Беляев Сергей
Разъяснение Тантры Калачакры

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Беляев Сергей (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)
  • Размещен: 14/02/2025, изменен: 14/02/2025. 58k. Статистика.
  • Руководство: Религия, Эзотерика, Обществ.науки
  • Наши переводы
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Украшение Безупречного Света: Разъяснение Тантры Калачакры, Кхедруп Норсанг Гьятсо (1423-1513), будет пополняться

  •   Библиотека тибетских классиков - это особая серия, разрабатываемая Институтом тибетских классиков с целью сделать ключевые классические тибетские тексты частью глобального литературного и интеллектуального наследия.
      В конечном итоге она будет включать в себя тридцать крупных томов, в которых будет более двухсот различных текстов от более чем ста известных тибетских авторов.
      Эти тексты были выбраны в сотрудничестве с представителями ведущих школ и другими выдающимися тибетскими учеными, чтобы представлять всю тибетскую литературную традицию.
      Тексты, включенные в эту серию, охватывают более тысячи лет и включают широкий спектр знаний тибетской классической литературы - от основных учений конкретных школ до разнообразных областей, таких как этика, философия, психология, учения буддизма и практики медитации, гражданская и социальная ответственность, лингвистика, медицина, астрономия и астрология, фольклор и историография.
      
      Украшение Безупречного Света: Разъяснение Тантры Калачакры, Кхедруп Норсанг Гьятсо (1423-1513)
      Тантра Калачакра, буквально "колесо времени", вероятно, развилась в полноценную систему теории и практики в русле великой колесницы индийского буддизма, примерно в десятом веке.
      Разъясняя корневой текст этой тантры , индийский мастер Пундарика, который, по легенде, был одним из королей Калки, - мифической страны Шамбалы, написал значимый текст"Безупречный Свет" (Вимала прабха).
      Наш том представляет собой авторитетное тибетское разъяснение этого важного буддийского текста.
      Передача учений Калачакры пришла в Тибет в одиннадцатом веке, когда Джийцо Осер перевел ключевые тексты этой системы на тибетский.
      Одной из центральных тем в литературе Калачакры является детальное понимание корреляции между человеческим телом и внешней вселенной.
      В рамках разработки этих сложных соответствий тексты Калачакры представляют удивительно детализированную теорию космологии и астрономии, особенно относительно движения различных небесных тел.
      Они также представляют высоко сложную систему буддийской теории и практики, включая использование тонких энергий тела, глубокие медитативные состояния ума и проницательное внимание к тонким точкам внутри основных энергетических каналов в теле, известных как чакры.
      Учение Калачакры комментировалось многими великими тибетскими авторами.
      "Украшение Безупречного Света" Кхедрупа Норсанга Гьятсо, который был специально выбран Его Святейшеством Далай-ламой XIV для включения в "Библиотеку тибетских классиков", считается одним из самых авторитетных произведений о теории и практике этой важной буддийской системы.
      
      "Библиотека тибетских классиков"  Том 14  Генеральный редактор - Тхуптен Джинпа
      "Украшение Безупречного Света"
      Разъяснение Тантры Калачакры
      Кхедруп Норсанг Гьятсо
      
      Перевод на английский: Гавин Килти
      перевод на русский Сергей Беляев
      
      Wisdom Publications  Boston in association with the Instituce of Tibetan Classics
      Wisdom Publications 199 Elm Street Somerville MA 02144 USA www.wisdompubs.org
      (C)2004 Institute of Tibetan Classics All rights reserved.
      
      (C)2004 Институт тибетских классиков. Все права защищены.
      Первое издание 09 08 07 06 05 04 6 54321
      Ни одна часть этой книги не может быть воспроизведена в любой форме или любыми средствами, включая фотографию, запись или любую систему хранения или извлечения информации, технологии, известные на данный момент или разработанные в будущем, без письменного разрешения издателя.
      Данные о каталогизации в публикации Конгресса США Нор-бзан-рья-мцо, Мкхас-груб, 1423-1513.
      
      Введение переводчика
      Украшение Непорочного Света:
      Изложение Внешнего, Внутреннего и Тайного Калачакры
      
      список из 46 элементов
      1.Состав Коренной и Сжатой Тантры 25
      2.Первоначальный Ум и Тело 53
      Часть I. Внешний Мир
      3.Три Темы Тантры Калачакра 75
      4.Формирование Внешнего Мира и Его Размеры 79
      5.Жители Этого Мира 91
      6.Звезды и Планеты 105
      7.Разрешение Противоречий между Калачакрой
      и Космологией Абхидхармы 145
      Часть 2. Внутренний Мир Чувствующих Существ
      8.Развитие Тела 161
      9.Каналы, Ветры и Капли 177
      10.Расхождения между Калачакрой и Другими Тантрами 195
      Часть 3. Посвящения
      11.Квалификации Мастера и Ученика 211
      12.Описание Мандалы 225
      13.Посвящения 231
      14.Семь Детских Посвящений 243
      15.Четыре Высших Посвящения 247
      16.Посвящения Выше которых нет 257
      Часть 4. Садхана: Методы Достижения
      17.Две Стадии 271
      18.Стадия Зарождения 277
      19.Два Накопления 281
      20.Ваджрные Тела 285
      21.Анализ Цветов Божеств Лунных Дней 303
      22.Разрешение Сомнений Касательно Процесса Зарождения 317
      23.Ваджра Речи 341
      24.Ваджра Ума 369
      25.Ваджра Познания 375
      Часть 5. Гностика: Стадия Завершения
      26. Шестиразовая Йога 391
      27.Отступление: Ночная Йога 411
      28.Отступление: Дневная Йога 439
      29.Йога Медитативного Погружения 461
      30.Пранаяма: Йога Ветров 475
      31.Ваджрная рецитация 483
      32. Йога дыхания Вазы 495
      33.Йога Удержания 513
      34.Йога Памятования 523
      35.Йога Медитативной Концентрации 553
      36.Плоды Двух Стадий 585
      Приложения
      37.Таблица Транслитерации Тибетского 595
      38.Перечисления, Упомянутые в Тексте 598
      39.Измерение Времени 602
      40.Линейное Измерение 604
      41.Калачакра Слово-Цифры 605
      42.Приближение и Достижение в Шестиразовой Йоге 610
      43.Шесть Элементов и Внутренний Мир 611
      44.Хронология, Связанная с Калачакрой 612
      4.Схема: Мироздание Калачакры 615
      5.Схема: Путь Солнца над Земными и Водными Мандалами 616
      Примечания 617
      Глоссарий 673
      Библиография 681
      Работы, Цитируемые Автором 681
      Канджур (Канонические Писания) 681
      Тенгьюр (Канонические Трактаты) 683
      Тибетские Работы 688
      Работы, к которым обращался Переводчик 691
      Указатель 693
      О Соавторах 711
      
      Предисловие Редактора
      
      Мы испытываем большую радость, представляя русскоязычному читателю английский перевод классического труда Кхедрупа Норсанга Гьяцо по системе мышления и практики Калачакры под названием "Украшение непорочного света".
      Эта работа, умело переведенная Гэвином Килти, является дебютным томом на английском языке из серии "Библиотека тибетских классиков", хотя по счету она является четырнадцатой в серии.
      
