Исламутдинов Вадим Фаруарович
Инновации и налогообложение: точки соприкосновения

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Исламутдинов Вадим Фаруарович (isvad@hotmail.ru)
  • Размещен: 21/02/2015, изменен: 21/02/2015. 13k. Статистика.
  • Статья: Бизнес
  • Иллюстрации/приложения: 1 шт.
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В последние годы на разных уровнях много говорится о переходе на так называемый инновационный путь развития страны. Также мы постоянно слышим об административной реформе и проходящей в ее рамках модернизации налоговых органов. На первый взгляд между этими двумя процессами нет ничего общего. Однако на самом деле такие, казалось бы, непересекающиеся явления, как инновации и налогообложение, имеют несколько точек соприкосновения. В данной статье делается попытка рассказать о некоторых из них.\\\ Налоговая политика и практика. 2008. N 4. С. 20-23.


  • ИННОВАЦИИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ: ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ

    В.Ф. Исламутдинов, к.э.н., зав. кафедрой "Налоги и налогообложение"

    Югорского государственного университета

      
       В последние годы на разных уровнях все больше говорят о переходе на так называемый инновационный путь развития страны. Также мы постоянно слышим об административной реформе и проходящей в ее рамках модернизации налоговых органов. На первый взгляд между этими двумя процессами нет ничего общего. Однако на самом деле существует несколько точек соприкосновения таких, казалось бы, непересекающихся явлений, как инновации и налогообложение. В данной статье делается попытка высветить некоторые из них.
      
