к списку саг в библиотеку
Осада острова Фалга
Из книги "память острова Мэн". – Москва –
Санкт-Петербург: Летний сад. – 2002. – С. 65 - 71.
В поход я отправился, о Лоэгайре,
и прибыл тогда в Страну Скат:
Дун Скайт в ней с затворами железными —
я наложил руку на него.
Семь стен вокруг этого града — ненавистна крепость
была:
Частокол железный на каждой стене, на котором девять
голов.
Железные врата с каждой стороны — защита не сильная
против нас:
Я ударил по ним ногой и разбил их вдребезги.
Была в дуне яма, принадлежавшая, говорят, королю:
Десять змеев вырвалось через край ее, — великое было
дело!
После этого я напал на них, хоть громадно было их
скопище,
Пока не раздробил я их меж двумя моими
кулаками.
Был там дом, полный жаб, которых выпустили на
нас;
Злобные чудища с клювами, что целились мне в лицо;
Свирепые, подобные драконам чудища были посланы против
нас;
Сильны были их чародейства.
После этого я напал на них; когда они набросились на
меня,
Размолол я их на кусочки меж двумя моими ладонями.
Был в этом дуне котел — теленок трех коров;
Тридцать туш мясных вмещались в него и не были ему в
тягость.
Коровы навещали часто котел, — восхитительно было
соперничество, —
Не отходя от него ни с какой стороны, пока не наполнят
его.
Было много золота и серебра в нем — замечательная
находка:
Этот котел был нам отдан дочерью короля.
Трех коров захватили мы; они храбро поплыли по
морю:
Был груз золота для двоих мужей у каждой из них на
шее.
После того как попали мы в море, простирающееся на
север,
Народ в куррахе моем поглощен был свирепой бурей.
Затем я повлек по воде их, — хоть опасность была остра,
—
Девять человек на каждой моей руке, тридцать на
голове,
Восемь по обоим моим бокам цеплялись за мое тело.
Так плыл я по морю, пока не добрался до
пристани.
ПРИМЕЧАНИЯ
"Осада Острова Фалга", как мы озаглавили этот текст, —
поэтический фрагмент из сказания "Призрачная колесница Кухулина",
которое содержится в "Книге Бурой Коровы" (ок. 1100 г.). Сказание
повествует о том, как св. Патрик, стремясь обратить ирландского короля
Лоэгайре, сына Ниалла (правил в 427—462 гг.), в христианскую веру, по
его просьбе вызывает из преисподней Кухулина на призрачной колеснице,
который, рассказывая о своих деяниях королю, убеждает его принять веру
Патрика. "Сказал Лоэгайре Патрику: „Никоим образом не уверую я ни в
тебя, ни в Бога, покуда не вызовешь ты Кухулина во всем его величии,
каким запечатлен он в старинных сказаниях, дабы мог я увидеть его и мог
обратиться к нему, присутствуя здесь; после этого я поверю в тебя"" [35,
р. 347]. Рассказ Кухулина о его визите в "Страну Скат" цитируется в той
версии "Гибели Курои", что содержится в "Желтой Книге из Лекана" (конец
XIV в.): "Посему сказал Кухулин в „Призрачной Колеснице"..." [35, р.
328]. Это означает преемственность традиции о походе воинов Ульстера на
"Остров Людей Фалга", иначе Мэн, и доказывает тождество "Страны Скат" с
этим островом.
Перевод сделан по изданию: O'Beirne C. J. The
Phantom Chariot of Cu Chulain // Ancient Irish Tales / Ed. by T. P.
Cross and C. H. Slover. New York: Barnes and Noble Inc., 1969.
Остров Фалга (Остров Фир Фалга). — Юджин
О'Карри в своих "Лекциях по рукописным материалам древней ирландской
истории" (1861) писал: "Фалга была, я полагаю, древним именем острова
Мэн; и „осада" ее велась мужами Ульстера во главе с Кухулином" [68, р.
588].
В "Желтой Книге из Лекана" имя "Фир Фалга" ("Люди
Фалга") объясняется так: "...то есть были они „морскою дамбой" на
островах моря" [68, р. 329]. Смысл названия остается темным. О ком же
все-таки может идти речь?
