Хохлачев Юрий Сергеевич
Куматоиды. Новая идеологическая парадигма

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Хохлачев Юрий Сергеевич (jhohl@yandex.ru)
  • Обновлено: 15/09/2018. 41k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  • Скачать FB2
  • Оценка: 10.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В настоящее время не существует идеологии, которая могла бы сравниться по притягательности и исторической устойчивости с религиями. Теория куматоидов открывает реальную возможность создания идеологии на научной основе, сравнимой по этим параметрам. Идеология на основе теории куматоидов должна помочь перенаправить ресурсы, используемые человечеством в борьбе за глобальное доминирование, на борьбу с планетарным кризисом, грозящим уничтожить Цивилизацию в ближайшем (по историческим меркам) будущем.

  •    Куматоиды. Новая идеологическая парадигма.
      
       Ю.С. Хохлачев
      
      
      
       Введение
      
       Сущность всякой веры состоит в том,
       что она придает жизни такой смысл,
       который не уничтожается смертью.
       Л. Толстой
      
       В иудеохристианской религиозной традиции мы находим
       высочайшие принципы, которыми должны руководствоваться
       во всех своих устремлениях и суждениях. Наших слабых сил
       недостаточно, чтобы дотянуться до этой высшей цели, но она
       формирует надежное основание всех наших устремлений
       и ценностных суждений.
       А. Эйнштейн
      
      
       О тех смыслах, которые религия придаёт жизни, теологи и философы спорят не одно столетие. Религия безусловно оказала огромное влияние на развитие Цивилизации. Это влияние столь многогранно, что его изучением занимаются несколько дисциплин. Самое общее представление о результатах многовековых исследований связи религии с моралью, нравственностью и этикой можно получить, например, из Википедии [1], [2].
       Понятия "мораль", "нравственность" и "этика" в разных дисциплинах имеют разные оттенки смысла. Во избежание различий в понимании, приведём определения, принятые для этих понятий в данной работе.
      
      
       "МОРАЛЬ (от латинского moralis - нравственный), НРАВСТВЕННОСТЬ - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают ценностное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п.
       В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими, мораль включает и исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.
       ЭТИКА (греческое ethike, от ethos - обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т.е. совпадала с антропологией.
       "Этика" Б. Спинозы - учение о субстанции и ее модусах. Этика - наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи так называемой автономной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей.
       В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес Кантовской "формальной" этике долга разрабатывали "материальную" (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла".
       (Современный Энциклопедический словарь)
      
       В качестве одного из наиболее важных примеров гетерономного подхода к этой проблеме следует упомянуть этическую составляющую философии Гегеля:
       "Согласно философии Гегеля, дух, достигнув в теоретическом мышлении и в свободе воли настоящего самоопределения в своей внутренней сущности, возвышается над своей субъективностью; он может и должен проявить свою сущность предметно-действительным образом, стать духом объективным. Первое объективное проявление свободного духа есть право. Оно есть осуществление свободной личной воли, во-первых, по отношению к внешним вещам - право собственности, во-вторых, по отношению к другой воле - право договора, и, наконец, по отношению к своему собственному отрицательному действию через отрицание этого отрицания - в праве наказания.
       Нарушение права, лишь формально и абстрактно восстанавливаемого наказанием, вызывает в духе моральное требование реальной правды и добра, которые противополагаются неправедной и злой воле как долг, говорящий ей в её совести. Из этой раздвоенности между долгом и недолжной действительностью дух освобождается в действительной нравственности, где личность находит себя внутренне связанной или солидарной с реальными формами нравственной жизни, или, по гегелевской терминологии, субъект сознаёт себя как одно с нравственной субстанцией на трёх ступенях её проявления: в семье, гражданском обществе и государстве.
       Государство, по Гегелю, - высшее проявление объективного духа, совершенное воплощение разума в жизни человечества; Гегель называет его даже богом. Как осуществление свободы каждого в единстве всех, государство вообще есть абсолютная самоцель. Национальные же государства, как и тот народный дух, который в этих государствах воплощается, суть особые проявления всемирного духа, и в их исторических судьбах действует диалектическая мощь этого духа, который через их смену избавляется постепенно от своих ограниченностей и односторонностей и достигает своей безусловной самосознательной свободы". [2]
      
