Гулиа Нурбей Владимирович
Энциклопедия Гулиа

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гулиа Нурбей Владимирович (gulia_nurbei@mail.ru)
  • Размещен: 04/12/2011, изменен: 04/12/2011. 9k. Статистика.
  • Учебник: Естеств.науки
  • Иллюстрации/приложения: 8 шт.
  •  Ваша оценка:

      Нурбей Владимирович ГУЛИА
      
      Российский учёный и изобретатель в области маховичных накопителей энергии, бесступенчатого механического привода, гибридных транспортных силовых агрегатов; популяризатор науки и техники . Доктор технических наук, профессор, академик международной Академии Экологии, заведующий кафедры "Детали машин" МГИУ, директор по НИОКР компании "Combarco", член Союза писателей России.
      Более 30 лет активно действовал в патентоведении - в Контрольном совете и Экспертном совете при Председателе Госкомизобретений СССР.
      
      Родился Н.В. Гулиа 06.10.1939 года в г. Тбилиси (бывший СССР, теперь республика Грузия). Там же закончил школу и Политехнический институт. Уже студентом имел научные труды и изобретения. Первое изобретение, еще в 1961 году, касалось автомата для изготовления папирос, хотя сам изобретатель при этом некурящий! Затем были изобретения в области вариаторов. В 1963 году Н.В. Гулиа поступил в аспирантуру в Москве и в 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по использованию маховичного накопителя для землеройной машины - скрепера. Испытания, проведенные Н.В. Гулиа в 1964...65 годах показали, что с помощью маховика, изготовленного из колеса железнодорожного вагона можно добиться автономности работы скрепера без необходимого обычно трактора-толкателя. В мае 1964 года Н.В. Гулиа подает заявку на изобретение первого супермаховика - энергоемкого и разрывобезопасного маховика, в том виде, как он сейчас разрабатывается и используется во многих странах мира. Но затянувшаяся почти на 20 лет экспертиза этого изобретения (патентный документ был выдан лишь в 1983 году!) не позволила автору воспользоваться своими правами на это изобретение, хотя приоритет и остался за ним. В январе 1965 года Н.В. Гулиа публикует статью о прочностно-энергетическом расчете маховиков, которым сейчас пользуются во всем мире. В декабре этого же года в большой статье в популярном журнале ·Изобретатель и рационализатор? Н.В. Гулиа предсказывает маховикам то будущее, которое стало реальностью совсем недавно. Супермаховики огромной энергоемкости, их магнитная подвеска в вакууме, оригинальные бесступенчатые трансмиссии для привода машин от маховиков и другие современные достижения в этой области - все это было описано в статье еще в 1965 году Н.В. Гулиа.
      
      После защиты диссертации в 1965 году Н.В. Гулиа на пару лет приезжает работать снова в Тбилиси. За это время он испытывает на разрыв изобретенные им супермаховики - ленточные, проволочные и композитные, добивается буквально феноменальной безопасности разрыва ленточных супермаховиков. У разорванного при вращении ленточного супермаховика приклеивается оторвавшийся внешний виток ленты - и супермаховик снова в рабочем состоянии. Разрыв же обычных маховиков сопровождается образованием крупных (обычно трех) осколков, которые не хуже снарядов пробивают метровые стены. В Тбилиси же Н.В. Гулиа испытывает новый изобретенный им вариатор - механический бесступенчатый привод, и объединив его с маховиком ставит на автомобиль-грузовик УАЗ-450. Маховик с вариатором превратил силовой агрегат автомобиля так называемый ·гибридный?, позволяющий экономить до половины топлива. Это был один из первых ·гибридов?, а сейчас гибриды ·двигатель-маховик? считаются одними из перспективнейших и над ними работают виднейшие автомобильные фирмы мира.
      
      В Тбилиси Н.В. Гулиа узнает о начале строительства в г. Тольятти гигантского автозавода, и переезжает работать в этот город. Но у строящегося завода были тогда свои проблемы и гулиевские ·гибриды? там не прижились. В 1971 году, когда Волжский автозавод выпустил свой первый автомобиль, Н.В. Гулиа переехал на работу в г. Курск, где возглавил кафедру теоретической механики в местном политехническом институте.
      
      В Курске в 1972...73 годах Н.В. Гулиа провел весьма трудоемкие испытания городских автобусов с маховичными и гидрогазовыми гибридными агрегатами. В последних роль накопителя энергии играли баллоны со сжатым азотом и маслом. Ряд гидрогазовых накопителей и ·гибридов? на их основе были также изобретениями Н.В. Гулиа. Несмотря на различные принципы действия этих ·гибридов? эффективность их оказалась близкой друг к другу - расход топлива снижался примерно вдовое, а токсичность выхлопа - в несколько раз. И хотя показатели этих ·гибридов? казались фантастическими для того времени, советская автомобильная промышленность не была готова ·усвоить? эти новинки. Да и сейчас такие ·гибриды?, выпускаемые наиболее технически развитыми странами, имеют в основном статус экспериментальных.
      
      В 1973 году Н.В. Гулиа защищает в Москве в Московском автомобильно-дорожном институте докторскую диссертацию на тему: ·Динамическое аккумулирование и рекуперирование механической энергетики для целей транспорта?.
      
