к списку саг   в библиотеку

Осада острова Фалга

Из книги "память острова Мэн". – Москва – Санкт-Петербург: Летний сад. – 2002. – С. 65 - 71.

В поход я отправился, о Лоэгайре,

и прибыл тогда в Страну Скат:

Дун Скайт в ней с затворами железными —

я наложил руку на него.

Семь стен вокруг этого града — ненавистна крепость была:

Частокол железный на каждой стене, на котором девять голов.

Железные врата с каждой стороны — защита не сильная против нас:

Я ударил по ним ногой и разбил их вдребезги.

Была в дуне яма, принадлежавшая, говорят, королю:

Десять змеев вырвалось через край ее, — великое было дело!

После этого я напал на них, хоть громадно было их скопище,

Пока не раздробил я их меж двумя моими кулаками.

Был там дом, полный жаб, которых выпустили на нас;

Злобные чудища с клювами, что целились мне в лицо;

Свирепые, подобные драконам чудища были посланы против нас;

Сильны были их чародейства.

После этого я напал на них; когда они набросились на меня,

Размолол я их на кусочки меж двумя моими ладонями.

Был в этом дуне котел — теленок трех коров;

Тридцать туш мясных вмещались в него и не были ему в тягость.

Коровы навещали часто котел, — восхитительно было

соперничество, —

Не отходя от него ни с какой стороны, пока не наполнят его.

Было много золота и серебра в нем — замечательная находка:

Этот котел был нам отдан дочерью короля.

Трех коров захватили мы; они храбро поплыли по морю:

Был груз золота для двоих мужей у каждой из них на шее.

После того как попали мы в море, простирающееся на север,

Народ в куррахе моем поглощен был свирепой бурей.

Затем я повлек по воде их, — хоть опасность была остра, —

Девять человек на каждой моей руке, тридцать на голове,

Восемь по обоим моим бокам цеплялись за мое тело.

Так плыл я по морю, пока не добрался до пристани.

ПРИМЕЧАНИЯ

"Осада Острова Фалга", как мы озаглавили этот текст, — поэтический фрагмент из сказания "Призрачная колесница Кухулина", которое содержится в "Книге Бурой Коровы" (ок. 1100 г.). Сказание повествует о том, как св. Патрик, стремясь обратить ирландского короля Лоэгайре, сына Ниалла (правил в 427—462 гг.), в христианскую веру, по его просьбе вызывает из преисподней Кухулина на призрачной колеснице, который, рассказывая о своих деяниях королю, убеждает его принять веру Патрика. "Сказал Лоэгайре Патрику: „Никоим образом не уверую я ни в тебя, ни в Бога, покуда не вызовешь ты Кухулина во всем его величии, каким запечатлен он в старинных сказаниях, дабы мог я увидеть его и мог обратиться к нему, присутствуя здесь; после этого я поверю в тебя"" [35, р. 347]. Рассказ Кухулина о его визите в "Страну Скат" цитируется в той версии "Гибели Курои", что содержится в "Желтой Книге из Лекана" (конец XIV в.): "Посему сказал Кухулин в „Призрачной Колеснице"..." [35, р. 328]. Это означает преемственность традиции о походе воинов Ульстера на "Остров Людей Фалга", иначе Мэн, и доказывает тождество "Страны Скат" с этим островом.

Перевод сделан по изданию: O'Beirne C. J. The Phantom Chariot of Cu Chulain // Ancient Irish Tales / Ed. by T. P. Cross and C. H. Slover. New York: Barnes and Noble Inc., 1969.

Остров Фалга (Остров Фир Фалга). — Юджин О'Карри в своих "Лекциях по рукописным материалам древней ирландской истории" (1861) писал: "Фалга была, я полагаю, древним именем острова Мэн; и „осада" ее велась мужами Ульстера во главе с Кухулином" [68, р. 588].

В "Желтой Книге из Лекана" имя "Фир Фалга" ("Люди Фалга") объясняется так: "...то есть были они „морскою дамбой" на островах моря" [68, р. 329]. Смысл названия остается темным. О ком же все-таки может идти речь?

