Джатака о шакале (113)
«Шакалу веришь пьяному...» Эту историю Учитель находясь в Велуване,
рассказал о Девадатте. В то время бхикшу, собравшись в зале дхармы, рассуждали о
том, как Девадатта пришел в Гаясису с пятьюстами бхикшу и стал давать им ложное
наставление, будто истинная дхарма не та, которую установил отшельник Готама, а
та, которую установил он, Девадатта. С помощью этого обмана Девадатта расколол
сангху и установил два священных дня «упосатха».
В то время как бхикшу сидели, обсуждая пороки Девадатты, вошел Учитель и
спросил, о чем идет речь. Когда те объяснили, он сказал: «Не только теперь, о
бхикшу, Девадатта распространяет лживое учение, он был лжецом и прежде». И
Учитель рассказал историю о прошлом.
В давние времена, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва
возродился в образе духа дерева и жил в роще на кладбище.
В то время в Варанаси был объявлен праздник, и жители города, решив принести
жертвы якшам, в каждом дворе и на каждой улице разбросали рыбу и мясо и
выставили в кувшинах крепкие напитки.
И вот один шакал, проникнув в полночь в город по сточной трубе, наелся рыбы
и мяса, напился вина и, забравшись в кусты, проспал до самого рассвета.
Проснувшись и увидев, что уже рассвело, шакал решил, что уйти из города теперь
невозможно. Тогда он подошел к дороге, лег возле нее и притаился, чтобы люди,
проходившие мимо, не заметили его. Увидев одного брахмана, который шел к водоему
полоскать рот, шакал подумал: «Ведь брахманы очень жадны на деньги. Заманю-ка я
его каршапанами и заставлю завернуть меня в верхнюю одежду и на руках вынести из
города».
«Эй, брахман!»— позвал шакал человеческим голосом. «Кто это зовет меня?» —
обернувшись, спросил брахман. «Это я»,— отвечал шакал. «Что тебе надо?» — «У
меня, брахман, есть две сотни каршапан; если ты возьмешь меня на руки и,
завернув в свою верхнюю одежду, чтобы никто не видел, вынесешь из города, я
отдам тебе эти каршапаны».
Из жадности к деньгам брахман согласился и, сделав все, как просил шакал,
взял его на руки, вынес из города и прошел еще немного вперед.
«Что это за место, брахман, где мы сейчас находимся?» — спросил шакал. А
когда брахман назвал ему это место, шакал стал просить: «Пройди еще немного
брахман». И так он все просил брахмана пройти еще и еще, пока они, наконец, не
дошли до большого кладбища. «Спусти меня здесь», — попросил шакал. Когда брахман
спустил его на землю, шакал сказал: «Расстели здесь свою верхнюю одежду». И
брахман, мечтая о деньгах, выполнил и это.
Потом шакал сказал: «А теперь вырой тот древесный корень». И пока брахман
был занят этим делом, шакал стал топтать его верхнюю одежду; в четырех углах и в
пяти других местах испачкав и намочив ее, он убежал в лес на кладбище.
Тогда Бодхисаттва, стоя на ветке дерева, произнес следующую гатху:
Шакалу веришь пьяному ты, брахман недогадливый.
У них и сотню не найдешь, не то что двести каршапан.
«Теперь, брахман, — сказал Бодхисаттва,— выстирай свою одежду, соверши
омовение и займись своими делами», — и исчез. И брахман, сделав все, как
советовал Бодхисаттва,.ушел, удрученный таким обманом.
Учитель, приведя эту историю для разъяснения дхармы, отождествил
перерождения: «В то время Девадатта был шакалом, а духом дерева был я».
(Перевод В.В. Вертоградовой)