Lib.ru/Современная литература:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Помощь]
Комментарии: 7, последний от 08/03/2016.
© Copyright Горохов Виктор Соломонович
Обновлено: 17/02/2009. 108k. Статистика.
Эссе: Публицистика
|
|
Аннотация: ОТ АВТОРА – ВСЕМ ТЕМ, КОГО ЭТО ЗАИНТЕРЕСУЕТ.
Перед вами эссе Тот самый Сталин.Писать о Сталине трудно, тем более сейчас, когда ежедневно в геометрической прогрессии увеличивается число книг, телевизионных, художественных и документальных фильмов о нем. Сталиниана, возможно, уже превзошла по количеству публикации о Христе, Гитлере, Шекспире, Чаплине…Но чем больше пишут и снимают о вожде, тем все более туманным, размытым становится образ человека, и сегодня всем нам по сути незнакомого.Долгие годы я собирал устные рассказы о Сталине - их более тысячи, -загадывая в их мозаике приоткрыть завесу давней тайны. От рассказа к рассказу передо мной все отчетливее вырисовывался его ·портрет без ретушиЋ. Думаю, что активным пользователям Интернета любопытно будет увидеть Сталина моими глазами, мне же небезынтересен отклик каждого читателя.25 января 2007 г. Виктор ГОРОХОВ
|
ОТ АВТОРА - ВСЕМ ТЕМ, КОГО ЭТО ЗАИНТЕРЕСУЕТ.
Перед вами эссе "Тот самый Сталин".
Писать о Сталине трудно, тем более сейчас, когда ежедневно в геометрической прогрессии увеличивается число книг, телевизионных, художественных и документальных фильмов о нем. Сталиниана, возможно, уже превзошла по количеству публикации о Христе, Гитлере, Шекспире, Чаплине...
Но чем больше пишут и снимают о вожде, тем все более туманным, размытым становится образ человека, и сегодня всем нам по сути незнакомого.
Долгие годы я собирал устные рассказы о Сталине - их более тысячи, -загадывая в их мозаике приоткрыть завесу давней тайны. От рассказа к рассказу передо мной все отчетливее вырисовывался его "портрет без ретуши". Думаю, что активным пользователям Интернета любопытно будет увидеть Сталина моими глазами, мне же небезынтересен отклик каждого читателя.
25 января 2007 года Виктор ГОРОХОВ
От края до края, по горным вершинам,
Где горный орел совершает полет,
О Сталине мудром, родном и любимом
Прекрасные песни слагает народ.
Из песни
В те годы, подстраиваясь под его ритм, ответственные деятели работали по ночам, а иногда и просто спали в специальных комнатах при кабинетах. Он был "сова". Ночные вызовы были обычным делом.
Далеко за полночь в кабинете главного редактора "Правды" Дмитрия Трофимовича Шепилова раздался телефонный звонок. Трубку взяла девушка-секретарь, недавно принятая на работу:
- Кто его просит?
- Сталин.
- Какой Сталин? - опешив, спросила девушка.
- Тот самый... - последовали частые гудки.
На следующий день секретаря уволили.
Из устного рассказа
ТОТ САМЫЙ СТАЛИН...
ПОРТРЕТ БЕЗ РЕТУШИ
Каким же он был?
Каким он был там - за парадным фасадом - человек, чей каждый жест, чье каждое слово несли в себе
генетический код им отлаженной и в нем же с предельной четкостью отраженной системы?
Его реальная личность десятилетиями была чуть ли не главным государственным секретом, тайной за семью печатями. Тайной для всех. И для тех, кто был им обласкан. И для тех, чья судьба была им исковеркана, раздавлена.
Но как заглянуть в лицо без ретуши, если это не позволялось никому? Ни родным. Ни близким. Ни соратникам. Всем дозволено было видеть только "Автопортрет Горного орла".
И все же вопреки его воле портрет с натуры существует. Его истинное лицо - в рассказах о нем тех, кто его знал, их детей и внуков, в преданиях, рассеянных повсюду, в анекдотах - в их изначальном значении "коротких рассказов о смешных или примечательных событиях".
