Ойсин в Тир На
Н-Ог.
Был король в Тир На Н-Ог, который много лет хранил трон и корону от
всех пришельцев; а закон королевства был таков, что в каждую седьмую
годовщину поборники и лучшие люди страны должны были бежать ради должности
короля. Раз в семь лет все они встречались перед дворцом и бежали на
вершину холма, отстоявшего за две мили. На вершине этого холма было
кресло, и тот человек, который первым садился в это кресло становился
королем Тир На Н-Ог на следующие семь лет.
После долгого правления
король стал беспокоен; он боялся, что кто-нибудь сумеет сесть в кресло
раньше него и снимет с его головы корону. Поэтому однажды он призвал
своего друида и спросил: "Долго ли сохраню я кресло, чтобы править этой
страной, сядет ли кто-нибудь в него прежде меня и снимет ли корону с моей
головы?"
"Ты сохранишь кресло и корону навсегда, - сказал друид, - если
твой зять не отберет их у тебя".
У короля не было сыновей, а только
одна дочь, самая прекрасная женшина в Тир На Н-Ог, и подобной ей нельзя
было найти ни в Эрине, ни в любом другом королевстве мира. Когда король
услышал слова друида, он сказал: "У ме ня не будет зятя, ибо я сделаю дочь
такой, что никто не женится на ней".
Затем он взял жезл друидических
чар и, приказав дочери встать перед ним, ударил ее жезлом и сотворил
свиную голову на месте ее собственной. Затем он отослал дочь на ее место в
замке, и, повернувшись к друиду, сказал: "Нет человека, который бы женился
на ней теперь".
Когда друид увидел облик принцессы со свиной головой,
данный ей отцом, он очень огорчился, что сообщил такие сведения королю, и
некоторое время спустя пошел повидать принцессу. "Должна ли я остаться в
этом облике навсегда?" - спросила она друида. "До тех пор, - сказал он, -
пока ты не соединишься с одним из сыновей Финна Мак Кумала в Эрине. Если
ты соединишься с одним из сыновей Финна, ты освободишься от уродства и
получишь назад собственную голову".
Когда она услышала это, ее охватило
нетерпение и она не могла успокоиться, пока не покинула Тир На Н-Ог и не
прибыла в Эрин. Она разузнала, что Финн и фении Эрина жили в это время на
Кнок ан Ар; она немедля проделала туда путь и до поры жила там; а когда
она увидела Ойсина, он понравился ей; а когда она узнала, что он был сыном
Финна Мак Кумала, она стала все время поджидать его и стремиться к
нему.
И было в обычае у фениев в те дни выходить охотиться на холмы и
горы и в леса Эрина, и, когда один из них шел, он всегда брал с собой пять
или шесть человек, чтобы нести домой дичь.
Однажды Ойсин отправился со
своими людьми и собаками в леса; и он зашел так далеко и убил так много
дичи, что когда ее собрали воедино, люди оказались так усталы, обессилены
к голодны, что не могли тащить ее, а пошли восвояси, и приш- лось ему с
тремя собаками: Браном, Скьоланом и Бугленом, - рассчитывать на самого
себя.
В это время дочь короля Тир На Н-Ог, что сама была королевой
Юности, тайно следовала за охотой весь тот день, и, когда люди покинули
Ойсина, она появилась перед ним; пока он стоял, взирая на огромную груду
дичи, и говорил: "Мне очень жаль бросить что-нибудь из того, что я сумел
подстре- лить". Она посмотрела на него и сказала: "Сделай мне связку, и я
потащу ее, чтобы облегчить тебе ношу". Ойсин дал ей тащить связку дичи, а
оставшееся взял сам. Вечер был очень жарким, а дичь тяжелой, и, после того
как они прошли некоторое расстояние, Ойсин сказал: "Давай отдохнем
немного". Они оба сбросили свою ношу и прислонились спинами к большому
камню, что стоял у края дороги. Женщине было жарко, она задыхалась и
распахнула свое платье, чтобы освежиться. Тут Ойсин посмотрел на нее и
увидел ее красивое тело и белую грудь.
"Эх, - сказал он, - как жаль,
что на тебе голова свиньи; ибо я никогда не видел женщину такой наружности
за всю , мою прежнюю жизнь". - "Хорошо, - сказала она тогда, - мой отец -
король Тир На Н-Ог, и я была лучшей женщиной в его королевстве и самой
красивой из всех, пока он не положил на меня друидические чары и не дал
мне свиную голову, что на мне теперь, вместо моей собственной. И друид Тир
На Н-Ог пришел ко мне потом и сказал мне, что если один из сыновей Финна
Мак Кумала женится на мне, свиная голова пропадет, и я получу назад мое
лицо таким, каким оно было до того, как мой отец ударил меня друидическим
жезлом. Когда я услышала это, я не останавливалась, пока не пришла в Эрин,
где я нашла твоего отца, и выбрала тебя между сыновьями Финна Мак Кумала,
и следовала за тобой, чтобы увидать, женишься ли ты на мне и сделаешь ли
меня свободной".
