Исламутдинов Вадим Фаруарович
Проблемы формирования институциональной среды стимулирования инновационного поведения экономических субъектов (на примере Урфо)

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Исламутдинов Вадим Фаруарович (isvad@hotmail.ru)
  • Размещен: 16/12/2013, изменен: 09/07/2014. 54k. Статистика.
  • Статья: Бизнес
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассмотрены основные составляющие институциональной инновационной среды в Российской Федерации и в регионах УРФО. Проведено сравнение инновационных программ регионов УрФО. Проанализированы показатели инновационной активности экономических субъектов. Предложены пути развития институциональной среды стимулирования инновационного поведения экономических субъектов // Креативная экономика. - 2011. - # 3. - С. 48-54

  • Статья опубликована в журнале Креативная экономика. - 2011. - # 3. - С. 48-54 Полный текст со всеми иллюстрациями в приложении

    Проблемы формирования институциональной среды стимулирования инновационного поведения экономических субъектов (на примере УрФО)

    Исламутдинов В. Ф.

    Югорский государственный университет

       В статье рассмотрены основные составляющие институциональной инновационной среды в Российской Федерации и в регионах УРФО. Проведено сравнение инновационных программ регионов УрФО. Проанализированы показатели инновационной активности экономических субъектов. Предложены пути развития институциональной среды стимулирования инновационного поведения экономических субъектов
       Институциональная среда инноваций в первую очередь определяется общегосударственными институтами, наиболее важными из которых являются федеральное законодательство, концепции и стратегии развития государства и федеральные целевые программы.
       Что касается федерального законодательства, то оно практически не содержит нормативно-правовых актов, непосредственно регулирующих инновационное поведение экономических агентов. К основополагающим законодательным актам, которые регулируют взаимоотношения в данной сфере, можно отнести IV часть Гражданского кодекса РФ, федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Прорывом следует считать принятие IV части Гражданского кодекса, которая задала достаточно высокую планку ответственности сторон в этой сфере, что касается двух других законов, несмотря на поправки, в основе своей они уже морально устарели. Кроме того, каждый из этих законодательных актов регулируют свою узкую сферу, и назревает потребность в специальном законодательном акте, регулирующим все стороны инновационного процесса и инновационного поведения.
       Как отметил Евгений Федоров, глава комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству: "По нашим подсчетам надо принять 113 законов, а не один закон об инновациях. Эти законы касаются абсолютно всей экономической среды...
    Банки должны научиться кредитовать технологии, страховые компании - страховать, правоохранители - защищать, суды - понимать, что такое оборот технологий. Изменения необходимы в налоговой и таможенной системе... Огромная работа предстоит и на подзаконном уровне" [1]. По словам депутата, на эту работу может уйти 8-10 лет
       Что касается налогового законодательства, то здесь практически отсутствуют специальные нормы, дающие явные льготы организациям, проявляющим инновационную активность. Однако в последние годы был принят ряд мер, направленных на стимулирование расходов организации на эти цели.
       Начиная с 1 января 2006 г. при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций постепенно сокращен срок принятия к вычету расходов на НИОКР с трех до одного года. Отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, осуществленных в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата.
       Кроме того, расходы на НИОКР в организациях, выполняющих такие работы в качестве исполнителя (подрядчика или субподрядчика), рассматриваются как расходы на осуществление деятельности этими организациями, направленной на получение доходов, и учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся в полном объеме.
       С 1 января 2008 г. в целях стимулирования инновационной деятельности установлено освобождение от уплаты НДС при передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
       Кроме того, налогоплательщикам предоставлено право применять освобождение от НДС при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, независимо от источников оплаты.
       Создание налоговых стимулов для осуществления инновационной деятельности в аспекте налогообложения прибыли включает, в частности:
       - освобождение от обложения налогом на прибыль средств, получаемых научными организациями из зарегистрированных в установленном порядке фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности;
       - установление к основной норме амортизации специального повышающего коэффициента (не более 3) в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для научно-технической деятельности;
       - освобождение от обложения налогом на прибыль организаций средств, безвозмездно полученных организациями и фондами поддержки науки и образования на ведение научной деятельности;
       - признание при формировании налоговой базы по налогу на прибыль расходов налогоплательщиков на НИОКР и отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в установленном порядке.
       С 1 января 2008 г. в целях налогообложения прибыли увеличен в 3 раза (до 1,5%) норматив расходов налогоплательщиков на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
       Расширен перечень научных фондов, средства из которых, полученные в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
       Расширен перечень расходов, которые налогоплательщики, осуществляющие инновационную деятельность и применяющие упрощенную систему налогообложения, могут принимать в уменьшение доходов, имея в виду расходы на патентование и на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.
       В качестве дополнительной меры с 2009 г. установлена возможность использования повышающего коэффициента (1,5) в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки (в т.ч. не давшие положительного результата) по Перечню, установленному Правительством РФ. Вместе с тем одобренный Правительством РФ Перечень соответствующих научных исследований и опытно-конструкторских разработок потребует уточнения с точки зрения возможности его администрирования налоговыми органами.
       Среди государственных стратегий и концепций, имеющих отношение к инновационному поведению, следует отметить "Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" и "Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации" а также "Правила формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации".
       Концепция развития России до 2020 года предусматривает необходимость формирования всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации. Переход на инновационный путь развития связан с масштабными инвестициями в такие сферы как образование, здравоохранение, обеспечение безопасности людей и их имущества, высокие стандарты сферы обслуживания, улучшение экологической среды, безаварийная работа транспорта и коммунальной инфраструктуры, предупреждение техногенных катастроф, развитие информационных, медицинских, нано-, био-, и других новейших технологий. Стратегия развития информационного общества имеет в основном декларативный характер и слабо привязана к целевым программам и мероприятиям.
       Впервые список приоритетных направлений науки был утвержден в 1996 г. В дальнейшем перечень приоритетных направлений в развитии науки и техники и критических технологий федерального уровня был неоднократно пересмотрен, уточнен и переутвержден Президентом Российской Федерации. В 2002 г. список приоритетов был расширен до 9, а перечень критических технологий сокращен до 52. В 2006 г. на смену девяти приоритетным направлениям и 52 критическим технологиям появился перечень из восьми приори-тетных направлений и 35 критических технологий.
       В "Правилах ...." разработаны следующие предложения по периодичности и порядку корректировки приоритетных направлений науки, технологий и техники перечня критических технологий. Корректировку приоритетных направлений и критических технологий целесообразно проводить не реже, чем один раз в четыре года с учетом достигнутых и планируемых результатов среднесрочной программы социально-экономического развития государства. При этом, выбор приоритетов в процессе корректировки должен включать стадии:
      -- мониторинг научно-технического развития;
      -- формирование "портфеля" предложений по уточнению приоритетных направлений развития и перечня критических технологий;
      -- экспертное оценивание "портфеля" предложений и подготовка предварительного перечня;
      -- согласование предварительного перечня; окончательный выбор и утверждение предложений по приоритетным направлениям развития и перечню критических технологий.
       Следуя этой процедуре, в 2009 Президент Медведев Д.А. [15] уточнил и конкретизировал перечень приоритетов, оставив только 5:
      -- Достижение лидирующего положения по эффективности производства, транспортировки и использования энергии. Разработка и выведение на внутренние и внешние рынки новых видов топлива.
      -- Сохранение и подъем на новый качественный уровень ядерных технологий.
      -- Совершенствование информационных технологий, достижение серьезного влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей, используя суперкомпьютеры и другую необходимую материальную базу.
      -- Создание собственной наземной и космической инфраструктурой передачи всех видов информации.
      -- Занятие передовых позиций в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики, медикаментов для лечения вирусных, сердечно-сосудистых, онкологических и неврологических заболеваний.
       Среди федеральных целевых программ следует отметить такие:
       1. Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы.
       2. Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 - 2013 годы.
       3. Национальная технологическая база на 2007 - 2011 годы.
       4. Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах.
       Первые три программы имеют непосредственное отношение к стимулированию инновационного поведения экономических агентов через развитие инновационного, научно-технического потенциала, соответствующей инфраструктуры и других мер.
       Третья программа, несмотря на косвенный характер, также имеет большое значение. Существующая в России государственная система мониторинга инноваций, основанная на опросной форме, утвержденной постановлением Росстата "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью в области науки, инвестиций и труда", не дает адекватного представления о состоянии инновационной деятельности и требует усиления мероприятий по статистическому наблюдению. Предполагается обеспечить развитие статистики инноваций в следующих направлениях:
       - актуализация программы статистического наблюдения за инновациями в соответствии с международными стандартами;
       - проведение очередных раундов европейских обследований инновационной деятельности;
       - разработка методологических подходов к статистическому анализу инновационных кластеров, включая анализ их развития (в частности, особых экономических зон и наукоградов), выявление территорий, обладающих научно-техническим и инновационным потенциалом выхода на мировые рынки наукоемкой продукции;
       - разработка методологии и организация статистического наблюдения за производством и реализацией высокотехнологичной продукции, включая экспорт.
       Развитие статистики инноваций с одной стороны будет повышать доступность и актуальность соответствующей информации для заинтересованных лиц, а с другой стороны, невольно стимулировать экономических агентов.
       Также среди государственных институтов, призванных стимулировать инновационное поведение можно отметить:
        -- Федеральное агентство по науке и инновациям
        -- Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям
        -- Корпорации Ростехнологии и Роснано
        -- Премии президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых
       Таким образом, на федеральном уровне есть отдельные институциональные структуры, призванные так или иначе стимулировать и направлять инновационное поведение экономических агентов. Однако для действенного влияния на инновационную активность этих институтов явно недостаточно. Соответственно, каждый регион должен самостоятельно пытаться воздействовать на инновационную активность экономических агентов на его территории. Способы воздействия могут быть следующими:
        -- Региональное законодательство
        -- Формирование и поддержание инновационной инфраструктуры
        -- Прямое финансирование инновационной деятельности
        -- Предоставление льгот и преференций, в первую очередь в части региональных налогов.
       Региональное законодательство в области регулирования инновационной деятельности приведено в таблице 1.

    Таблица 1

    Сравнение законодательной базы по инновациям в регионах УрФО [27-31]

    Регион

    Количество нормативных актов, имеющих отношение к инновациям

    Основной нормативный акт

    Дата принятия

    Характер

       Курганская область

    6

    О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области

    27 марта 2000 г.

    рамочный

       Свердловская область

    5

    О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области

    15 июля 2010 г.

    всеобъемлющий

       Тюменская область

    3

    Об инновациях и инновационной деятельности в Тюменской области

    2001 г.

    всеобъемлющий

       Челябинская область

    17

    О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области

    рамочный

       ХМАО-Югра

    6

    Об участии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в реализации на его территории государственной научно-технической политики

    26 декабря 2005 г.

    дополняющий

       ЯНАО

    12

    Об инновационной деятельности

    18 июня 1998 г.

    всеобъемлющий

      
       Региональное законодательство зачастую оказывается более прогрессивным, чем на федеральном уровне, и не просто дополняет его, а заполняет пробелы, особенно в части терминологии, прав и обязанностей сторон инновационного процесса и в других вопросах. Наблюдается интересная закономерность: регионы, наиболее развитые в инновационном плане (Свердловская область, Челябинская область) приняли соотвествующие законы недавно, а в менее развитых регионах (Курганская область, ЯНАО) такие законы действуют уже более 10 лет. В единственном регионе - ХМАО-Югре такой закон отсутствует вообще. Наиболее полным можно считать законодательство Челябинской области, в которой рамочный закон об инновациях компенсируется самой богатой базой нормативных актов.
       В состав инфраструктуры инновационной деятельности обычно включают:
       - наукограды, технополисы;
       - патентные бюро и патентные поверенные;
       - центры научно-технической информации и трансфера технологий;
       -технопарки и бизнес-инкубаторы;
       - венчурные фонды.
       Для представления общей ситуации с инновационной инфраструктурой в УрФО рассмотрим данные сводной таблицы 2.

    Таблица 2

    Сводные данные о состоянии инновационной инфраструктуры в УрФО

    Регион

    Количество

    наукоградов

    патентных бюро и поверенных

    центров НТИ и трансфера технологий

    технопарков

    венчурных фондов

       Курганская область

    -

    -

    1

    1

    -

       Свердловская область

    1

    7

    4

    9

    2

       Тюменская область

    -

    4

    1

    3

    1

       Челябинская область

    3

    6

    2

    2

    2

       ХМАО-Югра

    -

    1

    1

    1

    -

       ЯНАО

    -

    -

    -

    1

    -

       УрФО всего

    4

    18

    9

    17

    5

      
       Только 2 региона обладают полным набором всех элементов инновационной инфраструктуры - Свердловская и Челябинская области. 2 региона практически не имеют собственной инновационной инфраструктуры - Курганская область и ЯНАО. Эти данные совпадают с данными о степени развития научно-технической и инновационной деятельности в данных регионах, приведенные в пунктах 3.1 и 3.2.
       В целом следует отметить, что наличие объектов инфраструктуры еще не означает их эффективность. Как показывает практика, зачастую указанные объекты инфраструктуры работают не на полную мощность или выполняют не свойственные им функции. Это касается большинства центров трансфера технологий, технопарков и венчурных фондов.
       Надо отметить, что венчурные фонды фактически не занимаются инвестированием средств в рисковые проекты, что вызвано в первую очередь осторожностью их руководства, а также слабостью предлагаемых проектов, сложностью их объективной оценки. 2 венчурных фонда по этим причинам уже прекратили свое существование. Уральский Венчурный Фонд ликвидирован в 2006 году, Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Тюменской области (Венчурный фонд Тюменской области) - в 2010 году.
       Конкретные меры по реализации инновационной политики в регионах обеспечиваются с помощью региональных научно-технических и инновационных программ (таблица 3). С помощью этого механизма органы власти регионов пытаются направлять и стимулировать инновационную активность предприятий, формировать инновационную инфраструктуру, а зачастую прямо финансировать те или иные инновационные отрасли.
       Самой масштабной является инновационная программа ХМАО-Югры, объем финансирования из бюджета на порядок превышает объемы финансирования других регионов-лидеров инновационного развития, однако это связано с тем данная программа является смешанной, то есть не чисто инновационной, а больше инвестиционной. Кроме того, данная программа на текущий момент в связи с дефицитом бюджета заморожена по большинству пунктов, поэтому реальное финансирование на порядок ниже заявленного. На втором месте программы Свердловской и Тюменской областей, которые сопоставимы по объемам бюджетного финансирования и решаемым задачам. Что касается инновационных программ Челябинской, Курганской областей и ЯНАО, то они на несколько порядков отстают по объемам финансирования от лидеров, и если по задачам программа ЯНАО соответствует объему финансирования, то выполнимость программ Челябинской и особенно Курганской областей вызывает сомнения.
      
      
      

    Таблица 3

    Сравнение инновационных программ регионов УрФО

    Регион

    Тип

    Год приняия программы

    Период действия

    Объем финансирования общий, млн.р. / в т.ч за счет бюджета

    Основные направления (задачи) программы

       Курганская область

    научно-техническая и инновационная

    2009

    2011-2013

    7,2/

    4,0

       Создание благоприятной экономической, правовой, информационной,
       культурной, образовательной и идеологической среды в отношении инновационной деятельности;
       Формирование и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
       Усиление государственного регулирования и поддержки научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ в конкурентоспособных сферах деятельности;
       Повышение спроса на инновации и создание механизма привлечения российских
       и иностранных инвестиций в сферу инновационной деятельности Курганской области;
       Организация взаимодействия субъектов инновационной системы Курганской
       области, в том числе по обмену технологиями;
       Обеспечение ускорения процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности экономики Курганской области
       Свердловская область

    развитие инфраструктуры наноиндустрии и инноваций

    2010

    2011-2015

    829,3/

    448,2

       Обеспечение структурной диверсификации экономики на основе инновационного технологического развития;
       Создание современных высокотехнологичных наукоемких производств, основанных на "экономике знаний", выпускающих конкурентоспособную продукцию, соответствующую международным стандартам;
       Создание инфраструктуры, обеспечивающей трансферт технологий из науки в производство;
       Построение инновационной системы и формирование инновационного ядра экономики региона.
       Тюменская область

    научно-техническая и инновационная

    2005

    2006-2008

    574,4/

    574,4

       Сохранение и развитие научного потенциала
       Укрепление связей между научными и производственными секторами
       Создание и развитие инновационной инфраструктуры
       Привлечение инвестиций в высокотехнологичную сферу
       Стимулирование создания малых инновационных предприятий
       Совершенствование законодательной и нормативной базы инновационной деятельности
       Информационное обеспечение инновационной деятельности.
       Международное и межрегиональное сотрудничество

    Продолжение таблицы 3

       Челябинская область

    инновационная

    2009

    2009 - 2010

    25,0/

    25,0

       Обеспечение эффективности работы инновационной Программы инфраструктуры;
    Совершенствование механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере;
    Развитие интеграции научного, образовательного и технологического потенциала для решения наиболее актуальных задач предприятий реального сектора экономики Челябинской области;
    Создание условий для внедрения результатов
    интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот;
    Создание эффективной системы подготовки специалистов в инновационной сфере;
    Создание новых рабочих мест в инновационной сфере
       ХМАО-Югра

    инновационно-инсевтиционная

    2008

    2009-2013

    33349,0/

    4445,6

       Формирование благоприятных условий для роста инновационных инвестиций.
       Создание на территории автономного округа инфраструктуры для развития инновационной деятельности;
       Содействие формированию и реализации инновационных проектов;
       Совершенствование административного сопровождения инновационного развития Югры.
       ЯНАО

    инновационная

    2008

    2009 - 2011

    26,5/

    26,5

       Повышение уровня инновационной активности и культуры в регионе и формирование имиджа Ямало-Ненецкого автономного округа как территории инновационного развития; Обеспечение организационной, методической и технической поддержки инновационной деятельностив Ямало-Ненецком автономном округе
       Установление налоговых льгот применяется в основном для стимулирования инвестиционной активности организаций, но в качестве побочного эффекта может иметь стимулирующий эффект в части инновационной активности. Поэтому налоговые льготы необходимо рассматривать в комплексе.
       Как видно из таблицы 4, прямых льгот для организаций, осуществляющих инновационную деятельность в регионах УрФО практически нет, за исключением Челябинской области. В остальных регионах имеют место только научно-технические и инвестиционные льготы, которые лишь косвенно стимулируют инновационную активность. При этом в Тюменской и Челябинской областях отсутствуют постоянные льготы по налогу на имущество организаций, что лишает экономических субъектов уверенности в том, что льготы сохранятся и в будущем.
      

    Таблица 4

    Инновационные и инвестиционные налоговые льготы в регионах УрФО [32-44]

    Регион

    По налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ

    По налогу на имущество организаций

       Курганская область
       В зависимости от категорий налогоплательщиков (осуществляемой ими деятельности)
       устанавливаются пониженные налоговые ставки в следующих размерах:
       1) для организаций, осуществляющих капитальные вложения, в зависимости от доли капитальных вложений:
       ДКВ (в %)
       Налоговая ставка (в %)
      
       от 1 до 5 включительно
       17,0
      
       свыше 5 и не более 10
       16,5
      
       свыше 10 и не более 15
       15,5
      
       свыше 15 и не более 20
       14,5
      
       свыше 20
       13,5
      
       2) для организаций, реализующих инвестиционные проекты на инвестиционных площадках, - 13,5 %.
       От уплаты налога освобождаются:
    организации, реализующие инвестиционные проекты на инвестиционных площадках, - в отношении:
    объектов основных средств производственного назначения (за исключением автомобилей легковых), используемых при осуществлении жилищного строительства;
    объектов основных средств производственного назначения с первоначальной стоимостью более 500 тыс. рублей, приобретенных (за исключением автомобилей легковых и объектов, бывших в употреблении) или вновь созданных (сооруженных, изготовленных) налогоплательщиком в рамках соответствующего инвестиционного проекта и используемых для осуществления деятельности (производства товаров, выполнения работ, оказания услуг) на инвестиционной площадке;
       объектов основных средств в включенных единовременно в первоначальную стоимость соответствующего объекта расходов по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению таких объектов в сумме более 500 тыс. рублей.
       Свердловская область
       Пониженная ставка 13,5% для:
       налогоплательщиков, осуществляющими не более пяти лет в особых экономических зонах деятельность, предусмотренную соглашениями о ведении технико-внедренческой деятельности
       От уплаты налога освобождаются: научные организации (за исключением научных организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств), удельный вес доходов которых от осуществления научной и (или) научно-технической деятельности составляет в общей сумме их доходов не менее 70 %
       Тюменская область
       Пониженная ставка 14 %:
    1) держателям инвестиционных проектов Тюменской области в соответствии с Законом Тюменской области "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Тюменской области", осуществляющим вложение инвестиций в инвестиционные проекты Тюменской области;

    -

       Челябинская область
       Ставка налога на прибыль, уплачиваемого аккредитованными инновационными технопарками, снижается на 4 % в части, зачисляемой в областной бюджет.

    -

    Продолжение таблицы 4

       ХМАО-Югра
       Пониженная ставка 13,5% для:
       - организации, занимающиеся добычей полезных ископаемых или производством нефтепродуктов, если они осуществляют капитальные вложения или расходы на освоение природных ресурсов на территории Югры.
       - организации, занятые определёнными видами экономической деятельности, если они осуществляют на территории Югры капитальные вложения в размере не менее суммы, высвобождающейся в результате применения данной пониженной ставки. Эта льгота распространяется на следующие виды деятельности: (1) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; (2) рыболовство, рыбоводство; (3) обрабатывающие производства, за исключением производства нефтепродуктов; (4)строительство; (5)транспорт, за исключением трубопроводного транспорта.
       50% - организации, реализующие инвестиционные проекты в производстве электроэнергии тепловыми электростанциями, включенные в Реестр инвестиционных проектов ХМАО - Югры, на плановый срок окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше восьми лет, в части вновь созданного имущества и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта.
       100%:
       - организации, реализующие инвестиционные проекты, включенные в Реестр инвестиционных проектов ХМАО- Югры, на плановый срок окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше пяти лет, в части вновь созданного имущества и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта;
       - организации, реализующие инвестиционные проекты в производстве целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них в случае включения их в установленном порядке Правительством Российской Федерации в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, на плановый срок окупаемости инвестиционного проекта, но не свыше пятнадцати лет, в части вновь созданного имущества и не входящего в состав налогооблагаемой базы до начала реализации инвестиционного проекта.
       ЯНАО
       Пониженная ставка для организаций:
       1) реализующих на территории автономного округа инвестиционные проекты, включенные в раздел "Стратегические проекты" Программы по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденной законом автономного округа (далее - Программа), в размере 13,5 %;
       2) реализующих на территории автономного округа инвестиционные проекты, включенные в раздел "Приоритетные проекты" Программы, в размере 14,5 %;
       Общий объем средств, полученных организацией в течение срока реализации инвестиционного проекта в результате применения пониженной ставки налога на прибыль организаций, не может превышать 25 % от суммы инвестиций, направляемых для реализации инвестиционного проекта, определенного Программой.
       Налоговые льготы организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность:
       Снизить ставку налога в отношении имущества, созданного и (или) приобретенного организациями при реализации инвестиционных проектов, включенных в Программу по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденную законом Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Программа), до 1,1 %.
      
      
       Таким образом, краткий обзор институциональных основ стимулирования инновационного поведения экономических субъектов позволяет утверждать, что комплексного характера институциональная инновационная среда не имеет ни в одном из регионов УрФО, что при неразвитости аналогичных институтов на федеральном уровне приводит к отсутствию у экономических субъектов действенных стимулов к переходу на действительно инновационный путь развития.

    Литература

        -- Выступление Е. Федорова на совещании Консультативной рабочей группы Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России при Президенте РФ, Комитета Совета Федерации по образованию и науке и Комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству - [Электронный ресурс] - http://www.council.gov.ru
        -- Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.1 и 2.
        -- Гражданский кодекс Российской Федерации, ч. IV.
        -- Федеральный закон от 23.08.1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"
        -- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
        -- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
        -- Федеральный закон от 30.12.2008 N 316-ФЗ "О патентных поверенных"
        -- Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
        -- Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года.
        -- Указ Президента РФ от 30 июля 2008 года N 1144 "О премии Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых"
        -- Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.03.2002 г. Пр-576.
        -- Письмо Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. Пр-577
        -- Письмо Президента Российской Федерации от 21 мая 2006 г. Пр-843 
        -- Письмо Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N Пр-212
        -- Обращение президента - Дмтрий Медведев: Россия вперед! [Электронный ресурс] - // http://www.gazeta.ru/commeNts/2009/09/10_a_3258568.shtml
        -- Послание Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию РФ, 5 ноября 2008 года Москва, Большой Кремлёвский дворец.
        -- Выступление на расширенном заседании Государственного Совета "О стратегии развития России до 2020 года", В.В. Путина, 8 февраля 2008 года Москва, Кремль.
        -- Постановление Правительства РФ от 29 января 2007 г. N 54 "О федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы"
        -- Постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 г. N 568 "О федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы"
        -- Постановление Правительства РФ от 17 октября 2006 г. N 613 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы"
        -- Постановление Правительства РФ от 2 октября 2006 г. N 595 "О федеральной целевой программе "Развитие государственной статистики России В 2007 - 2011 годах"
        -- Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 340 "об утверждении правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в российской федерации и перечня критических технологий Российской Федерации"
        -- Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 667 "О правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям"
        -- Постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 281 "О федеральном агентстве по науке и инновациям"
        -- Распоряжение Правительства РФ от 11 декабря 2002 года N 1764-р "Об утверждении Основных направлений государственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки и технологий".
        -- Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года"
        -- Закон Курганской области от 27 марта 2000 года N 302 "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Курганской области"
        -- Закон Свердловской области от 15 июля 2010 г. N 60-ОЗ "О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Свердловской области"
        -- Закон Тюменской области от 12.01.99 года N 80 "О науке и региональной научно-технической политике Тюменской области"
        -- Закон Челябинской области от 26 МАЯ 2005 ГОДА N 383-ЗО
      "О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области"
        -- Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Об участии Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в реализации на его территории государственной научно-технической политики" от 26.12.2005 года N 147-оз.
        -- Закон Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.06.1998 N 30-ЗАО "Об инновационной деятельности"
        -- Закон Курганской области от 24 ноября 2004 года N 822 "О налоговых ставках налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет Курганской области"
        -- Закон Курганской области от 26.11.2003 N 347 "О налоге на имущество организаций на территории Курганской области"
        -- Закон Свердловской области от 29.11.2002 N 42-ОЗ "О ставке налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в Свердловской области"
        -- Закон Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций"
        -- Закон Тюменской области от 06.07.2009 г. N 39 "О льготном налогообложении в Тюменской области".
        -- Закон Тюменской области от 27 ноября 2003 года N 172 "О налоге на имущество организаций"
        -- Закон Челябинской области от 24 ноября 2005 г. N 422-ЗО "О снижении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков"
        -- Закон Челябинской области от 27 ноября 2003 г. N 189-ЗО
      "О налоге на имущество организаций"
        -- Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28 ноября 2003 года N 61-оз "О налоге на имущество организаций"
        -- Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 30.11.2004 N 65-ОЗ "О ставках налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры"
        -- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 сентября 2008 г. N 77-ЗАО
      "Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций
      отдельным категориям налогоплательщиков"
        -- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 ноября 2003 г. N 56-ЗАО "О налоге на имущество организаций"
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Исламутдинов Вадим Фаруарович (isvad@hotmail.ru)
  • Обновлено: 09/07/2014. 54k. Статистика.
  • Статья: Бизнес
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.