       Пример автономной этики - этика Канта:
      
       "Этику Канта следует рассматривать и как результат, и одновременно как исходный пункт его теоретической философии, т.к. для Канта именно проблема человека и его свободы явились побудительным мотивом всего философского творчества мыслителя. Замысел так называемой метафизики нравственности возник у Канта еще в 1760-е. Написав "Критику чистого разума", он вновь возвращается к этике, которой посвятил "Основы метафизики нравственности" (1785), "Критику практического разума" (1788), "Метафизику нравов" (1797). В этике, как и в гносеологии, Кант был занят поисками общезначимых, необходимых, вневременных, т.е. независимых от смены общественных состояний, прогресса и т.д., законов человеческого существования, определяющих те или иные поступки людей.
       В роли главного такого закона Кант формулирует так называемый категорический императив или правило, определяющее форму морального поступка: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может. При этом Кант стремился строго отделить сознание нравственного долга от всех чувств, эмпирических склонностей к выполнению этого закона: поступок будет нравственным, если он совершен исключительно из уважения к этому закону.
       Главным в этике для Канта было, таким образом, найти всеобщую форму нравственного поведения людей, исключающую саму возможность безнравственных поступков, зла и несправедливостей".
       (Новейший философский словарь)
      
      
       "Материальная" (содержательная) этика М. Шелера и Н. Гартмана представляет собой развитие гетерономного подхода:
      
       "ШЕЛЕР Макс - немецкий философ, представитель феноменологии, один из основоположников современной философской антропологии.
       Первый период его деятельности был посвящен созданию новой аксиологической концепции. В работе "Формализм в этике и материальная этика ценностей". Шелер критикует этику Канта, считая, что сформулированный им моральный закон закрывает философии путь к построению конкретного учения о моральных ценностях, их содержательной иерархии и покоящихся на этой иерархии нормах, а также о включении моральных ценностей в жизнь человека.
       Ценности, по Шелеру, представляют собой объективные феномены, которые предписывают человеку нормы долженствования и оценок, даны ему a priori и идеально в актах чувствования и связаны с личностью как центром всех актов. Сущность человека Шелер усматривает не в мышлении или волении, а, следуя Паскалю, в любви: человек есть существо любящее (ens amans). Всякое познание и принятие ценности основывается на способности "участия" в бытии, коренящейся в любви.
       Личность понимается Шелером в традиции философии жизни Дильтея как единство различных "актов" - чувства, воления, мышления и любви. Личность уникальна и недоступна для какого-либо опредмечивания. Она познает себя только в осуществлении своих собственных актов, а других людей - только в соосуществлении или реконструкции их актов. Шелер говорит также о "коллективных личностях" - нации и государстве, которым, по его мнению, присуща особая форма сознания".
       (Новейший философский словарь)
      
      
       "ГАРТМАН Николай - нем. философ, объективный идеалист, взгляды которого развивались под влиянием марбургской школы неокантианства, а затем Э. Гуссерля и М. Шелера; представитель современной буржуазной аксиологии и один из создателей феноменологической этики; проф. Марбургского, Берлинского и др. университетов. Основное содержание этической аксиологии Гартмана изложено в работе "Этика" (1925).
       Ценности, с точки зрения Гартмана, не зависят ни от оцениваемых предметов, ни от самого акта оценки, они объективны, хотя и не являются реальными свойствами предметов. Ценности находятся по ту сторону и субъективного сознания человека, и материальной действительности. Они принадлежат к особой сфере бытия - царству "идеальных сущностей", находящемуся вне пространства и времени, а потому абсолютны, извечны и неизменны. Гартман следует здесь традиции платоновского идеализма. Ценности характеризуются им как "творящие принципы реального".
       Моральные ценности, например, имеют, с его точки зрения, тот смысл, что требуют согласования действительного с должным и утверждения и сохранения того, что является ценным. Но сами по себе ценности не обладают способностью осуществляться в действительности и изменять мир сущего, т. к. в нем все происходит по законам причин и следствий, а не по логике долженствования.
       Осуществить требование ценности может только человек, который живет в мире сущего и поэтому обладает реальной деятельной силой. Одновременно он причастен к миру ценности и долженствования, поэтому обладает свободой воли. В отличие от всех других природных существ, человек имеет "судьбу", "предназначение" исполнять ценное и должное, преодолевая сопротивление внешней необходимости. Познает же человек ценности посредством интеллектуального, но имеющего эмоциональную окраску созерцания, интуиции, т. к. природа ценностей "отмечена печатью иррациональности".
       (Эстетика: Словарь)
      