Еще Пушкин, как известно, полагал, что рассказы и анекдоты об исторических личностях больше и точнее говорят о времени, нежели труды самых добросовестных историков. Тем более следует доверяться пушкинской методе, коль скоро речь идет о таких временах, которые весьма скудно выпадают в архивный осадок. О таких временах - как ни поворачивай! - существенным, иногда единственным источником исторического знания останутся устные свидетельства. Порой неточные в деталях, но безупречные по сути.
Долгие годы я собирал рассказы о Сталине, загадывая в их мозаике приоткрыть завесу давней тайны.
Их много этих рассказов, их сотни и сотни. Иные сродни документам, иные в изустной передаче обрели законченность новелл. В одних звучит комплимент, в других - приговор. Где-то беглый штрих, а где-то и повод для серьезных раздумий.
Рассказ к рассказу, и все отчетливее вырисовывается "портрет без ретуши" человека, всем нам по сути незнакомого.
ЗА ПАРАДНЫМ ФАСАДОМ
Еще в двадцатые годы автор известного портрета Ленина художник Петр Шухмин был приглашен писать портрет Сталина. Верный своей реалистической манере, Шухмин тщательно перенес на холст уже редеющую, уже зацветающую серебром рыжеватую шевелюру генсека, его лицо рябое, в оспинах, его горчично-желтые холодные глаза. Художник не скрыл ни суховатой левой руки вождя, ни его малого роста.
Ничто не выдало чувств Сталина в те недолгие минуты, когда он рассматривал готовый портрет. Ничто, кроме фразы: "Какой наблюдательный художник..."
Для Шухмина это прозвучало похвалой. На поверку же оказалось приговором. Шухминский портрет исчез. Кроме художника и Сталина, его никто и никогда не видел.
Никто не видел и его скульптурного портрета с натуры авангардистки М.Рындзюнской. Бюст генсека, заказанный с подачи жены Надежды Аллилуевой, тоже вскоре исчез.
Анастас Микоян рассказывал армянским живописцам, что Сталин категорически отклонял любые предложения художников-реалистов о сеансах и при этом обычно добавлял: "Пусть Ворошилова рисуют. Ворошилов это любит. Клима хлебом не корми, дай попозировать... на коне... без коня..."
И все же Сталин был куда как неравнодушен к своим изображениям. Широко дарил доверенным художникам свои парадные мундиры. Канон льстивого классицизма требовал неукоснительной точности в передаче внешних атрибутов величия и власти.
Утверждая очередного мраморного "Сталина" и даже похвалив его, вождь обронил: "А все-таки у Меркурова лучше".
"Сталина", стоявшего на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, он почитал за лучшего. Именно таким, как у Меркурова, Сталин и хотел себя видеть: заложив правую руку за борт строгой долгополой кавалерийской шинели, он идет вперед неспешным, непреклонным, уверенным шагом.
После возвращения Горького из Сорренто Сталин часто бывал у него в бывшем особняке Рябушинского на Спиридоновке, у Никитских ворот.
Случалось, приезжал без предупреждения. Горький в то время активно поддерживал многие начинания культурной и научной жизни, в его гостиной
что ни вечер было шумно и людно.
Однажды у Горького собрались биологи, советовались с ним о создании Всесоюзного института экспериментальной медицины. Деловая часть беседы незаметно перешла в оживленный разговор на злобу дня, а потом и в шумную дискуссию: верно ли поступают некоторые прозаики, делая своих реальных современников героями своих романов?
В разгар спора в гостиную неожиданно вошел Сталин. Спор оборвался, все замолкли.
- О чем вы тут так горячо спорили? - поинтересовался генсек.
Слышал или не слышал Сталин часть разговора, отвечать было надо. О мнительности вождя ученые были наслышаны. Молодой еще тогда физиолог Петр Анохин решился:
- Правильно ли делают некоторые писатели, Иосиф Виссарионович, что уже при жизни изображают вас литературным героем?
- А что вас смущает? - спросил Сталин и, не дождавшись ответа, продолжал, - а вот народ ничего не смущает. Что же здесь плохого, если народ славит своих героев? Народ Ворошилова любит и какие песни о нем поет, художники его рисуют, поэты стихи слагают...
- Но ведь история не знала...
