| |
ХМАО-Югра относится к северным ресурсодобывающим регионам, доля человеческого капитала в ВРП которых обычно ничтожно мала. Исходя из этого, авторов заинтересовало, какое влияние оказывает высшее и среднее профессиональное образование на развитие экономики ХМАО-Югры. Влияние высшего и среднего профессионального образования на экономическое развитие ХМАО - Югры является предметом исследования. Целью исследования являлось выявление направления и степени влияния факторов человеческого капитала, в частности высшего и среднего профессионального образования, на темпы экономического развития ХМАО-Югры. Авторы исходили из гипотезы, что несмотря на ресурсодобывающий характер экономики, темпы экономического развития ХМАО-Югры все-таки определяются степенью развитости и качеством человеческого капитала, в том числе институциональными ловушками в системе высшего и профессионального образования. Использовались методы экономико-статистического обследования, в частности методы множественной корреляции и регрессии, и абстрактно-логический метод. Результаты работы: выявлены направление и степень влияния факторов, характеризующих динамику и структуру системы высшего и профессионального образования на показатели социально-экономического развития региона, построены прогнозы валового регионального продукта и среднемесячной начисленной заработной платы в ХМАО-Югре до 2030 года, описаны институциональные ловушки в систем высшего и профессионального образования ХМАО-Югры. Наиболее важными положительно влияющими факторами являются численность аспирантов, выпуск бакалавров, специалистов и магистров. Наиболее опасными институциональными ловушками являются ловушка ведомственной принадлежности и ловушка предпочтений абитуриентов, также имеют место ловушка минимальной стоимости обучения и ловушка низкой безработицы. При сохранении текущих трендов в системе образования и науки ХМАО-Югры прогнозируется полноценная стагнация экономики региона, что снизит конкурентоспособность региона для молодых специалистов. Результаты работы могут быть применены при внесении изменений в программы развития региона. Необходимы дополнительные исследования для того, чтобы выявить, что первично: развитие человеческого капитала или развитие экономики ресурсодобывающих регионов. // Экономика региона. 2021. Т. 17. No 2. С. 445-459. |
Т.Д. Карминская
Югорский государственный университет (Ханты-Мансийск, Российская Федерация; e-mail: ktd@mail.ru)
В. Ф. Исламутдинов
Югорский государственный университет (Ханты-Мансийск, Российская Федерация; e-mail: isvad74@gmail.com)
ВЛИЯНИЕ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ХМАО-Югра относится к северным ресурсодобывающим регионам, доля человеческого капитала в ВРП которых обычно ничтожно мала. Исходя из этого, авторов заинтересовало, какое влияние оказывает высшее и среднее профессиональное образование на развитие экономики ХМАО-Югры. Влияние высшего и среднего профессионального образования на экономическое развитие ХМАО - Югры является предметом исследования. Целью исследования являлось выявление направления и степени влияния факторов человеческого капитала, в частности высшего и среднего профессионального образования, на темпы экономического развития ХМАО-Югры. Авторы исходили из гипотезы, что несмотря на ресурсодобывающий характер экономики, темпы экономического развития ХМАО-Югры все-таки определяются степенью развитости и качеством человеческого капитала, в том числе институциональными ловушками в системе высшего и профессионального образования. Использовались методы экономико-статистического обследования, в частности методы множественной корреляции и регрессии, и абстрактно-логический метод. Результаты работы: выявлены направление и степень влияния факторов, характеризующих динамику и структуру системы высшего и профессионального образования на показатели социально-экономического развития региона, построены прогнозы валового регионального продукта и среднемесячной начисленной заработной платы в ХМАО-Югре до 2030 года, описаны институциональные ловушки в систем высшего и профессионального образования ХМАО-Югры. Наиболее важными положительно влияющими факторами являются численность аспирантов, выпуск бакалавров, специалистов и магистров. Наиболее опасными институциональными ловушками являются ловушка ведомственной принадлежности и ловушка предпочтений абитуриентов, также имеют место ловушка минимальной стоимости обучения и ловушка низкой безработицы. При сохранении текущих трендов в системе образования и науки ХМАО-Югры прогнозируется полноценная стагнация экономики региона, что снизит конкурентоспособность региона для молодых специалистов. Результаты работы могут быть применены при внесении изменений в программы развития региона. Необходимы дополнительные исследования для того, чтобы выявить, что первично: развитие человеческого капитала или развитие экономики ресурсодобывающих регионов.
Ключевые слова: высшее образование, среднее профессиональное образование, институциональная структура, институциональные ловушки, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, северный ресурсодобывающий регион, человеческий капитал, экономическое развитие
1. Введение
Тенденция технологического отставания проявляется в большинстве отраслей экономики современной России, что уже начинает угрожать экономической безопасности страны. Анализ квалификационной структуры и качества человеческого капитала, особенно в аспекте соответствия трудовых ресурсов запросам рынков труда наталкивает на мысль о том, что имеет место несоответствие высшего и среднего профессионального образования современным требованиям инновационной экономики. То есть можно констатировать неспособность устаревшей отраслевой модели управления высшим и профессиональным образованием своевременно реагировать на изменения, происходящие во всех сферах экономики под влиянием глобализации и цифровизации. А значит, необходимо обеспечить оперативное реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда, создать условия для подготовки востребованных кадров, формирующих конкурентоспособную национальную экономику. То есть необходима полностью сформированная и работоспособная система формирования качественного человеческого капитала. Однако, формирование и функционирование такой системы невозможно при неразвитой институциональной структуре высшего и профессионального образования как на федеральном, так и на региональном уровне.
При этом регионы России очень сильно различаются как по качеству человеческого капитала, так и по институциональной структуре высшего и профессионального образования. Особенно разница заметна в регионах, находящихся на периферии, на фронтире освоения обширной территории Сибири, Арктики и Дальнего Востока, и Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (ХМАО-Югра) в этом плане не является исключением. Однако, следует отметить, что несмотря на свое периферийное расположение, по Индексу человеческого развития [1] ХМАО-Югра находится в числе лидеров среди регионов России. В 2014-2017 годах, когда этот индекс начали рассчитывать для ХМАО-Югры, значение индекса колебалось в пределах 0,901-0,911, что соответствует уровню таких стран как Япония, Южная Корея. Причем наибольший вклад привнес индекс дохода, что ожидаемо, но при этом и вклад индекса образования достаточно высок, в 2016 году он равен 0,916, что видимо связано с методологией расчета. Так как по-нашему мнению, по уровню и качеству высшего и профессионального образования ХМАО-Югра отстает от других регионов УрФО и России в целом, доказательством чему является факт отсутствия в регионе университета со статусом "федеральный", "исследовательский", "опорный". Кроме того, количество бюджетных мест в организациях высшего и профессионального образования относительно численности населения ниже нормированного по РФ показателя. В то же время, регион входит в число лидеров по уровню ВРП, а также по объему собираемых доходов в бюджеты всех уровней благодаря сохранению лидирующих позиций по объемам добычи нефти. То есть можно предположить, что неразвитость институциональной структуры высшего и профессионального образования не должна оказывать негативного влияния на темпы экономического развития ХМАО-Югры.
