Предисловие к русскому переводу
Тот, кто соблазняется любовью, узрит,
Как из самой восхитительной жизни его душа
Отдает себя добровольно смерти.
Я удалился от любви, как тот, кто полагает, что любовь -
Это всего лишь завеса (ибо страсть ниже
Моего уровня), и я превзошел границы
Любовной страсти; теперь любовь
Стала как ненависть; отныне мой путь
Начинается там, где завершается
Мое восхождение к единству.
``Поэма о Пути'` Ибн аль-Фарида была переведена с арабского на английский язык известным британским востоковедом Артуром Джоном Арберри и опубликована в Лондоне в 1952 году. Кроме самого текста поэмы, английское издание содержало введение, примечания и библиографический список. Для удобства читателей каждой странице с русским переводом поставлен в соответствие английский. Как у всякого мистического текста, любой перевод здесь неточен - многие места поэмы остаются неясными после первого прочтения, требуя внутреннего проникновения с разных сторон и многоуровневого толкования.
Основное содержание поэмы Ибн аль-Фарида - описание духовного пути, который начинается диалогом с женской ипостасью Бога. На этом пути к высокой цели - надежды, ошибки и разочарования, падения и взлеты. В терминах Востока беседа с Ней есть духовная практика тантры, где Она дает наставления и выступает в роли учителя, иногда сурового. Она является искателю в различных обликах и вновь скрывается, повергая его в отчаяние.
Автор выступает сначала как искатель, затем отождествляется с Ней и обретает просветление, постигая в любви единство мироздания, отбрасывая всякую двойственность. В конечном итоге герой возвращается к себе после ``двукратного отрезвления'`, восстанавливая целостность своего сердца. Во второй части поэмы он уже говорит как пророк, сам становится Учителем и произносит слова учения о Едином, разъясняя высшую духовную практику.
Поэт дает руководство по практике суфизма, раскрывая некие важные моменты Пути. В остальном же он, предлагая лишь намеки на просветление, уповает на мистическое прозрение будущих читателей - ищущих мистиков, которым предстоит пройти собственный путь.
Мистик понимает меня, когда я говорю
Косвенно (не требуя, чтобы мои слова
Были явными).
Будучи написана в исламской суфийской традиции, поэма выходит за рамки ортодоксальной религии. В конце поэмы воспевается единство всех религий и вероисповеданий, стремящихся к Истине:
И если михраб мечети освещён
Кораном, то тяжелые церковные здания
Не пропадут зря, когда там открыто Евангелие,
И ни одна синагога, где свитки Торы,
Переданные Моисеем своему избранному народу,
Не остаются нечитанными ночью, когда раввины
Читают их в своих молитвах.
И если в доме идолов поклонник преклоняется перед камнями,
Не бросайся в ревностной ярости дальше, чем требует отрицание,
Предписанное верой: многие, не запятнанные позором
Идолопоклонства многобожников,
В душе поклоняются Маммоне.
Каждый, кто имеет уши слышать, услышал мой предостерегающий голос;
В себе я доказал приемлемость молитвы каждого учения.
Шараф ад-Дин Умар ибн Алла ас-Саади, известный как Ибн аль-Фарид или сын нотариуса, родился в Каире в 1181 году нашей эры, десять лет спустя после окончательного свержения правления Фатимидов в Египте и шести лет после официального признания власти Саладина. Его жизнь, продолжавшаяся чуть меньше пятидесяти четырех лет, проходила в период больших военных, политических и интеллектуальных перемен. В ней было очень мало мирских событий; с ранней юности Ибн аль-Фарид был предан мистическому пути, стремясь к уединению от мира, а в более поздние годы был совершенно удовлетворен тем, что мог с восторгом вспоминать о совершенном им паломничестве по священным местам Аравии и размышлял о единении с Духом Мухаммеда, которое он тогда пережил. После смерти 23 января 1235 года он оставил после себя память о святой жизни, преданной Воле Аллаха, и небольшой сборник изысканных стихотворений.
