Хафизов Олег Эсгатович
Александр Свирилин. Пуппенмейстер Хафизов

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Хафизов Олег Эсгатович (ohafizov1@mail.ru)
  • Размещен: 14/01/2009, изменен: 16/03/2010. 4k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  • Критика
  •  Ваша оценка:


    Александр Свирилин

    Пуппенмейстер Хафизов

      

    Олег Хафизов: Кукла наследника Какаяна, М.: Гелеос, 2008. - 288 с.
    ISBN 978-5-8189-1313-1

      
       Хорошенькие киберорганизмы женского пола не дают покоя праправнукам Левши. Уроженец Тулы модный поэт Вадим Степанцов некоторое время назад порадовал любителей изящной словесности целым стихотворным циклом, посвященным антропоморфным механическим созданиям, в котором утверждал, что главное отличие обычной девушки от кибернетической - в ее отношении к алкоголю: "красотка хлещет водку и йогурт с бодунища ест". Родившемуся в Свердловске, но с трехлетнего возраста живущему в Туле Олегу Хафизову тоже не чужда эта тема. Его новый роман, увидевший свет в столичном издательстве "Гелеос", - своего рода римейк одной из любимых книг нашего барабанно-трубного пионерского детства, "Трех толстяков" Юрия Олеши.
       Имя вплотную подобравшегося к пятидесятилетнему рубежу тульского прозаика на слуху у читающей публики. В толстых журналах он нарасхват, а его "Полет "России"", напечатанный в 2004-м году "Новым миром", вошел в шорт-лист престижной премии имени Белкина, присуждаемой за лучшую повесть года. Творчество Хафизова разнопланово - от псевдоисторической "Бородинской мадонны" до "Поэмы о море", фривольного рассказа в довлатовском духе. Памфлет по мотивам сказки Олеши - лишнее тому доказательство.
       События "Куклы наследника Какаяна" происходят в наши дни, в наступившее вслед за "лихими девяностыми" безымянное десятилетие, которое, следуя логике, стоило бы назвать нулевым. Место действия - некий областной центр, чьи топонимы до странности напоминают тульские: Кривая Гора (вместо Косой), вонючая речка Улема (вместо не менее зловонной Упы) и т. д. Не чуждый краеведения автор упоминает о визите в январе 1977-го года генсека Брежнева, а он, как нетрудно узнать из интернета, побывал в том месяце именно в Туле, дабы вручить самоварно-прянично-оружейному городу звезду Героя.
       Современная российская действительность причудливо деформируется под хафизовским пером: президента зовут Борисом Борисовичем, проституция - свершилось! - легализована (главный герой и рассказчик Александр Перекатов директорствует в муниципальном унитарном публичном доме "Мачо"), а в секс-шопах продаются куклы, которых ну никак не отличить от настоящих девушек.
       Хафизова читать легко, автор этих строк проглотил не самую тонкую книгу (без малого триста страниц) за один день. Думается, она будет интересна и невзыскательной обывательнице, предпочитающей в основном Оксану Робски, и завзятому интеллектуалу, который, наморщив высокий лоб, улыбнется, признав в Евграфе Долотове второстепенного русского писателя XVIII-XIX веков Андрея Болотова.
       Не обошлось и без несуразностей, как же без них. Сперва автор утверждает, что героиня сама выбирала пиво ("попросила маленькую бутылочку импортного пива", "выбрала самый скромный из импортных сортов"), но в конце концов выясняется, что выбор сделал все-таки герой: "Я хотела "Хольстен", но стеснялась попросить и уже хотела вымолвить "Балтика", как ты оказался зайчиком".
       Некоторая рыхлость сюжета и неубедительность истории с подменой куклы (недаром о Хафизове говорят, что он "писатель талантливый, но кричаще небрежный") компенсируется живостью языка и характеров. Особенно удались ему второстепенные персонажи: в доску свой Бандитский Батюшка, его супружница, а в недавнем прошлом девушка нетвердого поведения Ленка Бедринец, делец фотоклубничного бизнеса Филипп Писистратов и, конечно же, нескладный и трогательный двухметровый микроцефал доктор Каспер, этакая помесь классического рассеянного профессора с героем бессмертной поэмы "Москва - Петушки". Хороша и двойница куклы Аманды юная красавица Сим-Карта, преждевременно закончившая свои дни из-за пристрастия к алкоголю (все ж не киборгесса какая, чтобы не пить). В иллюзорном мире романа герои пытаются манипулировать друг другом, но в конечном итоге оказываются "марионетками в ловких и натруженных руках" главного пуппенмейстера Олега Хафизова.
      

    "Молодой коммунар" Тула, 20 марта 2008 г.


  • Оставить комментарий
  • © Copyright Хафизов Олег Эсгатович (ohafizov1@mail.ru)
  • Обновлено: 16/03/2010. 4k. Статистика.
  • Статья: Публицистика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.