2. Теоретико-методологические основы анализа влияния человеческого капитала на динамику развития региональной экономики
Среди отечественных исследователей в первую очередь нужно отметить диссертационные работы по данной тематике. В частности, Сагдеева Л.С. в своей диссертации [2] на примере Кемеровской области оценила состояние человеческого капитала, изучила базовые и ключевые компетенции, которые востребованы рынком труда региона и оценила уровень качества и достаточность человеческого капитала для инновационного развития региона в стратегической перспективе. В диссертации Филипповой Н.А. [3] также на региональном уровне рассмотрен процесс воспроизводства человеческого капитала, определены особенности формирования и развития человеческого капитала в депрессивном регионе.
Штерцер Т.А. в своей статье [4] изучил, какую роль человеческий капитал играет в экономическом развитии нескольких регионов России, и выявил, что для объяснения межрегиональных различий в производительности труда человеческий капитал является одним из важнейших факторов.
Чугреев А.С. в работе [5] сделал попытку оценить роль человеческого капитала в условиях цифровизации экономики. Он проанализировал взаимосвязь между уровнем цифровизации и экономического развития регионов России, и определил влияние качества человеческого капитала на успешность процессов цифровизации.
Отдельно следует отметить масштабную работу Пилясова А.Н. [6] в которой он рассмотрел роль креативного класса при освоении Севера. По его словам "реальностью многих регионов северной периферии России в последние 15 лет стал острый, практически повсеместный, дефицит квалифицированных кадров. Молодежь северных регионов покидает родные места, поскольку предъявляет "постиндустриальные" требования к труду рабочего, который, по сути, исходя из профиля и характера деятельности доминирующих с советских времен промышленных предприятий, остается индустриальным, т.е. малопривлекательным для молодежи" [6, с. 332].
Что касается системы высшего и профессионального образования ХМАО-Югры, то впервые эти процессы нашли свое отражение в статье [7], в которой было проанализировано состояние лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отрасли и профессионального отраслевого образования, ведущего подготовку рабочих кадров на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, обоснована необходимость модернизации существующей системы подготовки кадров в систему, ориентированную на удовлетворение перспективных потребностей рынка труда.
Впервые вопросы воспроизводства трудовых ресурсов в северном регионе на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры были рассмотрены в статье [8], в которой сделан ретроспективный анализ и выполнены оценка состояния и прогноз трудовых ресурсов автономного округа. Уже тогда автор статьи предсказывал, что "ввиду структурных изменений в экономике ХМАО-Югры во всех секторах значительно возрастут требования к квалификации работников, новым знаниям и умениям. А новая экономика, основанная на знаниях, потребует вовлечения каждого жителя округа в процесс обучения и переобучения и участия в нем на протяжении всей жизни" [8, с. 78].
Из зарубежных работ по влиянию человеческого капитала на экономический рост можно отметить это исследование [9], которое направлено на сравнительный анализ того, оказывают ли инвестиции в человеческий капитал большее влияние на экономический рост, чем инвестиции в основной капитал, на примере провинции Ачех в Индонезии. Результаты исследования показали, что оба типа инвестиций имеют статистически положительное влияние на экономический рост региональной экономики, но инвестиции в основной капитал имеют гораздо большее влияние, чем расходы на образование.
Зарубежные ученые уже перешли от оценок влияния человеческого капитала в целом на экономическое развитие к оценкам влияние его составных частей, в частности системы образования, в том числе высшего и профессионального образования. Влияние общего образования на темпы экономического развития рассмотрено в работе [10], в которой рассматривается роль образования в обеспечении экономического благополучия, с особым акцентом на роли качества образования.
Более строгий анализ проведен в работе [11], в которой исследуется связь между уровнями образования и экономическим ростом и оценивается потенциальное влияние различных уровней образования на экономический рост в Греции в период 1960-2009 годов. Эмпирический анализ показал, что существует долгосрочная связь между уровнем образования и валовым внутренним продуктом. По результатам исследования оказалось, что среднее и высшее образование оказывают статистически значимое положительное влияние на экономический рост, в то время как начальное образование этому не способствовало.
Ansari A. в своей статье [12] использовал данные за период 1981-2013 годов и метод векторной авторегрессии, чтобы изучить влияние различных уровней формального образования на экономический рост Ирана. Результаты показали, что повышение уровня образования оказывает значительное влияние на экономический рост.
Еще одна статья [13] представляет собой обзор результатов различных исследований, посвященных вкладу сектора образования в экономический рост, особенно в развивающихся странах, таких как Индия.
В отчете ОЭСР [14] используются новейшие достижения экономического моделирования для того, чтобы связать когнитивные навыки, измеряемые Программой ОЭСР по международной оценке успеваемости учащихся (PISA) и другими международными инструментами, с экономическим ростом. Результаты обследования показывают, что даже относительно небольшое повышение квалификации рабочей силы может оказывать очень большое влияние на будущее благосостояние страны. Более того, прирост валового внутреннего продукта от повышения квалификации рабочей силы намного превышает эффект от краткосрочного управления бизнес-циклом.
Влияние высшего образования на экономическое развитие Новой Зеландии описано в статье [15]. В целом высшее образование вносит небольшой, но важный вклад в экономический рост этой страны. Качество навыков, которые выпускники привносят в свою работу, более важно, чем просто количество людей, имеющих квалификацию. Эти навыки наиболее продуктивны там, где у предприятий есть капитал, управленческие навыки, масштаб и связи с международными рынками для поддержки инноваций и повышения производительности.
В этом [16] исследовании с использованием регрессионных моделей и анализа совместной интеграции оценивается влияние университетов на экономический рост Северного Кипра. Полученные данные показали важность сектора высшего образования в развитии экономики Северного Кипра.