"Если ты в таком положении, и если соединение со мной
освободит тебя от чар, я больше не оставлю на тебе свиной головы".
Так
они без промедления стали мужем и женой, не дожидаясь, пока донесут домой
дичь или поднимут ее с земли. В этот момент свиная голова исчезла, и дочь
короля получила то же лицо и красоту, что были у нее до того, как отец
ударил ее друидическим жезлом.
"Теперь, - сказала королева Юности
Ойсину, - я не могу оставаться здесь дольше, и, если ты не пойдешь со мной
в Тир На Н-Ог, мы должны разлучиться". - "Ох, - сказал Ойсин, - куда бы ты
ни шла, пойду и я, и куда бы ни направилась, я последую за
тобой".
Затем она повернулась, и Ойсин пошел с ней, не возвращаясь к
Кнок ан Ар, чтобы увидеть своего отца или сына. Весь тот день они
добирались до Тир На Н-Ог и ни разу не останавливались, пока не пришли к
замку ее отца; и, когда они пришли, их приняли хорошо, поскольку король
думал, что его дочь пропала.
В этот самый год следовало избрать короля,
и, когда напеченный день в конце семилетия пришел, все знатные люди к
поборники, и сам король, встретились перед замком, чтобы бежать и увидеть,
кто окажется первым в кресле на холме; но прежде чем один из них был на
полпути к холму, Ойсин восседал в кресле перед ними. С этих пор никто не
дерзал бежать за королевскую должность против Ойсина, и он провел много
счастливых лет как король в Тир На Н-Ог.
Наконец, он сказал своей жене:
"Я хотел бы оказаться сегодня в Эрине, чтобы увидать моего отца и его
людей". "Если ты пойдешь, - сказала его жена, - и поставишь ногу на землю
Эрина, ты никогда не вернешься сюда ко мне и станешь слепым стариком.
Сколько минуло, ты думаешь, с тех пор, как ты пришел сюда?"
"Около трех
лет", - сказал Ойсин.
"Три сотни лет, - сказала она, - прошло с тех
пор, как ты пришел в это королевство со мной. Если ты должен отправиться в
Эрин, я дам тебе этого белого коня, чтобы отвезти тебя; но если ты сойдешь
с коня или коснешься своей ногой земли Эрина, конь в ту же минуту
вернется, а ты останешься там, где он покинет тебя, жалким
стариком".
"Я вернусь, ничего страшного, - сказал Ойсин. - Разве нет у
меня хорошей причины вернуться? Но я должен увидеть моего отца, моего сына
и моих друзей в Эрине еще раз; я должен хоть однажды взглянуть на
них".
Она приготовила коня для Ойсина и сказала: "Этот конь доставит
тебя куда бы ты ни пожелал".
Ойсин ни разу не останавливался, пока конь
не коснулся земли Эрина; и он ехал, пока не прибыл к Кнок Патрик в
Мунстере, где он увидел человека, пасущего коров. На поле, где паслись
коровы, лежал широкий плоский камень. "Ты подойдешь сюда, - сказал Ойсин
пастуху, - и перевернешь этот камень?"
"Конечно, нет, - сказал пастух,
- ибо ни я не мог бы поднять его, ни двадцать человек поболее
меня".
Ойсин подъехал к камню, наклонившись, захватил его рукой и
перевернул. Под камнем был великий рог фениев, борабу, который
закручивался как морская раковина, а было правило, что когда любой из
фениев Эрина подует в борабу, другие тотчас соберутся, в какой бы части
страны они ни находились в это время.
"Поднесешь ты этот рог ко мне?" -
спросил Ойсин у пастуха. "Нет, - сказал пастух - ибо ни я, ни многие
поболее меня не могли бы поднять его с земли".
С этим Ойсин потянулся к
рогу и, наклонившись, взял его в руку; но так ему не терпелось подуть в
него, что он все забыл, и соскользнул так, что одна его нога коснулась
земли. В мгновение конь исчез, а Ойсин лежал на земле слепым стариком.
Пастух пошел к святому Патрику, который жил неподалеку, и рассказал ему,
что случилось.