Хохлачев Юрий Сергеевич
Куматоиды. Новая идеологическая парадигма

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Хохлачев Юрий Сергеевич (jhohl@yandex.ru)
  • Размещен: 18/11/2017, изменен: 24/10/2024. 58k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В настоящее время не существует идеологии, которая могла бы сравниться по притягательности и исторической устойчивости с религиями. Теория куматоидов открывает реальную возможность создания идеологии на научной основе, сравнимой по этим параметрам. Идеология на основе теории куматоидов должна помочь перенаправить ресурсы, используемые человечеством в борьбе за глобальное доминирование, на борьбу с планетарным кризисом, грозящим уничтожить Цивилизацию в ближайшем (по историческим меркам) будущем.

  •    Куматоиды. Новая идеологическая парадигма.
      
       Ю.С. Хохлачев
      
      
      
       Введение
      
       Сущность всякой веры состоит в том,
       что она придает жизни такой смысл,
       который не уничтожается смертью.
       Л. Толстой
      
       В иудеохристианской религиозной традиции мы находим
       высочайшие принципы, которыми должны руководствоваться
       во всех своих устремлениях и суждениях. Наших слабых сил
       недостаточно, чтобы дотянуться до этой высшей цели, но она
       формирует надежное основание всех наших устремлений
       и ценностных суждений.
       А. Эйнштейн
      
      
       О тех смыслах, которые религия придаёт жизни, теологи и философы спорят не одно столетие. Религия безусловно оказала огромное влияние на развитие Цивилизации. Это влияние столь многогранно, что его изучением занимаются несколько дисциплин. Самое общее представление о результатах многовековых исследований связи религии с моралью, нравственностью и этикой можно получить, например, из Википедии [1], [2].
       Понятия "мораль", "нравственность" и "этика" в разных дисциплинах имеют разные оттенки смысла. Во избежание различий в понимании, приведём определения, принятые для этих понятий в данной работе.
      
      
       "МОРАЛЬ (от латинского moralis - нравственный), НРАВСТВЕННОСТЬ - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают ценностное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п.
       В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими, мораль включает и исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой.
       ЭТИКА (греческое ethike, от ethos - обычай, нрав, характер), философская наука, изучающая мораль, нравственность. Термин введен Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т.е. совпадала с антропологией.
       "Этика" Б. Спинозы - учение о субстанции и ее модусах. Этика - наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи так называемой автономной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей.
       В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес Кантовской "формальной" этике долга разрабатывали "материальную" (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла".
       (Современный Энциклопедический словарь)
      
       В качестве одного из наиболее важных примеров гетерономного подхода к этой проблеме следует упомянуть этическую составляющую философии Гегеля:
       "Согласно философии Гегеля, дух, достигнув в теоретическом мышлении и в свободе воли настоящего самоопределения в своей внутренней сущности, возвышается над своей субъективностью; он может и должен проявить свою сущность предметно-действительным образом, стать духом объективным. Первое объективное проявление свободного духа есть право. Оно есть осуществление свободной личной воли, во-первых, по отношению к внешним вещам - право собственности, во-вторых, по отношению к другой воле - право договора, и, наконец, по отношению к своему собственному отрицательному действию через отрицание этого отрицания - в праве наказания.
       Нарушение права, лишь формально и абстрактно восстанавливаемого наказанием, вызывает в духе моральное требование реальной правды и добра, которые противополагаются неправедной и злой воле как долг, говорящий ей в её совести. Из этой раздвоенности между долгом и недолжной действительностью дух освобождается в действительной нравственности, где личность находит себя внутренне связанной или солидарной с реальными формами нравственной жизни, или, по гегелевской терминологии, субъект сознаёт себя как одно с нравственной субстанцией на трёх ступенях её проявления: в семье, гражданском обществе и государстве.
       Государство, по Гегелю, - высшее проявление объективного духа, совершенное воплощение разума в жизни человечества; Гегель называет его даже богом. Как осуществление свободы каждого в единстве всех, государство вообще есть абсолютная самоцель. Национальные же государства, как и тот народный дух, который в этих государствах воплощается, суть особые проявления всемирного духа, и в их исторических судьбах действует диалектическая мощь этого духа, который через их смену избавляется постепенно от своих ограниченностей и односторонностей и достигает своей безусловной самосознательной свободы". [2]
      
       Пример автономной этики - этика Канта:
      
       "Этику Канта следует рассматривать и как результат, и одновременно как исходный пункт его теоретической философии, т.к. для Канта именно проблема человека и его свободы явились побудительным мотивом всего философского творчества мыслителя. Замысел так называемой метафизики нравственности возник у Канта еще в 1760-е. Написав "Критику чистого разума", он вновь возвращается к этике, которой посвятил "Основы метафизики нравственности" (1785), "Критику практического разума" (1788), "Метафизику нравов" (1797). В этике, как и в гносеологии, Кант был занят поисками общезначимых, необходимых, вневременных, т.е. независимых от смены общественных состояний, прогресса и т.д., законов человеческого существования, определяющих те или иные поступки людей.
       В роли главного такого закона Кант формулирует так называемый категорический императив или правило, определяющее форму морального поступка: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. Нравственно человек поступает лишь тогда, когда возводит в закон своих поступков долг перед человеком и человечеством, и в этом смысле ничто другое, по Канту, быть нравственным просто не может. При этом Кант стремился строго отделить сознание нравственного долга от всех чувств, эмпирических склонностей к выполнению этого закона: поступок будет нравственным, если он совершен исключительно из уважения к этому закону.
       Главным в этике для Канта было, таким образом, найти всеобщую форму нравственного поведения людей, исключающую саму возможность безнравственных поступков, зла и несправедливостей".
       (Новейший философский словарь)
      
      
       "Материальная" (содержательная) этика М. Шелера и Н. Гартмана представляет собой развитие гетерономного подхода:
      
