Баграмова Лариса
Йога-Сутры

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Баграмова Лариса (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)
  • Размещен: 26/02/2021, изменен: 26/02/2021. 11k. Статистика.
  • Руководство: Религия, Эзотерика
  • Наши переводы
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Йога-Сутры Махариши Патанджали, поэтическое переложение с санскрита

  • 1. Самадхипада (о сосредоточении)
    
    1-1. Наставление в йоге дано будет [в виде конспекта].
    1-2. Йога есть удержание мысли на сути объекта.
    
    1-3. В русле йоги субъект может видеть сокрытые смыслы.
    1-4. Вне доктрины идут искажения их в виде мысли.
    
    1-5. Пять явлений ума чистоту или скверну приносят.
    1-6. Правда, ложь, заблуждение, память и сон - вот вопросы.
    
    1-7. База правды есть опыт, суждения, авторитеты. 
    1-8. Лжи основа - в подмене вопроса неверным ответом.
    
    1-9. Заблуждения суть в постижении вещи вербально. 
    1-10. Сон [пассивность] ума настаёт, когда всё нереально.
    
    1-11. Память есть сохранение опыта в мысли субъекта.
    1-12. Упражнения и отрешённость - вот йоги аспекты. 
    
    1-13. Йоги практикой мысли стремятся к покою как цели.
    1-14. Только в истом усилии цель достижима на деле.
    
    1-15. С погружением в йогу владычество страсти спадает.
    1-16. На постигшего йогу субъекта ничто не влияет.
    
    1-17. Понимание вплоть до слияния - чистая радость.
    1-18. В йоге есть только память, а чувственность не состоялась.
    
    1-19. Есть такие, что сразу рождаются в сущности  йоги.
    1-20. Только время и вера решают, что путь будет пройден.
    
    1-21. Чем сильнее усилие с верой, тем ближе до цели.
    1-22. У людей с разной верой итоги различны на деле.
    
    1-23. Тот, кто искренне молится Богу, тот йогу познает.
    1-24. Бог - единственный, кто безошибочно мир представляет.
    
    1-25. Он всё знает, что следует знать, и превыше учений.
    1-26. Бог - извечный учитель для гуру и их устремлений.
    
    1-27. Как нам Бога постичь? Так, как Богу предельно подобно.
    1-28. Чтоб связаться с Ним, следует знать Его свойства подробно.
    
    1-29. Человек, не смущаясь, со временем йогу постигнет.
    1-30. Десять разных препон его разум в процессе воздвигнет. 
    
    1-31. Все они вызывают собою дурные симптомы.
    1-32. Средства их обхожденья спокойствием йогу знакомы.
    
    1-33. Соблюдая баланс отношений, придёшь к равновесью.
    1-34. Если видишь препятствие - сделай свой вдох полновесней.
    
    1-35. Регулярно исследуя чувства, уменьши просчёты.
    1-36. Интересами к жизни облегчи тревоги остроты.
    
    1-37. Есть проблема - советуйся с тем, кто решил эту тему.
    1-38. Изучай свои сны - в них получишь решенье проблемы.
    
    1-39. Увлечённость всегда успокоит волненья сознанья.
    1-40. Всё познается разумом в этом благом состоянье.
    
    1-41. Если разум свободен - он остр и не знает помехи.
    1-42. Поначалу в его восприятье теснятся огрехи.
    
    1-43. Через время он чист, как кристалл, в сопряженьи с предметом.
    1-44. Нет запретов для типов объектов в слиянии этом.
    
    1-45. Всё постичь так возможно - но не инструмент постиженья.
    1-46. Тщетен поиск такой отрешённости без наблюденья.
    
    1-47. Только в практике йоги субъект себя подлинно знает.
    1-48. Не плодит он ошибок ни в чём, что умом постигает.
    
    1-49. Его разум спонтанен, открыт и безмерно свободен.
    1-50. Всё прочнее и легче он к ясному знанию годен.
    
    1-51.1. Наконец, чистоту без мытарств его ум обретает
    1-51.2. И в кристальном сознании йоги теперь пребывает.
    
    2. Садханапада (о практическом пути достижения сосредоточения)
    
    2-1. Упражнения йоги очистят от ложных понятий.
    2-2. Уберут все препятствия для чистоты восприятий.
    
    2-3. Пять помех суть виновники всех основных затруднений. 
    2-4. Заблужденья - источники всех смысловых искажений.
    
    2-5. Заблужденья приводят к ошибкам в оценке объекта.
    2-6. Мысль, что мыслит субъект лишь рассудком, [вредна и] дефектна.
    
    2-7. Жажда вечного счастья приводит к избыточной страсти.
    2-8. Отвращенья причины исходят из прошлой напасти.
    
    2-9. Страх - врождённое чувство, у всех беспокойство в основе.
    2-10. Даже если не видишь помех - будь всегда наготове.
    
    2-11. Отраженьем уменьши влияние вредных воздействий.
    2-12. Избеги даже скрытых последствий неправильных действий.
    
