Иличевский Александр Викторович
"Случай" (1997)
Lib.ru/Современная:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Помощь
]
Комментарии: 1, последний от 23/07/2020.
© Copyright
Иличевский Александр Викторович
(
a_ilichevskii - - mail.ru
)
Размещен: 22/10/2005, изменен: 17/02/2009. 184k.
Статистика.
Сборник стихов
:
Поэзия
Скачать
FB2
Ваша оценка:
шедевр
великолепно
отличная книга
хорошая книга
нормально
не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Александр Иличевский
СЛУЧАЙ
Изд-во журнала "КОММЕНТАРИИ", книжная серия "Александрийская полка", 2000
СЛУЧАЙ I
"ВИДЕО"
I
А это -- наш Гарик.
Сейчас он ударит
себя по скуле -- комар:
вот он и сморщился.
Видно извне: удар
не в цель свою просится.
Стакан с "Black Label"
вот-вот лопнет в его кулаке.
Входит Яша Эйдель,
запоздав, говорит жене:
" -- Представляешь, я ведь Симу
на "сачке" в ГЗ у лифтов встретил,
заболтались, покурили -- я насилу
вырвался: семинар Арнольд наметил --
"бифуркации культур" --
Симка врет, то -- каламбур.
Вместе мы зашли в мехмат,
Лева Тоцкий был нам рад, --
защитился у Арнольда
он дней пять тому назад
и не оклемался толком..."
А это -- Ольга.
Она красива. Очень.
Она ждала долго,
и теперь просрочен
провал: Гарик мажет.
Комар резв на страже
комара живого,
так как нет второго --
даже примерно -- такого,
и спасается балконом,
из двери которого дует
майским пухом, одеколоном
"Gillet": Боря выбрит сегодня
и, на воздух выйдя, курит.
Напряженность выдыхает Ольга.
Игорь мрачно рисует
профиль на салфетке,
вниз смотря соседке
чуть повыше колена.
Рвет на вспышки сирена
вечер на Прудах:
у Садового вяжут
Май за просто так --
за бензин мента,
за "макара" сажу.
Это -- вечеринка.
Эти -- Гарик, его Ольга,
Ира, Игорь... А вот Борька --
уже рядом с полкой:
начинает жертвы
чтенье с корешка...
Вот две привнесенных
кем-то (Игорем?) девы --
неприкрыто стройных --
"смотрят" Ольгу: она
чем-то раздражена.
Эйдель пьет украдкой
от жены своей зоркой
(окрик: "Яша, это же водка!"),
но, видимо, в целом сладкой,
раз послушен ей коброй
под дудку устного маскарада:
счастливым так мало надо.
Ближе к девам Борька
постепенно в три приема с Му-
зилем раскрытым: ломко, робко,
как обложка, красный.
Гарик ставит "Kind of Blue" --
возглас: -- Что за праздник
(дева -- Борику) пластинка!
Ольга пьет залпом, ей горько.
Оператора внезапно ловко
удаляет, прильнувши, Ирка,
фокус смыв поцелуем,
восвояси влажные спальни --
обрывается кадр. Главный
II
пробой в монтаже -- мы движемся
по квартире теперь через час в 1:15
(судя по цифрам в углу экрана) и
вдруг замечаем, что исчез наш Гарик,
а Игорь тщится отвлечь от себя колено,
тогда как Борькин успех смят волненьем,
и что сирена теперь у подъезда...
(Изображенье прыгает, мелькают
пролеты лестницы, беспокойные
лица соседей, сбивается резкость,
мельтешение... Но вот палисадник,
скамейки перед парадным,
лица соседских мальчишек: смесь испуга и
любопытства, озиранье мигалки...)
А майор ревет в передатчик
над прошедшим за пачкою "Кента"
до ларьков и -- так дерзко козлам ответив,
что обратно с пером под лопаткой
дотянувшим до объектива,
и что Ольга кричит, от него оторвавшись:
"Третья группа, ну что ж вы, скорее!
Резус -- отрицательный!" Санитары
не разложат никак носилки...
Это собственно все.
Игорь как-то позже признался,
что хотел прекратить эту съемку:
"То была цацка -- видеокамера, я понимаю,
два дня как купили, но все же свинство..." --
говорит Игорь, появляясь в рамке кадра.
"И еще, я боюсь сказать... Да, конечно,
это -- судорога мозга, но я думаю, ничего бы
такого с ним не приключилось, если б
тогда не снимали..." Он закуривает.
Камера наплывает: его лицо крупным планом.
Затем дым сигареты следует по сквозняку в квартиру.
