Аннотация: Избранные главы. Текст принадлежит к разделу материнских тантр ануттара-йогини, к циклу тантр Чакрасамвара.
Глава IX. Метод разрушения всей постоянной (остаточной) кармы
Глава XIV. Йогини тайных мест
Глава XIX. Йога четырех Дакинь
Глава XXXIX. Качества Йогинь
Глава XL. Характеристики Дакинь
Глава XLI. Характеристики Лам
Глава XLII, описывающая знаки и телесные позы
Глава IX. Метод разрушения всей постоянной (остаточной) кармы
Теперь я буду объяснять нечто другое, а именно ритуал Одинокого (Уединенного) Героя.
Мантрину следует созерцать ветер и огонь в центре. В их середине, на вершине находится двойной лотос, на нем - солнечный диск. На верхушке его находится чаша из черепа (капала), наполненная доверху нектаром пяти мудростей. В середине этого находятся гласные (али) и согласные (кали) буквы в двух видах - в прямом и обратном порядке.
Совершив почитание слогом HUM, он визуализирует себя посредством йоги как Ваджрасаттву, как херуку, возникшего из страстного экстаза. У него четыре лица, двенадцать рук, и стоит он в позе алидха (правой ногой шагает вправо). Рот с оскаленными зубами, лицо с тремя глазами, гримасничает. Стоит в позе шагания на макушке Бхайравы и Каларатри. На нем надета шкура тигра, он дрожит от чувства сострадания. В двух руках, которыми он обнимает Ваджраварахи, держит ужасную ваджру с пятью зубцами и ваджра-колокол. Другими двумя руками держит, как накидку, шкуру Ганеши. В третьей правой руке ваджра-копье (ваджра-шула), в четвертой - железный крюк (анкуша), в пятой руке ваджра-секира (ваджра-карттика), в шестой держит ваджра-дамару. В третьей левой руке - чаша из черепа (капала), наполненная костным мозгом, в традиции "тайной нити" держит ваджра-кхатвангу; выше пятизубцовой (ваджры) подвешен ужасный ваджра-колокол, свисают разноцветные одежды; в середине помечена двойной ваджрой, снизу - одноконечной ваджрой. В четвертой руке держит ваджра-аркан (паша), в пятой - голову Брахмы, в шестой зажат топор (парашу).
Лица имеют голубой, желтый, красный и зеленый цвета; выражения лиц свирепое, смеющееся, с отвращением и раздражением, с высунутым языком.
Перед ним находится Повелительница Ваджраварахи, порожденная от гласных и согласных букв (али-кали). Она красного цвета, имеет четыре лица, четыре руки и три глаза. У нее спутанные волосы, она обнажена и носит пояс, украшенный обломками (костей).
В левой обнимающей руке держит капалу, наполненную бодхичиттой и кровью злых Мар. В правой руке, с пальцем в угрожающем жесте, зажата ваджра-секира. В других двух руках держит барабан-дамару и кхатвангу.
Она подобна огню в конце мирового периода и наслаждается стекающей кровью. Она крепко обвивает своими двумя ногами своего (повелителя). По своей сути она представляет собой великое блаженное сострадание. У нее лица красного, зеленого, желтого и голубого цветов, с выражениями, вызывающими ужас, страх и кошмарный испуг.
Когда раскрашивают Повелителя в указанном виде, следует изображать ее имеющей чистые цвета лица и рук.
Его высшей йогой, по природе, является расположение (слогов) в указанных тайных местах (питха):
PUM Кхандакапалина и Прачанда находятся на голове
JAM Махаканкали и Чандакси разместились на гребне головы
OM Канкала и Прабхавати - на правом ухе
AM Викатадамштрина и Маханаса - на спине
Это тайные места (питхи)
GOM Суравайрина и Вирамати находятся на левом ухе
RAM Между бровей находятся Амитабха и Кхарвари
DEM В двух глазах помещены Ваджрапрабха и Ланкешвари
MAM В корнях рук находятся Ваджрадеха и Друмаччхайа
Это вторичные тайные места (упапитхи). Существует "Та, которая движется в небе" (кхечари), относящаяся к кругу ума.
KAM Под мышками находятся Анкурика и Айравати
OM На двух сторонах груди следует поместить Ваджраджатила и Махабхайрава
Таковы поля ( кшетры).
