Зана - это 'дикая женщина' огромного роста и сплошь покрытая волосами. Она была ещё в 19 веке поймана в лесах Абхазии, а затем уже жившая среди местных жителей и оставившая от них своих потомков. Конечно, не без помощи этих 'местных жителей', заделавших ей это потомство и даже сохранившее ему жизнь. Потому, что дикая Зана успела погубить двух своих первенцев, утопив их по неопытности в реке при обмывании после родов.
По мнению жителей села Тхина, где эта Зана и проживала в плену у абхазского князя, а также ученых-криптозоологов, она является диким, или, как говорят в народе, 'снежным' человеком или 'йети'.
А теперь немного подробнее. В многочисленных легендах нашего времени упоминается о 'снежных людях' или 'йети'. Но точных доказательств существования таких людей не было до того времени, когда в середине 19 века в лесах Абхазии не была поймана живая представительница йети, получившая имя Зана. Выскажу своё мнение об этом имени. Негры по-грузински называются 'занги', ну, а Зана - это имя представительницы этих 'зангов'.
Примерно в 60-х годах 19 века в лесах гористой Абхазии охотился один из многочисленных её князей. И ему не раз встречалось огромное существо, похожее и на человека, сплошь заросшего волосами, и на обезьяну ростом с гориллу и бегавшее на двух ногах. В народе Абхазии не сомневались, что в её горах и ущельях живёт чудище, получившее мелодичное имя 'Абнауаю'. Князь-охотник понял, что видел именно это диковинное существо и приказал охотникам поймать его. Приказ князя в Абхазии (а это я, как абхаз вам утверждаю!) - это закон для окружающих. Абхазские охотники были народом остроумным и выполнили они приказ оригинальным образом - бросив на лесной поляне пропахшие потом (а может и не только потом!) штаны кого-то из них. Чудище Абнауаю заинтересовалось запахом этих 'штанишек', вышло на него и стало теребить эти 'штанишки'. Тут-то охотники и схватили это чудище, которое оказалось женского пола. Князь, конечно, после 'ознакомления' с этой женщиной, 'подарил' её своему другу, а тот - ещё одному. У нас, абхазов, принято всем хорошим делиться с друзьями! И, безусловно, каждый из них 'ознакомился' с ней. Так пленница оказалась в селении Тхина у помещика по имени Генаба. Там и назвали эту чернокожую женщину Заной, именем, как я уже говорил, происходящим от грузинского названия негров - Занги.
Зана была ростом с Пера Первого - около двух метров и такой же сильной, что необычайно для женщин. Всё тело Заны кроме лица покрывала густая бурая шерсть, волосы же на голове были чёрными. На лице волосы хоть и были, но редкие, поэтому удалось разобрать цвет её кожи и понять, что она негритянка - отсюда и имя Зана. Нижняя часть лица Заны выдавалась вперед, как у обезьяны. Кроме того, Зана имела огромную грудь, очень крупные зубы и длинные ноги со здоровенными ступнями.
Оказавшись в неволе, Зана сперва вела себя очень буйно, потом же стала брать еду, слушаться хозяина, и не только его... А иначе она и не стала бы многодетной матерью - у неё было не менее пяти детей. Жители селения Тхина хорошо знали это, да и то, что его 'собутыльники' специально опаивали 'беднягу' Зану. Благо и вина и чачи для этого в Абхазии было предостаточно!
Я в школьные годы изучал историю Абхазии (конечно и по книге моего деда - Дмитрия Гулиа!). Даже поэму написал о моих абхазских предках, которая начиналась так:
В лесах Абхазии гористой
На берегу Гумисты быстрой
Был старый замок...
Хорошо, что я так и не смог опубликовать её, от критики так и не отмылся бы!
Но продолжу свой рассказ о Зане. Родив первых двух детей, Зана отнесла их к реке, чтобы помыть. Но дети эти умерли - кто говорит, что Зана неумело купая, утопила их, а кто - что детишки от холодной воды простудились и умерли. После этих случаев стали у Заны отбирать новорожденных и выращивать их сами, и дети эти выросли совершенно нормальными людьми. Их было четверо - два сына и две дочери. Младший сын по имени Хвит прожил в селении Тхина всю жизнь и умер уже в советское время. Говорят, что он был 'большим начальником', чуть ли не председателем колхоза. Дочь Хвита по имени Раиса, т.е. внучка Заны, работала на почте. В облике Раисы кто-то усматривал негроидные черты, а кто то и нет. Я, например, глядя на её фотографию не задумываясь назвал бы её абхазкой. Она страсть как похожа на мою тётю по имени Ицка (после крещения -Зоя) в её молодости!
И Зана и её сын Хвит похоронены на местном кладбище в Тхине. Историей Заны и её детей заинтересовались советские учёные, даже проводили раскопки на кладбище Тхины, но смогли найти лишь могилу младшего сына Заны - Хвита. Череп его был доставлен в Москву для его изучения. Фрагменты этого черепа были даже переданы профессору Оксфордского университета Б.Саксу для генетического анализа. Но лишь в 2015 году Сакс опубликовал результаты экспертизы, в которых утверждалось, что Зана была 'стопроцентной африканкой', но не из ныне живущих африканских групп.