Исламутдинов Вадим Фаруарович
Меры по ограничению оппортунизма в исламском банкинге

Lib.ru/Современная: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]
  • Оставить комментарий
  • © Copyright Исламутдинов Вадим Фаруарович (isvad@hotmail.ru)
  • Размещен: 23/11/2022, изменен: 23/11/2024. 122k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  • Скачать FB2
  •  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье проанализированы источники и проявления оппортунизма, а также меры по его ограничению. Проведен обзор литературы, посвященной общим источникам, проявлениям и мерам по ограничению оппортунизма. Дополнительно к этому проведен обзор источников литературы, которые исследуют специфику проявления оппортунизма в исламском банкинге и специфических для него мер ограничения оппортунизма. Выявлены источники и формы проявления оппортунизма в исламском банкинге, причем выделены как общие источники и формы проявления оппортунизма, присущие любой экономической системе, так и специфические источники и формы проявления оппортунизма в исламском банкинге. Рассмотрены меры ограничения оппортунизма, которые в соответствии с общепринятой классификацией разделены на меры предупреждения неблагоприятного отбора и меры по снижению морального риска. Обобщены наиболее распространенные меры предупреждения неблагоприятного отбора и снижения морального риска. Отдельно выявлены специфические для исламского банкинга меры предупреждения неблагоприятного отбора и снижения морального риска. Показано, что не всем общераспространённым мерам по снижению морального риска есть аналоги в исламском банкинге. Даны предложения насчет того, какие из специфических для исламского банкинга мер ограничения оппортунизма могут быть заимствованы для использования в традиционном банкинге. Рассмотрены перспективы применения смарт-контрактов в исламском банкинге как принципиально новой меры по ограничению оппортунизма. Показаны технические и юридические проблемы внедрения смарт-контрактов. Обобщены специфические проблемы внедрения смарт-контрактов в исламском банкинге. На основе этого обоснована маловероятность широкого внедрения смарт-контрактов в исламском банкинге как противоречащих принципам и духу Шариата. // Журнал институциональных исследований. 2022. Т. 14. No 4. С. 110-121.


  • Исламутдинов Вадим Фаруарович

    Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, профессор кафедры экономической теории

    Югорский государственный университет, профессор Института цифровой экономики, доктор экономических наук

    420011, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Рауиса Гареева, д.94., кв. 70. +79129026577, isvad@yandex.ru

      

    IslamutdinovVadimFaruarovich

    Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasov, Professor, Department of Economic Theory

    Yugra State University, Professor of the Institute of Digital Economy, Doctor of Economics

    420011, Republic of Tatarstan, Kazan, RauisaGareevast., 94, 70. +79129026577, isvad@yandex.ru

      

    МЕРЫ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ОППОРТУНИЗМА В ИСЛАМСКОМ БАНКИНГЕ

      

    MEASURES FOR LIMITING OPPORTUNISM IN THE ISLAMIC BANKING

       Аннотация
       В статье проанализированы источники и проявления оппортунизма, а также меры по его ограничению. Проведен обзор литературы, посвященной общим источникам, проявлениям и мерам по ограничению оппортунизма. Дополнительно к этому проведен обзор источников литературы, которые исследуют специфику проявления оппортунизма в исламском банкинге и специфических для него мер ограничения оппортунизма. Выявлены источники и формы проявления оппортунизма в исламском банкинге, причем выделены как общие источники и формы проявления оппортунизма, присущие любой экономической системе, так и специфические источники и формы проявления оппортунизма в исламском банкинге. Рассмотрены меры ограничения оппортунизма, которые в соответствии с общепринятой классификацией разделены на меры предупреждения неблагоприятного отбора и меры по снижению морального риска. Обобщены наиболее распространенные меры предупреждения неблагоприятного отбора и снижения морального риска. Отдельно выявлены специфические для исламского банкинга меры предупреждения неблагоприятного отбора и снижения морального риска. Показано, что не всем общераспространённым мерам по снижению морального риска есть аналоги в исламском банкинге. Даны предложения насчет того, какие из специфических для исламского банкинга мер ограничения оппортунизма могут быть заимствованы для использования в традиционном банкинге. Рассмотрены перспективы применения смарт-контрактов в исламском банкинге как принципиально новой меры по ограничению оппортунизма. Показаны технические и юридические проблемы внедрения смарт-контрактов. Обобщены специфические проблемы внедрения смарт-контрактов в исламском банкинге. На основе этого обоснована маловероятность широкого внедрения смарт-контрактов в исламском банкинге как противоречащих принципам и духу Шариата.
       Ключевые слова: исламский банкинг; источники оппортунизма; формы оппортунизма; неблагоприятный отбор; моральный риск; меры по ограничению оппортунизма; смарт-контракт
       JEL:B52, P40, Z12
      
       Abstact
       The article analyzes the sources and manifestations of opportunism, as well as measures to limit it. A review of the literature on common sources, manifestations and measures to limit opportunism has been carried out. In addition to this, a review of literature sources that explore the specifics of the manifestation of opportunism in Islamic banking and its specific measures to limit opportunism was carried out. The sources and forms of manifestation of opportunism in Islamic banking are identified, and both general sources and forms of manifestation of opportunism inherent in any economic system, and specific sources and forms of manifestation of opportunism in Islamic banking are identified. Measures to limit opportunism are considered, which, in accordance with the generally accepted classification, are divided into measures to prevent adverse selection and measures to reduce moral hazard. The most common measures to prevent adverse selection and reduce moral hazard are summarized. Separately, measures specific to Islamic banking are identified to prevent adverse selection and reduce moral hazard. It is shown that not all common measures to reduce moral hazard have analogues in Islamic banking. Suggestions are made as to which of the Islamic banking-specific measures to limit opportunism can be borrowed for use in traditional banking. The prospects for the use of smart contracts in Islamic banking as a fundamentally new measure to limit opportunism are considered. The technical and legal problems of implementing smart contracts are shown. The specific problems of implementing smart contracts in Islamic banking are summarized. On the basis of this, the improbability of the widespread introduction of smart contracts in Islamic banking as contrary to the principles and spirit of Shariah is substantiated.
       Key words: Islamic banking; sources of opportunism; forms of opportunism; adverse selection; moral hazard; measures to limiting opportunism; smart contract
      
