Кондратьева Татьяна (н.рук. Гуреев Е.М.)
Русская национальная идея (Татьяна Кондратьева, н.рук. Гуреев Е.М.)

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 5, последний от 26/11/2013.
  • © Copyright Кондратьева Татьяна (н.рук. Гуреев Е.М.) (chekanovandrey@mail.ru)
  • Размещен: 30/12/2006, изменен: 08/08/2009. 107k. Статистика.
  • Статья: Публицистика, Философия, Обществ.науки
  • Национальная идея России
  • Скачать FB2
  • Оценка: 6.84*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Руская национальная идея должна быть адекватна российской реальности.Русская национальная идея - это идея развития культурного слоя России, это общепланетьарная идея. Работа получила призовое место на межрегиональном конкурсе студенческих научных работ.


  • Кондратьева Татьяна,

    победитель межрегионального конкурса

    молодежных научных работ "Думая о будущем",

    по теме "Русская национальная идея ", 23.12.06

    (научный руководитель Гуреев Е.М.)

    Национальная идея России

    Содержание

        -- Эпиграф. стр. 2
        -- Введение: стр. 3
      -- проблема
      -- актуальность
      -- объект
      -- предмет
      -- цель
      -- задачи (подцели)
      -- гипотеза и защищаемое положение
        -- Основная часть
        -- Что такое национальная идея? стр. 3
        -- Кто и почему отрицает национальную идею? стр. 3
        -- Какой должна быть национальная идея? стр. 5
        -- Четыре интерпретации русской национальной идеи. стр. 6
        -- Культура как национальная идея. стр. 8
        -- Неизбежность общепланетарного характера национальной идеи. стр. 13
        -- Культура, человечность, обустроенность планеты - девиз национальной идеи. стр. 14
        -- Национальная программа и национальные задачи. стр. 17
        -- Кто должен реализовывать национальную идею? (субъекты и объекты) стр. 20
        -- Что же делать? стр. 24
        -- Как соотносится духовно-экологическая (ноосферная) идея с либеральной, почвеннической, евразийской и христианско-православной? стр. 25
        -- Заключение. стр. 25
        -- Литература. стр. 26
       ПРИЛОЖЕНИЕ стр. 3

       От Автора: выражаю признательность моим друзьям Илле Истрицкой и Андрею Чеканову за помощь оказанную ими при написании этой работы.
      
      
      

    1. Эпиграф

       Я ходил по свету,
       И бывал везде я,
       Искал где живет,
       национальная идея.
       Старался поймать,
       Концы ее прядей,
       В лживых словах,
       Зажравшихся дядей,
       На выцветших от ветхости,
       Фразах транспарантов,
       В предвыборных списках,
       Патриот - комедиантов.
       Пытался узреть,
       Глубину ее очей,
       В заумных ересях,
       ученых речей.
      
       Я хотел узнать,
       Лик ее милый,
       В безликих, вождей
       Современности рылах,
       И тени даже
       Ее не мелькало,
       На лейб - эполетах,
       господ - генералов,
       В министерских портфелях,
       В парламента креслах,
       Не встречал я ее
       обитания места,
       Нет духа ее,
       У пустых истуканов,
       Бездумно стоящих,
       На глади майданов.
       Так где же ты где?
       Национальная идея.
       Кричит мне она,
       Вот здесь - в земле я,
       Расплескалась по родимой,
       Вдоль сел и городов,
       Живу среди баб,
       и простых мужиков,
       Струюсь по просторам,
       Родниковою водой,
       Не там, ой не там,
       Ты искал меня родной!
       Алексей Стоянов
      
       Здесь, в "земле", корни национальной идеи. Здесь её критерий истины. Но Национальная идея должна вырасти из этих корней и дать плоды. Иначе, зачем корни? А вырасти - значит, вырастить. Без осознанных стараний уже не обойтись. Уже не предоставить одному только времени решать эту проблему, ибо время несет и другие задачи, которые оно должно для нас решить и просит нашей человеческой помощи? Иначе, зачем мы, человеки? Пассивные наблюдатели или активные творцы? Рабы Божии как рабы совести и Божественного достоинства, участники Его сотворчества, или пассивные наблюдатели, лишенные Божественной свободы выбора между добром и злом, между жизнью и смертью?
       Если есть идея Бога и есть идея человека, то должна быть и национальная идея, поднимающаяся к нам из паров первозданной земли, нисходящая к нам с высот Небесного духа, вошедшего и в человечество. Национальная идея в земле! Но земля российская и земля планеты всей замусорена ядовитыми отходами и затуманена ядовитыми мыслями. Говорить о любви к земле и ничего не делать для её освобождения от вредоносных явлений - это предательство. Национальная, общенациональная-планетарная идея неизбежна, если человек хочет найти свое истинное место в биосфере планеты и мироздания в целом и осуществить идею человеческую. (Е. Гуреев, член РСПЛ и РФО)

    2. введение

      -- Проблема: нахождение общественного рычага, который позволит не только приостановить глобальные негативные явления, развивающиеся во многих аспектах общественной жизни с помощью правильно осознанной национальной идеи, но и преобразовать их в позитивные.
      -- Актуальность исследования частично выражена в эпиграфе. Негативные общественные процессы достигли общественно опасной черты и вызваны искажением национальной идеи России, оторванности её от общекультурных процессов и духовности. Экономические и политические преобразования, не опирающиеся на эти процессы обречены.
      -- Объектом исследования являются те аспекты общественной жизни, от которых зависит вектор общественного развития общества.
      -- Предметом исследования является национальная идея как основополагающий фактор, задающий вектор общественного развития.
      -- Цель исследования состоит в том, чтобы наиболее адекватно интерпретировать национальную идею в соответствии с нынешним состоянием общества и перспектив его развития на будущее.
      -- Задачи (подцели)
      
      -- Гипотеза и защищаемое положение. Национальная идея России - в развитии её культурного уровня (слоя) и в общепланетарном характере этой идеи.

    Основная часть

    3. Что такое национальная идея?

       [1] "Национальная идея - это не фикция, а вполне осязаемый продукт коллективного разума, направляющего общественную жизнь в долговременной перспективе. В основе национальной идеи лежит поддерживаемый государством социальный идеал, в соответствии с которым происходит становление и развитие личности в обществе, обустраивается и развивается жизнь нации". Александр Пилюгин
       Ф.М.Достоевский: "Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной?"
       В.Г.Короленко: "Нет никакого сомнения, что национальному и государственному обособлению суждено постоянно стираться, и что над ними уже теперь подымается, величаво и властно, высшая идея - человечества.
       [2] Национальная идея это такое состояние коллективного разума, которое направлено на организацию общественной деятельности, обеспечивающую каждому члену общества реализацию его жизненно необходимых материальных и духовных ценностей на том или ином историческом промежутке времени. Можно спорить о самих ценностях, но большой иллюзией является мнение отдельных членов общества, что они могут обеспечить собственное благополучия (в своем понимании) вне зависимости от наличия или отсутствия национальной идеи. Действительного, отдельные личности могут в течение какого-то времени обеспечивать себя желаемые условия существования, как бы изолируясь от общественных процессов; и приходится лишь повторить банальную истину о том, что рано или поздно негатив, накопленный в обществе, неустроенность общества может обрушиться и на них.
      

    4. Кто и почему отрицает национальную идею?

       [3] Когда общество теряет национальную идею, что произошло с Россией в наличное историческое время, находятся силы, которые используют это для удовлетворения личных интересов за счет других членов общества и оппонирующие им силы, которые совершенно честно пытаются сконструировать национальную идею, не осознавая, что именно сконструировать и не получится. На втором витке находятся силы, которые также вполне осознанно хотят сконструировать то, что они называют "национальной идеей", но, по сути, является антинациональной идеей, служащей чисто эгоистическим интересам. И, наконец, оппоненты и тем, и другим "конструкторам", вновь возвращаясь к идее о том, что никакой национальной идеи быть не должно.
       [4] Да, попытка организовать национальную идею сверху не просто провалилась, но вызвала обратную реакцию: отрицание национальной идеи как таковой. И апеллируя к нынешнему уровню общественной культуры, многочисленные информационные источники внушают, что национальная идея в принципе чужда человеческой психологии, что человеку нужно просто хорошо жить: иметь жилище и работу, растить детей - а всё, что за пределами этого здорового эгоизма, это всего лишь разумный общественный договор, обеспечивающий каждому такие условия проживания. Вот одно из таких высказываний:
       [5] "Абсолютно утопическая идея это идея, которую в принципе невозможно внедрить в общественное сознание, по той простой причине, что эта идея противоречит природе человеческой, т.е. предписываемые идеей действия не соответствуют законам человеческой психики. Но психическая конституция основной массы людей такова, что на первом месте, естественно, стоят личные интересы: собственное благополучие, благополучие детей, внуков и родственников. Нация, вернее - каждый индивид ее составляющий, стремится к личному, именно к личному, обогащению".
       На первый взгляд - заманчивая мысль, а, по сути - "сыр в мышеловке". Когда отсутствует национальная идея, господствуют идеи антинациональные, разрушающие и нацию, и жизнь отдельной личности. И мы видим, что в этой программе "здорового эгоизма" напрочь отсутствуют такие понятия как душа и духовность, совесть, сострадание и самопожертвование, которые, получается, являются отклонениями от нормы, уделом отдельных патологических личностей. Тем самым культивируется чудовищный миф, извращающий человеческую сущность и её наивысшие духовные потребности.
       Страшно жить в обществе, построенным по такой программе. Невыносимо, когда вокруг тебя одни "самовлюбленные роботы", которые не могут причинить тебе вред лишь потому, что исполняют некие правила общественного договора. Общество, в котором нет места пассионариям, обречено.
       [6] Национальная идея не может быть изобретена не только сверху, но и снизу. Она существует в самой сущности человеческой жизни, в самой сущности человеческого микрокосмоса во взаимосвязи его с космосом глобальным общепланетарного и общевселенского масштабов. Она существует в глубинных устремлениях, присущих каждому человеку и стремится к своему выявлению и сознательному исполнению. Целью сообщества, нации раскрыть как можно полнее сущность этой идеи в рамках возможностей исторически обусловленного уровня культуры. Модели возможного раскрытия сущности национальной идеи и являются более или менее удачными вербальными её формулировками. Поэтому правильнее говорить не о множестве национальных идей, а о множестве её трактовок (интерпретаций): полезных по мере своей адекватности и опасных по мере неадекватности.
       [7] Автор приведенного выше высказывания, прав лишь в одном: в "замаскированной" констатации современного состояния нашей человеческой культуры с её недоразвитой гуманитарной составляющей, с искаженными ценностными ориентирами. Но оставаться на уровне такой культуры небезопасно в любое историческое время и, тем более, в наше время, наполненное планетарными катаклизмами и приближающимися бифуркационными точками в общественных, технических и природных сферах. Тем более, что и общественный договор по программе "здорового эгоизма" требует определенного, непротиворечивого в себе культурного общественного уровня. Пока же мы наблюдаем, как общество под разговоры о "здоровом эгоизме" эволюционизирует в направлении дикого обогащения, не считающегося с духовными заповедями, не считающегося с интересами своего соотечественника.