      Создание и развитие "Библиотеки тибетских классиков" руководствуется двумя основными целями.
      Первая заключается в возрождении интереса и изучении важных текстов классического культурного наследия Тибета среди тибетскоязычных сообществ по всему миру, особенно среди молодого поколения, чья жизнь представляет собой вызов сосуществования традиционной тибетской культуры с реалиями современной промышленной жизни.
      С этой целью были предприняты усилия по разработке всеобъемлющего, но легкодоступного набора текстов, в который входят произведения наиболее известных тибетских авторов и охватывающих весь спектр классических тибетских знаний.
      Вторая цель "Библиотеки тибетских классиков" заключается в том, чтобы сделать эти классические тибетские тексты частью мирового литературного и интеллектуального наследия путем перевода на современные европейские и другие языки.
      В этом отношении мы приложили значительные усилия, чтобы сделать английский текст серии классиков доступным для читателя.
      Насколько это возможно, были предприняты усилия, чтобы основная часть текста была свободна от излишней терминологичности, которая часто отпугивает обычного читателя.
      Для специалистов, которые желают сравнить перевод с тибетским оригиналом, ссылки на страницы критического издания тибетского текста были встроены в перевод.
      
      Ряд других важных соображений лежит в основе разработки этой серии.
      Тексты серии охватывают более тысячелетия, начиная с разработки современного тибетского письма в седьмом веке и до начала двадцатого века, когда тибетское общество и его культура резко столкнулись с современной промышленной эпохой.
      
      Тома организованы тематически и охватывают следующие шестнадцать основных категорий классических тибетских знаний: (i) специфические учения тибетских школ, (2) альтруистический идеал бодхисаттвы, (3) изложение трех корзин , (4) стадии зарождения и завершения в высшей йога-тантре, (5) изучение Совершенства мудрости, (6) теория природы будды *татхагатагарбха, сугата шинкая*, (7) философия Мадхьямаки о пустоте, (8) логика и эпистемология, (9) психология и феноменология Абхидхармы, (10) положения классических индийских философских школ, (11) советы по мирской мудрости и вежливости, (12) врата для ученых, включая такие разные области, как лингвистика, поэзия и литература, (13) медицина, (14) астрономия и астрология, (15) рассказы из тибетской оперы и (16) исторические сочинения.
      
      Первая из этих шестнадцати категорий охватывает учения школ Кадам, Ньингма, Сакья, Кагью, Гелуг, Джонанг, различных буддийских школ и школы Бон.
      Тексты, представленные в этих томах, в целом были отобраны старшими держателями линии отдельных школ.
      Что касается других категорий, то выбор текстов основывался в первую очередь на признании исторической реальности развития отдельных дисциплин.
      Например, в области эпистемологии были выбраны работы школ Сакья и Гелуг, тогда как по теме природы Будды более заметным являются труды Бутон Ринчен Друпа и мастеров Кагью.
      Там, где есть общие области интересов, например, изложение трех корзин или альтруистический идеал бодхисаттвы, были предприняты усилия включить точки зрения всех четырех крупных тибетских буддийских школ.
      Надеемся, что с созданием "Библиотеки тибетских классиков" катологизированная справочная библиотека ключевых классических тибетских работ, охватывающая весь объем классических тибетских знаний, станет доступной для многих библиотек, образовательных и культурных учреждений, а также заинтересованных лиц.
      Это первый том серии "Библиотека тибетских классиков", в котором рассматривается система буддийских учений и практик Калачакры, оказавшая значительное влияние во многих ключевых областях классического тибетского знания.
      Хотя Калачакра относится к классу учений Ваджраяны, тексты этого жанра также охватывают такие разнообразные области, как космология, астрономия и астрология, классическая числовая система, а также медицина и физиология человека.
      Поскольку основная тема этого тома - изложение системы медитативной практики Калачакры, многие из представленных здесь практик предполагают, что читатель прошел посвящение в высшую йога-тантру.
      Кроме того, учитывая эзотерический характер некоторых из этих медитативных практик, стоит помнить о глубоком символизме и значении, которое охватывает многие аспекты описанных здесь практик, некоторые из которых могут показаться вызывающими современному читателю.
      
      Автор настоящего тома, Кхедруп Норсанг Гьяцо, был известным тибетским ученым и практиком пятнадцатого века.
      Он был учеником, среди прочих, Первого Далай-ламы Гендуна Друпа и Такцанга Лоцавы Шерапа Гьялцена, и позже стал главным учителем Второго Далай-ламы Гендуна Гьяцо.
      Хотя он принадлежал к школе Гелуг тибетского буддизма, Норсанг Гьяцо признается важной фигурой в продвижении синкретического подхода, сочетающего учения и практики школ Гелуг и Кагью, в традиции буддийской махамудры.
      Вместе с Друкпой Лхундрупом Гьяцо, Норсанг Гьяцо также приписывают основание высоко влиятельной Фук школы тибетской астрономии и астрологии.
      В данном контексте наиболее важно, что благодаря своей преданности интенсивной медитативной практике в течение более четырех десятилетий в качестве "скитальца-отшельника", перемещаясь из одного уединенного места затворничества в другое, Норсанг Гьяцо стал в Тибете почитаться как великий знаток медитации и учитель.
      Сегодня его включают в число линии мастеров многих важных традиций практики, включая, конечно, линию Калачакры.
      Норсанг Гьяцо умер в 1513 году в возрасте девяноста одного года.
      Для меня стало большой честью участвовать в этом важном проекте перевода.
      Прежде всего, я хотел бы поблагодарить Его Святейшество Далай-ламу за выбор этого важного текста для включения в Библиотеку Тибетских Классиков.
      Я благодарю Гэвина Килти за такую великолепную работу по переводу этого монументального текста, а также следующих лиц и организаций, которым я также выражаю свою искреннюю благодарность: Дэвиду Киттельстрому из Wisdom Publication за его проницательность и искренность при редактировании; Джину Смиту и Тибетскому Буддийскому Ресурсному Центру за предоставление критически важных тибетских текстов, включая копию текста Норсанга Гьяцо по астрологии; Центральному институту высших тибетских исследований, Сарнат, Индия, за предоставление полного доступа к его библиотеке для тибетских редакторов, которые нашли многочисленные цитаты из текстов Норсанга Гьяцо; и конечно же моей жене, Софи Буайе-Лангри, за выполнение бесчисленных невидимых административных работ, связанных с таким совместным проектом.
      Наконец, без необходимого топлива финансирования никакое количество посвящаемой энергии не могло бы осуществить такой проект, как перевод этого тома.
      Поэтому я хотел бы поблагодарить Ричарда Гира и Фонд Гира за финансирование всех расходов на перевод этого тома.
      Я также хотел бы поблагодарить Фонд семьи Херши за его долгосрочную поддержку Института Тибетских Классиков, без которой мечта о создании Библиотеки Тибетских Классиков, частью которой является этот том, так и не взлетела бы.
      Я искренне надеюсь, что благодаря публикации этого тома, тысячи людей за пределами тибетскоязычного сообщества, которые получили инициацию Калачакры от Его Святейшества Далай-ламы, смогут изучить эту важную буддийскую систему мышления и практики, чтобы они могли углубить своё понимание и практику.
      Пусть благодаря усилиям всех тех, кто был вовлечен в этот важный проект, все существа смогут наслаждаться миром и счастьем.
      Thupten Jinpa
      