       Введение
       Исламский банкинг в частности, как и исламская экономика в целом все шире распространяются во многих странах, как в традиционно исламских, так и в неисламских. По сути, такое распространение исламского банкинга является своеобразным феноменом, поскольку он проигрывает традиционному банкингу в конкурентоспособности по многим позициям, но в то же время продолжает распространяться достаточно быстрыми темпами.
       Одним из основных отличий исламского банкинга от традиционного банковского дела является наличие более сложных мер и механизмов контроля за исполнением договорных отношений. Контракт между обычным банком и клиентом является довольно простым: кредит, на который начисляются проценты, и в самом контракте сразу прописаны все условия. Но в исламском банкинге контракт является более сложным, поскольку здесь учитывается целая экосистема сделки. По сути, контракт в исламском банкинге следует относить не к неоклассическому, как в традиционном банкинге, а скорее к отношенческому, так как в данном контракте стороны используют такой специфический ресурс, как этические нормы и взгляды сторон. Этот специфический ресурс позволяет сторонам согласовывать позиции и разрешать большинство потенциальных конфликтов без привлечения третьей стороны.
       То есть в исламском банкинге имеет место определенная специфика регулирования уровня оппортунизма в контрактных отношениях, связанная со спецификой регулятивной среды. Помимо стандартных норм гражданского права, исламская экономика регулируется нормами Шариата, которые в некоторых моментах дополняют, а иногда и подменяют собой гражданское право. В то же время исламская экономика в отличие от "западной" больше ориентирована на доверие, на преобладание отношенческого контракта в большинстве взаимодействий.
       Специфика контрактных отношений в исламском банкинге накладывает специфику и на меры по ограничению оппортунизма. Можно предположить, что в исламском банкинге используются как общераспространённые меры ограничения оппортунизма, так и особые меры, присущие только исламской финансовой системе.
      
       Исследования источников, проявлений и мер по ограничению оппортунизма
       Термин оппортунизм изначально зародился в политической науке еще в 15 веке и первоначально применялся для обозначения такого поведения политических акторов, которое предполагало использование обмана, предательства и интриг для достижения сиюминутных краткосрочных выгод и успехов (Макиавелли Н.,1982).
       В экономический оборот термин оппортунизм был введен О. Уильямсоном, который понимал под ним сильную форму эгоизма, который допускает использование лжи, обмана, коварства в экономических взаимодействиях. В исследованиях последователей О. Уильямсона оппортунизм стал ассоциироваться с ограниченной рациональностью экономических агентов и асимметрией информации (Мартюкова, Е.Г. , 2013).
       В статье (Muris, TimothyJ., 1981) рассматрено, как определенные правовые принципы - неявные условия контрактов - могут быть малозатратными мерами для сдерживания оппортунистического поведения. Эти правовые принципы или доктрины возникли, когда суды пытались контролировать исполнение договоров с помощью общих концепций, таких как добросовестность, и множества более конкретных доктрин (по сути - мер по ограничению оппортунизма), применимых к конкретным типам сделок. Многие из этих доктрин, причем как в западной, так и в других юридических традициях, объединены основополагающим принципом - сдерживание оппортунизма.
       Современные исследователи изучают меры, необходимые для снижения склонности агентов к оппортунизму. В целом надо отметить, что "для ограничения оппортунизма рекомендуется совершенствование информационного обеспечения и устранение информационной асимметрии, использование ограничивающих оппортунизм контрактов, формирование эффективной структуры собственности и гарантий прав собственности, а также выбор форм координации с учетом специфичности инвестиций и возможной полноты контрактов. Снижение склонности к оппортунистическому поведению подразумевает отбор персонала с соответствующими ценностями, четкую постановку целей и их связь с личными результатами, вознаграждение, ориентированное на результат, использование рыночных стимулов (трансфертных цен, центров прибыли и т.д.)" (Бас А.В., 2009).
       Вопросу поиска мер по снижению оппортунизма уже посвящены и диссертационные исследования. Так в диссертации (Григорьева Н.С., 2016) выявлены общие и специфические источники оппортунизма в договорах подряда и кредитных договорах: наличие неопределенности и возможность конфликта интересов контрагентов (что влечет асимметрию информации); нецелевое использование институтов (эксплуатация информационной асимметрии, манипулирование институтами). В диссертации выявлено две формы оппортунистического поведения участников контрактных взаимодействий: 1) злоупотребление правом (преобладает в контрактах с неспецифическими активами); 2) злоупотребление доверием (преобладает в контрактах со специфическими, идиосинкратическими активами). Характеризуется наличием сговора, когда одна из сторон контракта привлекает третью сторону. Сговор заключается с целью реализации оппортунистических действий и извлечения дополнительных выгод. Диссертантом обоснованы направления совершенствования мер предупреждения и ограничения оппортунизма в договорах подряда и кредитных договорах на трех уровнях (государство, деловое сообщество, сами субъекты). Например, субъекты контрактных взаимодействий могут своими действиями способствовать снижению издержек оппортунистического поведения через: 1) планирование взаимодействия сторон, наблюдение за развитием реализации контракта, 2) этапизацию исполнения контракта, 3) выявление проблем и применение корректирующих мер.
       Так как финансовые услуги являются разновидностью доверительных благ, следует отметить исследование проявлений оппортунизма на рынках доверительных благ, проведенное в диссертации (Колосова М.А., 2016). Диссертантом выявлены условия (что по сути те же источники), способствующие оппортунизму на рынке доверительных благ: информационные, институциональные, производственные, рыночные и ценовые несовершенства. Также обобщены формы проявления оппортунизма: информационный, качественный, трансакционный, конкурентный и ценовой. Автором предложены институты (меры) предупреждения и ограничения оппортунизма на рынках доверительных благ: развитие подведомственных информационных ресурсов, развитие информационных реестров, развитие институтов рейтинговой оценки агентов, развитие института цензуры, совершенствование (ужесточение) института рекламы.
       В статье (Маковлева Е., 2018) рассмотрена применимость модели постконтрактного оппортунизма в сфере государственных закупок. Отмечено, что российским законодательством используются преимущественно карательные меры по отношению к недобросовестному исполнителю. В статье рассмотрены основные типы контрактов, применяемые как меры для снижения морального риска: контракт фиксированной цены, контракт с возмещением и поощрительный контракт. Для стимулирования агентов к исполнению государственных контрактов предложено создавать условия для конкуренции на этапе исполнения контракта, что в рамках действующего законодательства пока недоступно.
      
       Исследования специфики мер по ограничению оппортунизма в исламском банкинге
       Примером того, как концепция теории принципала-агента может быть использована, чтобы понять типы агентских проблем, возникающих в контексте договорных отношений в рамках исламского банкинга, является статья (Shamsuddin Z. and Ismail A.G., 2013). В этой работе указываете, что многие агентские контракты в исламских финансах являются неполными. На основе этого статья описывает начальную основу для понимания того, как элементы эпистемологии Таухида могут быть использованы для облегчения взаимодействия и сдерживания различных целей, различных уровней информации, а также оппортунистического поведения в исламских финансовых контрактах.
       Исследовав взгляды ученых, изучающих проблемы оппортунизма в исламском банкинге, можно свести их в таблицу (таблица 1)
       Таблица 1 - Обзор предлагаемых мер по ограничению оппортунизма в исламском банкинге

    Авторы

    Суть работы

    Предлагаемые меры

       Benamraoui A., Alwardat Y.
       изучена применимость концепции информационной асимметрии как источника предконтраткного оппортунизма к двум основным формам финансовых контрактов, используемых исламскими банками или обычными банками с исламскими окнами: мудараба и мушарака
       сигналы и рационирование необходимые для работы с асимметричной информацией
       Ajmi, H., AbdAziz, H., Kassim, S. and Mansour, W.
       на основе моделирования методом Монте-Карло проведен анализ неблагоприятного отбора и предложен способ выбора менее рискованного варианта контракта для принципала и агента в исламской экономике
       - увеличение затрат на аудит контрактов
       - более высокий коэффициента участия принципала в прибыли
       Amrani F.
      
      
       предлагается новый подход к объяснению преобладания на исламском банковском рынке контрактов с наценкой за счет обмена контрактами. Двойное ценообразование, практикуемое на этом рынке, порождает дополнительное - или искусственное - измерение неблагоприятного отбора, что приводит к маргинализации договоров о разделе прибыли и убытков
       - использование двух категорий исламских договоров в качестве средства устранения искусственного неблагоприятного отбора
       - эндогенный расчет наценки, не зависящий от процентной ставки, на основе унификации стоимости финансирования
       Ghazali A.W., Suffian M.T.M, Sanusi Z.M, AlsudairiF.S
       проведено исследование уровня управленческого оппортунизма в компаниях, управляемых на принципах Шариата
       усиление государственного регулирования
       Герасименко М. А.,
       Лысюк М.В.
       рассмотрены инструменты, которые могут снизить моральный риск и упрочнить положение банка с учетом особенностей исламских банков, проявляющейся в особой роли религии
       - особые религиозные комитеты, которые проверяют соответствие деятельности банка нормам Шариата
       - следование ценностям, заложенным в Коране
       Al-Jarhi M.A.
       сходство с универсальными банками позволяет исламским банкам лучше справляться с проблемами морального риска и неблагоприятного отбора, чем обычные (коммерческие) банки
       - вхождение в совет директоров фирм, банки могут влиять на корпоративное управление
       - структурирование продукта - смешивание форм контрактов, свободных от информационной асимметрии, с другими формами, страдающими от нее
       Jouaber K., Mehri M.
       разработана очень интересная модель определения соотношения распределения прибыли между исламским венчурным капиталистом и предпринимателем в условиях неблагоприятного отбора
       определение типа агента (в данном случае предпринимателя) на основе выбора им коэффициента распределения прибыли
       Sapuan N.M.,
       показано, что мудараба (основанная на распределение прибыли и убытков) менее предпочтительна по сравнению с исламскими инструментами долгового финансирования. Это связано с наличием несовершенной информации, которая присуща контрактам мудараба и создает проблему неблагоприятного отбора и морального риска, также известную как агентские проблемы
       - проверка, мониторинг и надзор за мударибом (предпринимателем) со стороны поставщика капитала;
       - применение принципов амана (опеки), справедливости и шуры (взаимных консультаций)
      
       Таким образом, анализ работ по исследованию мер по ограничению оппортунизма в исламском банкинге показал, что теория принципала-агента нашла широкое применение в исследованиях, посвященных изучение проявлений оппортунизма в исламском банкинге и мер по его ограничению. На основе данное теории исследователям удалось предложить довольно много интересных мер по снижению оппортунизма агентов в исламском банкинге.
      
