Аннотация: Габровские анекдоты аллегорически, в притчах передают нравы и обычаи библейского еврейского (Hebrew) народа, который избран Богом и активно участвует во вселенских процессах творения и разрушения миров.
1. Маленький габровец говорит отцу:
- Папа, мне приснилось, что ты купил мне шоколадку за пять левов.
- Если будешь послушным, то на Новый Год тебе приснится, что я купил целый килограмм.
(Дарование Торы-Пятикнижия Моисею на Синае, а затем еще пудовый Талмуд. Все это творение есть Майя - иллюзия Бога)
- Почему ты плачешь? - спросил прохожий мальчишку.
- Мама дала мне лев, а я его потерял.
- Вот тебе лев, только не плачь.
Мальчишка взял лев и заплакал еще горше.
- Ну, что ты опять заревел?
- Как что? Если я бы не потерял мамин лев, то у меня сейчас было бы два лева!
(Начало творения Ребенком. Дао рождает одно, одно рождает два - разделение, познание добра и зла...)
Некий габровец, переселившийся в Софию, никогда не покупал сигарет. Он пользовался тем, что в таком большом городе никто его не знает и, когда ему хотелось покурить, обращался к первому встречному, дымящему сигаретой:
- Извиняюсь, приятель, не найдется ли у вас закурить?
При этом, чтобы его не сочли за попрошайку, он протягивал прохожему монетку.
- Вот вам десять стотинок!
Все угощали его сигаретами, но денег не брали. Так габровец перебивался годами. Но однажды человек, который дал ему сигарету, не отказался от десяти стотинок, а с невозмутимым видом положил их в карман. Хитрец оторопел, потом смекнул что-то, догнал прохожего и спросил:
- Откуда вы родом?
- Из Габрово - с достоинством ответил тот.
(Только еврейский народ принял от Бога Десять заповедей Торы; дым Творения)
Крестьянин делал покупки у габровского торговца. Они разговорились, и крестьянин спросил, почему у габровцев все так спорится, за что бы они не взялись - все им удается...
- Наверное, потому что мы едим особую рыбу, - ответил габровец. - Все дело в ней!
Крестьянин попросил габровца продать ему этой рыбы. Оказалась она очень дорогой, но крестьянин заплатил, не торгуясь, и ушел.
Через некоторое время они встретились снова.
- Рыбу я съел, но... габровцем не стал, - пожаловался крестьянин.
- Значит, нужно купить еще.
- Да я бы не прочь, но уж очень дорого ты просишь... Вот если бы отдал подешевле...
Торговец засмеялся и, дружески хлопнув крестьянина по плечу, сказал:
- Нет, братец, ты уже поумнел - понял, что, прежде чем купить что-либо, надо поторговаться...
(Еврейский гиюр. Рыба - христианский этап библейской религии, причастие)
Общинный совет Габрово объявил, что каждому, кто лично или письменно представит совету новый анекдот о габровцах, будет выплачено пять левов. За короткое время шутники и острословы прислали столько анекдотов, будто намеревались разорить совет.
Позднее, когда речь зашла о выплате вознаграждения, мэр Габрово заявил:
- Никакого вознаграждения не будет, потому что анекдоты эти не новые, большинство из них с бородой.
Так или иначе, но габровцам удалось без труда собрать массу анекдотов и составить сборник, который был выпущен на болгарском и иностранных языках. Надо сказать, что его издание не только с лихвой окупилось, но прославило габровцев на весь мир.
(Как была записана Тора - для всех народов)
Когда в Габрово запустили городской автобус, цену билета установили двадцать стотинок, но габровцы - люди экономные, и все равно ходили пешком. Пришлось снизить цену до десяти, однако габровцы возмутились и устроили митинг. Когда их спросили, в чем дело, они ответили:
- Раньше мы экономили целых двадцать стотинок, а теперь только десять!
(Заслуга благодаря исполнению запретительных заповедей Торы)
Один габровец, направляясь в бакалейную лавку, всю дорогу думал, сколько маслин купить - кило или полкило. Войдя в лавку, он сказал:
- Килограмм маслин!
- У меня и пятисот граммов не наберется, - ответил лавочник, - все распродал.
Габровец облегченно вздохнул и посетовал про себя: "Эх, жаль, что я не попросил два кило!".
(То же, двойка Закона)
- Сколько стоит билет в ванну?
- Два лева.
- Вот вам один лев, налейте ванну до половины.
(То же, потоп)
Габровец приехал в Софию к сыну, который учился в училище. Сын говорит:
- Папа, сегодня я сэкономил целых два лева!
- Молодец, сынок! А на чем ты сэкономил!