Известно, что островным окружением Ирландии издревле владели фоморы: "...Они были, поистине, демонами в обличий людей, то есть людьми с одной рукою и одной ногою каждый" [44, р. 7]. "Вообще, во всех сагах, где идет речь о фоморах, они описываются несколько неясно, но всегда физически ужасными, отталкивающими и злыми" [32, с. 153]. Фоморы владели, в частности, таинственной крепостью, "дуном на острове" у северо-западного побережья Ирландии. "Интересно, что фоморов никогда не изображают как одно из племен, заселивших Ирландию. Владельцы сидов, они вечно пребывают как бы в тени, и жизнь их постоянно связана с морем и островами" [28, с. 43]. В преданиях "о старине мест" ("Айлех") об одном из персонажей говорится, что предок его был "из фоморов с Фир Фалга" [27, с. 231].

Фир Болг, владевшие Ирландией до Племени Богини Дану, потерпели поражение, и, как сказано в "Битве при Маг Туиред", "те из Фир Болг, что спаслись с поля битвы, отправились прямо к фоморам и остались на [островах] Аран, Иле, Мананн и Рахранн" [27, с. 34]. Ирландские "дополнения к Неннию" также говорят: "Фир Болг овладели Мананном и схожим образом некоторыми островами — Араном, Айлеем и Ратлином" [43, р. 23]. Смысл названия "Фир Болг", как и "Фир Фалга", остается дискуссионным; можно даже предположить, что это варианты одного и того же имени. Потомки Фир Болг описывались как темноволосая, угрюмая и грубая раса: это сближает Фир Болг с фоморами [68, р. 223]. На острове Хирта, иначе св. Кильды, — самом дальнем из Гебридских островов — сохранились остатки древнего форта под названием "Дун Фир Болг" [75,1, р. 184].

В свое время, однако, "королем Мэна и Островов" становится Мананнан, который принадлежит к Племени Богини Дану (хотя изначально, быть может, и не принадлежал к нему). Это произошло, вероятно, тогда, когда многие из Племени Богини Дану покинули Ирландию после прихода Сыновей Миля, то есть гэлов [66].

Кто же именно подразумевается под "Людьми Фалга"? Кого застают ульстерцы во главе с Кухулином, приплывшие опустошить остров и "дун на острове"? Из описания "трех мэнских великанов" (см. в наст, изд.) можно заключить, что это, скорее всего, те, кого ирландская традиция именует фоморами (однорукость и одноногость при этом упоминаются не всегда). Остается предположить, что на острове Мэн каким-то образом уживались "люди Мананнана" и фоморы (или же Фир Болг).

Братья Рис писали: "Как бы то ни было, Туата Де Дананн [Племя Богини Дану] оттесняются на периферию освоенного пространства, на острова и в недра холмов, где ранее было убежище фоморов... Изначально и в итоге — в мире оккультного — между ними нет вражды; их противостояние целиком принадлежит к явленному миру" [28, с. 43]. Можно представить даже, что фоморы были на острове Мэн "податным сословием", которым правили Мананнан и другие Люди из Племени Богини Дану. Во всяком случае, следы пребывания на острове Мэн "расы великанов" описаны Вальдроном и другими авторами (см. "Чертог трех мэнских великанов" и "Подземелье Замка Рушен" в наст. изд.).

Страна Скат."Scath" значит "тень, призрак". Наставницу Кухулина в боевом искусстве, королеву-воительницу, что жила где-то на уединенном острове в Альбе, то есть Шотландии, звали Скатах, — имя с корнем "Scath" [26, с. 42—54].

Дун Скайт ("Крепость, или Град Тени"), описанный в нашей поэме, — тот же дун, что захватили ульстерцы в сказании "Гибель Курой", и речь в обоих текстах ведется об одной и той же экспедиции на остров Мэн.

В упомянутой нами поэме Талиесина "Добыча из Аннувна" [подобный дун на острове также описывается как "совершенное узилище" Каер Сиди, с "тяжкими мрачными узами", в котором властители его "в сумерках и черноте [ночи] смешивают искрящееся вино"; здесь ,;хранятся сокровища Аннувна: Котел, обогреваемый дыханьем девяти ;дев, и Крапчатый Бык с крепким поводом (72, р. XXII—XXIV].