В данной статье [17] авторами разработан комплексный индекс образования, а затем модель панельных данных использована для исследования влияния масштаба и качества высшего образования на экономический рост в шести провинциях центрального Китая с 2003 по 2014 годы. Эмпирические результаты показали, что вклад высшего образования в уровень общего образования составлял всего 1% в течение периода выборки, а его вклад в экономический рост был равен 5%, что все-таки ниже, чем вклад базового образования в экономический рост.
Коллектив авторов из Гарвардского университета в работе [18] проанализировал данные о влиянии высшего образования на экономический рост и сокращение бедности, уделив особое внимание странам Африки к югу от Сахары. Авторы пришли к выводу, что увеличение объема высшего образования на один процент в год может максимизировать скорость технологического наверстывания на 0,63 процентных пункта в год или 3,2 процентных пункта в течение пяти лет. Надо отметить, что глобально очевидные связи между национальной системой высшего образования и экономическим развитием африканской страны частично подтверждаются и независимыми исследователями из Намибии [19].
Для целей нашего исследования отдельно стоит отметить работы, в которых анализируется взаимное влияние образования и экономического роста в богатых ресурсами регионах и странах. Например, в исследовании [20] указывается, что в странах, богатыми ресурсами, накопление производственного капитала и интеллектуальных навыков происходит медленнее, чем в успешных странах с дефицитом ресурсов.
В диссертации Mohtadi S. [21] исследуется один из важных вопросов экономического развития - влияние ренты от природных ресурсов на развитие человеческого капитала с учетом качества институциональной среды. В результате анализа автором была обнаружена значимая взаимосвязь между нефтегазовой рентой и различными образовательными индексами в краткосрочной или долгосрочной перспективе, а также подтверждена важная роль институтов в этой взаимосвязи. Эмпирические результаты показали, что лучшая институциональная среда позволяет экономике использовать преимущества ресурсной ренты для развития человеческого капитала. Кроме того, негативное влияние ресурсной ренты на человеческий капитал смягчается качеством институтов.
В целом можно сделать вывод, что качество образования влияет на темпы экономического роста, но для развивающихся стран большую роль в экономическом развитии играет общее и среднее профессиональное образование, в то время как для развитых стран значительно больший эффект дает развитие высшего образования. А для стран и регионов с высокой ресурсной обеспеченностью негативный эффект от ресурсной ренты может быть преодолен только за счет высокого качества институциональной среды в целом и в сфере образования и науки, в частности.
3. Состояние и структура системы высшего и профессионального образования в ХМАО-Югре
Человеческий капитал ХМАО-Югры характеризуется следующими статистическими данными. Население автономного округа составляет 1612076 человек, из них дети в возрасте от 3 до 7 лет - 97339, в возрасте от 7 до 17 лет - 197583, молодежь в возрасте от 17 до 25 лет - 138742. Таким образом средний возраст населения не превышает 40 лет (35,22 года на 1 января 2019г.). Одновременно система образования представлена организациями всех типов и уровней. Количество общеобразовательных организаций - 327, численность обучающихся в них - 196253. Организаций, реализующих подготовку специалистов среднего звена - 40, численность обучающихся - 29901. Организаций высшего образования - 10, численность обучающихся - 25364 (таблица 1).
Таблица 1.
Состояние, структура и динамика системы высшего и профессионального образования в ХМАО-Югре за 2017-2019 гг.
Показатель 2017 год 2018 год 2019 год
Количество организаций высшего образования 15 11 10
в т.ч. филиалов 8 6 5
Количество организаций профессионального образования (начального и среднего) 47 42 40
Число студентов в организациях высшего образования 29197 27346 25364
из них на бюджете ХМАО-Югры 7214 7766 8386
Число студентов в организациях профессионального образования 27839 28555 29184
из них на бюджете ХМАО-Югры 15986 16305 17016
Численность аспирантов (адъюнктов), интернов, ординаторов, ассистентов-стажеров 1049 1106 926
Прием в организации высшего образования 6652 6782 6469
из них на бюджет ХМАО-Югры 2256 2414 2547
Прием в организации профессионального образования 8837 9005 9662
из них на бюджет ХМАО-Югры 4934 5061 5821
Выпуск из школ по программам основного общего образования (после 9-го класса) 16808 18233 18915
Выпуск из школ программам среднего общего образования (после 11-го класса) 8862 9139 10033
Выпуск из организаций высшего образования 6314 6187 5925
из них за счет бюджета ХМАО-Югры 1452 1422 1462
Выпуск из организаций профессионального образования 6453 6703 6973
из них за счет бюджета ХМАО-Югры 3844 4125 4237
Источник: по данным статистических наблюдений и отчетов ВПО-1
Исходя из данных таблицы можно заметить, что доля бюджетных мест в организациях высшего образования, которые финансируются региональным бюджетом колеблется от 25 до 33%, а в организациях среднего профессионального образования стабильна на уровне 57-58%. Кроме этого, около половины выпускников школ после 9-го класса ежегодно поступают в организации начального и среднего профессионального образования на территории округа, в то время как из выпускников 11-х классов только 30-35% поступают в ВУЗы и филиалы, находящиеся территориально в ХМАО-Югре. То есть явно виден перекос внимания региональных властей, которые больше ресурсов и усилий тратят на развитие организаций среднего профессионального образования, чем высшего. Например, подготовка кадров среднего звена и рабочих кадров в Югре ведется по 84 специальностям, а специалистов уровня высшего образования всего по 23 направлениям подготовки. Кроме того, соотношение контингента обучающихся по уровням образования СПО/ВО составляет 1,0/0,869, то есть явно в пользу СПО. При этом среднее профессиональное образование в ХМАО-Югре не может расцениваться как ступень к высшему профессиональному образованию, поскольку доля выпускников учреждений СПО, поступающих затем в ВУЗы, довольно низкая, например, в ЮГУ доля выпускников СПО среди поступающих на программы ВО составляет всего 1,5%.
Сопоставление структуры подготовки кадров со структурой потребности экономики демонстрирует рассогласование в большей степени структуры подготовки по программам высшего образования. Так, наибольший вклад в создание валового регионального продукта автономного округа создает вид экономической деятельности "добыча полезных ископаемых" (более 65%), в то время как в структуре подготовки кадров контингент обучающихся по направлению "инженерное дело, технологии и технические науки" составляет 27, 85% - по программам ВО, и 51,76% - по программам СПО. Нами ранее в работах [22,23,24] была предложена комплексная гибридная модель прогнозирования потребностей региональной экономики в квалифицированных кадрах трех уровней профессионального образования (высшего, среднего и начального) и модель оптимизации структуры региональной сети учреждений профессионального образования, позволяющая приблизить структуру выпуска специалистов к структуре потребностей регионального рынка труда.
