Ирхин Валентин Юрьевич
Бахчисарайский фонтан

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ирхин Валентин Юрьевич (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)
  • Размещен: 27/03/2025, изменен: 27/03/2025. 9k. Статистика.
  • Эссе: Эзотерика, Обществ.науки, Культурология
  • Литературоведение
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:

     []
      (из экзаменационного сочинения в Лицее на кафедре русской литературы)
      
      Провидческое творение российского пророка Александра Пушкина является важным подспорьем при трактовке сложнейших вопросов теологии. Они, в частности, касаются святых тайн - догматических вопросов ипостасной природы Софии-Премудрости, позднее исследованных в трудах русских философов-космистов. В рассматриваемой поэме София предстает перед нами в двух образах - Заремы и Марии, которые нераздельны и неслиянны, - как Лия и Рахиль, как две Сестры из Песни Песней, как две Изольды, как Брунгильда и Кримгильда, как Аглая и Настасья Филипповна, Грушенька и Екатерина Ивановна. Обе Софии, старшая и младшая, светлая и темная, Эхамоф и Эхмоф, действуют во всех мирах и являются Пушкину в пророческих видениях и откровениях:
      
      Чью тень, о други, видел я?
      Скажите мне: чей образ нежный
      Тогда преследовал меня,
      Неотразимый, неизбежный?
      Марии ль чистая душа
      Являлась мне, или Зарема
      Носилась, ревностью дыша,
      Средь опустелого гарема?
      
      Память о высших мирах обуславливает высокие устремления нашей героини. Пушкинские строки дают непосредственное доказательство Ее божественной природы ("Седой Отец гордился Ею", "Сам Хан боится Девы пленной...") и надмирного происхождения.
      
      Недавно юная Мария
      Узрела небеса чужие;
      Недавно милою красой
      Она цвела в стране родной.
      
      Родилась Я не здесь, далеко,
      Далеко... но минувших дней
      Предметы в памяти моей
      Доныне врезаны глубоко.
      Я помню горы в небесах,
      Потоки жаркие в горах,
      Непроходимые дубравы,
      Другой закон, другие нравы;
      Но почему, какой судьбой
      Я край оставила родной...
      
      Хотя Всевышний обычно "Один в своих чертогах", Премудрость приходит Ему на помощь, чтобы сыграть не менее важную роль в творении и эволюции миров. "Всё Мудростью сотворил Ты" (Пс.103:24).
      
      Он светлый взор
      Остановил на мне в молчанье,
      Позвал меня... и с этих пор
      Мы в беспрерывном упоенье
      Дышали счастьем... и ни раз
      Ни клевета, ни подозренье,
      Ни злобной ревности мученье,
      Ни скука не смущала нас.
      
      До поры это мирное сотрудничество, но развиваются романтические отношения и назревает драматическое развитее событий.
      
      Познал Я все, и сокровенное и явное, ибо научила Меня Премудрость, художница всего. (Прем. 7)
      
      На мне горят Его лобзанья,
      Он клятвы страшные мне дал.
      
      И проходил Я мимо Тебя, и увидел Тебя, и вот, это было время Твоё, время любви; и простёр Я воскрилия риз Моих на Тебя, и покрыл наготу Твою; и поклялся Тебе и вступил в союз с Тобою, - говорит Господь Бог, - и Ты стала Моею. (Иез. 16)
      
      Во вдохновенных строках поэмы Мария-София проходит через все стадии духовного опыта. Прежде всего, она погружается в свой внутренний мир и ведет диалог сама с собой. Она пока еще сохраняя внутреннее единство, "хранит один святой залог, Одно божественное чувство...".
      
      Гарема в дальнем отделеньи
      Позволено ей жить Одной:
      И, мнится, в том уединеньи
      Сокрылся некто неземной.
      
      Грузинка! всё в душе твоей
      Родное что-то пробудило,
      Всё звуками забытых дней
      Невнятно вдруг заговорило.
      Пред ней покоилась княжна,
      "Кто ты?.. Одна, порой ночною, -
      Зачем ты здесь?" - "Я шла к тебе,
      Спаси меня; в моей судьбе
      Одна надежда мне осталась...
      
      Судьбы обеих Софий прочно связаны. Однако после грехопадения начинается космическая мистерия - происходит разделение Святой и Блудницы. Премудрость, истратив всю силу и оставив свое творение, уходит на родные небеса - к своим светлым и бесплотным ангелам.
      
