник, - течи нигде нет, ни в одном отсеке, только в компрессорной чуть сочится, ну это так, пустяки.
Для него все пустяки. Я попросил боцмана проследить, чтобы наготове был цемент и распоры.
И тут появились буксиры. Еще задолго до этого мы услышали их гудки и пыхтение. Сразу вслед за ними поползла по фарватеру плоская тень "Загорска", стирая огни деревень на противоположном берегу.
Носовой буксир вошел в пересечение наших прожекторов. Беспомощно полз "Загорск" на поводу у буксира, лоцманский флаг повис на мачте. На судне было темно, и казалось, что команда покинула его.
Я подошел к микрофону и крикнул:
- Эй, на судне, готовьте бросательный!
Носовой буксир прекратил работу, серая громада судна двинулась на нас по инерции, где-то позади нее надрывно загудел кормовой буксир. Этот гудок означал "одерживаю!". Несколько коротких всхлипов буксира - и тот замедлил ход.
- Что они там заснули, деятели? - крикнул мне боцман. - Конца подать не могут!
Но вот, наконец, хлопок. Как будто пастух ударил бичом, и в воздухе мелькнула выброска - пеньковый тонкий трос с грузом.
- Берегись! - крикнули с судна.
Теперь уже можно было различить матросов на баке.
Вдоль башен ждали наши рабочие. Тихо... слышно было даже в динамиках, как стучат корабельные часы в нашем пульте управления. Сейчас самое главное во-время одержать судно, не давать ему навалиться на башню.
- Закрепили?
Закрепили, - ответили сразу несколько голосов с верхней палубы судна.
Пора начинать выборку. Почему замешкался боцман на той, противоположной башне дока?
- В чем дело, Валя? - крикнул я в микрофон.
- Сейчас, - ответил он хриплым голосом, ему не нужно микрофона - просто крикнул вполсилы. Ребром ладони он забивает гвозди в сосновый брус.
Я все же нервничал: главное впереди. Загудел, как шмель, мотор шпиля - начали.
- Валя, пожалуйста, осторожней! - крикнул я в микрофон. - Ни в коем случае не наваливай на свой борт, только одерживай.
Мне все время не дают покоя эти кили, торчащие с правого борта "Загорска", они могут свернуть нам клетки.
Только бы не поднялся ветер, сейчас нам надо вести судно очень точно.
Командует мой помощник, он покрикивает на матросов, особенно его раздражает неповоротливый толстяк Воронов. Я подбежал к ним. Воронов запутался с тросом, тяжело дышал. Втроем мы накинули несколько петель на барабан.
Наконец мы ввели судно, резкий всплеск - это отдали буксирный трос. Носовой буксир развернулся почти на месте и скользнул под тросами между бортом судна и углом доковой башни. Молодец, капитан, отлично проскочил!
Буксир загудел на прощание и растворился в ночи, только где-то за судном еще видны снопы искр из его дымовой трубы.
"Загорск" вошел в пространство между доковыми башнями. Матросы начали опускать мягкие плетеные кранцы. Пятна света от наших прожекторов осветили обшивку "Загорска", помятую и проржавевшую в далеких рейсах, лица матросов, капитана на крыле рубки и долговязого лоцмана в кожаном пальто.
Я вошел в пульт управления, надо было проверить, все ли готово у электриков.
Окна пульта открыты, и по гудению шпилей, по скрипу тросов, по голосам я продолжаю ощущать путь судна.
В пульте сидит сосредоточенный и угрюмый Виктор.
- Ну и боцман, удивляет меня, опять поленился завести дополнительный трос. Ведь это же не просто обычное докование! Здесь на авось! ничего не выйдет, здесь надо быть начеку! Ну, совсем распустился, - ворчит он.
- Валя, - спросил я по микрофону, - со среднего завел уже?
- Завожу, - крикнул он.
-"Завожу!" - возмутился Виктор. - Наверное, и не думал!
На судне перенесли трос на корму, передавали его через надстройки.
- Поджимайте к борту, сколько можно говорить! - закричал мой помощник.
Я побежал, перепрыгивая через тросы туда, где был натянут тонкий отвес: надо довести судно до него, потом отжать. Прожекторы поймали отвес в перекрестье.
Чтобы лучше увидеть, как движется судно, я встал на переходном мостике. Теперь боцман дал слабину - мы выводили судно по центру. Виктор на пульте замахал руками, мол, хватит. Терпение. Еще какие-нибудь полметра. Стоп.
Тросы вытянулись. Я видел, какого труда стоило удерживать их. Кряхтел Петров, обеими руками вцепился во вьюшку Воронов, только боцман стоял не напрягаясь, придерживая трос ногой, для страховки он подсунул под вьюшку кусок доски. Я подозвал своего помощника, спросил, не было ли где стуков или треска, нет ли течи, и попросил его командовать в носу. Когда я вернулся в пульт, электрики уже включили щит, на котором загорелись зеленые и желтые лампочки. Можно начинать подъем.