       "ШЕЛЕР Макс - немецкий философ, представитель феноменологии, один из основоположников современной философской антропологии.
       Первый период его деятельности был посвящен созданию новой аксиологической концепции. В работе "Формализм в этике и материальная этика ценностей" Шелер критикует этику Канта, считая, что сформулированный им моральный закон закрывает философии путь к построению конкретного учения о моральных ценностях, их содержательной иерархии и покоящихся на этой иерархии нормах, а также о включении моральных ценностей в жизнь человека.
       Ценности, по Шелеру, представляют собой объективные феномены, которые предписывают человеку нормы долженствования и оценок, даны ему a priori и идеально в актах чувствования и связаны с личностью как центром всех актов. Сущность человека Шелер усматривает не в мышлении или волении, а, следуя Паскалю, в любви: человек есть существо любящее (ens amans). Всякое познание и принятие ценности основывается на способности "участия" в бытии, коренящейся в любви.
       Личность понимается Шелером в традиции философии жизни Дильтея как единство различных "актов" - чувства, воления, мышления и любви. Личность уникальна и недоступна для какого-либо опредмечивания. Она познает себя только в осуществлении своих собственных актов, а других людей - только в соосуществлении или реконструкции их актов. Шелер говорит также о "коллективных личностях" - нации и государстве, которым, по его мнению, присуща особая форма сознания".
       (Новейший философский словарь)
      
      
       "ГАРТМАН Николай - нем. философ, объективный идеалист, взгляды которого развивались под влиянием марбургской школы неокантианства, а затем Э. Гуссерля и М. Шелера; представитель современной буржуазной аксиологии и один из создателей феноменологической этики; проф. Марбургского, Берлинского и др. университетов. Основное содержание этической аксиологии Гартмана изложено в работе "Этика" (1925).
       Ценности, с точки зрения Гартмана, не зависят ни от оцениваемых предметов, ни от самого акта оценки, они объективны, хотя и не являются реальными свойствами предметов. Ценности находятся по ту сторону и субъективного сознания человека, и материальной действительности. Они принадлежат к особой сфере бытия - царству "идеальных сущностей", находящемуся вне пространства и времени, а потому абсолютны, извечны и неизменны. Гартман следует здесь традиции платоновского идеализма. Ценности характеризуются им как "творящие принципы реального".
       Моральные ценности, например, имеют, с его точки зрения, тот смысл, что требуют согласования действительного с должным и утверждения и сохранения того, что является ценным. Но сами по себе ценности не обладают способностью осуществляться в действительности и изменять мир сущего, т. к. в нем все происходит по законам причин и следствий, а не по логике долженствования.
       Осуществить требование ценности может только человек, который живет в мире сущего и поэтому обладает реальной деятельной силой. Одновременно он причастен к миру ценности и долженствования, поэтому обладает свободой воли. В отличие от всех других природных существ, человек имеет "судьбу", "предназначение" исполнять ценное и должное, преодолевая сопротивление внешней необходимости. Познает же человек ценности посредством интеллектуального, но имеющего эмоциональную окраску созерцания, интуиции, т. к. природа ценностей "отмечена печатью иррациональности".
       (Эстетика: Словарь)
      
       Марксистское учение о нравственности также развивалось в русле гетерономного подхода:
       "Цитатой из работы "Карл Маркс о французском материализме XVIII века" в собственном переводе Плеханов показывал научную основу марксистского учения о нравственности:
       "Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком.
       Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества. Если человек не свободен в материалистическом смысле этого слова, то есть если его свобода заключается не в отрицательной способности избегать тех или иных поступков, а в положительной возможности проявления своих личных свойств, то надо, стало быть, не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место для деятельности каждого отдельного человека.
       Если человеческий характер создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства достойными человека" [2].
      
      
       Вопрос о соотношении религии и морали подробно рассмотрен в философии Канта. Кант, будучи глубоко религиозным человеком, тем не менее категорически отверг широко распространённое мнение о первичности веры по отношению к моральному решению:
       "Нам все-таки кажется, - писал он еще в "докритический" период, - что... более соответствует человеческой природе и чистоте нравов основывать ожидание будущего мира на ощущениях добродетельной души, чем наоборот, доброе поведение на надеждах о другом мире". В "Критике практического разума" эта мысль отольется в лаконичную формулу: "Религия основывается на морали, а не мораль на религии" [3].
       Однако историческая роль мировых религий в трансляции и репликации морали столь очевидна, что не нуждается в каких-либо доказательствах. При этом основным фактором, определяющим историческую устойчивость самых разных религий, несомненно, является постулат о бессмертии души, который и придаёт жизни людей смысл, не уничтожаемый смертью.
      
      
      
      
       Идеология
      
       Определение:
       "ИДЕОЛОГИЯ - система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Выражает интересы и формулирует цели определенных социальных групп.
       (Энциклопедический словарь)
      
       В массовых идеологиях одной из основных целей существования сообщества является материальное благосостояние членов этого сообщества. Так, к примеру, в коммунистической идеологии воспитание человека-творца должно было, в конечном счёте, привести к удовлетворению всех его потребностей: "От каждого - по способностям, каждому - по потребностям".
       Представляется, что в нынешних условиях идеологию следует строить на совершенно иных посылках.
       В настоящее время в России предпринимаются попытки создать новую идеологию на основе патриотизма. Патриотизм, как основа идеологии, идея безусловно позитивная, но для придания исторической устойчивости новой идеологии этого явно недостаточно.
      
       Возникает естественный вопрос: можно ли вообще создать идеологию, сравнимую по исторической устойчивости с религиями?
       Для решения такой задачи необходимо сначала ответить на вопрос о возможности введения в идеологию такого смысла жизни, который был бы сравним с религиозным, причём смысла жизни не только отдельных индивидов, но и смысла бытия всего человечества.
       Однако философы категорически не согласны признать такую задачу корректной: "Философия еще способна обсуждать (но не решать!) вопрос о смысле жизни отдельных индивидов, но вопрос о смысле существования человеческого рода поставит в тупик любого мыслителя (за исключением верующих людей, считающих, что смыслом бытия человечества является его приближение к богу, высшей трансцендентальной реальности, которая создает людей в интересах мировой гармонии, или по каким-то иным соображениям) [5]".
      