Величайшее и наиболее известное произведение Ибн аль-Фарида - это ``Назм ас-Сулук'`, или ``Поэма о Пути'`, которая здесь переведена. Это произведение было охарактеризовано Р.А. Николсоном как ``не только уникальный шедевр арабской поэзии, но и свидетельство исключительного интереса для идущего по пути мистицизма'`. Оригинал состоит из 760 куплетов, рифмующихся на окончании стиха -ти, что объясняет его альтернативное название ``ат-Таджлят аль-Кабир'` (``Великая Ода на Т''`). Для арабских поэтов было крайне редким превышать даже 100 куплетов в одном стихотворении; эпическая длина ``Назм ас-Сулук'` не имеет аналогов, и, рассматривая произведение только как пример рифмованного мастерства, его уже следует считать самым выдающимся. Ритм звучит так:
saqatnl | humaiya l-hub|bi raha|tu muqlati
сакатнл | хумайя ль-хаб|би раха|ту муклати
wa-k-a-'-sl | muhaiya man | 'ani l-hus|ni jallati
ва-к-а-'-сл | мухайя ман | 'ани л-хус|ни жаллати
Великой темой этого стихотворения является мистический поиск и осознание своего единства с Духом Мухаммада, а следовательно, и поглощение его индивидуальной личности в Единстве Бога. Ибн аль-Фарид привнёс в исследование этой темы, сосредоточенной на размышлении мусульманского мистика, богатейшее наследие метафизических знаний и поэтических образов. Его стиль, подобно стилю некоторых современных поэтов, предполагает у читателя готовое знание широкого спектра отсылок и ассоциаций. Этот факт, в сочетании с намеренной сложностью и запутанностью синтаксиса, часто приводит к трудности понимания, которое иногда бывает едва уловимым. Более того, он был наследником литературной традиции, которая высоко ценила вычурное украшение риторики. Например, в первой строке его стихотворения, приведенной выше, присутствует осознанный вербальный узор в использовании слов ``хумаййд'` и ``мухаййд'` (эта фигура известна теоретикам как ``джинс маклюх'`), а также в сопоставлении слов ``рдаату'` (``рука'`) и ``муклятул'` (``зрачок моего глаза'`). Вряд ли найдется строка во всем стихотворении, лишенная какого-либо украшения, а в некоторых строках декор настолько тонок и плотно сплетен, как филигрань.
Эстетический эффект, создаваемый резким контрастом между повторением доминирующих тем и их почти бесконечным развитием в мельчайших деталях узорчатых вариаций, в точности напоминает впечатление от монументального здания, украшенного изящной арабесковой резьбой. Это сходство не случайно: стиль Ибн аль-Фарида, не превзойденный ни одним другим арабским поэтом в его жанре, представляет собой воплощение того же художественного импульса, который достиг своей вершины (с использованием строительных материалов вместо слов и образов) в совершенном балансе силы и утонченности Альгамбры. Из этого краткого экскурса очевидно следует, что его поэзия непереводима, если под переводом подразумевается не только воспроизведение смысла, но и художественного мастерства оригинала на иностранном языке.
Ибн аль-Фарид представляет особенно трудную задачу для тех, кто стремится передать не только то, что он говорит, но и то, как он это выражает, на другом языке. Несмотря на помощь - если это не эвфемизм - нескольких арабских комментариев, которые утверждают, что обладают ключом к частым загадкам его произведений (а даже сами комментаторы в более откровенные моменты признают свое поражение и предлагают лишь предположительные решения), приходится признать, что намерения поэта иногда остаются интеллектуально неразрешимыми. Есть отрывки, в которых он, кажется, пишет в состоянии некоего чувственного транса, очарованный формами и звуками слов, с которыми играет, отчаянно пытаясь организовать их в некое подобие смысла. Однако даже в самые запутанные моменты он всегда спасает читателя от полного замешательства одной-двумя строками почти кристальной простоты, так что нить рассуждения никогда полностью не теряется. Это чередование темноты и ясности создает устойчивое напряжение и возбуждение в сознании читателя, к сожалению, совершенно непередаваемое тем, кто не может следовать оригиналу.