- История не знала и такой революции, как наша, - перебил Сталин молодого ученого. - Теперь народ хозяин, народу отказывать нельзя. Просили нас сормовские рабочие, и мы переименовали Нижний Новгород в Горький, захотели трудящиеся, чтобы главная улица Москвы носила имя великого писателя, мы и им пошли навстречу. А ведь Алексей Максимович жив, - тут Сталин сделал легкое движение головой в сторону хозяина дома, - и дай бог еще долго проживет.
- Так о вас писатели пишут только на один манер...
- А это уже не ко мне, это уже к Алексею Максимовичу, он у нас над писателями шефствует. А Горький у нас один, других пока нет, - заключил Сталин и посмотрел на писателя так, будто напоминал ему о каком-то давнем важном разговоре.
Когда Горький был еще в Сорренто, из Москвы ему послали материалы для книги о Сталине и даже заплатили аванс. Горький от написания книги уклонялся, уговаривал на нее известного французского писателя Анри Барбюса.
Сталин ждал.
Барбюс книгу "Сталин. Человек, в лице которого виден новый мир" в начале тридцатых годов написал. Эту первую книгу о Сталине в СССР перевели и напечатали массовым тиражом.
Но ждал много большего. Пропустил вперед культики Ворошилова и Буденного и ждал, когда с их помощью и, естественно, "по желанию народа" утвердится уже настоящий - с размахом! - культ вождя.
Его представление о вожде как о "горном орле, сильном не только политически, но и физически" сложилось давно, очень давно. Он сам признавался, что, впервые увидев Ленина, был неожиданно поражен его скромностью и внешней неприметностью. Не раз на все лады восхвалял скромность Ильича, бывало, даже подражал ей, но в глазах других хотел видеть себя мифическим героем, могучим титаном, политическим колоссом.
Автопортрет "Горного орла" должен был внушать страх и страхом цементировать любовь к нему, веру в него, надежду на него.
Реалист Шухмин увидеть этот "автопортрет" не мог. Горький не захотел. Меркуровы постарались.
* * *
Их было много, множество, миллионы и миллионы живописных и даже иконописных портретов "величайшего гения человечества", не говоря уже о половодье с великим художеством отретушированных фотографий. Его родное, прекрасное в своей суровой доброте лицо решительно и требовательно глядело буквально отовсюду, а по праздникам - даже из поднебесья, где оно парило в лучах мощных прожекторов на невидимых стропах невидимых аэростатов. Не лицо - лик.
А бюсты, статуи, скульптурные группы?!
Их были тысячи и тысячи. В воображаемый немалый сталинский рост, в десять таких ростов, в двадцать, а то и больше, как у открытия Волго-Донского канала, как на горе в Ереване, как в Сквере наций в Ташкенте, как, бог знает, где еще...
Знаменитая, как бы директивная, фотография Сталина, коротающего время с Лениным в Горках, без устали тиражировалась в гипсе, в мраморе, в металле, украшала - как не помнить! - все станционные перроны от Куйбышева до Ташкента.
А гигантский многоцветный мозаичный портрет в вестибюле станции метро "Арбатская"! А "Сталины" ковров, сервизов, фарфоровых и фаянсовых ваз? А знакомый прищур, с самозабвенностью гравированный на рисинках, на колосках, на росинках воска народными умельцами - его и не разглядишь без микроскопа!
Плотность населения советской земли "Сталиными" могла уже поспорить с плотностью населения иных малых стран.
В управлении харьковской детской железной дороги на десяти квадратных метрах "жили" три "Сталина" - бюст, портрет и жанр: вождь поднимает над столом президиума юную бурятку Гизель Маркизову.
Один "Сталин" уже испытующе заглядывал в глаза другому. А нагорный ереванский "Сталин"-супер-Гулливер свысока поглядывал на уличных "Сталиных"-лилипутов...
Известный скульптор Евгений Вучетич до войны был главным скульптором Всесоюзной сельскохозяйственной выставки и отвечал, прежде всего, за монумент вождя. Без фигуры Сталина не мыслились ни одна выставочная площадь, ни один павильон, ни одна аллея. Нужно же было Вучетичу выставить из кабинета директоров двух павильонов, обиженных на то, что их обошли при распределении монументов. Через несколько дней Вучетичу позвонил начальник секретариата Сталина Поскребышев: "Наделал ты дел, художник. Готовься. Хозяин вызывает".