    5. Какой должна быть национальная идея?

      
       [8] Вот типичное высказывание: "Национальная идея должна быть очень прагматична, только тогда она будет во благо и государству и людям. Человек должен точно знать, что получит в результате реализации национальной идеи. По сути, эта идея должна решить насущные проблемы государства или по крайней мере часть их. В ней должны отразиться пути решения проблем и эту идею должно поддержать большинство. Она должна быть оптимальна с точки зрения и государства (в разрезе сложности ее реализации) и человека (в разрезе ее понимания). В качестве национальной идеи должен стать конкретный план улучшения жизни каждой семьи. Нужно идти от человека, его потребностей прежде всего".
       Автор высказывания перечислил необходимые элементы национальной идеи. Но этих элементов недостаточно, чтобы она заработала.
       Идея должна быть прагматична? Непременно. Но одновременно она должна быть и романтична, потому что не все люди прагматики, а чистые прагматики, как и чистые романтики, всегда способны своей односторонностью довести любую идею до абсурда.
       Человек должен точно знать, что получит в результате реализации национальной идеи? Точно не получится, но минимум знать должен. Зачем только отказывать ему право на превышение минимума, на максимум?
       Эту идею должно поддержать большинство? Автор высказывания, видимо, находится на точке зрения, что большинство по определению право. Идею должно поддержать большинство, но, к сожалению, сначала это большинство нужно просветить до необходимого культурного уровня. Те страны, которые занимались культурным просвещением сограждан, имеют меньше проблем по этой части. Стагнация невежества это путь к национальной катастрофе.
       Нужно идти от человека, его потребностей прежде всего? Даже если эти потребности обусловлены низкими ценностными установками? Разве национальная идея не должна включать в себя и воспитание культурных ценностей, всей жизненно важной ценностной системы?
       Автору ответит и Владимир Соловьев
       "Но чем прочнее существует Россия, тем настоятель нее является вопрос для чего и во имя чего она существует? Дело идет не о материальном факте, а об идеальной цели. Национальный вопрос в России есть вопрос не о существовании, а о достойном существовании Человек существует достойно, когда подчиняет свою жизнь и свои дела нравственному закону и направляет их к безусловным нравственным целям" (выделено мною, К.Т.)
      
       [9] Национальная идея России, являющейся единением многих национальностей, и русская национальная идея соотносятся в том же отношении, в каком русская национальная культура соотносится с другими национальными культурами, являясь основной образующей, каркасной культурой для России.

    6. Четыре интерпретации русской национальной идеи.

       [10] Классически национальная идея в России имеет четыре парадигмы в интерпретации русской национальной идеи: либеральная, почвенническая, евразийская, христианско-православная.
       Либеральная идея с её западной моделью общественного бытия, её индивидуализмом, правами человека (которые, при всем их несомненном положительном воздействии на общественную жизнь, в последнее время всё чаще и чаще ставит человеческие желания и страсти выше законов природы и Божественных заповедей) не прививается в России так, как хотелось бы её сторонникам. Своеобразная незаконченность русской культуры (в самом широком смысле этого понятия) не просто отторгает либеральную идею, а при взаимодействии с нею даёт весьма разрушительный результат для общественной морали. То, что возможно на Западе с её исторически сложившимся культурным слоем, основанным на католицизме и особенно на протестантизме, не может быть перенесено на российскую почву при нынешнем уровне её культуры. Здесь западникам сначала предстояло бы пройти весь тот культурный путь развития, который проделали в с воё время Западная Европа и США, но наши западники, в лучших традициях марксизма-ленинизма с его первичностью бытия и вторичностью сознания, считают, что достаточно широкую общественную публику поманить зарубежным калачом, как немедленно установится и западная культура. Калач-то, конечно, подействовал, особенно на определенную часть растерявшейся молодежи, которая, по незнанию отечественной культуры, отринула её. Но ведь отрицание своей культуры не лучший способ перенять другую культуру. Но дело и не в этом. Прежде, чем задать вопрос "можно ли?" следует задать вопрос "нужно ли?" А нужен ли нам западный образец общества в ту историческую эпоху, в которой мы находимся, если этот образец сам переживает свою недостаточность перед лицом новой эпохи?
       Почвенническая и евразийская идеи, естественно, сталкиваются с реалиями нынешнего исторического периода. Влияние и соблазны внешнего мира, вторгающегося в нашу страну благодаря современным средствам коммуникации, - достаточно сильное препятствие для широкого реализации этих идей в чистом виде и, опять-таки, - благодаря отсутствию защитной функции нашей культуры. И снова следует поставить вопрос: а нужно ли? Имеет ли кто-либо право ограничивать пространство бытия и мышления современного человека (что и предлагается в упомянутых идеях) перед лицом угроз, нависших над нашей планетой? Возможно ли в нашу эпоху уподобиться страусу, прячущему голову в песок?
       Христианско-православная идея, при всём том, что мы должны чтить религиозные заповеди, в настоящее время переживает собственный внутренний кризис, также пытаясь ограничить пространство бытия и мысли современного человека. Закостенелость её взаимодействия с современным миром вызвана не самим корневым религиозным учением, а нежеланием и боязнью с его помощью освещать все закоулки современного бытия.
       В настоящее время имеют тенденцию к распространению идея "Пятой империи! Писателя и общественного деятеля А. Проханова и национальная идея академика РАЭН Г. Грабового. Можно по-разному относиться к этим идеям, как и к перечисленным выше четырем идеям, но следует признать их методологическое значение и определенную фрагментацию общественного сознания. Предлагаемая здесь национальная идея весьма условно могла бы быть названа ноосферной. В ней осуществляется попытка синтезировать наиболее полезные элементы вышеназванных четырех видов национальной идеи и идеи "Пятой империи".
       [11] Не отрицая наличия положительного содержания во всех перечисленных моделях национальной идеи, следует отметить, что те их недостатки, которые связаны с фактором культуры в современную эпоху - более, чем недостатки. Необходимо синтезировать всё положительное, что есть в этих идеях, связав их не только с современной российской (и особенно - русской) культурой, но и с её инициированным развитием.
      

    7. Культура как национальная идея.

      
       [12] Настоящий период, как уже было отмечено, характерен глобальными планетарными изменениями, человеческая реакция на которые должна быть обусловлена всеми аспектами общественной культуры. Поэтому культура должна стать общенациональной идеей для всех наций мирового сообщества и особенно остро этот вопрос стоит в России, в которой исторически изначально неразвито значительное количество культурных аспектов: правовая, экономическая, бытовая культуры, культура отдыха и культура общения, культура семейных отношений. Серьезно поражены: духовная культура и система жизненных ценностей. Вот почему любая частная задача, сформулированная в "национальной идее", не только не ответит на все вопросы общества, не вдохновит его, но и сама упрется в неподготовленный для её решения культурный слой.
       [13] Нация по своей сущности немыслима без культуры, неотделима от неё. От культурного уровня общества зависит выполнение трех или иных социально важных задач. Невозможно и построить новые экономические отношения. Нельзя ставить экономические преобразования впереди культуры и сознания. Все провалы экономических реформ в России были обусловлены непониманием этого факта.
       [14] Отойдем вглубь истории:
       Средние века - эпоха зарождения национальной идеи, становящейся объединяющим нацию духовным феноменом в противовес социальной и региональной фрагментациям, с одной стороны, и религиозному и политическому универсализму, с другой. Возрождение и создание централизованных государств становится важным этапом в становлении национальной идеи.
       Затем политический и духовный кризис XVII в. становится благоприятной средой для дальнейшего развития национальной идеи. Протестантская реформация в этот период становится средой для политизации массового сознания. Возникает национально -религиозный мессианизм.
       Абсолютизм как важная предпосылка распространения идеи нации: новое качество государственности, новая форма легитимации политического господства, унификаторские мероприятия и т.д.
       Начало эпохи национализма. Качественное изменение социальной и политической среды обитания человека в связи с революциями конца XVIII - начала XIX вв.: Национализм становится основой процесса модернизации традиционного общества. "Культурные" и "политические" нации. Превращение национализма в массовый феномен. Национализм как политическое движение. Национализм и идея национального государства.
       [15] Из этого краткого перечисления мы видим, что культура Эпохи Возрождения требует усилить участки государственной и политической культуры - аспектов культуры национальной. Протестантская культура неотделима от миссионерства как основы для своей экспансии и для развития новых производительных сил. Общеизвестно, что в основе экономических успехов современного Западного мира изначально лежала культура протестантизма. А на какой культуре мы, россияне, собираемся строить свое материальное благополучие?
       [16] "В духовно развитом обществе сознание первично по отношению к бытию; в бездуховном - бытие полностью определяет сознание.     Духовность?сознание?бытие.
       Духовность?культура?нравственность?идеология?политика?экономика. Схема  показывает, что экономика, политика, идеология обусловлены наличным культурный слоем. Т.е., та или иная экономическая, политическая, идеологическая системы могут функционировать лишь при наличии вполне определенного культурного слоя. Работами советских и западных ученых было показано, что экономика западных стран обусловлена в первую очередь тем культурным слоем, который образован усердием протестантских церквей". ... Я не хочу сказать, что альтернативой обществу потребления является то самое "светлое коммунистическое общество", от которого мы шарахнулись в другую преисподнюю. Маркс хотел построить рай на земле, рай же возможен только на небесах. В той степени, в какой небеса могут быть представлены на земле духовностью, культурой, нравственностью, в той степени его можно осуществлять и на земле. Не через экономику следовало выходить на построение коммунистического общества, а через совершенствование человеческого духа и сознания. Марксистская утопия стала утопией не только из-за частной материального порядка //неверные постулаты/, но и  из-за непонимания, каков должен быть культурный слой общества для того, чтобы в нем могли быть осуществлены коммунистические идеи. На примере России мы видим, что ее культурный слой является помехой для демократии и рыночной экономики. Но для осуществления коммунистических идеалов нужен еще более высокий культурный слой. Коммунистическая утопия оказалась утопией потому, что она была провозглашена и принята к осуществлению преждевременно и в нарушение принципа первичности сознания и вторичности бытия. Из сказанного, пожалуй, следует, что и определение "коммунистического общества" (если временно воспользоваться именно этим не совсем удачным понятием) должно носить не экономический, а духовно-нравственный характер. Я бы образно выразился так: более высшее общество ("коммунистическое") - это общество, в котором будет стыдно жить в материальном плане лучше соседа, и не менее стыдно жить в роскоши (неэкологично)".
      