Я повернул переключатель, и на всем стометровом пространстве дока начали вращение приводы клинкетов. О том, что они открылись, сообщили лампочки: погасли зеленые, загорелись красные. Щит был похож на огромное электропианино. Я взглянул на часы, было ровно два часа ночи.
- Дай закурить, - попросил я Виктора. Мне, как всегда, не хватало пачки.
- Побираешься, - сказал Виктор, всунул мне в зубы сигарету, щелкнул пистолетом-зажигалкой.
Я задымил над приборами, вглядываясь в дрожание стрелки. Виктор выключил свет, чтобы лучше было видно пространство за окнами, где в черной воде втиснулось в док обтекаемое тело судна.
- Ну вот, - сказал мой помощник, входя в пульт, - мельтешили, суетились, однако справились. Корму прихватило без звука. Не такие суда поднимали, а это что - мелочь.
Он сел за столик и начал с Виктором разговор о картошке, о том, пора или не пора ее сажать, и у кого лучше огород.
Медленно шел подъем, кончилась сигарета, заразительно зевнул Виктор.
Я почувствовал, что здорово устал, особенно ноги сдали, сейчас бы прилечь, вытянуться.
- Холодает-таки, - сказал мой помощник, прикрывая окна.
И вдруг истошный вопль: "Кренимся!" Это закричали на судне.
- Кренится! - крикнул боцман.
Я уже сам увидел, что плоский борт "Загорска" косо надвигался на окна пульта. Неужели все-таки этот торчащий, поломанный киль уперся в клетку. Если так, надо срочно погружаться, и все начинать сначала, иначе продавит палубу дока. Казалось, что крен достиг предела, и ничем уже не остановить падение, и вот-вот обнаружится хрупкость стекол пульта и малая прочность бетонных башен дока, которые медленно начнут разваливаться. Вот оно - наказание за самонадеянность.
- Сообщите крен, капитан, - стараюсь говорить как можно спокойнее.
- Крен десять градусов.
- Десять градусов - ерунда, - сказал мой помощник, - у нас до двадцати "Полесск" доходил, и то ничего.
- Борис Андреевич, что вы медлите, - крикнул Виктор, - надо срочно грузить док!
- Чего раскудахтался, пустяки, а он орет, - сказал мой помощник.
Все у него пустяки, он видел вещи пострашнее, которые наше поколение представляет смутно: в сорок втором его чуть не расстреляли, в сорок третьем он бежал из концлагеря - после такого нервничать по пустякам не стоит. Со всеми он легко находит общий язык, против начальства никогда впрямую не пойдет, но делает все по-своему. Доковые называют его лисой. У него действительно, острый вытянутый нос и мелкие, лисьи черты лица. Он разворотлив и неутомим. У него я учусь выдержке.
Да главное - сохранять спокойствие и не суетиться, люди ждут моего решения. Прошло несколько долгих секунд. Мы продолжали подъем. Судно начало выравниваться. Сначала незаметно для глаза, потом резкий рывок на другой борт, несколько колебаний, вот, кажется, все замерло. Так и есть.
- Крен ноль! Крикнул капитан судна.
- Я же говорил, ерунда, а вы "погружать, погружать"...- сказал помощник.
Он вышел на палубу, я услышал, как он рассказывает матросам, что только он не хотел погружать, а знал верняком, что все обойдется. Старик хочет подчеркнуть, что он здесь голова, а если бы не он - провозились бы до утра. Что ж, пожалуй, он прав.
Вода медленно освобождает борта судна, темная полоса - ее след - все время увеличивается. В свете прожекторов на участках, вышедших из воды, видны плантации причудливых ракушек. Они еще дышат пористой массой; если ночью их не смыть и не очистить, завтра маляры поломают все щетки у турбинок. Надо будет не забыть дать задание дежурным.
Осталось полчаса простого подъема, у тросов делать нечего, в пульт пришли рабочие палубной команды - поговорить, погреться.
Боцман в грязной робе уселся на пол; уснул в углу на вахтенных журналах Завадский, молодой парень с длинными волосами.
- Кимарит, студент лохматый, - ворчит мой помощник, - они тут за моей спиной все академии позаканчивали, на работе спят, дома учатся. Им что! Разве они за производство душой болеют...У нас вон, почитай, студентов полдока! Все ученые, а что случится - ко мне.
Очень хочется спать, я только сейчас ощутил, как устал, хорошо хоть прохладно, летом я сильнее потею, не напасешься рубашек - разлезаются, летом, конечно, труднее.
В пульте все молчали, только мой помощник продолжал ворчать, но речь его была привычна, и почти никто не прислушивался к его словам.