      
      Главный редактор, Библиотека Тибетских Классиков
      Вступление переводчика
      Калачакра Тантра является буддийской тантрой, что означает: она предлагает методы для завершения пути Махаяны, следуя общим принципам тантры и, в частности, принципам высшей йога-тантры.
      Она считается тантрой, потому что ее методика включает использование трансформирующей силы ума, сосредоточенного на достижимых формах просветления, чтобы начать алхимический процесс преобразования.
      Физические и умственные формы просветления мысленно накладываются на обычные внешние и внутренние формы настолько, что благодаря силе веры, понимания и концентрации, эти визуализированные просветлённые формы считаются реально заменяющими обыденные явления, которые служат их основой.
      Эта практика, когда она полностью созревает в уме йога, сочетается с физиологическими манипуляциями с ваджрным телом, которая в конечном итоге преобразует ум и все, что создано этим умом, в "подлинные" - просветленный ум и форму Будды.
      
      Практика тантрического буддийского йога основывается на глубокой вере и убежденности в эти практики и их подлинность.
      С точки зрения такого практикующего, Калачакра Тантра впервые была преподана самим Буддой в форме божества Калачакры.
      Первоначальное учение было дано на юге Индии в священном месте Дханьякатака внутри инициационной мандалы, сформированной из созвездий, где солнце, луна и две теневые планеты, Раху и Калагни, были уникально расположены в четырех направлениях.
      Среди тысяч бодхисаттв и небесных существ особое место занимал король Сучандра из Шамбалы, легендарного королевства, расположенного где-то на Земле, где учения Калачакры были сохранены и распространены до их появления в Индии в X или XI веке нашей эры.
      
      Сучандра, являясь воплощением бодхисаттвы Ваджрапани, вернулся в Шамбалу и записал учения в двенадцать тысяч стихов.
      Это была Коренная Калачакра Тантра (Калачакра-мула-Тантра), которая называлась тантрой Высшего Изначального Будды (Самантабхадры).
      С тех пор он преподавал тантру жителям Шамбалы до своей смерти.
      Последователями его учения стали его потомки и королевские преемники, которые продолжали распространять Коренную Тантру.
      Спустя примерно шестьсот лет после смерти Сучандры, король Шамбалы Манджушри Яшас составил сокращённый вариант Коренной Тантры на пользу многочисленных небуддийских приверженцев в Шамбале.
      Этот сокращённый вариант известен как Сжатая Калачакра Тантра (Калачакра-Лакху-Тантра-Хридайа) - именно оно упоминается, когда говорят о текстовом наследии Калачакра-тантры.
      Его комментарий, написанный Пундарикой, сыном и королевским наследником Манджушри Яшаса, именуется Вималапрабха или "Незапятнанный Свет".
      Часто его называют также Великим Комментарием.
      Сама Коренная Тантра не сохранилась целиком.
      
      "Незапятнанный свет", названный так Кхедрупа Норсанга Гьяцо, относится к комментарию Пундарики.
      Украшение Незапятнанного Света представляет собой обзор пяти глав тантры и стремится объяснить основные моменты и прояснить сомнительные места, однако его нельзя считать исчерпывающим комментарием.
      Кхедруп Норсанг Гьяцо был учителем Гендуна Гьяцо, Второго Далай-ламы (1476-1542), и учеником Гендуна Друпа, Первого Далай-ламы (1391-1474).
      После обширных исследований и четырёхлетнего уединения он стал известен как мастер Калачакра-тантры и опытный астролог.
      Гендун Гьяцо хвалил его говоря, что он был неразделен с королем Шамбалы Манджушри Яшасом.
      Он также был знатоком санскрита, поэзии и композиции.
      В сотрудничестве с Пхукпой Лхундрупом Гьяцо он написал Передачу Пундарики: Трактат об астрономии и основал традицию Пхук, на которой базировался Белый Берилл Деси Сангье Гьяцо.
      Помимо астрономии он также написал работы о Гухьясамадже тантре и о зависимом возникновении.
      
      Когда тантра Калачакра попала в Индию в X или XI веке, она не всегда встречала энтузиазм.
      Эта тантра была одной из последних, появившихся в Индии, и казалось, что она содержит концепции, более близкие к небуддийским философским школам санкхьи и джайнизма, чем к буддийским.
      Тем не менее, она в конечном итоге нашла признание и заняла свое место среди других великих тантр Индии.
      Ряд великих мастеров, таких как Наропа, Калачакрапада (которого некоторые отождествляют с Наропой), Авадхутипа, Абхаякарагупта и многие другие, написали дополнительные работы к тантре и сумели передать линию учения будущим поколениям.
      
      Вскоре после прибытия тантры в Индию она также была принесена в Тибет переводчиком Гьиджо Осером в XI веке, который признаётся как первый тибетский переводчик Калачакры. Впоследствии она была переведена на тибетский язык по крайней мере четырнадцать раз, в результате чего возникли две основных традиции.
      Традиция Дро была основана на переводе Дро Лоцавы, который работал с кашмирским пандитом Соманатхой в Тибете, а традиция Ра была начата Ра Лоцавой (1016-1098), который работал с индийским мастером Саманташри в Непале или Кашмире.
      Похоже, что линия Ра стала влиятельной в рамках доминирующей традиции Сакья того времени и впоследствии в традиции Гелуг, основанной Дже Цонкапой (1357-1419), в то время как линия Дро была преобладающей в традиции Джонанг, которую сделал известной Долпопа (Шерап Гьялцен 1292-1361) и другие.
      