       [17] Поэтому в те периоды, когда культура (в широком смысле этого понятия, который и используется в данной работе) находится в зачаточном состоянии или в угрожающей фазе распада, она, взятая во всех её многообразных аспектах: духовном, религиозном, мировоззренческом, экологическом, политическом, правовом, экономическом, ценностном, бытовом, семейном и т.д., - по самому определению, по самой атрибутивной связи, просто не может не быть национальной идеей. Лишь в периоды, когда испытанию либо преобразованию подвергаются отдельно взятые элементы культуры, общество может позволить себе формулировать национальную идею более фрагментарно.
       [18] Но что же такое культура, каково её взаимодействие с общественными институтами и в чем заключается её национальный аспект?
       КУЛЬТУРА (лат. cultura -- возделывание, воспитание, почитание), универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие культура употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения, и его внепрагматической ценности. ... Мир культуры решает две формально противоположные задачи: поддержание статики общества, благодаря сохранению и воспроизведению традиции, и обеспечение его динамики, благодаря творческим инновациям. Для этого культура создает в себе сложные многоуровневые системы, позволяющие снимать противоречия индивидуума и общества, старого и нового, своего и чужого, нормативного и ситуативного. В этом отношении культуру можно определить как информационную сверхсистему, которая обеспечивает обратную связь со средой при сохранении фонда исторической памяти....
       Особую роль в культуре играет система образования, поскольку культурное наследие не воспроизводится само собой и требует сознательного отбора, передачи и освоения....
       Выделение культуры как особого аспекта бытия позволяет учесть и исследовать то, что иначе минует и обыденную, и научную рефлексию. Так, одна и та же религиозная догматика порождает, преломляясь в разных культурах, существенные конфессиональные различия (напр., католицизм и православие);... одна и та же конституция дает разный политический эффект в культуре с развитыми традициями активного гражданского общества и в культуре с патерналистским отношением к государству и т. п. В этих случаях внутренняя логика идей или процессов взаимодействует с логикой культурной обусловленности, чем создается новое измерение реальности, нуждающееся в специальном, культурологическом анализе. Поэтому не одно и то же напр., "политика" и "политическая культура", "труд" и "трудовая культура" и т. д.
       [19] По нашему мнению, культура есть продукт взаимодействия общего универсального начала с некоей внутренней самобытностью, записанной на генетическом уровне. Нас сейчас не интересует происхождение этой самобытности, хотя здесь можно говорить о географии и историчности (расположении в пространстве и времени) того или иного национального образования с соответствующим энергоинформационным обеспечением. Речь идет о том, что универсум вносит в образуемую таким образом культуру элементы всеобщего, интернационализма, в то время, как самобытность придает её специфические черты.
       [20] Еще раз подчеркнем, что культура реализовывает, кристаллизует себя на уровне сознания в разных видимых формах: вербальной, визуальной, визуально-вербальной, звуковой и т.д.
       Имея в виду русскую культуры, мы можем сказать, что до сих пор не произошло адекватной историческому времени кристаллизации русской национальной самобытности. Да, мы имеем великолепные литературные, музыкальные и другие произведения искусства, но, как уже было сказано, мы имеем отставание в таких культурных аспектах как: правовой, экономический, бытовая культуры, культура общения, культура ценностей и т.д.
      
       "Россия обладает, быть может, великими и самобытными духовными силами, но для проявления их ей, во всяком случае, нужно принять и деятельно усвоить те общечеловеческие формы жизни и знания, которые выработаны Западною Европой. Наша внеевропейская или противоевропейская преднамеренная и искусственная самобытность всегда была и есть лишь пустая претензия; отречься от этой претензии есть для нас первое и необходимое условие всякого успеха (шестая глава: "Россия и Европа"" Соловьев.
       [21] Специфичность русской истории отражена в работе Д.И. Корнющенко "Метафизика ленты Мёбиуса"
       "Поэтому Россию я уподобил бы ленте Мёбиуса, в том числе и ее "проекции" на этическое пространство: именно ее, ленту Мёбиуса, а не простую плоскость, выдавливает вверх и вниз энергия смыкания границ Добра и Зла. Лента эта приводным ремнем объединяет вершины духа с форменной преисподней, склейка ленты с "изворотом" загоняет в неизбывную антиномичную петлю все страстные устремления русского духа, стремящегося взмыть по вертикали. Не в этом ли трагедия всех российских реформаторов: неподъемность задачи приводит их в отчаяние и делает революционерами: отодрать и уничтожить темную изнанку национальной жизни мудрено у всякого народа, но лента Мёбиуса вообще не имеет изнаночной поверхности -- она, увы, "антиномически едина" с лицевой. Получается как бы антиномия в квадрате... Впрочем, тут уже не геометрические концы с концами не совсем сходятся, но мне это не так и важно, главное, для чего мне нужна была эта топологическая метафора, -- иллюстрация тезиса о принципиальной несводимости Запада, России и Востока друг с другом, их несинтезируемости "в одном уровне".
       [22] То есть нация по каким-то причинам не смогла реализовать себя в культуре. Отсюда и знаменитая фраза: "Умом Россию не понять". Но ведь это относится и к самой России, к процессу её самопознания. Самопознание еще не наступило. Какие-то пружины, включая видимо и территориальную протяженность России (по Ключевскому) и многие исторические перипетии, задержали этот процесс. Но в свете глобальных планетарных перемен процесс этот далее отложен быть не может. Возможный в дальнейшем управленческий кризис мирового сообщества, его фрагментация по функциональному признаку и погружение мирового сообщества в хаос, особенно опасен для сообществ с низким уровнем культуры. Хаос бифуркационен и, как правило, попытки воздействия на него приводят к непредсказуемым результатам. Хаос, возникший в рамках сильной культуры и предоставленный самоорганизации, самоорганизуется по её законом и обладает большей степенью предсказуемости. В противном случае должна существовать достаточно рациональная система воздействия на хаос методом проб и ошибок, но для этого должна существовать, опять-таки, соответствующая культура управления, культура "малого (управленческого) народа" в пределах нации - иначе последствия катастрофичны, поскольку хаос это граница раздела между светлым и темным вариантами развития общества. Поэтому у России не осталось времени на эксперименты с собственной "культурной стагнацией". Россия должна проснуться!
       [23] "А. Зиновьев свои прогнозы выстраивает на другой платформе, на другом идейном материале. Бог в роли спасителя России ему не нужен. .... И это будущее, по Зиновьеву, целиком и полностью в плену у прошлого. Пользуясь вышеразработанной системой образных представлений об истории России, можно утверждать, что Зиновьев требует: не сбрасывайте и не разрывайте это кольцо! Оно не проклято, оно неизбежно и необходимо России. Откажитесь от центробежного движения, -- вернитесь к центростремительному. Российское будущее потому все время оказывается в плену у прошлого, что коммунистическая система не требовала улучшения.....
       Смысл его прогнозов прост: пока не поздно вернитесь к прошлому! Или -- или. Делая вид, что он "над схваткой", своим беспристрастным анализом знаменитый логик способствовал тому, что К. Поппер назвал "Эдиповым эффектом" -- влиянием предсказания на предсказываемое событие. ...
       Мы -- русские и поэтому лучше. И поэтому мы спасем мир. Как раз тот самый "комплекс сверхнеполноценности". ....
       Может быть, нам действительно следует быть скромнее? Не утверждать: "процесс необратим", "иного не дано", "обратного пути нет". В России все обратимо, в каждый момент торжества будущего из-за его плеча ухмыляется прошлое. Случай Зиновьева не уникален. Следует доверять хаосу, не торопиться с его упорядочиванием. Неплохо помнить Ницше: "Нужно носить в себе еще и хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду". Вина российской власти -- в неумении спокойно ждать. Беда народа -- в нетерпении, впрочем, понятном. Наше привычное линейное российское мышление настойчиво требует, чтобы государство вмешивалось в процессы, возникающие стихийно. Оно вмешивается -- и нарушает естественный ход вещей.".
       [24] Эти выводы А. Зиновьева настораживающи, предупреждающи и, в то же время, преждевременны, так как основаны на данности русской культуры, неверии в возможность её преобразования. Нужно дать возможность для выявления, кристаллизации всех пластов Российской культуры. Тогда, быть может, мы положим в основу другие суждения о давлении прошлого на Россию. Считая, что вне рамок культуры удалось-таки выявить с большой долей вероятности такие самобытные черты русской нации как космизм, иррациональность и божественную устремленность её души, можно предположить, что кристаллизация культуры даст нам триаду трех разнонаправленных, но в единстве взаимодействующих векторов, направленных соответственно в будущее, прошлое и настоящее. Как же практически может произойти кристаллизация российской (русской) культуры? Прежде всего, следует воспользоваться той методологией, которой пользовалось большинство наций мира. Т.е. необходимо перенимать внешний опыт культурного содержания (культура права, например, экономическая культура и т.д.), сопоставляя его (см. [23], высказывание В. Соловьёва): (1) с нашим наличным культурным слоем, (2) с нашими лучшими культурными традициями, оставленными в прошлом, (3) с общепланетарными задачами нашего будущего, (4) и всё это под патронажем законов Природы и её Творца. Необходимо проанализировать причины, почему мы всегда придерживаемся двух крайностей: либо отрицание внешнего опыта, либо его насаждение вне учета тех четырех факторов, которые только что были указаны.