       Источники и формы оппортунизма в исламском банкинге
       Источники и формы оппортунизма в исламском банкинге можно разделить на общие, то есть характерные для контрактных отношений в любой социально-экономической системе и специфические, проявляющиеся только в рамках исламской экономики.
       Общие источники и формы оппортунизма характерны для любых типов контрактных отношений, как основанных на принципах исламской экономики, так и нет (таблица 2).
       Таблица 2 - Общие источники и проявления оппортунизма

    Источники оппортунизма

    Форма проявления оппортунизма

       Асимметрия информации: скрытая информация, скрытые действия
       Неблагоприятный отбор
       Моральный риск - отлынивание
       Взаимозависимость, специфические инвестиции
       Моральный риск - отлынивание Моральный риск - вымогательство
       Межвременные риски
       Моральный риск
       Стратегическое поведение
       Ограниченная рациональность, несовершенство предвидения
       Преследование подцелей
       Стратегическое поведение
       Слабость институциональной среды
       Все формы оппортунизма
       Составлено на основе (Григорьева Н.С., 2016; Колосова М.А., 2016)
       Специфические источники и формы проявления оппортунизма характерны только для контрактных отношений в рамках исламской экономики (таблица 3).
       Таблица 3 - Специфические источники и формы проявления оппортунизма в исламском банкинге

    Источники оппортунизма

    Форма проявления оппортунизма

       Система распределения прибылей и убытков
       Сокрытие дохода (отлынивание)
       Контракты, основанные на доверии
       Сокрытие дохода (отлынивание)
       Завышение наценки (вымогательство)
       Растягивание сроков (отлынивание)
       Составлено автором по результатам исследований
       Следует отметить, что наиболее часто в литературе упоминается такой специфический источник оппортунизма в исламском банкинге, как система распределения прибыли и убытков (Ghazali A.W., Suffian M.T.M, Sanusi Z.M, Alsudairi F.S., 2018; Герасименко М. А., Лысюк М.В., 2014). Наиболее часто этот источник оппортунизма проявляется в контрактах мудараба. Формой проявления оппортунизма здесь является сокрытие части дохода с той целью, чтобы не делиться с инвестором или банком.
       Однако следует отметить наличие еще одного источника оппортунизма, который присущ исламскому банкингу в несколько большей степени, чем традиционной "западной" банковской системе - это контракты, основанные на доверии, то есть контракты с открытыми, заранее не прописанными условиями, основанными на предположении о присущей контрагентам добропорядочности, вытекающей из их социальной ориентации (LyonsB.,MehtaJ.,1997).Формами проявления оппортунизма здесь могут быть: сокрытие дохода от инвесторов или вкладчиков, завышение наценки на товар при продаже конечному потребителю, растягивание сроков поставки, производства или возврата долга.
      
       Меры по предупреждению неблагоприятного отбора
       Меры по предупреждению неблагоприятного отбора традиционно объединяются в три группы: сигналы, фильтрация, рационирование. Обобщив и структурировав общеизвестные положения и сведения о специфических для исламского банкинга мерах, получим следующую таблицу (таблица 4).
       Таблица 4 - Общераспространенные и специфические меры по предупреждению неблагоприятного отбора в исламском банкинге.

    Группы мер

    Общераспространенные меры

    Специфические меры исламского банкинга

       Сигналы
       Бухгалтерская и налоговая отчетность, лицензии, сертификаты, патенты
       Полнота соблюдения агентом норм Шариата
       Фильтрация
       Предложение двух и более вариантов контракта на выбор
       Предложение альтернативных вариантов контрактов из числа разрешенных: мурабаха или мудараба и т.д.
       Выбор мударибом коэффициента распределения прибыли
       Рационирование
       Дополнительные условия: страхование, гарантии и т.д.
       Дополнительные условия, связанные с шариатским контролем и дополнительным контролем со стороны банка/инвестора.
       Составлено автором в результате исследований
       Как видно из таблицы, помимо общераспространенных мер по предупреждению неблагоприятного отбора, в исламском банкинге применяются и специфические меры. Например, дополнительным сигналом для контрагентов является то, насколько добросовестно данный мусульманин соблюдает нормы Шариата. В качестве механизма фильтрации может быть использовано предложение контрагенту на выбор нескольких вариантов финансирования, разрешенного шариатом, а также и из числа недозволенных, но запакованных в обертку контракта джуала. Еще одним дополнительным сигналом является выбор мударибом коэффициента распределения прибыли (JouaberK., MehriM., 2012). В качестве дополнительного механизма рационирования выступают дополнительные условия, налагаемые на бизнес в рамках религиозного шариатского контроля, а также дополнительного контроля за деятельностью предпринимателя со стороны банка или инвестора.
      
       Меры по снижению морального риска
       Меры по снижению морального риска обычно группируются на внутренние, применяемые в рамках контракта, и внешние, работающие за счет внеконтрактных факторов и условий. Обобщение и структурирование общеизвестных положений и сведений о специфических для исламского банкинга мерах, позволяет получить следующую таблицу (таблица 5).
       Таблица 5 - Общераспространенные и специфические меры снижения морального риска в исламском банкинге

    Группы мер

    Разновидности мер

    Общераспространенные меры

    Специфические меры в исламском банкинге

    Внутренние

    Оплата по конечному результату

       Уменьшение или сокращение предоплаты
       Перенос сроков оплаты ближе к концу цикла работ
       Реальный опцион для управляющего
       Замена форвардных контрактов (салам, истисна) на контракты с оплатой по факту (мурабаха, бай муаджал)
       Смешивание форм контрактов в рамках одной сделки

    Эффективная оплата

       Ставка (тариф) выше рыночного
       Ставка (тариф) выгоднее для единоверцев
       Принцип справедливости

    Стратегия "Сделай сам"

       Наличие собственного производства или ресурсов для подстраховки
       Принцип амана (опеки)
       Принцип шуры (взаимных консультаций)

    Внешние

    Репутация агентов

       "Черные" списки
       Карты лояльности
       Рейтинги
       Репутация среди единоверцев
       Государственное регулирование