    2-13. Все помехи влияют на типы и свойства деяний.
    2-14. Всех деяний итоги зависят от этих влияний.
    
    2-15. В изменённой системе вчерашних не жди результатов.
    2-16. Отношенье вчерашнее к ней только болью чревато.
    
    2-17. Восприятье объектов с объектами не совпадает.
    2-18.1. Всё, что видишь, - активно, инертно и ясно бывает;
    
    2-18.2. Всё, что видишь, - иное иль целью имеет влиянье.
    2-19. Всё, что видишь, - объект, или разум, иль чувств излиянье.
    
    2-20. Тот, кто смотрит, является центром системы отсчёта.
    2-21. Всё, что может быть видимым, жаждет лишь эту заботу.
    
    2-22. Все объекты объектны во всём, невзирая на лица. 
    2-23. Все субъекты субъектны и частные ищут границы.
    
    2-24. Заблужденье приводит к размытию этих отличий.
    2-25. Путь к свободе лишь в том, чтобы ясностью ум увеличить.
    
    2-26. Важно видеть различье: что зыбко, а что неизменно.
    2-27. Обретение ясности - это процесс постепенный.
    
    2-28. Восприятия свет станет ярче, изжив заблужденья.
    2-29. Восемь йоги орудий позволят создать измененья.
    
    2-30. Обращайся ко всем упредительно, щедро и ровно.
    2-31. Отношенье такое приблизит успех, безусловно.
    
    2-32. Содержи сам себя в чистоте, уваженье, аскезе. 
    2-33. Есть сомненья - взгляни на последствия в новом разрезе. 
    
    2-34. Жажда грубости кроется в низких животных пристрастьях.
    2-35. Чем ты более чуток, тем больше транслируешь счастья.
    
    2-36. Чем учтивей твоё поведенье, тем ближе удача.
    2-37. Чем правдивее ты, тем сильнее доверья отдача.
    
    2-38. Если будешь умерен - усвоишь бескрайнюю силу.
    2-39. Перестанешь быть жадным - жизнь станет легка и красива.
    
    2-40. Чистоплотность придёт изнутри, всё собой очищая.
    2-41. Уникальность свою осознаешь, всё в прошлом меняя.
    
    2-42. В результате довольства получишь ты полное счастье.
    2-43. Очищением тела прогонишь болезней напасти.
    
    2-44. Размышлением высшим достигнешь вершин пониманья.
    2-45. Обращением к Богу добудешь всемерное знанье.
    
    2-46. Упражненья должны быть удобны: статичны и томны.
    2-47. Все реакции тела тогда станут неавтономны.
    
    2-48. Возраст, климат, диета, работа тебе не помехи.
    2-49. Контролируй вниманьем дыхания важные вехи.
    
    2-50. Три этапа дыхания дли, сколько требует дело. 
    2-51. Так дыхание выйдет за грани сознанья и тела.
    
    2-52. И уменьшит помехи, что власть над мышленьем имели.
    2-53. Разум станет готов к достиженью намеченной цели.
    
    2-54. Чувства станут подвластны контролю усилий усердных.
    2-55. И из клятых врагов превратятся в союзников верных.
    
    3. Вибхутипада (о совершенных способностях)
    
    3-1. Научись концентрировать мысль, все помехи отринув.
    3-2. Всю энергию в русло объекта внимания двинув.
    
    3-3. Вплоть до полного с этим объектом взаимослиянья.
    3-4. Обеспечив тем самым его абсолютное знанье.
    
    3-5. Абсолютным познаньем узришь все аспекты предмета.
    3-6. Развиваться неспешно обязано знание это.
    
    3-7. Управление мыслью сложней управления телом.
    3-8. Управлять недеяньем сложней управления делом.
    
    3-9. Разум может быть или внимателен, или рассеян.
    3-10. В результате трудов он внимателен долгое время.
    
    3-11. Разум сам выбирает: внимание иль распылённость.
    3-12. Он способен теперь исключить из себя отвлечённость.
    
    3-13. Измененью подвержен сам разум, объекты и чувства.
    3-14. Видеть полный набор состояний системы - искусство. 
    
    3-15. Знать всё тот же объект можно в множестве разных аспектов.
    3-16. Постижение времени - это один из эффектов.
    
    3-17. Есть единственный метод, понятный и без объясненья.
    3-18. Им субъект познаёт механизм своего же мышленья.
    
    3-19. И на этой основе он видит мышленье другого.
    3-20. Но не может он знать того метода первооснову.
    
    3-21. Абсолютному знанью доступно слияние с фоном.
    3-22. Предсказание будущих действий и смерти знакомо.
    
    3-23. Дружелюбье, сочувствие, радость оно изучает.
    3-24. И на силу телесную собственной силой влияет.
    
    3-25. Мыслью можно распутать серьёзных помех паутины.
    3-26. Рассмотрением солнца узреть мирозданья пружины.
    