- Жалуются, поесть не хватает, чуть что - денег одолжи, а кругом земля пустует! Пожалуйста, паши! Нет, он, лохматый, придет домой, жену под ручку и загорать на озеро. Конечно, так жить трудно, а ему лишь бы джинсы с этикеткой, да свитер заграничный! Вон у меня еще картошки навалом, капусты, огурцов, помидоров, мне что в магазине - хлеб да сахар купить. А такие, как они, и бегают с места на место! Длинный рубль - в чужих руках только, а ищут, где легче! Хитрованы все!
Спокойствие нарушает голос Питилимова, он говорит по микрофону из шпилевой, противоположной башни дока.
- Борис Андреевич, докладывает Питилимов! Вы меня хорошо слышите? Это я, Питилимов!
--
Да, хорошо! Что случилось?
Боцман прыснул, засмеялся Петров, все ждали обычных нелепостей. Прикрыв микрофон ладонью, я спросил у помощника:
- Кто это догадался пустить Питилимова в шпилевую к микрофону?
- Я, когда уходил, закрыл ее и связь отключил, - сказал боцман.
- Борис Андреевич,- продолжал Питилимов, - я бревно отталкиваю, оно попало в кабель и чуть высокую сторону не отключило. Вы слышите меня?
Смех в пульте смолк. Не хватает нам еще остаться без питания.
- Как бы его там током не долбануло...- сказал мой помощник. - Пойду посмотрю.
Через несколько минут возвратился Владимир Иванович, махнул рукой, заворчал:
- Бревно, бревно - щепку какую-то зацепили, я там трансляцию совсем вырубил.
Не знаю, что и делать мне с этим Питилимовым. Он электрик, низенький, лысый, выдумщик и враль бесподобный. Обычно, его место в пульте, но здесь он всем мешает, над ним смеются, подковыривают его, не замечает. Чтобы оградить его от насмешек, я при доковании посылаю его на противоположный борт дежурить у щита, но, к сожалению, он не выдерживает одиночества, добирается до микрофона и начинает регулярно сообщать по трансляции все, что видит. Это вызывает бурные взрывы хохота, а так как динамики слышны хорошо на берегу, то в рабочее время у дока собирается целая толпа.
Я вышел из пульта на палубу. С "Загорска" уже начали отдавать тросы, они теперь лишние - никакой силой не разъединить судно с доком, весом в две тысячи тонн "Загорск" нажал на клетки и присосался к ним.
Вода отступила, показались внизу доски и стапель-палуба. Те, у кого хорошие резиновые сапоги, начали пробираться вниз. Я тоже не выдержал.
- Посмотри здесь, - попросил я помощника и спустился по трапу, стараясь не задеть поручни, покрытые илом и мазутом.
Внизу осталось совсем немного воды, я перекинул доску и прошел по ней под днище судна. Было совсем темно, я ощупал кильблоки и убедился, что зазора нет, и судно село отлично.
Мелькали пятна фонариков, я пробирался, согнувшись в три погибели, под днищем от клетки к клетке. Грязные, холодные капли проникали за шиворот, вода стекала по палубе, журчала в нишах, насосы выбрасывали ее остатки из дока, они уже работали с надрывом, хватая воздух.
Вот и пробоина - вода хлещет из нее, кили исковерканы, изогнуты, но прошли хорошо, ничего не задели, нам повезло.
- Корюшка, ребята, кидайте сюда ведра! - слышу я зычный голос боцмана.
Действительно, как я сразу не заметил: на палубе полно корюшки - глупый косяк зашел в док. Я зачерпнул полную горсть скользких, трепыхающихся рыбок, они пахнут свежими огурцами. Рыбешка прямо хрустит под ногами, так ее много. В темноте бродят люди, набирают полные ведра, кастрюли. Слышатся крики:
- Сюда, сюда!
- Давайте доски, загородим ниши.
- Вася, куда ты там пропал? У меня ведро полное!
Смолкли насосы, на левой башне зазвонил кран, это повезли трап на "Загорск".
- Майнай помалу, Клава! - крикнул боцман крановщице. - Помалу!
Я прошел в корму. Лопасти винта "Загорска" исковерканы, одна наполовину обломана, руль висит буквально на ниточке. Как они еще умудрились дойти сюда...
У винта стоял капитан "Загорска", смотрел и охал.
- Надо отметить такое дело, - сказал он, - пошли, докмейстер, у меня уже стол накрыт.
- Не могу, - сказал я.
- Ну, это не по-морскому.
- Людей надо развести домой, ошвартоваться...
В дежурную машину - полукрытый газик - с трудом уместилась вся команда.
Мы мчались по ночным дорогам. Изредка дробь кулаков сотрясала кабину, тогда шофер тормозил, и один из нас соскакивал у своего дома.
