Джатака о великих снах (77)
«Тыквы на воде не держатся...» — так начинал Учитель, живший в роще
Джетавана, историю о шестнадцати великих снах.
«Однажды ночью спящему махарадже Косалы в последнюю стражу ночи привиделись
шестнадцать великих снов. Трепеща от страха, он пробудился и подумал : «Что же
мне они предвещают, эти сны?!» Объятый ужасом смерти, махараджа, сидя на
постели, дождался рассвета. Когда же настал новый день, к нему приблизились
брахманы и домашние жрецы и почтительно вопросили: «Хорошо ли почивал,
махараджа?» — «Где там хорошо, наставники, — ответил махараджа. — Нынче в
последнюю стражу ночи мне привиделись шестнадцать великих снов, и с тех пор меня
не покидает страх. Растолкуйте мне эти сны, наставники!» — «Выслушав тебя, мы
сможем узнать истину», — отозвались наставники. Поведав тогда об увиденном, царь
спросил: «Что мне предвещают эти сны?»
Брахманы принялись в возбуждении ломать руки. «Что это вы руки ломаете?!» —
вопросил царь. «Дурные сны тебе приснились, махараджа». — «Что ж возвещают они?»
— «Одно из трех зол: угрозу царству, угрозу жизни или угрозу богатству!» — «Есть
ли средство их отвести?» — «Вообще-то средства нет, но ради тебя, махараджа, мы
постараемся его отыскать. Иначе что проку от нашей учености?!»
«Что ж вы намерены делать?» — спросил царь. «Везде на пересечении четырех
дорог мы совершим жертвоприношения, о махараджа», — сказали брахманы. Испуганный
царь молвил: «Жизнь моя в ваших руках, почтенные! Поторопитесь вернуть мне
покой!» Брахманы, подумав; «Ждут нас большие деньги и вкусная еда в изобилии», —
радостно сказали: «Не тревожься, махараджа!» — и покинули царские покои. За
городом они соорудили жертвенный алтарь и, хотя уже наловили множество самых
лучших животных и птиц, предназначенных для жертвоприношения, то и дело
прибегали во дворец с разными просьбами. Узнала про это царица Маллика, пришла к
царю и спросила: «Скажи, махараджа, зачем это брахманы все ходят взад да
вперед?» — «Хорошо тебе живется, — молвил царь, — ядовитый гад вполз мне в ухо,
а тебе и неведомо!» — «Что случилось, махараджа?» — «Приснились мне дурные сны!
Брахманы же, провидя в них угрозу, решили отвратить ее совершением жертвенного
обряда, ради этого и приходят сюда с просьбами!» — «А советовался ли ты,
махаражда, о том, как отвратить зло, с первейшим среди брахманов в мире людей и
в мире богов?» — «Кто же, дорогая, считается первейшим из брахманов в обоих
мирах?» — «Неужели ты не ведаешь, кто он, первейший на Земле и на Небе,
всеведущий, сияющий блеском добродетели, исполненный благости великий брахман?!
Только он, Бхагаван, может знать, что сулят сны, ступай же спроси его, о
махараджа!» — «Да будет так, государыня!» Царь отправился в монастырь,
приветствовал Учителя и сел рядом. «Что привело тебя, махараджа, в столь раннюю
пору?» — ласково спросил Учитель. «Почтенный, — отвечал царь, — я увидел в
последнюю стражу ночи шестнадцать великих снов и, трепеща от страха, поведал их
брахманам. Те же сказали: «Дурные это сны, махараджа. Чтобы отвратить зло,
которое они сулят, надобно совершить жертвоприношения на всех перекрестках», — и
стали готовиться к обряду, потому множество живых существ обуреваемо ныне
страхом смерти. Ты же, первейший в мирах и людей и богов, которому открыто
прошлое, настоящее и будущее, ты, Бхагаван, поведай мне, что возвещают эти сны!»
