Аннотация: Каков бы ни был политический пласт противоречий, необходимо осознать, что в основе этого процесса лежит, прежде всего, цивилизационный разрыв между Россией и бывшими прибалтийскими республиками.
Россия - Эстония: не обострять отношения
Различные российские молодежные организации провели митинги, которые можно было бы объединить общим названием: "Эстония - ростки фашизма" - по поводу перемещения памятника советским воинам. К сожалению, приходится констатировать, что это не просто ошибочная, но и опасная акция. Эстония - суверенное государство и проблема памятников (хорошо это или плохо) - это её проблема. Если мои соседи по лестничной площадке уберут в своей квартире мою фотографию, то это будет свидетельство неблагополучия в наших отношениях, но это не будет поводом для каких-либо требований. Можно обижаться на решение эстонского парламента о сносе памятника советским воинам, но устраивать истерические акции, выдвигать требования - это не просто близорукая позиция, а ростки фашизма именно с российской стороны.
Нужно понять, что решение эстонского парламента вызвано тремя обстоятельствами: 1) исторической оценкой насильственного присоединения Эстонии к СССР и последовавшими после этого репрессиями против мирного населения, 2) навязывание эстонскому народу чуждых ему культурных ценностей, 3) современным состоянием отношений между Россией и Эстонией, боязнью новой экспансии России в Эстонию. И если с первыми двумя обстоятельствами мы, россияне, ничего уже поделать не можем (разве, что принести извинения), то третье обстоятельство обязывает нас (если мы ответственно относимся к собственной истории и к собственному выбору российского народа) наладить взаимопонимание с эстонским народом. Взаимопонимание будет способствовать решению и других проблем, в том числе и проблемам памятников. Проблема памятников указывает на культурный разрывмежду русской и эстонской нацией, поэтому адекватное её решение также находится на культурном уровне (даже, если есть силы с обеих сторон, пытающиеся сместить его на политический уровень).
Чем лучше будет относится эстонский народ к русским, проживающим на территории России, тем лучше будет относится к тем русским, которые проживают на территории Эстонии- это же, как дважды два - четыре. Так в чем же дело? К чему такое нагнетание страстей? Это тем более удивительно, что в нашем российском городе снесен памятник легендарному генералу Доватору и не по политическим мотивам, а по желанию толстых кошельков. Вот в чем весь маразм нашей современной российской действительности. Если мы патриоты своей родины, то прежде всего должны подумать о том, что происходит в пределах наших российских границ. Пока не наладим свою внутреннюю жизнь, не имеем права учить других. Не имеем!
Необходимо понять, истоки"трений" между бывшими нашими союзниками по Варшавскому договору и бывшими республиками СССР. Каков бы ни был политический пласт противоречий, необходимо осознать, что в основе этого процесса лежит, прежде всего,цивилизационный разрывмежду Россией и, в частности, между бывшими прибалтийскими республиками. Если мы не поставим правильный диагноз, то и не примем правильных решений. Весь культурный (общекультурный) уклад жизнидвух народов оказался не соответствующим той степени взаимодействия, при котором превалирующим сталонавязываниероссийского уклада жизни. Проводившаяся в советское этих республиках кадровая политикарусификации(имеется в виду не только массированная иммиграция русских специалистов, но и соответственный отбор местных специалистов),механизм принятия решений(при котором господствовало не уважение прав народа, а идолопоклонство),механизм исполненияпринятых решений (основанный, с одной стороны, на разгильдяйстве и необязательности, а, с другой стороны, на репрессивном механизме), идеологический механизм, основанный на воинствующем атеизме (оскорблявший традиционно религиозные чувства прибалтийцев),вытеснение собственного языка русским, разгильдяйство, пьянство и воровствона бытовом уровне,механизм политических репрессий- вот что было привнесено в прибалтийскую цивилизацию. Это то, что не нужно и нам самим, россиянам на нашей исконно российской территории, с чем мы иногда слабо пытаемся бороться,но не доводим до конца. И вот все это должно было рано или поздно взорвать наши отношения. И это частично произошло.
Вопрос наших отношений это проблема ликвидации цивилизационного разрыва. Другое дело, что этотцивилизационный разрыв используется с обеих сторон как предлог для политического и военного проотивостояния. В этом плане цивилизационный разрыв грозит поставить нас в состояние изгоев во всем мире, в состояние изгоев, брызжущих слюной и размахивающих оружием. А для российских народов весь мир тогда предстанет в качестве злобного воинствующего окружения, только и мечтающего о том, чтобы нас уничтожить. Мы этого хотим?
Мудрость руководства наших стран должна заключаться в том, чтобы не только противостоять цивилизационному разрывуцивилизационными(социально-культурными) мероприятиями, но и устранитьэтот цивилизационный разрыв. Прежде всего это касается нас, россиян, ибо наше цивилизационное состояние не удовлетворяет (и не должно удовлетворять)нас самих. Русский народ - народ миссионеров. К сожалению, до сих пор мы нередко миссионировали и наши собственные недостатки. Если мы исполним нашу высокое миссионерское предназначение в плане возвышения общемировой культуры, если мы станем сильной, красиво-культурной державой, заботящейся о процветании собственного народа и всех народов мира, мировая политика примет новые, благородные очертания. Вот к этому нужно стремиться. Займемся сначала собственными, внутренними делами. Враг пока не вне, а внутри нас.