Приключение Конлы Красного

Почему Арт Одинокий был так прозван? Нетрудно сказать. Конла Красноволосый, сын Кон на Ста Битв, был однажды со своим отцом на высотах Уснеха, когда он увидел женщину в странном одеянии. Конла сказал: "Откуда пришла ты, женщина?" Женщина ответила: "Я пришла из Страны Живых, где нет ни смерти, ни греха, ни преступления. Мы наслаждаемся беспрестанными пирами без надобности их готовить. У нас доброжелательство без распрей. Мы живем в большом сиде, отсюда мы прозваны Народом Сидов". - "С кем ты разговариваешь?" - сказал Конн своему сыну, ибо никто не видел женщины, кроме одного Конлы. Женщина отвечала:
Он разговаривает с юной прекрасной женщиной
Из благородного племени,
Которое не ждет ни смерти, ни старости.
Я полюбила Конлу Красноволосого
И призываю его на Равнину Блаженств,
Где Боадаг - вековечный король,
Король без плача и без скорби в его земле,
С тех пор как он стал правителем.
Пойдем со мной, Конла Красноволосый,
С пестрой - золото на румянце - шеей
И глазами как пламя свечей!
Золотая корона на тебе
Над твоим румяным лицом
Будет венцом твоей царственности.
Если пойдешь ты со мной,
Твой облик не увянет в своей юности и красоте
Вплоть до Судного Дня Апокалипсиса.
Конн сказал своему друиду по имени Коранн, когда они услышали все, что сказала женщина, которую они не могли видеть:
Я умоляю тебя, Коранн,
Великий в пении, великий в умении;
Я пересилен силою, которая больше, чем мой совет,
Которая больше, чем крепость моя,
Борьбою такой, что мне не являлась,
С тех пор как я получил королевство,
Обманчивой битвой с невидимым образом,
Который подавляет меня, чтобы прочь утащить
Моего пригожего сына волшебными чарами;
Он похищен от моего королевского бока
Через чары женщины.
Тогда друид спел заклятие против голоса женщины, так что никто не слышал ее голоса, а Конла не видел женщину в это время. Когда женщина удалялась под пересиливающую песнь друида, она бросила Конле яблоко. Месяц после этого Конла был без еды и питья и не имел желания есть никакую пищу, только свое яблоко. Однако, сколько он ни ел, яблоко не уменьшалось, а было по-прежнему целым. Тогда тоска охватила Конлу по женщине, которую он увидел. Однажды по прошествии месяца Конла был рядом со своим отцом на равнине Архоммин. Он увидел, как пришла та же женщина, и она сказала ему:
На высоком троне сидит Конла
Среди преходящих Смертных,
Ожидающих смерти пугающей.
Бессмертные Живые приглашают тебя;
Они призовут тебя к племени Тетры,
Которое видит тебя каждый день
В собраньях твоей родимой земли
Среди дорогих твоих ближних.
Когда Конн услышал голос женщины, он сказал своим спутникам: "Позовите друида ко мне! Я вижу, что язык у нее распустился сегодня". Тогда женщина сказала:
Конн Ста Битв, не люби друидство,
Ибо в скором времени придет человек справедливый
Со многими общинами, многими и замечательными,
Чтобы дать правосудие нашим дальним берегам;
Вскоре его Закон достигнет тебя.
Он рассеет чары друидов, с их дурным учением,
На виду у Дьявола, Черного Мага.
Конн удивился тогда, что Конла ни с кем не заговорил, когда пришла женщина. "Это проникает в твое сердце, то, что говорит женщина, Конла?" - спросил Конн. Конла сказал: "Это нелегко для меня, ибо я люблю мое племя; все же тоска по женщине охватила меня". Женщина сказала:
Ты борешься - труднейшее из желаний -
С волной твоей страсти, что отрывает тебя от них;
В моей хрустальной лодке мы могли бы
Придти к сиду Боадага,
Есл и б сумел и его достичь.
Есть иная земля, которую не худо сыскать;
Солнце садится, я вижу это, -
Хоть она далека, мы достигнем ее до ночи.
Это земля, которая радует
Сердце каждого, кто познаёт ее;
Нет там иного рода, -
Там только женщины и девушки.
Тогда Конла прыгнул прочь от них в хрустальную лодку.
Те увидели их в отдалении; едва можно было проследить глазами, как они уплывали по морю. С той поры по сейчас их не видели.
И тогда Конн сказал, поглядев на Арта: "Сегодня Арт оставлен одиноким". Отсюда он стал зваться "Арт Одинокий".
Арт Одинокий - брат Конлы, сын Конна Ста Битв, был верховным королем Ирландии, согласно хроникам, в 165-195 годах, после своего отца Конна. О нем существует особое сказание, повествующее о его путешествии в Иной Мир, - "Приключение Арта, сына Конна" Из этого путешествия Арт, в отличие от своего брата Конлы, благополучно вернулся. Погиб он в междоусобной борьбе, как это описывается в сказании "Битва при Маг Мукриме". Арт Одинокий имел знаменитого сына - короля Кормака, одного из самых любимых королей ирландской традиции (см. "Приключение Кормака в Обетованной Стране").