    8. Неизбежность общепланетарного характера национальной идеи

       Переведя вопрос о национальной идее в плоскость культуры, необходимо ответить и на вопрос о требованиях к качеству самой культуры в текущий исторический период. Первое, что необходимо сказать, это о неизбежности общепланетарного характера любой из национальных культур. Всё, что мы будем говорить о российской культуре и российской национальной идее можно будет с определенными поправками отнести и на другие регионы планеты.
       [25] Неизбежность общепланетарного подхода, с одной стороны, совершенно очевидна из- масштабности угроз, нависших над человечеством: демографическая угроза и угроза вырождения биологического вида "гомо-сапиенс", угроза психологического вырождения", угроза информационного хаоса и кризиса управления, угроза истощения энергетических и других природных запасов, угроза природных и техногенных катастроф больших масштабов, угроза глобального терроризма и угроза войны с применением средств массового уничтожения людей и т.д. - список далеко не закончен. И всё это рядом: возможно, уже в ближайшие десятилетия. Лишь объединенные усилия всего человечества смогут его от деградации или полного исчезновения. С другой стороны, эта, уже ставшая банальной истина затмевается человеческими пристрастиями и политическими играми. Последнее лишь подчеркивает необходимость общепланетарного подхода к любой национальной идее и любой национальной культуре.
       [26] А именно, национальная культура должна быть вписана в то, что мы уже с известной долей осторожности можем назвать зачатками общемировой культуры. Вписана без национализма и шовинизма как равноправный член формирующейся общемировой культуры. Поэтому в современной национальной идее невозможны проявления национализма или шовинизма. В свете выше обозначенных задач современная национальная идея должна быть вписана в общерелигиозный контекст, проникнута идеей сотрудничества, общепланетарной деятельности, более того - быть пассионарной. Невозможно решить проблемы народов, населяющих Россию, работая только на территории России, равно как и для любого другого народа мира.

    9. культура, человечность, обустроенность планеты -девиз национальной идеи

       [27] Сказать, что национальная идея Россия это её Культура, культура всего многообразия народностей её населяющих и органично составляющих культуру общероссийскую, столь же верно, столь и абстрактно. Поэтому нуждается в дальнейшей расшифровке. Первый уровень расшифровки - на уровне девиза. В этом девизе должны быть заключены как само обозначение многоплановой культуры, так и основные уровни её структуры. Учитывая многообразие общественных интересов и интересов отдельной личности в девизе должны быть отражены духовные и материальные потребности (единство материального и духовного), устремления человеческой души. Это - с одной стороны. С другой: единство настоящего, прошлого и будущего. Учитывая обостренность русского самосознания - русскость,
       То, что будет свершаться немедленно, хотя и количественно постепенно и то, что будет сделано в будущем. Улучшение условий жизни и романтическая устремленность общества, её молодого поколения. Реализм и романтизм. Изъять одно и национальная идея разрушится.
       [28] В качестве такого девиза автор предлагает следующее: Национальная идея: Культура, Человечность, Обустроенность планеты Земля.
       "Культура", включающая в себя и человечность и экологическую культуру, самой первой и главной своей составляющей имеет Божественную духовность, и в отмеченной триаде она и символизирует, прежде всего, духовность: для русских - православную духовность. Человечность - это ли не мечта человечества, не мечта любого человека, попадающего в безвыходное положение!? Особенно актуальна эта тема для России.
       "Обустроенность планеты Земля" не просто решает проблемы материальной жизни человека, но проблемы материального существования в единстве с душой и духом, с прекращением войны между человеком и природой, со вписанностью в неё. Это своеобразный космизм, присущий русской душе, о чем мы уже говорили выше. Космизм, о котором мечтали Эдуард Циолковский и Владимир Вернадский. Пассионарный космизм русского народа.
       [29] Когда в качестве национальной идеи предлагают, к примеру, лозунг: "Каждому жильё!" - по вопиющей небрежности не учитывают ряд обстоятельств. Во-первых, для определенной части общества эта проблема уже не является такой актуальной, чтобы вознести её на уровень национальной проблемы. Во-вторых, даже из нуждающихся в приобретении жилья немало людей (в том числе и пассионарного склада), которые не могут ограничиться этим, и которые не могут самоотверженно работать, не посматривая дальнейших горизонтов. И, в третьих, это настолько узкая, настолько выходящая за пределы многоплановой культуры формулировка, что её исполнение гарантирует нам дома, которые не будут "нашей крепостью", ибо, если не думать о вписанности наших жилищ в социальные и природные условия, то завтра эти условия восстанут против наших жилищ и они будут разрушены землетрясением или наводнением или уничтожены пожаром; они преподнесут нам повышенную радиоактивность в наших квартирах и некомфортные условия в разные времена года. Лишь общепланетарный подход, углубление во внешний космос и внутренний человеческий, создание благоприятной ноосферы позволит разумно решить задачи человеческого общежития.
      
       [30] "Вопрос экологии важен. Но наш дом - простирается до границ Вселенной (во всех материальных и иноматериальных аспектах). Следовательно, и экология простирается до тех же границ материального и иноматериальных миров. Именно в этом смысле мышление человека должно быть экологическим по всем аспектам общественного бытия, начиная от духовного и кончая экономическим аспектом. Христианские заповеди "Не убий" и другие должны постепенно распространиться на всю экосистему. Это невозможно сделать, отстраняя общественное сознание от решения метафизических проблем. Работа на уровне материально-экономического экологического аспекта должна привести к переориентации общества потребления на иные экономические ценности. Необходимы какие-то нравственные и материальные критерии для определения того, в какой мере те или иные материально-технические достижения  соответствуют экологическим целям (духовным, нравственным, ...), а в какой мере не соответствуют им и являются элементами чистого комфорта или элементами чистой роскоши. К сожалению, человечество практически не делает никаких усилий в экологическом, нравственном плане. Вмешательство в экологию растительного и животного мира, без понимания всех тонких связей в нем, вмешательство во внутреннюю экологию планеты, вмешательство в экологию тонких невидимых миров* одних только экстрасенсов развелось столько, что их беспорядочное влияние на тонкий мир, может быть, уже пора сопоставлять с влиянием промышленной химии на  видимую природу*. В погоне за комфортом вкладываются немалые деньги в автомобилестроение, но не с целью сделать движение безопасным (в последнем случае нужны, конечно, очень большие деньги) - а с целью снабдить автомобиль разными престижными игрушками. В результате на дороги выходит потенциальный убийца. Рано или поздно он делает свое дело, а соответствующая статистика известна. Это не мешает вкладыванию все новых и новых денег в его "совершенствование" и получение новых прибылей. Такова уж мораль потребительского общества. Группа французских ученых еще несколько десятилетий назад в цифрах подсчитала общественную выгоду от замены всех видов транспорта на общественный. В одном только денежном выражении получалась огромная выгода. А также экономия материалов и человеческих ресурсов. Движение такого транспорта легче регулировать, он занимает меньше места на дороге, требуется меньшее количество водителей, а значит, можно улучшить их подготовку, меньше выхлопов, экономия металла и т.д. одно только перечисление заняло бы не одну страницу. И что же? Ничто не шелохнулось в потребительском обществе".
      
       [31] Можно привести еще ряд доводов в пользу предложенной триады.
       1. Указанные элементы не только актуальны, но, при небольшом их разъяснении, вполне доходчивы для любого члена общества.
       2. Если взять, к примеру, идеи писателя Александра Проханова, то, при всей их пассионарности, они отдают некоторой односторонностью. Проект типа "Космического проекта", при всей его привлекательности, не может стать общенациональной задачей по одной причине: разности интересов и понимания своих жизненных задач различными членами общества. Общество, целиком увлеченное освоением космоса или другой грандиозной задачей, это миф, а вот в рамках культуры каждый член общества может найти свою грандиозную задачу, и такие задачи разумно наметить заранее и дать возможность их дальнейшего выдвижения. Это будут и нанотехнологии и космический проект и проблема бессмертия и т.д. Но, еще раз повторим: всё это возможно только в рамках культуры: и каждый проект в отдельности и их согласованное взаимодействие. Вне рамок культуры все аналогичные проекты окажутся неосуществимыми. "Национальная идея: - Культура и Духовность, а не лжеуспешный человек. Настоящий успех человека - в его человеческих качествах, соотнесенных с культурой и Богом".
       3. Каждый из моментов девиза может осуществляться немедленно: уже сейчас можно заниматься возделыванием культурного слоя, уже сейчас можно через этот слой заниматься вопросами культуры быта и человеческих отношений. Уже сейчас можно начинать диалог человека с обществом, а общества с природой.
       4. Девиз допускает собственную эволюцию в соответствии с совершенствованием национального культурного слоя. Со временем будут вполне доступными такие термины как ноосфера и биосфера, пассионарный Космизм и т.д.
       5. Каждое положение этого девиза можно объяснять более дробно, насыщая соответствующей конкретикой, которая также может эволюционизировать.
      