       Выход из этой тупиковой ситуации предложил известный физик Д. Дойч в своей книге "Структура реальности":
       "Кажется, что научный прогресс со времен Галилео отвергал древнюю идею о том, что жизнь - это фундаментальное явление природы. Наука открыла, что масштаб вселенной, по сравнению с биосферой Земли, огромен. Кажется, что современная биология подтвердила это отвержение, объяснив жизненные процессы на основе молекулярных репликаторов, генов, поведением которых управляют те же законы физики, которые применимы и к неживой материи.
       Тем не менее, жизнь связана с фундаментальным принципом физики - принципом Тьюринга - поскольку она является средством, с помощью которого виртуальная реальность была впервые реализована в природе. Также, несмотря на видимость, жизнь - это важный процесс на гигантских весах времени и пространства.
       Будущее поведение жизни определит будущее поведение звезд и галактик [6]".
      
       Другим не менее важным шагом в этой области стало открытие известным философом М.А. Розовым нового класса объектов, свойства которых сохраняются при замене материала этих объектов. Такие объекты Розов назвал куматоидами. Однако теория куматоидов Розова содержала положения, которые в отдельных случаях приводили к неразрешимым противоречиям, что негативно отразилось на дальнейшем развитии этой теории. С целью устранения обнаруженных недостатков была разработана альтернативная теория куматоидов (АТК), которая позволила применить для решения проблемы повышения сложности в эволюционных процессах понятийный аппарат теории деятельности.
       С помощью АТК удалось сформулировать и обосновать понятие "деятельностный смысл", а также показать, что цель и деятельностный смысл присущи как всем организмам, составляющим биосферу, так и биосфере в целом. После такого разграничения потенциальным оппонентам необходимо будет определить другие возможные значения этого понятия и возможность их применения к живым организмам, тем более, что в обыденной речи и в части научной литературы понятие "смысл" зачастую используется в качестве синонима понятия "значение".
      
       Прогрессивная эволюция живых организмов, согласно АТК, - это процесс роста их деятельностной сложности. В результате роста деятельностной сложности растёт приспособленность организмов к своей среде обитания (экологической нише), а также появляется возможность освоения новых сред (ниш). Одновременно растут возможности организмов по изменению среды обитания с целью сохранения уже достигнутого уровня гомеостаза.
       Это естественный процесс, который в максимальной мере проявился и ускорился с появлением разумности, т. е. человечества. Однако при этом обнаружилось, что для сохранения гомеостаза необходимо освоить ещё и космическую среду, поскольку именно из неё исходят многочисленные угрозы самому существованию жизни на Земле. Очевидно, что нет необходимости придумывать и обосновывать искусственную цель и смысл бытия как всего человечества, так и конкретного человеческого сообщества. Угрозы существованию человечества исходят не только из космоса, их более чем достаточно и на самой Земле.
       Целью и смыслом развития в новой идеологии должно быть ускорение прогрессивной эволюции, направленной на решение данных проблем и создание непреодолимых барьеров на пути развития технологий, противоречащих указанным целям.
       Только прогрессивная эволюция может обеспечить неограниченное существование жизни как фундаментального явления природы.
       Однако далеко не все виды целенаправленной деятельности способствуют прогрессивной эволюции. Во многих случаях процесс развития приводит к таким изменениям (окружающей среды - в частности), которые угрожают самой возможности дальнейшего развития.
       Именно на такую системную ошибку в развитии Цивилизации указал академик Н.Н. Моисеев:
       "...человечество находится на пороге такого кризиса, который качественно изменит сам характер развития человечества как биологического вида, а не только его историю. Мне представляется, что этот кризис может иметь лишь два исхода: либо нас ожидает судьба динозавров, когда-то бывших властителями Земли, либо энергия, талант, ВОЛЯ человечества как единого целого найдут и утвердят качественно новые формы своей жизни в составе нашей биосферы. Но при любом исходе это будет уже действительно другая и нам пока еще незнакомая планета, хотя она, может быть, и сохранит свое старое название, если будет кому произносить подобные слова! [10]"
      
       Моисееву вторят другие исследователи:
       "Острота ситуации состоит в том, что коллапс должен наступить очень скоро, в первых десятилетиях XXI века. Поэтому, если бы даже человечество знало, как "повернуть" (или хотя бы приостановить) этот процесс, обладало бы средствами и волей для того, чтобы осуществить поворот уже сегодня, - у него просто не хватило бы времени, так как все негативные процессы обладают определенной инерцией, в силу которой их невозможно немедленно остановить...
       Экономика Земли похожа на тяжело груженый транспорт, который на большой скорости мчится по бездорожью прямо к бездне. Видно, мы уже проскочили точку, где надо было свернуть, чтобы вписаться в "траекторию поворота". И затормозить тоже не успеваем. Положение усугубляется тем, что никто не знает, где находятся руль и тормоз. Тем не менее и экипаж, и пассажиры настроены весьма благодушно, наивно полагая, что, "когда понадобится", они разберутся в устройстве транспорта и смогут совершить необходимый маневр. Не думаю, что нарисованная картина означает непременную гибель человечества, хотя тяжкие испытания для нас, видимо, неизбежны. Если человечество сможет пройти через эти испытания, то характер развития должен коренным образом измениться [11]".
      
       АТК объясняет причины надвигающейся катастрофы противоречиями в развитии куматоидов "Цивилизация" и "биосфера".
       Такой подход позволяет объединить разнородные факторы, влияющие на гомеостаз жизни.
      