       Марксистское учение о нравственности также развивалось в русле гетерономного подхода:
       "Цитатой из работы "Карл Маркс о французском материализме XVIII века" в собственном переводе Плеханов показывал научную основу марксистского учения о нравственности:
       "Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком.
       Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества. Если человек не свободен в материалистическом смысле этого слова, то есть если его свобода заключается не в отрицательной способности избегать тех или иных поступков, а в положительной возможности проявления своих личных свойств, то надо, стало быть, не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место для деятельности каждого отдельного человека.
       Если человеческий характер создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства достойными человека" [2].
      
      
       Вопрос о соотношении религии и морали подробно рассмотрен в философии Канта. Кант, будучи глубоко религиозным человеком, тем не менее категорически отверг широко распространённое мнение о первичности веры по отношению к моральному решению:
       "Нам все-таки кажется, - писал он еще в "докритический" период, - что... более соответствует человеческой природе и чистоте нравов основывать ожидание будущего мира на ощущениях добродетельной души, чем наоборот, доброе поведение на надеждах о другом мире". В "Критике практического разума" эта мысль отольется в лаконичную формулу: "Религия основывается на морали, а не мораль на религии" [3].
       Однако историческая роль мировых религий в трансляции и репликации морали столь очевидна, что не нуждается в каких-либо доказательствах. При этом основным фактором, определяющим историческую устойчивость самых разных религий, несомненно, является постулат о бессмертии души, который и придаёт жизни людей смысл, не уничтожаемый смертью.
      
      
      
      
       Идеология
      
       Определение:
       "ИДЕОЛОГИЯ - система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Выражает интересы и формулирует цели определенных социальных групп.
       Термин "идеология" нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания".
       (Энциклопедический словарь)
      
       Масштабные исторические события ХХ века показали, что влияние идеологий на развитие сообществ на какое-то время может существенно превышать влияние религии. Наиболее показательны в этом отношении влияние коммунистической идеологии в России и нацистской идеологии в Германии.
       Однако в части исторической устойчивости сравниться с мировыми религиями идеологии явно не могут.
       Показательна в этом отношении реакция миллионов членов коммунистической партии СССР на отстранение этой партии от власти: подавляющее большинство из них восприняло этот процесс равнодушно, а значительная часть членов КПСС, обладавших административным ресурсом, продемонстрировала свои истинные идеологические пристрастия, с энтузиазмом приняв участие в приватизации государственной собственности.
       Совсем иначе реагируют верующие (особенно мусульмане) на действия, затрагивающие их религиозные чувства.
      
       Попытка реализации коммунистической идеологии - это "попытка проведения величайшего эксперимента в истории человечества, проекта по построению земного Эдема без Бога на основе могущества человеческого разума" [4].
       Однако для придания этой идеологии исторической устойчивости, сравнимой с устойчивостью религии, указанного смысла оказалось недостаточно (во всяком случае - в России), хотя, понятно, речь пока идёт только об уменьшении масштаба влияния данной идеологии.
       В настоящее время в России предпринимаются попытки создать новую идеологию на основе патриотизма. Патриотизм, как основа идеологии, идея безусловно позитивная, но для придания исторической устойчивости новой идеологии этого явно недостаточно.
      