— «Верно, махараджа, — ответил Великосущий, — кроме меня, нет никого ни на
Земле, ни на Небе, кто мог бы поведать тебе о внутреннем смысле снов или о том,
что они предвещают; я все тебе скажу, ты только назови сны в том порядке, как
они тебе снились!» — «Да будет так, почтенный», — согласился царь и перечислил
сны по порядку:
Приснились мне быки, деревья и коровы,
Впряженные телки, и лошадь, двуголова,
И золотой сосуд, шакалиха, кувшины,
И в лотосах весь пруд — темны его глубины, —
Еще был рис, сандал, пустые калебасы, —
Но тыквы на воде не держатся и часу.
Потом увидел я, как скалы проплывали,
Огромных черных змей лягушки поедали,
И свита дивных птиц вокруг простой вороны,
И что волкам грозят бараны, разъяренны!
Вкратце рассказав про свои сны, царь спросил затем Великосущего: «Как
понимать, о почтенный, первый из увиденных мною снов: четыре черных быка,
темных, словно краска для глаз, вознамерясь вступить в бой друг с другом,
явились на царский двор — каждый со своей стороны света; пришли и люди, желая
поглядеть на бой быков; но быки лишь поревели, помычали и разошлись, так и не
начав боя?»
Великосущий ответил: «Махараджа, этот сон не сбудется ни при твоей, ни при
моей жизни. В грядущем же, во времена властителей и подданных, пренебрегающих
дхаммой, в мире, где будет мало добра и много зла, в мире, который идет к
гибели, в таком мире грозовые тучи не прольются обильным дождем, у них
подломятся ноги, посевы одолеет засуха, настанет великий голод. Затем небо со
всех сторон затянут тучи, обещающие дождь; женщины поспешат внести в дом
разбросанные на солнце стебли риса и других злаков, потом из домов выбегут
мужчины, неся корзины и заступы, чтобы укрепить дамбы на полях; но вся эта суета
будет напрасной, тучи прогремят громами, посверкают молниями и разойдутся, не
пролившись дождем, как те быки, так и не начавшие боя. Вот что возвещает этот
сон. Тебе же он ничем не грозит, он относится к будущему. Брахманы толковали
его, алкая благ земных».
Разъяснив первый сон, Учитель повелел: «Расскажи теперь второй сон,
махараджа!» И царь сказал: «Второй из моих снов, о почтенный, был таким. Из
земли появились внезапно крохотные деревца и кустарники; едва достигнув вершка,
они зацвели и покрылись плодами. Что предвещает мне этот второй сон,
Великосущий?»
Великосущий ответил: «Твой второй сон, махараджа, станет явью в предвестии
конца мира, в пору сокращения человеческой жизни, когда не достигшие еще
возраста девы предадутся плотским утехам и, познав очищение и зачатие, народят
многочисленное потомство; чада их уподобятся плодам на тех деревьях. Тебе же,
махараджа, нечего страшиться. Рассказывай третий сон!»
Царь сказал: «Я видел, почтенный, как коровы пили молоко телят. Что
предвещает мне мой третий сон, Великосущий?»
Великосущий ответил: «И этот твой сон даст плоды лишь в пору, когда люди
перестанут почитать старцев, когда они, не являя почтения ни к отцу с матерью,
ни к свекру со свекровью, будут главенствовать в доме, пожелают — дадут пищу и
одежду престарелым, не пожелают — не дадут. Не имея ничего, они станут жить,
уповая на милость детей своих, словно коровы, которые пьют молоко телят. Но тебе
нечего страшиться. Рассказывай четвертый сон!»
«Мне привиделось, почтенный, будто люди распрягали идущих с грузом крепких и
сильных взрослых быков и заставляли тащить телеги молодых необъезженных бычков;
те же, не в силах сдвинуть телег с места, сопротивлялись и стояли, будто
вкопанные. Что сулит мне четвертый сон, Великосущий?»
Великосущий так ответил царю: «И этот сон свершится только в будущем — в
пору правления отринувших дхамму властителей: ведь в те времена пренебрегшие
дхаммой ничтожные властители перестанут относиться с должным почтением к
великомудрым придворным, искушенным в ведении дел, преуспевающим, не нуждающимся
ни в чьей поддержке; перестанут назначать в суды и в собрания, где обсуждается
дхамма, премудрых и сведущих в законах престарелых советников. Вопреки всему они
будут оказывать честь тонцам, поручая им восседать в залах судов. Те же,
несведущие в государственных делах, не умеющие действовать надлежащим образом,
окажутся неспособными нести бремя возложенной на них чести — управлять
государством — и низвергнут это бремя. Престарелые мудрые советники, обидясь на
пренебрежение, не станут помогать в делах, говоря: «Что нам до этого?! Мы люди
сторонние, обращайтесь к допущенным во внутренние покои юнцам-любимчикам».