    Конкуренция среди агентов

       Естественная конкуренция (рынок продавца)
       Искусственная конкуренция

    -

    Угроза поглощения

       Скупка акций
       Вхождение в совет директоров

    -

       Составлено автором в результате исследований
      
       Что касается мер по снижению морального риска, то здесь не так много специфических механизмов, присущих только исламскому банкингу. Большая часть применяемых мер относится к общераспространенным. Из специфических мер в исламском банкинге можно отметить возможность замены форвардных контрактов (салам, истисна) на контракты с оплатой по факту (мурабаха, бай муаджал) (BoukendourS., 2007). Также специфическим механизмом эффективной оплаты можно считать смешивание форм контрактов в рамках одной сделки (Al-Jarhi M.A., 2017).
       Интересная мера по ограничению постконтрактного оппортунизма в контрактах, основанных на разделении прибыли и убытков (PLS), предложена в статье (El Fakir A., Tkiouat M., Fairchild R. and Pakgohar A., 2021). Авторы предлагают новую модель, включающую реальный опцион, который дает корпоративному управляющему (агенту) право, но не обязанность, постепенно покупать акции корпорации у финансиста/банка. Сравнение результатов со стандартным случаем PLS без реальных опционов показало, что включение реальных опционов в контракт PLS может уменьшить случаи искажения прибыли. Однако эту меру нельзя отнести к специфическим для исламского банкинга, т.к. использование реальных опционов для стимулирования топ-менеджеров уже широко используется в практике многих транснациональных корпораций.
       Еще одной специфической мерой является применение более выгодной ставки (тарифа) для единоверцев, что снижает их стимулы к пост-контрактному оппортунизму. К этой же группе мер относится и принцип справедливости, когда цена (тариф) устанавливается не по рыночной оценке, а по некой справедливой цене. Аналогом стратегии "Сделай сам" в исламской экономике можно считать принцип амана, то есть опеки над предпринимателем со стороны инвестора, и принцип шуры, то есть взаимных консультаций между инвестором и предпринимателем по вопросам ведения бизнеса (SapuanN.M., 2016). Также специфической мерой для ограничения оппортунизма можно считать формирование дополнительной репутации среди единоверцев. Что касается мер, основанных на искусственной конкуренции среди агентов, либо на угрозе поглощения, то в исламском банкинге таких специфических мер не разработано, т.к. они противоречат нормам Шариата.
       Довольно сложно предположить, какие из специфических мер для ограничения оппортунизма, присущих исламскому банкингу, может быть позаимствовано для использования в общемировой практике. Однако, отдельные примеры чего-то похожего уже есть, в частности в Китае вводится социальный рейтинг, который по сути является дополнительным сигналом (также как и соблюдение норм Шариата в исламской экономике), который агент может подать принципалу. Аналогичная мера может быть использована и в других странах на основе анализа поведения агента в социальных сетях.
       Также вполне может использоваться и зачастую уже используется такой механизм рационирования, как дополнительный контроль со стороны инвестора, например в венчурных фондах.
      
       Перспективы применения смарт-контракта как меры по ограничению оппортунизма в исламском банкинге
       Исламский банкинг активно развивается, в том числе усваивает достижения научно-технического прогресса. Одним из таких сравнительно новых достижений является технология блокчейн и основанная на ней система смарт-контрактов. В целом перспективы использования смарт-контрактов в финансовой сфере довольно очевидны (Гребенкина А., Зубарев Ф.2018). Смарт-контракты уже применяются во многих областях, в том числе есть идеи об их применении в госзакупках на основе цифрового рубля. Возможности и перспективы применения смарт-контрактов в исламских финансах показаны в статье (Al-MansouriE., 2020). Весьма перспективным видится применение смарт-контрактов в исламской экономике одновременно в двух направлениях:
       - подтверждение халяльного происхождения продуктов на основе отслеживания цепочки поставок;
       - внедрение смарт-контрактов в деятельность исламских банков.
       Если первое направление, пусть и полезное, ничего коренным образом во взаимоотношениях контрагентов не меняет, то второе направление как раз таки полностью меняет институциональный ландшафт исламской экономики и позволяет ей выйти на новый уровень ограничения оппортунизма. Уже упоминалось выше, что исламские финансы имеют свою специфику, поэтому приходится применять дополнительные меры по ограничению оппортунизма, особенно там, где появляются специфические формы оппортунизма. Применение же смарт-контрактов позволило бы исламским банкам значительно сократить свои издержки на осуществление дополнительного финансового контроля.
       Однако пока на пути внедрения смарт-контрактов не только в исламском банкинге, но и в целом в экономическую практику стоят серьезные проблемы. Так, например, в статье (Нагорных Д.Ю., 2021) указывается на следующие чисто технические проблемы:
       - отсутствие масштабируемости;
       - невозможность смарт-контрактам инициировать транзакции;
       - дороговизна транзакций;
       - примитивность и ограниченность языка Solidity;
       - необходимость использования оракулов.
       Вторая группа проблем связана с юридической интерпретацией смарт-контрактов. Так, в частности авторы статьи (Синицын, С. А., Дьяконова М. О., Чурсина Т. И., 2021) пришли к выводу об отсутствии оснований для рассмотрения смарт-контракта как нового классификационного элемента системы договорного регулирования. Кроме того, разрешение споров из смарт-контрактов посредством цифровых платформ остается радикально неопределенным и в настоящее время не создает явных преимуществ в сравнении с традиционным судебным разбирательством. А учитывая большую роль шариатских судов в регулировании контрактных отношений в исламском банкинге, следует предположить, что принципы смарт-контрактов не найдут понимания и одобрения среди представителей исламской судебной системы. Имеющаяся практика регулирования криптовалют в мусульманских странах показывает, что большинство правительств таких стран просто запрещают оборот таких финансовых инструментов по причине того, что они противоречат такому важному принципу исламского банкинга как недопущение излишней неопределенности (Акимов О.М., Ларина О.И., 2019; Алексеенко А.П., 2021).
       Кроме того, внедрение смарт-контрактов в исламском банкинге столкнется с проблемами, специфическими для цифровизации исламских финансов в целом, среди которых можно отметить:
       "- Отсутствие среди населения понимания и осведомленности об исламских продуктах, особенно об исламском финтехе.
       - Исламская экономика растет медленно, а её рыночная доля не велика (доминирует традиционное финансирование, а исламские продукты отличаются высокой стоимостью).
       - Низкий уровень внедрения (доступа и использования) исламских финансовых технологий.
       - Отсутствие квалифицированных кадровых ресурсов в области применения исламских финансов и тем более исламского финтеха.
       - Отсутствие регулирования данного вопроса в большинстве стран.
       - Недоверие мусульманского населения к финансовым услугам в целом и к цифровым финансовым услугам в частности, усугубляемое киберпреступлениями". (Хаджи К., Рахмани А.В., 2020, С. 2).
       Обобщая вышеизложенные проблемы смарт-контрактов и исламских финансов, можно сделать вывод, что внедрение смарт-контрактов в исламском банкинге в ближайшее время маловероятно. И это связано не только с тем, что использование крипто-токенов противоречит принципу недопущения неопределенности в исламском банкинге, но и с тем, что внедрение смарт-контрактов может подорвать сам дух исламской экономики, основанной на доверии, на взаимовыгодных отношениях. Смарт-контракты бездушны, они исполняются автоматически, тем самым лишают стороны контракта возможности пересмотреть свои договоренности. То есть смарт-контракт превращает исламский отношенческий контракт в бездушный неоклассический или даже классический контракт, а это противоречит основным принципам и духу Шариата, который призывает во всех отношениях, в том числе и в экономических, добиваться справедливости на основе принятия во внимания и учета всех доводов сторон.
      