Исходя из приведенных выше статистических данных, следует отметить сложившуюся практику, когда финансирование контрольных цифр приема для подготовки специалистов по программам высшего образования осуществляется как за счет средств РФ, так и средств бюджета ХМАО-Югры. Например, в Югорском государственном университете подготовка кадров за счет бюджета ХМАО-Югры составляет более 40% от общего контингента обучающихся, тем самым создаются условия готовить кадры не только по приоритетным для экономики России направлениям, но и по программам, востребованным в конкретном регионе.
К одному из положительных факторов влияния системы высшего образования на развитие региональной экономики является привлечение и закрепление в регионе студентов из-за пределов ХМАО-Югры, число которых непрерывно растет, с 10% в 2010 году до 40% в 2019 году.
Таблица 2
Численность и выпуск обучающихся в ХМАО-Югре
Показатели Годы
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Численность студентов, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (начального профессионального образования), тыс. чел. 11,8 12,4 12 12 12 11,8 9,9 8,9 8,6 8 7,3 6,9 7,1 7,1 7,2 6 5,8 5,7
Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, тыс. чел. 10,8 16,7 21,7 21,3 20,7 19,2 18,7 18,8 19,3 19,3 18,9 18,6 18,5 20,1 19,9 22,2 22,1 22,9
Численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, тыс. чел. 15,5 29,4 49,3 49,9 53,8 53,1 53,8 52,9 49,5 46 43,5 39,7 37,9 34,5 27,3 25,5 29,1 27,3
Численность аспирантов, чел. 100 458 487 566 641 775 814 784 792 752 768 765 741 734 704 705 714 671
Выпуск квалифицированных рабочих и служащих, тыс. чел. 3,8 4,5 5 4,6 4,4 4,2 5,1 4,1 3,4 4,5 4,4 4,2 4,7 4 4,2 2 1,9 1,9
Выпуск специалистов среднего звена, тыс. чел. 2,2 3,5 5,1 5,9 5,7 5,5 5,3 5 5 4,4 4,4 4 4,4 4,5 3,7 4,2 4,6 4,8
Выпуск бакалавров, специалистов, магистров, тыс. чел. 2 3,2 5 5,5 5,8 6,8 6,7 6,8 6,4 6,5 6,2 6,3 5,5 7,1 7,1 5,1 6,3 6,2
Источник: составлено авторами на основе статистических данных и отчетов ВПО-1
Если же рассмотреть более длительный период развития высшего и профессионального образования, начиная с 2001 года (таблица 2), то можно заметить, что пик численности обучающихся пришелся на середину 2000-х годов. И лишь по двум показателям максимум пришелся на сравнительно недавние годы: численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена - на 2018 год, выпуск специалистов с высшим образованием - на 2014-2015 годы.
4. Корреляционно-регрессионный анализ зависимости динамики развития экономики ХМАО-Югры от динамики развития системы высшего и профессионального образования.
Для оценки влияния системы высшего и среднего профессионального образования на показатели развития экономики ХМАО-Югры нами были собраны статистические данные по трем блокам за период с 2001 по 2018 годы. Первый блок - это показатели, оказывающие наибольшее влияние на темпы роста ВРП ХМАО-Югры, определенные нами ранее в работе [25]. Эти показатели необходимы для избежания гетероскедастичности. Второй блок - показатели, характеризующие развитость системы высшего и профессионального образования, а также научных исследований, которые, выступают как дополнительные факторы, влияющие на социально-экономическое развитие региона. Третий блок - показатели, характеризующие социально-экономическое и инновационное развитие региона, которые являются зависимыми переменными от показателей системы образования и науки. При этом, согласно исследованиям многих ученых-предшественников [15,16,17,18,19] именно показатели второго блока оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие региона в современных условиях, а не наоборот, как можно было бы предположить.
На основе имеющихся статистических данных проведен корреляционно -регрессионный анализ. Расчет парных коэффициентов корреляции произведен с помощью MS Exсel (таблица 3).
Значимая, но ранее нами не рассматриваемая сильная взаимозависимость выявлена между численностью аспирантов и несколькими показателями социально-экономического развития региона: стоимостью ВРП в сопоставимых ценах, среднемесячной начисленной заработной платой в сопоставимых ценах, численностью работников малых предприятий. Объяснить эту зависимость можно только совпадением периодов бурного социально-экономического развития региона и бурного развития аспирантуры в ХМАО-Югре. Хотя можно предположить, что на начальных этапах развития аспирантуры в Югре основную массу аспирантов составляли руководители и специалисты малых, средних и крупных предприятий и организаций, особенно по социально-гуманитарным наукам, и их успехи в аспирантской подготовке позволили им нарастить объемы производства, среднюю заработную плату на своих предприятиях, и другие показатели.
Таблица 3
Парные коэффициенты множественной корреляции
Показатели, характеризующие социально-экономическое и инновационное развитие региона Наиболее сильные факторы, влияющие на социально-экономическое развитие региона Показатели, характеризующие развитость системы высшего, среднего профессионального образования и научной деятельности
Добыча нефти, млн. тонн Цена на нефть, долларов за баррель Объем инвестиций в сопоста-вимых ценах 2019 года, млн. руб. Фондово-оружен-ность в сопоста-вимых ценах 2019 года, тыс. руб. /чел. Числен-ность студентов, обучаю-щихся
по програм-
мам профес-
сионального образования Численность студентов, обучающихся по программам бакалав-риата, специа-литета, магистра-туры Числен-ность аспиран-тов Выпуск специа-листов началь-ного и среднего звена Выпуск бакалав-
ров, специа-
листов, магистров Числен-ность персонала, занятого научными исследова-ниями и разработ-ками
ВРП в сопоставимых ценах 2019 года 0,713 0,828 0,779 0,760 -0,239 0,277 0,790 0,126 0,786 0,297
Индекс физического объема ВРП -0,120 -0,454 -0,713 -0,772 0,498 0,291 -0,544 0,420 -0,395 0,020
Среднемесячная начисленная заработная плата в сопоставимых ценах 2019 года 0,537 0,889 0,940 0,943 -0,447 0,063 0,773 -0,073 0,713 0,165
Число малых предприятий 0,092 0,631 0,857 0,926 -0,496 -0,373 0,504 -0,431 0,456 -0,295
Среднесписочная численность работников малых предприятий 0,237 0,671 0,887 0,960 -0,492 -0,253 0,621 -0,395 0,545 -0,179
Доля инновационно активных организаций, % -0,387 -0,315 -0,374 -0,474 -0,073 -0,150 -0,432 -0,075 -0,592 -0,239
Стоимость инновационной продукции, работ услуг в сопоставимых ценах 2019 года 0,509 0,445 0,252 0,132 -0,015 0,455 0,433 0,287 0,346 0,354
Источник: рассчитано авторами на основе статистических данных
Более понятная связь наблюдается между стоимостью ВРП в сопоставимых ценах и выпуском специалистов высшего образования: бакалавров, специалистов, магистров. Влияние этого показателя на ВРП не вызывает сомнений, т.к. он характеризует вклад человеческого капитала в рост ВРП.