Принимая Вучетича, Сталин был строг и холоден:
- Расскажите, как украшаете выставку.
Вучетич, словно гид, вел Сталина по ВСХВ, останавливаясь у всех без изъятия "Сталиных".
- Почему так много Сталина? - спросил генсек, по обычаю говоря о себе в третьем лице.
Вучетич было замялся, но тут же нашелся:
- Таково общее желание, товарищ Сталин.
- А может быть страх? Может быть, кто-то боится - не запасется он вовремя статуей товарища Сталина, а товарищ Сталин возьмет и не поверит в его преданность?..
Вучетич молчал.
- Вот вы говорите "общее желание". А почему в таком случае вы отказали двум товарищам в их просьбе? Не поверили в их искренность? Жалуются тут отдельные товарищи...
- Товарищ Сталин, а эти "отдельные товарищи" указали свои должности?
- Нет. А кто же они, товарищ Вучетич, если это, конечно, не секрет?
- Директора павильонов "Собаководство" и "Свиноводство".
Сталин взял лежавшее перед ним письмо, долго его рассматривал, потом, уже выйдя из-за стола, протянул руку скульптору:
- Спасибо, товарищ Вучетич, я никогда вам не забуду этой дружеской услуги... Спасибо.
На другой день оба директора были арестованы.
Услужливые ему были нужны. Но сверхуслужливые уже могли бросить тень.
Монументы множились и множились. Ваятели уже осваивали горные вершины.
К началу пятидесятых годов три самых высоких пика страны были увенчаны бюстами Сталина. Сюда не залетали даже горные орлы. Здесь "Сталины" были на одной ноге с небожителями...
И вдруг всех этих "Сталиных" не стало.
Словно корова языком слизала, словно гигантская волна нахлынула на долины, взгорья, горы, а отступая, уволокла за собой все карминовые околыши, все гипсовые усы, все мраморные сапоги. Того, кто был везде, не было теперь нигде. Разве что у надгробия у Кремлевской стены, у мемориального музея в Гори...
Но первой волной унесло только камни...
Самым долговечным памятником сталинской эпохи оказался страх. И пока он "стоял", нам нет-нет и мерещилось, будто вся эта мраморная, бетонная, гипсовая нечисть где-то притаилась, ждет своих "ста дней". Отозвались же в нас фантомным страхом во времена маршала Брежнева генералиссимусы, наводнившие экран и прозу. Он долго еще не уходил этот фантомный страх. Те, кто жил при Сталине, кожей помнят то, что было.
Э П И Л О Г
Забраны черным крепом высокие зеркала и нарядные люстры Колонного зала. Замер воинский расчет. Стараясь не шуметь, сменяют друг друга в почетном карауле грузные соратники. Тянется и тянется вереница прощающихся с вождем. Над их отрешенными, оцепеневшими лицами звучит, не умолкая, торжественно-скорбная музыка.
Оркестр большой, музыкантов много, и каждый нет-нет и оторвется от дирижерской палочки, чтобы еще раз взглянуть на усопшего. И словно не траур - шумно гневается Николай Семенович Голованов, стараясь подтянуть оркестр: "Здесь нет никого, здесь только я и музыка!"
Но он ошибается. Здесь нет дирижера Голованова. И здесь, как и всюду, и сейчас, как всегда, есть только один Главный дирижер, хоть он и недвижен, и сложены покойно его руки. Никто, нигде, никогда не должен отклоняться от утвержденной им партитуры положений и инструкций. Чтобы ни случилось, ничего от себя. Все по уставу. Только по уставу.
Где-то на Трубной о перегородившие площадь грузовики бьется задыхающаяся толпа. Слышны перехваченные удушьем стоны... визги... вопли... Напирающие сзади с убойной силой прижимают идущих впереди к бортам машин. То там, то здесь раздаются крики: "Уберите грузовики!"
Грузовики стоят. Уезжать не положено.
На миг смолкают крики: кричавшие погибли.