       Заключение
       Таким образом, к специфическим источникам оппортунизма в исламском банкинге можно отнести систему распределения прибылей и убытков, а также контракты, основанные на доверии. Эти источники оппортунизма приводят к таким проявлениям, как сокрытие дохода, завышение наценки, растягивание сроков.
       Имеют место специфические для исламского банкинга меры, применяемые для предупреждения неблагоприятного отбора:
       - полнота соблюдения агентом норм Шариата;
       - предложение принципалом альтернативных вариантов контрактов из числа разрешенных: мурабаха или мудараба и т.д.;
       - выбор мударибом коэффициента распределения прибыли;
       - дополнительные условия, связанные с шариатским контролем и дополнительным контролем со стороны банка/инвестора.
       Также в исламском банкинге имеются специфические меры, применяемые для снижения морального риска:
       - замена форвардных контрактов (салам, истисна) на контракты с оплатой по факту (мурабаха, бай муаджал);
       - смешивание форм контракта в одной сделке (структурные продукты);
       - ставка (тариф) выгоднее для единоверцев;
       - применение принципа справедливости;
       - применение принципа амана (опеки);
       - применение принципа шуры (взаимных консультаций);
       - репутация агента среди единоверцев.
       Для ограничения оппортунизма в исламском банкинге можно было бы предложить такую принципиально новую меру, как смарт-контракт, причем одновременно в двух направлениях:
       - подтверждение халяльного происхождения продуктов на основе отслеживания цепочки поставок;
       - внедрение смарт-контрактов в деятельность исламских банков.
       Однако, наличие технических и юридических проблем внедрения смарт-контрактов, а также противоречие структуры этого контракта духу Шариата, не позволяет говорить о высокой вероятности внедрения смарт-контрактов как меры по ограничению оппортунизма в исламском банкинге в ближайшем будущем.
      