       Возникает естественный вопрос: можно ли вообще создать идеологию, сравнимую по исторической устойчивости с религией?
       Для решения такой задачи необходимо сначала ответить на вопрос о возможности введения в идеологию такого смысла жизни, который был бы сравним с религиозным, причём смысла жизни не только отдельных индивидов, но и смысла бытия всего человечества.
       Однако философы категорически не согласны признать такую задачу корректной: "Философия еще способна обсуждать (но не решать!) вопрос о смысле жизни отдельных индивидов, но вопрос о смысле существования человеческого рода поставит в тупик любого мыслителя (за исключением верующих людей, считающих, что смыслом бытия человечества является его приближение к богу, высшей трансцендентальной реальности, которая создает людей в интересах мировой гармонии, или по каким-то иным соображениям) [5]".
      
       Выход из этой тупиковой ситуации предложил известный физик Д. Дойч в своей книге "Структура реальности":
       "Кажется, что научный прогресс со времен Галилео отвергал древнюю идею о том, что жизнь - это фундаментальное явление природы. Наука открыла, что масштаб вселенной, по сравнению с биосферой Земли, огромен. Кажется, что современная биология подтвердила это отвержение, объяснив жизненные процессы на основе молекулярных репликаторов, генов, поведением которых управляют те же законы физики, которые применимы и к неживой материи.
       Тем не менее, жизнь связана с фундаментальным принципом физики - принципом Тьюринга - поскольку она является средством, с помощью которого виртуальная реальность была впервые реализована в природе. Также, несмотря на видимость, жизнь - это важный процесс на гигантских весах времени и пространства.
       Будущее поведение жизни определит будущее поведение звезд и галактик [6]".
      
       Однако, в отличие от других естественных процессов, фундаментальные свойства жизни не могут воплотиться в реальности сами по себе. Для этого необходимы целенаправленные усилия всего человечества, усилия, обеспечивающие постоянное развитие Цивилизации.
       При отказе от данного принципа гибель Цивилизации от угроз планетарного (экологический кризис, глобальное изменение климата, смена магнитных полюсов и т.п.) или космического масштаба (астероиды, изменение солнечной активности, близкие взрывы сверхновых и т.п.) - исключительно вопрос времени.
       И только развитие, обеспечивающее управление планетарными процессами, колонизацию других планет, и, в конечном счёте, астроинженерную деятельность, позволит реализовать фундаментальные свойства жизни.
      
       Определение:
       "РАЗВИТИЕ - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания".
       (Энциклопедический словарь)
      
       По отношению к развитию Цивилизации, обеспечивающему повышение уровня организации Цивилизации как системы, используется понятие "прогрессивная эволюция".
      
       Определение:
       "ЭВОЛЮЦИЯ - в широком смысле: то же, что развитие; процессы изменения (преимущественно необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также в социальных системах. Современное звучание термин приобрел только в конце XVII в., когда понятие эволюция стало употребляться для описания процессов систематических, регулярных и поэтапных изменений. Эволюция может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня организации системы (прогрессивная эволюция) или же, наоборот, к понижению этого уровня (регрессивная эволюция)".
       (История и философия науки. Энциклопедический словарь.)
      
       Только прогрессивная эволюция может обеспечить неограниченное существование жизни как фундаментального явления природы.
       Согласно К. Лоренцу, - сама жизнь есть познавательный процесс, когногенез в самом широком смысле этого слова, а рост знания представляет собой непосредственное продолжение эволюции объектов живого мира, причём динамики этих двух процессов идентичны [7].
      
       Известный философ М.А. Розов в своих работах убедительно показал, что когногенез имеет деятельностный характер:
       "Вероятно, все согласятся, что познание имеет деятельностный характер, что мы познаем Мир через деятельность, но речь будет идти все же о Мире, а не о самой деятельности.
       Я, однако, буду настаивать на крайней и категоричной формулировке: человеческая деятельность есть единственный объект нашего познания. Мы познаем не Мир в деятельности или через деятельность, а именно саму деятельность с Миром. Различие приведенных формулировок очень существенно, и я постараюсь это обосновать [8]".
      