       [32] Духовность, система ценностей, экология, культура принятия решений (волевая культура), качество жизни, искусство - всё это и многое другое входит в понятие культуры, равно как и материальные ценности, составляющие её материальный базис.
        -- При этом, момент культуры должен отдельно подчеркивать сохранение и развитие русской культуры. Впрочем, термин "культура", членом национального сообщества, так и понимается как "национальная культура". Здесь же и религиозность с её духовными мотивами. Момент человечности подразумевает наивысшие потребности души, проявляющиеся при общении между людьми, а также людьми с окружающей природой и техногенной сферой. Здесь же находится и интернациональный момент. Человечность в сочетании с духовностью приобретает более высокую ступень, чем общечеловеческие ценности, которые стали навязываться человеком, выходящим за пределы ценностей общерелигиозных.
        -- Девиз содержит сотрудническую планетарную составляющую: через культуру (истинность которой подтверждается единением с другими культурами), через принцип человечности и, конечно же через планетарное обустройство жизни.
        -- В отмеченном девизе явным образом не выписаны религиозные ценности, На настоящем этапе безверия или показной веры большинства населения этот момент потенциально сокрыт в термине "культура" и пробуждается каждый раз при просветлениич человеческой духовности.
      
       [33] Возможны иные модификации этой триады:
       Культура, общепланетарное развитие, человечность.
       Культура, человечность, красота, качество жизни.
       Культура, духовность, общепланетарное развитие и качество жизни.
       Если выработана общая концепция национальной культуры, то формулировка девиза в конечном итоге может быть получена экспериментальным путем: методом проб и ошибок.
       [34] Публикация Анастасии Лотаревой о значении современной культуры в жизни общества:"Создания рук и ума, откровения таланта - памятники дерзко бросают вызов векам. Памятники становятся средоточием красоты, образом идеальных устремлений поколений. И каждое новое поколение, утверждая себя и культуру собственной эпохи, с благодарным трепетом приемлет и берет под свою защиту и охрану лучшее национальное наследство.
       [35] Итоговый документ Круглого стола "Русское будущее" 14.10.2006
       "В Союзе писателей России прошло заседание первого Круглого стола на тему "Русское будущее", Главный вывод, сделанный участниками Круглого стола: нынешние, негативные проявления в русской среде являются последст­виями более глубинных процессов последнего времени. Необходим комплекс практических действий для раскрытия созидательного потенциала русского народа, обеспечения в со временных условиях интегрирующей роли русского народа в сплочении России как многоэтнической общности многонационального государства.
      

    10. Национальная программа и национальные задачи.

       [36] Чтобы национальная идея е стала лишь благостным пожеланием, необходимо сформулировать её в рамках национального проекта и уже в его рамках поставить первейшие национальные задачи.
       А именно национальная идея, как представляется, должна быть сформулирована как культурно-экологический проект, который охватил бы три тезиса сформулированной выше национальной идеи.
       Национальная задача 1. Гуманизация образования.
       Национальная задача 2. Культура быта в рамках культурно экологического проекта.
       Национальная задача 3. Новые технология и образовательный процесс в рамках культурно-экологического проекта.
       Национальная задача 4. Здоровье тела, духа и души в рамках культурно-экологического проекта
       Национальная задача 5. Работа, жилище, семья в рамках культурно-экологического проекта.
       Национальная задача 6. Общественное самоуправление.
       [37] Этот список представляется минимальным и его можно расширить за счет других сущностных задач. Однако, представляется, что новые задачи могут быть распределены по указанным пунктам. Сама формулировка каждого пункта включает в себя указание: "В рамках культурно-экологического проекта". Это неоднократное напоминание призвано снять истасканное, затертое и часто скомпрометированное содержание аналогичных тезисов, скомпрометировавших себя в общественном сознании. С одной стороны, рамки культурно-экологического проекта не дают возможность выйти за него. Например, новые научные технологии при всей их привлекательности могут быть задержаны в своем использовании, пока не окажутся в соответствии с культурно-экологическими требованиями. С другой стороны, эти же самые "рамки" дают возможность расширять задачу до самых границ этих рамок. Например, жилищная программа в рамках культурно-экологического проекта означает, как уже было указано выше, значительно больше, чем приобретение жилища, а включает в себя всё качество жизни в этом жилище, включая окружающую природную среду и многое другое, что может быть уточнено в соответствующих научных разработках.
       [38] Отдельным пунктом стоит задача гуманизации образования. По логической структуре эта проблема может быть выделена как одна из важнейших частей национальной задачи 3. Тем не менее, ввиду очень большой остроты этой проблемы, здесь она выделена на первый план.
       "Степень поражения культурного слоя страны и, в частности, - культуры общения (межнациональной и общебытовой),  проявляющейся и в чиновничьем  произволе и  хамстве, и в растущем проявлениям быдлизма и агрессии в обществе,   требует чрезвычайных организационно-культурных мер. 
       В этих условиях наметившемуся утилитарному подходу к образованию следует противопоставить гуманитарный (даже гуманистический)  подход к подготовке специалистов, который предполагает, что любой специалист, работающий с людьми, должен получить даже не просто общее, а гуманитарное (гуманистическое) образование. Понятно, что речь здесь идет не о гуманитарных учебных заведениях, которые уже по своему профилю решают указанную задачу - речь идет об учебных заведениях традиционно негуманистического направления. Практика утилитарного деления вполне допустима  в тех странах, в которых  существуют общественные институты, выполняющие те или иные   функции  поддержания и развития культуры. В нашем же обществе назрела необходимость перевода технических, юридических и др. учебных заведений в статус гуманитарно-технических, гуманитарно-юридических и т.д..
       [39] Охарактеризуем вкратце другие национальные задачи.
       Национальная задача 1. Координировать исполнение этой задачи смог бы специально образованный Общественный совет по культуре, который помимо вопроса гуманитарного образования в учебных учреждениях решал бы вопрос гуманитарного просвещения по специально выделенным для этого на государственные и общественные деньги средств массовой информации.
      
       Национальная задача 2. Культура быта. Культура быта является одним из важнейших элементов (наряду с духовностью и гуманистическим воспитание) второму тезису национальной программы, тезису "человечности". Взаимное хамство в нашем обществе обусловливается, разумеется, низким уровнем духовности и воспитанности, и оно разъединяет людей, являясь одним из самых жестких элементов антипатриотического воспитания.
       Предпосылками для решения вопроса о культуре быта является исполнение национальной задачи 1. Однако, имея в виду, что культура быта предполагает специальные структурные познания и мероприятия, можно в рамках этой национальной задачи следует предложить, в частности:
        " Необходимо прекратить практику хамского отношения к людям, насаждения в обществе быдлизма и антипатриотических настроений.
       .... Следует предоставлять финансовые и прочие льготы руководителям государственных и коммерческих структур, которые добиваются приемлемой культуры отношений в коллективе, культуры работы, культуры работы с клиентами и т.д.  Напротив, бескультурье как самого руководителя, так и его подчиненных должно отражаться, если не в штрафных санкциях (что тоже было бы уместно), то хотя бы в организационно-финансовых мерах, включая кадровую и лицензионную политику".
       Поэтому культура быта собирает в себе духовность, воспитанность и определенные административно-экономические меры. Исполнителем и контролирующим органом по этой национальной задаче (кроме добровольных общественных организаций) мог бы стать Общественная палата при Президенте РФ.
       Национальная задача 3. Новые технология и образовательный процесс в рамках культурно-экологического проекта.
       Альтернативный список первоочередных задач:
       1. Образование и культура
       2. Медицина, экология и здоровый образ жизни.
       3. Сельское хозяйство
       4. Транспорт и дороги.
       5. Капитальный ремонт коммуникации и жилищное строительство.
       6. Новые энергетические источники.
       Если сопоставить альтернативный список с первым, то он может показаться наиболее животрепещущим, тем более, что в нем находятся и такие, загнанные в тупик проблемы, как транспортная, дорожная, энергетическая, коммуникационная, жилищная. Но уже ни для кого не является секретом, что решение всех этих запущенных задач да еще в условиях российской протяженности и российского климата обычными средствами столь финансово и ресурсно насыщено и требует такого времени, что не является реальным. Единственный выход - поиск новых технологий.
       В рамках этой задачи необходимо информировать общественность и поддерживать, инициировать новые, революционные открытия и разработки в области технологий. Из имеющихся технологий, на которые, к сожалению, в настоящее время нет ни государственного, ни иного социального заказа являются разработки, в которых люди " управляют "геном", разум вторгается в галактики молекулярного строения человека, в "генетический космос". Претендует на сотворение нового человека, на оживление мертвеца, на синтез "живого" из "мертвого". Крупнейшие корпорации мира вкладывают миллиарды в биотехнологии.(А.Проханов. Россия - миру спасение)".
       Это и целительские технологии Николая Левашова: Николай Левашов на Западе занимался исцелением людей, приговоренных традиционной медициной к быстрой и мучительной смерти. Он не только исцеляет, но и учит врачей своей технологии, базирующейся на активации скрытых способностей, содержащихся в человеческом разуме. Он же создал стену против ураганов вдоль всего Восточного побережья США
       Юрий Васильевич Краснов: от многократно перепроверенных технологий излечения считающихся безнадежных болезней до удивительного топлива, по сути, переворачивающего все представления о перспективах энергетики и мировой экономики.
       В Новосибирске и Москве действует сеть предприятий школы "Теллос", использующих технологии, базирующихся на воззрениях А.М. Солодина силой своей мысли воздействующего на материальные объекты.
       В России действуют школы Верещагина, Солодилова, Бронникова и Звонникова и других, способные активизировать скрытые дарования, казалось бы, обычных людей, особенно детей и молодежи. Выпускников этих школ уже сотни, и они все более активно начинают действовать в нашем мире, меняя реальность, приближая Нейромир. сказал он нам тогда. -- Нейросети четвертого поколения смогут обучаться, думать и даже чувствовать... На нынешней элементной базе уже можно создать мыслящую систему.
       Ведутся революционные разработки в области транспортных средств и дорожного строительства. Эти работы следует финансировать в первую очередь.
       И так далее. Разумеется, эти и другие революционные наработки следует осмыслить в рамках культурно-экологического проекта. Координировать эту национальную задачу смог бы специально созданный общественный комитет по новым технологиям в рамках культурно-экологического проекта.
      