Также достаточно понятная и средняя по силе связь между среднемесячной начисленной заработной платой в сопоставимых ценах 2019 года и выпуском бакалавров, специалистов, магистров. Заработная плата большинства работников увеличивается после получения высшего образования, т.к. большинство работодателей однозначно воспринимают тягу работника к получению высшего образования как претензию на более высокооплачиваемую работу. И либо действительно повышают ему заработную плату в попытке удержать, либо работник, не удовлетворив свои амбиции, сам переходит на более высокооплачиваемую работу в другую организацию.
Результаты корреляционного анализа показывают, что для развития экономики ХМАО-Югры на данном этапе из всех составляющих человеческого капитала большее значение, чем среднее профессиональное образование имеют высшее и послевузовского образование, т.к. значимый коэффициент корреляции у показателей социально-экономического развития наблюдается только с численностью аспирантов и выпуском бакалавров, специалистов, магистров. Это можно объяснить тем что, несмотря на то, что наш регион является нефтедобывающим, и значительная часть ВРП производится на нефтедобывающих предприятиях, основной прирост производительности труда происходит именно за счет специалистов с высшим и послевузовским образованием, причем как в добывающих отраслях, так и в сфере услуг.
По остальным показателям социально-экономического развития нет достаточно сильных и внятных зависимостей от показателей системы образования и науки. Возможно, это связано с низким качеством статистических данных, особенно по показателям инновационного развития.
Таким образом, для двух показателей социально-экономического развития можно составить уравнения регрессии, используя результаты корреляционного анализа: ВРП и среднемесячная начисленная заработная плата. Для показателя "ВРП в сопоставимых ценах 2019 года" выбраны в качестве факторов следующие показатели:
Х1 - добыча нефти, млн. тонн, коэффициент корреляции 0,713;
Х2 - цена на нефть, долларов за баррель, коэффициент корреляции 0,828;
Х3 - объем инвестиций в сопоставимых ценах 2019 года, млн. руб. , коэффициент корреляции 0,779;
Х4 - фондовооруженность в сопоставимых ценах 2019 года, тыс. руб. /чел., коэффициент корреляции 0,760;
Х5 - численность аспирантов, коэффициент корреляции 0,790;
Х6 - выпуск бакалавров, специалистов, магистров, коэффициент корреляции 0,786;
Полученное уравнение регрессии выглядит следующим образом:
Y = - 3488703,3 + 20685,7*Х1 - 3498,9*Х2 + 2,4*Х3+ 50,2*Х4- 1743,5*Х5 + 99275,4*Х6
R-квадрат равен 0,875, то есть значения Y на 87,5% определяются этими 6 факторами. Значимость F = 0,000207574, то есть меньше 0,05, что говорит о достоверности уравнения регрессии.
Для показателя "Среднемесячная начисленная заработная плата в сопоставимых ценах 2019 года" выбраны в качестве факторов немного другие показатели:
Х1 - цена на нефть, долларов за баррель, коэффициент корреляции 0,889;
Х2 - объем инвестиций в сопоставимых ценах 2019 года, млн. руб. , коэффициент корреляции 0,940;
Х3 - фондовооруженность в сопоставимых ценах 2019 года, тыс. руб. /чел. , коэффициент корреляции 0,943;
Х4 - численность аспирантов, коэффициент корреляции 0,773;
Х5 - выпуск бакалавров, специалистов, магистров, коэффициент корреляции 0,713;
Полученное уравнение регрессии выглядит следующим образом:
Y = 31895,1 + 60,1*Х1 - 0,018*Х2 + 1,0*Х3 + 2,9*Х4 + 780,9*Х5
R-квадрат равен 0,970, то есть значения Y на 97,0% определяются этими 5 факторами. Значимость F = 1,03176*108, то есть меньше 0,05, что говорит о достоверности уравнения регрессии.
Для построения прогноза был использован принцип "при прочих равных условиях", т.е. значения наиболее сильных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие региона были приняты неизменными на весь прогнозируемый период (по состоянию на 2018 год), а будущие значения факторов человеческого капитала были получены путем экстраполяции трендов. На основе уравнений регрессии построены прогнозные значения показателей за прошлые периоды (ретропрогноз) и на будущее до 2030 года (рисунки 1 и 2).
Рис. 1. Прогноз валового регионального продукта ХМАО-Югры (источник: рассчитано авторами на основе статистических данных)
Как видно из рисунка, при сохранении текущих трендов в системе образования и науки ХМАО-Югры нас ожидает полноценная стагнация, то есть очень низкие темпы роста валового регионального продукта в реальном исчислении, хотя в текущих ценах ВРП скорее всего будет расти немного быстрее с учетом темпов инфляции.
Рис. 2. Прогноз среднемесячной начисленной заработной платы в ХМАО-Югре (источник: рассчитано авторами на основе статистических данных)
Что касается заработной платы, то она будет колебаться примерно на том же уровне, что и сейчас, что с учетом роста заработной платы на "большой земле" будет продолжать снижать конкурентоспособность региона для высококвалифицированных специалистов и приводить к росту дефицита кадров и продолжению оттока молодежи за пределы региона
5. Описание институциональных ловушек в системе высшего и профессионального образования ХМАО-Югры.
Изучая структуру системы высшего и профессионального образования в ХМАО-Югре, особенно сложившиеся нормы и правила, можно выявить институциональные ловушки, которые мешают развитию самой системы образования и науки, и в конечном итоге, развитию социально-экономической системы региона в целом.