      В четырнадцатом веке Калачакра стала особенно важной для таких влиятельных личностей, как Долпопа и Бутон Ринпоче (Ринчен Друп 1290-1364).
      Эти два великих мастера популяризировали Калачакру и укрепили её репутацию в Тибете.
      Бутон Ринпоче аннотировал и много писал о тантре Калачакры, в то время как Долпопа приказал перевести тантру и ее комментарий Вималапрабху.
      Говорят, что Долпопа был первым мастером, который предложил проведение инициации Калачакры в качестве публичного действия.
      С тех пор линия Калачакры не только сохранилась, но и процветала в Тибете, в основном в традиции Гелуг, но также и в традициях Сакья, Кагью и Джонанг.
      Хотя в наши дни существует традиция проведения инициации Калачакры как публичного и неограниченного обряда, вероятно, это не всегда было так.
      Однако есть запись о том, что Панчен-лама провел инициацию в Китае в 1932 году, создав огромную тридцатидвухфутовую песчаную мандалу.
      
      Практика и философия Тантры
      
      Состояние ума, наиболее подходящее для преобразующих процессов тантры, - это очень тонкий уровень ума, называемый умом ясного света.
      Это тонкий уровень сознания, а не новорожденное состояние ума, развиваемое практикой.
      Поэтому оно существует в ментальном континууме каждого чувствующего существа, но редко проявляется или становится очевидным.
      Оно может проявляться изредка в течение жизни и естественно возникает в процессе умирания.
      Йог использует методы тантры стадии завершения, чтобы проявить этот ум ясного света.
      Этот процесс включает в себя манипуляции с ваджрным телом, в основном связанные с направлением потоков, которые обычно движутся через левый и правый каналы ваджрного тела, в центральный канал.
      Тонкий ум ясного света - это лучшее состояние ума для сосредоточения на понимании пустоты, последней и истинной природы всех явлений.
      Затем этот ум ясного света развивается в союз блаженства и пустоты.
      Это блаженство не является усиленной формой мирского счастья, и это не блаженство, вызванное одной лишь устойчивой медитативной концентрацией, но развивается оно, в основном, за счет проникновения, фокусирующегося на точках внутри чакр тонкого тела и, в частности, на том, что называется центрами четырёх радостей.
      Эти четыре радости возникают из изначальных капель, которые обычно находятся внутри ваджрного тела, двигаясь вверх и вниз по центральному каналу.
      Это движение, в свою очередь, вызывается практиками соединения с реальным или воображаемым партнером или практикой возжигания внутреннего огня.
      В конечном итоге тонкий ветер, сопровождающий тонкий ум, развивается в форму, напоминающую просветленное тело божества, что и является целью практики.
      Оно известно как иллюзорное тело.
      Ум ясного света блаженства и пустоты и иллюзорное тело - это соединение, которое развивается в дхармакаю и рупакайю - ум и форму просветленного существа.
      В тантре ученик должен тесно сотрудничать со своим гуру - гораздо теснее, чем на Пути Парамитаяны или Сутраяны.
      Это особенно важно на начальном этапе тантрической практики в процессе посвящения.
      Вступить на тантрический путь можно только через врата такой передачи.
      Термин "тантра" часто этимологически толкуется как "непрерывность", и хотя эта непрерывность относится к непрерывности первозданного ума или ума ясного света, она также может относиться к передаче в форме посвящения.
      Во время церемонии посвящения передача происходит от гуру к ученику, и именно гуру, следовательно, обладает ключом к двери небесного дворца, в котором обитают божества тантры.
      Ученику необходимо попросить кого-то другого провести церемонию посвящения, потому что характер духовных явлений, которые должны быть переданы, таков, что обычный непросветленный человек не смог бы этого сделать.
      Например, из-за своей природы четвертое или посвящение Слова может быть успешно передано только Буддой Ваджрадхарой и никем другим.
      Поэтому ваджрный мастер, проводящий церемонию, понимается как Ваджрадхара в форме гуру.
      В йогическом чистом восприятии себя и своего непосредственного окружения он смотрят сквозь небесные глаза, поэтому было бы непоследовательно, если бы гуру, ответственный за направление практикующего на тантрическом пути, также не рассматривался через призму чистого восприятия.
      Поэтому все действия и поведение гуру понимаются как направленные исключительно на руководство практикующим, - независимо от того, как они могут выглядеть.
      Именно поэтому говорят, что нет акта преданности, слишком великого, чтобы исполнить его для ваджра-мастера.
      
      С посвящением практикующий вступает на стадию зарождения, которая включает подготовку или созревание ума для последующей стадии завершения.
      Стадия зарождения по сути является процессом развития чистого восприятия, подпитываемого медитативной концентрацией, которая перекрывает все привычные и обыденные предтантрические восприятия.
      Центр внимания этой стадии - небесный дворец и населяющие его божества и мандалы.
      Они рассматриваются как очищающие или преобразующие обыденное существование, которое принимает форму нашего воспринимаемого мира.
      Таким образом, стадия зарождения подготавливает ум к радикальным процедурам стадии завершения.
      
      На стадии завершения практики используют ваджрное тело.
      Очищенный и мощно сосредоточенный ум, развитый на стадии зарождения, фокусируется на ваджрном теле в местах тонких капель и чакр, вызывая таким образом перемещение ветров в эти места.
      Основная цель этой практики - привести ветры в заблокированный центральный канал и таким образом активизировать проявление тонкого ума ясного света.
      Этот ум ясного света сосредоточен на пустотности, в то время как сопутствующий тонкий ветер в конечном итоге возникает в форме иллюзорного тела.
      
      Отличительные особенности тантры Калачакра
      
      Калачакра следует этой общей методологии тантры, хотя и имеет некоторые уникальные аспекты.
      Сжатая Тантра или Шри Калачакра-Лакху-Тантра-Раджа-Хридайа содержит около 1030 стихов, распределенных по пяти главам.
      Эти главы: Царства или Внешний Мир, Внутреннее, Посвящения, Методы Достижения и Познание (в оригинале "Гнозис").
      Первая глава обсуждает внешний мир - его создание, характеристики и размеры.
      Согласно тантре Калачакра, центром внешнего мира является гора Меру, окружённая различными землями или континентами, с четырьмя мандалами стихий внизу в качестве основания и системами планет и звёзд сверху.
      Цель первой главы - эзотерическая, причем этот внешний мир рассматривается как продукт кармы чувствующих существ, и его характеристики, следовательно, рассматриваются как подходящие феномены для очищения практиками стадии зарождения и завершения.
      Размеры этой вселенной Калачакры идеально соответствуют просветлённым феноменам божества и небесных мандал, которые становятся очистителеми или преобразователеми мира.
      Это соответствие, созданное кармически, является уникальным для тех, кто предназначен быть практикующими Калачакру.
      Размеры человеческого тела также соответствуют этому внешнему окружению.
      
