Джатака о Мунике (30)


Словами: «Мунике не завидуй...» — Учитель — он жил тогда в Джетаване — начал рассказ о вожделении к некоей полнотелой девице. Подробности содержатся в малой джатаке о Нараде и Кассапе из Тринадцатой книги. Здесь же довольно упомянуть, что однажды Учитель спросил у одного бхиккху: «Правду ли говорят, брат мой, что ты терзаешься вожделением?» «Да, правду, высокопочтенный», — подтвердил бхиккху. «К кому же вожделеешь ты?» — снова спросил Учитель. «К одной полнотелой девице», — ответил монах. «О бхиккху, — предостерег его Учитель, — эта девица принесет тебе несчастье, ввергнет тебя в пучину скверны. Однажды из-за нее ты уже расставался с жизнью, был лакомым блюдом для множества гостей в день свадьбы». И, сказав так, Учитель поведал о том, что было в прошлой жизни.
Во времена былые, когда на бенаресском престоле восседал Брахмадатта, Бодхисатта воплотился в облике вола, хозяин которого жил в небольшом поселке. У вола была кличка Махалохита, — «Красный», а его младшего брата звали Чуллалохита — «Розовый». Оба брата-вола возили всяческие грузы и использовались для разных тяжелых работ. В семействе их хозяина была дочь-девица, просватанная за сына горожанина. Готовясь к свадьбе, родители невесты подумали: «Приготовим-ка для свадебных гостей лакомое блюдо», — и, приняв такое решение, купили поросенка по кличке Муника и стали откармливать его вареным рисом и рисовым отваром. Видя такое, Чуллалохита как-то сказал брату: «В этом доме вся тяжелая работа лежит на нас, а кормят нас только травой да соломой. Поросенка же выкармливают вареным рисом и выпаивают сладким рисовым отваром — за что ему такая честь?» «Не завидуй Мунике, — ответил брату Бодхисатта. — Этот поросенок воистину вкушает пищу смерти. Хозяева наши говорили о том, что в день свадьбы их дочери из этого поросенка приготовят для гостей лакомое блюдо. Вот зачем они выкармливают и выпаивают его. Погоди немного. Скоро соберутся гости на свадьбу, и ты сам увидишь, как поросенка схватят за йоги, вытащат из-под кровати, забьют, приготовят из него лакомое блюдо со специями». И Бодхисатта спел такой стих:

Мунике не завидуй: пищу горя
он ест, мгновенья жизни коротая.
Ты жуй траву и будь доволен малым,
в смиренье долголетье обретая.

Вскоре после этого разговора состоялась свадьба, Мунику прирезали и из его мяса приготовили множество блюд. Бодхисатта сказал тогда Чуллалохите: «Ну что, милый братец, видишь, какая участь постигла Мунику?» Чуллалохита ответил: «Да, братец. Я вижу теперь, как поплатился Муника за то, что ел вкусный корм. Наша еда, пусть даже она одна трава да мякина, во сто, нет — в тысячу раз лучше еды Муники: она не пагубна для нас и предвещает долгую жизнь».
И Учитель повторил: «Так вот, бхиккху, ты и прежде уже из-за этой полнотелой девицы расставался с жизнью и был лакомым блюдом для гостей».

Заканчивая наставление в дхамме, Учитель явил четыре благородные истины, и с постижением их терзаемый вожделением монах преобразился, укрепись на Восьмеричном Пути. Учитель же истолковал джатаку, так связав перерождения: «В ту пору поросенком Муникой был терзаемый похотью бхиккху, полнотелой девицей на выданье — эта самая девица, Розовым — Ананда, Красным же — я сам».


(Перевод Б. Захарьина)