Первую ловушку можно назвать ловушкой ведомственной принадлежности учреждений высшего и профессионального образования. Суть ловушки в том, что исторически так сложилось, что разные учреждения как высшего, так и профессионального образования Югры имеют разную ведомственную принадлежность. Так, часть ВУЗов региона подчиняется Министерству образования и науки РФ, а часть Департаменту образования и молодежной политики ХМАО-Югры. То же самое касается учреждений СПО, часть из которых подчиняется Министерству просвещения РФ, а часть тому же Департаменту образования и молодежной политики ХМАО-Югры. В большинстве других регионов России такого нет, там все учреждения ВО и СПО имеют общую ведомственную принадлежность (РФ). Исключение могут представлять только частные учебные заведения. Такое ведомственное разделение образовательных учреждений приводит к их реальному разделению по уровню финансовой обеспеченности и вовлеченности в региональные процессы. Условно "свои" ВУЗы и учреждения СПО получают гарантированно высокое финансовое обеспечение, и по факту являются подразделениями Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры. Федеральные ВУЗы и учреждения СПО более свободны в своей деятельности, но в то же время и менее "обласканы" с финансовой точки зрения. Такое разделение на "своих" и "федеральных" не способствует интеграции и кооперации между образовательными учреждениями ХМАО-Югры.
Вторая ловушка - ловушка предпочтений абитуриентов (и их родителей). Касается она в основном учреждений высшего образования и связана с относительной молодостью ВУЗов Югры, самому "старому" из которых, Нижневартовскому государственному университету, официально 28 лет со дня основания (и даже по неформальным оценкам всего 31 год). Соответственно, есть определенное недоверие среди абитуриентов (и особенно среди их родителей, которые сами обучались в ВУЗах за пределами Югры) к качеству образования в ВУЗах региона. Конечно, это недоверие имеет определенные объективные основания, связанные с недостаточной укомплектованностью ВУЗов Югры кандидатами и особенно докторами наук на первоначальных этапах их становления, но сейчас этой проблемы уже нет. Другой аспект проблемы - это стремление самих выпускников школ покинуть пределы Югры, используя поступление в ВУЗ за пределами региона как трамплин. Здесь уже срабатывает тот фактор, что новое поколение предъявляет "постиндустриальные" требования к труду, а большинство работодателей Югры ориентированы на старый, индустриальный уклад.
Третья ловушка - ловушка минимальной стоимости обучения, которая касается внебюджетных мест в ВУЗах и частично, в учреждениях СПО. При установлении стоимости обучения на местах с оплатой обучения самим студентом или его родителями, образовательные организации ограничены в возможностях снижать цену ниже минимально установленного уровня так называемых нормативных затрат, которые рассчитываются с учетом региональных, в том числе северных коэффициентов. Получается, что даже если предельные издержки позволяют снижать стоимость обучения, не уходя в убыток, нормативные ограничения не позволяют этого сделать. И поэтому ВУЗам и ССУЗам Югры приходится устанавливать минимальную цену на уровне в 1,5-2 раза выше, чем это могут сделать их конкуренты с "большой земли". В результате, даже те абитуриенты, которые готовы были заплатить за свое обучение, выбирают образовательные организации за пределами региона чисто из экономических соображений.
Четвертая ловушка - ловушка низкой безработицы, которая проявляется одновременно в двух аспектах. С одной стороны, благодаря дефициту кадров в регионе многие студенты начинают работать уже на 2-3 курсе, в том числе по специальности, что вроде бы и неплохо, но отрицательно влияет на качество образования, поскольку времени на собственно обучение у них не остается. С другой стороны, легкость получения достаточно хорошо оплачиваемой работы приводит к тому, что лишь малая часть выпускников стремится продолжить образование в магистратуре и тем более, связать свою жизнь с наукой и поступить в аспирантуру. И даже поступив в магистратуру или аспирантуру, многие просто бросают, не доучившись, т.к. перспективы продвижения выпускников бакалавриата или специалитета по карьерной лестнице на предприятиях реального сектора и на госслужбе намного выше, чем в науке.
6. Заключение
Проведенный авторами анализ показал, что при сохранении текущих трендов в системе образования и науки ХМАО-Югры прогнозируется полноценная стагнация экономики, то есть очень слабый рост валового регионального продукта в реальном исчислении. И, в тоже время, выявлена явно сильная взаимозависимость между численностью аспирантов и многими показателями социально-экономического развития региона: стоимостью ВРП в сопоставимых ценах, а также среднемесячной начисленной заработной платой в сопоставимых ценах и др. Таким образом, можно предположить, что современные требования к университетам - усиливать исследовательские компетенции и увеличивать численность обучающихся по программам подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре является обоснованным и доказанным. Результаты проведенного исследования, в том числе институциональные ловушки, показывают актуальность взаимодействия системы образования с предприятиями реального сектора экономики для согласования компетенций выпускников и запросов рынка труда через уникальные междисциплинарные и дополнительные образовательный программы, предполагающие возможность переподготовки большого числа граждан, занятых в экономике. Еще одной из перспективных тенденций усиления роли высшего и профессионального образования является подход внедрения технологических инноваций в формате "startup как диплом".
Однако, для преодоления наметившейся тенденции на стагнацию экономики ХМАО-Югры, необходима коренная перестройка подходов к построению институциональной структуры профессионального и особенно высшего образования в регионе, о чем уже сигнализировали ученые Югры [26]. Во-первых, необходимо кратно (как минимум в 2 раза) увеличить число бюджетных мест в ВУЗах ХМАО-Югры, как за счет средств федерального, так и регионального бюджетов. Как вариант, возможно субсидирование поступления в местные ВУЗы на места с оплатой стоимости обучения. Это позволит замедлить отток талантливой молодежи в Москву, Питер и другие крупные города на "большой земле". Также необходимо приложить усилия для развития аспирантуры и закрепления молодых кандидатов и докторов наук в ВУЗах, НИИ и технологических компаниях Югры, а для этого необходимо создавать для них высокоинтеллектуальные рабочие места, развивать высокотехнологичное предпринимательство. И не менее важно начать применять единообразные подходы ко всем организациям профессионального и высшего образования, находящимся на территории ХМАО-Югры, независимо от их ведомственной принадлежности, что позволит исключить мешающую сейчас конкуренцию и наладить реальную коллаборацию между ними.