Первым европейским ученым, который попытался перевести это стихотворение, был немецкий ориенталист Йозеф фон Хаммер-Пургшталь. Он издал текст, используя красивый шрифт насталик, принадлежавший старой Императорской типографии Габсбургов, и переложил то, что он понял из поэзии Ибн аль-Фарида, в рифмованные немецкие стихи. Это издание, вышедшее в Вене в 1854 году, было кратко охарактеризовано Р. А. Николсоном, самым великодушным из ученых, как бесполезное - справедливый вердикт для смелой неудачи. Вторую попытку предпринял итальянский любитель С. И. ди Маттео в 1917 году; он проявил скромность, не пытаясь сохранить ритм или рифму, но его ученость оказалась недостаточной для этой задачи, и мягкий К. Наллино разнес её в клочья в очень ученом отзыве. Затем Р. А. Николсон собрал свои зрелые силы и опыт для третьей попытки; его честный дословный перевод трёх четвертей поэмы, искусно и информативно аннотированный, стал заключительной частью блестящей работы ``Исследования исламского мистицизма'` (Кембридж, 1921). Наконец, Мария Наллино обнаружила среди бумаг своего отца после его смерти неизданный прозаический перевод, схожий по научной строгости с переводом Николсона, охватывающий чуть больше половины всего произведения; этот перевод теперь был опубликован.
Хотя я давно был очарован ``Назм ас-сулюк'` и хорошо осведомлен о его сложностях, мне никогда не приходило в голову, что я сам рискну заняться его интерпретацией, пока случайно не наткнулся на рукопись стихов Ибн аль-Фарида в библиотеке моего щедрого друга мистера А. Честера Битти - экземпляр, который значительно старше всех других известных кодексов; описание и транскрипцию этой рукописи я дал в другом месте. По одному из тех странных совпадений, которые почти заставляют человека верить в судьбу, мне повезло примерно в то же время найти в малоизвестном книжном магазине экземпляр очень редкого издания (опубликованного на Востоке в 1876 году) самого старого и подробного комментария к поэме, написанного во второй половине XIII века Сафи ад-Дином аль-Фаргани, которым не располагал Р. А. Николсон. С этими двумя новыми источниками информации в руках я почувствовал немного меньше неуверенности в возможности продвинуть интерпретацию Ибн аль-Фарида на шаг вперед. Изучив имеющиеся передо мной доказательства, я решил сделать пятую попытку.
Моя первая попытка заключалась в том, чтобы передать поэму строчка за строчкой в некоем вольном варианте ``тавиля'`, насколько это возможно в нашем английском языке, лишенном количественных ритмов; я опубликовал фрагмент в таком духе в своей книге ``Суфизм'` (Allen & Unwin, 1951). Но вскоре я осознал, что такие вольности неуместны по отношению к поэзии столь утонченной и неуловимой, как у Ибн аль-Фарида. Прозаические переводы Р. А. Николсона и К. Наллино, несмотря на их выдающуюся научность, предостерегли меня от того, чтобы следовать этому пути, если я хотел, чтобы Ибн аль-Фарид был прочитан кем-то, кроме горстки ученых. Хаммер-Пургшталь оставил памятное предупреждение против рифмы. Оставалось наше великое английское наследие белого стиха - средства, способного передать любую степень темноты или ясности, которую может желать мастер; и именно это стало основой моего нового подхода. Хотя я отказался от техники строчка за строчкой как неуместной, я сознательно стремился сопоставить темное с темным, а светлое со светлым; при этом я пытался передать то устойчивое напряжение, которое, как я отметил, является одной из выдающихся черт оригинала.
Эта версия в её нынешнем виде, будучи строгой и прямолинейной, часто остается непонятной без обращения к примечаниям, приложенным к ней. Если эти примечания не решают каждую намеренную загадку, то это потому, что я поставил перед собой задачу соперничать с собственными загадками Ибн аль-Фарида, решения которых скорее должны быть интуитивно восприняты, чем логически объяснены. Я ощущаю, что постиг решения каждой загадки, неизменно сохраняя в своём сознании чёткое осознание мощно доминирующих тем, которые образуют монументальную основу поэмы.