Новые крики. Новые жертвы. Кровь на бортах, на стенах, на мостовой.
Не выбраться назад. Не двинуться вперед.
Грузовики стоят. Уезжать не положено.
Два дня, не шелохнувшись, простоит воинский расчет у гроба Генералиссимуса. Два дня будет тянуться бесконечная траурная вереница.
Два дня с московских перекрестков грузовые фургоны будут возить и возить задворками, пустынными переулками безымянные жертвы великого траура.
Скольких отправил в могилу Главный дирижер при жизни, неизвестно. Неизвестен и счет тем, кого он увлек за собой под торжественно-скорбную музыку.
POST MORTEM:
"... И вдруг стало мне его так жалко, - рассказывала Твардовскому медсестра, обмывавшая умершего Сталина, - вспухший животик, тоненькие ручки, тоненькие ножки - паучок".
ПРЕДПОСЛЕДНИЕ ДНИ
Роза распускается, обнимает фиалку.
Лилия просыпается и склоняется перед Зефиром.
Поднявшись в небо, звонко поет ласточка.
Соловей нежно насвистывает свою песню:
"Цвети, о, обожаемый край,
Возрадуйся земля Иверии,
Учись, юный грузин,
На радость и счастье Родины".
Сосэло. "Утро".
Тифлис, 15 января 1895 г. Газета "Иверия".
Первым, кого предал Иосиф Сталин, был Иосиф Джугашвили, чьи стихи, впервые опубликованные в "Иверии" великим Ильей Чавчавадзе, не раз в начале века включали в "Деда эна", грузинскую хрестоматию родного языка.
Сталин предпочел налеты на банки, эксы, стихам Сосэло. После революции, случалось, "баловался стихами". Будучи наркомом по делам национальностей, под псевдонимом печатал в газете Наркомата русские стихи. Много лет, больше для себя, переводил на русский любимого "Витязя в тигровой шкуре".
И все же поэзия - "надежда славы и добра" - осталась на другом берегу. Желанье славы не утихало. Желание добра сошло на нет в предательствах. Он предал все, что, казалось, когда-то любил. Предал родную Иверию - относился к ней как самый оголтелый великорусский шовинист, чем и
заслужил ленинское "отвратительный Держиморда". Предал и тех, кого звал учиться, - вместе с Берией извел цвет грузинской интеллигенции. Предал и Илью Чавчавадзе - не поднял голоса ни против травли "националиста Чавчавадзе" большевиками-экстремистами, ни против убийства поэта царской охранкой.
И Руставели - гуманиста, просветителя - тоже предавал. Читая иногда гостям "Витязя", раз за разом выбирал не те шаири, что славят дружбу, любовь, душевную широту, а только те, где слышатся резкие звуки боя, гортанные крики схлестнувшихся в кровавой сече врагов. И в этом было много от сокровенного Сталина, особенно на склоне лет, стремящегося
любой ценой, вопреки надвигающейся старости, удержать власть. Теперь, как никогда, ему всюду виделись враги.
Только враги.
* * *
Он был совсем одинок.
Детей отдалил. Внуков не видел. Друзей не было. Не было рядом и вернейшего Поскребышева, и начальника охраны генерала Власика, его тени еще с Царицына. Не было и доверенного врача Виноградова. Поскребышев ждал своей участи под домашним арестом. Власик был сослан на Урал. Виноградов по его прямому указанию был закован в цепи.
Не предай он и этих троих, не будь он окружен только "винтиками" своей отлаженной машины, может, и не был бы он так беспомощен в свои последние минуты. И, возможно, по-иному потекли бы события на Ближней даче в Кунцево в первые дни марта 1953 года.
В ночь на первое марта у Сталина в гостях были Маленков, Берия, Хрущев и Булганин. Посиделки закончились уже под утро, в четыре часа.
Весь следующий день Сталин никого не вызывал. Охрана недоумевала. Зайти без вызова боялись, ждали повода. Ближе к ночи пришла фельдъегерская почта - можно было идти.
В кабинете Сталина не было. Его нашли в малой столовой. Он лежал на полу у стола в неловкой позе, пролежал так, видно, несколько часов. Речь была потеряна, правую сторону сковал паралич.