       Гомеостаз - основа экологических представлений. Однако экологические проблемы зачастую рассматриваются раздельно: изменение климата, загрязнение окружающей среды, нарушение озонового слоя и т.д.
       Аналогичный подход проявляется в медицине, когда борются с симптомами болезни, не рассматривая при этом болезнь как некую целостность, представляющую собой следствие нарушения гомеостаза всего организма.
       Подход, основанный на положении о фундаментальности жизни, позволяет построить естественную иерархию экологических проблем (проблем гомеостаза жизни как явления), разделив их в зависимости от локализации источников на:
       - локальные;
       - общепланетарные;
       - проблемы, источники которых находятся в Солнечной системе;
       - галактические и т.д.
      
       Таким образом, теория куматоидов, предлагая научное решение проблемы смысла бытия человечества (при этом по идеологической значимости не уступающее религиозным представлениям в этой области), позволяет скорректировать представления об актуальных задачах, стоящих перед человечеством.
       Первоочередным и наиболее важным становится предотвращение гибели Цивилизации в ближайшем (по историческим меркам) будущем и последующее противодействие подобным угрозам. И в этом принципиальное отличие от предыдущих идеологий. Приоритетной целью сообществ должно быть интенсивное развитие технологий, необходимых для обеспечения самого существования Цивилизации. Именно для этого, а не для удовлетворения растущих потребностей жизненно необходимо воспитать человека-творца.
      
       Сложнее дело обстоит с научно обоснованным смыслом индивидуального бытия.
      
      
      
      
       О смысле жизни, который не уничтожается смертью
      
       Человечество, сколько себя помнит, никогда не сомневалось в бессмертии души. Различие этих представлений в разных религиях касалось свойств самой души и свойств "хранилищ" душ.
       В древнейшей из действующих религий - индуизме - процесс представлен как периодический: существование души в смертном теле, в тонком мире (после смерти тела) и последующая реинкарнация в новое тело.
       В иудеохристианскойих религииях и исламе - это существование (после смерти тела) праведных и неправедных душ в раздельных "хранилищах".
       Исторически обсуждение проблемы бессмертия сводилось либо к обсуждению бессмертию души, либо к предположениям о самой возможности неограниченного существования тела вместе с обитающей в этом теле личностью. Однако нынешние представления о личности, как об информационном образовании, позволяют разделить проблемы бессмертия тела и личности.
       В нашем рассмотрении мы никак не будем касаться проблем бессмертия души, оставив этот вопрос представителям религий. Нас будет интересовать возможность достижения бессмертия не столько тела, сколько личности, обитающей в данном теле.
       Заметим, что в религиях личность и душа - взаимосвязанные, но всё-таки разные сущности. Проще всего эту разницу показать на примерах деградации личности. Так личность при деменции может деградировать вплоть до полного распада, однако очевидно, что никто из религиозных деятелей не станет утверждать, что при этом вместе с личностью деградирует (а тем более распадается) душа.
      
       В ХХ в. и в веке нынешнем достигнут существенный прогресс в увеличении продолжительности жизни. В некоторых странах средняя продолжительность жизни уже превышает 80 лет. Ещё большие достижения в этой области обещает развитие регенеративной медицины и технологии редактирования генома.
       Однако, несмотря на давнее развитие темы в футурологии (в трансгуманизме, в частности), никаких реальных способов сохранения личности после смерти тела учёными пока не предложено.
       Трансгуманизм (от лат. trans - сквозь, через, за и homo - человек) - философская концепция, а также международное движение, поддерживающее использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека с целью устранения тех аспектов человеческого существования, которые трансгуманисты считают нежелательными - страданий, болезней, старения и смерти.
       Впервые слово трансгуманизм в современном смысле встречается у биолога-эволюциониста Джулиана Хаксли в его работе "Религия без откровения" (1927). В духе своей эпохи, ознаменованной, в частности, проникновением методов естественных наук в биологию, становлением генетики как самостоятельного научного направления и началом освобождения повседневной жизни людей от влияния религии, Хаксли представлял "трансгуманизм" как новую идеологию, "веру" для человечества, входящего в новую волну научно-технической революции. Близкие к Хаксли взгляды в это же время развивал генетик Дж. Б. С. Холдейн, физик Дж. Д. Бернал и популяризировал писатель-фантаст О. Стэплдон. (Википедия)
       Фантасты, со своей стороны, уже давно исчерпали все возможные варианты нерелигиозного бессмертия личности. Наиболее концентрировано эти варианты представлены в блокбастере "Аватар": связь аватара с оригиналом (телетаксия) завершается переносом личности оригинала в аватар. Также показано общее "хранилище" личностей аборигенов.
      
       Трансгуманизм в настоящее время представлен большим разнообразием течений: от ориентированных на решение реальных проблем человечества, до откровенно деструктивных, в которых проповедуется крайний индивидуализм и гедонизм в качестве основной цели.
       Очевидно, что, как и все существующие революционные технологии высокого уровня, технология, которая позволит достичь бессмертия личности, может быть использована как во благо человечества, так и во вред, вплоть до угрозы существованию Цивилизации. Целью настоящей работы является разработка основ такой идеологии, которая свела бы к минимуму возможные негативные проявления такого рода.
       Дальнейшее продвижение по пути увеличения продолжительности жизни и реальные результаты по созданию цифровой личности позволили бы новой идеологии по влиянию и исторической устойчивости приблизиться к мировым религиям в части придания жизни такого смысла, который не уничтожается смертью, ни в коей мере не противопоставляя себя этим религиям. И для этого совсем не обязательно дожидаться достижения конечного результата, важно обеспечить постоянное продвижение к этим целям. Тем более, что создание цифровой личности, как представляется, должно проходить в два этапа: создание цифровой копии личности, и ещё более сложный этап - полный перенос личности на небиологический субстрат.
       Необходимость и актуальность создания такой идеологии диктуется очевидной невозможностью запрета на исследования в области увеличения продолжительности человеческой жизни и создания цифровых личностей.
      