TRIM В центре пупка находятся Махавира и Вайувега
KOM На носу находятся Ваджрахумкара и Сурабхакши
Это - вторичные поля (упакшетры).
KAM Во рту - Субхадра и Шьямадеви
LAM На горле находятся Ваджрабхадра и Субхадра
Это - чхандохас.
KAM В сердце Махабхайрава и Хайакарна
HIM В корне члена - Вирупакша и Кхаганана
Это - вторичные чхандохас (упачхандохас). Существует "Та, которая двигается по земле", относящаяся к кругу речи (Бхучари).
PREM На члене (линга) находятся Махабала и Чакравега
GRIM В анусе следует помещать Ратнаваджру и Кхандароху
Это - места встреч (меланака)
SAUM На бедрах - Хайягрива и Сундари
SUM На голенях находятся Акашагарбха и Чакравармини
Это вторичные места встреч (упамеланаки).
MAM На мизинце ноги находятся Шри Херука и Сувира
SIM На верхней части стопы находятся Падманартешвара и Махабала
Это - кладбища (шмашана)
MAM На большом пальце находятся Вайрочана и Чакравартини
KUM На коленях - Ваджрасаттва и Махавирья
Это - вторичные кладбища (упашмашаны). Существует "Та, которая пребывает под землей (Паталавасини), принадлежащая к кругу тела.
Дакини (держит в руках) ваджру, Лама (в руке держит) колокол. Кхандароха и Рупини в кулаке (держит) шкуру слона. Та, которая с головой вороны (Какасья), в (руке держит) ваджра-копье (ваджрашула). Та, что с головой совы (Улукасья), в (руке держит) крюк. Та, что с головой собаки (Шванасья), в (руке держит) ваджра-секиру. Та, что с головой кабана (Шукарасья), в (руке держит) барабан-дамару.
Та, "Из земли кремации Ямы" (Ямадахи), в (руке держит) чашу из черепа и кхатвангу. Та, которая "Посланница Ямы" (Ямадути), в (руке держит) аркан. Та, которая "Клык Ямы" (Ямадамштри), в (руке держит) голову Брахмы. Та, которая "Полное уничтожение Ямы" (Ямаматхани), в (руке) держит топор.
Сосуд(ы) Бодхичитты находятся на четырех лицах.
Элемент земли есть Патани, элемент воды - это Марани, элемент огонь - это Акаршани, элемент ветра есть Падманартешвари, а элемент пространства - это Падмаджалини.
Вайрочана есть груда формы (рупаскандха), Ваджрасурья есть груда ощущений (веданаскандха), Падманартешвара принадлежит груде осознавания (самджняскандха), Ваджрараджа пребывает в груде побуждения (самскараскандха), Ваджрасаттва - в груде сознания (виджнянаскандха). Шри Херука является действительностью всех Татхагат.
Заблуждение-ваджра (мохаваджра) находится в обоих глазах, ненависть-ваджра (авешаваджра) находится в обоих ушах, жадность-ваджра (иршьяваджра) находится в носу, страсть-ваджра (рагаваджра) находится во рту; в тактильности находится зависть-ваджра (матсарьяваджра), высокомерие-ваджра (айшварьяваджра) находится во всех основах восприятия (аятана); Акшобхья - в уме, Амитабха - речи, Вайрочана пребывает в теле.
OM HAH Ваджрасаттва находится в сердце
NAMAH HIH Вайрочана находится в голове
SVAHA HUM Падманартешвари - в гребне головы
VAUSAT HE Херука находится в плечах
HUM HUM HOH Ваджрасурья - в обоих глазах
PHAT HAM Парамашва - это оружие всех органов-членов тела
OM VAM Ваджраварахи находится в пупке
HAM YOM Ямини находится в сердце
HRIM MOM Мохани - во рту
HREM HRIM Санчалини - на гребне головы
HUM HUM Самтрасани - на макушке головы
PHAT PHAT Чандика - оружие всех органов
Соорудив главный узел именно средним пальцем, ваджру большого пальца устанавливает твердо, (она, мудра) должна быть помещена на уровне середины лба, (и затем) он должен побудить ее к перевороту, способом вращения и поворачивания. Затем, прижав ногу вниз, глядя вверх, он выкрикивает слог HET в направлении вверх. Призвав Героев и Йогинь из сфер-миров десяти направлений (он повторяет) JAH HUM BAM HOH. Йогой железного крюка и т. д. подтащив поближе, совершив вхождение, связывание, он должен целиком соединиться (с ними).