      
       ЛИТЕРАТУРА
       Акимов О.М., Ларина О.И. (2019). Правовое регулирование эмиссии и обращения цифровых денег // Вестн. Том. гос. ун-та. !447. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-emissii-i-obrascheniya-tsifrovyh-deneg (дата обращения: 18.11.2022).
       Алексеенко А.П. (2021). Правовое регулирование использования криптовалюты: опыт иностранных государств // Экономика. Налоги. Право. !5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-ispolzovaniya-kriptovalyuty-opyt-inostrannyh-gosudarstv (дата обращения: 18.11.2022).
       Бас А.В. (2009). Регулирование оппортунистического поведения экономических субъектов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. ! 3 С. 53-56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-opportunisticheskogo-povedeniya-ekonomicheskih-subektov (дата обращения: 18.11.2022).
       Герасименко М. А., Лысюк М.В.(2014). Проблема "принципал-агент" в исламских банках и механизмы её решения // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований), Т. 6, ! 2, с. 68-78.
       Гребенкина А., Зубарев Ф.(2018). Перспективы использования смарт-контрактов в финансовой сфере// Экономическое развитие России, Т. 25, ! 12, с. 32-43.
       Григорьева Н.С. (2016) Влияние оппортунизма участников на реализацию контрактов в современной России // Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Волгоград. ФГАОУ ВО "Волгоградский государственный университет", 26 с.
       Колосова М.А.(2020). Рынок доверительных благ: Специфика и институты регулирования // Дисс. ... канд. экон. наук. Орел. ФГБОУ ВО "Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева", 359 с.
       Макиавелли Н. (1982). Избранные произведения. Перевод: Муравьевой Г. М.: - М: "Художественная литература", 504 с.
       Маковлева Е.(2018). Инструменты и методы противодействия недобросовестному исполнению государственного контракта // Экономическая политика, Т. 13, ! 3. 62-81.DOI: 10.18288/1994-5124-2018-3-03.
       Мартюкова Е.Г. (2013). Оппортунизм и издержки оппортунистического поведения в российской экономике: идентификация и оценка. Автореф..... дисс. канд. экон наук, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет, 23 с.
       Нагорных Д. Ю.(2021). Блокчейн и смарт-контракты в терминах экономики // Научные записки НГУЭУ, Вып. 1, с.19-26.
       Синицын, С. А., Дьяконова М. О., Чурсина Т. И. (2021). Смарт-контракты в цифровой экономике: договорное регулирование и разрешение споров // Цифровое право, ! 2(4), с. 40-50. https://doi.org/10.38044/2686-9136-2021-2-4-40-50.
       Хаджи К., Рахмани А.В. (2020). Цифровизация исламского банкинга // Труды Института международной экономики и финансов Всероссийской академии внешней торговли, Вып. 6. с. 1-3.
       Ajmi H., Abd Aziz H., Kassim S. and Mansour W. (2019).Adverse selection analysis for profit and loss sharing contracts //International Journal of Islamic and Middle Eastern Finance and Management, vol. 12,no. 4, pp. 532-552. https://doi.org/10.1108/IMEFM-03-2018-0079.
       Al-Jarhi M.A.(2002). Islamic finance: an efficient and equitable option // The Islamic Research and Training Institute.(https://www.isfin.net/sites/isfin.com/files/islamic-finance-an-efficient-equitable-option.pdf - Дата обращения 16.04.2022.)
       Al-Jarhi M.A.(2017). An economic theory of Islamic Шnance. // ISRA International Journal of Islamic Finance, vol. 9,no. 2, pp. 117-132.
       Al-Mansouri E. (2020) Information and Islamic Finance in the Digital Era: Shaping Qatar's Sustianable Built Enviroment // Astrolabe: A CIS Student research Journal, vol. 1, pp. 1-8.(https://www.hbku.edu.qa/sites/default/files/islamicfinanceinthedigitalera.pdf- Дата обращения 16.04.2022.)
       Amrani F.(2018). Sharing contracts' marginalisation, adverse selection and markup calculation // The World Economy, vol. 41, issue 3, pp. 738-751. https://doi.org/10.1111/twec.12510.
       Benamraoui A., Alwardat Y.(2019). Asymmetric Information and Islamic Financial Contracts // International Journal of Economics and Finance, vol. 11, no. 1, pp. 96-108. doi:10.5539/ijef.v11n1p96 URL: https://doi.org/10.5539/ijef.v11n1p96/
       Boukendour S. (2007). Preventing post-contractual opportunism by an option to switch from one contract to another // Construction Management and Economics, vol. 25, no. 7, pp. 723-727., doi:10.1080/01446190701392994
       El Fakir A., Tkiouat M., Fairchild R. and Pakgohar A. (2021). Can Real Options Reduce Moral Hazards in Profit and Loss Sharing Contracts?: A Behavioural Approach Using Game Theory and Agent Based Simulation // Journal of Islamic Business and Management, no. 10 (2), pp. 284-302.
       Ghazali A.W., Suffian M.T.M, Sanusi Z.M, Alsudairi F.S.(2018). Managerial Opportunism: Monitoring Financial Risk of Malaysian Shariah-compliant Companies //Global Journal Al-Thaqafah. January Special Issue, pp. 99.
       Jouaber K., Mehri M. A.(2012). Theory of Profit Sharing Ratio under Adverse Selection: The Case of Islamic Venture Capital. // 29th Spring International Conference of the French Finance Association, May, Strasbourg, France. pp.38.
       Lyons B., Mehta J.(1997). Contracts, opportunism and trust: self-interest and social orientation // Cambridge Journal of Economics Vol. 21, No. 2, Special Issue On Contracts And Competition, pp. 239-257. https://www.jstor.org/stable/23599810.
       Muris, T. J., (1981). Opportunistic Behavior and the Law of Contracts // Minnesota Law Review. 2443. (https://scholarship.law.umn.edu/mlr/2443. - Дата обращения 16.04.2022.)
       Sapuan N.M.(2016).An Evolution of Mudarabah Contract: A Viewpoint From Classical and Contemporary Islamic Scholars //Procedia Economics and Finance, no. 35, pp. 349-358. doi: 10.1016/S2212-5671(16)00043-5.
       Shamsuddin Z., Ismail A. G.(2013).Agency Theory in Explaining Islamic Financial Contracts // Middle-East Journal of Scientific Research, no. 15(4), pp. 530-545.
      
