Ирхин В. Ю. , Кацнельсон М. И.
Символика стихотворения Арс. Тарковского "Первые свидания"

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Комментарии: 12, последний от 09/12/2008.
  • © Copyright Ирхин В. Ю. , Кацнельсон М. И. (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)
  • Размещен: 10/01/2006, изменен: 09/09/2009. 32k. Статистика.
  • Статья: Культурология
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  • Оценка: 5.50*12  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Анализируется символический ряд стихотворения Арс. Тарковского "Первые свидания". Несмотря на небольшой объем и внешне "светскую" тематику, стихотворение буквально в каждой строчке насыщено "эзотерическими" символами, важными для описания духовного пути человека. Именно в таком ракурсе рассматривается природа мужского и женского начала. В сопоставлении с Библией и каноническими текстами других религий обсуждается использование Тарковским символики одежды, света и тьмы, зеркала, воды и др.

  • (c) В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон

    В сб.: Романтизм: метафизика и эволюция, Екатеринбург, Наука, 2006

     []

    И с того самого дня, говоря "хороший рассказ", Люси всегда подразумевает тот, который напоминает ей забытую историю из книги Чародея.
    (К. С. Льюис)



    То, что не оформлено в словах, еще не стало частью человеческого мира, в основе которого - Слово (Иоан. 1:1). Именно язык обеспечивает возможность человеческого сознания (буквально: со-знания, то есть существенно "коллективного" явления). Повседневный, расхожий, бытовой язык обслуживает функционирование личности как "продукта общественных отношений", то есть поверхностной псевдоиндивидуальности, созданной (навязанной) обществом. Согласно практически всем традиционным религиям и учениям, корни личности уходят куда глубже. Личность коренится в Божественном, в "истинной Реальности". Говоря языком упанишад, Атман есть Брахман. Мысль о глубокой связи и взаимном переплетении Божественного и человеческого является одной из ключевых и в христианской традиции. Однако реализация этих положений - долгий и трудный путь. Его этапами и целями являются обращение, преображение, обожение ("Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом"). В Новом Завете говорится о присутствии в человеке всех ипостасей Троицы:

    "Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас" (К Ефесянам 4:6).

    "Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть" (2 Кор.13:5).

    "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" (1 Кор.3:16)

    Язык священных текстов, язык Писания предназначен для установления связи между Божественным и человеческим в каждой личности и для установления связи между личностями на их самом глубоком уровне - на уровне "Христа, обитающего в нас". В высших своих проявлениях "светский", "мирской" язык есть язык поэтический. В сущности, настоящие поэты - это пророки, а творимая ими высокая поэзия граничит со священными текстами.

    Но нам, поэтам, должно, стоя под Божьей
    Грозою ужасной с главой непокрытой,
    Ловить лучи Отца, Его самого
    И в ваш язык небес дары
    Нести в ладонях, окутав их в песни.
    (Ф. Гельдерлин, ср. 2 Кор. 3:12-18)

    В сущности, для выражения самых тонких и значимых движений души в нашей культуре нет никакого другого языка, кроме библейского. Этот язык (обычно бессознательно) используется в великих произведениях литературы, в том, что глубоко затрагивает и волнует самых разных людей.

    Здесь мы попытаемся выделить и исследовать символы, составляющие основу одного из прекраснейших стихотворений XX века в русской поэзии - стихотворения Арс. Тарковского "Первые свидания":

    Свиданий наших каждое мгновенье,
    Мы праздновали, как богоявленье,
    Одни на целом свете. Ты была
    Смелей и легче птичьего крыла,
    По лестнице, как головокруженье,
    Через ступень сбегала и вела
    Сквозь влажную сирень в свои владенья
    С той стороны зеркального стекла.