Он видит все небесное пространство полностью заполненным Героями и Йогинями. Затем она дает подняться действенному посвящению впечатляющим жестом посвящения с чашей-черепом, наполненной пятью нектарами.
(Она произносит): После рождения все Татхагаты были омыты подобно этому, и я также омою (тебя) чистой божественной водой:
OM SARVATATHAGATABHISEKASAMAYASRIYE SVAHA AH HUM
Он должен изобразить круг (мандала) ветра и огня, а над этим - капалу, возникающую из буквы А, наполненную пятью нектарами. (Это) обретает силу (тремя слогами) HUM на вершине (луны) из шестнадцати пальцев. Из трех слогов следует созерцать три чакры, излучаемые вперед.
OM SAMAYASUDDHAH SARVADHARMAH SAMAYA SUDDHO HAM
Он направляет ум, чтобы тот пребывал в состоянии сосредоточения на едином вкусе всех дхарм.
Посредством прайоги нектара знания он должен пить ваджра-воду:
OM VAJRAMRTODAKA HUM THATHA TRAM AH KHAM HUM PHAT SVAHA
Используя прайогу знания-мантры, следует заставить высшую чакру излучать. После чего, совершив повторение (джапу) с четками из раковин и выполнив пранаяму созерцания, он незамедлительно засияет.
OM SRI VAJRA HE HERUKA HUM HUM PHAT DAKINIJALA SAMVARAM SVAHA OM HRIH HA HA HUM HUM PHAT
Это сердце и то, что рядом с сердцем
OM VAJRAVAIROCANIYE HUM HUM PHAT SVAHA
OM SARVABUDDHA DAKINIYE HUM HUM PHAT SVAHA
Это сердце и то, что рядом с сердцем богини. Таким способом он должен исполнять созерцание, одновременно повторяя (джапа) пока не устанет. Когда устанет, пусть он созерцает пустоту. Он должен пребывать в тридцати семи дхармах-членах (звеньях) просветления:
Осознавание-сосредоточение на теле есть Дакини.
Сосредоточение на ощущениях есть Лама.
Сосредоточенное внимание на природе есть Кхандароха.
Сосредоточение на мышлении есть Рупини.
(Это) - чистота лотоса-знания.
Основа магических сил в стремлении есть Прачанда.
Основа магических сил в старании есть Чандакши.
Основа магических сил в рассуждении есть Прабхавати.
Основа магических сил в мышлении есть Маханаса.
Способность веры есть Вирамати.
Способность старания есть Кхарвари.
Способность внимательности есть Лангкешвари.
Способность самадхи есть Друмаччхайя.
(Это) - чистота чакры ума
Способность проницательности-понимания есть Айравати.
Сила веры есть Махабхайрава.
Сила усердия есть Вайювега.
Сила внимательности есть Сурабхакши.
Сила самадхи есть Шьямадеви.
Сила мудрости-проницания есть Субхадра.
Член просветления самадхи есть Хайякарна.
Член просветления усердие есть Кхаганана.
(Это) - чистота чакры речи.
Член просветления радость есть Чакравега.
Член просветления неподвижность есть Кхандароха.
Член просветления исследование учения есть Саундари.
Член просветления внимательность есть Чакравармини.
Член просветления спокойствие есть Сувира.
Правильный взгляд - это Махабала.
Правильные представления суть Чакравартини.
Правильная речь - это Махавирья.
(Это) - чистые чакры тела.
Правильные телесные действия суть Какасья.
Правильный образ жизни - это Улукасья.
Правильное усилие - это Шванасья.
Правильная внимательность есть Шукарасья.
Это - четверо врат освобождения.
Правильное самадхи есть Шри Херука.
"Я состою из внутренней природы знания высшей чистоты сферы дхармы".
Зарождение добродетельных качеств, еще не возникших есть Ямадахи.
Сохранение уже имеющихся добродетелей есть Ямадути.
Устранение имеющихся порочных качеств есть Ямадамштри.
Препятствие возникновению еще не возникших греховных качеств есть Ямаматхани.
Это - очищение круга обетов.