      Размер, форма, цвет и общее описание мирового царства, обнаруживаемое в Калачакре, сильно отличаются от того, что описано в литературе, основанной на Абхидхарме.
      Учёные могут сказать, что причина этих расхождений в том, что литература Калачакры, вероятно, была составлена во второй половине первого тысячелетия где-то в Центральной Азии и, следовательно, потеряла связь с основными догмами буддийской космологии.
      Это также объясняет большое количество небуддийской терминологии Санкхьи, используемой во всём тексте.
      Некоторые индийские учёные прошлого пытались найти компромисс, в котором некоторые части тантры считались условными, а другие - окончательно определенными.
      Тем не менее, размеры мирового царства Калачакры идеально соответствуют размерам человеческого тела и мандал небесного дворца, и такое соответствие является существенным для практикующего Калачакры.
      
      Калачакра настоятельно указывает на то, что ни Абхидхарма, ни калачакринская космология не являются единственной истиной в этом вопросе, и необходимости в установлении такой истины нет, поскольку каждое описание соответствует своей цели.
      Поэтому те, кто пытаются сочетать или согласовывать буддийские представления о космосе с современными научными знаниями, занимаются бесполезной задачей.
      Различия не обязательно нужно разрешать.
      Практики стадии зарождения, связывающие просветленные явления с обычными явлениями с целью трансформации, указывают на систему, в которой развитие ума до полного потенциала имеет приоритет перед объективным восприятием "реальных" явлений.
      Этот важный принцип мышления Ваджраяны может объяснить акцент на том, что явления создаются умом, особенно её утверждение, что все вещи в самсаре и нирване в основном создаются умом или всегда присутствующим тонким умом и тонким ветром.
      
      Цель второй главы "Внутреннее" заключается в представлении "личности, состоящей из шести элементов", элементами которых являются земля, вода, огонь, воздух, ветер и пространство.
      Обычное тело этой личности и ее ваджра-тело представлены как объекты для очищения соответствующими просветленными явлениями мандалы стадии зарождения.
      Одно из утверждений Калачакры заключается в том, что нет явлений, выходящих за пределы шести элементов.
      Это относится к физическим явлениям, а также к результативным просветленным явлениям, таким как пять семейств Будд.
      Таким образом, обычное или "омрачённое" явление, включенное в непрерывность обычного существа, трансформируется в его соответствующее просветленное состояние в стадии завершения, не выходя за пределы тождества его основополагающих элементов.
      
      Не только основные компоненты тела имеют соответствующие просветленные явления в небесном дворце.
      Процесс создания и развития человеческой формы также связан с медитативными процессами, происходящими на стадии зарождения.
      Поэтому зачатие, беременность и рождение подробно описываются во Внутренней главе.
      
      Уникальным для Калачакры является утверждение, что просветление не достигается на основе иллюзорного тела, развитого в промежуточном состоянии, или бардо.
      По словам Хедрупа Норсанга Гьяцо, это связано с тем, что в Калачакре основой просветленного тела является тело пустой формы, что недостижимо в обычном состоянии, в то время как в других тантрах тонкий ветер проявляется во время ясного света смерти и используется в качестве основы для создания иллюзорного тела.
      Другие говорят, что завершающая стадия Калачакры требует грубого материального тела для своего осуществления, и такое тело не находится в промежуточном состоянии.
      Большая часть внутренней главы обсуждает каналы, ветры и капли ваджрного тела.
      Хотя ваджрное тело существует в тонком измерении, оно тем не менее является тем, что называется омрачённым явлением и поэтому подлежит трансформации.
      Изложения в некоторых частях внутренней главы противоречат изложениям других тантр.
      Например, Гухьясамаджа утверждает, что головная чакра имеет тридцать два канальных лепестка, а горловая чакра - шестнадцать, в то время как Калачакра представляет головную чакру с четырьмя лепестками, лобную - с шестнадцатью, а горловую - с тридцатью двумя.
      Однако такие противоречия разрешаются с помощью того же рассуждения, что и в главе "Царства" для объяснения различий в размерах мирового царства Калачакры и Абхидхармы.
      Кедруп Норсанг Гьяцо указывает, что Дже Цонкапа утверждает: каждая тантра является самостоятельной, и её положения и изложения являются окончательными и также проверенными теми йогами, которые имеют медитативный опыт.
      Другие различия включают цвета, функции и пути каналов, расположенных ниже пупка; местоположения, цветов и потоков ветров; утверждение Калачакры о том, что ветер течет через центральный канал в обычном состоянии; а также функции четырех капель.
      
      Третья глава, названная "Посвящения", в первую очередь занимается семью или одиннадцатью посвящениями, которые даются инициированному в Калачакре.
      Она начинается с оценки качеств подходящих тантрических гуру - ваджрных мастеров - и их учеников, за которыми следуют условия для типа мандалы, которая должна быть построена для церемонии.
      Семь "детских" посвящений аналогичны стадиям детства и сами по себе дают ученику силу практиковать стадию зарождения и работать на достижение мирских сил (сиддхи).
      Существует много разногласий среди тибетских мастеров относительно функций четырех более высоких посвящений и четырех посвящений, выше которых нет.
      Все, однако, сходятся на том, что они дают ученику силу вступить в практики стадии завершения и работать над достижением высших сиддхи - просветления.
      Кедруп Норсанг Гьяцо утверждает, что четвертое из посвящений разряда "выше которых нет", или не-мирских посвящений, должны быть даны после мирского, или более высокого третьего посвящения познания мудрости, которое дается, чтобы ученик мог завершить шестиступенчатую йогу, составляющую стадию завершения, и что оставшиеся три "посвящения, выше которых нет" даются после этого.
      