Заводской поселок молчал, во всех окнах был погашен свет.
- До завтра! - крикнул я, спрыгнув на повороте у парка.
Я прошел в густой темноте через парк по шуршащей листве, мимо аттракционов, качелей и заколоченного летнего кинотеатра. Узкий серп луны скользил за тонкими стволами, видны были редкие звезды, впереди светило единственное окно - окно моего дома. Поселок состоял из одинаковых, двухэтажных домов, уцелевших после налетов авиации и штурма города. В центре почти не осталось целых зданий, одни развалины. А поселку повезло. Только жильцы в домах сменились. Прежние, если они только живы, сейчас далеко. Наверное, они тоже работали на верфи. Здесь и раньше был рабочий поселок. В городе трудно отыскать квартиру. Эту же я буквально вырвал для себя, вернее не я, а мой помощник...
Я поднялся в темноте по скрипучей лестнице, открыл дверь, снял туфли и осторожно прошел на кухню. Жена не спала, она сидела в единственном нашем кресле, длинные черные волосы спадали на плечи.
- С ума можно сойти, - сказала она и печально вздохнула, - уже четыре часа. Где ты пропадал?
- Работал. "Загорск" поднимали.
- Зося, наверное, дежурила?
Это она о нашей крановщице, есть такая смазливая краля, но ведь не угадала, сегодня не ее дежурство.
- Надоело мне все это, и чужое все кругом, чужое, булыжник, разрушенные соборы, пустыри, давай уедем отсюда, не могу я больше...
- Вот спустим "Загорск" и решим...
Я давно уже обещал ей вернуться в Ленинград. Понимаю, сотворили мы глупость. Мало ли, что дали сюда распределение, что, я там бы не устроился? Это извечный мой дух противоречия - захотелось начать все самому, без опеки, без ее родителей, без их огромной, уставленной старинной мебелью, квартиры... Ну вот и получил, что хотел. Совершенно чужой город, разоренный и разрушенный. Жителей прежних выселили и восстанавливать центр не спешат. Сначала приютом стало мне общежитие с прогорклым запахом нестиранных носков, а теперь досталась комната с узенькой кухней. Когда прежний доковый мастер съехал отсюда, мой помощник сорвал хилые печати с дверей и приволок мой нехитрый скарб - и тогда приехала Зина. Наверное, я поторопился, сорвал ее с места преждевременно. Но ведь она и сама писала, что не может жить одна... И вот теперь сидит на кухне у кафельной немецкой печки, а я так устал, что мне не хочется есть, да и за окном светает, надо успеть подремать хотя бы пару часов...
Первый день после докования, как всегда, самый напряженный: люди не успели выспаться, а работы предстоит по горло. Надо и пар на судно подать, и воду, и леса вокруг судна построить, чтобы можно было малярам чистить и красить подводную часть, и организовать работу на шпилях, чтобы помочь снять винт и руль, и кран в первый день нарасхват - всем все подать надо, и все в первую очередь, всем срочно.
Конечно, за вчерашнюю работу положено было бы взять отгул, выспаться хорошенько, но на доках все знают - придет время, все наладится, отдохнем, а в первый день надо на совесть поработать и обеспечить работу другим цехам.
Для докмейстера этот первый день самый трудный. Начальство, разные комиссии, дефектовщики, строители - все требуют чего-то своего, и со всеми надо переговорить, всем доложить, всех успокоить.
Пока шел от проходной к пирсу, я обдумывал, что и как надо сделать, и все ругал себя, что не сумел проснуться хотя бы на полчасика раньше. Был бы тогда запас времени до прихода начальства, возможность все спокойно осмотреть и проверить - как судно село, не нужно ли где клетки подклинить и килевую подбить.
Издали, с переходных мостиков, судно в доке напоминает стального кита: круглые развалы бортов, сморщенное от ракушек днище. Прежде, чем подняться к себе, я прошел вдоль дока и осмотрел клетки. Работа была чистой - судно стояло точно по центру.
На доке, в дежурке, полно народа - дымят, набираются тепла перед тем, как начать работу. Слушают Питилимова, тот рассказывает о счастливых днях своей жизни на Кавказе, о сказочном доке в Батуми, где он когда-то побывал в командировке по обмену опытом.
- Разве в Батуми делают леса на доке? И не думают. Там специальная бригада плотников есть! Не верите? Человек сорок! Они и леса делают, и док подметают. Там дежурят не как у нас - один человек, а по десять на вахту! А у докмейстера там будка - будь здоров! Он на палубу-то выходит, может, раз в месяц, не больше...
Я давно заметил, что в каждом питилимовском рассказе о необычном батумском доке со временем возникают все новые и новые подробности.
Вот и сейчас Питилимов под общий хохот сообщает, что там на доке всем выдают бесплатную форму, а вахтенным дубленки.