Если таким образом совершают созерцание на пути различения, то, поистине, практикующий обретет успех. Тот, кто обладает сущностью йоги ради блага всех, имеет высший обет равностности (тождества).
Он должен созерцать различные чакры, как обладающий пятью методами, способом различения каждой по отдельности. Раздельными частями надлежит созерцать рожденного из утробы, имеющего пять высших чакр, с Повелителем, соответствующим Йогини. Она разделена разделением в отделении.
Подобно Херука-ваджре, точно так же Деви должна находиться в центре. Он пребывает в окружении Йогинь, в соответствии с йогой Будда-дакини.
Тело-ваджра Героя следует созерцать находящимся в центре бхаги. Так следует последовательно созерцать, по указаниям йоги трех чакр. Следует созерцать (повелителя) с пятью чакрами в бхаге, согласно йоге Дакини, в центре.
Йогой Падмадакини, подразделением Ваджрадакини следует выполнять созерцание высшего Херуки в центре бхаги, окруженного тремя кругами. Следует созерцать его в круге обетов в мандале Дакини обетов (Самаядакини), посредством йоги Дакини знания в центре разноцветного лотоса. Следует созерцать (его) в бхаге, окруженной четырьмя кругами.
Как мы созерцали отдельного героя Херуку в сопровождении Варахи, так же созерцает (его) цвет, лицо, атрибуты в руках и двойной лотос. Изображение высшего Херуки следует размещать в его бхаге. Обладающий частями, он по природе пятеричен и украшен черепами. Его следует понимать на тех же ступенях, что и Йогини. Надлежит визуализировать в середине бхаги. Его должно созерцать в центре круга, в середине бхаги, как невидимого.
Необходимо практиковать тайное созерцание в круге героев в сердце, в объятиях своей (супруги) по типу Йогини, со свитой, по типу Йогини в чакрах. Они великолепны, с четырьмя руками. Две руки обнимают, в других зажаты различные орудия.
Таково созерцание героя, невидимого, пребывающего в бхаге, йога спрятанного от мира условного. Таково высшее созерцание героя в невидимой форме.
В соответствии с йогой Рожденного из яйца по ступеням, следует практиковать методом последовательных созерцаний. Надлежит созерцать собрание пяти в медитации высшего Рожденного из яйца. Разнообразием различных (бхеденабхедитва) чакр, таким образом, успешно выполняется йога. Основанное на различении, согласно собственному желанию, существует созерцание на основе предрасположенности и вкуса. Ради разнообразия Повелителя, ради разнообразия Семьи существуют следующие одна за другим созерцания Повелителя. Разнообразив множество различий имени, следует применять звук Дака. Или еще разнообразием трех тел (кайя) он является тем, кто творит Повелителя. Путем разнообразия Повелителей и т.д. он будет совершать разнообразие чакр. (Или еще разделение сделано) путем разнообразия семей всех, согласно разнообразию Героя и Йогини.
Созерцание Рожденного из утробы должно осуществляться йогой песни. Рожденный из яйца лишен песни и рассеянных звуков. Самовозникший Повелитель является высшим многообразием йоги Йогина.
Некоторые йогины подвержены желаниям, а некоторые - нет. (Он) свободен от звуков песен, помещая на уровень свободу проявлений.
Ряд не проявляется, исчезает, - тонкий, свободный от объекта и субъекта, свободный от звуков жизни, - это и есть высшее радостное состояние.
Они (йогины) наслаждаются всеми чувственными объектами, по образцу обладания сердцем сострадания для пользы, старания ради всех живых существ, прекраснейшего воздержания и усердия. Йогин не поносит песню, которая приятна и полезна Дакини:
HOH О Повелитель, обретший (блаженство) в Трех Мирах!
A LA LA HOH!
В сострадательном состоянии ума быстрое освобождение и, поистине отвращаются (страдания)!
Гирлянда блаженства! Собрание Победоносцев!
A LA LA HOH!
Освобождение Татхагаты (от) страданий сансары!
О Господин, ты сущность всего блаженства, любовное наслаждение соединения с Желающим, и сущность Трех Миров!
A LA LA HOH!
Полностью свободный через наслаждение!
Падмайогини должна озвучить этим йогу песни. Она должна возникнуть в сети лотосов, посредством блаженства ваджрасамйоги. Через это Господин (проявляет себя), увещевает из блаженного пребывания в Великом наслаждении. (Она) должна предлагать освобождение возникновению всех будд.