- Сегодня утром все сели в трамвай, а бежал за трамваем до самого училища.
- Лучше бы бежал за такси, тогда бы ты сэкономил гораздо больше!
(Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух.)
Друг спрашивает габровца:
- Иван, ты получил мое письмо?
- Это то, где ты просил меня одолжить сто левов?
- Да.
- Нет, оно до меня не дошло.
(То же, переход от десятки к сотне - откровение мира следующего уровня)
Старый крестьянин из габровского края шел в город босиком, а старые свои ботинки нес на палке за плечами. По дороге его догнал учитель, который тоже направлялся в город. Он был в новых ботинках.
Крестьянин посмотрел на его новую обувь, посмотрел на свою, не стерпел и сказал:
- Погляди на мои ботинки, учитель. Десять лет их ношу.
- Если так носить, дедушка, то и за двадцать не сносишь - насмешливо ответил молодой человек, не поняв намека старика.
(Ветхий и Новый завет. В последнем Христос уничтожит мир через учение Евангелия.)
Торговец повесил над дверью в лавку вывеску, написанную очень коряво и неграмотно. Ему сделали замечание, но он ответил:
- Пусть покупатели думают, что продавец - простачок, которого легко обмануть.
(Мировая программа записана в Торе очень непонятно. Мир произошел из-за ошибки. Ибо не было нерушимости мира и не было нерушимости того, кто создал мир. Ибо нет нерушимости дел, но детей. И нет дела, которое смогло бы получить нерушимость, если оно не станет ребенком.)
Габровец попросил, продавца свесить ему сто граммов колбасы. Продавец подал ему колбасу вместе с тюбиком горчицы.
- Но я не просил горчицы! - удивился габровец.
- Она бесплатная, к колбасе!
- Тогда дайте мне только горчицу!
(Благородная истина о страдании)
Некогда один агитатор буржуазной политической партии заявил габровским избирателям:
- Придя к власти, мы отменим пошлину на соль и тогда каждый будет класть в пищу столько соли, сколько захочет...
(То же)
Покупал габровец маслины. Бакалейщик захотел обвесить покупателя и незаметно положил на весы большой гвоздь. Габровец, однако, заметил это, взял гвоздь вместе с маслинами и сказал:
- Я за него заплатил!
(То же, распятие для мира)
Содержатель гостиницы любезно отнес вещи нового постояльца на четвертый этаж.
- Вот вам на чай! - сказал приезжий и протянул ему... кусочек сахару.
Хозяин, не требуя паспорта, записал в книге для приезжих: "торговец из Габрово"...
(Привязанность к удовольствиям, даже в высших мирах, лишь увеличит силу страдания)
Художник, принесший картины в магазин, возмущается:
- Я брал у вас полотно по десять левов, а картины хотите принять у меня по пять левов. Это же грабеж!
- Но я же вам продавал не испачканное полотно, - не соглашается хозяин магазина.
(Две скрижали Моисея - заповеди для людей и Бога)
Больной габровец, зная, что врач берет за первый визит десять левов, а за следующие - по пять, решил его перехитрить.
- В первый раз, когда я приходил к вам, - сказал габровец врачу, - вы прописали мне какое-то лекарство, но оно не помогло.
Врач понял хитрость, но не показал и виду. Осмотрел больного и категорически заявил:
- Вы идете на поправку. Продолжайте принимать то же самое лекарство, которое я вам прописал в прошлый раз.
- Насколько помню, за этот совет я вам уже заплатил в прошлый раз, - нашелся габровец и попрощался.
(То же, второе творение)
- Дай мне пять яиц от черной курицы, - попросил габровец продавщицу. Женщина удивилась и сказала:
- Если ты можешь их различить, выбирай!
Габровец выбрал самые крупные яйца, заплатил и ушел.
(Дарование Торы. Моисей говорит - выбери жизнь, но знает, что выберут смерть)
Продавец в бакалейной лавке роется в денежном ящике и никак не может набрать мелочи на сдачу. Наконец, он спрашивает покупателя - маленького габровца:
- Не найдется ли у тебя пять стотинок, тогда я тебе верну целый лев?
Малыш тут же поинтересовался:
- А если я тебе дам десять стотинок, то тогда ты мне дашь целых два лева?
(То же, диалог Моисея и Бога)
Габровец: Официант, я уронил под стол десять стотинок. Если ты их найдешь, верни мне, а если не найдешь - возьми их себе на чай!
(Толкование 10 заповедей)
Замужняя габровка навестила своих родителей. Собираясь уходить домой, она остановилась в дверях и спросила:
- Я ничего не забыла у вас?