Некому будет заниматься во множестве скопившимися делами. Ждет тех властителей
полная неудача. Бее произойдет так, как во сне, когда распрягли крепких взрослых
быков, а молодым бычкам доверили ношу, которую они не в силах сдвинуть с места.
Тебе, махараджа, бояться нечего. Рассказывай пятый сон!»
Царь молвил: «Почтенный, мне снилась лошадь с двумя пастями: с двух сторон
ей подносили сено, и она хватала его обеими пастями. Что предвещает пятый сон,
Великосущий?»
Великосущий объяснил: «Плоды и этого сна созреют лишь в будущем — в пору
жизни пренебрегших дхаммой властителей: ведь в те времена они, слабоумные,
назначат в суды алчных неправедных законников; исполненные скверны, не питающие
ни к чему уважения, восседая в собраниях и верша суд, станут эти законники
принимать дары от обеих тяжущихся сторон, будто лошадь, поедающая сено двумя
пастями сразу. Так что и этого сна не страшись, махараджа! Рассказывай шестой
сон!»
Царь молвил; «Мне снилось, будто люди, протерев золотую, в сотню тысяч ценою
посудину, подносят ее старому шакалу, упрашивая: «Помочись сюда!», и тот
мочится. Что сулит мой шестой сон?»
Великосущий объяснил: «И этот сон станет явью в грядущую пору — ведь в те
времена властители, хотя и цари по рождению, но не преданные дхамме, перестанут
доверять отпрыскам родов, благородных по рождению, не будут оказывать им чести,
безродных же возвеличат; семьи великих придут в упадок, семьи низких —
возвысятся. И лишенные средств к пропитанию люди благородных семейств в надежде
пропитаться станут отдавать своих дочерей замуж за безродных. Предлагать дев,
взращенных в благородных семьях, в жены безродным — все равно что просить шакала
помочиться в золотую посудину. Можешь и этого сна не страшиться. Рассказывай
седьмой!»
Царь сказал: «Снилось мне, почтенный, будто некий человек вил вервие, и оно
ниспадало к его ногам. Под скамьей же, на которой сидел человек, возлежала некая
голодная шакалиха, тайно пожиравшая вервие. Что предвещает мой седьмой сон?»
Великосущий объяснил: «Последствия и этого сна скажутся в будущем — в ту
пору, когда женщины станут привержены к плотским утехам, крепким напиткам,
украшениям, к бродяжничеству и мирским удовольствиям. Тогда как их мужья работой
в поле и выпасом скота постараются нажить какое-нибудь имущество, те, дурно
воспитанные, станут пить хмельные напитки со своими любовниками, украшать себя
цветочными гирляндами, умащать свои тела маслами и благовониями; они оставят
всякую работу по дому, даже самую неотложную, будут лишь глазеть на мужчин
сквозь щели в заборах; зерно, которое надобно сеять, они, смолов, пустят на
приготовление яств, — словом, будут объедать и обкрадывать своих мужей, действуя
подобно голодной шакалихе, пожирающей свиваемое вервие. Для тебя же в том нет
ничего страшного. Рассказывай восьмой сон!»
Царь рассказал: «Мне снился, почтенный, наполненный до краев кувшин, который
стоял у входа во дворец, среди пустых кувшинов; со всех сторон света сюда
стекались люди разных сословий, они старались наполнить полный уже кувшин; вода
выливалась и бежала через край, но они продолжали наполнять полный кувшин, будто
не было вокруг пустых. Что предвещает мой восьмой сон!?»