Все уже давно знают его рассказы и о том, как он командовал десантом, и как обучал новобранцев, и как руками поймал лису. По его рассказам, он окончил войну в чине полковника. Когда разыскали в отделе его карточку и узнали, что он всего лишь сержант, одно время его только так - сержантом - и звали, а потом произвели в капралы.
Правда, человек он очень добросовестный, всегда остается на доке после всех. Если что-либо вышло из строя, по собственной инициативе может провозиться всю ночь, и главной наградой для него будет то, что утром он похвастается: вот исправил, теперь все в порядке. И когда его пошлешь отдыхать, устало махнет рукой и скажет: " Тут еще работа есть, нельзя мне уйти". И если бы при своей добросовестности он еще хоть что-нибудь умел делать, то цены б ему не было. Но он вечно все перепутает, и больше всего я боюсь, как бы он не влез под напряжение.
Телефонный звонок прерывает рассказ Питилимова, я беру трубку и слышу голос Тепнина. Молча слушаю его и думаю: "Где же вы были ночью, Виссарион Иванович? Знаю, ведь тоже не спали, боялись, как бы чего не случилось, а вот сейчас, под утро, опрокинули полстакана спирта и собираетесь домой, чтобы лишних вопросов не выслушивать".
Конечно, ничего такого я не сказал, но он будто подслушал мои мысли:
- Знаете, устал я за ночь, дома еще не был. Вы уж тут покомандуйте сами, но смотрите, чтобы задержки не было с лесами, всех гоните на леса, а то они пользуются вашей мягкотелостью, отсиживаются, а ведь это из-за вашей затеи нас леса заставили делать, так что выкручивайтесь, Борис Андреевич.
- Люди устали.
- Ничего, потом отдохнут.
Мне хотелось сказать в ответ что-нибудь дерзкое и напомнить, как боялся он "Загорска", но он был старше меня, кругом люди, я промолчал и положил трубку.
Было без пяти восемь.
- Ну что ж, парни, - сказал я, - пора начинать. Поработаем сегодня хорошенько, а чем быстрей все сделаем, тем легче потом будет. Надо браться за леса, выставить их сегодня хотя бы в корме. Пусть мотористы выделяют трех человек, и от электриков - двух. Плотников дают, но только четыре человека, надо будет поработать.
- Все из-за этой чертовой механизации, - буркнул боцман, - выдумали себе на голову.
Это тоже камешек в мой огород.
- Ничего, - сказал Владимир Иванович, - наладим машины, сами будем только сверху поглядывать.
- Пока вы наладите, а теперь вкалывай, - не унимался боцман.
- Валентин, вы должны народ организовать, а не вставать в позу, - заметил электромеханик Виктор Сигов, - никакой сознательности.
Его недавно избрали в профком завода, и теперь он всегда на стороне начальства.
- Пошли с нами вниз, поносим доски на горбу, - сказал боцман Сигову, поднялся с пола, надел рукавицы и крикнул:
- А ну, давай из дежурки, курить с утра вредно!
Я понимал: сейчас они все думают, что им приходится делать леса из-за меня.
Ну что ж, я пожинаю свои плоды.
Мне всегда бывало не по себе, когда я смотрел, как работают в доках плотники, сколачивают из досок громоздкие леса, окружая корабль настилами, как таскают шестиметровые штаги, подают наверх доски. Досок приходилось подвозить машин пять - не меньше, а перед спуском судна надо разобрать настилы, и все это в спешке, в последние часы. Разбирать настил аккуратно некогда, и вот затянут его тросом, рванут шпилем - леса падают, как карточные домики, разлетаются с треском и хрустом. Плотники люди привычные, делают свою работу весело, с шуточками да прибауточками, а мы, когда приходится им помочь, с непривычки еле двигаемся. Я как-то потаскал штаги, так потом целый день руки дрожали.
Помню, именно в этот день меня поддел Сидорчук - однорукий бригадир плотников:
- Вот, Андреевич, век атома, механизация простая, нажал на кнопку, взвалил на плечо и попер - аж спина мокрая. Вы в институте, может, что проходили. Я вот слышал - есть леса металлические, башенные ... вроде разные уже придумали?
И начальник наш Тепнин сказал на диспетчерской:
- Неужели ничего придумать нельзя, чтобы такой идиотский труд устранить?!
И вот придумали мы себе на голову. Вернее, не мы, а один парень из Таллинна. Рассказал нам об этом наш строитель. Побывал он в Таллинне в командировке, узнал там про самоходные леса и чертежи с собой взял, и когда услыхал, что мы начали подобные леса у себя делать, пришел ко мне, выложил чертежи на стол и сказал:
-Вот, Андреевич, штучка, я тебе доложу. Леса на колесах. Никаких тебе забот, только руль верти. Давай вместе предложение напишем. Такие леса сделаем - закачаешься. Материал любой достану. По рукам?