      Четвертая глава, названная "Методы Достижения" (санскр. садхана), охватывает практики стадии зарождения Калачакры.
      Как и в тантрах в целом, цель трансформационных практик стадии зарождения в Калачакре заключается в том, чтобы созреть или подготовить ум к продвинутым практикам стадии завершения.
      Это включает в себя практику преобразования обыденного восприятия в чистое видение и развитие божественной гордости.
      Это не просто визуализация мандалы и божеств.
      Чистое видение и божественная гордость требуют полного овладения умом для их полного воплощения, так что медитативное состояние, известное как спокойное пребывание (шаматха), является здесь крайне необходимым.
      Небесный дворец Калачакры, состоящий из мандал тела, речи и ума и более чем семисот небесных фигур, а также соответствующие явления внутреннего и внешнего миров, описаны в этой главе.
      В развитии чистого восприятия окружающая среда воспринимается как небесный дворец, тело - как просветленная форма, овладение божественной супругой и пустотность - как чистое блаженство, окружение - как будды и бодхисаттвы, а действия - как просветлённая активность.
      Они известны как пять совершенств и проявляются в сознании, а не в чувствах.
      Эти пять совершенств обнаруживаются на самом деле в просветленном состоянии, которое является результатом практики Ваджраяны.
      Следовательно, стадия зарождения есть практика результата как причины.
      
      Гьялтсап Дарма Ринчен объясняет божественную гордость следующим образом.
      Представления о себе или личности, которая является объектом мысли о "Я", можно найти в потоке сознания человека с безначального времени до достижения им состояния Будды Ваджрадхары.
      Этот будущий-сам Ваджрадхара, цель практики, принимается как объект божественной гордости и предполагается как существующий сейчас.
      Божественная гордость не означает мысли "Я - будда, и тот будда - я как обычное существо".
      Такое восприятие является искаженным так же, как искажено восприятие куска веревки как змеи.
      С этим искажением обычное или привычное восприятие не может быть преобразовано.
      Следовательно, "Я" божественной гордости, которое думает "Я - божество", есть "Я" нашей будущей просветленной формы.
      
      Практика стадии зарождения Калачакры начинается с создания колеса защиты для предотвращения вмешательства и переходит к практикам, соответствующим обычным процессам умирания и перерождения.
      Медитация на пустоту, называемая четырьмя вратами к освобождению, соответствует фактической смерти.
      За этим следует практика, известная как эманация мандалы верховного правителя, которая соответствует формированию тела в утробе.
      Она включает создание внешних мандал пяти элементов, на которых помещается небесный дворец.
      Это соответствует формированию внешнего мира и утробе матери.
      За этим следует формирование божеств Калачакры внутри дворца, что соответствует развитию по месяцам в утробе.
      Из четырех линий стадии зарождения эта первоначальная практика известна как линия приближения и соответствует результирующему состоянию просветления, известному как телесная ваджра.
      
      Вторая линия стадии зарождения соответствует обычному рождению и известна как линия близкого достижения или как медитация на высшие действия, соответствующая результирующему состоянию просветления, известному как ваджра речи.
      Она включает медитацию, называемую пробуждение песней, в которой Калачакра и его спутница пробуждаются из своего блаженного состояния песнями четырех богинь.
      Этот процесс соответствует движению четырех ветров в утробе матери, которые побуждают ребенка выйти во внешний мир.
      После того, как божество и его спутник пробудились в мире, мандалы вновь излучаются.
      Божества, известные как существа мудрости, призываются и сливаются с мандалой и собранием, образуя мандалу самайи.
      Эти действия соответствуют первому взаимодействию ребенка с внешним миром через органы чувств, вызванному движением ветров.
      Вторая линия стадии зарождения завершается медитациями, называемыми запечатыванием, в которой основные божества мандалы запечатываются или маркируются разными слогами для указания их группы или семейства .
      За этим следуют медитации, включающие благословения тела, речи и ума, а также медитация на чистоту, в которой каждый просветленный аспект мандалы отождествляется с обычным явлением.
      Третья линия стадии зарождения - это стадия достижения или йога капли, она соответствует результирующему ваджрному уму и обычному процессу развития семенной жидкости до шестнадцатилетнего возраста.
      
      Четвертая линия - это стадия великого достижения или тонкая йога, соответствующая результативной ваджре познания и прекращению возрастания семенной жидкости в возрасте шестнадцати лет.
      Эти две практики включают имитацию практик стадии завершения по перемещению изначальных капель ваджрного тела через центральный канал для вызывания четырех радостей (восторгов).
      Они требуют использования воображаемого или реального партнёра и являются процессами созревания для аналогичных практик, выполняемых на стадии завершения.
      
      Стадия завершения
      
      Стадия создания Калачакры также известна как воображаемая йога и йога концептуально созданного.
      Ее практики включают развитие воображаемых умом образов в сочетании с чтением мантр.
      В этом значении в данном контексте здесь употребляется слово "концептуальный".
      Стадия завершения является неконцептуальной в том смысле, что такое умственное построение больше не требуется.
      Божества пустой формы и знаки возникают естественно внутри ясного света ума по собственной воле, подобно образам, видимым в зеркале ясновидца.
      
      Стадия завершения высшей йога-тантры обычно определяется ее достижением, заключающимся в том, что ветры, которые обычно текут через два боковых канала, заставляют войти в центральный канал.
      По словам Кхедрупа Норсанга Гьяцо, все шесть йог шестичленной йоги, составляющие стадию завершения, соответствуют этому определению.
      Однако некоторые комментаторы говорят, что практики первых двух йог - отстранения и медитативного погружения - лишь подготавливают ветры левого и правого каналов к входу в центральный канал, делая их более податливыми, и что они не входят в центральный канал должным образом до третьей йоги.
      Стадия завершения Калачакры излагается в Сокращенной Тантре в пятой главе, называемой Познание (санскр. джняна).
      Упомянутая шестичленная йога не является той же самой, что и шесть йог Наропы, и она не тождественна аналогично названной шестичленной йоге, преподаваемой в Поздней Гухьясамадже.
      
      Как и на стадии зарождения, практики стадии завершения делятся на четыре линии: приближение, близкое достижение, достижение и великое достижение.
      Первые четыре йоги сгруппированы попарно, так что отстранение и медитативное погружение составляют приближение, а третья и четвертая йоги, пранаяма и удержание, образуют близкое достижение.
      Пятая йога, памятование , является достижением, а последняя йога, медитативная концентрация, - великим достижением.
      Эти четыре категории также соответствуют четырем упомянутым выше ваджрам: телу, речи, уму и познанию.
      Между полным достижением шести йог завершающей стадии и просветлением, нет промежуточных стадий или практик между полным осуществлением шести йог завершающего этапа и просветлением, которое является состоянием Ваджрадхары.
      