Великосущий растолковал: «И этот сон станет явью лишь в будущем: ведь в те
времена мир придет в упадок, царская власть ослабеет, цари впадут в бедность: ни
у кого из них не будет в казне больше сотни тысяч монет, и они принудят своих
подданных работать на себя. Тем придется оставить собственные дела и только для
царя сеять злаки, выращивать овощи, охранять посевы, жать, молотить, выращивать
сахарный тростник, таскать его, перерабатывать, варить патоку, разбивать
цветники, сажать сады; собрав урожай, они свезут его в царские амбары, на пустые
нее свои амбары и не взглянут: вот так наполняли в твоем сне и без того полный
кувшин. Тебе же нечего страшиться. Рассказывай свой девятый сон!»
Царь молвил: «Почтенный, мне приснился пруд — глубокий, с пологими спусками
к воде, поросший лотосами; отовсюду к нему собирались двуногие и четвероногие и
пили воду. Посреди пруда вода была мутной, у берегов же, где ее пили люди и
звери, она была незамутненной, прозрачной и свежей. Что возвещает мой девятый
сон?»
Великосущий объяснил: «Последствия и этого сна скажутся лишь в будущем — в
ту пору, когда цари перестанут следовать дхамме, а жизнь их, отягощенная
страстями, нечестивыми поступками и помыслами, заблуждениями и страхом,
преисполнится скверны, в судилищах дела не будут разбираться в соответствии с
дхаммой, цари начнут принимать подношения, сделаются корыстолюбивыми,
нетерпеливыми к своим подданным; жестокие и свирепые, они будут выжимать соки из
народа, давя его, словно сахарный тростник в давильном прессе, приумножая свои
богатства, облагая подданных всевозможными поборами. Вконец обнищавшие, жители
покинут города и деревни и устремятся на окраины царства, середина страны
обезлюдеет, на окраинах же соберется множество народу, как в пруду из твоего
сна, где посередине вода мутная, а по краям — прозрачная. Но тебе и этот сон
ничем не грозит. Рассказывай же десятый сон!»
Царь поведал: «Почтенный, мне снилось, что в горшке варится рис, и казалось,
будто его разделили на части, и каждая варится отдельно, поэтому в одном месте
он совсем разварился, в другом — не доварился, и только в третьем — сварился,
как должно. Что предвещает мой десятый сон?»
Великоеущий разъяснил: «И этот сон станет явью лишь в грядущие времена,
когда цари перестанут следовать дхамме. Вместе с ними будут пренебрегать дхаммой
и все их приближенные, и брахманы, и домохозяева, и жители городов, и крестьяне,
и даже отшельники и мудрецы. А вслед за ними и боги-хранители: божества, коим
они приносят жертвы, духи деревьев и владыки эфира. В царстве царей, презревших
дхамму, поднимутся буйные, свирепые ветры, сотрясая дворцы небожителей:
небожители разгневаются и не позволят тучам изливать дождь. А если и позволят,
то не во всем царстве и не сразу, и дожди эти не принесут пользы ни возделанным,
ни засеянным полям. И как во всем царстве, так и в каждом месте, в каждой
деревне, над каждым прудом, над каждым озером дожди не прольются сразу и в
полной мере: в одном месте урожай погибнет от избытка влаги, в другом — засохнет
на корню, в третьем, где прошли обильные и своевременные дожди, будет
превосходным; и так в одной земле, в царстве одного царя, станут сеять злаки, но
урожай везде будет разный — словно рис в том горшке. Для тебя же в этом нет
никакой опасности. Рассказывай одиннадцатый сон!»
Царь рассказал: «Почтенный, мне снилось, будто благородный сандал, ценою в
сто тысяч монет, сменяли на несвежее пахтанье. Вот мой одиннадцатый сон, что он
возвещает?»
Великосущий истолковал: «Плод и этого сна созреет лишь в будущем, когда вера
придет в упадок. Ведь в ту пору появится множество жадных до земных благ и
бессовестных монахов: они, даже наставляя других в изложенных мною основах
дхаммы, осуждающей вожделение к мирским благам, станут делать это ради благ сего
мира: ради одежды, пищи, крова и целительных снадобий; ослепленные жаждою
суетных благ, они примут сторону наших противников — приверженцев святых мест и
лесных обитателей, — и будут призывать к обретению нирваны, но проповеди их не
принесут плодов; да и проповедовать они будут лишь затем, чтобы люди,
прельщенные сладкой речью, одарили их дорогой одеждой, пищей, кровом и
целительными снадобьями! Иные из них, усевшись посреди улицы, или на
перекрестке, или у входа в царский дворец, или в иных местах, начнут
проповедовать за медные деньги; итак, разменивая в своих проповедях на мирские
блага — одежду, пищу и прочее, а также на медные деньги — изложенную мною дхамму
— бесценную, ибо ведет к нирване, — они станут поступать подобно тем, кто
выменивает благородный сандал, ценою в сто тысяч монет, на несвежее пахтанье!
