Джатака о лопате (70)
Со слов: «Не та победа — истинное благо...» — Учитель — он жил тогда в
Джетаване — повел рассказ об одном тхере по имени Читтахаттха-Сарипутта.
Ибо, как говорят, некогда этот тхера был отпрыском одной крестьянской семьи
в Саваттхи и как-то раз, вспахав свое поле, на пути домой завернул в монастырь.
Отведав там предложенной ему сладкой рисовой каши на молоке, обильно сдобренной
топленым маслом, юноша подумал: «С утра до вечера я тружусь, вот этими самыми
руками делаю всякую тяжелую работу, но ни разу не довелось мне так сладко и
вкусно поесть. Стану-ка я тоже монахом», — и тотчас принял монашество. Целый
месяц и еще полмесяца со всем усердием вел он созерцательную жизнь, стремясь к
совершенству. Затем, поддавшись соблазну, опять вернулся в мир страстей, но
спустя некоторое время, устав от чревоугодничества, снова пришел в монастырь и
принялся изучать «Абхидхамму». Так повторялось шесть раз: он уходил из монастыря
в мир и возвращался; сделавшись же монахом в седьмой раз, многое постиг: изучил
все семь священных книг «Абхидхаммы» и, воздавая повсюду хвалу монашеской
участи, обрел прозрение и вкусил от плода арахатства. Жившие с ним по соседству
бхиккху глумились над ним, приставая с вопросами: «Скажи-ка, почтенный, неужто
сердце и разум твой не подвержены более страстям?» — на что монах тот смиренно
им отвечал: «Да, почтенные, отныне и впредь не поддамся больше соблазнам
мирским».
И вот как-то раз монахи, сидя в зале собраний, толковали между собой о том,
как достиг арахатства тот бхиккху: «Даже почтенный Читтахаттха-Сарипутта, хоть
на роду ему было написано стать арахатом, шесть раз отрекался от монашеского
сана. Сколь же велико должно быть бремя скверны, которое несут обыкновенные
люди!» В это самое время в залу вошел Учитель и спросил: «О чем это вы, братия,
здесь толкуете?» И монахи рассказали ему, о чем толкуют. «О бхиккху, — молвил
тогда Учитель, — помыслы обыкновенного человека легковесны, и трудно их
направить в одно русло; влекомый мирскими соблазнами, обыкновенный человек
только к утехам и стремится. Стоит человеку хоть раз поддаться мирским
соблазнам, уже нельзя ожидать его скорого спасения. Зато уж поистине благостен
тот, кто сумел укротить свои помыслы и направить их в нужное русло, ибо
усмиренные рассудок и сердце несут великую пользу и счастье. Ведь сказано в
«Дхаммападе».
Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало, —
благо. Обузданная мысль приводит к счастью (35).
«Так вот, — продолжал Учитель, — именно потому, что помыслы столь трудно
обуздать, мудрецы прежних времен, обуреваемые жадностью, никак не могли
расстаться, к примеру, с лопатой и шестикратно поддавались соблазну, покуда
наконец, отринув его в седьмой раз, не обрели способность к сосредоточенному
размышлению и не сумели обуздать свою жадность». И Учитель поведал монахам о
том, что случилось в прошлой жизни.
«Во времена стародавние, когда на бенаресском троне восседал Брахмадатта,
Бодхисатта родился в семье огородника. Когда же вырос, сам сделался огородником,
и нарекли его Куддалака-пандит, «Пандит с лопатой». Взрыхлив лопатой свой
участок земли, оп выращивал там всяческую зелень, кабачки, тыквы, огурцы и
прочие овощи и, продавая их, кое-как сводил концы с концами, ибо, кроме той
самой лопаты, не было у него никакого иного богатства. И вот однажды он решил:
«Брошу все и стану подвижником. Что проку в этой мирской жизни?» Ион зарыл свою
лопату в укромном месте и стал отшельником. Но мысль о лопате его преследовала,
и, не в силах совладать со своим стремлением к мирской жизни, он из-за этой
затупившейся лопаты вновь воротился в мир. Так повторялось и дважды, и трижды.
Шесть раз пытался оп, припрятав лопату, сделаться отшельником, но вновь и вновь
поддавался соблазну и возвращался в мир.
А на седьмой раз подумал: «Из-за этой лопаты я все время схожу с пути
подвижничества. Заброшу-ка я ее в большую реку и уйду в отшельники». Пришел он
на берег и, рассудив, что, если увидит, куда упала лопата, то непременно придет
искать ее сюда, ухватился за рукоять, поднял лопату над головой и, крутанув ее с
силой три раза, — а был он сильным, как слон, — зажмурился и швырнул лопату на
самую середину большой реки. И громким, будто львиный рык, голосом троекратно
возвестил: «Я победил! Я победил! Я победил!»
А в это самое время ехал вдоль реки, в которой только что искупался, царь
бенаресский, вернувшийся с дальней границы, где он усмирял взбунтовавшихся
подданных. Разодетый и разукрашенный, он восседал на царском слоне и услыхал
ликующий крик Бодхисатты. «Этот человек, — подумал царь, — оповещает мир о своей
победе. Надобно призвать его и спросить, кого же он победил». Когда слуги по
царскому приказу привели к царю огородника, царь ему сказал: «Добрый человек! Я
ведь — тоже победил и теперь возвращаюсь с победой к себе во дворец. А ты кого
победил?» «О великий государь! — отвечал Бодхисатта. — Тысяча побед в сраженьях,
даже сотня тысяч — ничто, если остается непобежденным сонмище страстей. Я же в
самом себе обуздал жадность и одержал победу над страстями!» Сказав так,
Бодхисатта вперил свой взор в глубокие воды великой реки и, уразумев, что сущее
так же быстротечно, как речные воды, испытал блаженство мгновенного
просветления. Вернувшись затем из погруженности в сосредоточенное размышление,
он взлетел и, приняв позу лотоса, уселся в пространстве и, желая наставить царя
Бенареса в дхамме, спел ему такой стих:
Не та победа — истинное благо, которая ведет к победе новой,
А та, что не нуждается в победах, — вот мудрости незыблемое слово!
И стоило царю выслушать это наставление в дхамме, как в тот же миг
родившаяся в нем потребность отринуть все мирское высвободила его из-под гнета
страстей, его стремление укреплять свое царское могущество разом покинуло его, и
помыслы его устремились к необходимости стать подвижником. И спросил царь
Бодхисатту: «Куда ныне ты держишь путь свой?» «Я, великий государь, — отвечал
Бодхисатта, — направлюсь сейчас в Гималаи и там стану отшельником». «Тогда и я
пойду в отшельники», — сказал царь и вслед за Бодхисаттой отправился в Гималаи.
И все царское войско, и все собравшиеся там брахманы и землевладельцы, и все
воины, и все, какие были там, простые люди отправились вслед за царем. Прознав о
том, жители Бенареса принялись говорить друг другу: «Рассказывают, будто, вняв
слову дхаммы, которую проповедовал тот самый «пандит с лопатой», царь решил
стать подвижником и вместе со всем своим войском ушел прочь из города. А нам что
здесь делать?» И вот все жители Бенареса, протянувшегося на целых двенадцать
йоджан, двинулись вслед за царем, и шествие их тоже вытянулось на все двенадцать
йоджан. Во главе его стал Бодхисатта и всех повел в Гималаи. Между тем от столь
великой святости трон под Саккой, повелителем богов, сделался горячим, и,
почувствовав это, Сакка глянул вниз и увидел «пандита с лопатой», совершающего
свой великий Исход. «Должно быть, явится много народу, — подумал Сакка, — надо
позаботиться о том, как их всех разместить». И, призвав к себе Виссакамму,
зодчего богов, он распорядился: «Тут Куддала-пандит свершает свой великий Исход,
и надобно разместить всех вновь прибывших, так что отправляйся-ка ты в Гималаи,
найди место поровнее и с помощью дарованной тебе волшебной силы сооруди
отшельнический скит в тридцать йоджан длиной и в пятнадцать шириной». «Я исполню
твою волю, государь», — ответил Виссакамма и, перенесясь в Гималаи, сделал все,
как ему было велено. Вдобавок он выстроил посреди скита крытую пальмовыми
листьями хижину, очистил окрестности от животных и птиц, дабы не нарушали
тишину, а также от демонов, яккхов и прочей нечисти; затем он проложил дороги,
неширокие и пригодные для движения одного человека, которые вели во все
наиглавнейшие стороны света, и, исполнив все это, удалился к себе.
И вот, сопровождаемый многочисленной толпой, Куддала-пандит прибыл в
Гималаи. Направившись со своими сподвижниками в скит, дарованный Саккой,
Куддала-пандит велел своим людям вступить во владение всем, что чудесным образом
сотворит для них Виссакамма, сам же, приняв отшельнический сан и побудив
сделаться отшельниками своих сподвижников, определил всех их на жительство в тот
скит. И люди отринули царства, величием своим соперничавшие с царством Сакки, и
заполнили все тридцать йоджан отшельнического скита. И Куддала-пандит, постигнув
все тайны ноги, способствующие погружению в глубины сосредоточенного
размышления, овладел четырьмя высшими состояниями духа и научил всему этому
своих сподвижников. Все они, взойдя на высшие ступени восьми совершенств,
подготовили себя к последующему возрождению в мире Брахмы, те же, кто оказывал
им надлежащие почести, со временем возродились в мире богов».
И Учитель, повторяя: «Вот, монахи, когда обуреваемые страстями помыслы
устремляются к соблазнам суетного мира, достичь спасения трудно, а если, к
примеру, помыслами овладеет жадность, обуздать ее стоит великих трудов. Так что
даже премудры»! пандиты ввергаются в безрассудство», завершил свое наставление в
дхамме и разъяснил слушателям суть четырех благородных истин. И, вняв словам
Учителя, иные из слушавших его укрепились в следовании благим Восьмеричным
Путем, иные сделались «возвращающимися лишь однажды», иные — «вовсе не
возвращающимися», а иные вкусили от плода арахатства. Учитель же истолковал
джатаку, так связав прошлое с настоящим: «В ту пору царем был Ананда, его
приверженцами были приверженцы Будды, Куддалакой-пандитом же был я сам».
(Перевод Б. Захарьина)