Случай II
"СЛУЧАЙ НА ПАТРИКАХ"
I
"... ..., я -- ..., прием. ... ..., я -- ..., прием."
(Слышен шорох помех, будто перелистывает
атлас связи кто-то.) "..., я -- ..., прием. Прием."
(Наконец, вырывают из атласа лист, находят
на нем меня -- цок -- прокалывают карандашом:
начинается сеанс связи.) "-- Я при... Сейчас
я нахожусь в твоей мансарде (если помнишь,
и если счет все еще тебе доступен --
последний этаж самого красивого дома
на Патриарших Прудах, ближайший
к одной из Бронных подъезд). Обе створки
твоего окна открыты, тростниковые
жалюзи подняты в свиток над рамой;
сорок два кубометра -- за вычетом
объема кушетки, книжного шкафа, меня,
столпотворенья моих страхов и желе
рождающего их долгого взгляда,
а также роя червонных шмелей сознанья,
атакующих, как нектар, эти страхи (эти строки), --
так что в результате вычитания
мы получаем минус-объем, не-место --
как и положено всякому предсмертному
созерцанию) населены смеющимися облачками
тополиного пуха: они плавно водят
хороводы, цепляясь за углы, внезапно
будоражась шумом, доносимым сквозняком
с Садового Кольца. Я хватаю их ртом,
различаю их вкус, вкус смеха, щекотки.
Из окна, различенные ветками, листвой,
движимые смесью ветерка и воображенья,
просыпаются в комнату -- световой шелухой --
блики, оседают на потолке, обоях, неровно
разворачиваясь своими обратными сторонами --
пятнами прозрачной тени. Я уверен,
я слышу их шелест.
Московский июнь.
Полдень. Примерно, тридцать в тени,
влажная духота, которая затянется
до возможной грозы. Я думаю о том,
что? если она не случится. Гроза
обещает принять во внимание.
II
Вот уже прошло четыре года
с тех пор, как не прошло и дня,
чтобы я не вспомнил о тебе.
Может быть, потому, что, исчезнув,
ты прихватил, как скарб, и меня с собою.
Все это не удивительно и -- возможно:
ведь, по сути, ты вор, и я должен был это помнить.
Вор своей наготы, моего желания, наших
общих развлечений и авантюр -- источников
интереса, повествованья. А также
наших общих денег -- мы не успели
поделиться. Тогда нас подставили,
был объявлен розыск, мы вспыхнули --
и нужно было деться. Когда решили,
обжегшись, уехать в Крым --
мы собирались пожить на приколе в Гурзуфе --
ты не пришел на Курский на стрелку. Один
я не поехал. Ты канул бесследно --
вместе со мной и со всей добычей.
III
Все эти четыре года я болтался по свету,
как в проруби волчье семя.
Исколесил на нашей "шахе" всю Европу,
был в Турции, гостил у Короля в Беер Шеве,
подолгу жил в Праге, Берлине, Варшаве...
Сначала с полгода, мотаясь из города в город, я
искал тебя, как обманувшийся пес,
попавший на собственный след, потом --
уверяя себя, что без цели -- забыться.
Что я видел? Не вспомнить: бойня
расходящихся серий, бред абсолюта различий...
Однажды я понял, что тебя нет в живых:
эхо моих позывных оборвалось, когда
в прошлом году, в ноябре, я вечером вышел
из отеля, чтобы пройтись по Карловому Мосту.
Я застыл, свесившись через перила. Меня стошнило.
Теченье слизнуло, как пес, мой выкидыш -- рвоту.
Я вернулся, лег не раздевшись и три дня изучал
путанку трещин на потолке, дебри обоев.
Тогда я решил искать тебя среди мертвых.
IV
Месяц назад в Кракове, когда просматривал "фиши"
тамошнего архива судмед-экспертизы,
вдруг при смене очередного кадра,
как в провале, я увидел снимок
твоего мертвого тела. Графа описания
диспозиции на месте: "головою на
северо-запад". Раскроенный с темечка череп,
твое прекрасное, как бы надорванное на
два облика лицо: божество лукавства.
Тогда,
затопленный ужасом, в одном из
я узнал себя. И я решился.
V
Блики исчезли. Пополам с духотой
в легкие стали въедаться сумерки.
Вместе с ними сгустилась облачность,
вынуждая стрижей переходить на бреющий.
Взвесь тополиного пуха осела,
завалив сугробами плинтус. Гроза,
видимо, решила принять меня во вниманье.
VI
Потом, подкупив краковского архивариуса,
я стал владельцем твоей записной книжки,