    Когда настала ночь, была мне милость
    Дарована, алтарные врата
    Отворены, и в темноте светилась
    И медленно клонилась нагота,
    И, просыпаясь: "Будь благословенна!" -
    Я говорил и знал, что дерзновенно
    Мое благословенье: ты спала,
    И тронуть веки синевой вселенной
    К тебе сирень тянулась со стола,
    И синевою тронутые веки
    Спокойны были, и рука тепла.

    А в хрустале пульсировали реки,
    Дымились горы, брезжили моря,
    И ты держала сферу на ладони
    Хрустальную, и ты спала на троне,
    И - Боже правый! - ты была моя.

    Ты пробудилась и преобразила
    Вседневный человеческий словарь,
    И речь по горло полнозвучной силой
    Наполнилась, и слово ты раскрыло
    Свой новый смысл и означало: царь.

    На свете все преобразилось, даже
    Простые вещи - таз, кувшин, - когда
    Стояла между нами, как на страже,
    Слоистая и твердая вода.

    Нас повело неведомо куда.
    Пред нами расступались, как миражи,
    Построенные чудом города,
    Сама ложилась мята нам под ноги,
    И птицам с нами было по дороге,
    И рыбы поднимались по реке,
    И небо развернулось перед нами...

    Когда судьба по следу шла за нами,
    Как сумасшедший с бритвою в руке.

    Мы не станем здесь ни касаться исторического и биографического фона этих стихов, ни заниматься их филологическим анализом (к чему мы, в любом случае, совершенно не готовы). Вместо этого сосредоточимся на метафизической стороне, на том, что скрыто за строчками (так же, как метафизическое скрыто за физическим, т.е. за природным) и делает этот текст таким сильнодействующим. Следуя традиции работы с каноническими текстами, толкуемый текст нужно разбирать строчка за строчкой и строфа за строфой. При этом мы будем опираться на символический словарь и материал наших книг "Крылья Феникса. Введение в квантовую мифофизику" и "Посеянное в тернии" (изд-во Уральского ун-та, Екатеринбург, 2003-2004).

    Свиданий наших каждое мгновенье

    Будут краткие свидания, будут и долгие разлуки, соединения и разделения.

    Мы праздновали, как богоявленье

    Тема задана - речь пойдет именно о Богоявленье. Поэт описывает то состояние потрясения, когда каждый из нас встречается с Божественным; точнее - начинает ощущать свое Божественное ядро. Богоявленье и возможно только в каждом мгновении. Чтобы встретиться с Богом, или, точнее, с Божественным в себе, нужно выйти из времени.

    "Именно вера требуется, потому что Его-то [Бога] нет. Он есть только на одно промелькнувшее мгновение... В точке, в которой мы находимся, мы не можем ничего перенести на будущее. Если есть смысл, то только в ней" (М. К. Мамардашвили. Психологическая топология пути).

    Одни на целом свете. Ты была

    В момент встречи с запредельным, Божественным, человек остается в одиночестве. "И остался Иаков один" (Быт. 32:24). Спасение возможно только как личное; коллективного спасения не бывает, как не бывает коллективного творчества. Но одновременно человек двуедин, андрогинен. В троице тело-душа-дух переплетено мужское и женское. Тексты различных традиций (например, индуистской и даосской) говорят, что совершенный человек соединяет в себе мужское и женское начало. При надлежащем понимании символики такие места можно найти и в Библии, начиная с описания творения мира (земли и неба) и человека, который затем был разделен на Адама и Еву. Женщина - полнота материального, плерома, проявленная форма мира и его сил; мужчина же уподобляется невидимой форме Бога, но все же, будучи холост, не заслуживает звания человека (Талмуд).

    Многочисленные места в Библии, утверждающие "иерархию" полов и столь возмущающие современных феминисток, говорят прежде всего о внутреннем мире человека, высшей реальности, так что буквальная ("социологическая") трактовка просто не находится на должном уровне понимания.

    "Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа" (1 Кор. 11:8,9).

    "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава - Бог" (1 Коринфянам 11:3).