      В первой йоге, отвлечении, ветры левого и правого каналов изначально втягиваются в центральный канал.
      Это очищает центральный канал и подготавливает его к последующим йогам.
      Отвлечение практикуется следуя строгой и аскетической медитационной процедуре в комнате без единого луча света для ночной йоги и под открытым небом для дневной йоги.
      Дисциплина этой йоги включает строгую позу тела (позу лотоса), особую направленность взгляда и умственное сосредоточение на верхнем отверстии центрального канала, которое находится между бровями.
      Эти практики впервые приводят ветры в центральный канал, и проявляется ясный свет ума.
      Эта активация ума ясного света обозначается пустой формой появления десяти знаков, включая такие видения, как дым и мираж, которые сами являются отражениями или образами ума ясного света (восемь стадий пред достижения).
      Эти пустые формы удерживаются и стабилизируются второй йогой, медитативным поглощением.
      Термин отвлечение означает отвлечение пяти чувств от внешних объектов (в йоге Патанджали - пратьяхара, букв. втягивание чувств), и их замена на высшие чувства, развиваемые сознанием ума.
      Это отличается от йоги отвлечения традиции Гухьясамаджа, где чувства отстраняются от объектов, чтобы наслаждаться ими как выражением единства блаженства и пустоты.
      
      В первых двух йогах ясный свет ума становится явным и неразрывно сливается с пустыми формами, особенно с пустой формой Калачакры и его супруги.
      Эти две йоги известны как медитации ваджрного тела и имеют некоторое сходство с практикой стадии завершения традиции Гухьясамаджа, известной как изоляция тела, в которой явления изолируются от обыденного восприятия тела и проявляются как выражения блаженства и пустоты.
      В первых двух йогах стадии завершения Калачакры чувства отвлекаются от явлений и воспринимаются высшими чувствами сознания ума и чувствами интуитивного ясновидения.
      Функция третьей йоги, пранаямы, заключается в полном приведении ветров в центральный канал и блокировании левого и правого каналов.
      Применение пранаямы в основном состоит из двух практик, известных как ваджрная рецитация и йога кувшина (дыхание вазы).
      Ваджрная рецитация включает в себя процесс, в котором врожденные звуки, с которым дыхание входит и покидает тело, проходя через центральный канал, отождествляется со слогами мантр.
      В практике йоги кувшина верхние и нижние ветры ваджрного тела приводятся к точке на уровне пупка, где они смешиваются, в результате чего живот принимает форму вазы или кувшина.
      Из-за этого ум и ветра концентрируются на уровне пупка, а пустая форма фигуры Калачакры проявляется, также на уровне пупка, без усилий.
      
      Йогин сосредотачивается на этой пустой форме божества при помощи ясного света разума и сливается с ней, чтобы породить божественную гордость от того, что он является как Калачакра.
      Концентрация ветров при йоге кувшина на уровне пупка является внутренней причиной возгорания внутреннего огня (Чандали, тиб. Тумо), который плавит изначальные капли, также известные как бодхичитта, которые ниспадают и снова поднимаются по центральному каналу, содействуя проявлению четырёх радостей.
      Блаженство четырех радостей используется для медитации о пустоте, которая является абсолютной истиной явлений, известной в Калачакре как неконцептуальная пустота ("пустота без определенных атрибутов","пустота без характеристик").
      Четвертая йога, удержание, удерживает ветры в центральном канале и объединяет их в капли, находящиеся в чакрах вдоль центрального канала.
      Пранаяма и удержание являются медитациями ваджрной речи, а в традиции Гухьясамаджт йога кувшина и ваджрная рецитация определяются как практики изоляции речи.
      Пятая йога шестичленной йоги, воспоминание, называется так потому, что пустая форма Калачакры с супругой Вишваматой, возникшая во время появления знаков в йоге отвлечения, теперь вспоминается и развивается в реальное явление, а не просто в видение.
      
      Йогин возжигает внутренний огонь и порождает блаженство четырех радостей с помощью йоги кувшина или полагаясь на два типа супруг.
      Ясный свет ума превращается в это блаженство, и йогин сосредотачивается на пустой форме Калачакры как на реальном явлении и сливается с ней.
      Это известно как тело воспоминания, а пустая форма супруги Вишваматы является в данном случае махамудрой.
      Желание, возникающее к этой махамудре, приводит к последней йоге и порождает высшую форму блаженства в Калачакре, неизменного блаженства.
      
      Шестая йога - медитативная концентрация.
      Кедруп Норсанг Гьяцо описывает медитативную концентрацию как "Мудрость, которая является нераздельностью неизменного великого блаженства сознания и объекта этого сознания, пустой формы, наделенной высшими характеристиками, которая обладает способностью преобразовывать все агрегаты, сферы восприятия и основные составляющие в явления, свободные от омрачений , подобно тому, как ртуть превращает низший металл в золото."
      Это описывает союз с супругой-махамудрой, который приводит к упорядоченному расположению 21 600 капель бодхичитты вдоль центрального канала (в два правых восходящих и два левых - нисходящих столба).
      
      Эти капли заставляют проявиться аналогичное количество моментов переживания неизменного блаженства, которое, в свою очередь, растворяет соответствующие части материального тела и постепенно преобразует его в пустую форму тела Калачакры.
      В то же время, каждый из 21 600 моментов блаженства уничтожает свою долю омрачённого восприятия, которое сдерживает истинное существование явлений.
      В результате получается просветленный союз неизменного блаженства сознания, однонаправленно сосредоточенного на абсолютной истине, пустоте, нераздельно объединенного с пустой формой, радужной и свободной от омрачений Калачакрой с супругой, известный как союз отца-матери Калачакры (яб-юм).
      
      Ни одна другая тантра не использует эту методологию для окончательной трансформации в просветление.
      
      Основное отличие Калачакры от других тантр заключается в создании двух основ или фундаментов, которые через медитативное развитие превратятся в просветленный ум и просветленную форму. Все буддийские пути сутры и тантры являются путями причины и следствия в том смысле, что достижения на этих путях обретаются путем создания соответствующих им условий в потоке сознания практикующего.
      
      Хотя тантра использует плод как путь, она все же подчиняется закону причины и следствия.
      Поэтому стадия завершения должна порождать причинные явления, которые будут развиваться в плод пробуждения.
      Для просветленного ума или дхармакаи этим причинным явлением на завершающем этапе является тончайший уровень ума - ум ясного света, развитый в состояние блаженства и сосредоточенный единственно на пустоте.
      Это тончайшее состояние ума существует непроявленным во всех чувствующих существах, и поэтому все существа обладают врожденной причиной дхармакаи.
      Калачакра, согласно другим тантрам, признает этот тонкий ум как причину достижения дхармакаи.
      Однако она отличается от других тантр в вопросе причин, которые развиваются в рупакайю, или просветленную форму в аспекте божества тантры.
      Основой и причиной будущей просветленной формы йога в аспекте Калачакры является его самоотождествление с пустой формой Калачакры.
      Другие тантры высшей йоги представляют иллюзорное тело, развиваемое из первичного ветра, который служит основой для первичного ясного света ума как основы для будущей просветленной формы йога.
      Таким образом, в Калачакре пустая форма как плод или отражение ясного света ума является основой для развития как дхармакаи, так и рупакайи.
      В литературе Калачакры вообще не упоминается тонкий или первичный ветер.
      
