О
соблюдении монашеских обетов двумя странствующими брахманами
(Сутра о мудрости и глупости. Глава третья)
Так было однажды услышано мной. Победоносный
пребывал в городе Шравасти, в саду Джетавана, который предоставил ему Анантхапиндада. В то время, едва ночь спустилась на землю,
перед Буддой явились два божества. Сияние, исходящее от их тел, в мгновение ока
озарило золотистым светом сад Джетавана. После того
как Победоносный должным образом преподал им святое
Учение, их мысли полностью освободились. Оба божества, обретя плод духовного
пробуждения, пали в ноги Победоносному, а затем снова удалились в обитель
богов.
На следующий день, как только рассвело, Ананда
обратился к Победоносному со следующими
словами:
– Вчера сюда приходили два божества и
почтительно приветствовали тебя, Победоносный. Сияние,
исходившее от их тел, озарив все вокруг, произвело невиданную красоту. В силу каких прежних деяний обрели эти божества подобную
благодать?
И рассказал Победоносный в назидание Ананде следующую
историю.
Давным-давно, после того как будда Кашьяпа удалился в нирвану и святое Учение было близко к полному упадку, два
брахмана приняли обет о выполнении восьми однодневных правил моральной
дисциплины. Первый из них произнес при этом следующее моление: «Да возродиться
мне божеством». Моление другого было: «Да возродиться
мне царем». Затем они разошлись по домам.
Когда первый брахман вернулся домой, жена
позвала его обедать. В ответ на это брахман сказал:
– Я не буду обедать. Я принял обет, исходящий
из Учения будды, не есть после
полудня.
– Ты же принадлежишь к секте странствующих
брахманов, – отвечала ему жена. – Если имеются обеты нашего Учения, зачем
принимать обеты иных Учений. Если не сядешь есть вместе со мной, то все, что ты
мне сказал, я передам другим странствующим брахманам. Они тогда перестанут
встречаться, разговаривать с тобой и прогонят тебя.
Тут брахман не выдержал, испугался и поел
вместе с женой в неурочный час. В соответствии со сроком жизни, отмеренным этим
двум людям, они умерли каждый в свое время. Тот, который молил о рождении царем,
соблюл обет и возродился в царской семье. Тот же, кто молил о рождении
божеством, нарушил обет и возродился в образе наги.
У родившегося царем
был садовник, блюдущий царский фруктовый сад. Этот садовник ежедневно доставлял
к царскому столу различные фрукты. Как-то раз он обнаружил в роднике ароматное,
душистое яблоко. Садовник подумал: «Когда я, доставляя фрукты, хожу то туда, то
сюда, привратник постоянно меня останавливает и не дает свободно проходить.
Поэтому отдам-ка я это яблоко
привратнику».
Привратник взял яблоко и, в свою очередь,
подумал: «Когда мне надо обращаться с просьбой, евнух всегда запирает двери и не
пропускает меня. Поэтому отдам-ка я это яблоко
евнуху». И он вручил яблоко евнуху.
Евнух взял яблоко и преподнес его царице.
Царица же отдала яблоко царю.
Так сладко и ароматно было то яблоко, что царь,
съев его, спросил царицу:
– Ты откуда достала такое
яблоко?
Царица подробно рассказала, откуда она взяла
это яблоко. Так, переходя от одного к другому, дело в
конце концов дошло до садовника. Царь призвал к себе
садовника и сказал:
– Если в моем фруктовом саду растут подобные
фрукты, почему же ты не доставляешь их мне, а отдаешь
другим?
Тогда садовник подробно рассказал царю, как он
нашел это яблоко.
– Впредь, – приказал царь садовнику, – такие
яблоки всегда приноси мне.
Садовник взмолился:
– Это яблоко рождено не фруктовым деревом. Я
нашел его в роднике, и, может быть, больше такого яблока я не найду и не смогу
преподнести тебе, о царь.
В ответ царь заявил:
– Если ты не найдешь больше таких яблок, то
твое тело будет разрублено на куски.
Вернулся садовник в свое жилище и горько
разрыдался. Громкие звуки рыданий услышал нага. Обернулся нага человеком и спросил
садовника:
– Что ты так горюешь?
Садовник подробно рассказал наге о случившемся. Тогда нага вдруг исчез, а некоторое время спустя появился с золотой
бадьей, полной прекрасных плодов. Отдав бадью садовнику, он
сказал:
– Ты возьми эти плоды, преподнеси их своему
царю да перескажи ему при этом следующее: «Царь и я, нага, – старые приятели. В
прежнем рождении, когда мы оба были странствующими брахманами, мы приняли восемь
однодневных правил моральной дисциплины, и каждый из нас при этом произнес
моления. Мой приятель соблюл обет и поэтому возродился царем. Я же нарушил обет
и поэтому возродился в образе наги. Но я хотел бы
[теперь], соблюдая обет, освободиться от этого тела. Поэтому я прошу царя
наставить меня в Учении о восьми однодневных правилах моральной дисциплины. В
противном случае я превращу царские земли в море».
Садовник взял фрукты, вручил их царю и подробно
пересказал ему все, что было поручено нагой.
Опечалился царь, и вот отчего. В то время Будда
еще не пребывал в этом мире. Святое Учение также исчезло, и нельзя было найти
книгу о восьми однодневных правилах моральной дисциплины. «А если не выполнить просьбу наги, – волновался царь, – не миновать
беды». Так сидел он, задумавшись, погруженный в печальные мысли. Затем царь
сказал своему главному советнику:
– Нага просит у меня
книгу о восьми правилах моральной дисциплины. Достань
во что бы то ни стало!
Советник взмолился:
– В мире нет даже святого Учения, откуда же я
достану эту книгу?
Тогда царь сказал
советнику:
– Если не достанешь –
казню!
Печальный, вернулся советник от царя домой. У
этого советника был отец очень преклонного возраста. Посмотрел отец на сына и
сказал:
– Раньше, сын мой, ты имел обыкновение
смеяться, был всегда весел и разговорчив. Почему же сейчас ты не по-обычному
мрачен и слова не вымолвишь?
Советник поведал отцу о случившемся. Тогда отец сказал:
– В нашем доме от одного столба постоянно
исходит сияние. Посмотри, что находится внутри этого
столба.
Столб вынули и, когда его раскололи, обнаружили
внутри сутру «О двенадцати условиях взаимопроникновения» и книгу о восьми
однодневных правилах моральной дисциплины, которую советник и вручил
царю.
Безмерно обрадовался царь, получив эту книгу.
Он вложил книгу о восьми правилах моральной дисциплины в золотой ларец и передал
наге. Нага также был доволен,
обретя эту книгу, и одарил царя множеством драгоценностей. С тех пор он не
только сам стал соблюдать восемь однодневных правил моральной дисциплины, но и
других побуждал к их соблюдению. После смерти нага
возродился божеством.
Тот царь, поскольку он, как и нага, соблюдал обеты, после своей кончины возродился вместе с
ним также божеством. Это они вдвоем приходили ко мне вчера в начале ночи. В
результате должным образом преподанного Учения они обрели благой плод вступления
в поток и, полностью освободившись от трех дурных рождений, впредь будут
наслаждаться радостями божественного и человеческого бытия до тех пор, пока в конце концов не достигнут
нирваны.
Все многочисленные окружающие воистину
возрадовались рассказу
Победоносного.