Известно, что островным окружением Ирландии издревле
владели фоморы: "...Они были, поистине, демонами в обличий людей, то
есть людьми с одной рукою и одной ногою каждый" [44, р. 7]. "Вообще, во
всех сагах, где идет речь о фоморах, они описываются несколько неясно,
но всегда физически ужасными, отталкивающими и злыми" [32, с. 153].
Фоморы владели, в частности, таинственной крепостью, "дуном на острове"
у северо-западного побережья Ирландии. "Интересно, что фоморов никогда
не изображают как одно из племен, заселивших Ирландию. Владельцы сидов,
они вечно пребывают как бы в тени, и жизнь их постоянно связана с морем
и островами" [28, с. 43]. В преданиях "о старине мест" ("Айлех") об
одном из персонажей говорится, что предок его был "из фоморов с Фир
Фалга" [27, с. 231].
Фир Болг, владевшие Ирландией до Племени Богини Дану,
потерпели поражение, и, как сказано в "Битве при Маг Туиред", "те из Фир
Болг, что спаслись с поля битвы, отправились прямо к фоморам и остались
на [островах] Аран, Иле, Мананн и Рахранн" [27, с. 34]. Ирландские
"дополнения к Неннию" также говорят: "Фир Болг овладели Мананном и
схожим образом некоторыми островами — Араном, Айлеем и Ратлином" [43, р.
23]. Смысл названия "Фир Болг", как и "Фир Фалга", остается
дискуссионным; можно даже предположить, что это варианты одного и того
же имени. Потомки Фир Болг описывались как темноволосая, угрюмая и
грубая раса: это сближает Фир Болг с фоморами [68, р. 223]. На острове
Хирта, иначе св. Кильды, — самом дальнем из Гебридских островов —
сохранились остатки древнего форта под названием "Дун Фир Болг" [75,1,
р. 184].
В свое время, однако, "королем Мэна и Островов"
становится Мананнан, который принадлежит к Племени Богини Дану (хотя
изначально, быть может, и не принадлежал к нему). Это произошло,
вероятно, тогда, когда многие из Племени Богини Дану покинули Ирландию
после прихода Сыновей Миля, то есть гэлов [66].
Кто же именно подразумевается под "Людьми Фалга"? Кого
застают ульстерцы во главе с Кухулином, приплывшие опустошить остров и
"дун на острове"? Из описания "трех мэнских великанов" (см. в наст,
изд.) можно заключить, что это, скорее всего, те, кого ирландская
традиция именует фоморами (однорукость и одноногость при этом
упоминаются не всегда). Остается предположить, что на острове Мэн
каким-то образом уживались "люди Мананнана" и фоморы (или же Фир
Болг).
Братья Рис писали: "Как бы то ни было, Туата Де Дананн
[Племя Богини Дану] оттесняются на периферию освоенного пространства, на
острова и в недра холмов, где ранее было убежище фоморов...
Изначально и в итоге — в мире оккультного — между ними нет
вражды; их противостояние целиком принадлежит к явленному миру" [28, с.
43]. Можно представить даже, что фоморы были на острове Мэн "податным
сословием", которым правили Мананнан и другие Люди из Племени Богини
Дану. Во всяком случае, следы пребывания на острове Мэн "расы великанов"
описаны Вальдроном и другими авторами (см. "Чертог трех мэнских
великанов" и "Подземелье Замка Рушен" в наст. изд.).
Страна Скат. — "Scath" значит "тень, призрак".
Наставницу Кухулина в боевом искусстве, королеву-воительницу, что жила
где-то на уединенном острове в Альбе, то есть Шотландии, звали Скатах, —
имя с корнем "Scath" [26, с. 42—54].
Дун Скайт ("Крепость, или Град Тени"),
описанный в нашей поэме, — тот же дун, что захватили ульстерцы в
сказании "Гибель Курой", и речь в обоих текстах ведется об одной и той
же экспедиции на остров Мэн.
В упомянутой нами поэме Талиесина "Добыча из Аннувна"
[подобный дун на острове также описывается как "совершенное узилище"
Каер Сиди, с "тяжкими мрачными узами", в котором властители его "в
сумерках и черноте [ночи] смешивают искрящееся вино"; здесь ,;хранятся
сокровища Аннувна: Котел, обогреваемый дыханьем девяти ;дев,
и Крапчатый Бык с крепким поводом (72, р. XXII—XXIV].
В ирландском "Приключении корноухого пса" "остров
друидов — это темный остров, на котором царит мрак" [13, с. 227].
...Сильны были их чародейства. — Ср. в "Гибели
Курои" о "сноровке в волшебстве" у защитников дуна на острове. В поздней
традиции сохранились представления о причудливых обитателях этого дуна и
не менее странных средствах, которыми они стремились оградиться от
всякого вторжения. Р. Грейвс упоминает, например, что "в замке на
острове Мэн, принадлежавшем Мананнану, три журавля сторожили у ворот,
отгоняя пришельцев: „Не входите! Идите прочь! Держитесь подальше!"" [3,
с. 264].
Здесь уместно вспомнить куда более древнее
свидетельство, а именно Плутарха (De defectu oraculorum, 18), которое
вполне могло относиться к острову Мэн: "По словам Деметрия, большинство
из островов, окружающих Британию, пустынно; они расположены далеко друг
от друга, и некоторые из них названы по именам демонов или героев.
Пустившись в плаванье по этим областям по приказу царя, он высадился,
чтобы собрать сведения, на ближайшем из этих пустынных островов; на нем
было немного жителей, но в глазах британцев они священны, и это служит
им защитой от всякого ущерба с их стороны; когда он прибыл, в воздухе
возникло великое волнение, сопровождавшееся множеством небесных
знамений; с воем дули ветры, и молнии сверкали во многих местах; затем,
когда вновь установилось затишье, островитяне сказали, что на какое-то
высшее существо нашло помрачение" [13, с. 227—228].
Можно сказать, что таким образом остров (вероятно, Мэн
либо Англси) реагировал на вторжение. См. также примечания к "Балладе о
Мананнане" в наст. изд.
Был в этом дуне котел... — В "чудесно-вещной"
кельтской традиции Котел является одной из главных "чудесных вещей".
Котел Дагды из Племени Богини Дану в Ирландии был "котлом изобилия" —
"не случалось людям уйти от него голодными" [27, с. 33], — и его подобия
нередко встречаются в ирландских сказаниях: "он функционирует как котел
изобилия, как средство воскрешения и как символ верховной власти" [32,
с. 163].
Котел Керидвен в Уэльсе был "котлом вдохновения", и
этот котел тождествен Котлу Аннувна из поэмы Талиесина. Мальчик Гвион
Бах стал бардом Талиесином, вкусив варева из котла ведуньи Керидвен [28,
с. 261].
На известном кельтском котле из Гундеструпа (II—I вв.
до н. э.), найденном в Ютландии, изображен исполин, окунающий воинов в
котел, — божество, которое производит воскрешение или, возможно,
инициацию воинов [32, с. 282—284].
"Святой Грааль" из артуровского круга романов —
христианское переосмысление кельтского чудесного Котла [20, с. 780].
"Этот котел имеет силу давать жизнь, обеспечивать обильной пищей и
даровать его обладателю редкую удачу. Им обладали боги и богини, но он
потом снова и снова утрачивался. Скрываемый и снова находимый, он
пребывает в самом центре древних британских мистерий, которые были, в
сущности, кельтскими" [23, с. 19].
Важно отметить, что Котел или Чаша — символ по
преимуществу женский, и принадлежит эта чудесная вещь именно Женщине
("Котел Керидвен"), даже если об этом не говорится впрямую. Ср. в нашем
тексте: "Этот котел был нам отдан дочерью короля".
...теленок трех коров... — Это коровы Иухны,
владетеля острова, отца Бланайд, которая названа здесь просто "дочерью
короля" (см. примечания к "Гибели Курои" в наст. изд.).
Куррах — традиционный водный транспорт кельтов.
"Куррах был лодкой или каноэ, состоявшей из легкого деревянного каркаса,
покрытого звериными шкурами" [70, р. 310]. У бриттского историка VI века
Гильдаса читаем, например: "...Ужасные полчища скоттов и пиктов тут же
высадились из своих курук [куррахов], на которых плавали как через
проливы, так и в далекие моря [2, с.
216].