      В 1977 году Н.В. Гулиа снова переезжает в Москву и с этого времени работает в Московском государственном индустриальном университете (МГИУ), сначала профессором кафедры ·Автомобили и двигатели?, а затем и до сих пор - заведующим кафедрой ·Детали машин?. В МГИУ Н.В. Гулиа продолжил заниматься маховичными накопителями энергии для транспорта, а также начал разработки бесступенчатых, механических приводов-вариаторов, необходимых вместе с маховиками для автомобильных гибридов. Но вариаторы, помимо этого могут иметь широчайшее общепромышленное применение - были бы они только достаточно хороши. Изобретенные Н.В. Гулиа и разработанные им вместе с его учениками планетарные многодисковые вариаторы рассчитаны как для автомобилей, так и для других промышленных целей. Малые габариты и автоматичность действия позволяют встроить эти вариаторы даже в ведущие колеса автомобиля, что обещает этакую небольшую ·революцию? в автомобилестроении. Помимо транспортных задач, Н.В. Гулиа решает проблемы накопления энергии и варьирования для других областей техники и в частности, для ветроэнергетики. Этим он занимался в сотрудничестве с немецкими ветроэнергетическими фирмами.
      
      Известен Н.В. Гулиа и как популяризатор науки. В 70...80, и даже в начале 90 годов в СССР существовала чрезвычайно популярная научно-познавательная телепередача ·Это вы можете? и одним из наиболее активных ее участников лет 20 был Н.В. Гулиа. Образ этакого агрессивного ·профессора Гулиа?, готового даже физически отстоять научные истины, стал в некотором роде нарицательным.
      
      Н.В. Гулиа опубликовал сотни научно-популярных статей практически всех издаваемых в СССР, а потом России массовых научно-популярных журналах. Около десяти книг, изданных на русском и ряде иностранных языков, посвящены цели популяризации научного направления автора. Интересно, что связи с немецкими фирмами у Н.В. Гулиа завязались именно благодаря этим популярным, а не чисто научным книгам, изданным в Германии на немецком языке.
      
      ·Больным? вопросом у Н.В. Гулиа являются ученики. Профессор буквально воспитал двух докторов и нескольких кандидатов наук по своему направлению. Это были не только его ученики, но и любимые друзья, можно сказать, члены семьи. И что же - уехали за рубеж: в США, Канаду, Германию, Австралию. Даже жена ученого в этот же период покинула его и уехала жить в США. Казалось, было от чего запить, но этого не случилось. Более того, Н.В. Гулиа говорит что доволен - что его научный и даже семейный опыт передается за рубеж! А ученики появились новые, не хуже прежних, как впрочем и жена. Н.В. Гулиа надеется, что они его не ·бросят? - ведь кандидатуры он ·отбирал? тщательно.
      
      Образ Н.В. Гулиа был бы не полным, если ничего не сказать о ·хобби? профессора. Это спорт. В молодости он был неплохим штангистом, мастером спорта. Но с годами профессор не прекратил занятий с тяжестями, и сейчас, в 70 лет поднимает такие веса, каких не ·брал? никогда раньше. Правда и собственный вес тоже поприбавился. Кроме занятий бодибилдингом, Н.В. Гулиа вместе с женой активно купается в проруби зимой, не страшась тридцатиградусных морозов. Он даже ·изобрел? новый вид спорта - пробивание льда головой из-под воды. Последователей, правда, в этом у профессора маловато. Но призы за такую ·пробивную способность? брать приходилось. Не обошлось однажды без каламбура. Получая как-то очередной приз от телевидения - тогдашних два миллиона рублей, Н.В. Гулиа высказал отсчитывающему купюры директору телепередачи: ·А еще говорят, что сейчас в России ученый своей головой денег заработать не может. Очень даже может, постарается!? - И Гулиа потер свое натруженное пробиванием лунок темечко. Этот каламбур тогда обошел многие газеты, благо высказан был при прессе... Еще одним своеобразным хобби Н.В.Гулиа в ранней юности было модное тогда "стиляжничество" ( http://www.stilyagifilm.ru/stilyagi/encyclopaedia/memories/?id=47 ). Вот, пожалуй, и все про профессора Гулиа. Осталось только подытожить его труды, разбив их по основным направлениям, чтобы удобнее было найти и пользоваться. Всего трудов у Н.В. Гулиа свыше семисот, а изобретений - более трехсот. Благодаря им Н.В.Гулиа занимает почетное место в рейтинге открытого научно-популярного проекта ·Ученые и изобретатели России? http://www.imyanauki.ru/rus/scientists/index.phtml.
      
      Основные труды Н.В.Гулиа можно найти на сайте http://n-t.ru/ac/gnv/)
       - Скрепер с дополнительным инерционным двигателем - аккумулятором, Кандидатская диссертация, ЦНИИС, Москва,1965 год.- Динамическое аккумулирование и рекуперирование механической энергии для целей транспорта, Докторская диссертация, МАДИ, Москва, 1973 год.

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Гулиа Нурбей Владимирович (gulia_nurbei@mail.ru)
  • Обновлено: 04/12/2011. 9k. Статистика.
  • Учебник: Естеств.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.