7. Благодарности
Публикация осуществлена за счет средств ФГБОУ ВО "Югорский государственный университет" по гранту No 17-02-07/70 от 25.01.2021". (Publication carried out at the expense of Yugra State University under grant No.17-02-07/70 от 25.01.2021)
Список источников
1. Человек и инновации. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2018 год. Под общей редакцией: С. Н. Бобылев, Л. М. Григорьев. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2018. - 172 с.
2. Сагдеева Л. С. Качество человеческого капитала как фактор социально-экономического развития региона: дисс. ... канд. экон. наук [Место защиты: Кемер. гос. ун-т]. - Санкт-Петербург, 2012 - 245 с.
3. Филиппова Н. А. Роль человеческого капитала в развитии региональной экономики: дисс. ... канд. экон. наук. - Ульяновск, 2007. - 229 с.
4. Штерцер Т. А. Роль человеческого капитала в экономическом развитии регионов РФ // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. - 2006. - Т. 6. - Вып. 2. - С. 37-51.
5. Чугреев А. С. Роль человеческого капитала в условиях развития цифровой экономики региона // Московский экономический журнал. - 2020. - No7 - С. 153-162. DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10512
6. ПилясовА. Н.И последние станут первыми. Северная периферия на пути к экономике знания. - УРСС М, 2009. - 542с.
7. Пелихов Н. В., Серёгин А. Е. Модель формирования регионального комплекса профессиональной подготовки кадров рабочих специальностей для лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Экономика региона. - 2008. - No 4 - С. 123-129.
8. Логинов В. Г. Состояние и перспективы воспроизводства трудовых ресурсов в северном регионе // Экономика региона. - 2011. - No1 - C. 73-78.
9. Nazamuddin R., Diana Sapha A. H. Fixed Investments and Human Investments for Economic Growth - A case study of Aceh Province - Indonesia // KnE Social Sciences. - 2016. - Vol., 6 p. DOI 10.18502/2016/kss.v1i1.442
10. Hanushek E. A., WцЯmann L. The Role of Education Quality in Economic Growth // World Bank Policy Research Working Paper 2007. - 4122, February.
11. Pegkas P. The Link between Educational Levels and Economic Growth: A Neoclassical Approach for the Case of Greece // International Journal of Applied Economics. - 2014. - No 11(2). - P. 38-54.
12. Ansari A. Investigating the Effects of Different Levels of Formal Education on Irans Economic Growth // Modern Applied Science. - 2016. - Vol. 10. - No. 9. - P. 205-212.
13. Misra S. Contribution of Education in the Socio-economic Development. An Empirical Study // LUMEN International Conference Book, Iasi, Romania, 2012. - Vol.1, Oct 12.
14. Hanushek E. A. The High Cost of Low Educational Performance. The long-run economic impact of improving PISA outcomes // OECD PUBLISHING, 2010 www.oecd.org/publishing
15. Earle D. How can tertiary education deliver better value to the economy? // Tertiary education occasional paper 2010/08
16. Katircioрlu S. Economic impact of higher education sector on economic growth of North Cyprus: evidence from co-integration analysis // Journal of Applied Sciences, 2002, 2 (2): 125 - 128.
17. Zhu T.-T., Peng H.-R., Zhang Y.-J. The Influence of Higher Education Development on Economic Growth: Evidence from Central China // Higher Education Policy, 2017 www.palgrave.com/journals
18. Bloom D., Canning D., Chan K. Higher Education and Economic Development in Africa // African Development Review " June 2011 DOI: 10.1111/j.1467-8268.2011.00282.x
19. Jellenz M., Bobek V., Horvat T. Impact of Education on Sustainable Economic Development in Emerging Markets - The Case of Namibias Tertiary Education System and its Economy // Sustainability 2020, 12, 8814; doi:10.3390/su12218814
20. Auty R.M. Resource Abundance and Economic Development. Improving the Performance of Resource-Rich Countries. Helsinki, Finland, UNU World Institute for Development Economics Research (UNU/WIDER), 1998.
21. Mohtadi S. Three essays on the relationship between natural resources, economic development and political institutions. PhD. Dissertation. Universitat Autonoma de Barcelona, Barcelona, 2019.
22. Карминская Т.Д. Подходы к управлению системой подготовки кадров для региональных экономических систем // Информационные системы и технологии. - 2010. - No 4(60) - С. 57-65.
23. Карминская Т.Д., Тей Д.О., Татьянкин В.М., Русанов М.А. Формирование контрольных цифр приема с учетом прогноза потребностей региональной экономики // Информационные системы и технологии. 2014. No 1 (81). С. 30-38.
24. Татьянкин В.М., Тей Д.О., Карминская Т.Д. Формирование контрольных цифр приема как инструмент оптимизации структуры региональных учреждений профессионального образования // Научное обозрение. 2015. - 20. - С. 412-415.
25. Эволюция российских нефтяных регионов: признаки "голландской болезни" (на примере Республики Татарстан и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) / Л.Н. Сафиуллин, В.Ф. Исламутдинов, Т.А. Грошева и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2019. - 296 с.
26. Еськов В.М., Филатова О.Е., Гудкова С.А. Философские и социальные аспекты динамики развития образования и науки в Югре - типичный пример региональных процессов во всей России // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2014 - No2 - С.45-58. DOI: 10.12737/5518
THE INFLUENCE OF HIGHER AND VOCATIONAL EDUCATION ON THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG - YUGRA
KHMAO-Yugra belongs to the northern resource-extracting regions, the share of human capital in the GRP of which is usually negligible. Based on this, the authors were interested in the impact of higher and secondary vocational education on the development of the economy of the KHMAO-Yugra. The influence of higher and vocational education on the economic development of the KHMAO-Yugra is the subject of the study. The objective of the study is to identify the trend and degree of influence of human capital factors, in particular, the higher and vocational education on the economic development rate in the KHMAO-Yugra. The authors proceeded from the hypothesis that despite the resource-extracting nature of the KHMAO-Yugra's economy, the rate of economic development is still determined by the degree of development and quality of human capital, and also by institutional traps present in the higher and vocational educational system. Economic-statistical research method, in particular, multiple correlation and regression methods, and the abstract-logical method used. The results of the study: the state of higher and vocational education in the KHMAO-Yugra was analyzed; the trend and degree of the influence of factors, characterizing the dynamics and structure of the higher and vocational education system, on the indicators of the regional socio-economic development were revealed; predictions on the gross regional product and average monthly salary in the KHMAO-Yugra until 2030 were made; institutional traps present in the higher and vocational education system of the Khanty-Mansi Autonomous okrug-Yugra were described. The most important positive impact factors are the number of postgraduate students, the total number of graduates, as well as the number of bachelors, specialists, and masters graduated. The most dangerous institutional traps are a departmental affiliation trap and an applicant preferences trap, as well as a minimum tuition fee trap and a low unemployment rate trap. While maintaining current trends in the educational and scientific system of the KHMAO-Yugra, a full-fledged stagnation of the regional economy is predicted, which will reduce the region's competitiveness for young professionals. The results of the work can be applied when making changes to the regional development programs. More research is needed to determine the matter of what comes first - human capital development or resource-extracting regions' economic development.