И кончилась наша спокойная жизнь, всем доком принялись мы за самоходные леса: кто редуктор притащит, кто уголок, кто передачу, кто руль.
В гараже на нас косо поглядывать стали. Нам нужны были старые машины, списанные. Дописали мы тогда третьим автором в рационализаторское предложение начальника гаража, и он сразу три старых грузовика нам отдал.
И вот через месяц у нас на стапеле дока уже стояла самоходная башня, на остов машины были наварены металлические раздвижные площадки, которые вынимались со страшным скрипом, вместо привода вставлялась воздушная турбинка - и наша огромная телега, тарахтя и громыхая, медленно двигалась по бетонной палубе. Это было сооружение, не уступающее троянскому коню. На доке собралось полно людей. Рабочие уселись на брусьях клеток, обсуждали наше детище, давали советы.
Боцман в нужный момент подталкивал машину плечом, и она двигалась дальше. Сияющий и гордый, сидел за рулем Владимир Иванович. Плотники бросили работу на соседнем доке и пришли посмотреть на чудо, несущее им освобождение. Сидорчук прыгал от восторга.
Наконец, настал торжественный день, мы подняли в док плавбазу "Александр Матросов", и на совещании я сказал:
- Мы отказываемся от постройки лесов по правому борту, правый борт будут обслуживать самоходные леса!
- Молодец, Андреевич, молодец, - сказал Тепнин, я давно говорил: стоит только подумать, и все будет в порядке.
А утром на док пришли маляры. Моросил мелкий, неперестающий дождь. Маляры сбились в кучу, спрятались от дождя в доковой нише, наладили свои турбинки, потом позвали меня. Я спустился вниз.
Завидев меня, они заговорили все разом. В куртках, заляпанных краской, с лицами, на которых осели кусочки ржавчины, с оскаленными белыми зубами они были похожи на обиженных негров. Они дружно проклинали самоходные леса.
- Чтоб у того рот на пятке вырос, кто их придумал, чтоб ему - как есть - так разуваться! - кричал рыжий маляр в белой косынке.
- Кишки с ними надорвешь! - поддержал его другой.
На деревянных лесах они передвигались свободно, а теперь им приходилось возиться с нашей машиной: одному сидеть на руле, другому включать воздух, а они сдельщики - им каждая минута дорога.
- Ладно, - сказал я, - на передвижение машины и подключение я дам своих людей, доковых.
На диспетчерском совещании Тепнин сказал мне:
- Не имела баба хлопот, купила порося, проявила инициативу.
И вот сегодня опять эти леса. Я уже устал от упреков, но мой помощник не унывает, он упрямо продолжает таскать из гаража детали для второй самоходки.
Я успел побывать на "Загорске". Подключили на судне пар. Пришел Шкворев, его назначили на судно строителем. Мы спустились вниз, чтобы организовать работу. Ребята наши заканчивали леса в корме, с криками поднимали они здоровенные штаги.
Я бы хотел превратиться в человека-нивидимку, когда мы проходили мимо них, но, увы, боцман заметил меня и закричал:
- Где плотники? Сидорчук где? Спит, наверное, на втором доке, вы их пошевелите, Андреевич!
- Давайте с одного борта все-таки самоходку пустим, - предложил я Шквореву.
- Что ты, ни в коем случае - сорвем работы! Я не могу это разрешить!
- Но ведь вы же соавтор, это же наше общее детище!
- Чудак, - ухмыльнулся он, - чего мельтешишься, деньги за рацпредложение мы получили, чего же тебе еще надо! Сдай самоходку в металлолом - и порядок!
Я ушел от Шкворева под днище судна проверить кингстоны, видеть я больше не мог своего соавтора.
А вечером бригадир плотников Сидорчук не поздоровался со мной. Я окликнул его, он потоптался на месте, сунул единственную свою руку в карман, сплюнул сквозь зубы и сказал:
- Эх ты, новатор!
Я не понял сначала, какая муха его укусила, но когда он сказал, что из-за моих лесов сокращают плотников, я готов был провалиться сквозь землю.
- Вот так, - сказал он, - заварили кашу, куда я теперь людей дену? Ведь живые люди!
После работы говорили обо всем этом с Владимиром Ивановичем и Виктором. Сигов был настроен бодро.
- Вы, Андреевич, только носа не вешайте! Одного леса экономию дадим - на целый год хватит! А из этого леса хаты в городе понастроют. Машины эти надо делать, и на всех наплевать - а своего добиться. Иначе грош нам цена! Тепнина я возьму на себя, чтоб он палки в колеса не совал.
- Пойду я, - сказал мой помощник, - закреплю нашу самоходку цепью, а то я слышал ребята грозились ее ночью за борт спихнуть. Разные придурки, конечно, бывают! Я думаю так, что не решатся - но на всякий случай закреплю. И дежурных надо предупредить...
