Джатака о Мунике (30)
Словами: «Мунике не завидуй...» — Учитель — он жил тогда в Джетаване — начал
рассказ о вожделении к некоей полнотелой девице. Подробности содержатся в малой
джатаке о Нараде и Кассапе из Тринадцатой книги. Здесь же довольно упомянуть,
что однажды Учитель спросил у одного бхиккху: «Правду ли говорят, брат мой, что
ты терзаешься вожделением?» «Да, правду, высокопочтенный», — подтвердил бхиккху.
«К кому же вожделеешь ты?» — снова спросил Учитель. «К одной полнотелой девице»,
— ответил монах. «О бхиккху, — предостерег его Учитель, — эта девица принесет
тебе несчастье, ввергнет тебя в пучину скверны. Однажды из-за нее ты уже
расставался с жизнью, был лакомым блюдом для множества гостей в день свадьбы».
И, сказав так, Учитель поведал о том, что было в прошлой жизни.
Во времена былые, когда на бенаресском престоле восседал Брахмадатта,
Бодхисатта воплотился в облике вола, хозяин которого жил в небольшом поселке. У
вола была кличка Махалохита, — «Красный», а его младшего брата звали Чуллалохита
— «Розовый». Оба брата-вола возили всяческие грузы и использовались для разных
тяжелых работ. В семействе их хозяина была дочь-девица, просватанная за сына
горожанина. Готовясь к свадьбе, родители невесты подумали: «Приготовим-ка для
свадебных гостей лакомое блюдо», — и, приняв такое решение, купили поросенка по
кличке Муника и стали откармливать его вареным рисом и рисовым отваром. Видя
такое, Чуллалохита как-то сказал брату: «В этом доме вся тяжелая работа лежит на
нас, а кормят нас только травой да соломой. Поросенка же выкармливают вареным
рисом и выпаивают сладким рисовым отваром — за что ему такая честь?» «Не завидуй
Мунике, — ответил брату Бодхисатта. — Этот поросенок воистину вкушает пищу
смерти. Хозяева наши говорили о том, что в день свадьбы их дочери из этого
поросенка приготовят для гостей лакомое блюдо. Вот зачем они выкармливают и
выпаивают его. Погоди немного. Скоро соберутся гости на свадьбу, и ты сам
увидишь, как поросенка схватят за йоги, вытащат из-под кровати, забьют,
приготовят из него лакомое блюдо со специями». И Бодхисатта спел такой стих:
Мунике не завидуй: пищу горя
он ест, мгновенья жизни коротая.
Ты жуй траву и будь доволен малым,
в смиренье долголетье обретая.
Вскоре после этого разговора состоялась свадьба, Мунику прирезали и из его
мяса приготовили множество блюд. Бодхисатта сказал тогда Чуллалохите: «Ну что,
милый братец, видишь, какая участь постигла Мунику?» Чуллалохита ответил: «Да,
братец. Я вижу теперь, как поплатился Муника за то, что ел вкусный корм. Наша
еда, пусть даже она одна трава да мякина, во сто, нет — в тысячу раз лучше еды
Муники: она не пагубна для нас и предвещает долгую жизнь».
И Учитель повторил: «Так вот, бхиккху, ты и прежде уже из-за этой полнотелой
девицы расставался с жизнью и был лакомым блюдом для гостей».
Заканчивая наставление в дхамме, Учитель явил четыре благородные истины, и с
постижением их терзаемый вожделением монах преобразился, укрепись на
Восьмеричном Пути. Учитель же истолковал джатаку, так связав перерождения: «В ту
пору поросенком Муникой был терзаемый похотью бхиккху, полнотелой девицей на
выданье — эта самая девица, Розовым — Ананда, Красным же — я сам».
(Перевод Б. Захарьина)