Аннотация: - Илла, а ты не хотела бы путешествовать по звездным мирам?
- А мы - оттуда, только не помним ничего. "И станет золотистою фиалкой Галактика по форме и по цвету. И вся Вселенная в цветы преобразится".
ИЛЛА
(Виртуальный клуб)
Илла Истрицкая - начинающая поэтесса, 17 лет.
- Илла, откуда у тебя такое имя?
- Я сама его придумала.
- Как это?
- Ну что особенного? В документах у меня одно имя, а для друзей и мамы с папой - Илла.
- А имя в документах?
- Не скажу! Резкое. Очень резкое.
- А фамилия? Тоже придуманная?
- Отказаться от отца?
- Но выйдешь же замуж...
- Это другое дело. Почитайте Библию...
- А ты и Библию читала?
- Не читала, а читаю, перечитываю. Не люблю прочитавших. Прочитали и пошли дальше, так что ли?
- И все же, что означает твое имя? Мне кажется - что-то болотное.
- Нет, - Небесное.
- А ты не хотела бы путешествовать по звездным мирам?
- А мы - оттуда, только не помним ничего. Конкретного не помним. Так со всеми бывает. Мне хочется посмотреть, что здесь, на Земле. Это и есть путешествие. А про звезды я смутно вспоминаю, грущу.
- Ты считаешь себя инопланетянкой?
- Я так и думала, что Вы это скажете. Нет, я земная, совершенно земная женщина...
- Женщина или девочка?
- По возрасту - девочка, по сердцу - женщина. Мне кажется, - нет, я уверена, что была на звездах. Но это как-то иначе, не в прошлой жизни. Как - не знаю. Чувствую. Может, в перпендикулярном каком-нибудь времени. Ни в прошлом, ни в будущем, а в перпендикулярном.
- А может - в данный момент, какое-то родство, предположение, связь?
- А разве есть разница? Вы же что-то чувствуете. Значит, оно есть: в будущем, в прошлом, в настоящем. А все вместе - и есть перпендикулярность.
- Железная логика. Значит, Ваше сегодняшнее стихотворение вызвано грустью о далеком?
- Напротив, - восхищением. Восхищенье возможностью быть и там, и здесь.
- Значит, ты слушаешь голос Вселенной? Учишься у нее?
- Если - по большому счету, то Вселенная - Она живая, и тоже - под Богом. Бог - наш учитель: Отец, Сын и Святой Дух. У него нужно брать уроки.
- А как же все-таки "Илла" - разве это не обращение к звездам?
- Это игра, а по большому счету - нет, церковное имя другое. Не считайте меня глупенькой. Я не отрицаю звезды и люблю их. Я против "обезбоженных" звезд.
- Но ты же не будешь отрицать, что твои стихи каким-то образом обращаются к звездам, ко Вселенной?
- Через звезды и Вселенную - к Земле, так бы я сказала. Земную любовь хочу мерить вселенскими мерками, а Вселенскую - земными. А все вместе - Божественными. Даже, если я об этом не пишу в своих стихах - это всё во мне. Но больше не буду об этом - много нельзя. А Вам нравятся мои стихи?
- Я их понимаю, твой стиль близок моему.
- Только не надо так говорить. Сначала Вы сочувствуете, восхищаетесь, помогаете, потом - влюбляетесь. Так и бывает с мужчинами, со взрослыми особенно. Ничего хорошего Вам от этого не будет. А вот встречаться с Вами - мы где-то уже встречались. Вы же не наивный человек, понимаете, что земные встречи случайными не бывают.
- А ты влюблена в какого-нибудь мальчика? Тебя любят?
- Друзья любят. Мама с папой - тоже. Мальчики - все влюблены, и взрослые влюбляются, даже - женатые. Но это их дело - они не мальчики и не мужчины.
- Объясни.
- Бог, по вашему, мужчина?
- Ну, ... Бог- нематериален. Телесные категории к нему неприменимы.