       Надежды на воплощение извечной человеческой мечты о земном бессмертии личности возродились с появлением и развитием кибернетики. К началу ХХI века исследование принципиальных возможностей решения этой проблемы и создания цифровой личности стало развиваться в основном в двух направлениях:
      
       1. Перенос личности на компьютер. Причём речь идёт не о получении копии личности, что никак не влияет на судьбу оригинала, а о сохранении оригинала.
       Так в одной из статей этого направления данный процесс представлен следующим образом:
       "Акта "переселения" как такового может и не быть. Вот пример: длительное время я живу в тесном контакте с машиной. Все, что поступает через ее рецепторы, воспринимаю я, и наоборот, все образы и мысли, возникающие у меня, становятся достоянием машины. Постепенно происходит такое слияние, что уже невозможно определить, чья это мысль, чье желание - машины или человека [13]".
       Предполагается, что по мере старения и выхода из строя нейронов биологического мозга их функции будет выполнять компьютер, а после смерти биологического тела личность полностью "переселится" в компьютер.
       Очевидным недостатком этого проекта является необходимость прижизненной (и абсолютно надёжной) связи человека с компьютером. Кроме того, для реализации проекта необходимо создать устройства для считывания информации с нейронов и передачи её в компьютер, а также индикаторы начала возрастной деградации нейронов. Такие индикаторы также должны предотвращать передачу информации с повреждённых нейронов в компьютер, отключать повреждённые нейроны и осуществлять функции повреждённых нейронов под управлением компьютера. Устройств с подобными функциями пока не существует даже в теории.
      
       2. Использование нейрочипов.
       Основоположник этого направления Я.И. Корчмарюк в одной из своих публикаций пишет следующее: "...необязательно передавать информацию вовне из черепной коробки. Можно потихоньку создавать новый мозг, постепенно заменяя естественные нейроклетки искусственными и записывая в них всю текущую информацию [14]".
       Науку о переносе личности на небиологический субстрат автор назвал сеттлеретикой (от англ. settler - переселенец).
       Ознакомиться с работами Корчмарюка можно на сайте https://settleretics.ru.
      
       Следует добавить, что перечисленные методы вполне совместимы: использование нейрочипов и нейросенсоров может существенно облегчить перенос личности на компьютер.
       Понятно, что для реализации идеи бессмертия личности предложенными способами необходимо решить огромное количество технологических проблем, однако, если научное сообщество придёт к выводу, что такой процесс не противоречит фундаментальным положениям естественных наук, ничто не сможет остановить попытки разрешения этих проблем. Тем более, что реализация рассматриваемых идей, кроме бессмертия личности, обещает решить некоторые весьма важные для человечества задачи:
      
       1. Обеспечить возможность прямого обмена информацией между индивидами, т.е. создать технический аналог телепатии.
       2. Обеспечить возможность прямого обмена информацией индивидов с Сетью и индивидов через Сеть. Это путь к Коллективному Разуму, о котором мечтал академик Н. Моисеев [10].
       3. Перенос личности на небиологический субстрат позволит этой личности существовать в таких условиях, в которых биологическому человеку существовать невозможно или затруднительно. Это откроет путь к освоению дальнего космоса.
      
       Искусственные нейроны уже созданы. Предназначены они для лечения хронических заболеваний, таких как сердечная недостаточность, болезнь Альцгеймера, а также других болезней, связанных с дегенерацией нервного волокна [15]. Однако нынешние электронные чипы несоизмеримы с нейронами головного мозга, как по размерам, так и энергопотреблению. Вся надежда на такие чипы, которые позволят на порядки снизить и размеры и энергопотребление.
      
      
      
       Замена соматической составляющей куматоида "личность" небиологическим субстратом
      
       Рассмотрим с точки зрения АТК процесс загрузки личности на небиологический субстрат.
       В АТК под принятым в трансгуманизме термином "загрузка сознания" (а также используемых в других источниках терминах "пересадка/переселение личности") необходимо понимать замену соматической составляющей куматоида "личность" небиологическим субстратом. Такое определение отражает естественный для куматоидов процесс замены элементов соматической составляющей личности с сохранением семантического и соматического инвариантов.
      
       В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
       Личность, как и разум, формируется исключительно в процессе социализации индивида. Этот процесс освоения культурного опыта множества поколений продолжается практически всю жизнь, однако постоянным при этом остаётся ощущение неизменности собственного "Я" (самоидентичности). Неизменность собственного "Я" субъективно оценивается с помощью механизма рефлексии.
       "Рефлексия - это высшая форма самосознания, выражающаяся в том, что субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, в т. ч. и своего "Я"".
       (Новая философская энциклопедия)
      
       Как известно сознание, и, соответственно, личность не локализуется в какой-то части мозга, а отдельные нейроны и их связи не содержат "элементов сознания". Сознание - это свойство мозга как целостного образования.
       Личность, таким образом, обладает всеми свойствами куматоида: это топоцентрическая система [9], содержащая семантическую и соматическую составляющие, а также соответствующие инварианты и механизмы восстановления инвариантов [9]. Личность, как и другие куматоиды, сохраняет самоидентичность в процессе внешних и внутренних воздействий, процессах развития и деградации (в определённых, разумеется, пределах величины воздействий).
       Семантическая составляющая - семантическая информация, необходимая для функционирования сознания.
       Семантический инвариант - основная функция: информационное обеспечение рефлексии.
       Восстановление инварианта: механизмы восстановления сознания.
       Соматическая составляющая: мозг.
       Соматический инвариант: функция совокупности нейронов мозга, обеспечивающих деятельность сознания.
       Восстановление инварианта: механизмы регенерации мозга.
      
       Если загрузка личности всё-таки станет технологически возможной, использовать рефлексию для определения того, оригинальная личность перед вами или её копия невозможно. Копия личности безусловно будет ощущать себя как оригинал.
       Нерешённая проблема сегодняшней сеттлеретики - это доказательство сохранения идентичности исходной личности и личности, полученной в результате переселения. Пока всё сводится к следующему утверждению: если процесс переселения проводить постепенно, то идентичность сохранится. Понятно, что это никак нельзя считать доказательством.
       Были попытки обосновать идентичность переселённой личности с помощью гипотезы о том, что мышление имеет голографическую природу и, соответственно, информация о личности сохраняется так же, как и любая другая информация при разделении голограммы на части [17]. Однако доказательств этой гипотезы не существует.
       При этом важно отметить, что с точки зрения достижения практических целей сеттлеретики вопрос о том, сохраняется при переселении оригинальная личность или появляется её копия, не имеет принципиального значения. Однако с точки зрения социальной психологии и, разумеется, самой переселяемой личности - различие радикальное. При копировании во многом теряется индивидуальный смысл жизни, именно тот, который в религиозной парадигме не уничтожается смертью.
      