Тебе же этот сон зла не сулит. Рассказывай двенадцатый сон!»
Царь поведал: «Почтенный, мне снилось, будто высушенные тыквы-горлянки тонут
в воде. Что этот сон предвещает?»
Великосущий объяснил: «Последствия и этого сна скажутся лишь в грядущем — в
ту пору, когда цари перестанут следовать дхамме и весь мир придет в упадок. Цари
тогда будут почитать не благородных от рождения отпрысков достойных родов, а
возвысят безродных, и те обретут величие, великие же обеднеют. И в царских
собраниях, и во дворцах, и в собраниях советников, и в судах — повсюду будут
слышаться речи одних лишь подобных пустым тыквам-горлянкам безродных, и будет
это походить на бульканье воды, вливающейся в пустые горлянки. В собраниях
общины, везде и всюду, где собираются все члены общины, и там, где сходятся лишь
некоторые из них, и в местах, где общинники разбирают дела касательно чаш для
сбора подаяний, одежды, келий и прочего, будут слушать лишь тех, чьи деяния
исполнены скверны, а не скромных монахов! Настанет пора, когда всяк уподобится
пустой тыкве, идущей ко дну! Тебе бояться этого не следует. Рассказывай же
тринадцатый сон!»
Царь молвил: «Почтенный, мне снились каменные скалы, огромные, как самые
высокие строения, и будто эти скалы плыли по водам, как суда. Что возвещает этот
сон?»
Великосущий объяснил: «Плод и этого сна созреет лишь во времена грядущие,
когда отринувшие дхамму властители возвысят безродных, и те станут повелевать,
благородные же обнищают. Никто не будет почитать благородных, на безродных будут
взирать с уважением, ни во дворцах, ни в собраниях советников, ни в судах к
словам искушенных в законах отпрысков благородных родов, подобных каменным
скалам, не станут прислушиваться, и, говоря про них: «Что они там болтают?!» —
безродные подвергнут их осмеянию. И в собраниях монахов — во всех местах, что
поминались ранее, достойных не будут почитать, и речам их никто внимать не
станет. Наступит время, когда речи мудрых уподобятся плывущим по водам скалам.
Но ты и этого не страшись. Рассказывай четырнадцатый сон!»
Царь сказал: «Почтенный, мне снилось, будто лягушата, такие же крохотные,
как едва распустившиеся цветы медового дерева, в мгновение ока настигали
огромных черных змей и, искрошив их, словно стебли голубого лотоса, на мелкие
кусочки, пожирали. Что этот сон предвещает?»
Беликосущий растолковал: «Плоды и этого сна созреют лишь в будущем — в пору
гибели мира. Ведь в те времена мужья, подверженные низменным страстям и
греховным желаниям, попадут под власть самых младших из жен. И жены эти будут
распоряжаться всем, что есть в доме, — и работниками, и слугами, и быками, и
коровами, и буйволами, и золотом, и серебром. Спросит, к примеру, муж, где та
или иная серебряная вещь, или вещь золотая, или где одежда, или еще что-нибудь,
на все услышит один ответ: «Где надо, там и есть; что тебе до этого? Чересчур
любопытен стал. Все надо тебе знать: что есть у меня в доме и чего нет». Так
всяческими оскорблениями да разными обидными словами жены утвердят свое
господство над мужьями, приравняв их к зависимым и слугам. Вот что предвещает
твой четырнадцатый сон. Тебе же бояться нечего, а теперь рассказывай свой
пятнадцатый сон!»
Царь поведал: «Почтенный, мне снилась обладающая всеми десятью пороками '
ворона с деревенского пастбища, окруженная царскими фламинго с золотистым
оперением, прозывающимися «золотыми»; что возвещает этот сон?»
Великосущий объяснил: «И этот сон станет явью лишь в будущем — в пору
правления бессильных царей, кои ни обращаться с боевыми слонами не умеют, ни
прочих военных талантов не имеют и потому будут терпеть поражения в битвах. И те
цари, боясь лишиться своего господства, царства и всего прочего, чем владеют, не
станут доверять власть равным им по рождению отпрыскам благородных семейств,
примутся возвышать льнущих к ноге хозяина слуг, банщиков, цирюльников и им
подобных. Отпрыски же благородных родов и семейств, лишенные опоры при дворе,
дабы заработать себе на пропитание, станут пресмыкаться перед власть
предержащими, не ведающими ни рода, ни племени, ни отца своего. Все будет, как в
твоем сне, когда золотые царские фламинго прислуживали вороне! Тебе же нечего
страшиться, рассказывай свой шестнадцатый сон!»
Царь рассказал: «Наяву, почтенный, тигры пожирают баранов, мне же снилось,
будто бараны хватают тигров и, скрежеща челюстями, их пожирают; волки, завидев
издали барана, напуганные до смерти, дрожа от страха, разбегаются и прячутся в
густом кустарнике! Что предвещает этот сон?»
Великосущий ответил: «Плод и этого сна созреет лишь в будущем — в пору
правления отринувших дхамму властителей. Ведь в те времена безродные, сделавшись
царскими любимцами, обретут власть, благородные же от рождения будут забыты и
впадут в нищету. А те царские любимцы, сделавшись могущественными, в судах и
иных подобных местах потребуют у высокородных землю, одежду и прочее имущество,
доставшееся им от предков, говоря: «Все это — наше!» Высокородные, возражая: «Не
ваше, а наше!», попробуют затеять тяжбу. В судах жениных подобных местах
высокородных накажут плетьми, изобьют палками и, ухватив за загривок, вышвырнут
вон, говоря: «Не знаете вы, видно, своего места, что тягаетесь с нами?! Доложим
о том царю — вам руки-ноги обломают и других мучений натерпитесь!» Высокородные
испугаются, сами принесут свое имущество и, говоря: «Это ведь ваше!» — станут
упрашивать безродных его принять и затем, трепеща от страха, разбегутся по
домам.
Так же и монахи, исполненные скверны, начнут, к великой своей радости,
притеснять монахов достойных, добродетельных, и те, не находя иного прибежища,
скроются в лесах.
Теснимые низкородными благородные отпрыски достойных родов и добродетельные
монахи, гонимые нечестивыми, преисполнятся страха, словно волки перед баранами,
такая настанет пора. Тебе же нечего бояться: ведь и этот сон сбудется лишь в
грядущем. Брахманы не ради всесовершенной дхаммы и не из любви к тебе, а надеясь
добыть большие богатства, толковали сны — ослепленные жадностью и пристрастием к
мирским благам и к земным существованиям, пророчествовали они!»
Так Учитель истолковал все шестнадцать великих снов, сказав: «Не только ныне
и не только тебе, великий царь, снились эти сны: они снились и царям прежних
времен, и тогда, как и ныне, брахманы из всех средств, могущих предотвратить
зло, которое сны вещали, превыше всего ставили жертву; покуда, следуя указаниям
мудрых, не пошли и не спросили Бодхисатту, и тот растолковал им те сны точно так
же, как эти», — и, молвив так, Учитель в ответ на просьбу царя поведал тому о
прошлом.
«Некогда во времена правления в Бенаресе царя Брахмадатты Бодхисатта обрел
рождение в семье кашмирского брахмана. По достижению зрелости он покинул дом
ради подвижнической жизни мудреца-отшельника и, обретя высшее Знание и
величайшие совершенства, поселился близ Гималаев. Здесь он и жил, предаваясь
благочестивым размышлениям.
А в ту пору в Бенаресе царю Брахмадатте приснились такие же сны, и он просил
брахманов истолковать их. И брахманы стали готовиться к жертвоприношениям. Среди
придворных жрецов был юноша-ученик, обладавший разумом и преуспевший в познании.