    Жена и муж здесь выступают как образы внешнего и внутреннего человека. Христос, "соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посредине преграду" (Еф. 2:14), перекидывает мост от них обоих к Богу. При этом преодолевается фундаментальная бинарность тварного мира и достигается прорыв к Единому.

    Не различающий, где самка, где самец,
    воспринимающий все в единстве,
    он избавился от стремления к достижениям
    и достиг первозданной чистоты.
    (Дао Дэ Цзин 55)

    У ап. Павла можно встретить как двоичное описание строения человека (душа и тело), так и троичное (тело, душа, дух); последнее является образом христианской св.Троицы. Вопрос о мужском и женском присутствии среди ипостасей Троицы крайне неоднозначен и чреват ересями (разделениями), как и всякие попытки спроектировать "тройку" на "двойку". Иногда женское трактуется как скрытое четвертое (см. в особенности работы К. Г. Юнга, подчеркивавшего важность католического догмата о вознесении Марии). Дух, будучи непрерывной стихией, может выступать и в качестве женского начала, как в некоторых раннехристианских и иудейских текстах, особенно в гностической традиции.

    В православии, согласно учению Григория Паламы, человек способен быть причастным к Богу по энергии, но не по сути. Богоявление - это взаимодействие человека с нетварными Божественными энергиями, действующими в мире. Традиционно для описания Божественной энергии, творящей силы используется женская символика (Шехина в иудаизме, Шакти - в индуизме).

    Смелей и легче птичьего крыла

    С парящего над водами орла начинается творение (Быт.1:2). Этот орел (дух, евр. руах) -женского рода. В другом стихотворении Арс. Тарковского мы находим: "Жизнь брала под крыло, берегла и спасала". Эти образы неоднократно используются как в Новом, так и в Ветхом Завете:

    "Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога" (Второзаконие 32:11,12).

    "Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!" (От Матфея 23:37)

    Орел появляется и в конце мира: "где будет труп, там соберутся орлы" (От Матфея 24:28).

    По лестнице, как головокруженье,
    Через ступень сбегала и вела

    Лестница, ступени - очень важные символы, которые используются в Библии для описания связи земного мира с высшей реальностью:

    "Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней" (Бытие 28:10-12).

    Человеку необходимо подняться по всем ступеням лестницы к Богу, но делается серьезное предупреждение:

    "Не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нем нагота твоя" (Исход 20:26).

    Эта лестница - небесная, на ее ступенях человек присваивает себе промежуточные результаты "духовного роста". На самом деле человек не может обладать ничем, и однажды, когда все будет забрано, он останется голым (Еккл.5:14). Бог опозорит перед другими людьми борющегося за святость своими силами, покажет неприглядные стороны его личности. Однако тот, кто просто согласился с этими словами и отказался от восхождения, тоже пропал. Борьба с Богом, которую ведет Иаков, и завоевание нового положения неизбежны. Царство небесное силой берется.

    Сквозь влажную сирень в свои владенья

    "Большой орел с большими крыльями, с длинными перьями, пушистый, пестрый, прилетел на Ливан и снял с кедра верхушку... и взял от семени этой земли, и посадил на земле семени, поместил у больших вод, как сажают иву... И еще был орел с большими крыльями и пушистый; и вот, эта виноградная лоза потянулась к нему своими корнями и простерла к нему ветви свои, чтобы он поливал ее из борозд рассадника своего. Она была посажена на хорошем поле, у больших вод, так что могла пускать ветви и приносить плод, сделаться лозою великолепною" (Иезекииль 17:3-7).

    Символика женского производящего начала связана с тем же библейским орлом. Виноградная лоза - Христос (Иоан.15:1).