Keywords: higher education, vocational education, institutional structure, institutional traps, economic development, Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra, northern resource-producing region, human capital, economic development
References
1. Bobylev S. N., Grigoriev L. M. (2018).Human and Innovations. Report on Human Development in the Russian Federation for 2018. Moscow, Analytical Center with the Government of the Russian Federation, 172 p. (In Russ.)
2. Sagdeeva L. S. (2012) Quality of Human Capital as a Factor of Region's Socio-Economic Development: Doctoral Diss., PhD in Economics [Place of Defence: Kemerovo State University]. St. Petersburg, 245 p. (In Russ.)
3. Filippova N. A. (2007). The Role of Human Capital in Regional Economic Development: Doctoral Diss., PhD in Economics. Ulyanovsk, 229 p. (In Russ.)
4. Shtetser T. A. (2006). The Role of Human Capital in Economic Development of Russian Regions. Vestnik NGU. Seriya: Social'no-ekonomicheskie nauki [Bulletin of NSU. Series: Social and Economic Sciences], 6, 2, 37-51. (In Russ.)
5. Chugreev A. S. [2020]. The Role of Human Capital in Region's Digital Economy Development. Moskovskij ekonomicheskij zhurnal [The Moscow economics journal], 7, 153-162. DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10512. (In Russ.)
6. Pilyasov A. N. (2009). The Last Shall Be First. Northern Periphery En Route to the Knowledge-Based Economy. Moscow, URSS, 542 p. (In Russ.)
7. Pelikhov N. V., Seregin A. E (2008). Model of Formation of Regional Complex of Professional Blue-Collar Job Training for the Timber Industry in the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra. Ekonomika regiona [Economy of the Region], 4, 123-129. (In Russ.)
8. Loginov V. G. (2011). The State and Prospects of Labor Resources Reproduction in the Northern Region Ekonomika regiona [Economy of the Region], 1, 73-78. (In Russ.)
9. Nazamuddin R., Diana Sapha A. H. (2016). Fixed Investments and Human Investments for Economic Growth - A case study of Aceh Province - Indonesia. KnE Social Sciences, 6 p. DOI 10.18502/2016/kss.v1i1.442
10. Hanushek E. A., WцЯmann L. (2007). The Role of Education Quality in Economic Growth. In: World Bank Policy Research Working Paper, 4122
11. Pegkas P. (2014). The Link between Educational Levels and Economic Growth: A Neoclassical Approach for the Case of Greece. International Journal of Applied Economics, 11(2). 38-54.
12. Ansari A. (2016). Investigating the Effects of Different Levels of Formal Education on Irans Economic Growth. Modern Applied Science, 10, 9, 205-212.
13. Misra S. (2012). Contribution of Education in the Socio-economic Development. An Empirical Study. In: LUMEN International Conference Book, Iasi, Romania, 1.
14. Hanushek E. A. (2010). The High Cost of Low Educational Performance. The long-run economic impact of improving PISA outcomes. - OECD PUBLISHING [Electronic source]. URL: www.oecd.org/publishing (Date of access: 23.11.2020).
15. Earle D. (2010). How can tertiary education deliver better value to the economy?. Tertiary education occasional paper, 08.
16. Katircioрlu S. (2002). Economic impact of higher education sector on economic growth of North Cyprus: evidence from co-integration analysis. Journal of Applied Sciences, 2(2), 125-128.
17. Zhu T.-T., Peng H.-R., Zhang Y.-J. (2017). The Influence of Higher Education Development on Economic Growth: Evidence from Central China. Higher Education Policy. [Electronic source]. URL: www.palgrave.com/journals (Date of access: 23.11.2020).
18. Bloom D., Canning D., Chan K. (2011). Higher Education and Economic Development in Africa. African Development Review, June DOI: 10.1111/j.1467-8268.2011.00282.x
19. Jellenz M., Bobek V., Horvat T. (2020). Impact of Education on Sustainable Economic Development in Emerging Markets - The Case of Namibias Tertiary Education System and its Economy. Sustainability,12, 8814. doi:10.3390/su12218814
20. Auty R. M. (1998). Resource Abundance and Economic Development. Improving the Performance of Resource-Rich Countries. Helsinki, Finland, UNU World Institute for Development Economics Research (UNU/WIDER)
21. Mohtadi S. (2019). Three essays on the relationship between natural resources, economic development and political institutions. PhD. Dissertation. Universitat Autonoma de Barcelona, Barcelona.
22. Karminskaya T. D. (2010). Approaches to managing the staff training system for regional economic systems. Informacionnye sistemy i tekhnologii [Information Systems And Technologies], 4(60), 57-65. (In Russ.)
23. Karminskaya T. D., Tey D. O., Tatiankin V. M., Rusanov M. A. (2014). Formation of admission target figures considering the forecast of the regional economy demand. Informacionnye sistemy i tekhnologii [Information Systems And Technologies], 1(81), 30-38. (In Russ.)
24. Tatiankin V. M., Tey D. O., Karminskaya T. D. (2015). Formation of admission control figures as a tool for optimizing the structure of regional vocational education institutions. Nauchnoe obozrenie [Scientific Review], 20, 412-415. (In Russ.)
25. Evolution of Russian oil regions: signs of the "Dutch disease" (on the example of the Republic of Tatarstan and the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra) / L.N. Safiullin, V.F., Islamutdinov, T.A. Grosheva and others - Kazan: [Izdatelstvo Kazanskogo universiteta] Kazan University Publishing House., 2019. - 296 p. (In Russ.)
26. Eskov V. M., Filatova O. E., Gudkova S. A. (2014). Philosophical and social aspects of the development dynamics of education and science in Yugra as a typical example of regional processes throughout Russia. Slozhnost'. Razum. Postneklassika [Complexity. Mind. Postnonclassic], 2, 45-58. DOI: 10.12737/5518 (In Russ.)
Связаться с программистом сайта.