       Способностью к целенаправленной деятельности обладают специфические объекты, которые Розов назвал куматоидами.
       Альтернативная теория куматоидов, разработанная на основе теории куматоидов Розова, уточняет и развивает понятие куматоида:
      
       "Куматоиды - это топоцентрические системы, состоящие из вещественного (соматического) и информационного (семантического) гиперциклов, сохраняющие в качестве инварианта свою функцию (совокупность функций) в процессе замены тех его соматических составляющих, которые обеспечивают реализацию данной функции (совокупности функций).
       Такими же топоцентрически неотъемлемыми составляющими куматоидов являются механизмы восстановления (репарации) соматического и семантического гиперциклов в случае нарушения их функционирования. [9]".
      
       "Прогрессивная эволюция - это, в первую очередь, результат противодействия куматоидов влиянию термодинамической и информационной энтропии.
       Результатом такого противодействия стал процесс расширения сферы деятельностного когногенеза куматоидов с соблюдением критерия деятельностной адекватности, т.е. расширение сферы, в которой деятельность имеет смысл.
       Расширение сферы деятельностного когногенеза происходило в процессе развития способов передачи информации о деятельности: от условных сигналов - до возможности передачи информации о любой деятельности. [9]".
      
       "<...> Прогрессивная биологическая и социальная эволюция - это коэволюция неразрывной совокупности вещества, энергии и семантической информации в форме куматоидов.
       Прогрессивная эволюция - это процесс расширения сферы деятельностного когногенеза куматоидов при условии соблюдения критерия деятельностной адекватности, т.е. расширение сферы, в которой деятельность имеет смысл.
       Такое расширение сферы деятельностного когногенеза явилось следствием развития способов передачи информации о деятельности: от условных сигналов - до возможности передачи информации о любой деятельности [9]".
      
       Проблема смысла в альтернативной теории куматоидов разрешается также на основе представлений о деятельностном когногенезе:
       "Вряд ли у кого-то вызовет возражение утверждение, что конкретная деятельность имеет смысл только в том случае, если ведёт к достижению заданной цели, т.е. смысл имеет эффективная деятельность.
       Из этого следует, что смысл любой деятельности в константной реальности определяется критерием, который можно назвать целевой адекватностью.
       Под целевой адекватностью понимается необходимость и достаточность осуществляемой деятельности для достижения заданной цели.
       Кроме того, деятельностный подход позволяет дать определение смысла семантической информации.
       Любой генератор виртуальной реальности (живой организм - в частности) содержит семантическую информацию, на основе которой данный генератор имеет возможность осуществлять целенаправленную деятельность. Однако смысл имеет только та информация, которая позволяет осуществлять эффективную целенаправленную деятельность.
       Смысл семантической информации определяется её информационной адекватностью. Под информационной адекватностью понимается необходимость и достаточность данной информации для осуществления конкретной целенаправленной деятельности.
       Любая эффективная целенаправленная деятельность возможна исключительно на основе адекватной семантической информации. Это позволяет ввести для оценки любой эффективной целенаправленной деятельности интегральный смысловой критерий - "деятельностная адекватность", представляющий собой совокупность критериев целевой и информационной адекватности [9]".
      
       Однако далеко не все виды целенаправленной деятельности способствуют прогрессивной эволюции. Во многих случаях процесс развития приводит к таким изменениям (окружающей среды - в частности), которые угрожают самой возможности дальнейшего развития.
       Именно на такую системную ошибку в развитии Цивилизации указал академик Н.Н. Моисеев:
       "...человечество находится на пороге такого кризиса, который качественно изменит сам характер развития человечества как биологического вида, а не только его историю. Мне представляется, что этот кризис может иметь лишь два исхода: либо нас ожидает судьба динозавров, когда-то бывших властителями Земли, либо энергия, талант, ВОЛЯ человечества как единого целого найдут и утвердят качественно новые формы своей жизни в составе нашей биосферы. Но при любом исходе это будет уже действительно другая и нам пока еще незнакомая планета, хотя она, может быть, и сохранит свое старое название, если будет кому произносить подобные слова! [10]"
      