В ирландском "Приключении корноухого пса" "остров друидов — это темный остров, на котором царит мрак" [13, с. 227].

...Сильны были их чародейства. — Ср. в "Гибели Курои" о "сноровке в волшебстве" у защитников дуна на острове. В поздней традиции сохранились представления о причудливых обитателях этого дуна и не менее странных средствах, которыми они стремились оградиться от всякого вторжения. Р. Грейвс упоминает, например, что "в замке на острове Мэн, принадлежавшем Мананнану, три журавля сторожили у ворот, отгоняя пришельцев: „Не входите! Идите прочь! Держитесь подальше!"" [3, с. 264].

Здесь уместно вспомнить куда более древнее свидетельство, а именно Плутарха (De defectu oraculorum, 18), которое вполне могло относиться к острову Мэн: "По словам Деметрия, большинство из островов, окружающих Британию, пустынно; они расположены далеко друг от друга, и некоторые из них названы по именам демонов или героев. Пустившись в плаванье по этим областям по приказу царя, он высадился, чтобы собрать сведения, на ближайшем из этих пустынных островов; на нем было немного жителей, но в глазах британцев они священны, и это служит им защитой от всякого ущерба с их стороны; когда он прибыл, в воздухе возникло великое волнение, сопровождавшееся множеством небесных знамений; с воем дули ветры, и молнии сверкали во многих местах; затем, когда вновь установилось затишье, островитяне сказали, что на какое-то высшее существо нашло помрачение" [13, с. 227—228].

Можно сказать, что таким образом остров (вероятно, Мэн либо Англси) реагировал на вторжение. См. также примечания к "Балладе о Мананнане" в наст. изд.

Был в этом дуне котел...В "чудесно-вещной" кельтской традиции Котел является одной из главных "чудесных вещей". Котел Дагды из Племени Богини Дану в Ирландии был "котлом изобилия" — "не случалось людям уйти от него голодными" [27, с. 33], — и его подобия нередко встречаются в ирландских сказаниях: "он функционирует как котел изобилия, как средство воскрешения и как символ верховной власти" [32, с. 163].

Котел Керидвен в Уэльсе был "котлом вдохновения", и этот котел тождествен Котлу Аннувна из поэмы Талиесина. Мальчик Гвион Бах стал бардом Талиесином, вкусив варева из котла ведуньи Керидвен [28, с. 261].

На известном кельтском котле из Гундеструпа (II—I вв. до н. э.), найденном в Ютландии, изображен исполин, окунающий воинов в котел, — божество, которое производит воскрешение или, возможно, инициацию воинов [32, с. 282—284].

"Святой Грааль" из артуровского круга романов — христианское переосмысление кельтского чудесного Котла [20, с. 780]. "Этот котел имеет силу давать жизнь, обеспечивать обильной пищей и даровать его обладателю редкую удачу. Им обладали боги и богини, но он потом снова и снова утрачивался. Скрываемый и снова находимый, он пребывает в самом центре древних британских мистерий, которые были, в сущности, кельтскими" [23, с. 19].

Важно отметить, что Котел или Чаша — символ по преимуществу женский, и принадлежит эта чудесная вещь именно Женщине ("Котел Керидвен"), даже если об этом не говорится впрямую. Ср. в нашем тексте: "Этот котел был нам отдан дочерью короля".

...теленок трех коров...Это коровы Иухны, владетеля острова, отца Бланайд, которая названа здесь просто "дочерью короля" (см. примечания к "Гибели Курои" в наст. изд.).

Куррахтрадиционный водный транспорт кельтов. "Куррах был лодкой или каноэ, состоявшей из легкого деревянного каркаса, покрытого звериными шкурами" [70, р. 310]. У бриттского историка VI века Гильдаса читаем, например: "...Ужасные полчища скоттов и пиктов тут же высадились из своих курук [куррахов], на которых плавали как через проливы, так и в далекие моря [2, с. 216].