    С той стороны зеркального стекла

    Естественный человек сотворен и исходно пребывает в целостном андрогинном состоянии, но, обращаясь к духовной практике зеркала и отражаясь в нем, делится на две части - мужчину и женщину. Он уходит в зазеркалье, она остается по эту сторону. Мужское и женское качества становятся чистыми; зеркало разделяет их смесь. Таким образом, после разделения они принадлежат разным мирам, и им почти невозможно понять друг друга... О разделении андрогинов, "страшных своей мощью", на мужчин и женщин и о трудностях последующего восстановления целостности говорится в диалоге Платона "Пир". В авторитетнейшем каббалистическом трактате - книге Зогар ("Сияние") - говорится:

    "Заповедь девятая - Заповедь милосердия к бедным, давать им еду, как сказано: создадим человека по образу нашему, по подобию нашему (Быт. 1:26), будет этот человек состоящим из двух, мужской и женской, частей. По образу, означает, богатые. По подобию, означает, бедные".

    Подобие - не дубликат или прямое повторение Бога, а Его инвертированная форма. В ней все перевернуто, искажено, изображено с точностью до наоборот. Образ - набор составляющих частей, которые подвергнутся этой операции. Мы видим только нереальное бытие, высшее же невидимо и находится в зазеркалье. Инверсия происходит от тонкого состояния к грубому. Чтобы увидеть исходную реальность и вернуться к Богу, нужно произвести обратный переворот, уйдя в запредельное. Это и достигается с помощью инверсии, отречения. Дорогу преграждает меч обращающийся (Быт. 3:24) - то самое зеркало с механизмом отбрасывания необращенного.

    И возвращусь к любимой - повздыхать.
    Пока ж я зеркалом не обзавелся.
    (Шекспир. Ричард III)

    Когда настала ночь, была мне милость
    Дарована, алтарные врата
    Отворены, и в темноте светилась

    Алтарные врата - это врата, ведущие в скинию, в Святая Святых, к нашему самому внутреннему ядру, к Богу.

    "И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные" (Бытие 28:17).

    Разумеется, несложно (и не очень интересно) проследить примитивные "фрейдовские" ассоциации между вратами и наготой. В действительности эта символика встречается в Библии и, следовательно, допускает глубокие духовные толкования:

    "И сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись" (Исаия 45:1).

    В одном из наиболее известных гностических текстов, найденных в Наг Хаммади, говорится про открытие врат, отделяющих земной мир от небесного, при этом, как и в каноническом Новом Завете, используется символика чертога брачного:

    "Но чертог брачный скрыт. Это - святое в святом. Завеса утаивала сначала, как Бог правит творением. Но когда завеса разорвется и то, что внутри, откроется - будет покинут тогда сей дом пустынный! Более того, он будет сокрушен. Божественность же вся не убежит в святую святых, ибо не сможет она соединиться со светом [не]соединенным и с Плеромой не [разорванной. Но] будет она под крылами креста [и под его] руками" (Евангелие от Филиппа125).

    Ночь, темнота - это Божественный мрак, который тождествен ослепительному (буквально!) свету.

    "Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тимофею 6:16).

    "Он повел меня и ввел во тьму, а не во свет" (Плач Иеремии 3:2).

    Бога не видел никто и никогда (Иоан. 1:18). Любая проявленная мыслеформа, образ или понятие о Боге, есть уже не Бог, а лишь отвлекающий дискретный фактор. Проявленные формы (образующие "эмпирическую" Вселенную) связаны с дискретными, дробными, отделившимися от целого свойствами.

    "Без Его потаенности не было бы реальным и Его происходящее во времени откровение. Потому-то Он не имеет образа; образ есть фиксация одного проявления божественности, образ мешает Богу утаивать Себя, образ не позволяет Ему всякий раз быть тем, кто Он есть (Исх. 3:14), образ не позволяет Ему являться так, как Он Сам того желает!" (М. Бубер. Два образа веры).

    И медленно клонилась нагота

    Одежда - набор законов нравственности, которые определяют образ жизни человека, а в более широком смысле - учение, на которое он опирается на своем духовном пути; одежды кожаные были получены Адамом и Евой после грехопадения (Быт.3:21). Обнажение необходимо, чтобы предстать перед Богом. Царь Давид обнажается в танце перед ковчегом завета (2 Цар.6). Слепой, приходящий к Иисусу, вначале сбрасывает свои одежды (Мк. 10:50).