      Что делать ей в пустыне мира?
      Уж ей пора, Марию ждут
      И в небеса, на лоно мира,
      Родной улыбкою зовут.
      Промчались дни; Марии нет.
      Мгновенно сирота почила.
      Она давно желанный свет,
      Как новый ангел, озарила.
      
      Шехина, земная ипостась, движимая силами похоти ("Но я для страсти рождена"), пускается во все тяжкие, переходит к жестким практикам Тантры.
      
      Но слушай: если я должна
      Тебе... кинжалом я владею.
      
      Под действием своей кармы она попадает под власть вечного Колеса и идет в нижний мир, в океан сансары:
      
      ...Она
      Гарема стражами немыми
      В пучину вод опущена.
      В ту ночь, как умерла княжна,
      Свершилось и ее страданье.
      
      Здесь ей предстоят соблазны чувственной красоты, угрожают многие опасности и невзгоды. Сказываются и старые грехи, накопленные в прошлые мировые периоды. Чистоту нарушают даже скрытые помыслы, высокие идеи и порывы, - всякая карма неуничтожима.
      
      Она домашние пиры
      Волшебной арфой оживляла;
      Толпы вельмож и богачей
      Руки Марииной искали,
      
      Невинной деве непонятен
      Язык мучительных страстей,
      Но голос их ей смутно внятен;
      Он странен, он ужасен ей.
      Какие слезы и моленья
      Ее спасут от посрамленья?
      
      Ты понадеялась на красоту твою, и, пользуясь славою твоею, стала блудить и расточала блудодейство твоё на всякого мимоходящего, отдаваясь ему. И взяла из одежд твоих, и сделала себе разноцветные высоты, и блудодействовала на них, как никогда не случится и не будет. И взяла нарядные твои вещи из Моего золота и из Моего серебра, которые Я дал тебе, и сделала себе мужские изображения, и блудодействовала с ними. (Иез. 16)
      
      Хотя ты одеваешься в пурпур, хотя украшаешь себя золотыми нарядами, обрисовываешь глаза твои красками, но напрасно украшаешь себя: презрели тебя любовники, они ищут души твоей. (Иер. 4:30)
      
      Произошедшая катастрофа оказывается глобальной. Отныне Б-г уходит из тварного мира, становится, как и положено, незримым, отвергает все образы, скрывает свое Лицо.
      
      Забытый, преданный презренью,
      Гарем не зрит Его лица;
      Дворец угрюмый опустел;
      Его Гирей опять оставил;
      
      Он, который ранее "для мирной неги войну кровавую презрел", возвращается к привычным грозным деяниям в гневных ипостасях бога воинств Саваофа и бога сил Шаддая.
      
      С толпой татар в чужой предел
      Он злой набег опять направил;
      Он снова в бурях боевых
      Несется мрачный, кровожадный:
      Но в сердце Хана чувств иных
      Таится пламень безотрадный.
      
      Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовёт и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих. Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё; опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу... (Ис. 42)
      
      Мир превращается в фонтан слез. Вместе со всеми живыми существами и Он теперь охвачен страданием.
      
      Он часто в сечах роковых
      Подъемлет саблю, и с размаха
      Недвижим остается вдруг,
      Глядит с безумием вокруг,
      Бледнеет, будто полный страха,
      И что-то шепчет, и порой
      Горючи слезы льет рекой.
      
      Остается надежда на лучшее - на взаимное прощение и спасение.
      
      Сожгут домы твои огнём и совершат над тобою суд перед глазами многих жён; и положу конец блуду твоему. И утолю над тобою гнев Мой, и отступит от тебя негодование Моё, и успокоюсь, и уже не буду гневаться.
      Я вспомню союз Мой с тобою во дни юности твоей и восстановлю с тобою вечный союз. И ты вспомнишь о путях твоих. (Иез. 16)
      
      Однако полного и окончательного освобождения никому не обрести, пока не будет исчерпана вся карма - и хорошая, и дурная, а также, что самое важное, достигнуто прозрение.
      
      Безумец! полно! перестань,
      Не оживляй тоски напрасной,
      Мятежным снам любви несчастной
      Заплачена тобою дань -
      Опомнись; долго ль, узник томный,
      Тебе оковы лобызать
      И в свете лирою нескромной Свое безумство разглашать?

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ирхин Валентин Юрьевич (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)
  • Обновлено: 27/03/2025. 9k. Статистика.
  • Эссе: Эзотерика, Обществ.науки, Культурология
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.