Он спросил наставника: «О Учитель, ты наставил меня в трех Ведах, разве не
сказано в одной из них: «Убийство даже единственного живого существа не есть
благочестивое деяние!» Наставник ответил на это: «Дорогой мой, но ведь, свершив
жертву, мы обретем большое богатство, ты же, как видно, обретешь царское
богатство!» — «Ну что ж, наставник, — сказал ученик, — делай свое дело, я тебе
помогать не стану!», и ушел бродить по царскому саду.
А Бодхисатта, узнав обо всем случившемся, подумал: «С приходом моим в мир
людей многие освободятся от уз, привязывающих их к миру явлений!» — и взвился в
воздух, потом опустился в царском саду и сел на священное каменное возвышение,
золотой статуе подобен. Юноша приблизился к Бодхисатте, почтительно его
приветствовал и, присев рядом, вступил с ним в разговор. Бодхисатта, выказывая
свое расположение к юноше, поговорил с ним о вещах приятных, а затем спросил: «А
что, юноша, соблюдает ли ваш царь дхамму, управляя государством?» Молодой
послушник ответил: «Сам государь предан дхамме, почтенный, а вот жрецы побуждают
его ступить на неверный путь: царь просил брахманов истолковать приснившиеся ему
шестнадцать снов, те же, говоря: «Совершим жертвоприношения!», принялись
готовиться к обряду! А что, почтенный, не растолкуешь ли ты царю все его сны,
дабы избавить великое множество живых существ от страха!»
Бодхисатта сказал на это: «О юноша, так ведь ни я не знаю царя, ни он меня;
но если б он сам пришел сюда и спросил, я бы ему все объяснил!» Юноша ответил:
«Почтенный, я приведу царя, если только ты подождешь несколько мгновений!»
Получив согласие Бодхисатты, он отправился в царские покои и, представ перед
царем, молвил ему: «Великий государь! Некий умеющий передвигаться в воздушных
сферах подвижник опустился на землю в твоем саду и обещает растолковать значение
приснившихся тебе снов!» Услышав такие речи, царь тотчас же в окружении огромной
свиты отправился в сад; почтительно приветствовав подвижника, он сел рядом и
обратился к нему с такими словами: «Говорят, почтенный, ты можешь растолковать
мои сны?» — «Да, великий государь», — ответил Бодхисатта. «Так растолкуй же!» —
попросил царь. «Растолкую, великий государь, — ответил Бодхисатта, — как только
расскажешь мне, что за сны тебе снились», — «Да будет так, почтенный!» —
обрадовался царь и стал называть сны:
Приснились мне быки, деревья и коровы,
Впряженные телки, и лошадь, двуголова,
И золотой сосуд, шакалиха, кувшины,
И в лотосах весь пруд — темны его глубины, —
Еще был рис, сандал, пустые калебасы, —
Но тыквы на воде не держатся и часу.
Потом увидел я, как скалы проплывали,
Огромных черных змей лягушки поедали,
И свита дивных птиц вокруг простой вороны,
И что волкам грозят бараны, разъяренны!
Он рассказал их в том же порядке, что и царь Пасенади.
«Довольно, — сказал Бодхисатта, — ты можешь не бояться дурных последствий
этих снов». Успокоив царя и освободив от уз множество живых существ,
Велико-сущий вознесся и, утвердясь в небесном пространстве, воззвал к царю и
наставил его в пяти заповедях, говоря: «Отныне, о великий царь, никогда больше
не доверяй брахманам и не губи во имя жертвоприношений живые существа!»
Наставив царя в дхамме, Бодхисатта по воздуху перенесся к своей обители.
Царь же прожил жизнь, твердо следуя заветам Бодхисатты: раздавая милостыню и
творя другие добрые дела, — и с кончиною перешел в следующее рождение согласно
накопленным заслугам».
Завершив это поучение в дхамме, Учитель повторил : «Тебе нечего страшиться
твоих снов, отмени только жертвоприношения!» Сохранив жизнь множеству существ,
Учитель разъяснил суть изложенного и увязал нынешние рождения с прежними,
говоря: «В ту пору Ананда был царем, Сарипутта — юным послушником, подвижником —
я сам».
(Перевод Б. Захарьина)