Исламутдинов Вадим Фаруарович, Шангараев Ренат Габдуллаевич
К вопросу об успешности инноваций

Lib.ru/Современная литература: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Исламутдинов Вадим Фаруарович, Шангараев Ренат Габдуллаевич (isvad@hotmail.ru)
  • Обновлено: 21/02/2015. 34k. Статистика.
  • Статья: Бизнес
  • Иллюстрации/приложения: 1 штук.
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассмотрены составляющие успеха инноваций. Для анализа составляющих успеха инноваций применен энтропийный подход. Первоначальная трехфактораная модель эффективности инноваций дополнена еще тремя факторами: научным, когнитивным и институциональным. Раскрыты основные показатели дополнительных факторов, показано, как эти факторы могут быть вписаны в исходную модель. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - # 4. - С. 16-19.

  • Статья опубликована в журнале Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - # 4. - С. 16-19. Полный текст со всеми иллюстрациями в приложении

    К ВОПРОСУ ОБ УСПЕШНОСТИ ИННОВАЦИЙ

    THE ISSUE OF SUCCESS OF INNOVATIONS

       Исламутдинов В. Ф., к. э. н., зав. кафедрой Экономической теории Института менеджмента и экономики Югорского государственного университета, v_islamutdinov@ugrasu.ru
       Шангараев Р. Г. аспирант кафедры Экономической теории Ивановского государственного университета, akbuga@yandex.ru
      
       Islamutdinov V.F. D. Ph. by economics., Head of Economic Theory Department Institute of Management and Economics of the Ugra State University, v_islamutdinov@ugrasu.ru
       Shangaraev R.G. Postgraduate of Economic Theory Department, Ivanovo State University, akbuga@yandex.ru
      
       Аннотация
       В статье рассмотрены составляющие успеха инноваций. Для анализа составляющих успеха инноваций применен энтропийный подход. Первоначальная трехфактораная модель эффективности инноваций дополнена еще тремя факторами: научным, когнитивным и институциональным. Раскрыты основные показатели дополнительных факторов, показано, как эти факторы могут быть вписаны в исходную модель.
      
       Summary
       The components of success of innovations are considered in the article. The entropy approach is used to analyze the components of innovations' success. The three-factorial model of innovation efficiency is completed by three more factors: scientific, cognitive and institutional. The article presents the main indicators of additional factors. It is shown how these factors can be included in the original model.
      
       Ключевые слова:
       успешность инноваций, составляющие успеха, энтропийный подход, факторы эффективности
      
       Keywords:
       success of innovations, components of success, entropy approach, efficiency factors
      
      
       Одной из особенностей современного этапа развития экономики является тот факт, что инновационное поведение экономических агентов становится преобладающим, практически массовым. Все больше фирм начинают активно заниматься разработкой и внедрением инноваций, о необходимости перехода на инновационный пут развития говориться на разных уровнях власти. Однако, открытым остается вопрос о том, в чем причина этого явления, почему инновационное поведение более успешно, несмотря на его рискованность. Для этого в первую очередь необходимо выяснить, что же определяет успешность инноваций?
       Можно выделить следующие составляющие успеха инноваций:
       1. Техническая возможность, т.е. наличие научного открытия, изобретения рационализаторского предложения, которые могут стать коммерчески успешными.
       2. Потребность общества в новшестве, т.е. неудовлетворенность существующим способом удовлетворения потребностей, осуществления какого-либо вида деятельности.
       3. Новатор, т.е. человек, который способен увидеть и соединить воедино возможности и потребности.
       4. Преодоление сопротивления (инерции) общества по восприятию инноваций (эмоциональный, моральный аспекты, мода, верность марке).
       5. Удовлетворение интересов всех сторон, участвующих в бизнес-цепочке продвижения инновации (цепочке создания стоимости по Кристенсену): изобретатель, венчурный финансист, производитель, оптовик, розничный торговец, конечный потребитель.
       Причем для успеха инновации необходимо наличие всех пяти составляющих, иначе инновационная идея так и не найдет своего воплощения, либо окажется коммерчески неуспешной.
       Лишь поняв, что общего у всех этих пяти позиций, можно выявить причины распространения инновационного типа поведения. Помочь в понимании этого может энтропийный подход к исследованию инноваций, предложенный одним из авторов данной статьи. В своих статьях [1,2,3] и монографии [4] автор предлагает нестандартный критерий эффективности инноваций - их влияние на уровень энтропии экономической системы в целом и отдельного индивида в частности.
       Данный подход основан на использовании отдельных положений, заимствованных из синергетики и основанной на ней нелинейной экономической теории. Субъект инновационной деятельности представляется открытой диссипативной самоорганизующейся системой, которая взаимодействуют с окружающей ее внешней средой. То есть, инноватор находится в состоянии неустойчивого динамического равновесия, которое поддерживается путем обмена информацией, веществом и энергией с внешней средой. Согласно второму закону термодинамики, любая система производит энтропию. В закрытых системах энтропия со временем достигает максимума, и развитие системы прекращается, а открытые системы, к которым относится экономика, отводят энтропию во внешнюю среду, понижая ее уровень внутри себя и повышая во внешней среде.
       Использование положений синергетики вообще, и энтропийного подхода в частности, в экономических исследованиях развивается сравнительно недавно. В качестве примеров можно привести работы Маевского [5], Сергеева [6], Занга [7].
       Исходя из энтропийного подхода, каждая из составляющих успеха инноваций так или иначе связана с уровнем энтропии в экономической системе. Научное открытие или изобретение создают новые способы отвода внутренней энтропии во внешнюю среду, создавая возможность для получения квазиренты, т.к. в современной экономики все стандартные способы получения ренты (отвода энтропии, в терминах синергетики) уже заняты и кем-то используются. Потребность общества в новшестве означает, что даже если система и находится в равновесии, то она, скорее всего, находится в точке локального минимума энтропии, однако данная точка не оптимальна с точки зрения глобального оптимума, т.е. система сознательно или бессознательно стремится перейти в другую точку, в которой энтропия системы (и составляющих ее элементов) будет ниже (рисунок 1)
      

    0x08 graphic

      
      
      
      
      
      
      
      

    Рисунок 1 - Переход системы в точку глобального энтропийного оптимума

      
       Новатор - это индивид, который способен сопоставить имеющуюся неудовлетворенность системы текущим состоянием и способы перевода системы в новое, энтропийно более выгодное состояние. Соответственно, новатор должен обладать ценностями, знаниями и навыками, позволяющими ему осознать саму возможность энтропийного перехода. Новатор является тем, кто дает толчок системе в направлении глобального оптимума. Необходимость преодоление сопротивления (инерции) связано с тем, что система может перейти в новое состояние с меньшим уровнем энтропии только через временное повышение текущего уровня энтропии, которое позволит вывести систему из локального равновесия и переместиться в новую фокальную точку. Необходимость удовлетворения интересов всех звеньев бизнес-цепочки связана с тем, что усилиями одного человека практически невозможно перевести сколь-нибудь крупную экономическую систему из одного состояния локального равновесия в другое, даже если оно энтропийно более выгодно для основных элементов этой системы. Для экономической системы основными элементами являются потребители, которые снижают энтропию за счет более полного, более качественного или более экономного удовлетворения своих потребностей. Поэтому потребители находятся в начале цепочки ценности, а выигрыш всех остальных звеньев этой цепочки является производным от выигрыша потребителей. Однако необходимо, чтобы участники бизнес-цепочки видели собственный энтропийный выигрыш в результате такого перехода, иначе вместо помощи инноватору они будут сопротивляться изменениям.
       Эффективность (потенциальная успешность) инноваций в данном подходе рассматривается по трем параметрам, влияющим на энтропию экономического актора: деньги, время и риск. Деньги являются универсальным эквивалентом всех благ, то есть и энергии и информации, которыми система обменивается с внешней средой. Важность фактора времени обуславливается необратимостью протекающих в экономике процессов (второй закон термодинамики), которые наиболее ярко проявляются именно в сфере инноваций. Риск или неопределенность является фактором, прямо влияющим на уровень энтропии в системе. Чем выше неопределенность, чем меньше можно получить информации о возможных состояниях системы, тем выше энтропия (хаос).
       Данная модель обладает определенной практической значимостью, например, позволяет рассчитать энтропийный выигрыш инновационных проектов и сравнивать их по этому показателю. Однако при рассмотрении успешности инновационного поведения фирм к трем вышеназванным факторам логично добавить еще три: научный фактор (способность к инновациям), когнитивный (ментальный) фактор (готовность к инновациям), и институциональный фактор (развитость институтов) расширив, таким образом, модель до шестифакторной.
       Попробуем изложить наше понимание способности к инновациям. Любая фирма, находящаяся на рынке может выбрать для себя одну из стратегий поведения: подлинные инновации или имитацию. В первом случае фирма собственными силами проводит НИОКР, а во втором - копирует наиболее успешные нововведения конкурентов.
       Выделим особенности каждой из стратегий. Если фирма выбирает стратегию собственных разработок, то ключевым параметром, который определяет успешность инновационного процесса, является научный потенциал фирмы. Его следует рассматривать с таких позиций:
       1) наличие аналогичных успешных разработок;
       2) научно-техническая база организации;
       3) доступность информации по тематике научного исследования.
       В случае, если фирма идет по пути трансфера (имитации) технологий, то наиболее важным параметром, от которого будет зависеть успешность инноваций, на наш взгляд, является распространенность данной инновации среди конкурентов. Имеет место следующая зависимость: чем более распространено новшество, тем ниже его прибыльность. При этом, если данное новшество внедрили уже более 50 % конкурентов, то, внедряя его, предприятие идет не по инновационному пути, а по догоняющему.
       Готовность к инновациям или когнитивный фактор, на наш взгляд, должен содержать как минимум 2 элемента:
       1. Готовность внутренней среды фирмы;
       2. Готовность микросреды предприятия;
       Попытаемся пояснить элементы "готовности к инновациям" и их составляющие.
       Под готовностью внутренней среды фирмы мы понимаем группу факторов, которые определяют возможности самой организации по внедрению инноваций. Составляющими данной группы являются:
       а) Организационная структура фирмы. Ее гибкость положительно влияет на энтропию фирмы, а жесткость, напротив - понижает инновационную активность внутри фирмы.
       б) Доля инновационно-активных работников среди персонала. Эти люди способны увидеть научно-техническую возможность и потребность, склонны содействовать инновациям, а также способны убедить других в их необходимости.
       в) Система стимулирования сотрудников к инновационной деятельности. Она должна включать материальное и моральное поощрение в виде премий, грамот и возможности продвинуться по службе.
       г) Использование проектной формы работы в деятельности предприятия - это важная составляющая инновационной активности внутри предприятия, поскольку, благодаря ней удается создать коллектив единомышленников, которыми, во-первых, движет одна идея; а, во-вторых, создается команда людей из различных сфер деятельности.
       д) Использование информационных систем. Данная составляющая действует не прямо, а только косвенно. Ее влияние заключается в ускорении процессов принятия решений, что, пожалуй, создает положительный энтропийный эффект.
       Готовность микросреды предприятия - эта группа включает в себя факторы, которые определяют влияние на фирму ее ближайшего окружения: клиенты (потребители), поставщики, смежники, посредники.
       Пояснять, что такое готовность конечных потребителей, пожалуй, не стоит, т.к. этому было посвящено достаточно много исследований. Стоит лишь отметить, что конечные потребители, формирующие конечный спрос на новшества, определяют успех инноваций.
       Среди факторов, которые влияют на готовность конечных потребителей, внимания заслуживают следующие: уровень образования, менталитет, религиозность, возраст, влияние моды. Положительно влияет доля потребителей с высшим образованием, отрицательно влияют большие различия в менталитете, высокая религиозность, преобладание людей старшего возраста среди потребителей. Влияние фактора моды стихийно. Оно временами может стимулировать использование инновационных товаров, а порой напротив - формировать спрос на традиционные товары (предметы старины, антиквариат и проч.).
       На наш взгляд, монополизм посредников и поставщиков влияет на конкурентоспособность предприятия, а не на его инновационную активность. То есть, возможна ситуация, когда поставщики обладают монопольными преимуществами, но при этом инновационно активны и стимулируют предприятие к внедрению различных новшеств. Иными словами монополизм и инновационная активность в готовности к инновациям в микросреде предприятия не антонимы, а различные характеристики, которые в свою очередь также могут как положительно, так и отрицательно влиять на энтропию предприятия.
       Относительно поставщиков и смежников предприятия можно сказать еще следующее. Чем теснее привязаны поставщики и смежники к какой-либо конкретной технологии, чем крепче они связаны специализацией и кооперацией, тем сложнее одной фирме "вылезти" из производственного контура, чтобы внедрить инновации. И наоборот, внедрение инноваций одним из смежников приводит к лавинообразному распространению сопутствующих инноваций по всей технологической цепочке.
       Аналогично можно описать влияние посредников, которые могут, как способствовать инновациям, так и мешать их распространению.
       Институциональный фактор - это развитость национальной инновационной среды. Сюда можно отнести:
       - степень развитости законодательства, как прямо относящегося к инновациям, так и косвенно стимулирующего, например, налоговое законодательство;
       - развитая патентная система и система защиты авторских прав;
       - наличие механизмов венчурного финансирования;
       - наличие механизмов коммерциализации научных результатов: центров трансфера технологий, технопарков, бизнес-инкубаторов и т.п.;
       - финансирование научной деятельности НИИ, ВУЗов.
       Однако, для включения дополнительных факторов в энтропийную модель эффективности инноваций недостаточно выявить направление влияния фактора на уровень энтропии - положительное (снижение) или отрицательное (повышение); необходимо соблюсти еще два условия:
       - измеримость степени влияния фактора, т.е. выразимость в определенных единицах измерения;
       - сопоставимость влияния фактора, т.к. в вышеописанной модели все факторы энтропии стандартизированы, т.е. выражены в интервале от 0 до 1.
       Для дополнительных факторов эти условия приведены в таблице 1.