- Вот, вот. Но Он же сотворил Вселенную. А что делают наши мужики - в кавычках? Они думают о сексе?! Чудесно! Чем больше они думают о нем - тем больше считают себя мужиками! - Всё наоборот: мужского в них становится все меньше и меньше. Глупые, - не мужики, а ... - после интервью на ухо Вам скажу. Мужчина не сексом должен развлекаться, а любить женщину, дело делать и детей - тоже, учить, защищать их. Творец - вот сущность мужчины.
- Знаешь, я как-то предвидел тебя. Вот "Верка" в моей повести так же думает, те же мотивации.
- Я читала. Но она земная какая-то, а я - Небесная! Будете дальше писать - пишите с меня!
- Она - не совсем земная, просто с земного все начато. Через несколько месяцев ты заканчиваешь школу. Куда пойдешь учиться?
- В этой жизни я все же - простая девчонка, даже двойки иногда получаю. Не хочу объяснять, почему. Сама виновата. А учиться - у меня много вариантов: мехмат университета, юридический, институт культуры, литературный институт, факультет философии, дворничиха - этому тоже нужно учиться. Видите ли, дворники ничего не умеют, потому что считают себя пропащими, а им нужно уметь делать свою работу и гордиться ею.
- И все-таки придется произвести выбор.
- Конечно, но вопрос в том, с чего начать. У меня будет несколько профессий. Одна - чтобы выжить, другая - быть полезным, третья - для души. А маме с папой нелегко будет, вот я и думаю, ищу выход.
- Да, полезность профессии у нас не всегда оплачиваются. А поэзия? Ты не хочешь стать поэтессой?
- Нет, это меня к чему-то обязало бы. Нужна полная раскованность. Захочет душа - будет стихотворение. Не сможет - значит, не созрело. Может, напечатаю. Может, оставлю для друзей. Я посмотрю. Дело не в принципах. Дело в том, кому это нужно и какая польза. Если в Литературный поступлю, то - для этого.
- А как к твоим занятиям поэзией относятся мама с папой?
- Всё хорошо, они у меня послушные.
- Ты не хочешь вступить в Литературный клуб?
- Я думаю, артистам и поэтам нужно всем держаться на расстоянии друг от друга. Это не эгоизм, это борьба с эгоизмом. А хотите, будет виртуальный клуб? Имени Иллы. Вот, кто напишет, я соглашусь - тот и в клубе на странице.
- Нужно подумать. Ты отказалась дать в печать свою фотографию. Почему?
- Начать нужно было бы с Вас. Что касается меня, я - инкогнито. Чем меньше фотографий, тем легче писать к "звездам". Фотографии отягощают. Это моя религия. Яна дала свою фотографию, теперь страдает.
- А Яна тоже не совсем "земная".
- Поэтому она мне симпатична, и все-таки мы очень земные!
- И звездные.
- Пусть будет - звездные!
Илла
Золотистый спадал наземь свет
От высоких небесных светил.
И щемящий вечерний сонет
В нем метался, любил и грустил.
Он грустил о далеких мирах,
На которых еще не бывал.
Он метался в неясных мечтах,
В отраженьях разбитых зеркал.
Он входил в силуэты домов,
В тишину у притихших дверей.
И средь сонма изысканных слов,
Вспоминал и молился о Ней,
Что возникла в мерцаньи ночном
И исчезла, растаяв средь звезд.
А в шумящем саду городском
Еще хватит ему его слез.
Еще хватит надежды своей:
Может снова Она прилетит,
И за столик присядет, на ней
Будет тот же большой аметист.
А вокруг вспыхнет столько свечей,
И - удары бокалов о стол!
В море шуток, восторгов, речей,
Вдруг запрыгает празднично пол!
Но глядит только темный гранит
Из осколков разбитых зеркал,
А Она - в лоне звездных орбит
Уже входит в сверкающий зал,
Где цветов и вина аромат,
Зеркала в легком танце плывут,
И среди неземных колоннад
Кавалеры Небесные ждут.
Если б мог Он туда долететь,
И о чувствах своих рассказать,
Да на тонкие пальцы смотреть,
И волос ее прядь целовать.