       REFERENCES
       Ajmi H., Abd Aziz H., Kassim S. and Mansour W. (2019).Adverse selection analysis for profit and loss sharing contracts. International Journal of Islamic and Middle Eastern Finance and Management, vol. 12, no. 4, pp. 532-552. https://doi.org/10.1108/IMEFM-03-2018-0079.
       Akimov O.M., Larina O.I. (2019). Legal regulation of the issue and circulation of digital money. Bulletin of Tomsk state university, no. 447. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-emissii-i-obrascheniya-tsifrovyh-deneg (In Russian).
       Alekseenko A.P. (2021). Legal regulation of the use of cryptocurrency: the experience of foreign countries. Economics. Taxes. Right., no. 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-ispolzovaniya-kriptovalyuty-opyt-inostrannyh-gosudarstv (In Russian).
       Al-Jarhi M. A.(2002). Islamic finance: an efficient and equitable option. The Islamic Research and Training Institute. (https://www.isfin.net/sites/isfin.com/files/islamic-finance-an-efficient-equitable-option.pdf - Access date 16.04.2022.)
       Al-Jarhi M.A.(2017). An economic theory of Islamic Шnance. ISRA International Journal of Islamic Finance, vol. 9,no. 2, pp. 117-132.
       Al-Mansouri E. (2020) Information and Islamic Finance in the Digital Era: Shaping Qatar's Sustianable Built Enviroment. Astrolabe: A CIS Student research Journal, vol. 1, pp. 1-8. (https://www.hbku.edu.qa/sites/default/files/islamicfinanceinthedigitalera.pdf - Access date 16.04.2022.)
       Amrani F.(2018). Sharing contracts' marginalisation, adverse selection and markup calculation. The World Economy, vol. 41, issue 3, pp. 738-751. https://doi.org/10.1111/twec.12510.
       Bas A.V. (2009). Regulation of opportunistic behavior of economic entities. Bulletin of the Saratov State Socio-Economic University, no. 3, pp. 53-56. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regulirovanie-opportunisticheskogo-povedeniya-ekonomicheskih-subektov (In Russian).
       Benamraoui A., Alwardat Y.(2019). Asymmetric Information and Islamic Financial Contracts. International Journal of Economics and Finance, vol. 11, no. 1, pp. 96-108. doi:10.5539/ijef.v11n1p96 URL: https://doi.org/10.5539/ijef.v11n1p96/
       Boukendour S. (2007).Preventing post-contractual opportunism by an option to switch from one contract to another. Construction Management and Economics, vol. 25, no. 7, pp. 723-727., doi:10.1080/01446190701392994
       El Fakir A., Tkiouat M., Fairchild R. and Pakgohar A. (2021). Can Real Options Reduce Moral Hazards in Profit and Loss Sharing Contracts?: A Behavioural Approach Using Game Theory and Agent Based Simulation. Journal of Islamic Business and Management, no. 10 (2), pp. 284-302.
       Gerasimenko M. A., Lysyuk M. V. (2014). The "principal-agent" problem in Islamic banks and mechanisms for solving it. Journal of Institutional Studies, vol. 6, no. 2, pp. 68-78.(In Russian).
       Ghazali A.W., Suffian M.T.M, Sanusi Z.M, Alsudairi F.S.(2018). Managerial Opportunism: Monitoring Financial Risk of Malaysian Shariah-compliant Companies.Global Journal Al-Thaqafah. JanuarySpecialIssue, pp. 99.
       Grebenkina A., Zubarev F. (2018). Prospects for the use of smart contracts in the financial sector. Economic development of Russia, vol. 25, no. 12, p. 32-43. (In Russian).
       Grigorieva N. S. (2016) The influence of participants' opportunism on the implementation of contracts in modern Russia. Abstract of the thesis of the candidate of economic sciences. Volgograd. Volgograd State University, 26 p. (In Russian).
       Hadji K., Rahmani A. V. (2020). Digitization of Islamic banking. Proceedings of the Institute of International Economics and Finance of the All-Russian Academy of Foreign Trade, Vol. 6. p. 1-3.(In Russian).
       Jouaber K., Mehri M. A.(2012). Theory of Profit Sharing Ratio under Adverse Selection: The Case of Islamic Venture Capital. 29th Spring International Conference of the French Finance Association, May, Strasbourg, France.pp.38.
       Kolosova M. A. (2020). The Market for Trust Benefits: Specificity and Institutions of Regulation. The thesis of the candidate of economic sciences.Oryol. Oryol State University named after I.S. Turgenev, 359 p. (In Russian).
       Lyons B., Mehta J.(1997). Contracts, opportunism and trust: self-interest and social orientation. Cambridge Journal of Economics, Vol. 21, No. 2, Special Issue On Contracts And Competition, pp. 239-257. https://www.jstor.org/stable/23599810.
       Machiavelli N. (1982). Selected works. Translation: Muravieva G. M. Moscow. "Fiction" publishing house, 504 p. (In Russian).
       Makovleva E. (2018). Tools and methods of counteracting unfair execution of the state contract. Economic policy, vol. 13, no. 3, pp. 62-81. DOI: 10.18288/1994-5124-2018-3-03.(In Russian).
       Martyukova E.G. (2013). Opportunism and the costs of opportunistic behavior in the Russian economy: identification and evaluation. Abstract of the thesis of the candidate of economic sciences. St. Petersburg, Saint Petersburg State University, 23 p. (In Russian).
       Muris, T. J. (1981). Opportunistic Behavior and the Law of Contracts. Minnesota Law Review, 2443.(https://scholarship.law.umn.edu/mlr/2443.- Дата обращения 16.04.2022.)
       Nagornykh D. Yu.(2021). Blockchain and smart contracts in terms of economics. Scientific notes of NSUE, vol. 1, pp. 19-26. (In Russian).
       Sapuan N.M. (2016). An Evolution of Mudarabah Contract: A Viewpoint From Classical and Contemporary Islamic Scholars. Procedia Economics and Finance, no. 35, pp. 349-358. doi: 10.1016/S2212-5671(16)00043-5.
       Shamsuddin Z., Ismail A. G.(2013).Agency Theory in Explaining Islamic Financial Contracts. Middle-East Journal of Scientific Research, no. 15(4), pp. 530-545.
       Sinitsyn, S. A., Dyakonova M. O., Chursina T. I. (2021). Smart contracts in the digital economy: contractual regulation and dispute resolution. Digital law, no. 2(4), pp. 40-50. https://doi.org/10.38044/2686-9136-2021-2-4-40-50.(In Russian).
      
       Шариат - совокупность норм, убеждений и предписаний для мусульман, служащая основой для исламского права
       Таухид - один из догматов ислама, утверждающий единственность и единство Аллаха, его власть над всем в этом мире
       Мудараба - форма партнерства между собственником капитала (инвестором) и предпринимателем, согласно которому предприниматель управляет капиталом, прибыль делится между ними в заранее определенной пропорции, а риск убытков несет только владелец капитала
       Мушарака - форма партнерства (совместного предприятия), в котором партнеры равноправны как в части внесения капитала, так и в части управления бизнесом, распределении прибыли и убытков
       Мудариб - предприниматель, управляющий капиталом инвестора в контракте мудараба
       Амана - форма доверительных отношений, в исламском банкинге, чаще всего предполагает ответственное хранение финансовых средств без права распоряжаться
       Шура - в общем смысле коллективный орган управления, совет, в исламском банкинге предполагает финансовый консультативный совет
       Джуала - контракт в отношении объекта с высокой неопределенностью, в исламском банкинге используется как оболочка для традиционных финансовых инструментов, если без их использования нельзя обойтись
       Салам - авансовое финансирование поставки товара
       Истисна - авансовое финансирование производства товара или строительства объекта
       Бай муаджал - торговая сделка с отсроченным платежом и рассрочкой оплаты
       Халяль - определение дозволенных для мусульман продуктов и видов деятельности
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      

  • Оставить комментарий
  • © Copyright Исламутдинов Вадим Фаруарович (isvad@hotmail.ru)
  • Обновлено: 23/11/2024. 122k. Статистика.
  • Статья: Обществ.науки
  •  Ваша оценка:

    Связаться с программистом сайта.