    Таблица 1

    Факторы, влияющие на эффективность (успешность) инноваций

    Наименование фактора

    Показатели измерения

    Сопоставление (что может служить масштабом)

    Научный фактор

       Наличие аналогичных успешных разработок

    Количество успешных разработок

    Средние показатели по отрасли

       Научно-техническая база

    Стоимость, качество и степень морального износа оборудования

    Средние показатели по отрасли

       Доступность информации по тематике научного исследования.

    Количество и качество доступных источников информации

    Средние показатели в данной сфере науки

       Распространенность данной инновации

    Количество конкурентов, применяющих данную технологию

    Доля рынка, занимаемая товарами, производимыми по данной технологии

    Когнитивный фактор

       Гибкость организационной структуры фирмы.
       Частота изменений организационной структуры, доля матричных и дивизиональных подразделений

    Средние показатели по отрасли

       Качество персонала
       Доля инновационно активных работников в общей численности
       Доля таких работников в наиболее эффективных организациях отрасли
       Система стимулирования
       Разница в количестве рационализаторских/инновационных предложений до и после использования системы стимулирования.

    Средние показатели по отрасли

       Проектная форма
       Доля работ, ведущихся проектным способом

    Средние показатели по отрасли

       Использование информационных систем
       Отношение объема информации, которая проходит через информационную систему ко всему объему информации, обращающейся на предприятии.

    Средние показатели по отрасли

       Клиенты (потребители)
       Доля населения с высшим образованием, различия в менталитете, религиозность, средний возраст

    Средние показатели по отрасли

       Поставщики / смежники
       Доля поставщиков/смежников, внедряющих инновации

    Средние показатели по отрасли

    Институциональный фактор

       Степень развитости законодательства
       Количество и качество законодательных актов, регулирующих инновационную активность

    Показатели лучших инновационно активных стран

       Развитая патентная система и система защиты авторских прав
       Частота нарушений авторских прав, суммы выплат по роялти и судебным искам.

    Показатели лучших инновационно активных стран

       Наличие механизмов венчурного финансирования
       Доля финансово поддержанных инновационных проектов

    Показатели лучших инновационно активных стран

       Наличие механизмов коммерциализации научных результатов
       Доля используемых патентов и лицензий

    Показатели лучших инновационно активных стран

       Финансирование научной деятельности НИИ, ВУЗов
       Доля доходов от НИОКР в общей сумме доходов НИИ и ВУЗов

    Показатели лучших инновационно активных стран

      
       Таким образом, шестифакторная модель энтропийной эффективности инноваций лучше соответствует тем составляющим успеха инноваций, которые определяют распространение инновационного поведения в экономике. Конечно, любой из дополнительных факторов можно было учесть и в трехфакторной модели, выразив их через один из трех основных факторов - деньги, время или неопределенность, однако такое косвенное выражение усложняло практическое использование энтропийного подхода. Дополнительные факторы позволяют более точно и подробно оценить показтели, влияющие на ожидаемое изменение уровня энтропии экономического актора под влиянием инновационных преобразований, что повышает возможность использования данной модели в практической деятельности, при оценке шансов на успех и принятии инновационных решений на разных уровнях.
      

    Список литературы

        -- Исламутдинов В.Ф. Инновационное развитие отрасли как марковский процесс // Менеджмент в России и за рубежом. - 2009. - N 5. - С. 16-19.
        -- Исламутдинов В.Ф. Совершенствование методики оценки эффективности инновационных проектов // Trends economics and management. - 2009. - Volume 3. - Issue 05. - p. 21-28.
        -- Исламутдинов В.Ф. Двухстадийная оптимизация выбора инновационных проектов // Сибирская финансовая школа. - 2010. - N1/78 (январь-февраль). - С. 111-115.
        -- Исламутдинов В.Ф. Синтез институционального и эволюционного подходов к обоснованию инновационных процессов. - Ханты-Мансийск.: ИИЦ ЮГУ, 2010. - 148 с.
        -- Маевский В. Введение в эволюционную макроэкономику. - М.: Издательство "Япония сегодня", 1997. - 106 с.
        -- Сергеев В.М. Пределы рациональности: Термодинамический подход к теории экономического равновесия - М.: ФАЗИС, 1999. - 146 с.
        -- Занг В.Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории / Пер. с англ. - М.: Мир, 1999. - 335 с.
      
       1. Islamutdinov V.F. Innovation development of branch as markov process // Management in Russia and abroad. - 2009. - N 5. - p. 16-19.
       2. Islamutdinov V.F. Improving methods of assessing the effectiveness of innovative projects // Trends economics and management. - 2009. - Volume 3. - Issue 05. - p. 21-28.
       3. Islamutdinov V.F. Two-stage optimization selection of innovative projects // Siberian financial school. - 2010. - N 1 / 78 (January-February). - p. 111-115.
       4. Islamutdinov V.F. Synthesis of institutional and evolutionary approaches to the justification of innovative processes. - Khanty-Mansiysk.: IPC south, 2010. - 148.
       5. Majewski V. An Introduction to evolutionary macroeconomics. - M.: Publishing house "Japan Today", 1997. - 106.
       6. Sergeyev V.M. Limits of Rationality: A thermodynamic approach to the theory of economic equilibrium - M.: Fazis, 1999. - 146.
       7. Zhang V.B. Synergetic Economics. Time and change in nonlinear economic theory, Ed. from English. - Moscow: Mir, 1999. - 335.
      
       Приложение А
       Анкеты авторов
       Ф.И.О. (полностью)*:
       Исламутдинов Вадим Фаруарович
       Дата рождения*:
       03 апреля 1974 г.
       Ученые степени (если имеются)*:
       Кандидат экономических наук.
       Должность / место работы / учебы*:
       Заведующий кафедрой экономической теории Института менеджмента и экономики Югорского государственного университета
       Паспорт* (номер, серия, где и кода выдан):
       N 556562 серия 3702 выдан ОВД Кетовского района Курганской области 23.10.2002 г.
       Номер страхового пенсионного свидетельства*:
       028-936-294-92
       ИНН (если имеется):
       451001194064
       Гражданство:
       Российской Федерации
       Адрес (проживания для отправки журнала/-ов)*:
       628011, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Светлая, 69, кв. 114
       Адрес (по паспорту, с индексом)*:
       641080, Курганская область, Сафакулевский р-н, с. Сафакулево, ул. Ленина, 51.
       Телефон*:
       89129026577
       Электронная почта*:
       v_islamutdinov@ugrasu.ru
      
      
      
       Ф.И.О. (полностью)*:
       Шангараев Ренат Гадбуллаевич
       Дата рождения*:
       10 июня 1987 года
       Ученые степени (если имеются)*:
       Не имеется
       Должность / место работы / учебы*:
       аспирант кафедры Экономической теории Ивановского государственного университета
       Паспорт* (номер, серия, где и кода выдан):
       N 300978 серия 2406 выдан отделением УФМС России по Ивановской области в Советском районе гор. Иваново 10.08.2007
       Номер страхового пенсионного свидетельства*:
       147-460-951 81
       ИНН (если имеется):
       Не имеется
       Гражданство:
       Российской Федерации
       Адрес (проживания для отправки журнала/-ов)*:
       153027, г. Иваново, ул. ул. 12-ая Санатрноая, д. 30
       Адрес (по паспорту, с индексом)*:
       153027, г. Иваново, ул. ул. 12-ая Санатрноая, д. 30
       Телефон*:
       моб.: 8-915-813-23-62
       Электронная почта*:
       akbuga@yandex.ru
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       1
      
      
      
      
      
      
      
       "Толчок" системе в направлении глобального минимума энтропии
      
       "Долина" понижения энтропии в сторону глобального минимума
      
       Глобальный минимум энтропии
      
       Локальный минимум энтропии
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Исламутдинов Вадим Фаруарович, Шангараев Ренат Габдуллаевич (isvad@hotmail.ru)
  • Обновлено: 21/02/2015. 34k. Статистика.
  • Статья: Бизнес
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.