Золотистый упал наземь свет
От высоких небесных светил.
И звучал в нем щемящий сонет,
Рвался к звездам, любил и грустил.
- Подражание Блоку?
- Это не подражание, а признательность Блоку, - я его люблю. Я же - "маленькая"!
- Илла, а замуж ты когда-нибудь собираешься?
- А что, есть сомнения? Я же земная! Но сначала у "звезд" спрошу... В душе своей спрошу - лучше так скажем.
Марсианский урок
Окрасился багряною зарею
Однажды марсианский небосвод.
И темный вихрь помчался над водою,
Извергнув ад, теней круговорот.
Но пощадила страшная волна
Печальных глаз тоску и изумленье.
И только детская с них спала пелена,
Чтоб осознать высокий спрос творенья.
Прошли века - тоскует марсианка
О прошлом, настоящем и Любви!
И носит марсианские фиалки
К портам, куда садились корабли,
Где всё теперь затихло и застыло,
Покрылось пылью рухнувших времен.
Вуаль забвенья - ничего не скрыла,
И только плач немного приглушен.
Ответственность и цель пред Богом - соразмерны,
Великий замысел не смеет пренебречь
И самой и маленькой частицею Вселенной,
Чтоб не обрушился на мир возмездья меч!
- Понятно, что достойный народ строил нечто величественное, вроде Вавилонской башни. Но пренебрег (в спешке строительства) какими-то Вселенскими законами, что и привело к трагедии. И все же, что это было?
- А я не знаю, что было. Поэтому выразила только то, что поняла, учувствовала.
Е. Гуреев
МАРСИАНКА
Пылали звезды в космосе далеком,
Холодный ветер мчался среди них.
И марсианка - в одеяньи строгом,
И взор манящий глаз ее больших.
Проникнуть сквозь пучины расстояний
К нам изумленный взор ее сумел.
Холодный ветер странствий и страданий
Песнь сфер в глубинах космоса пропел.
Когда времен неукротимый ветер
Еще не ведал пращуров моих,
Там, на далекой от Земли планете
Бежала девочка. День ясен был и тих.
Она бежала, радовалась свету,
Держа пушистый марсианский мяч.
Вдруг полыхнуло небо над планетой,
Послышался ребенка тихий плач.
Познаньем смерти, таинства рожденья,
Как вечный символ гибели миров,
Застынь слеза. Смиренно искупленье
Прекрасных марсианских снов.
В глаза мои взглянула марсианка -
Холодный ветер мчался среди звезд,
И выдувал пространства наизнанку,
И шевелил прядь розовых волос.
- Что скажешь?
- Надо же, как совпало! Но Вы - больше о женщине, а я пыталась схватить суть трагедии.
Озоли
Как зацепит в душе этой кошкой,
Будешь думать о ней, и ласкать.
И напишешь ей стих. Осторожно! -
Коготками тебя будет рвать.
Твою душу порвет. Ляжет в сердце.
Безмятежно, лениво уснет.
А проснется и лапкою дверцу
Приоткроет и сладко зевнет.
И мяукнув, пойдет на свободу,
Будет долго по воле гулять.
Ты поутру пойдешь на работу
А работа твоя - Кошку ждать!.
Кошка, кошка, ты центр Вселенной!
Ты - ее Голоса, ее Свет.
Ты подарок судьбы сокровенный,
Без тебя жить не может поэт.
Ты прошлась. Грациозна походка!
На тебя бы смотреть и смотреть.
Говорить про себя - "Идиотка!"
И нырять в Неизбежность и "Смерть"!.
- Ну как, можно в "звездный" клуб?
- Кошки любят под звездами ходить, а это - связь. Но не люблю, когда женщину кошкой называют: котенок - кошечка - тигрица! Как Вам такое развитие? Но я не жестокая - пусть.
- Что, пусть?
- В клуб "звездный" войдет. Только я бы закончила: "И нырять в этот Бред, в эту Смерть!". А вообще-то эта "Смерть" - то мягкая, как кошечка, то горящая, как раны от ее коготков. Как это передать? А Вы, что - о клубе - серьезно?