    3-27. Изученьем движенья луны знать планет положенья.
    3-28. Наблюденьем Полярной звезды видеть звёзд отношенья.
    
    3-29. Изучением тел догадаться об их отправленьях.
    3-30. Наблюдая покровы, о внутренних знать измененьях.
    
    3-31. Изучив анатомию, духа предвидеть эксцессы.
    3-32. Запустить изысканьем ума надсознанья процессы.
    
    3-33. Понимать, что границ у понятия не существует.
    3-34. Знать, что мысль через сердце возможно узреть напрямую.
    
    3-35.1. Переменчивый разум направлен собой на объекты.
    3-35.2. Абсолютный - устойчив и полон в пределах субъекта.
    
    3-36. Совершенная личность имеет в сверхсиле успехи.
    3-37. Они благо для слабых людей, но для йога - помехи.
    
    3-38. Есть пути устранения разумом этой неволи.
    3-39. Йогин может уменьшить влиянье физической боли.
    
    3-40. Управлять состоянием тела при помощи пищи. 
    3-41. Изученьем пространства свой слух сделать тоньше и чище.
    
    3-42. Наблюдая научно полёт, сделать ряд предсказаний.
    3-43. Устранив все помехи, прийти к изученью сознаний.
    
    3-44. Зная свойства материй, взять власть над природной стихией.
    3-45. В своём теле развить сверхспособностей грани любые.
    
    3-46. Привлекательным внешне, здоровым и сильным являться.
    3-47. С всеми чувствами ясно, активно и тонко справляться.
    
    3-48. Чувства будут послушны и смогут влиять на стихии.
    3-49. Восприятия грани доступными станут любые.
    
    3-50. Сверхконтроль и отказ от желаний - дорога к свободе.
    3-51. Привилегий попытки несвойственны йога природе. 
    
    3-52. Овладение временем даст абсолютную ясность.
    3-53. Различенью подобных объектов послужит контрастность. 
    
    3-54. Понимание будет тотальным, спонтанным и зримым.
    3-55. Разум, внявший свободе, сольётся с дыханьем единым.
    
    4. Кайвалъяпада (об освобождении)
    
    4-1. Пять путей становленья имеет взыскующий некто.
    4-2. Переход к каждой фазе основан на свойствах субъекта.
    
    4-(3-4).1. Но не сам он ментальным движеньем своим управляет.
    4-(3-4).2. Руша дамбу помех, на себя и других он влияет.
    
    4-5. На послания смыслы влияют приёмника  свойства.
    4-6. Созерцателя разум снижает в других беспокойство.
    
    4-7. Йог спонтанен, не ищет в деяньях корысти и власти.
    4-8. Пять помех, не изжитые, манят собою напасти.
    
    4-9. Подсознанье влияет на тип восприятия нами.
    4-10. Жажда вечности равно вершит [голытьбой и царями].
    
    4-11. Загрязнённое знанье стремится и дальше грязниться.
    4-12. Всё всегда существует, но может и не проявиться.
    
    4-13. Измененье объекта зависит от внутренних качеств.
    4-14. Их пропорции в каждый момент его свойства означат.
    
    4-15. В том же самом возможно увидеть одно и другое.
    4-16. Не исчезнет предмет, даже если глаза мы закроем.
    
    4-17. Чтоб увидеть, нам нужен объект, мастерство и желанье. 
    4-18. Высший разум насквозь видит каждое наше сознанье.
    
    4-19. Разум - часть восприятья, но не инструмент постиженья.
    4-20. В отношенье себя нет познанья и нет наблюденья.
    
    4-21. Бесконечность дурная иначе в сознании длится.
    4-22. Там, где нет внешних форм, к обесформленью разум стремится.
    
    4-23.1. Впечатления разум воронкой в себя поглощает.
    4-23.2. И навстречу им [самость] с предельных глубин отражает.
    
    4-24.1. Не имеет ни собственной воли, ни предназначенья.
    4-24.2. Разум копит в себе информацию и впечатленья.
    
    4-25. Совершенный не жаждет постигнуть секрет совершенства.
    4-26. Его цель неизменна - свободы достигнуть блаженства.
    
    4-27. Вспомнив прошлую жизнь, может он на пути оступиться.
    4-28. Потому даже с мелкой ошибкой не должен мириться. 
    
    4-29. И тогда захлестнёт его шквал - чистой ясности знанье.
    4-30. Без помех и препон - безусловной свободы посланье.
    
    4-31. Без потребности знать, потому что уже всё известно.
    4-32. Без условья страдать, потому что оно неуместно.
    
    4-33. Отменяя причины и следствия прошлых деяний.
    4-34. И являя покой как свободу от всех состояний.
    
    перевод - Елена Островская, Валерий Рудой, 
    переложение и рифмовка - Лариса Баграмова

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Баграмова Лариса (Valentin.Irkhin@imp.uran.ru)
  • Обновлено: 26/02/2021. 11k. Статистика.
  • Руководство: Религия, Эзотерика
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.