Когда нет частей, тогда нет песни; когда нет частей Рожденного из яйца, тогда не видать формы, нет блаженства, нет состояния нерадости, поля творения воображения и песни чистоты (кальпаначитагочара), недвойственности и без-частей, свободного от дхармы и не-дхармы. Нет налипания грехов. Рожденный из яйца свободен от всей двойственности, одарен высшим состоянием.
Песню пробуждения ото сна не должно мудрецам открывать для глупцов. Он пробужден созерцанием бодхьянга ради пользы и блага живых существ.
Существует рожденная полем и вместерожденная Деви, и подобным же образом рождена Йогини в тайном месте. Существует рожденная семьей и рожденная матерью Деви, и подобным же образом "Та невидимая, идущая по небу" (Адришьякхечари). Существует рожденная законом высшая и, поистине, средняя, (как и) высшая, многообразная. Существует "Та, которая пребывает под землей" (Паталаталавасини), "Та, которая принадлежит небесам Тридцати" (Тридаши), и "Та, которая движется по земле" (Бхучари), Нагини, Гандхарви, Якшани и Киннари, таким же образом.
Существует также Апсара, которая обрела совершенство ранее, и другие, имеющие стремление, (и) кто прислуживал Трем Драгоценностям; все они разместились во внешней мандале.
С поклонением омовения, с магическими проявлениями танца и песни, с божественным соком среди различных вкусов она должна почитать Повелителя Дакинь.
Поднявшись на вершину мандалы ветра, следует созерцать чакру тела. Следует мгновенно созерцать речь в мандале воды. Поднявшись в мандалу огня, он должен созерцать блаженство, рождающее чакру ума.
Поднявшись к "Великому Индре", он должен созерцать высшую мандалу. Он должен созерцать там мандалу знания, - это успешное созерцание.
Затем в центре мандалы бхаги следует созерцать двойной лотос, в центре солнечного круга он должен созерцать уединенного Героя. Вокруг трех чакр надлежит поместить ваджру, а также гирлянды чакр и лотосов.
В соответствии с предписанными правилами окружают круг обетов кругом вишваваджр. Точно так же окружают внешнюю мандалу, где находится пятеричное добавление.
С внешней стороны ужасное кладбище окрашено в различные великолепнейшие цвета, оно радует лучшими из деревьев различных видов, а также (страшными) собаками, шакалами, "Ужасающими", воронами, совами, волками (врикаир), жертвенными животными "шибика" (шибикачиллика), ястребами, грифами, скелетами, (телами), проткнутыми копьем, повешенными, полусгоревшими (телами), черепами, ногами, обезглавленными (трупами), руками, головами, змеями различных приятных видов, змеями с "коровьим носом", ящерицами, львами, свиньями, тиграми, козами, а также баранами, слонами, конями, ослами, коровами и верблюдами в качестве высших символов. (Они украшены) лотосами, различными высшими символами, едой и лучшими напитками. Герои пребывают в виде божественного союза. Различные высшие Дакини держат в руках чаши из черепов (капала) и магические жезлы (кхатванга), секиры (карттика) и высшие барабаны дамару.
С различными божественными музыкальными инструментами, с многообразными вкусами при наслаждении едой, с различными поцелуями и объятиями, с высшими из высших нектаров для высасывания, - такими вещами разного вида (наполнено) кладбище с якшами, веталами и ракшасами. Совершая таким образом подношение, надлежит почитать форму Херуки. При этом выполняется мудра под звуки барабана дамару и ваджра колокола.
Одетый только воздухом, соединившись с мудрой, он выкрикивает HUM PHAT. Посредством "позы алидха" (шаг вправо), он показывает сверкающую мудру. В соответствии с обетом, он наполняет свой рот и должен повторять в законченном виде:
OM AH ARALI HOH JAH HUM BAM HOH,
Ты являешься видимым обетом Ваджрадакини!
Таким способом он должен (повторить) три, четыре или пять раз в обычном порядке и в обратном порядке, наполняя этим чашу из черепа.
