Джатака о рыбе (34)
Словами: «Сетей рыбацких не боюсь...» — Учитель — он жил тогда в Джетаване —
начал рассказывать историю о том, как некий бхиккху продолжал пылать страстью к
оставленной в миру жене. Ибо ведь, когда Учитель спросил его: «Правда ли, брат
мои, что ты мучим вожделением?» — тот ответил Учителю: «Правда, Всеблагой». На
вопрос же: «К кому вожделеешь ты?» — монах отозвался: «К оставшейся в миру жене,
высокопочтенный! Пьянящи и сладостны, будто мед, руки у жены моей, когда она
ласкает меня, и пет у меня сил покинуть ее». «Бхиккху, рта женщина вынуждает
тебя поступать недостойно, — молвил Учитель. — Ведь однажды ты: уже чуть было не
принял смерть из-за нее, только мой приход спас тебя». И Учитель поведал тогда о
том, что было в прошлой жизни.
«Во времена минувшие, когда на бенаресском престоле восседал Брахм адатта,
Бодхисатта был домашним жрецом царя. Как-то раз рыбаки забросили в реку невод.
По реке в это время плыли две рыбы — муж и жена. Они резвились в избытке страсти
и предавались любовной игре. Рыба-жена плыла впереди и, как только увидела
ячейки невода, тотчас повернулась и успела спастись. Ослепленный страстью муж
продолжал резвиться и угодил прямо в ячейку невода. Рыбаки сразу почувствовали
добычу, подняли невод из воды и вытащили рыбину из ячейки. Решив, что лучше
всего зажарить рыбу-мужа на угольях и съесть на берегу, они не усыпили его, а
швырнули в кучу песка, сами же стали разводить костер и точить вертел. Рыба-муж
думал: «Не мысль о предстоящем поджаривании на угольях или об остром вертеле
страшит меня. И не пугает меня никакая другая боль, а мучаюсь я оттого, что жена
моя станет терзаться подозрениями, будто я отправился к другой». И, сокрушаясь
так, муж пропел стих:
Сетей рыбацких но боюсь. Что мне жара и что мне зной?
Боюсь: подумает жена, что я услад ищу с иной.
В это время на берегу реки в сопровождении своей челяди появился домашний
жрец царя, пожелавшим совершить омовение. Ему были ведомы языки всех земных
тварей. Услыхав стопы рыбы-мужа, он подумал: «Эта рыба-муж терзается мучительной
страстью. Если он встретит смерть в духовном ослеплении, то, вне всякого
сомнения, окажется в чистилище. Буду его спасителем!» Рассуждая так сам с собой,
жрец подошел к рыбакам и сказал им: «Люди добрые, вы еще, помнится, ни разу не
подносили мне рыбы в знак своего уважения». «Господин, — вскричали рыбаки, — о
чем тут толковать? Выбери и возьми любую рыбу, какую только пожелаешь». «Ну,
тогда, — сказал жрец, — дайте-ка вот эту: эта рыбина мне по сердцу, других не
надобно». «Возьми, господин», — сказали рыбаки. Бодхисатта ухватил рыбу-мужа
обеими руками и, присев на берегу, наставительно молвил: «Если бы нынче ты не
попался мне на глаза, гибель твоя была бы неминуема. Плыви и не будь отныне
рабом страсти». С этими словами Бодхисатта бросил рыбину в воду, а сам
возвратился в город».
Завершая свое наставление в дхамме, Учитель объяснил монаху суть четырех
благородных истин, и терзаемый похотью монах обрел плод праведного знания.
Учитель же истолковал джатаку, так связав перерождения: «Рыбой-женой была
оставшаяся в миру жена монаха, рыбой-мужем — сам терзавшийся вожделением монах,
а жрецом был я».
(Перевод Б. Захарьина)