- Попробуем. Что-нибудь получится.
- Пусть только клуб маленьким будет. Большой космос - и маленький клуб.
- Согласен - на Земле космоса должно быть немного, иначе Земли не будет.
Страницу подготовил Е. Гуреев.
ИНТЕРВЬЮ, ЧАСТЬ 2, ОКОНЧАНИЕ
- Илла, в нашем с тобой интервью мы всех запутали. Вот говорят, что ничего не понятно: сначала Илла утверждает, что она "Небесная", "звездная" и ругает некую "земную" Верку, то вдруг начинает страстно утверждать, что она, Илла, самая земная и никакой другой быть не хочет. Какой же ты считаешь себя на самом деле?
- А Вы сами-то что-нибудь поняли? Я же исходила из Ваших вопросов.
- Да, всё и зависит от плоскости постановки вопроса. Аристотель говорит, что не может быть противоречия там, где высказываются в разных аспектах.
- Вот. Когда я чувствовала, что Вы хотите сделать из меня небесного "ангелочка", я немного возмутилась и стала отстаивать свою земную сущность. Я не права? Когда Вы ударились в другую крайность, я отстаивала свою небесность. Не хочу быть односторонне земной, и не хочу быть односторонне небесной. Что же здесь непонятного? Слушая человека, нужно видеть себя на его месте, вживаться.
- Илла, еще упрек: ты слишком философствуешь.
- Я еще не закончила. Плакать хочется.
На глазах Иллы появляются слезы:
- Интервью - не научный труд. Я сказала все, как думала. Это Вы не справились с задачей, не смогли взять у меня интервью - Вас не поняли! Куда Вы всё время торопитесь? - на часы смотрите. Во всех Ваших страницах какая-то торопливость, недоработки. Нужно более точно задавать вопросы.
- Не будем ссориться.
- Я не ссорюсь. А то, что я философствую, это что, упрек? Люди разные. А я даже не философствую, просто так выражаюсь. Кстати, у Озоли я заменила строчки:
У него:
И мяукнув, пойдет на свободу,
Будет долго по воле гулять.
От волнений забросишь работу!
Впрочем - стоит чуть-чуть подождать.
А я предлагаю:
И мяукнув, пойдет на свободу,
Будет долго по воле гулять.
Ты уходишь с утра на работу,
А работа твоя - Кошку ждать!
А в конце: И просить себе - сладкую Смерть!
- Интересно, оригинально. Наверное, Озоли согласился бы с тобой! А вот у тебя тоже есть строчки, которые желательно изменить.
У тебя:
И за столик присядет, на ней
Будет тот же большой аметист.
А вокруг будет столько речей,
И - удары бокалов о стол!
Сколько вспыхнет в проулке свечей,
И запрыгает празднично пол!
А если попробовать так:
И за столик присядет, на ней
Будет тот же большой аметист.
А вокруг вспыхнет столько свечей!
И - удары бокалов о стол!
В гуле сбивчиво-пьяных речей
Вдруг запрыгает празднично пол.
Твоя строчка, несмотря на свою обыденность, - более проникновенна. Но с другой стороны, - неудачное чередование слов: "будет - будет, столько - сколько". То, что я предлагаю, даст больший контраст между кабачком и "Звездным залом"..
- Тогда уж - не "бокал", а "стакан".... Знаете, папа любит смотреть Рогожина: "Особенности национальной охоты", например. Мне тоже, происходящее там, кажется милым и забавным, пока не постучится заплаканная тетя Катя, наша соседка. Оказывается, дядя Саша снова пьяный и вытворяет такие же "милые" шалости, как и у Рогожина. Так вот, тетя Катя не умиляется, а говорит, что эти фильмы смотреть противно - ей и дома всё это осточертело - не знает, куда бежать, а тут еще Рогожин чуть ли не каждый вечер на экран лезет с пьяными дураками...
- Ну, порой у нас культивируют не наши национальные достоинства, а нашу национальную глупость. Короче, эти строчки не подходят?