       Корчмарюк в одной из публикаций представил заключительную стадию процесса загрузки сознания на небиологический субстрат следующим образом: нейрочипы "...либо "собой" подменяют нейроны, образуя "из себя" искусственный мозг-дубликат, который, потом, после смерти человека, нужно будет вынуть из черепной коробки трупа, промыть в кислоте от мертвых мозгов, и вставить в тело-робот; или только "посредничают", этакими "мобильниками в кармане у Нейрона", обеспечивая связь с виртуальной копией мозга, во внешнем супер-нейрокомпьютере".
       АТК позволяет внести существенные коррективы в приведённый сценарий. Разборка мозга из нейрочипов на детали, так же, как и разборка биологического мозга на составляющие, превратит куматоид "личность" в паттерн, а сборка в исходное состояние в иной среде приведет к появлению нового куматоида (копии личности).
       Такой результат обусловлен тем, что любая разборка на части соматической составляющей информационного куматоида уничтожает механизмы восстановления семантического и соматического инвариантов этого куматоида. Воссоздание указанных механизмов в новой среде - это создание копии данного куматоида. При этом исходный куматоид в процессе разборки будет необратимо уничтожен.
       Такова особенность информационных куматоидов.
      
       Так что, если ставить задачу сохранения оригинала личности, прямой перенос мозга из нейрочипов в тело-робот может оказаться неразрешимой проблемой, поскольку необходимо будет как-то обеспечивать сохранность структуры такого мозга в процессе переноса. В сеттлеретике такая задача даже не рассматривается.
       Ещё более проблематичен другой, предлагаемый сеттлеретикой, вариант переноса личности: нейросенсоры собирают информацию, содержащуюся в каждом нейроне, а также информацию о связях каждого нейрона с другими нейронами и передают её каким-то образом во внешний нейрокомпьютер. В нейрокомпьютере происходит эмуляция каждого нейрона и его связей, при этом каждый нейрон мозга должен находиться в постоянной связи с его эмуляцией в нейрокомпьютере. По мере старения и гибели нейронов мозга их функции должны выполнять эмуляции нейронов в нейрокомпьютере.
       Окончательный перенос личности в нейрокомпьютер должен произойти, согласно сеттлеретике, в момент, когда наступит смерть биологического тела.
      
       Представляется, что данный вариант несостоятелен даже в качестве принципиальной схемы по следующим причинам:
       1. По мере гибели биологических нейронов их должны заменять эмуляции в нейрокомпьютере. Это возможно только в том случае, если нейросенсоры смогут выполнять функции нейронов, управляемых при этом компьютерными эмуляциями.
       Таким образом, данный вариант сводится к предыдущему, т.е. к изначальному использованию нейрочипов, но при этом нейрочипы (включающие нейросенсоры) должны ещё обладать возможностью работать в режиме "пассивных" нейронов, управляемых нейрокомпьютером через соответствующую систему связи, о чём сеттлеретика умалчивает.
       2. Если для того, чтобы заменять нейроны нейрочипами или компьютерной эмуляцией необходимо ждать естественной деградации и гибели нейронов (прижизненная связь с нейрокомпьютером), то копировать придётся личность с признаками старческой деменции. Согласно статистике деменцией страдают около 8% людей старше 65 лет, около 20% людей старше 75 лет и каждый второй, кому уже 85 и более лет.
       Вряд ли целью сеттлеретики является получение бессмертных маразматиков.
      
       С помощью АТК можно предложить совсем другую принципиальную схему загрузки сознания на компьютер:
       1. Нейрочипы, включающие нейросенсоры, и способные работать в режиме "пассивных" нейронов, управляемых нейрокомпьютером, вводятся в мозг пациента по достижении возраста, в котором завершается формирование личности. Каждый нейрон должен быть дублирован нейрочипом.
       2. Нейрочипы постоянно считывают, сохраняют и синхронизируют сохраненную информацию, с информацией, содержащейся в нейронах (в т.ч. о межнейронных связях).
       3. При первых признаках возрастной деградации нейронов необходимо начать процесс загрузки сознания в компьютер.
       Первый этап: нейрочипы должны последовательно блокировать соответствующие нейроны и начать полностью выполнять их функции.
       Второй этап: все нейрочипы последовательно с помощью средств связи должны быть эмулированы в компьютере. После эмуляции каждого нейрочипа он должен быть переведён в пассивный режим с управлением от компьютера.
       Третий этап зависит от предварительно принятого индивидом решения: либо это окончательный переход личности на существование в форме компьютерной эмуляции, либо одновременное с этим существование в биологической форме. В последнем случае при прерывании связи с компьютером должны быть разблокированы биологические нейроны, а нейрочипы переведены в исходное состояние. При этом произойдёт дублирование личности.
       Именно дублирование, а не копирование. Обе полученные личности будут оригиналами. Процесс аналогичен рассмотренному ниже случаю пересадки одного из полушарий мозга в другое тело. Кроме того, просматривается аналогия с предупредительным ремонтом корабля Тесея, когда старые доски корабля заменяли на новые, а из старых затем снова собрали оригинал.
      