      
       Первой, достаточно простой для понимания, точкой их соприкосновения является теория и практика налогообложения процесса и результатов инновационной деятельности. Данный вопрос является наиболее изученным, хотя конечно есть еще поле деятельности для ученых и практиков. В частности, можно отметить такие проблемные вопросы, как особенности налогообложения расходов на НИОКР, на обновление и модернизацию материально-технической базы.
       Также интересными представляются вопросы формирования и изъятия в пользу государства доходов от интеллектуальной ренты. В отличии от природной ренты, государство не имеет специальных налоговых механизмов для изъятии сверхприбылей от интеллектуальной ренты. И, что самое интересное, не стремиться такие механизмы разрабатывать и внедрять. Хотя в принципе они возможны, например, на базе роялти. Причины этого следующие: с одной стороны, влияние интеллектуальной ренты на финансово-экономические результаты хозяйственной деятельности налогоплательщиков не такие явные, как в случае с природной рентой; с другой стороны, государство и не стремиться изымать сверхприбыли от эксплуатации интеллектуальной ренты, поскольку такие сверхприбыли являются своеобразным вознаграждением инноватору, компенсирующим высокий риск инновационной деятельности и стимулирующим других субъектов рынка внедрять инновации у себя. В некоторых случаях государство даже наоборот создает инноваторам особые условия за счет создания специальных экономических зон и льготных налоговых режимов. Смысл такого благожелательного отношения в том, что, во-первых, любая инновационная деятельность создает заделы для будущих налоговых доходов, а во-вторых, является основой для поступательного развития экономики и повышения ее конкурентоспособности и независимости на мировой арене. То есть, обложив налогом интеллектуальную ренту сейчас, в будущем можно получить отставание в научно-технической сфере и недобор налогов.
       Другой, менее изученной точкой соприкосновения инноваций и налогов, являются инновации в самой системе налогообложения. При этом их можно поделить на две принципиально отличающиеся по последствиям разновидности:
        -- Глобальные инновации (введение нового налога).
        -- Прикладные инновации (модернизация налогового администрирования).
       При этом первая разновидность инноваций в налогообложении имеет более широкие последствия, чем рамки самой налоговой системы, т.к. оказывает влияние на экономику в целом. Соответственно, рассматривать такие инновации надо именно в свете их влияние на макроэкономические показатели. Для этого предположим, что любая экономика представляет из себя систему с определенным уровнем энтропии, причем систему по своей природе нестабильную, способную на самопроизвольные скачки энтропии вплоть до саморазрушения (по типу "Великой депрессии"). Такая система требует внешнего управляющего воздействия (то есть государственного вмешательства) для стабилизации уровня энтропии. Государственное вмешательство, выступая как внешнее управляющее воздействие, снижает вероятность и амплитуду скачков энтропии в экономической системе. Графически это можно изобразить так (рис. 1).
       0x08 graphic
    0x01 graphic
       Рисунок 1 - Влияние вмешательства государства на уровень энтропии в экономике
       Одним из механизмов государственного вмешательства является введение налогов. При этом природа влияния налогов на уровень энтропии в экономических системах двояка: с одной стороны они повышают общий уровень энтропии, т.к. нарушают процесс нормального функционирования рыночных механизмов и увеличивают личную энтропию экономических субъектов-налогоплательщиков; с другой стороны, позволяют сформировать фонды денежных средств, которые можно впоследствии использовать для противодействия скачкам энтропии, да и сами налоги являются мощным инструментом по недопущению "перегрева" экономики. Что касается введения нового налога как разновидности инновации, то его влияние на уровень энтропии в экономической системе неоднозначное. Сначала, сразу после введения налога, энтропия возрастает, т.к. любое грубое (а введение нового налога - это всегда грубое) вмешательство для экономики вредно, однако, после некоторого периода привыкания и проявления положительных эффектов энтропия все-таки снижается. Графически это выглядит так (рис. 2).
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Рисунок 2 - Влияние введения налога на уровень энтропии в экономике
       При этом возможно два варианта развития событий. Первый - после скачка и последующего снижения энтропия остается все-таки на более высоком уровне, чем до введения налога. Это значит, новый налог оказался не эффективен. Второй вариант - после скачка и последующего снижения энтропия оказывается на более низком уровне, чем до введения налога. Только в этом случае можно сказать, что введение нового налога как инновационная процедура оказалось эффективным. Кстати, график наглядно показывает, почему нельзя одновременно вводить сразу два и более налогов, скачки энтропии от их введения могут сложиться и превысить критический для системы уровень.
       И еще несколько необходимых пояснений. Рассмотрение налога только как фискального инструмента, в отрыве от всей социально-экономической системы, возводит его в разряд априори неэффективных с точки зрения энтропийного подхода инноваций. Ведь любое вмешательство нарушает нормальное функционирование системы. Только учет социально-регулирующей функции налога позволяет заметить снижение энтропии в системе после его ввода. Также необходимо отметить важность проведения локального эксперимента (апробирования нового налога), прежде чем он будет введен по всей стране.
       Теперь, что касается второй, прикладной, разновидности налоговых инноваций. Эффект от введения нововведений (модернизации) в системе налогового администрирования значительно более узкий, чем от введения нового налога. Однако, не следует забывать, что налоговое администрирование, с одной стороны, является управляющей системой - воздействует на налоговую систему и налоговую политику, а другой стороны, управляемой - само нуждается в управлении для эффективного функционирования. Соответственно, последствия инноваций здесь двойственное. Они влияют как на саму систему налогового администрирования, так через нее и на налоговую систему и экономику в целом. Второе следствие таких инноваций в конечном итоге сводится к тому, что было описано выше, хотя и в более мелких масштабах. А вот первое следствие стоит рассмотреть отдельно.
       Как известно, в любой системе энтропия со временем возрастает. В закрытых системах она возрастает до критического уровня - т.е. разрушения системы. В открытых системах уровень энтропии может периодически снижаться, либо за счет внешнего управляющего воздействия, либо за счет самоорганизации. Систему налогового администрирования нельзя отнести к самоорганизующимся системам, т.к. она всего лишь часть системы более высокого уровня - государства. Соответственно, в порядок такую систему приводят внешние управляющие воздействия, можно их называть управленческими инновациями. Графически это можно изобразить так.
       0x08 graphic
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
       Рисунок 3 - Влияние управленческих инноваций на уровень энтропии в системе налогового администрирования
       Кстати, в этом и суть модернизации налоговых органов, которая в связи с этим является перманентной, т.е. неизбежной и периодически необходимой. Причем, надо отметить, что управленческие инновации всегда должны осуществляться комплексно: и в структуре управления, и в техническом, кадровом, информационном обеспечении и других сферах, иначе эффекта не дадут. И система налогового администрирования здесь не исключение. Однако она имеет специфику, обуславливающую объективную сложность осуществления управленческих инноваций в этой сфере. Специфика состоит в жестко регламентированном характере инноваций. В связи с тем, что. система налогового администрирования является государственной службой, любые нововведения здесь могут осуществляться только административными мерами. А значит классический инновационный треугольник "бизнес-государство-наука" здесь не работает. Роль бизнеса сводится только к потребителю, а не заказчику инновационных преобразований. Остается диполь "государство-наука", а с учетом того, что у нас в стране 95 % науки является государственной, все сводится к монологу государства самим с собой. Оно само инициирует инновации, само финансирует их разработку, внедрение, оценивает эффективность и т.д. Конечно, делаются попытки разорвать этот порочный круг путем привлечения к разработке инновационных проектов частных структур, но это пока единичные случаи, не делающие погоды.
       К чему приводит такая ситуация. Во-первых, это приводит к самоуспокоению, что модернизация в системе налогового администрирования идет так как надо. Лучшим "лекарством" от этого являются независимые опросы налогоплательщиков. Во-вторых, инновации в налоговом администрировании внедряются со значительным отставанием по сравнению с общими тенденциями в стране. С этим ничего не поделаешь, единственное, что успокаивает, что в этом есть не только отрицательный момент, выражающийся в противоречии между потребностями налогоплательщиков и возможностями налогового администрирования, но и положительный - только проверенные временем инновации получат добро на внедрение в столь ответственной сфере, как налоговое администрирование.
      

    Использованная литература

      
        -- Воробьев, Илья Валерьевич. Налоговое регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Дис. ... канд. экон. наук - Москва: ПроСофт-М, 2003
        -- http://www.glavbukh.ru/art/12063 - Налог на добавленную стоимость. Инновации освободили от налога
      
      
      
      
      
       Уровень
       энтро-пии
      
      
      
       крити-ческий уровень
      
       до вмешательства
      
       после вмешательства t
      
       1
      
       Введение налога t
      
       Уров.
       энтропии
      
       крит.
       уровень
      
       2
      
      
       Управленческие инновации
      
       t
      
       Уров.
       энтропии
      
       крит.
       уровень
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Исламутдинов Вадим Фаруарович (isvad@hotmail.ru)
  • Обновлено: 21/02/2015. 13k. Статистика.
  • Статья: Бизнес
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.