    11. Кто должен реализовывать национальную идею? (субъекты и объекты)

       [40] Национальная идея не может родиться бюрократическим образом, не может быть навязана сверху. Национальные идеи рождаются пассионариями, зажигающими её факелы и несущими их по земле. И вот, когда её пламя начнет полыхать в народных массах, тогда рождается национальная идея. По мере того, как факелы возгораются, объекты национальной идеи непременно должны становиться её субъектами.
       Важно, чтобы пассионарии не завели общество в тупик, не привели его к катастрофе (как это, например, произошло с пассионариями "Третьего рейха")
       Культура, основанная на духовности, обращенной к Творцу, должна стать гарантией, предотвращающей эту катастрофу.
       [41] Но поскольку речь зашла о конкретизации национальной идеи, а именно о национальном проекте и национальных задачах, то следует особо выделить субъекты ответственности за эти задачи.
       Первое: Каждый член общества, разделяющий национальную идею, несет моральную ответственность за её исполнение. В его силах учебой, творчеством и упорной работой поддержать и реализовывать любое полезное начинание в рамках национальной идеи. В его силах выступить в защиту национальной идеи во всех источниках информации, которые ему в том или ином виде доступны: плакаты, настенные материалы, компьютерные материалы, Интернет, частные беседы, конференции и диспуты, газеты, журналы, книги, радио, телевидение и т.д.
       Второе. Пассионарии, обладающие необходимыми познаниями в различных сферах культуры. Интеллигенция.
       Что делать, если принципы понятны и пассионарии готовы зажечь факел национальной идеи? Объединение пассионариев - важный момент, но для пассионариев действует и другое правило"И один в поле воин".
       Первым важным моментов пассионарской деятельности является просвещение: культура невозможна без её просветительской экспансии. Каждый член общества, относящий себя к таким пассионариям и являющийся подлинным носителем культурных ценностей, должен использовать любую возможность, чтобы открыть читателю, слушателю, зрителю истинную сущность человеческой культуры. Истина и её духовная направленность - вот что ценно в этой "экспансии". Радио, телевидение, газета, журнал, книга, выступление с трибуны, частные и общественные дискуссии, плакаты, Интернет - всё это дает возможность любому честному пассионарию реализовать свое пассионарное призвание. Правовед может познакомить своих слушателей с их юридическими правами, которыми большинство населения не владеет, и которые так нужны, если мы хотим построить полноценное общество свободных людей. Врач на некоммерческой основе может познакомить с основными азами здоровой жизни и т.д.
       Третье. Молодые пассионарии.
       Что же делать молодым людям пассионарного характера, еще не владеющими достаточными знаниями, но желающими (без чего невозможно думать об успехе пассионарной деятельности - молодые не могут быть пассивны)? Их задача столь же насыщенна и высока. Необходимо учиться - это старый, но неизбежный в своей истинности лозунг. Нужно помнить, что пассионарий, разносящий неточность, ошибку, разносит невежество - антипод культуры. Не следует быть самоуверенными, а следует быть ответственным. В процессе самообразования необходимо суметь найти людей, прежде всего, из пассионарной интеллигенции и помочь ей, организовать выступление перед студенческой аудиторией, в молодежной газете, на дискуссионном сайте в Интернет. Это, своего рода, кадровая политика и когда молодые пассионарии объединяются, то это дает им неограниченные возможности для привлечения специалистов и просвещения нашего народа вопреки всему тому, что делают в настоящее время наши средства массовой информации.
       Пассионариям более, чем всем остальным должно быть понятно, что национальная идея не возникнет сама по себе внизу (поскольку эта идея требует адекватного уровня культуры и в результате - замкнутый круг). От просвещенных пассионариев она спускается "вниз" и распространяется, и вспыхивает и снова возвращается наверх, уже на государственный уровень. Так происходило даже в тех случаях, когда пассионарии находились на вершине государственной власти. Но тогда были задействованы несколько иные механизмы распространения национальной идеи.
       Отсюда еще одна задача: по возможности, искать сторонников в высших эшелонах власти. Если же национальная идея распространяется непосредственно из высших эшелонов власти, то любой человек, обладающий определенным запасом культуры, должен использовать его как лакмусовую бумажку для определения подлинной сущности "национальной идеи". Было бы просто везением, если бы наверху оказалась такая пассионарная личность.
       Четвертое. Пассионарное распространение национальной идеи путем просвещения должно сопровождаться и пассионарнным распространением реализации национальной идеи. Каждый пассионарий должен стать примером человечности и владения общей культурой. Активная помощь людям, связь с деятелями искусства и культуры, озабоченными судьбами России и мира, помощь им в распространении их идей. Связь с теми деятелями науки и техники, которые своими разработками работают по третьему пункту девиза "Обустроить планету Земля", конкретная помощь в реализации их идей, самим стать на их научный путь. Организация конференций, дискуссий по их разработкам. Здесь многое можно сделать. Встреча со школьниками, учителями, распространение компьютерных материалов.
       Пятое. Общественные объединения. Шестая национальная задача включает в себя общественное самоуправление, что невозможно без инициативы снизу по созданию различных общественных объединений, своего рода - пятой власти. Конечно, сначала идее общественно-политическая культура без которой невозможна инициатива снизу, а, значит, сначала идут пассионарии как проводники этой культуры и как непосредственные организаторы общественных организаций.
       "Второе, что могла бы сделать призванная интеллигенция, - помочь обществу в создании всевозможных общественных и, прежде всего, общественно-культурных организаций с высокой миссией служения людям. Эти общественные организации, берущие на себя роль самоуправления по различным аспектам общественной жизни, включая специфически культурные, помогли бы становлению гражданского общества, явились бы той четвертой или пятой ветвью власти в стране, которая оказывала бы существенное влияние на "обустройство России", позволила бы осуществить культурную кадровую политику . Элита обязано жертвенно служить народу, а не возвышаться над ним и, тем более, не унижать, не уничтожать свой собственный народ".
      
       Эти общественные организации одновременно и субъекты, и объекты - непосредственно заинтересованные в реализации национальных задач.
       Шестое. Верхние этажи общественной жизни. В виду того, что культура обладает той же иерархией, что и Божественная иерархия, верхние её проводники имеют самое решающее значение. Выдвинутые наверх просвещенные пассионарии с помощью других пассионариев многое в состоянии сделать для культурного возрождения общества и реализации национальной идеи.
       Выше уже отмечались возможные общественные советы при Президенте РФ.
       [42] Но в иерархическом контексте речь следует вести сначала с целого, а потом уже - дробление. То есть встает вопрос о гаранте культурологического национального проекта, национальной идеи. В настоящее время таким гарантом должен стать Президент, он же гарант конституции. Однако, в дальнейшем, учитывая, что традиционно такие задачи перед институтом президентства никогда не ставились по самой генетической логике президентства, вопрос о "Культурном гаранте" остается открытым.
       И последнее. Мы очень много говорим о "Гарантах государственности", "Гарантах Конституции" -  не осталось бы это в одних лишь намерениях. Тем не менее, необходимо добавить, что  России (в условиях процесса глобализации - не только России) нужен "Гарант Культуры и Духовности". Это тема отдельной статьи, отмечу лишь, что, во-первых, должен быть соответствующий Институт и Гарант должен не просто избираться, а готовиться с детского возраста в историческом,  общекультурном и общерелигиозном контекстах (здесь можно было бы провести частичную аналогию и с Монархом, и с Духовным иерархом).
        Два очень важных права должны быть положены в основу деятельности Гаранта духовности и культуры: право на общение с народом через средства массовой информации и право на референдум по любому общественно  значимому вопросу.
      
       Можно разделять или не разделять эту точку зрения но от неё, по крайней мере, можно отталкиваться. Что касается общественных советов по культуре, по новым технологиям и просто "Общественной палате при Президенте РФ", то их взаимодействующая и координируемая Президентом миссия весьма насущна для нашего общества.
       7. Взаимодействие с религиозными организациями. Хотя сами по себе религиозные организации непосредственно не входят как номинаторы национальной идеи по той причине, что они могут сами формулировать свои цели и более расширительно, чем, по их мнению, представлено в той или иной программе, однако, с одной стороны, неизбежно прямое сотрудничество с ними при осуществлении национальной программы, а, с другой, духовность (Божественная духовность) рефреном проходит через тезис о культуре и сосредотачивается в аспекте "духовной культуры".
       Вполне возможно усилить этот тезис, если формулировать национальную идею, как идею "культуры, человечности, общепланетарного общежития, уважения религиозных ценностей). Может, даже, когда-нибудь, при определенном состоянии общечеловеческой культуры - "примат религиозных ценностей".

    12. Что же делать?

      
       [43] Начинать следует с осознания каждым членом общества решающего фактора культуры в общественном бытии как первичного элемента, необходимого для формирования составляющих национальной идеи и реализации всех общественных преобразований, с последующим превращением этого осознания в основной элемент сознания общественного.
       [44] 1.      "Невозможно проводить экономические преобразования, не решая соответствующим образом политических, идеологических, нравственных, культурных, духовных проблем.
       2.      Невозможно решать проблемы общественного устройства, отстраняясь от решения экологических проблем /в самом широком понимании экологии/, не производя духовно-нравственной переоценки общественных ценностей, не производя научно-исследовательских работ в прикладной экологии/.
       3.       Необходимы гарантии и гаранты духовности, культуры и нравственности общества /Церковь, государственные институты, например, - институт верховной иерархии/.
       4.      Развитие  духовности, культуры, нравственности в самом легком варианте могло бы продвигаться сверху: президентские и церковные структуры? РАН?вузы?учительство?школы. Но, кажется, такой вариант безвозвратно упущен. Другой вариант состоит в воздействии через органы массовой  информации, через разовые выпуски книг, журналов, газет,  насколько это еще возможно в наших условиях. Необходимо инициировать создание различных общественных движений, организаций, носящих культурный, нравственно-просветительский характер, обществ экологической защиты, обществ защиты животных и т.д. Идя по направлению к экономике, следует инициировать создание органов общественного самоуправления и других общественных организаций вплоть до создания профсоюзов как таковых и, возможно, органов самозащиты от организованной преступности. В любом из вариантов необходимо добиваться, чтобы весь общественно-государственный организм /в том числе и административные органы/ взращивался на духовно-нравственной основе.
       5.       Национальное самоопределение  должно реализовываться в рамках государственной структуры через культурные автономии. Воспитание патриотизма должно быть воспитанием любви  не только к родному дому, национальному государству, но, начиная от них, необходимо воспитывать любовь ко всей Вселенной, ко всему живому, ко всему прекрасному, ко всей биосфере и ноосфере Вселенной, к Богу".
      
       [45] Что может сделать организованная молодежь?
      -- создание молодежных общественных организаций по всем направлениям общественной жизни (а, значит, и культуры).
      -- взаимодействие с патриотическом (в лучшем смысле этого слова) интеллигенцией: деятелями искусства, культуры и науки в рамках культурно-экологического проекта и работы с национальной идеей. Это взаимодействие может идти по нескольким направлениям: ознакомительное, рекламно-пропагандистское, кадровое.
      -- Реклама идей, разработок, продвижение их к признанию в высших структурах. Первым делом следует ознакомить общественность с перспективными научными и культурологическими разработками, которые имеют место в нашей стране и за рубежом.
      -- Участие в избирательной компании, с тем, чтобы во властные структуры шли люди с высокой культурой и ответственностью перед обществом.
      -- Самостоятельный профессиональный выбор вида своей деятельности в рамках задач, стоящих перед обществом, в рамках национальной идеи.
      
       [46] Ноосферная национальная программа имеет много общего с проектом "Пятой империи" Александра Проханова и Сергея Кургушева. Существенное отличие, однако, заключается в том, что проект "Пятой империи" базируется на том, чтобы воодушевить общественность грандиознейшими, захватывающими дух проектами, игнорируя при этом состояние наличного культурного слоя. Воодушевление имеет колоссальнейшее значение для принятия национальной идеи, но сама дальнейшая реализация этой идеи невозможна без соответствующего подъёма всех аспектов культурного слоя общества: вдохновение без этого слоя быстро улетучится и возникнет массовая психооппозиция любому грандиознейшему проекту.
       [47] Другое различие заключается в использовании термина "Империя". Несомненно, что на начальном этапе этому термину будет сильнейшая оппозиция со стороны либерально-настроенной общественности, но в какой-то момент психосознание общества достигнет такого уровня, что и оппозиции придется признать этот термин с определенными оговорками. Дело в другом: спустя еще некоторое время этот термин или исказится в виде великодержавного шовинизма, или перестанет нести на себе мобилизующую нагрузку, ведь в настоящий момент именно униженность нации преобразуется этим термином в её величие. Поэтому не отрицая вдохновляющей функции этого термина, опять-таки следует озаботиться общекультурным состоянием страны, тем более, что содержание имперского проекта как раз и требует весьма высокого уровня сознания, которое не перепрыгнешь с помощью одного лишь вдохновения. Напомним, что культура это не только духовность, но и приложенные к ней системные познания во всех сферах многоплановой культуры.
       [48] Несомненно, что адекватное решение культурных (духовных) проблем и преодоление этих сил поддержки должно быть по характеру тоже культурным (духовным). Но ситуация в настоящее время является настолько чрезвычайной, что ранее решения проблем указанными способами Россия вообще может перестать существовать, тем более, что серьезная культурная политика, глубинные культурные преобразования просто не могут не встретить жесточайшего сопротивления тех слоев общества, которые вписались в уничтожительный процесс Российского государства, для которых этот процесс стал формой их существования. Поэтому нужно иметь в виду, что могут потребоваться не только те чрезвычайные культурные меры, о которых здесь уже было сказано, но и чрезвычайные организационные меры.
       В основе этих чрезвычайных мер лежат: ужасающее состояние российского культурного фона, демографическая проблема и большие Российские территории - в связи с чем возникает первый вопрос: способна ли Россия в новейших исторических условиях удерживать(демографически и культурно) эти территории? Второй вопрос: не получится ли так, что, стараясь удержать Россию в ныне существующих границах (традиционными идеологическими, политическими, военными и псевдоэконоимическими мерами) мы не оставим для неё вообще никаких границ?
       Наркомания, алкоголизм, проституция, жажда легкой наживы, воровство, коррупция, бандитизм, агрессивность победно шествуют по селам и городам нашей необъятной России. Победное шествие этих общественно опасных явлений подобно распространению раковой опухоли. Ограничить от опасного контакта с ней здоровых клеток общественного организма можно, пожалуй, только оперативным путем. Видимо, необходимо отделение общественно опасных группировок нашего населения от основной части российской нации, готовой приложить творческие и трудовые усилия для возрождения России.
       Речь идет о сохранении генофонда российской нации (и, прежде всего, находящегося в особенно опасном состоянии, генофонда русской нации) в условиях возрождающейся национальной культуры (духовность, культура ценностей, литература и искусство, гражданская, правовая, экономическая культуры, экологическая культура и т.д.)
      
       На сайте Андрея Чеканова (http://www.sledsmi.boom.ru/), выдвинуты некоторые предложения, которые могут показаться, на первый взгляд, дикими, но которые следует прочитать хотя бы для того, чтобы понять: это крик мятущейся души в условиях современной российской жизни (см. "ПРИЛОЖЕНИЕ"). Сегодня мы можем счесть, что в нашем обществе еще не созрела потребность такого решения, а завтра - завтра могут появиться куда более радикальное предложение и общество его примет.
      

    13. Как соотносится духовно-экологическая (ноосферная) идея с либеральной, почвеннической, евразийской и христианско-православной?

       [48] Предлагаемая здесь интерпретация (трактовка) национальной идеи соотносится с четырьмя основными классическими её интерпретациями её следующим образом:
       Либеральная идея представлена Правами человека, свободой предпринимательства и достоинстве личности в той их сущностной части, которая не противоречит природе, природе человека и общерелигиозным принципам (гуманизация образования, культура быта, общественное самоуправление, правовая культура в рамках тезиса о культуре)
       Почвенническая (православная и державно-имперская формы идентичности), евразийская и христианско-православная (в чистом виде) идеи реализуются и в тезисе "культуры (духовная культура)" и в тезисе "общепланетарного обустройства" за той их частью, которая требует изолированности от какой-либо части мира.

    14. заключение

        -- Национальную идею невозможно организовать сверху. Она - в нашей культуре, в её дальнейшем развитии и кристаллизации до стадии самопознания нации.
        -- Нация немыслима без культуры. Культура должна не только отразить национальную самобытность, но и вписаться в общемировую культуру как неотъемлемая её часть, как часть общепланетарной идеи, неизбежность которой диктуется юифуркационным состоянием современного мирового сообщества, теми вызовами, которые брошены ему современным ходом событий.
        -- Культура - это и есть экзистенция национальной идеи. Девиз национальной идеи: "Культура - человечность - обустроенность планеты земля.
        -- Национальный проект, лежащий в основе национальной идеи: "Культурно-экологический проект"
        -- Национальные задачи, составляющие содержание национального проекта: (1) Гуманизация образования, (2) культура быта в рамках культурно-экологического проекта, (3) Новые технологии и образовательный процесс в рамках культурно-экологического проекта, (4) Здоровье тела, души и духа в рамках культурно-экологического проекта, (5) Работа, жилище, семья в рамках культурно-экологического проекта, (6) Общественное самоуправление.
        -- В качестве инициаторов и проводников национальной идеи выступают пассионарии. Национальная идея должна быть признана национальным сообществом и затем её программа реализуется через общественные организации и на государственном уровне через избранных представителей национальной общественности. Национальная идея должна быть одобрена и поддержана религиозными организациями. Большая роль в осуществлении национальной программы принадлежит молодежи и интеллигенции.