      
       О телепортации
      
       Однако, кроме заявленных целей сеттлеретики, можно предложить по меньшей мере ещё одну, о которой не упоминается в многочисленных статьях о переселении личности.
       Перенос личности на другой субстрат (биологический или небиологический) или на расстояние (телепортация) давно используется в фантастических произведениях. Одной из первых попыток серьёзного анализа возникающих при этом проблем можно считать рассмотрение этого вопроса в известном футурологическом произведении Ст. Лема "Сумма технологии".
       С помощью мысленных экспериментов Лем показал, что получение сколь угодно точной копии личности на новом субстрате никак не повлияет на судьбу оригинала, если, разумеется, применяемая технология копирования позволит получить копию без уничтожения оригинала. Но в любом случае в результате всё равно появится новая личность, хотя и информационно идентичная исходной.
       Общий вывод Лема: "Таким образом, продолжение существования (личности - Ю.Х.) определяется не количеством аналогичной информации, а генидентичностью (то есть единством генезиса) динамической структуры мозга даже при значительных ее изменениях в течение жизни человека [18]".
      
       При оценке критиками этого фейерверка футуристических идей осталась незамеченной идея переноса личности на другой носитель при помощи пересадки одного из полушарий мозга. Лем предложил следующий мысленный эксперимент: при рассечении спайки между большими полушариями головного мозга (операция лоботомии) возникает ситуация, когда в одной и той же черепной коробке одновременно существуют две практически независимые друг от друга центральные нервные системы, что приводит к раздвоению личности.
       Если после этого одно из полушарий пересадить пациенту с необратимым повреждением мозга, произойдёт дублирование личности. В реальности всё, разумеется, намного сложнее, однако мы, как и Лем, рассматриваем только принципиальную возможность такой операции.
       Тем не менее, выводы Лема в части возможности сохранения личности в каждом из полушарий мозга соответствуют медицинской практике. Известно, что после гемисферэктомии - хирургической операции по удалению полушария мозга, с помощью которой лечат некоторые опухоли мозга и эпилепсию, оставшееся полушарие может выполнять функции целого мозга. После такой операции многие люди сохранили или восстановили навыки речи и мышления [19].
       Пересадка мозга - пока из области фантастики, однако недавнее обсуждение специалистами возможности пересадки головы [20] говорит о том, что решение этой проблемы упирается в отсутствие в настоящее время технологии сшивания нервов центральной нервной системы. Нет сомнений, что эта проблема рано или поздно будет решена.
      
       Основатель кибернетики Норберт Винер сравнивал живой организм с сигналом, который можно передать по радио или телевидению. "Мы лишь водовороты в вечно текущей реке, - пишет он. - Мы представляем собой не вещество, которое сохраняется, а форму строения, которая увековечивает себя. Форма строения представляет собой сигнал, и она может быть передана в качестве сигнала [21]".
       Однако, после того как Лем убедительно показал невозможность передачи оригинала личности с помощью электромагнитных волн, фантасты, которые использовали в своих произведениях такой способ телепортации, постепенно стали переходить на телепортацию посредством разного рода подпространственных туннелей.
       Тем не менее, Лем, не задаваясь при этом такой целью, подсказал в своём примере с пересадкой мозга, каким образом всё-таки можно передать личность (а не её копию) с помощью сигналов.
      
       Представим, что загрузка личности на компьютер реализована. Для наглядности представим, что эмуляция мозга сохранена в компьютере так же, как и в биологическом мозге: в виде активного и неактивного полушарий.
       Передадим информацию о неактивном полушарии на удалённый компьютер.
       С помощью средств связи соединим оба компьютера между собой таким образом, чтобы эмуляция активного полушария действовала на исходном компьютере, а неактивного - на удалённом.
       В результате личность будет одновременно находиться в двух местах. Восприятие окружающего мира при этом будет зависеть от того, какие из датчиков органов чувств будут задействованы: входящие в исходный компьютер или в удалённый.
       Если на удалённый компьютер последовательно копировать информацию о каждой эмуляции нейрона и также последовательно передавать управление полученным копиям, можно добиться полной телепортации оригинала личности. Если по окончании процесса вновь активизировать личность в исходном компьютере, произойдёт, как было показано выше, дублирование личности.
      
       Так что, если сопутствующие технические проблемы будут решены, телепортация вполне может стать реальностью.
       Не менее интересна возможность осуществить таким способом обратимую телепортацию личности в Сеть, что откроет путь к появлению Коллективного Разума, состоящего из телепортированных личностей.
      
      
       Примечательно, что исследования цифровых версий нейронных структур уже начались:
       "Ученые очень хорошо изучили крошечную нематоду Caenorhabditis elegans. Нам известны все ее гены, а также особенность ее нервной системы. Поэтому в 2014 году исследователи в рамках проекта OpenWorm смогли составить карту соединений между всеми 302 нейронами червя и на основе полученных данных создать цифровую версию системы его нейронов. Основная задача проекта заключалась в полной репликации Caenorhabditis elegans в виде цифрового организма, однако исследователи решили пойти дальше и не только создали цифровую версию мозга нематоды, но еще и загрузили ее в простого робота...[22]".
       И этот робот вполне работоспособен.
      
       "В научном журнале Cell 8 октября 2015г. была опубликована статья, рассказывающая о том, как команда исследователей из швейцарской Федеральной политехнической школы Лозанны работает над проектом Blue Brain, ключевой задачей которого является создание виртуальной копии части мозга крысы. Цифровая версия мозга грызуна еще далека от завершения, однако после 10 лет работы над этим проектом ученые с уверенностью говорят, что готовы предоставить первые результаты.
       В качестве части, которую ученые воссоздали в виртуальной реальности, был выбран целый отдел неокортекса. Виртуальная копия содержит 31 000 нейронов 207 различных типов, расположенных на 55 слоях отдела виртуальной части мозга грызуна. Кроме того, он содержит около 40 миллионов синапсов и 2000 связей между клетками [23]".
      
       Значительным продвижением в области исследований структуры мозга является работа группы ученых из Эдинбургского университета в Великобритании, которая построила первую подробную карту синапсов в мозге мыши [24].
       Понятно, что до оцифровки человеческого мозга с его миллиардами нейронов, которые образуют между собой триллионы связей, ещё очень далеко, но, тем не менее, начало положено...
       Остаётся надеяться, что человечество сумеет пережить нынешний крайне опасный период и приступить к решению тех грандиозных задач, которые соответствуют его фундаментальному предназначению. Однако всё, что касается способов преобразования личностей в информационные, пока следует отнести к научной фантастике.
       Но всё-таки научной, а не fantasy...
      