Док - это сложное сооружение, и на нем все время должен кто-нибудь находиться. Поставили мы судно, разъехались по домам, а какой-нибудь клинкет закрыли неплотно, пойдет потихоньку вода, начнет док крениться, судно может завалиться. Да мало ли что может случиться - всего не предусмотришь. К тому же и в ночную смену часто бригады работают, особенно перед сдачей судна.
Поэтому самых опытных механиков мы ставим на дежурство. Хотя раньше другой был порядок, а вернее, порядка не было... Раньше на доке оставляли на ночь по одному дежурному, но однажды я узнал, что электрики, уходя с работы, вынимают вставки питания пульта. Значит, при аварии даже воду не откачать. Меня тогда это поразило. "И давно так?" - спросил я у своего помощника. "Да нет, Андреич, лет пять. Дежурные балуют. Вот был у нас один парень, хотел доказать, что все умеет, и давай ночью доковаться, клинкеты пооткрывал, тренируется, чтоб, значит, потом показать, какой он умный. А утром приходим - док раком стоит, хорошо пустой - без корабля". "Выходит, мы дежурных зря держим!" - возмутился я. "Как зря, - ответил он, - в случае чего вызовут нас, а сами они все равно никуда не годятся. Возьми, кто у нас на ночь? Пенсионеры! Я сто раз говорил, надо, чтоб сильные механики дежурили и электрик".
В тот же день мы переделали график дежурств, и работать нам стало спокойнее. Дежурные за ночь многое успевали. Взять хотя бы очистку судна: по свежему наросту, сразу после докования водой под давлением так обработают борта, что и чистить почти не придется.
Вот и на "Загорске" хорошо потрудились дежурные ночью, но ракушки остались, особенно в корме.
Второй день весь ушел на зачистку и прошел более спокойно. К обеду мы закончили леса, и док наполнился жужжанием турбинок. Столбы оранжевой пыли от очищаемой ржавчины поднимались над доком, солнце казалось сквозь их пелену маленьким и тусклым.
Весь день меня преследовал шум. Никуда от него не денешься. Даже в каюте, при плотно завинченном иллюминаторе, внутрь проникает треск сварки и грохот кувалд; а когда сверху по палубе идет кран, все ходит ходуном. К тому же не смолкает телефон внутренней связи. Его звонки пронизывают насквозь - это что-то типа пожарной сирены.
Приятен лишь монотонный шум лопоухого вентилятора. Особенно он выручает меня летом, когда докуемся в жаркий день и приходится вдобавок ко всему стоять у щита управления, нагретого контрольными лампочками десятков приборов; придешь в каюту - рубашку хоть отжимай, ноги - свинцовые, ляжешь на диван - и направляешь на себя поток живительного воздуха.
Но сегодня вентилятор не нужен, день весенний, прохладный. В каюте я позволяю себе хотя бы на полчаса отключиться от суматохи дел. Медленно отсчитывают минуты корабельные часы со светящимися стрелками и цифрами. Вроде бы радиоактивность от них чуть выше нормы, хотели фосфор соскоблить с них и со всех других приборов, но мой помощник решил, что фосфор снимать не стоит, а надо требовать дополнительный отпуск за вредность. Вызвали комиссию, снова замерили, но ничего не вышло - радиоактивность в пределах допустимой. Так что на каждого хитрована свой винт, и радиация есть и отпуск прежний без добавок...
У меня самая большая каюта на доке, здесь я собираю совещания, делаю разборы докований. Есть здесь диван, где можно ночью вздремнуть, если ждешь судно; есть кульман - можно чертить, на полке - ряды справочников. Кроме того, в каюте есть много нужных и ненужных вещей: резиновые сапоги с длинными голенищами, в которых можно спуститься на палубу, когда еще не сошла вода, чтобы проверить клетки; спасательный жилет - дай бог, чтоб он никогда не понадобился; бинокль в кожаном футляре, переноска... Вещей много, и часть их приходится заменять или раздавать, или просто они куда-то исчезают. Что вещи? И хозяева в этой каюте сменяют друг друга, скоро и мой срок пройдет - три года...
Постоянные жители моей каюта - тараканы. Они очень пугливы и в то же время нахальны. Поиски съестного делают их быстрыми и ловкими.
Несколько раз мы пытались избавиться от них, но не потому что уж такие мы тараканоненавистники, приказ был санитарной службы. В это лето к нам приходили женщины из эпидемиостанции. Они принесли дуст в мешках, раствор и специальные машинки для разбрызгивания. Все рабочие вылезли на верхнюю палубу и начали дискуссию. Большинство сошлось на том, что затея эта бесцельная. Поймали таракана, положили в дуст, засыпали его, он выкарабкался и пополз как в ни в чем не бывало, оставляя на палубе белый след.