    Иуда сказал Матфею: "Мы хотим понять образ одежды, в которую мы облечемся, когда мы отбросим разрушенную плоть".
    "Господь сказал: "Правители и чиновники обладают одеждой, предоставляемой только на время, которая не сохраняется. Но вы, как дети истины, не в этой преходящей одежде. Скорее, я говорю вам, что вы будете благословлены, когда вы сбросите их. Ибо это не великая вещь [...] вне" (Диалог Спасителя. Наг-Хаммади, ср. 2 Кор. 5:2-4).

    "Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам и в какой день мы увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям, растопчете их, тогда [вы увидите] сына того, кто жив, и вы не будете бояться" (Евангелие от Фомы 42).

    И, просыпаясь: "Будь благословенна!" -
    Я говорил и знал, что дерзновенно
    Мое благословенье

    Благословение дерзновенно, потому что благословляется Тот, Кто Сам является Источником любых благословений:

    "Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи" (К Евреям 4:16).

    Однако вера соединяет человека и Бога в диалоге, делая их отношения взаимными. Просыпаясь, избавляясь от иллюзорной повседневной "реальности", человек находит в себе достаточно дерзновения, чтобы вступить с Богом в диалогические отношения. Как сказал митрополит Антоний Сурожский, "человек верит в Бога, а Бог верит в человека".

    ты спала...

    Пока Бог спит в нас, Его присутствия достаточно, чтобы удерживать в нас дух и жизнь. Когда же Он просыпается в нас, мы получаем не сравнимую ни с чем возможность приобщиться к Божественным энергиям, "стяжать Духа Святого".

    И тронуть веки синевой вселенной
    К тебе сирень тянулась со стола,
    И синевою тронутые веки

    Голубой, синий, фиолетовый - цвета неба и космоса; им соответствуют все высокие энергии.

    "Сделай петли голубого цвета на краю первого покрывала, в конце соединяющего обе половины; так сделай и на краю последнего покрывала, соединяющего обе половины <...> И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работою должны быть сделаны на ней херувимы <...> И сделай завесу для входа в скинию из голубой и пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона узорчатой работы" (Исход 26) .

    Спокойны были, и рука тепла.

    В этих холодных вышних мирах так важно тепло. Важно не просто приобщиться к Божественным энергиям - важно еще при этом остаться человеком.

    А в хрустале пульсировали реки

    Реки и моря отсылают нас к традиционной "водной" символике непрерывной Божественной стихии. Это - образ пространства. Пульсирующие реки символизируют пространство-время - то, что обнимает всю физическую Вселенную. В момент Богоявления она вся раскрывается перед человеком и становится даже не видимой, а ощущаемой. Как рассказано в Махабхарате, царь Дурьйодхана, приглашенный в дворец пандавов, ступил на прозрачный хрустальный (о хрустале - речь дальше) пол и, обманутый совершенством зеркальной поверхности,  принял его за разлитую воду.

    Дымились горы, брезжили моря,

    Дымящиеся горы - мужской символ творения. Дарование еврейской Торы и индийских Вед (писание предшествует миру!) происходит среди дыма:

    "Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошел на нее в огне; и восходил от нее дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась" (Исход 19:18, ср.Ис.4:5).

    Пророк Исаия также получает первое откровение в дыму (Ис.6:4).

    "И я стал, и увидел: вот горящая печь проходит передо мною; и когда пламя прошло, я увидел: остался дым. После сего прошло предо мною облако, наполненное водою, и пролился из него сильный дождь; но как скоро стремительность дождя остановилась, остались капли. Тогда он сказал мне: размышляй себе: как дождь более капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила, а остались капли и дым" (3 кн. Ездры 4:48-50, ср. Откр.9:2, 15:8, Иов 41:11-12).

