Джатака о бое барабанном (59)
Словами: «Бей в барабан, но все ж не слишком лихо...» — Учитель — он жил
тогда в Джетаване — начал еще одну историю об упрямом бхиккху. На вопрос
Учителя: «Правду ли говорят, что ты упрям?» — бхиккху ответил: «Правду,
Всеблагой». Учитель заметил на это: «Не только ныне, брат мой, ты отличаешься
упрямством, но и прежде тоже был упрямым». И он поведал бхиккху о том, что было
в прошлой жизни.
«Во времена стародавние, когда на бенаресском престоле восседал Брахмадатта,
Бодхисатта жил на Земле в облике деревеиского барабанщика. Прознав о том, что в
Бенаресе готовятся к празднику новолуния, он решил, что там можно будет
подзаработать, играя в толпе празднующих на барабане, и вместе с сыном
отправился в Бенарес. Игрой на барабане они вдвоем заработали немало денег. По
пути домой им нужно было пройти со всеми этими деньгами через лес, в котором
жили разбойники. Обращаясь к сыну, непрестанно колотившему в барабан, отец
сказал: «Милый, не бей без перерыва! Ударяй лишь время от времени, так, чтобы
все думали, что едет правитель в сопровождении бьющих в барабан слуг». Однако,
несмотря на предупреждение родителя, сын продолжал без передышки колотить в
барабан, надеясь, что шум разгонит всех разбойников. Они же, заслышав грохот
барабана, вначале подумали, что едет какой-нибудь правитель, и бросились наутек,
но, слыша, что барабан грохочет неумолчно, решили: «Не может быть, чтобы это был
правитель». Воротясь, они увидели, что по дороге идут лишь два человека, напали
на них и ограбили. «Все, что мы с тобой заработали тяжким трудом, пропало из-за
того, что ты просто прилип к барабану и колотил беспрерывно», — воскликнул тогда
Бодхисатта. И он спел такой стих:
Бей в барабан, но все ж не слишком лихо, —
уменья громогласьем не порочь,
Ведь все, что ты обрел, играя тихо,
утратишь, барабаня во сею мочь!»
Заканчивая наставление в дхамме, Учитель истолковал джатаку, так связав
перерождения: «Сыном барабанщика был в ту пору упрямый бхиккху, его же отцом — я
сам».
(Перевод Б. Захарьина)