        15. Литература

        -- Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. - История России: Конец или новое начало? М., Новое из-во. 2005. Гл. 24, с. 680-701
        -- Бердяев Н. Судьба России. М., ФО, 1990. Гл. 2
        -- Бердяев Н. Русская идея// Вопросы философии, 1990, N1-2
        -- Библер В. Национальная русская идея? - Русская речь. Жур. "Октябрь", 1993, N2.
        -- Гумилев Л. От Руси к России. Очерки этнической истории. М. Прогресс-Экопроект. 1992.
        -- Гайдар Е. Гибель Империи. Уроки для современной России. М. Росспэн. 2006.
        -- Данилевский Н. Россия и Европа. М. Книга. 1991. гл. 15.
        -- Евразийская идея: вчера, сегодня, завтра. Материалы конференции// Иностранная литература, 1991, N12
        -- Ключевский В. Православие в России. М. Мысль. 2000.
        -- Ковалевский П. Русский национализм и национальное воспитание в России. М. "Книжный мир", 2006.
        -- Каграмов Ю. О почвенности и всемирности// Знамя, 1990, N5
        -- Криворотов. Русский путь//Знамя, 1990, N8-9
        -- Козачков М. Лента Мёбиуса//Дружба народов, 1991, N5.
        -- Корнющенко Д. Метафизика ленты Мёбиуса. Чапаевск, 2000. Гл. 5, 6, 7, а также: http://lit.lib.ru/editors/k/kornjushenko_d_i/
        -- Гуреев Е., Корнющенко Д. Поэзия и культура. М. Спутник+, 2004. -(Интервью, ст. Поэзия и культура, коммент. Е. Гуреева).
        -- Гуреев Е. Культура - общество - власть. Что же делать? http://lit.lib.ru/editors/g/gureew_e_m/text_0160.shtml,
        -- Панченко А. О русской истории и культуре. СПб., Азбука. 2000.
        -- Николаева Олеся. Современная культура и православие. М. 1999.
        -- Померанц Г. Разрушительные тенденции в русской культуре//Новый мир, 1995, N8.
        -- Русская идея. Сборник. М. МГУ, 1993.
        -- Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Сборник. М. Наука, 1993.
        -- Русский космизм. Сборник. М. "педагогика - пресса", 1993.
        -- Русская литературная утопия. М. МГУ, 1986.
        -- О России и русской философской культуре. Сборник. (Бердяев. Русская идея. Федотов Г.П. - Три статьи). М. Наука, 1990.
        -- Соловьев В. Русская идея/ Сочинение в 2-х томах, т.2, с. 219-246. М. Правда, 1989.
        -- Солженицын А. Как нам обустроить Россию. М. Правда, 1990.
        -- Солженицын А. Русский вопрос в конце ХХ века.// Новый мир, 1994, N7.
        -- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций, с. 579-603. М. АСТ, 2003.
        -- Тютчев Ф. Россия и Запад: книга пророчеств. М. Православ. Св. Тихвинский богосл. инст., 1999.
        -- Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 томах. Л., 1981-1984.
        -- Короленко В.Г. Война пером. М.: Сов. Россия, 1988.
        -- Фроловский Пути русского богословия. Гл. IX, с. 500-520. Вильнюс, 1991.
        -- Шубарт В. Европа и душа Востока. М. "Русская идея", 2000. (гл. "Русская национальная идея", с. 193-2004. В "приложении": ст. Ильина И. О национальном призвании России)
        -- Янов А. Русская идея и 2000 год// Нева, 1990, N9, 10, 11, 12
        -- Корнющенко Д. Интегральная диалогика, М., РАО-МПСИ, 2003, с. 424-427.
        -- Вернадский В. И. "Живое вещество" М.: Наука, 1978 г., 358 стр.
        -- Даниил Андреев. Роза Мира, гл. IX, X, Москва, изд. Прометей, 1991.
        -- Пьер Тейяр Де Шарден. Феномен человека. М. Изд. Наука, 1987.
        -- А.Л. Доброхотов. Great Encyclopedia 2003 CD-диск

       ПРИЛОЖЕНИЕ.
       "1. Должно быть создано ядро Российской, русской национальности в центральных областях Российской федерации. В этих областях нужно сосредоточить все культурные силы русских, украинцев, грузин ..., всех, независимо от национальности, кто может своим трудом, жертвенностью, творчеством способствовать возрождению русской нации и российского государства.
       Неизбежно территориальное разделение с теми, кто хочет превратить Россию в цивилизационную помойку, отстойник для хранения радиоактивных, промышленных и культурных отходов. Всем, кто организует этот процесс и всем, кто стал неизлечимой жертвой этого процесса. Или мы все вскоре окажемся в этой помойке.
       Тем, кто сознательно сеет хаос, сеет злобу и нетерпимость, традиционно не свойственные русскому народу, всем, кто по своей лени и дикости безвозвратно погрузился в этот процесс, всем агрессирующим и стремящимся к экспансии люмпен-национальным элементам, всем полуневежественным и "цивилизованным" вампирам, живущих за счет крови, высасываемой из истощенного, но истинного русского человека, россиянина, нужно предоставить возможность обеспечивать своё жизненные потребности собственным трудом, за границами тех территорий, с которых начиналась Русская земля.
       По примеру гипотетических пока еще "игорных зон" необходимы зоны для проживания тех, чье пребывание в российском обществе опасно для этого общества.
       В тех же игорных зонах можно сосредоточить всех любителей азартной жизни, всех, кто хочет махать флагом нетрадиционной сексуальной жизни и других извращенных свобод.
       В других зонах разместить законченных лентяев, пропойц, всех, кто всем своим образом жизни проповедует "работа не волк, в лес не убежит". Пусть эти люди научатся обеспечивать свою жизнь собственными средствами.
       И так далее.
       Разумеется, хирургическая операция должна проводиться со всеми по определению полагающимися предосторожностями. Это действительно хирургическая операция, а не мясорубка. Нужно однозначно сказать, что она должна стать не появлением жестокости, а проявлением твердости; не разнузданности страстей, а болезненного, но необходимого процесса. Насильственное выселение, без которого этот процесс не реализуется в полную меру, должен производиться только в судебном порядке. Существенный акцент следует сделать на добровольном выселении. Это будет возможно, если выселяющимся будут позволены некоторые послабления на новых территориях относительно их образа жизни.
       Речь не идет о том, чтобы людей, тем или иным образом размещенных в этих зонах, оставили наедине друг с другом и дикой природой. Речь идет только о том, чтобы исключить их разлагающее влияние на российскую нацию. За пределами же этого влияния должно осуществляться разумное экономической взаимодействие, медицинское, экологическое и т.п. Наверное, в этих зонах будут проживать и вполне нормальные, душевно здоровые люди, которые или добровольно останутся там, или будут временно осуществлять определенную миссию. Тем же из них, кто решит уехать в центральные районы России, должны быть созданы все необходимые для этого условия.
       Конечно, эти зоны будут не беспроблемными для России и нести определенную угрозу, но характер этих угроз будет носить внешний, а не внутренний характер, что придает этим угрозам качественно иное значение.
       2. Уже в настоящее время следует условно разделить Россию на три территориальных пояса.
       Первый пояс (внутренний) это центральные области России, в которых и должно быть сосредоточено ядро русской нации и других исконно российских наций.
       Второй пояс (внешний) - пояс, который активной миграции трудового населения из смежных стран (Китая, например). Дальняя политика в отношении этого пояса заключается, во-первых, в понимании того, что эти территории, насыщенные другой культурой, навряд ли могут идентифицировать себя полностью в российской культуре, тем более, что российская культура переживает не лучший период своего развития. Поэтому весьма вероятен выход этих территорий из Российского государства. Во-вторых, понимание того, что этот разрыв-выход не только не должен быть конфликтным, а должен обеспечить дальнейшее укрепление России, благодаря экономическому и культурному сотрудничеству с этими территориями как на этапе массированной миграции, так и на этапе возможного самоопределения этих территорий.
       Третий пояс (промежуточный) - это те территории, миграция на которые будет производиться в основном из России (в том числе, благодаря созданию тех зон, о которых говорилось выше). Эти территории, во-первых, будут буфером между внешним и центральным поясами. Во-вторых, можно попробовать постепенную экспансию на них возрождающейся во внутренней зоне российской культуры, что дает большую надежду на сохранении их в составе России, чем территорий во внешнем поясе.
      
       Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 томах. Л., 1981-1984
       Короленко В.Г. Война пером. М.: Сов. Россия, 1988.
      
       В.С. Соловьев. Сочинение в 2-х т., Правда, 1989/том I, с. 260.
       Гуреев Е. Культура - общество - власть. Что же делать? http://lit.lib.ru/editors/g/gureew_e_m/text_0160.shtml,
      
       А.Л. Доброхотов. Great Encyclopedia 2003 CD-диск.
       В.С. Соловьев. Сочинение в 2-х т., Правда, 1989/том I,
       Корнющенко Д. Метафизика ленты Мёбиуса. http://lit.lib.ru/editors/k/kornjushenko_d_i/
      
       Корнющенко Д. Метафизика ленты Мёбиуса. http://lit.lib.ru/editors/k/kornjushenko_d_i/
       Культура - общество - власть. Что же делать? http://lit.lib.ru/editors/g/gureew_e_m/text_0160.shtml,
       Культура - общество - власть. Что же делать? http://lit.lib.ru/editors/g/gureew_e_m/text_0160.shtml,
       Культура - общество - власть. Что же делать? http://lit.lib.ru/editors/g/gureew_e_m/text_0160.shtml,
       Проханов А. http://www.zavtra.ru/cgi/veil/zavtra/index.html
       Культура - общество - власть. Что же делать? http://lit.lib.ru/editors/g/gureew_e_m/text_0160.shtml,
       Культура - общество - власть. Что же делать? http://lit.lib.ru/editors/g/gureew_e_m/text_0160.shtml,
       Культура - общество - власть. Что же делать? http://lit.lib.ru/editors/g/gureew_e_m/text_0160.shtml,
      
      
      
      
       2
      
      
      
      

  • Комментарии: 5, последний от 26/11/2013.
  • © Copyright Кондратьева Татьяна (н.рук. Гуреев Е.М.) (chekanovandrey@mail.ru)
  • Обновлено: 08/08/2009. 107k. Статистика.
  • Статья: Публицистика, Философия, Обществ.науки
  • Оценка: 6.84*4  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.