Нетрудно сказать. - Традиционное начало рассказа о происхождении того или иного имени; в основной это касается географических названий: так начинаются предания "диндсенхас" - "Старина мест", своеобразный топографический словарь древней Ирландии.

Конла Красноволосый - в другом варианте перевода просто Красный. Прозвище скорее всего связано с огненно-рыжим цветом волос Конлы, распространенным среди ирландцев. Известно, что кельты в древности даже подкрашивали волосы, отчего тогда сложи- лась поговорка: "Что ты красишься как кельт?" У римского историка Тита Ливия говорится, что у кельтов были "длинные, крашенные в рыжий цвет волосы" (История Рима, XXXVIII, 17, 3). Если же принять вариант перевода "Конла Красный", то следует учесть, что "Красный" означает здесь, как и в русском фольклоре, и "Красивый", и дейст- вительно "Красный". В ирландской традиции и кельтской традиции вообще понятия "красивого" и "красного" совпадают: ирландский язык- язык "красной" культуры. Любовь к красному цвету в различных оттенках заметна во многих ирландских сказаниях. Это один из цветов, присущих облику и одеянию обитателей Иного Мира. В сказании "Болезнь Кухулина" прямо говорится: "Ведь все красное - красиво"

Конн Ста Битв - отец Конлы и Арта, один из легендарных королей ирландской традиции, согласно хроникам правивший в 123-157 гг. Прозвание свое получил за сто битв, в которых сразился с областными королями Ирландии. С его рождением связывают различные чудеса, произошедшие в стране, а его правлению приписывают процветание Ирландии (см. "Видение Фингена"). Согласно преданию, оказавшись в Ином Мире, Конн услышал пророчество о своих потомках, которым предназначено править страной после него, - от бога Луга и богини, олицетворяющей ирландскую землю. Однако один мз этих потомков - его сын Конла - исчез для этого мира, увлеченный феей-сидой в Волшебную Страну.

Высоты Успеха - находились в центральном, <срединном> королевстве Ирландии - Миде (Мит), к юго-западу от столицы верховных королей Ирландии - Тары. Уснех был вторым после Тары священным центром древней Ирландии. Предание называет Уснех "пупом страны"; отсюда излились двенадцать главных рек Ирландии, здесь же, на холме Успеха, друидом по имени Миде был зажжен первый священный огонь страны. Уснех считался центром, где "сходились" границы четырех древних королевств Ирландии: Улада (север), Мунстера (юг), Лейнстера (восток) и Коннахта (запад); пятым было Миде с двумя священными столицами - Тарой и Уснехом (центр страны). Высоты Уснеха расположены в округе Конри теперешнего графства Вестмит.

...увидел женщину в странном одеянии. - Любовь сверхъестественного существа женского рода (по-ирландски "сиды", или "ши") к смертному и его увод из этого мира - излюбленный сюжет ирландских сказаний. Подобная любовь привязывается к какому-нибудь избранному смертному, который с тех пор потерян для человеческих чувств и становится тем, что в языческие времена называли "нимфолепт" . В сказании об исчезновении Конлы голос феи, голос Иного Мира, оказывается сильнее голоса крови, голоса родственных и человеческих привязанностей Конлы, который обречен, как и многие другие персонажи кельтской традиции, на роль "сопротивляющегося любовника". "Странное" нужно понимать как "нездешнее", выдающее принадлежность к Иному Миру.