Битых полчаса добивались от больного разрешения переложить его на кушетку, слабый жест сочли указанием.
Позвать врачей не решались - ничего от себя! Все по инструкции. Позвонили Игнатьеву, недавно назначенному на пост министра госбезопасности. Игнатьев дал указание связаться с Берией. Не найдя Берии, позвонили Маленкову. Ответ был все тот же: ищите Берию.
Время шло. Врачей не звали. Ждали Берию.
Поздней ночью Берия отыскался:
- О болезни товарища Сталина никому не сообщать...
Под утро Берия буквально ворвался на Ближнюю дачу. Следом за ним, стараясь не шуметь, вошел Маленков. Мельком взглянув на забывшегося тяжким сном Сталина, Берия принялся распекать охранников:
- Что вы тут панику поднимаете. Видите, товарищ Сталин спит. Я вас, дураков, к Сталину приставил, я вас и уберу.
В восемь утра приехал Хрущев, а потом и врачи.
Увидев врачей, Берия потребовал от них полной гарантии, что товарищ Сталин будет жить. Врачи нервничали. Берия то и дело бесцеремонно контролировал их действия, кричал на них.
С опаской поглядывали на Берию съехавшиеся на дачу руководители партии и правительства.
Сталин был еще жив. Но вождя уже не было...
СИНИЕ ВОЛКИ... СТАЯ ВОЛКОВ
Утром 23 августа 1939 года министр иностранных дел нацистской Германии Иоахим фон Риббентроп прилетел в Москву, где ему предстояло подписать договор о ненападении.
Переговоры, как и ожидалось, шли весьма успешно, хотя и затянулись далеко за полночь.
В ту ночь Сталин, наверное, любил в себе дипломата. В лучших традициях старой - лисьей - дипломатии он, не прерывая переговоров с англо-французскими представителями, тайно снесся с Гитлером. И вот через час-другой будет подписан блиц-пакт, открывающий дорогу к блицкригу, Берлин схватится с Парижем и Лондоном, Москва останется сторонним наблюдателем, да еще и в изрядном барыше.
Пока эксперты готовили окончательный текст пакта и секретного протокола к нему, Сталин любезно беседовал с гитлеровским эмиссаром, охотно позировал вместе с ним фоторепортерам. Памятуя же о том, что рейхсминистр еще недавно торговал шампанским, шампанским украсил импровизированный прием.
Шампанское было разлито в бокалы.
Ждали первого тоста.
Сталин неторопливо поднялся и, долгой паузой обозначив торжественность момента, сказал:
- Мы знаем, как немецкий народ любит своего фюрера... Я поднимаю этот бокал за здоровье вождя немецкой нации Адольфа Гитлера и хочу пожелать ему самого доброго здоровья.
Риббентроп ответил здравицей Сталину. Молотов почтил Риббентропа. Риббентроп - Молотова.
Если верить спутникам Риббентропа, они чувствовали себя в Кремле как дома, в привычном кругу своих партайгеноссе. Но их удивил и даже несколько шокировал тост, которым "большевистский фюрер" закруглил этот дружеский банкет:
- За тех, кто нас охраняет... это нелегкая работа... У вас за нее отвечает Гиммлер, у нас - Берия... Надо за них выпить...
* * *
...Утром я как всегда поливала цветы.
Подходит ко мне Сталин и говорит:
"Ты чего, гого, так поливаешь?.. Тебе будет
приятно, если тебя каждое утро будут
лупить по голове?" Взял он у меня шланг,
поливал осторожно, рассеивал струю,
старался не повредить ни одному
цветку...
Из устного рассказа Софьи Квалишвили,
сотрудницы спецсанатория "Ликани".
Однажды сын Сталина Василий и сын маршала Тимошенко Костя заночевали на Ближней даче. Ночью Костя увидел у дверей спальни Сталина на сундучке, покрытом старым кожухом, свернувшегося калачиком спящего Берию.
- Что это с ним? - поинтересовался утром Костя у Василия.
- Этот... всегда устраивает спектакли, когда у меня кто-нибудь ночует. Сегодня же доложит отцу, что боялся оставить его при посторонних.
Как-то выходя с дачи вместе с Берией, Сталин ненароком спросил: