Джатака о пирожке из рисовой крошки (109)
С восклицания: «И нам, богам, потребна пища...» — Учитель — он жил тогда в
Саваттхи — начал рассказ о человеке, который был бедняком из бедняков. В
Саваттхи был тогда заведен такой порядок.
В один день всю монашескую общину во главе с Пробужденным угощала
какая-нибудь семья, в другой раз это делали три-четыре семьи сообща, а бывало,
что для этой цели объединялись все родственники, — иногда вся улица, а то и весь
город собирал для общины доброхотные пожертвования.
В те времена, о которых речь, кормить монахов должна была одна из городских
улиц. Люди, которые там жили, решили угостить общину во главе с Пробужденным
сладкой рисовой кашей на молоке и пирожками. Жил на этой улице жалкий бедняк,
который кормился, работая на других. «Рисовой каши я поднести не смогу, но
пирожок подам», — решил этот неимущий. И вот наскреб он немного мягкой рисовой
крошки, замешал ее на воде, завернул вылепленный пирожок в лист растения акка и
поставил его печься на горячие уголья. Вынув готовый пирожок, он решил поднести
его самому Пробужденному, с пирожком в руке протиснулся вперед и встал прямо
перед Учителем. И как только велено было подавать пирожки, бедняк этот опередил
всех и положил свой пирожок из рисовой крошки в чашу для подаяния, которую
держал в руке Учитель. И Учитель отказался от всех других предлагаемых ему
пирожков и закусил тем самым пирожком, из рисовой крошки.
Весть о том, что Пробужденный принял из рук бедняка пирожок из рисовой
крошки и съел это угощение, не побрезговав, мгновенно разнеслась по городу. Все
только об этом и говорили. Царь, его советники и прочие придворные, включая даже
стражников, кинулись на эту улицу. Они толпились там, приветствуя Учителя и
обращаясь к бедняку с такими просьбами: «Прими от нас, братец, это угощение и
еще две, нет, пять сотен монет. Осчастливь нас своим милостивым согласием
принять подношения и благослови нас!» «Надобно спросить у Учителя, как
поступить», — подумал бедняк. Он протолкался к Учителю и рассказал тому обо
всем. «Возьми у них деньги, — посоветовал Учитель, — и пожелай им удачи в делах
и счастья». Бедняк стал принимать денежные пожертвования. Один подал ему вдвое
больше, чем другой, третий, видя это, — вчетверо больше, а четвертый — уже в
восемь раз больше, и вскоре набралось у него девять коти золотых монет. Учитель
сердечно поблагодарил всех и направился вместе с монахами в монастырь;
дождавшись, когда окончится служба, он наставил бхиккху в дхамме и удалился в
свою благоухающую келью. К вечеру того же дня царь призвал к себе бедняка и,
когда тот явился, пожаловал его в торговцы.
Сойдясь в зале собраний, бхиккху стали обсуждать случившееся. «Подумать
только, почтенные, — говорили они, — Учитель принял поданный ему этим бедняком
пирожок из рисовой крошки и съел его, не только не побрезговав, но и с таким
наслаждением, будто испил напитка бессмертия. А этому жалкому бедняку надавали
столько денег и пожаловали его в торговцы! Великое же счастье ему привалило!» В
этот миг в залу вошел Учитель и спросил собравшихся: «О ком это вы тут
беседуете, братия?» «Да вот о бедняке», — ответили монахи. «О бхиккху, — сказал
тогда Учитель, — не только ведь ныне я, нисколько не поколебавшись, съел пирожок
из рисовой крошки: еще и в прежние времена, когда я был божеством дерева, мне
уже приходилось есть подобный пирожок, и тогда тоже благодаря мне бедняк обрел
звание торговца». И он поведал монахам о том, что было в прошлой жизни.
«Во времена стародавние, когда на бенаресском престоле восседал Брахмадатта,
Бодхисатта был на земле духом и обитал в стволе касторового дерева, что росло на
окраине деревни. Тамошние крестьяне поклонялись всем таким божествам. В какой-то
праздник они решили почтить божества деревьев жертвоприношениями. Видя, что
каждый из жителей деревни с подношениями в руках направляется к божеству дерева,
которое он считал своим покровителем, некий бедняк захотел почтить касторовое
дерево. Все остальные крестьяне несли божествам венки из цветов, всевозможные
благовония, притирания, а также жертвенные пирожки; у бедняка же был только
пирожок, испеченный из рисовой крошки, да немного воды в скорлупе кокосового
ореха. Придя к касторовому дерену, он остановился поодаль и задумался: «Ведь
божества питаются пирожками, что пекутся на небесах. Моего пирожка из рисовой
крошки божество наверняка не захочет. Ню ж мне теперь — вышвырнуть его? Нет, уж
лучше я сам его съем». Приняв такое решение, он повернулся, чтобы уйти.
Но тут между ветвей, в полный свой рост, появился Бодхисатта и, обращаясь к
бедняку, молвил: «Послушай меня, добрый человек: если бы ты был богатым
владыкой, то, верно, принес бы мне в жертву сладких пирожков. Но ты беден. Если
же я откажусь от твоего пирожка, то разве мне подадут какой-нибудь другой еды?
Не лишай же меня моей доли». И он спел такой стих:
И нам, богам, потребил пища.
Ко мне почтение храня,
Подай свой пирожок из крошки
и доли не лишай меня,
При этих словах Бодхисатты бедняк повернулся и, устремив взор на божество,
совершил жертвоприношение. Подкрепясь пирожком, Бодхисатта сказал: «О чем ты
хотел просить меня, человек, оказав мне почести?» «Я беден, господин, — ответил
горемыка, — и решил почтить тебя, надеясь, что ты избавишь меня от бедности».
«Не беспокойся более ни о чем, добрый человек, — сказало тогда божество дерева.
— Знай же, что ты принес жертву тому, кто умеет ценить добро и благодарить за
него. У подножья этого дерева, там, где корни, зарыты горшки, в которых спрятаны
сокровища. Ступай, сообщи об этом царю. Перевези деньги на царский двор, высыпь
их там кучей, и обрадованный царь пожалует тебя в торговцы». С этими словами
Бодхисатта скрылся из виду. Крестьянин сделал все в точности, как ему
посоветовало божество, и царь пожаловал его в торговцы. Так, с помощью
Бодхисатты, бедняк достиг великого счастья и прожил свою жизнь в довольстве;
когда же истек его срок, он перешел в иное рождение в согласии с накопленными
заслугами».
Заканчивая свое наставление в дхамме, Учитель истолковал джатаку, сказав:
«Бедным крестьянином в ту пору был все тот же бедняк; божеством же, обитавшим в
ветвях касторового дерева, был я сам».
(Перевод Б. Захарьина)