Больший интерес вызвали сами женщины, двое из них были довольно-таки симпатичными, и под халатами у них ничего не было из-за сильной жары, но они настолько пропахли своими химикатами, что никто не решился подступиться к ним.
И женщины пошли по каютам, закрыв лицо марлей и покрывая стены желтыми пятнами. Всю одежду мы вынесли на верхнюю палубу, ставшую похожей на барахоловку без продавцов. Сразу же обнаружилось, кто у кого что-либо позаимствовал в прошлом, но до скандала не дошло, слишком пекло солнце. Женщины быстро выдохлись и сели в дежурке отдохнуть, их старшая закурила и закашлялась. Из машинного отделения прибежал мой помощник и закричал:
- Бесполезно все это, ребята, тараканы из кают уползли вниз, их там целые армии! Я спустился с ним по узкому трапу, пролез через люк и увидел, что изоляция на трубах из светлой превратилась в коричневую, и вся колышется. И я понял, что все напрасно, женщинам здесь не пролезть, а тараканы пересидят осаду, а через два дня, когда исчезнет едкий запах, поползут по прежним местам.
И тогда ко мне подошел механик Петров и сказал:
- Давайте мне два дня отгула, и я обсыплю и обрызгаю все под палубами и между труб.
- Там очень душно, даже без дуста там задохнешься, - сказал я.
- Ничего, я привычный, - сказал Петров.
- Пусть он пролезет, - сказал мой помощник, - ему нужны дни, сено для коровы накосить.
И я согласился, только на всякий случай послал с ним паренька, чтоб тот дал знать, если Петрову станет плохо.
К концу дня Петров вылез наверх весь белый и потный.
Я подписал женщинам бумагу об обработанной площади, и они ушли, весело переговариваясь на ходу. Но их уходило на одну меньше, а та, что осталась, пошла в душ. И наш боцман сказал Петрову:
- Иди с ней, потри ей спину, уж тебе теперь безразличен запах.
И все загоготали. А Петров растянул рот в улыбке и сказал:
- Так и договорено было. Что я, за один отгул работал?
Через неделю я заметил в каюте первого таракана и поначалу даже обрадовался, но они плодились изумительно быстро и вскоре начали выползать группами, а потом опять их стало столько же, сколько было, и выводить их теперь, если найдется кто-нибудь, который затеет это, будет очень трудно, потому что выжили наиболее устойчивые, и от них пошла такая порода - дуст ей не страшен.
Прижились, любят они свое место. А мы все мечемся - и город не тот, и работа не та, о которой мечтал. Учили ведь чему - сложным расчетам, теории качки, остойчивости... Все это нужно для работы в конструкторском бюро... А вот командовать людьми, которые все почти старше меня - это другая наука...
Но размышлять и сидеть в каюте не приходится. Докмейстер нужен то тут, то там - бежишь вверх, потом вниз, под днище, опять наверх, вниз, в моторное отделение, и так весь день.
К вечеру поднялся ветер, док раскачивало и то отжимало от пирса, то с силой надвигало на палы; вода, врываясь в ниши, смешивалась с пылью и превращалась в липкую жижу. Меня позвали на пирс. Там стояли наш начальник Тепнин и бывший начальник, теперь заместитель главного инженера, Курагин. Мне не хотелось спускаться вниз, а им - подниматься на док. Мы объяснялись жестами.
Курагин, казавшийся рядом с Тепниным особенно большим, пытался перекричать вой турбинок.
- Воздуха, воздуха мало! - кричал он. - Дай давление, компрессор запускай!
Он вращал рукой, как будто заводил машину. Тепнина совсем не было слышно, он показал руками, как набирают номер телефона, и я пошел в пульт ждать звонка. Дядя Федя, дежурный по доку, уже сидел на диване и чистил мерную линейку. Он, как обычно, пришел на час раньше. У него короткая челка, как у мальчика, и глубоко спрятанные голубые глаза, а лицо в морщинах, острые скулы обтянуты желтой кожей. Он никогда не сидит без дела. Вот и сейчас, не отрываясь от работы, курит крепкие армейские сигареты, даже дым от которых кружит голову.
Всех рабочих, старше пятидесяти, если их уважают, у нас называют дядями: дядя Ваня, дядя Саша, дядя Федя. Только Пастухова зовут "Шмагой", потому что он такой же шалапут, каким был в молодости. По вечерам, когда засыпает наш поселок, Пастухов с затрепанной гармошкой на плече появляется у магазина. Я выхожу на балкон и вижу, как он шатается, как тяжесть гармошки сгибает его, а он своим хриплым голосом помогает осипшим мехам. Его не называют дядей Сашей, и он часто жалуется Федору Петровичу: