Majjhima Nikaya, Vaggo Pathamo, Mulapariyayavaggo,
Mulapariyaya Sutta (Urart)
 
Так я слышал. Однажды Бхагаван пребывал возле Ukkattha, в Лесу Радости, восседая у комля царя-дерева. Тогда Бхагаван обратился к монахам: "Монахи!" - "Бхагаван!" - ответили те монахи Бхагавану, преисполненные внимания. Бхагаван продолжал: "Все древние, изначальные вещи я разъясню вам, монахи, слушайте внимательно и постигайте мои наставления." - "Да, Бхагаван!" - ответили монахи с почтением. Тогда Бхагаван произнес: "Все древние, изначальные вещи я хочу показать вам, монахи, внимательно слушайте и постигайте сказанное мною." - "Да, Господин!", - ответили монахи почтительно Бхагавану.
Сказал тогда Бхагаван: "Возьмём некоего, монахи, простого, незнающего, заурядного человека без понимания священного, в арийском учении несведущего, к арийскому учению не имеющего доступа, без знания истин Ариев, в учении Ариев несведущего, к учению Ариев недопущенного и принимающего землю за землю, землю за землю принявшего; думает он землю, думает о земле, о земле размышляет, думает: "Моя эта земля" и радуется земле. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я.
Он принимает воду за воду и воду за воду принявший есть; он думает воду, думает о воде, над водой размышляет, думает: "Это моя вода" и радуется воде. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я.
Он принимает огонь за огонь, огонь за огонь принявший, думает огонь, думает об огне, над огнем размышляет, думает: "Мой это огонь" и радуется огню. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я.
Он принимает воздух за воздух, воздух за воздух принявший; думает воздух, думает о воздухе, над воздухом размышляет, думает: "Мой это воздух" и радуется воздуху. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я.
Он принимает природу за природу, природу за природу принявший; думает природу, думает о природе, над природой размышляет, думает: "Это моя природа" и радуется природе. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я.
Он принимает богов за богов, богов за богов принявший; думает богов, думает о богах, над богами размышляет, думает: "Мои это боги" и радуется богам. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я.
Он принимает Господина Творения за Господина Творения, Господина Творения за Господина Творения принявший; думает он Творца, думает о Творце, над Творцом размышляет, думает: "Мой это Творец" и радуется Творцу. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я.
Он принимает Брахму за Брахму, Брахму за Брахму принявший; думает Брахму, думает о Брахме, над Брахмой размышляет, думает: "Мой это Брахма" и радуется Брахме. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я.
Он принимает светящихся за светящихся, светящихся за светящихся принявший; думает светящихся, думает о светящихся, над светящимися размышляет, думает: "Мои эти светящиеся" и радуется светящимся. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я.
Он принимает излучающих за излучающих, излучающих за излучающих принявший; думает излучающих, думает об излучающих, над излучающими размышляет, думает: "Мои эти излучающие" и радуется излучающим. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я.
Он принимает могущественных за могущественных, могущественных за могущественных принявший; думает могущественных, думает о могущественных, над могущественными размышляет, думает: "Мои это могущественные" и радуется могущественным. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я.
Он принимает сильнейших за сильнейших, сильнейших за сильнейших принявший; думает сильнейших, думает о сильнейших, над сильнейшими размышляет, думает: "Мои это сильнейшие" и радуется сильнейшим. А почему? Да потому, что не знает, говорю я.
Он принимает безграничное пространство за безграничное пространство, безграничное пространство за безграничное пространство принявший; он думает безграничное пространство, думает о безграничном пространстве, над безграничным пространством размышляет, думает: "Мое это безграничное пространство" и радуется безграничному пространству. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я. Он принимает сферу безграничного сознания за сферу безграничного сознания, безграничное сознание за безграничное сознание принявший; он думает безграничное сознание, думает о безграничном сознании, над безграничным сознанием размышляет, думает: "Это мое безграничное сознание" и радуется сфере безграничного сознания. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я. Он принимает сферу несуществования как сферу несуществования, сферу несуществования за сферу несуществования принявший; он думает несуществование, думает о несуществовании, над несуществованием размышляет, думает: "Мое это несуществование" и радуется несуществованию. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я. Он принимает найвасамджня-асамджня-аятана, область ни мышления, ни не-мышления, за найвасамджня-асамджня-аятана, найвасамджня-асамджня-аятана за найвасамджня-асамджня-аятана принявший; думает найвасамджня-асамджня-аятана, думает о найвасамджня-асамджня-аятана, над найвасамджня-асамджня-аятана размышляет, думает: "Моя эта найвасамджня-асамджня-аятана" и радуется найвасамджня-асамджня-аятана. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я. Он принимает видимое за видимое, видимое за видимое принявший; думает видимое, думает о видимом, над видимым размышляет, думает: "Мое это видимое" и радуется видимому. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я. Он принимает услышанное за услышанное, услышанное за услышанное принявший; думает услышанное, думает над услышанным, над услышанным размышляет, думает: "Мое это услышанное" и радуется услышанному. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я. Он принимает подуманное за подуманное, подуманное за подуманное принявший; думает подуманное, думает о подуманном, над подуманным размышляет, думает: "Мое это подуманное" и подуманному радуется. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я. Он принимает узнанное за узнанное, узнанное за узнанное принявший; думает узнанное, думает об узнанном, над узнанным размышляет, думает: "Мое это узнанное" и узнанному радуется. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я. Он принимает Единое за Единое, Единое за Единое принявший; думает Единое, думает о Едином, над Единым размышляет, думает: "Мое это Единое" и Единому радуется. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я. Он принимает множественность за множественность, множественность за множественность принявший; думает множественность, думает о множественности, над множественностью размышляет, думает: "Моя это множественность" и радуется множественности. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я. Он принимает вселенную за вселенную, вселенную за вселенную принявший; думает вселенную, думает о вселенной, над вселенной размышляет, думает: "Моя это вселенная" и вселенной радуется. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я. Он принимает исчезновение иллюзии за исчезновение иллюзии, исчезновение иллюзии за исчезновение иллюзии принявший; думает исчезновение иллюзии, думает об исчезновении иллюзии, над исчезновением иллюзии размышляет, думает: "Мое это исчезновение иллюзии" и исчезновению иллюзии радуется. А почему? Да потому, что он не знает, говорю я.
Однако, кто, монахи, как сражающийся, борющийся монах с воинственной, решительной душой стремится достичь несравненной безопасности и покоя, также считает землю как землю, землю за землю принявший, не должен он думать о земле, над землей размышлять, думать: "Моя это земля", не следует ему земле радоваться. А почему нет? Да потому, что он узнал, постиг и понял, говорю я. Воду, огонь, воздух, природу, божества, единое, множественное и вселенную принял он за вселенную, вселенную за вселенную принявший; но не думает он вселенную, не думает о вселенной, над вселенной не размышляет, избегает думать: "Моя это вселенная" и не радуется всему этому. А почему нет? Да потому, что он знает, говорю я. Он прекращение иллюзии за прекращение иллюзии принял, прекращение иллюзии за прекращение иллюзии принявший; но тогда не думает прекращение иллюзии, не думает о прекращении иллюзии, не размышляет над прекращением иллюзии, не думает: "Мое это прекращение иллюзии" и не радуется прекращению иллюзии. А почему нет? Да потому, что он узнал, постиг и понял, говорю я.
Но кто, монахи, как чистый монах, как победивший иллюзию, прекративший, выполнивший работу, сбросивший ношу, достигший цели, разрушивший оковы бытия, кто в совершенной мудрости освободился, а также считает землю землей, землю за землю принявший, однако не думает он землю, не думает о земле, над землей не размышляет, не думает: "Моя это земля" и земле не радуется. А почему нет? Да потому, что знает, говорю я. Воду, огонь, ветер, природу, божества, единое, множественное, вселенную за вселенную принял, вселенную за вселенную принявший, но не думает затем вселенную, не думает о вселенной, над вселенной не размышляет, не думает: "Моя это вселенная" и вселенной не радуется. А почему нет? Да потому, что он знает, говорю я. Прекращение иллюзии принимает за прекращение иллюзии, прекращение иллюзии за прекращение иллюзии принявший, не думает затем прекращение иллюзии, не думает о прекращении иллюзии, над прекращением иллюзии не размышляет, не мечтает: "Мое это прекращение иллюзии" и прекращению иллюзии не радуется. А почему? Да потому, что он знает, говорю я.
Но кто, монахи, как святой монах, как победивший иллюзию, прекративший, выполнивший работу, сбросивший ношу, достигший цели, разорвавший путы бытия, растворился в совершенстве мудрости, а также считает землю землей, землю за землю принял, но не думает он землю, не думает о земле, над землей не размышляет, не думает: "Моя это земля" и земле не радуется. А почему нет? Да потому, что он является не-алчным, уничтожившим жадность. Воду, огонь, воздух, пространство, божеств, единое и множественное, вселенную он принимает за вселенную, вселенную за вселенную принявший, но затем не думает он вселенную, не думает о вселенной, над вселенной не размышляет, не думает: "Моя это вселенная" и вселенной не радуется. А почему нет? Да потому, что является не жадным, победившим алчность. Прекращение иллюзии принимает он за прекращение иллюзии, прекращение иллюзии за прекращение иллюзии принявший, тем не менее, не думает он прекращение иллюзии, не думает о прекращении иллюзии, над прекращением иллюзии не размышляет, не думает: "Мое это прекращение иллюзии" и прекращению иллюзии не радуется. А почему нет? Да потому, что он является неалчным, утратившим страсть.
Но кто, монахи, как святой монах, угасивший иллюзию, прекративший, выполнивший работу, сбросивший ношу, достигший цели разрушил оковы бытия, растворился в совершенной мудрости, тот также считает, что земля - это земля, землю за землю посчитавший, но не думает он землю, не думает о земле, над землей не размышляет, не думает: "Моя это земля" и земле не радуется. А почему нет? Да потому, что он истощил ненависть и является безгневным. Воду, огонь, ветер, природу, божеств, единое и множественное, эту вселенную принимает он за вселенную, вселенную за вселенную принявший, однако не думает он вселенную, не думает о вселенной, над вселенной не размышляет, не думает: "Моя это вселенная" и вселенной не радуется. А почему нет? Да потому, что он истощил ненависть и пребывает безгневным. Прекращение иллюзии он принимает за прекращение иллюзии, прекращение за прекращение принявший, но не думает он прекращения, не думает о прекращении, над прекращением не размышляет, не мечтает: "Мое это прекращение" и прекращению не радуется. А почему нет? Да потому, что он пребывает безгневным, победившим ненависть.
Но кто, монахи, как святой монах, истощивший и угасивший надежду, прекративший, выполнивший работу, сбросивший ношу, достигший цели, разрушивший путы бытия, растворившийся в совершенной мудрости, который также считает, что земля - это земля, землю за землю принявший, однако не думает он землю, не думает о земле, над землей не размышляет, не думает: "Моя это земля" и земле не радуется. А почему нет? Да потому, что он победил неведение и пребывает незаблуждающимся. Воду, огонь, воздух, природу, божеств, единое и множественное, эту вселенную принимает он за вселенную, вселенную за вселенную принявший, но не думает он вселенную, не думает о вселенной, над вселенной не размышляет, не думает: "Моя это вселенная" и вселенной не радуется. А почему нет? Да потому, что он победил неведение и пребывает вне глупости. Прекращение иллюзии он принял за прекращение иллюзии, прекращение за прекращение принявший, но не думает он прекращение иллюзии, не думает о прекращении иллюзии, над прекращением иллюзии не размышляет, не думает: "Мое это прекращение иллюзии" и прекращению не радуется. А почему нет? Да потому, что он победил неведение и утратил заблуждения.
И Совершенный, монахи, Святой, Полностью Пробужденный принимает землю за землю, землю за землю принявший, но не думает он землю, не думает о земле, над землей не размышляет, не мечтает: "Моя это земля" и земле не радуется. А почему нет? Да потому, что постиг полностью, понял и проникся, говорю я. Воду, огонь, воздух, природу, божеств, единое и множественное, вселенную принимает Совершенный за вселенную, вселенную за вселенную принявший, но не думает он вселенную, не думает о вселенной, над вселенной не размышляет, не думает: "Моя это вселенная" и вселенной не радуется. А почему нет? Да потому, что Совершенный знает, говорю я. Прекращение иллюзии принимает Совершенный за прекращение иллюзии, прекращение за прекращение принявший, но не думает он прекращение иллюзии, не думает он о прекращении, над прекращением не размышляет, не мечтает: "Мое эта прекращение" и прекращению не радуется. А почему нет? Да потому, что Совершенный знает и постиг полностью, говорю я.
И Совершенный, монахи, Святой, Полностью Пробужденный принимает землю за землю, землю за землю принявший, но не думает он землю, не думает о земле, над землей не размышляет, не думает: "Моя это земля" и земле не радуется. А почему нет? "удовлетворение - корень страдания", так он постиг и обнаружил, "становящееся рождает, ставшее стареет и умирает." Потому то и говорю я, монахи, что Совершенный полностью истощил и уничтожил жажду жизни, отрекся, выкорчевал, ускользнул, вырвался и пребывает пробужденным в непревзойденном совершенном Просветлении. Воду, огонь, воздух, природу и божеств, единое и множественное, эту вселенную принимает Совершенный за вселенную, вселенную за вселенную принявший, но не думает он эту вселенную, не думает об этой вселенной, над этой вселенной не размышляет, не думает: "Моя эта вселенная" и вселенной не радуется. А почему нет? "Удовлетворение есть корень страданий", осознает он, "становящееся рождает, ставшее стареет и умирает". Потому то, монахи, я и говорю, что Совершенный полностью жажду жизни уничтожил, истощил, выкорчевал, ускользнул, вырвался, пребывает пробужденным в непревзойденном совершенном Просветлении. Прекращение иллюзии принимает Совершенный за прекращение иллюзии, прекращение за прекращение принявший, но тогда не думает он прекращение, не думает о прекращении, над прекращением не размышляет, не думает: "Мое это прекращение иллюзии" и прекращению не радуется. А почему нет? "Удовлетворение есть корень страданий", так он познал, "становящееся рождает, ставшее стареет и умирает". Потому то, монахи, я и говорю, что Совершенный всю жажду жизни засушил и уничтожил, отбросил привязанность к ней, выкорчевал, ускользнул, вырвался и пребывает пробужденным в несравненном совершенном Пробуждении".
Так сказал Всеблагой. Удовлетворенные словами Бхагавана, возрадовались те монахи.