- Чтобы забыть что-то, надо было сперва это "что-то" принести! - отозвалась мать.
(Буддийская притча о шуньяте. Ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него.)
Сосед деда Миню решился попросить у него денег взаймы, не вернув старого долга. Старик выслушал его и разрешил взять из шкатулки необходимую сумму.
- Но в ней нет никаких денег! - удивился сосед, открыв пустую шкатулку.
- Откуда же им взяться, раз ты их еще не вернул! - невозмутимо ответил дед Миню.
(Бог и Авраам, новое творение мира через карму)
Габровец задолжал своему приятелю один лев и тот не оставлял его в покое, чуть ли не каждый день приходил к нему домой и напоминал о долге. Каждый раз габровец угощал приятеля сигаретой, а на десятый раз вынул из кармана записную книжку, посмотрел в нее и сказал:
- Ну теперь я с тобой в расчете - ты уже прокурил свой лев.
(То же, их диалог насчет Содома и Гоморры, воскурение фимиама, дым - символ творения)
Абердинец зашел в ресторан пообедать вместе с новым своим знакомым из Габрово. Как и следовало ожидать, они заказали на двоих одну рыбу. После того как официант принес заказанное блюдо, они долго не решались прикоснуться к рыбе, чтобы не проявить излишней поспешности. При этом каждый отметил про себя, что хвост брать не выгодно, он тоньше.
Рыба начала стынуть. Абердинец, к которому она была обращена хвостом, завел разговор:
- Ты знаешь, что такое философ?
- Нет.
Абердинец повернул блюдо так, что голова рыбы оказалась с его стороны, и объяснил:
- Философ - это человек, который может повернуть мир так, как я это блюдо.
- А ты философ? - поинтересовался габровец.
- Нет, нисколько.
- Тогда мир пусть остается таким, каким был! - сказал габровец и вернул блюдо в первоначальное положение.
(То же, переворачивать-уничтожать мир-Ниневию не нужно)
В купе ехали два габровца. За все время пути ни один из них не закурил, хотя оба были заядлыми курильщиками. Каждый думал, что у другого может не оказаться сигарет.
(То же)
Друзья-габровцы, собравшись на чашку кофе, спросили у того, кто был богаче других, каким образом удалось ему за сравнительно короткое время накопить столько денег. Как говорится, из ничего - чего сделать.
- Когда ваши жены готовят, скажем суп, сколько риса они в него кладут? - в свою очередь спросил он.
- Столько... ну, сколько надо!
- И моя кладет сколько надо. Но прежде, она из этого "надо" отделит десять-пятнадцать зернышек и отложит их на потом... Сегодня десять зернышек, завтра - десять зернышек...
(То же, зерна кармы Торы для новых миров)
Габровец выбирал материал на костюм.
- Извините, почему вы так тщательно рассматриваете изнанку? - спросил продавец.
- Чтобы увидеть, как костюм будет выглядеть на мне через несколько лет.
(Будущий иной мир - Зазеркалье)
У одного габровца испортился телевизор - изображение есть, а звука нет.
- Жена, - сказал он, - соседи тоже смотрят телевизор, попроси их усилить звук.
(То же, связь миров через слышание откровения)
Сел габровский мастер обедать. Взял бутылку с подсолнечным маслом, вынул пробку и стал макать в нее кусочки хлеба.
Протянул свой кусочек и подмастерье, но мастер хлопнул его по руке:
- В пробку будешь макать, когда станешь мастером, а пока хватит тебе и тени от бутылки.
(То же, таинство причастия запредельному)
Один габровский шофер был добровольным сотрудником ГАИ. Случилось ему однажды побывать в другом городе, где его за нарушение оштрафовали на два лева. Шофер только усмехнулся и бережно спрятал квитанцию. Он сразу же смекнул, что использует ее, оштрафовав какого-нибудь нарушителя в Габрово и, таким образом, вернет себе два лева.
(Христос действует в обоих мирах - человеческом и ангельском-небесном. Двойственность Закона)
Габровец - своему спасителю:
- Вы спасли мне жизнь! Если бы не вы, я бы утонул... Я вам так благодарен! Что вам подарить на память? У меня ничего нет...
Разве что сберкнижка, вот... возьмите ее!
- Но я же не смогу ничего снять вашей сберкнижки!
- Не беда, если не сможете снять - вносите, только возьмите ее!
(И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге сей.)
Один габровец - другому:
- Ты сможешь одолжить мне завтра 50 левов?
- А почему ты сегодня спрашиваешь?
- Потому что, когда я у тебя прошу деньги, ты всегда говоришь:
- Вот если бы ты пришел вчера...