       Следует особо подчеркнуть, что в этой статье рассматривается исключительно принципиальная возможность переноса личности на небиологический субстрат. Реальность далеко не всегда соответствует футурологическим прогнозам, тем более что человеческий мозг - самая сложная из структур, известных науке. Не надо быть провидцем, чтобы понять: на этом пути необходимо будет преодолеть трудности, которые можно без преувеличения оценить как гигантские.
       Однако, как гласит китайская пословица, даже путь в тысячу ли начинается с первого шага...
      
       Идеи трансгуманизма критикуют, в частности, за то, что при их реализации возникает опасность появления нового вида человека: Homo immortalis, который вытеснит вид Homo sapiens.
       Представляется, что такого рода опасения совершенно беспочвенны, поскольку цифровая личность никоим образом не может конкурировать с естественной, поскольку они будут существовать в разных средах. Более того, вид Homo sapiens безусловно останется необходимой и незаменимой первой ступенью для появления цифровой личности.
       Очевидно, что Homo immortalis, как и Homo sapiens в новой роли, вряд ли станут руководствоваться известным принципом "после нас - хоть потоп", во многом определяющим склонность людей к удовлетворению эгоистических и сиюминутных потребностей, что вселяет надежду на избавление Цивилизации от огромного груза связанных с этим принципом неразрешимых проблем.
      
      
      
       Заключение
      
       Решение на основе АТК проблемы смысла бытия человечества даёт возможность сформулировать критерии, позволяющие оценивать различные области человеческой деятельности, идеологические ценности, государственное устройство и т.п., для чего в настоящее время используются произвольные идеологические или религиозные критерии.
       Такими критериями должно быть соответствие конкретной деятельности задаче сохранения жизни на планете. Любая социально значимая деятельность должна либо способствовать развитию соответствующих технологий, либо, по крайней мере, не препятствовать этому.
       Другими словами, АТК даёт основания для разработки гетерономной этики на научной основе. Такая идеология по мере реализации технологий продления человеческой жизни и создания цифровых личностей по влиянию и исторической устойчивости будет приближаться к религиям в части придания жизни такого смысла, который не уничтожается смертью.
       Поскольку имеющееся идеологическое разнообразие возможно только при условии существования человечества, идеология, в основе которой - борьба за само существование человечества, может стать объединяющим началом как действующих, так и любых новых идеологий.
      
       Цивилизация давно и остро нуждается в подобной метаидеологии.
      
      
      
       Литература:
      
      
       1. Википедия. Мораль.,
       https://ru.wikipedia.org/wiki/Мораль
       2. Википедия. Нравственность.,
       https://ru.wikipedia.org/wiki/Нравственность
       3. Соловьёв Э.Ю. Знание, вера и нравственность. // Сб. Наука и нравственность. М., Политиздат, 1971,
       http://docme.ru/P9b.
       5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. М., 2004.
       6. Дойч Д. Структура реальности. М., 2001.
       8. Розов М.А. Проблема истины в свете теории социальных эстафет.,
       http://rozova.org/images/documents/Problema_istini_v_svete_TSE_RozovMA.pdf
       9. Хохлачев Ю.С. Куматоиды. Новая эволюционная парадигма.,
       http://lit.lib.ru/h/hohlachew_j_s/text_0080.shtml
       10. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума.
       11. Гиндилис Л.М. Модели цивилизаций в проблеме SETI. // Общественные науки и современность. No1. 2000.
       13. Куссуль Э. М. Переселенцы. // Химия и Жизнь. 1986. No 2.
       14. Корчмарюк Я. И. Сеттлеретика, или оцифрованный мозг. (Секц. докл.) // Высокие технологии и фунда
       ментальные исследования. Т. 4: сборник трудов Десятой Международной научно-практической конфе-
       ренции "Исследование, разработка и применение высоких технологий в промышленности" 09 - 11. 12.
       2010, Санкт-Петербург, Россия / под ред. А. П. Кудинова. - СПб. : Изд-во Политехн. Ун-та, 2010.
       15. Кузнецов В. Впервые созданы искусственные нейроны, пригодные для трансплантации.,
       https://hi-news.ru/medicina/vpervye-sozdany-iskusstvennye-nejrony-prigodnye-dlya-transplantacii.html
       17. Колев Т. Можем ли мы вложить в идею личного бессмертия новый смысл? //Человек, эволюция, космос. 1983. No 1.
       18. Лем Ст. Сумма технологии. М., 1968.
       19. Панов К. Половина мозга человека оказалась ничуть не хуже целого.,
       https://www.popmech.ru/science/news-524754-polovina-mozga-cheloveka-okazalas-nichut-ne-huzhe-celogo
       21. Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
       https://scientificrussia.ru/articles/uchenye-ifp-so-ran-i-inh-so-ran-sozdali-klyuchevye-nanoelementy-dlya-postkremnievoj-elektroniki-i-nejrokompyuterov
       22. Хижняк Н. Ученые оцифровали мозг червя и загрузили его в робота.,
       https://hi-news.ru/technology/uchenye-ocifrovali-mozg-chervya-i-zagruzili-ego-v-robota.html
       23. Хижняк Н. Ученые создали очень сложную виртуальную модель части мозга крысы.,
       https://hi-news.ru/technology/uchenye-sozdali-ochen-slozhnuyu-virtualnuyu-model-chasti-mozga-krysy.html
       24. Хель И. Подробная карта синапсов мозга приоткрыла завесу над загадкой мышления.,
       https://hi-news.ru/medicina/podrobnaya-karta-sinapsov-mozga-priotkryla-zavesu-nad-zagadkoj-myshleniya.html
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Хохлачев Юрий Сергеевич (jhohl@yandex.ru)
  • Обновлено: 24/10/2024. 58k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.