Ваджра-руками (изобразив) отверстие на верхушке, он должен повторять мантру:
"OM KHA KHA KHAHI KHAHI, пусть все якши, ракшасы, бхуты, преты, пишачи, духи одурманивания, демоны утраты памяти (анасмары), даки, дакини и т.д. примут это жертвенное подношение пищи, милостиво охраняют мои самайи и даруют мне все сиддхи. Еда, питье, запахи - какие ни пожелаете, не оставьте без внимания. Пусть, откликнувшись на мои призывы для всех, появятся женские помощницы для очищения на пути истинного блаженства.
HUM HUM PHAT SVAHA
Этим объясняющим способом четырех текущих моментов следует выполнять даяние плоти с целью великого служения (арамкрити), которое есть уникальное пребывание в блаженстве. По методу йоги послесозерцания он должен, поистине, наслаждаться всем.
Это была IX глава под названием "Метод разрушения всей непрерывной кармы" из Шри Абхидханоттароттары.
Глава XIV. Йогини тайных мест
Теперь я буду излагать тайное, высшие тайные места (питха) и места встреч (мелапака).
Путем собственного бытия всех вещей может появиться единая сущность смеси.
Когда существует настоящее равностное недвойственное сознание, тогда он созерцает четыре угла дворца, включающего круги трех цветов. В центре этой мандалы он представляет высший круг с двадцатью четырьмя спицами. В его центре расположен большой лотос, разноцветный, сверкающий двойной лотос с восемью лепестками, ступицей (?), украшенный тычинками.
(Этот дворец) имеет четыре двери, украшенный восемью колоннами и арками, убран гирляндами и полу-гирляндами жемчужин, всецело обладающий всеми качествами.
(Следует созерцать) в центре солнечного круга великого блаженного Ваджрасаттву и появление (из) тающих гласных и согласных (али-кали) пяти знаний. И через превращение надлежит созерцать прославленную ваджру - как Херуку, который подобен великому уничтожению в конце времен, кто разрушает всех тех, кого трудно укротить. Он попирает Бхайраву и Каларатри одной из своих ног. У него рот с обнаженными чудовищными зубами, лики с тремя глазами, он внушает сильный страх; имеет высшее тело, окруженное голубым пламенем, высшее тело-проявление голубого цвета. (Он) увенчан связкой черепов, благословлен пятью Буддами, с короной в виде двойной ваджры и украшен (серпом) половины луны. У него шесть ликов, выражения которых: героическое, отвратительное, страстное, веселое, яростное и с часто облизывающимся языком. Он запечатан шестью печатями (мудра), тело увешано многочисленными украшениями. Он целиком слит с Варахи в тесном телесном единении, зажатый ее двумя коленями. Он стоит в позе алидха (правая нога впереди), она - в позе пратьялидха (левая нога впереди). Он издает громкие ужасающие звуки HA HA SA HUM HI HI, звуки HUM HUM SA HUM и ATTATA. У него голубое, желтое, красное, зеленое и белесоватое лица, а сверху - очень свирепое лицо. Он наслаждается небесным местопребыванием; держит ваджру и колокол, сжимает груди богини, держит пугающую шкуру-накидку, окровавленную, истекающую нечистотой капалу, магический жезл (кхатванга), секиру, крюк, аркан, голову, страшный молот, а также барабан дамару. На лбу у него помещено великолепное украшение в виде копья (шакти), предъявляющее сверкающую печать (мудра).
Пребывает с руками того же цвета, обнаженный, со спутанными волосами; в таком виде следует созерцать ее, имеющую гирлянду украшений из обломков (костей). В таком виде созерцают Варахи, свободную от малейших сомнений относительно Йогини (Йоги). Она обладает мудростью и методом, пребывает в истинном блаженстве восторга сострадания. Возникшая ради блага всех живых существ, с умом, исполненным жалости, наслаждающаяся небесной радостью, она обладает чувством великого сострадания.
Она всецело устремлена к работе на благо живых существ, совершая очищение шести сфер существования.
Возникнув из знания пустоты, она лишена концептуальности и не имеет местопребывания; без внутренней сущности, высшей и тонкой.
Без звука капли (бинду), держась обетов (самайя) равностности, они суть те, кто обладают лучшим внешним и внутренним. В сердце, в центре лунного диска виден обет знания (джнянасамая) со своим цветом и эмблемами. Затем в их сердце созерцают ваджру, (помеченную) семенем (силлаб) на (диске) луны.
Таким путем следует совершать визуализацию по способу йоги служения.
Надлежит соорудить жилище Дакини на лотосе в ожидании успеха: на Востоке находится место Дакини, на Севере обитает Лама, на Западе находится Кхандароха, а на юге, так же, Рупини. Голубая, зеленая, красная и желтая - таковы их четыре формы. У них три глаза и перекошенные лица, с неистовыми гримасами, со спутанными волосами, а сами они одеты только воздухом. Они обладают всеми украшениями и "запечатаны" по способу пяти печатей (мудра). Каждая из них держит чашу из черепа (капалу) и магический посох (кхатванга), расположенный против их левого плеча. Они держат барабан дамару и секиру. (Ожерелье) из голов (символизирует) высший обет Дакинь.
Чаши из черепа в вазах наполнены "мыслью просветления" (бодхичитта).
Надлежит размещать в круге (чакра), по образцу той, которая в прошлом обрела совершенство (пурвасиддхи), продвигаясь по ступеням личного блаженства (свадхиштхана) и т.п.
В направлении с востока на север в Пуллирамалайя находятся Кхандакапалина и Прачанда. Она небесно-белого цвета.
В Джаландхаре находятся Махаканкала и Чандакши. Она желтая.
В Одияне находятся Канкала и Прабхавати. Она зеленая.
В Арбуде находятся Викатадамштрина и Маханаса. Она небесно-белая.
В Годавари находятся Суравайрина и Вирамати. Она желтая.
В Рамешвара пребывают Амитабха и Кхарвари. Она зеленая.
В Девикота находятся Ваджрапрабха и Ланкешвари. Она небесно-белая.
В Малава находятся Ваджрадеха и Друмаччхайя. Она желтая.
В Камарупа находятся Анкурика и Айравати. Она зеленая.
В Одра находятся Ваджраджатила и Махабхайрава. Она небесно-белая.
В Тришакуни находятся Махавира и Вайювега. Она желтая.
В Кошала находятся Ваджрахумкара и Сурабхакши. Она зеленая.
В Калинга находятся Субхадра и Шьямадеви. Она небесно-белая.
В Лампака находятся Ваджрабхадра и Субхадра. Она желтая.
В Канчи находятся Махабхайрава и Хайякарна. Она зеленая.
В Гималайя находятся Вирупакша и Кхаганана. Она небесно-белая.
В Претапури находятся Махабала и Чакравега. Она желтая.
В Грихадевата находятся Ратнаваджра и Кхандароха. Она зеленая.
В Саураштра находятся Хайягрива и Саундари. Она небесно-белая.
В Суварнадвипе находятся Акашадарбха и Чакравармини. Она желтая.
В Нагара находятся Шри Херука и Сувира. Она зеленая.
В Синдху находятся Падманартешвара и Махабала. Она небесно-белая.
В Мару находятся Вайрочана и Чакравартини. Она желтая.
В Кулата находятся Ваджрасаттва и Махавирья. Она зеленая.
Или еще, если он предпочитает, можно указать цвет с подразделением на тело, речь и ум.
Подобным же образом, в дверях, в направлении слева на восток, находится "Та, что с головой вороны" (какасья), в направлении на север - "Та, что с головой совы" (улукасья), на запад - "Та, что с головой собаки" (шванасья), на юге - "Та, что с головой кабана" (шукарасья). Они голубого, красного, зеленого и желтого цветов.
В юго-восточной части находится "Та, с земли кремации Ямы" (Ямадахи) красного цвета; в юго-западной четверти находится "Та, посланница Ямы" (Ямадути) голубого цвета; в северо-западном направлении находится "Та, которая клык Ямы" (Ямадамштри) дымчатого цвета; и в северо-восточной части находится "Та, которая смерть Ямы" (Ямаматхани) бело-желтого цвета.
Герои Кхандакапала и т.д. соединены с Прачанда и т.д., имеют одно лицо и четыре руки, стоят в позе алидха (шаг вправо). Они увешаны гирляндой черепов и укутаны в шкуру тигра; имеют пять печатей (мудра), их крепко обнимают ногами богини. Они обнажены, украшены гирляндами голов, имеют три глаза и украшения на лбу в виде ваджра-гирлянды. Выполняют практику (йога) недвойственного слияния с ваджрой и колоколом; они сжимают груди богинь. (Герои) держат в руках капалу, магический жезл, барабан дамару или, в зависимости от трех семейств, к которым принадлежат, держат еще коренной символ в виде ваджры, колеса или лотоса. Они одеты только воздухом. Богини имеют спутанные волосы и очень свирепы.
"Та, что с головой вороны" среди богинь и т.д. имеют спутанные волосы и одеты только воздухом. Они стоят в позе алидха, имеют три глаза и гримасу на лице, несут головное украшение в виде гирлянды черепов, а тело украшено гирляндой голов. Имеют на себе пять печатей, каждая из них искусна в любви и страсти; они соединены с самовозникшими "средствами", косоглазы и карликового роста, имеют свисающие животы и тела с толстыми бедрами и коленями. На лицах гримаса ярости. Они (пребывают) на солнце и лотосе и предназначены для завершения. Если какой-то практик захочет, он может созерцать их таким условным способом, (но) как имеющих страстные лица. Они держат капалу и магический жезл, барабан дамару, секиру, а также головы.
Всех их следует представлять, как находящихся в мандале, установленной на голодных духах (претах).
(Завершив созерцание) ближнего служения (упасева), имеющее отношение к мандале группы Дакинь, следует начинать посредством йоги вызывание (садхана) методом йоги "размещения" на членах Героя:
Ногти и зубы - это Кхандакапалина. Волосы на голове и на теле суть Махаканкала. Кожа и грязь суть Канкала. Плоть есть Викатадамштрина. Мышцы суть Суравайрина. Кости суть Амитабха. Почки суть Ваджрапрабха. Сердце - это Ваджрадеха. Оба глаза суть Анкурика. Желчь - это Ваджраджатила. Легкие суть Махавира. Кишечник - это Ваджрахумкара. Свернутый (кольцами) кишечник (гунаварти) есть Субхадра. Желудок - это Ваджрабхадра. Фекалии суть Махабхайрава. Пробор в волосах есть Вирупакша. Флегма есть Махабала. Гной - это Ратнаваджра, кровь - Хайягрива, пот - Акашагарбха, жир - это Херука. Слезы суть Падманартешвара, сопли - Вайрочана, а анус - это Ваджрасаттва.
В Пуллирамалайя на голове находится Прачанда.
В Джаландхара на гребне головы - Чандакши.
В Одияне на правом ухе - Прабхавати.
В Арбуде с тыльной стороны головы - Маханаса.
(Это) - тайные места (питха).
В Годавари на левом ухе - Вирамати.
В Рамешвара между бровей - Кхарвари.
В Девикота в глазах - Ланкешвари.
В Малава на двух плечах - Друмаччхайя.
(Это) - вторичные тайные места (упапитха).
В Камарупа в подмышках - Айравати.
В Одра на плечах - Махабхайрава.
(Это) - поля (кшетра).
В Тришанкуни на Луне - Вайювега.
В Кошала на кончике носа - Сурабхакши.
(Это) - вторичные поля (упакшетра).
В Калинга во рту - Шьямадеви.
В Лампака в горле - Субхадра.
Это - чхандохас.
В Канги в сердце - Хайякарна.
В Гималайя в корне члена - Кхаганана.
(Это) - вторичные чхандохас (упачхандохас).
В Претапури на члене (линга) - Чакравега.
В Грихадевата в анусе - Кхандароха.
(Это) - места встреч (мелапака).
В Саураштра на бедрах (?) - Саундари.
В Суварнадвипе на ногах - Чакравармини.
(Это) - вторичные места встреч.
В Нагара на пальце(-ах) ноги - Сувира.
В Синдху на внешней части стопы - Махабала.
(Это) - кладбища.
В Мару на двух больших пальцах - Чакравартини.
В Кулату на коленях - Махавирья.
(Это) - вторичные кладбища.
Элемент земли есть Патани, Элемент воды есть Марани, элемент огня есть Акаршани, элемент ветра есть Падманартешвари, элемент пространства есть Падмаджалини.
Вайрочана пребывает в рупа-скандхе, Ваджрасурья пребывает в ведана-скандхе, Падманартешвара - в самджня-скандхе, Ваджрараджа - в самскара-скандхе, Ваджрасаттва - в виджнянаскандхе. Шри Херука является сущностью всех Татхагат.