(Юбилей - время освобождения евреев от власти Б-га, сиречь Юрьев день)
- Пап, ты спишь?
- А что?
- Дай мне десять левов.
- Сплю, сынок, сплю, - пробормотал габровец.
(Сон Брахмы в пралайе - промежутке между мирами, Сын просить Отца начать творение через Дерево 10 сефирот... )
Габровец говорит сыну:
- Сынок, сходи на почту, отправь письмо... И заодно набери там чернил в авторучку...
(Воплощение Сына для проповеди Учения в нижнем мире, где есть Сила (энергия нижних центров). Вы показываете собою, что вы - письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живаго, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца.)
Габровец остановился в дешевой гостинице. Ночью его одолели клопы. Он встал, зажег свет, открыл дверь, потом с треском захлопнул ее и снова лег.
Проснувшийся сосед по номеру удивленно поглядел на габровца, а тот сказал:
- Обманываю клопов. Пусть думают, что я ушел.
(Таинство причастия. Христос на самом деле не уходит из мира. Хотя Татхагата не вступил в нирвану, он показывает, что входит в нирвану, ради тех, кто подлежит наставлению. И даже сегодня мой древний путь Бодхисаттвы все еще не окончен, и протяженность моей жизни еще не завершена.)
Сын одного габровца надумал учиться на кардиолога. Узнав про это, отец заметил:
- Лучше учись на дантиста, сынок, потому что у человека сердце одно, а зубов - тридцать два!
(Гностический подход к постижению Закона - через раздробленную Плерому)
Габровцу понадобился пузырек. Он нашел склянку, но в ней осталась капелька йода. Жалко стало габровцу выливать ее и поэтому он уколол иголкой палец, смазал его йодом, а потом использовал и пузырек.
(Евангельская жемчужина - начало творения плеромы)
На базаре в городе Елене габровский мастер выставил свой товар - искусно выточенные из дерева миски, плошки, ступки, солонки...
Подошел сельский богач, долго рассматривал их и наконец спросил мастера, сколько они стоят. Получив ответ, он возмутился:
- Ты просишь столько, будто они из серебра!
Габровец смерил его взглядом и сказал:
- Если дело в том, что они из дерева, ступай в лес, - деревьев в лесу сколько угодно, - и сделай сам эти вещи!
(Языческие религии - кроме библейского дерева познания, в Эдеме были и другие деревья...)
Возвращаясь с работы, габровец увидел около своего дома шумную ораву детей. Вздремнуть не дадут, подумал он и сказал:
- Что это вы здесь собрались? Вон там, за углом, какой-то чудак сгрузил целую машину яблок и теперь бесплатно раздает их - бери сколько хочешь...
Дети бросили игру и со всех ног помчались за яблоками.
Габровец постоял, посмотрел на бегущих наперегонки ребят и вдруг сам побежал следом за ними.
"А что если в самом деле раздают бесплатно яблоки?" - подумал он.
(То же, воплощение Бога)
**
2. Бывшие однокашники решили собраться на юбилейный вечер. Они разослали пригласительные билеты и в условленный день собрались в ресторане. Поужинали, потанцевали. Потом каждый заплатил за себя. Дошла очередь и до габровца.
- Я по пригласительному билету! - сказал он.
(Приход Мессии. Чисто евангельская притча: Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться... И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых... Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.)
Габровец обращается к приятелю:
- Ты сейчас свободен?
- Да.
- А после обеда?
- Свободен.
- А вечером?
- Есть кое-какие дела, а что?
- Как жаль! А я хотел пригласить тебя на ужин.
(То же. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.)
Габровец нанял на день двух пареньков рвать черешни в его саду. Вечером одному из них он заплатил меньше.
- Это почему же? - недовольно спросил паренек.
- Да потому, что твой напарник, когда рвал черешни, все время насвистывал, а ты молчал.
(То же)
Спросили габровца, как он сумел привить своим детям такую любовь к труду - раньше всех встают, раньше всех принимаются за работу.
- Что же вам сказать... - улыбнулся габровец. - У моих пятерых сыновей была только одна пара новых царвулей, кто утром встанет первым, тот их и обует...
(Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных...)
К одному габровскому торговцу приехал в гости его знакомый, тоже габровец. Поужинав, они сели и начали беседу. Вскоре торговец, погасив лампу, сказал:
- Зачем жечь свет, мы и так прекрасно слышим друг друга.
Прошло некоторое время. Прощаясь с гостем, хозяин решил зажечь лампу.
- Подожди! - остановил его гость. - Я надену штаны. Я снял их, чтобы не зря протирать, ведь в темноте все равно не видно.
(Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идёт, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои...)