Ирхин Валентин Юрьевич
Книга Мцыри

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ирхин Валентин Юрьевич (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)
  • Размещен: 21/10/2016, изменен: 23/06/2017. 5k. Статистика.
  • Рассказ: Проза
  • Мне приснилось, что я - человек…
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Реферат к экзамену на звание российского ламы, обнаружен в северном монастыре к юбилею поэта

  •  []
      Сочинение великого русского поэта и тайновидца Лермонтова представляет собой исчерпывающее руководство по прохождению благородного пути пробуждения. Для удобства чтения оно облечено в рамки традиционного сюжета, мнемонически облегчающего изучение и запоминание этапов практики.
      
      Молодой аскет Мцыри, развивая в себе суровыми и порой болезненными упражнениями выдающиеся духовные способности, еще в детстве обрел ощущение инобытия, образ "страны родной", услышал пророческое откровение ("добрая рука печально тронулась цветка, и был он в сад перенесен"). Никогда не делая зла живым существам, он успешно освоил ступени нравственной добродетели (шила-парамиты) и познал отсутствие атмана-самости ("а душу можно ль рассказать"). Теперь юноша готовится "изречь монашеский обет", вступить на малую колесницу тхеравады. Однако это намерение круто меняется после знакомства с тибетскими тайными учениями и терма-текстами, в том числе с Книгой Мертвых. Мы не можем однозначно определить, были эти свитки случайно обнаружены им в монастырской библиотеке или открылись нефизическим путем в прозрении ясновидца-тертона. В любом раскладе такое обретение, как и вообще встреча с Учением, свидетельствует о хорошей карме. Она подтверждается и происхождением нашего героя из благородного семейства, связью с преданием ("мучительный недуг развил тогда могучий дух его отцов"). Вероятно, свою роль сыграло и общение с западными учителями, включая безымянного русского генерала.
      
      Так или иначе, Мцыри выбирает лучшее, "прямой и краткий путь" йоги, используя однонаправленную концентрацию и энергетические практики - "одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть". Вместо перерождений в долгом ряде жизней - "одна, но только полная тревог!" Это решение сопровождается грозными апокалиптическими событиями, приводящими в ужас его бывших товарищей, - разрушением старых святилищ и алтарей. Символически данный путь изображается как трехдневное духовное странствие по локам - местопребываниям различных классов существ. В ходе его герой познает смысл "священных слов отец и мать" - отцовские и материнские тантры. У него развивается устойчивая память прошлых жизней (мне тайный голос говорил, что некогда и я там жил, и стало в памяти моей прошедшее ясней, ясней...), проявляются сиддхи-сверхспособности (глазами тучи я следил, рукою молнию ловил...).
      
      Архетипическое явление живого Отца с небесным оружием, "в своей одежде боевой", заставляет предположить христианско-библейские, даже гамлетовские мотивы в сознании героя, через которые надо пройти, чтобы окончательно расстаться (прощай, отец... дай руку мне). Так работают и дальнейшие соблазны - встречи с черноокой искусительницей, грузинкой Лилит, и со Змеем (последний открывает внутреннюю практику - "Но страх не сжал души моей: я сам, как зверь, был чужд людей и полз и прятался, как змей"). Освоив созерцание бурного потока бытия, Мцыри переходит через дантову пропасть в мир богов - сад Эдема, где слышит ангельские голоса, постигает "тайны неба и земли", но не удовлетворяется результатом: здесь тришна, жажда существования, еще не преодолена, следует отвергнуть "рай и вечность" ради более высоких целей. Он надевает терновый венец и возвращается в лес человеческих страстей для окончательной битвы за свободу. Продолжает действие смертельная ночная схватка с Богом в образе косматого зверя. Из этой инициации израненный юноша выходит с честью, не уступая в своей принципиальности патриарху Иакову. Не устрашит героя и адский мир, "жар бессильный и пустой, игра мечты, болезнь ума", - очередное наваждение, искушение крайностью уничтожения, дурной пустотой.
      
      Видения алтарей, храмов и собраний людей проявляются в точном соответствии с "Тантрой великого тайного союза Солнца и Луны", показывающей последовательность явлений перед новым рождением. Звук колокольного звона вызывает мгновенное дзенское просветление (и тут все ясно стало мне... о! я узнал его тотчас). Для полноты дается подробное описание небесных миров, затем высших миров форм или без форм - теперь уже все равно, - горы, вершинные духовные состояния, потеряли свою ценность... Герой прошел положенный путь, после символической мистериальной смерти-посвящения ему предстоит вернуться в сансарное перерождение только "в последний раз" - этот круг приходится сделать для блага других.
      
      В заключительных главах Мцыри выступает в роли просветленного учителя. Подобно Будде Шакьямуни, он вначале отказывается проповедовать обретенное учение и отвечать на вопросы монахов-неофитов, но все же дает им наставление перед своей нирваной, разъясняя благородные истины страдания. Внутренний огонь костра, разрушивший телесную оболочку и иллюзию бытия, прогорает - "ныне пищи нет ему". Больше "могила не страшит": страданию навсегда положен предел. Завершается повествование трогательным прощанием с учениками.
      
      Настоятельно рекомендуется как индивидуальное чтение Книги перед сном, так и ее декламация на общих собраниях сангхи в указанные дни. Используйте благоприятную возможность, не тяните драгоценное время, не откладывайте эту уникальную практику на последние годы жизни!

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Ирхин Валентин Юрьевич (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)
  • Обновлено: 23/06/2017. 5k. Статистика.
  • Рассказ: Проза
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.