       Моисееву вторят другие исследователи:
       "Острота ситуации состоит в том, что коллапс должен наступить очень скоро, в первых десятилетиях XXI века. Поэтому, если бы даже человечество знало, как "повернуть" (или хотя бы приостановить) этот процесс, обладало бы средствами и волей для того, чтобы осуществить поворот уже сегодня, - у него просто не хватило бы времени, так как все негативные процессы обладают определенной инерцией, в силу которой их невозможно немедленно остановить...
       Экономика Земли похожа на тяжело груженый транспорт, который на большой скорости мчится по бездорожью прямо к бездне. Видно, мы уже проскочили точку, где надо было свернуть, чтобы вписаться в "траекторию поворота". И затормозить тоже не успеваем. Положение усугубляется тем, что никто не знает, где находятся руль и тормоз. Тем не менее и экипаж, и пассажиры настроены весьма благодушно, наивно полагая, что, "когда понадобится", они разберутся в устройстве транспорта и смогут совершить необходимый маневр. Не думаю, что нарисованная картина означает непременную гибель человечества, хотя тяжкие испытания для нас, видимо, неизбежны. Если человечество сможет пройти через эти испытания, то характер развития должен коренным образом измениться [11]".
      
       В настоящее время всё больше ученых предупреждают о грозящей экологической катастрофе [12].
      
       Теория куматоидов объясняет причины надвигающейся катастрофы противоречиями в развитии куматоидов "Цивилизация" и "биосфера".
       Таким образом, теория куматоидов, предлагая научное решение проблемы смысла бытия человечества (при этом по идеологической значимости не уступающее религиозным представлениям в этой области), показала ошибочность представлений коммунистической идеологии об актуальном в преобразовании общества.
       Первоочередным и наиболее важным становится предотвращение гибели Цивилизации в ближайшем (по историческим меркам) будущем и последующее противодействие подобным угрозам.
      
       Более того, решение проблемы смысла бытия человечества позволяет сформулировать критерии, позволяющие оценивать различные области человеческой деятельности, идеологические ценности, государственное устройство и т.п., для чего в настоящее время используются произвольные идеологические или религиозные критерии.
       Другими словами, теория куматоидов впервые в истории человечества даёт основания для разработки гетерономной этики полностью на научной основе.
      
       Гораздо сложнее дело обстоит с научно обоснованным смыслом индивидуального бытия.
      
      
      
      
       О смысле жизни, который не уничтожается смертью
      
       Человечество, сколько себя помнит, никогда не сомневалось в бессмертии души. Различие этих представлений в разных религиях касалось свойств самой души и свойств "хранилищ" душ.
       В древнейшей из действующих религий - индуизме - процесс представлен как периодический: существование души в смертном теле, в тонком мире (после смерти тела) - с последующей реинкарнацией в новое тело.
       В иудеохристианской религии и исламе - это существование (после смерти тела) праведных и неправедных душ в раздельных "хранилищах".
      
       В ХХ в. и начале ХХI в. достигнут существенный прогресс в увеличении продолжительности жизни. В некоторых странах средняя продолжительность жизни уже превышает 80 лет. Ещё большие достижения в этой области обещает развитие регенеративной медицины и технологии редактирования генома.
       Однако, несмотря на давнее развитие темы в футурологии, никаких реальных способов сохранения личности после смерти тела учёными пока не предложено.
       Фантасты, со своей стороны, уже давно исчерпали все возможные варианты нерелигиозного бессмертия личности. Наиболее концентрировано эти варианты представлены в блокбастере "Аватар": связь аватара с оригиналом (телетаксия) завершается переносом личности оригинала в аватар. Также показано общее "хранилище" личностей аборигенов.
      
       Теория куматоидов также не предлагает никаких конкретных способов решения данной проблемы.
       Тем не менее, с помощью теории куматоидов удалось сформулировать необходимое условие целостности личности (как куматоида) при переносе её на другие носители, если, разумеется, такая технология будет когда-либо создана.
       Таким условием является сохранение в процессе переноса семантической составляющей на другой носитель основного свойства бинарного куматоида: такой связи семантической и соматической составляющих куматоида, которая обеспечивает взаимное восстановление этих составляющих при деструктивных воздействиях [9].
      