      Традиция Джонанг
      
      Практика и философская интерпретация Калачакры обычно следуют философским учениям традиции или линии, в пределах которой она была передана.
      Так, например, традиция Гелуг, основанная Дже Цонкхапой, будет интерпретировать философию Калачакры, особенно в отношении пустоты или абсолютной истины, в свете философии Срединного пути великих индийских мастеров Нагарджуны и Чандракирти.
      Однако в случае традиции Джонанг сама литература Калачакры определяла учения этой конкретной традиции.
      Под руководством Долпопы Шерапа Гьялцена монастырь Джонанг в регионе Цанг в центральном Тибете стал центром новой и радикальной философии, возникшей на основе литературы Калачакры.
      Многие сутры, тантры и индийские трактаты говорят о явлении, существующем врожденно во всех существах, чистом от всей омрачённости, нетронутом желанием, гневом и неведением, - оно является самой сутью нашего бытия.
      Описание этого явления в сутре можно найти, например, в Ланкаватара-сутре, которая относится к третьему повороту колеса учений Будды.
      В индийских комментариях, таких как "Уттаратантра" Майтреи, на него ссылаются как на природу Будды или Семя Просветления (татхагатагарбха) и сравнивают с золотой статуей, покрытой грязными тряпками, и с золотом, спрятанным в саду бедняка.
      В высших йога-тантрах, таких как Хеваджра, говорится о врожденном и первородном, существующем внутри.
      Литература Калачакры говорит об образах пустой формы, которые возникают самопроизвольно, как не созданные умом, подобно образам, возникающим в зеркале ясновидящего.
      Самым высоким из этих образов является образ пустой формы Калачакры и его супруги, возникающий на стадии завершения.
      
      Долпопа утверждал, что эта пустая форма Калачакры махамудры - тантрическая форма буддийской сущности, преподанной при третьем повороте колеса учения, и что путь ее раскрытия и развития - это путь к просветлению, как этому учат в Калачакре.
      Это семя пробуждения считалось предельной реальностью и стала известной как жентонг, "пустота от другого" или "внешняя пустота".
      Это воззрение прямо противопоставлялось предельной истине, известной как рангтонг, "пустота от самого себя" или "внутренняя пустота", провозглашаемой традициями Гелуг и Сакья.
      Согласно традиции Джонанг, пустотой предельной истины является Жентонг, потому что она пуста от всех других обыденных и ложных явлений.
      Абсолютная истина - это не рангтонг, потому что она действительно существует и не пуста от самой себя.
      Все явления, кроме жентонг, должны быть рангтонг, потому что они ложны и существуют только в результате приписывания умом.
      Даже пустота, преподаваемая в сутрах совершенства мудрости второго поворота колеса учения, которую индийские мастера, такие как Нагарджуна, првозглашали как окончательное воззрение философия Срединного Пути, не является предельной пустотой, потому что она лишена характеристик или особенностей и, следовательно, бессамостна, в то время как сам жентонг известен как Великий Средний Путь.
      Следовательно, в сутрах третий поворот колеса был определяющим поворотом, а второй был временным и нуждающимся в интерпретации.
      В тантре воззрение Жентонг выходит на первый план как объект медитации, в частности, в виде Калачакры и его супруги.
      
      Большая часть дебатов между сторонниками рангтонга и жентонга сосредоточена вокруг значения термина Калачакры "пустая форма" или "форма пустоты", который лингвистически близок к термину "пустота" и используется как синоним предельной истины. Хедруп Норсанг Гьяцо и, в целом, гелугпа и традиция воззрения тантр, опирающихся на рангтонг, утверждают, что в литературе Калачакры термин "пустота" иногда относится к относительной истине пустой формы, а не всегда к абсолютной истине пустоты.
       Объединение с пустотой или охватывание пустоты может иногда относиться к обычному явлению союза пустой формой Калачакры и махамудры, а не к пустоте как предельной истине .
      Поэтому они выделяют два вида пустоты в Калачакре: предельную истину пустоты, или пустоту без аспектов (атрибутов), и пустоту пустой формы, или пустоту с аспектами (пустота с атрибутами).
      Некоторые комментаторы утверждают, что пустота в выражении "блаженство и пустота", когда она встречается в литературе Калачакры, относится к пустой форме супруги-махамудре.
      Так говорят потому, что союз в Калачакре, как на пути, так и в просветленном состоянии, относится к уму ясного света, слившемуся с пустой формой в природе блаженства.
      Однако это не означает, что предельная пустота, как учат в сутрах второго поворота колеса и у Нагарджуны, не имеет места в Калачакре, потому что акцент в выражении "единство блаженство и пустоты" делается на предельной истине или пустоте без аспектов. Поэтому Кедруп Норсанг Гьятсо объясняет пустоту с аспектами как относительную истину пустой формы, такую как супруга-махамудра, наделённая всеми чертами просветления, а пустоту без аспектов как предельную истину, достигаемую аналитическим исследованием скоплений (скандх).
      
      Противники точки зрения жентонга также утверждают, что философия воззрения жентонга напоминает раннюю индийскую веданту и небуддийские философские школы, такие как санкхья, с их концепциями всеобъемлющего, неделимого и беспричинного феномена, представляющего собой окончательную и действительно существующую реальность, - существующую как обнаруживаемый феномен, отделенный от обыденных явлений.
      То же самое обвинение было предъявлено и самой тантре Калачакры ее индийскими и тибетскими противниками.
      Калачакра предлагает достаточно радикальный подход к пути мантры; её склонность к терминологии санкхьи, представление о пустой форме, достижение просветления посредством 21 600 блаженств, опуская любое упоминание об иллюзорном теле, формируемом из тонких ветров, и различия с Абхидхармой в отношении измерений вселенной, - все это делает Калачакру уникальной тантрой.
      Мастера, такие как Чомден Рикрал (XIII век) и даже великий Рендава (1349-1412), учитель Цонкапы, утверждали, что Калачакра не является чистой тантрой.
      Рендава написал серию писем, излагая свою критику, что, в свою очередь, вызвало ответы сторонников тантры.
      Многие из этих критических замечаний рассматриваются в работе Кедрупа Норсанга Гьятсо.
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Беляев Сергей (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)
  • Обновлено: 14/02/2025. 58k. Статистика.
  • Руководство: Религия, Эзотерика, Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.