    И ты держала сферу на ладони

    Вселенную перед собой как бремя
    Нетрудное в протянутой руке,
    Как дальний свет на дальнем маяке
    Несу...
    (А.Ахматова)

    Глагол, что держит мир и даже Бога-Старца, -
    В ладонях Девы днесь стал легким - легче ларца.
    (Ангелус Силезиус. Херувимский странник)

    Внутри нас заключен в действительности весь мир. "Конечно, если мы то, чем должны быть", и внутри нас обитает Христос, Сын Божий, "через которого и веки (эоны, миры) созданы".

    Хрустальную, и ты спала на троне,
    И - Боже правый! - ты была моя.

    В нашем мире многогранные символы высшей реальности, переливающиеся всеми красками, заменяются привычными жесткими проекциями и теряют жизнь. Необходимо разбить этот хрустальный гроб спящей красавицы, оживить ее, заключить брак. Оживление есть проникновение в истину путем снятия покрова символа и образа, а брачный союз - наслаждение истиной.

    Ты пробудилась и преобразила
    Вседневный человеческий словарь

    Когда в нас просыпается Божественная энергия, мы обретаем дар понимания единого языка, который, согласно Библии, существовал на Земле до строительства Вавилонской башни. Сквозь дурно пахнущие мертвые слова повседневной речи начинает просвечивать истинный язык с его предназначением - говорить о высоком, о Божественном.

    В оный день, когда над миром новым
    Бог склонял свое лицо, тогда
    Солнце останавливали словом,
    Словом разрушали города.
    (Н. Гумилев. Слово)

    Способность прозревать это исходное сакральное предназначение языка жизненно необходимо для всех нас.

    И речь по горло полнозвучной силой
    Наполнилась, и слово "ты" раскрыло
    Свой новый смысл и означало: царь.

    Царь обретает свою силу только тогда, если рядом есть женщина - премудрость-речь, от которой он получает дар раскрытия голоса. Об этом говорит гимн из Ригведы (10.125), обращенный к Вач-Речи:

    Я ведь сама глаголю то,
    Что радует богов и людей.
    Кого возлюблю, того сделаю могучим,
    Того - брахманом, того - риши, того мудрым.

    Я рождаю отца на вершине этого [мира].
    Мое лоно в водах, в океане.
    Оттуда расхожусь я по всем существам
    И касаюсь теменем того неба.

    Я ведь вею как ветер [дух!],
    Охватывая все миры:
    По ту сторону неба, по ту сторону этой земли -
    Такая я стала величием.

    Практика речи - сознательное энергетическое превращение невидимого в видимое через слово-логос. Таким путем происходит творение всех сфер мироздания и целых миров.

    На свете все преобразилось, даже
    Простые вещи - таз, кувшин, - когда
    Стояла между нами, как на страже,
    Слоистая и твердая вода.

    Простые вещи в момент Богоявления воспринимаются не только "как они есть", но и открывают свой символический смысл. Непрерывная, водная стихия, символизирующая Божественное, замерзает - ибо время останавливается в этот момент.

    Довольствуясь осколком бытия,
    Он не поймет, что мир его чудесный
    Построила живая мысль моя,
    Мгновенно затвердевшая над бездной.
    (Н. Заболоцкий. Кузнечик)

    Истинная женщина должна нести в себе стихию благодати, и она же - тьма, которая порождает все. Однако "непрерывная" волна, переходя из мира Высшей Реальности в мир проявленного, легко рассыпается на совокупность дискретных осколков, из которых строится закон "земной церкви" (в то время как исходный небесный Закон дает свыше семена-кванты и является мужским). Об этом превращении в книге Бытия говорится как о смешении языков, которое не позволило достроить Вавилонскую башню. Если бы людям удалось сохранить язык Единого, они воистину достигли бы неба (мужской символ!) и стали бы как Боги. Слоистая и твердая вода - благодать, "дискретизовавшаяся" при переходе в тварный мир и утратившая свою текучесть, "бесконечновариантность", свойственную Истинной Реальности (подробнее см. "Крылья Феникса"). Слоистая и твердая вода стоит на страже между нами и Божественным; после грехопадения мы утратили способность воспринимать Бесконечность непосредственно.

    "Если б врата познания были открыты, людям открылась бы бесконечность.
    Но люди укрылись от мира и видят его лишь в узкие щели своих пещер" (У. Блейк. Бракосочетание рая и ада).

    Нас повело неведомо куда.
    Пред нами расступались, как миражи,
    Построенные чудом города,

    В Лотосовой сутре рассказывается, как мудрый проводник волшебством воздвигает призрачный город-стоянку, окруженный прекрасными рощами, садами и прудами, чтобы дать немного отдохнуть уставшим путникам. Так же поступает Воланд в романе М. Булгакова с измученными влюбленными, которые "не заслужили света, а заслужили покой". Но верующим и любящим не нужны промежуточные результаты - они идут к невыразимой конечной цели.

    Сама ложилась мята нам под ноги,
    И птицам с нами было по дороге,
    И рыбы поднимались по реке,
    И небо развернулось перед нами...

    "Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями" (Псалтирь 8:6-9).

    Здесь снова возникают образы, связанные с обращением и отражением. Поток времени движется и вместе с нами, и навстречу нам.

    Я шел назад, священною волной
    Воссоздан так, как жизненная сила
    Живит растенья зеленью живой,
    Чист и достоин посетить светила.
    (Данте. Чистилище 33:142-145)

    Рыб и птиц, движущихся в противоположные стороны и превращающихся друг в друга, мы видим на картинах голландского художника Эшера...

    "Мудрые удаляются... их удел - освобождение, лишенное желаний и необусловленное. Их путь, как у птиц в небе, труден для понимания" (Дхаммапада 91-92).

    По исламскому преданию, Моисей, отправляющийся к цели со своим учеником (по толкованию, Иисусом; в паре идут закон и благодать), теряет по дороге свой запас пищи.

    "И вот сказал Муса своему юноше: "Не остановлюсь я, пока не дойду до слияния двух морей, хотя бы прошли годы". А когда они дошли до соединения между ними, то забыли свою рыбу, и она направила свой путь, устремившись в море. Когда же они прошли, он сказал своему юноше: "Принеси нам наш обед, мы испытали от этого нашего пути тяготы". Он сказал: "Видишь ли, когда мы укрылись у скалы, то я забыл рыбу. Заставил меня забыть только сатана, чтобы я не вспомнил, и она направила свой путь в море дивным образом". Он сказал: "Этого-то мы и желали". И оба вернулись по своим следам обратно" (Коран 18:59(60)-64(65)).

    Во время купания Гильгамеша змея-рыба утащила у него с трудом добытый цветок бессмертия, чтобы сбросить кожу и обрести вечную молодость; бессмертна и сгорающая в огне птица Феникс.

    "Если те, которые ведут вас, говорят вам: Смотрите, царствие в небе! - тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно - в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас" (Евангелие от Фомы 2, ср. Быт.9:2).

    Когда судьба по следу шла за нами,
    Как сумасшедший с бритвою в руке.

    Бритва - символ обрезания (в том числе сердца): при переходе в новый мир нужно оставить все богатства, включая духовные, чтобы пройти через игольное ушко (Мф.19:24). "Будешь хранить, но не убережешь, а что сбережешь, то предам мечу" (Мих. 6:14). Оглядываться назад на духовном пути нельзя.

    "Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (От Луки 9:62).

    "В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову" (От Луки 17:31-32).

    "Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели..." (К Филиппийцам 3:13-14)


  • Комментарии: 12, последний от 09/12/2008.
  • © Copyright Ирхин В. Ю. , Кацнельсон М. И. (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)
  • Обновлено: 09/09/2009. 32k. Статистика.
  • Статья: Культурология
  • Оценка: 5.50*12  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.