The pupil of mine eye stretched forth its hand
To grasp my bowl (her matchless countenance
Transcending mortal beauty) and therefrom
Poured me the fever and the flame of love,
5 While with my glance I gave my friends to think
Draining their juice it was that filled my soul
(And I intoxicated) with deep joy;
Yet having eyes to drink, I could dispense
With that my goblet, since her qualities
10 And not my wine inebriated me.
So in the tavern of my drunkenness
The hour was ripe that I should render thanks
To those the lads by whose conspiracy
My passion could be perfectly concealed
15 For all my notoriety. But when
My sober mood was ended, boldly I
Requested union with her, being now
No more inhibited by clutching fear
But wholly unrestrained in love's expanse;
20 And privily, as when a bride unveils
Before her bridegroom, I disclosed to her
All my heart's story, having none to share
And spy upon my joy, no lingering trace
Even of self-regard. So, while my state
25 Attested my torn passion, as between
Annihilation in discovery
Of her my love, and re-establishment
Shocked by the loss of her, I pleaded thus:
`Give me, ere love annul in me a last
30 Poor relic of myself, wherewith to look
Upon thee-give me but one fleeting glance
As turning casually upon thy way!
Or if thou wiliest not that I should gaze
At thee, grant to mine ear the blessed grace
35 Of that Thou shalt not wherein ere my time
Another once rejoiced; for I have need
Imperious, in my spirit's drunkenness.
Of that twice sobering, by which my heart
Except for passion were not fragmented-
40 And if the mountains, and great Sinai
Itself among them, had been made to bear
The burden of my anguish, even ere
The revelation of God's splendour flashed
They had been shattered-passion tear-betrayed,
45 Ardour augmenting those the inward flames
Whose sick-bed fevers made an end of me.
So was the Flood of Noah as my tears
When I make moan, the blaze of Abram's fire
My passion's scorch. (Only my sighs prevent
50 My overwhelming in that surge of tears,
Зрачок моего глаза будто протянул руку,
Чтобы взять мою чашу (её несравненное лицо,
Превосходящее смертную красоту),
И оттуда излились на меня жар и пламя любви,
5 В то время, как взглядом я заставил друзей думать,
Что их напиток наполнил мою душу
(И я был опьянён) высшей радостью;
Теперь, имея глаза, чтобы пить, я мог обойтись
И вовсе без своей чаши, поскольку её красота,
10 А не вино, опьяняла меня.
И в той таверне, где я пил,
Настало время, чтобы я поблагодарил
Своих приятелей, чьим заговором
Была полностью сокрыта моя страсть,
15 Несмотря на мою дурную славу. Но когда
Я пьянел окончательно, то смело
Стал просить о союзе с ней, будучи больше
Не сдерживаемый страхом,
Но всецело безудержен в любви.
20 Тайно, словно невеста, которая открывает себя перед женихом,
Я раскрыл ей всю историю моего сердца,
Не имея рядом никого, с кем можно поделиться,
Кто мог наблюдать за моей радостью без остатка.
И в этот миг мое состояние
25 Свидетельствовало эту разорванную страсть -
Она тут же была уничтожена после открытия.
Только в тебе теперь моя любовь и воскрешение!
И потрясенный потерей, я стал умолять:
``Дай мне, прежде чем любовь не уничтожила
30 Меня, как жалкое подобие реликвии, взглянуть
На тебя! Дай мне хотя бы один мимолётный взгляд,
Словно нечаянно оказаться на твоем пути!
И если ты не хочешь, чтобы я смотрел на тебя,
Даруй моему уху благословенную благодать,
35 И ты не узнаешь об этом раньше времени.
Другой бы радовался на моем месте, но я нуждаюсь
Во всесильном опьянении моего духа.
О таком дважды отрезвляющим, которым мое сердце,
За исключением страсти, не было раздроблено -
40 Если даже горы, и сам великий Синай,
Не смогли вынести бремени моих страданий,
Когда вспыхнуло во мне откровение о величии Бога.
Они бы полностью разбились
О страсть, преданную слезами.
45 Мой пыл все сильнее усиливался внутренним пламенем,
Чтобы лихорадка покончила со мной.