       Тем временем появляются научно-фантастические предложения о технологии переноса личности на иной носитель, соответствующие указанному условию: "Есть альтернативный вариант: с помощью нанороботов постепенно и безболезненно для человека заменить в его голове биологические элементы мыслительной машинерии на почти вечные наночипы, которые точно смоделируют работу своих недолговечных аналогов [13]".
       Главное в этой идее (если, разумеется, она может быть вообще реализована) - именно постепенность процесса. Если каждый из этих "наночипов" действительно сможет полностью выполнять функции соответствующего нейрона, то в результате будет получен действующий дубликат мозга и при этом выполнено условие сохранения свойств куматоида.
       Реализация данной идеи позволит надеяться на реализацию других научно-фантастических идей: неограниченного увеличения мозга за счет подключения дополнительных нейронов-наночипов и переноса личности на полностью небиологическую основу (компьютер, компьютерные сети и т.п.).
      
       При обсуждении такого рода идей обычно высказывается мысль, о том, что такой процесс ведёт к гибели вида Homo sapiens и появлению нового вида разумных существ.
       Представляется, что такие опасения напрасны. Вид Homo sapiens останется биологическим. Изменяться свойства индивидов должны будут только по мере старения и замены в этом процессе изношенной биологической составляющей: киборг, дубликант (дублирование нейронов мозга наночипами), индивид с расширенными возможностями мозга за счёт количественного увеличения нейронов-наночипов, информационная личность.
       В научно-фантастическом рассказе А. Азимова "Двухсотлетний человек" робот с помощью множества последовательных преобразований (эволюции) приобретает человеческие свойства. Преобразование каждого человека в информационную личность должно быть таким же постепенным. Только в таком непрерывном динамическом процессе человеческая личность, согласно теории куматоидов, может быть сохранена.
      
       Человек в его биологической ипостаси максимально приспособлен к земным условиям. Это свойство человеческого организма существенно ограничивает возможности освоения космоса и далёких планет.
       Перенос личности в тело, устойчивое к самым разным неблагоприятным и даже экстремальным условиям, - давняя мечта фантастов. Возможность преобразования личности из биологической в информационную позволит не только решить эту проблему, но и полностью изменить представления о развитии Цивилизации.
       Земля в таком случае станет неким инкубатором, в котором люди определённое время будут жить естественной биологической жизнью, после чего преобразуются в информационные личности и отправятся на покорение очередной галактики.
      
       Примечательно, что исследования цифровых версий нейронных структур уже начались:
      
       "Ученые очень хорошо изучили крошечную нематоду Caenorhabditis elegans. Нам известны все ее гены, а также особенность ее нервной системы. Поэтому в 2014 году исследователи в рамках проекта OpenWorm смогли составить карту соединений между всеми 302 нейронами червя и на основе полученных данных создать цифровую версию системы его нейронов. Основная задача проекта заключалась в полной репликации Caenorhabditis elegans в виде цифрового организма, однако исследователи решили пойти дальше и не только создали цифровую версию мозга нематоды, но еще и загрузили ее в простого робота...[14]".
       И этот робот вполне работоспособен.
      
       "В научном журнале Cell 8 октября 2015г. была опубликована статья, рассказывающая о том, как команда исследователей из швейцарской Федеральной политехнической школы Лозанны работает над проектом Blue Brain, ключевой задачей которого является создание виртуальной копии части мозга крысы. Цифровая версия мозга грызуна еще далека от завершения, однако после 10 лет работы над этим проектом ученые с уверенностью говорят, что готовы предоставить первые результаты.
       В качестве части, которую ученые воссоздали в виртуальной реальности, был выбран целый отдел неокортекса. Виртуальная копия содержит 31 000 нейронов 207 различных типов, расположенных на 55 слоях отдела виртуальной части мозга грызуна. Кроме того, он содержит около 40 миллионов синапсов и 2000 связей между клетками [15]".
      