Страна Живыходно из названий чудесного кельтского Иного Мира. Среди других его названий - Страна Юности, Страна Обетованная, Страна Женщин, Страна Под Волнами, а также Равнина Блаженств, Равнина Игр, Остров Яблок и некоторые другие. "Живыми" обитатели Иного Мира называют себя в противоположность людям, которые для них не более как "смертные". Ни одно кельтское, в том числе ирландское, повествование не обходится без присутствия Иного Мира и его обитателей.

Сид - в современном произношении "ши", что означает "мир покой"; в ирландской традиции чудесный холм, бесчисленное множество которых было рассеяно по всей Ирландии. Сиды были обиталищами одноименных существ, сидов женского и мужского рода, послуживших прототипами средневековых фей и эльфов. Происхождение расы сидов таково: некогда поверхность Ирландии заселяло Племя Богиня Дану- сонм ирландских (обшекельтских) божеств, которые фигурируют в так называемом мифологическом цикле ирландских сказаний. С приходом людей - предков ирландцев - это Племя было вынуждено уступить поверхность Ирландии людям. "Многие из богов отказались покинуть Ирландию и обосновались в тайных жилищах под старыми крепостями и зелеными холмами, создав новые королевства под землей. С тех пор Племя Богини Дану (Туата Де Дананн) известно как Аэс Сиде, или Раса Холмов". С другой стороны, боги, покинувшие Ирландию, стали обитателями Иного Мира где-то к западу от страны, на чудесных Островах. Поэтому "география" Иного Мира в ирландских сказаниях двойственна: он расположен и в волшебных холмах-сидах, м где-то за морем. Возможно, что изначально Расу Холмов понимали как сонм умерших. К этому пониманию возвратились, празднуя Хеллоуин (кельтский Самайн) как День поминовения усопших. ...никто не видел женщины, кроме одного Конлы. - Сиды, обитатели сидов-холмов, обладали даром невидимости для смертных, так называемым Фет Фиада, который они получили от своего короля Мананнана, уходя в свое время в холмы от людей. Этим даром, однако, они могли не пользоваться и являлись взору тех, кого выбрали для общения. Из всех присутствующих фею-силу видит только Конла, ибо он-то ей и нужен.

Равнина Блаженств - одно из устойчивых наименований Иного Мира, языческого рая в ирландских сказаниях. Особенно подробно эта Равнина и ее обитатели <нарисованы> женщиной-вестницей в сказании "Плавание Брана"

Боадаг - это имя иномирного короля встречается только в данном сказании. Обычно владыкой Иного Мира сказания называют Мананнана, сына Лира.

С пестрой - золото на румянце - шеей... - Это выраженме нужно понимать как "румяная, украшенная золотым ожерельем" У кельтов и в частности у древних ирландцев, кроме любви к красному цвету, была еще очень распространена страсть к украшению себя, особенно золотом. Это отмечали такие древние писатели, как Диодор Сицилийский, Страбон, Тит Ливии и другие. При этом мужчины были подвержены этой страсти ничуть не меньше женщин. ...как пламя свечей! - Это сравнение свидетельствует о том, что составитель или переписчик сказания был христианским монахом в чем нет никакого сомнения, ибо именно монахи со времени крешения Ирландии святым Патриком в V веке были хранителями древней языческой традиции, существовавшей прежде изустно.

Вплоть до Судного Дня... - В ирландских сказаниях не стоит удивляться христианским речам в устах обитателей Иного Мира. Это не искусственные вставки монахов-переписчиков. Персонажи из Племени Богини Дану, различные феи-сиды предстают верующими в истинного Бога, пророчествующими о тех или иных событиях христианской Истории. Возможно, уже во времена первых записей этих сказаний - природу сидов понимали так, как ее понимали ирландские крестьяне в I XIX веке: "Всеобщее верование крестьянства в том, что существующие фэйри - это те ангелы, которые, открыто не присоединившись к Сатане в его восстании, не противостали ему. Их будущая участь 6удет определена в Судный День"

...сказал своему друиду... - Могущественное сословие кельтских я жредов-друидов, хранителей священного Знания и вершителей обрядов (они же - маги, врачи, учителя, судьи...) обладало такой значимостью, что один из греко-римских писателей заметил: цари у кельтов ни делать, ни решать что-либо без друидов не могли. Власть друидов описана многими древними авторами, например, Юлием Цезарем в "Записках о Галльской войне", но не сохранилось системы их Веры и Знания. В ирландских сказаниях друиды появляются, чтобы служить посредниками между обитателями Иного Мира и этого. Друид короля Конна по имени Коранн упоминается и в других источниках, например  сказании "Видение Фингена"

Великий в пении... - Песни друидов, а затем поэтов-сказителей "филидов" были формой сохранения Знаний и способом воздействия на окружающий мир. Они, в частности, служили оружием против видимых и невидимых врагов - как, например, песни поношения.