Мои слезы подобны потопу Ноя:
Когда я издаю стон, пламя огня Авраама -
Жар моей страсти. (Только мои вздохи не дают
50 Мне утонуть в этих волнах слёз,
Only my tears deliver me alive
From my sighs' holocaust.) And for my grief,
Jacob expressed but the least part of it.
And all Job's sufferings a fraction were
55 Of my dire torment; as for those who loved
Constantly unto death (in legend famed).
Their final agony might scarce have served
To be the prelude of my tragedy.
Or had the guide heard in his ear my sigh
60 When in the throes of throbbing sicknesses
That tortured this my passion-wasted flesh.
Haply my grief might have recalled to mind
The critical distress of travellers
Stranded untimely, when the caravan
65 Is reined, the racing dromedaries strain
Unto the track. Affliction unrelieved
Hath harassed and destroyed me utterly;
Emaciation hath revealed the last
Deep-hidden mystery of my truest self.
70 For, drunken of my wasting, I regaled
My new-found intimate, the attentive spy.
With all my secrets, and the detailed score
Of my most private life. An abstract thought.
No more, was all that I appeared to him,
75 My essence being brought to such a pass
As he might not descry it, so the woes
Of burning love obliterated it;
And though my tongue spake not, the fluttering thoughts
Within my soul whispered into his ear
80 The secret of those things my soul had sought
The most especially to hide from him.
Thus to my thought his ear became a mind
Wherein my thought revolved, and thus his ear
Sufficed him for the lack of visual sight;
85 Thus he bore news to all within the tribe
Openly of my innermost affairs.
Being right intimate with my estate,
As if the angels who record all deeds
Had come down out of heaven to inspire
90 His heart with knowledge of whatever tale
Is written on my scroll. Nor had he known
What I was veiling, what dark mystery
Well-guarded in my bosom lay concealed.
Save that my body's curtain being drawn
95 Disclosed that secret of my inmost soul
It had till then most strictly screened from him.
And in my secret too I had remained
Invisible to him, but that the sigh
Gasped by emaciation's feeble lips
100 Divulged it: so it was the malady
Whereby I had been hidden from his eyes
Itself displayed me-truly passion brings
Только мои слёзы делают меня живым
В гибельном огне моих вздохов). И к моему горю,
Сам Иаков не смог выразить даже малую часть этих страданий.
И были малы страдания Иова в сравнении с моими
55 Невыносимыми мучениями, и это касается всех тех, кто любил вечно -
До самой смерти, прославленных в легендах.
Их последняя мука едва ли могла
Приблизиться к моей трагедии.
О если бы проводник услышал мой стон -
60 О моей пульсирующей в агонии боли,
Которая мучает мою истощенную страстями плоть.
Быть может, мое горе напомнило бы ему
О бедствии путешественников,
Застрявших безвременно в пустыне, когда караван
65 Не смог отыскать дорогу.
Безмерное страдание извело
И уничтожило меня окончательно;
Изнурение раскрыло последнюю,
Глубоко скрытую тайну моего самого истинного я.
70 Опьяненный своей аскезой, я потчевал
Себя - обретённого, который был сокрыт во мне,
Ибо он знал все секреты
Моей сокровенной жизни.
Нет больше того, чем я казался ему,
75 Мое существо доведено до такого состояния,
Что его невозможно описать - муки пылающей любви
Стерли его. И хотя мой язык не говорил,
Трепещущие мысли в моей душе
Шептали ему на ухо секрет тех вещей,
80 Которые искала моя душа более всего, чтобы скрыть от него.
Теперь его слух обернулся разумом,
В котором вращались мои мысли.
Из-за отсутствия зрения этого было достаточно.
Он нес вести всему племени
85 Откровенно о моих сокрытых делах,
Находясь в непосредственной близости.
Как будто ангелы, которые записывают все наши деяния
Спустились с небес, чтобы вдохновить
Его сердце знанием, какая бы история
90 Ни была записана в моем свитке. И не знал он,
Что я скрываю, какая темная тайна,
Хранимая в моей груди, сокрыта.