Джатака о моските (44)
«Уж лучше недруг, что умен...» – сказал по поводу неких деревенских глупцов
Учитель, совершавший святое паломничество в Магадху.
Рассказывают, что как-то Татхагата отправился из Саваттхи в царство Магадха.
Он ходил, собирая подаяние, от селения к селению и однажды забрел в деревушку,
населенную почти сплошь одними глупцами. «Братья! Когда мы ходим в лес на
работу, москиты накидываются на нас тучей, и мы не можем работать, – сказали эти
глупцы. – Возьмем же луки, стрелы и прочее оружие и пойдем на москитов войной.
Уничтожим их, истребим всех до последнего!» Приняв такое решение, они
отправились в лес и с криком: «Смерть москитам!» – налетели друг на друга и
стали бить что было сил. В деревню они вернулись избитые, терпя великие мучения,
– и сразу упали, кто где был: кто – посреди деревни, кто – в проулке, а кто – на
околице.
В это время Учитель в сопровождении многих бхиккху и пришел в деревню. Узнав
о прибытии Учителя, немногие умные люди из тамошних жителей возвели на краю
деревни навес от солнца и поднесли обильные подношения Пробужденному и
монашеской общине. Затем они с почтением поклонились Учителю и сели в сторонке.
Учитель же, видя повсюду валяющихся раненых, сказал немногим праведникам,
которые не принимали участия в драке: «Как много у вас больных! Что с ними
такое?» «Почтенный, – отвечали праведники, – эти люди пошли войной на москитов,
но только попусту исколотили друг друга и сами навлекли на себя беду». Учитель
заметил: «Не только ведь ныне глупцы эти, пойдя войной на москитов, нанесли
увечья друг другу. И прежде случалось им убивать своих же приятелей вместо
москитов». И, уступая просьбам собравшихся, Учитель в пояснение сказанного
поведал о том, что было в прошлой жизни.
«Во времена минувшие, когда на бенаресском престоле восседал Брахмадатта,
Бодхисатта жил в том же городе, занимаясь торговлей. А в одной глухой деревушке
царства Каси жило множество плотников. Как-то раз некий седовласый плотник
обрабатывал кусок дерева. Вдруг ему на лысину, сверкавшую, словно полированное
бронзовое блюдо, уселся москит и вонзил свое жало, будто отточенный клинок, в
темя плотника. Плотник закричал своему сыну, что сидел рядом: «Сыночек, москит
вонзил свое жало, словно кинжал, мне в самое темя, сгони-ка его!». «Потерпи,
отец, – ответил сын, – сейчас я прикончу его одним ударом!» Тут надо сказать,
что Бодхисатта, странствуя со своим товаром, оказался в этой деревне и в тот
самый миг сидел в мастерской плотника, наблюдая за происходящим.
Когда плотник крикнул сыну: «Сынок, сгони же этого москита!» – молодой
человек отозвался: «Сейчас сгоню, отец!» Схватив остро отточенный топор, что
лежал за спиной у отца, он вскричал: «Смерть тебе, москит!» – и одним ударом
раскроил бедному плотнику череп. Тот сию же минуту испустил дух. «Лучше уж на
его месте был бы умный враг, – подумал видевший все это Бодхисатта, – по крайней
мере, страшась наказания, он не совершил бы человекоубийства». И, думая так,
Бодхисатта спел такой стих:
Уж лучше недруг, что умен – и слишком,
Чем друг, что вовсе обделен умишком.
Хотел прибить москита сын-глупец,
Но пал безвинной жертвою отец.
Сказав, что он думал, Бодхисатта поднялся и ушел по своим делам. С концом
тогдашнего своего существования он перешел в иную жизнь в согласии с
накопленными заслугами. Что до плотника, то родственники тотчас же предали его
тело огню».
И Учитель повторил: «Так-то вот, братия! И в старые времена встречались
глупцы, которые убивали людей вместо москитов». Закончив наставление в дхамме,
он истолковал джатаку, так связав перерождения: «Мудрым торговцем, который спел
стих и удалился, был тогда я сам».
(Перевод Б. Захарьина)