       Значительным продвижением в области исследований структуры мозга является работа группы ученых из Эдинбургского университета в Великобритании, которая построила первую подробную карту синапсов в мозге мыши [16].
      
       Понятно, что до оцифровки человеческого мозга с его миллиардами нейронов, которые образуют между собой триллионы связей, ещё очень далеко, но, тем не менее, начало положено...
      
      
       Остаётся надеяться, что человечество сумеет пережить нынешний крайне опасный период и приступить к решению тех грандиозных задач, которые соответствуют его фундаментальному предназначению.
       Однако всё, что касается способов преобразования личностей в информационные, пока следует отнести к научной фантастике.
       Но всё-таки научной, а не fantasy...
      
      
      
       Заключение
      
       Теория куматоидов открывает реальную возможность создания идеологии полностью на научной основе.
       Такая идеология по влиянию и исторической устойчивости вполне может приблизиться к религиям в части придания жизни такого смысла, который не уничтожается смертью.
       Поскольку имеющееся идеологическое разнообразие возможно только при условии существования человечества, идеология, в основе которой - борьба за само существование человечества, может стать объединяющим началом как действующих, так и любых новых идеологий - метаидеологией.
      
       Цивилизация давно и остро нуждается в подобной метаидеологии.
      
      
      
      
       Литература:
      
       1. Википедия. Мораль.
       https://ru.wikipedia.org/wiki/Мораль
       2. Википедия. Нравственность.
       https://ru.wikipedia.org/wiki/Нравственность
       3. Соловьёв Э.Ю. Знание, вера и нравственность. // Сб. Наука и нравственность. М., Политиздат, 1971,
       http://docme.ru/P9b.
       4. Биров Э.И. Семь уроков Великой русской революции
       https://vz.ru/opinions/2017/11/7/894201.html
       5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. М., 2004.
       6. Дойч Д. Структура реальности. М., 2001.
       7. Lorenz K. Kants Lehre vom apriorischen im Lichte gegenwuertiger Biologie // Blaetter fuer Deutsche Philosophie, Bd. 15, 1941, pp. 94-125.
       8. Розов М.А. Проблема истины в свете теории социальных эстафет.
       http://rozova.org/images/documents/Problema_istini_v_svete_TSE_RozovMA.pdf
       9. Хохлачев Ю.С. Куматоиды. Новая эволюционная парадигма.
       http://lit.lib.ru/h/hohlachew_j_s/text_0080.shtml
       10. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.
       11. Гиндилис Л.М. Модели цивилизаций в проблеме SETI. // Общественные науки и современность. N1. 2000.
       12. Хижняк Н. Более 15 тысяч ученых предупредили о грозящей всем экологической катастрофе.
       https://hi-news.ru/research-development/bolee-15-tysyach-uchenyx-predupredili-o-grozyashhej-vsem-ekologicheskoj-katastrofe.html
       13. Макаров О. Цифровое бессмертие: можно ли записать мозг на носитель?
       https://www.popmech.ru/technologies/12448-kremnievoe-bessmertie-soznanie
       14. Хижняк Н. Ученые оцифровали мозг червя и загрузили его в робота.
       https://hi-news.ru/technology/uchenye-ocifrovali-mozg-chervya-i-zagruzili-ego-v-robota.html
       15. Хижняк Н. Ученые создали очень сложную виртуальную модель части мозга крысы.
       https://hi-news.ru/technology/uchenye-sozdali-ochen-slozhnuyu-virtualnuyu-model-chasti-mozga-krysy.html
       16. Хель И. Подробная карта синапсов мозга приоткрыла завесу над загадкой мышления.,
       https://hi-news.ru/medicina/podrobnaya-karta-sinapsov-mozga-priotkryla-zavesu-nad-zagadkoj-myshleniya.html
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Хохлачев Юрий Сергеевич (jhohl@yandex.ru)
  • Обновлено: 15/09/2018. 41k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  • Оценка: 10.00*3  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.