...бросила Конле яблоко.- Яблоко - самый распространенный "залог", который оставляют выходцы из Иного Мира. Кельтский Ином Мир, между прочим, представлялся Страной, где растет невянущий яблоневый лес; это отразилось в таких названиях чудесных Островов как Аблах, или Авалон (Остров Яблок). Кельтский языческий рай справедливо сравнивают с Садом Гесперид, куда отправился греческий Геракл, - по двум характеристикам: Страна Женщин и Страна Яблок. Оставляя яблоко Конле, фея делает Конлу "своим", причастным уже не столько этому, сколько Иному Миру. Яблоко или яблоневая ветвь, как в "Плавании Брана", - это атрибут героини Иного Мира, залог ее возвращения и ее власти над смертным.

Равнина Архоммин. - Точное местоположение этой равнины неизвестно. Однако она должна быть где-то неподалеку от Тары и Уснеха, в том же королевстве Миде.

Тетра - божество Иного Мира, которое в иных сказаниях называется, как и Мананнан, правителем счастливого сообщества Живых, Племени Тетры. Однако сказания упоминают его не часто и очень скупо, поэтому о нем мало что можно сказать. Тетра, как и Мананнан, связывается с морем ("скотом" того и другого именуется рыба).

...придет человек справедливый... - Исследователи полагают, что этими словами фея-сида пророчествует о приходе апостола и крестителя Ирландии, ее святого покровителя Патрика, в V веке, то есть через триста лет после описываемых в сказании событий. Святой Патрик действительно преобразовал Ирландию духовно; он и его ученики, судя по житиям, неизменно выходили победителями в спорах с друидами. В "Трехчастном житии Патрика" содержится рассказ о конфликте между ним и друидами столицы верховных королей Тары, в ходе которого святому удается превзойти друидов: он первым зажигает священный огонь и побеждает их в магических состязаниях. Мощь и авторитет друидов сошли на нет, однако никакой настоящей борьбы не было, а напротив, была преемственность двух традиций - языческой и христианской. Ирландская церковь долгое вреия стояла особняком; ее упрекали в друидическом наследстве. Ирландские святые, проповедовавшие по всей Европе в раннее средне- вековье, во многом были наследниками друидов.

Там только женщины и девушки. - Иной Мир нередко называется Страной Женщин, или Страной Нестареющих Женщин, откуда некоторые из них приходят в наш мир как вестницы и проводницы. "С точки зрения средневекового человека, в таких местах, как волшебные холмы или острова бессмертия, главенствующая роль женщин не вызывала никаких сомнений"

...в хрустальную лодку. - Хрусталь (стекло) в кельтской традиции часто фигурирует как материал для изделий, произведенных в Иной Мире. Отметим, что у кельтов-бриттов Остров Яблок (Авалон) назывался еще иногда Стеклянным Островом (Инис Витрин). Транспортное средство, связующее наш мир с Иным, должно быть изготовлено из "иномирного" материала - в данном случае, хрусталя. Подобный материал, разграничивающий и вместе с тем связывающий два Мира, вообще играет в кельтской традиции большую роль; часто это так называемая белая бронза.

...уплывали по морю. - В этом сказании отразилось двоякое представление о географии Иного Мира: с одной стороны, он находится в холмах-силах Ирландии, с другой стороны - за морем. Там двойственность проходит через всю ирландскую традицию.

...стал зваться "Арт Одинокий". - "История Ирландии" Дж. Китинга, написанная в первой половине XVII века, доносит болеe прозаическую версию происхождения прозвища Арта. Он был прозван Арт Одинокий, ибо из сыновей своего отца единственный остался в живых, в то время как его два брата, а именно Конла и Крионна, были убиты Эохайдом Фионом, братом Конна