Джатака о шакале (142)
Словами: «Лежишь, не шелохнешься ты...» — Учитель — он жил тогда в
Бамбуковой роще — начал свой рассказ о том, как некогда Девадатта покушался его
убить.
Услыхав, как монахи, сойдясь в зале собраний, дружно ругают Девадатту,
сказал им Учитель: «О бхиккху, не только ведь ныне Девадатта пытался лишить меня
жизни, но и в прежние времена он тоже покушался на убийство, однако у пего
ничего не получилось». И, поясняя свою мысль, Учитель поведал монахам о прошлом.
«Во времена стародавние, когда на бенаресском престоле восседал Брахмадатта,
Бодхисатта возродился шакалом; со временем он стал вожаком и жил со своей стаей
в лесу, близ того места, где сваливали мертвецов. Однажды в Раджагахе
праздновали какое-то торжество, на котором упилось великое множество народу, так
что потом говорили, будто все торжество и заключалось-то в винопитии. На одной
из городских улочек собрались всякие проходимцы, они притащили с собой много
вина и мяса и пировали, довольные и веселые: пели песни, пили вино и закусывали
мясом. К полуночи оказалось, что все мясо съедено, но вина еще много. Тут один
пьяница попросил приятелей: «Дайте-ка мне еще мясца!» «Кончилось мясо, больше
нет», — ответили они. «Я еще только разохотился, — воскликнул он с досадой, — а
оказывается, мяса уже нет?! Так дело не пойдет: я сейчас отправлюсь на то место,
куда сваливают мертвецов, подожду там, пока придут шакалы за мертвечиной,
прикончу одного и принесу вам мяса!» Он взял дубинку и пустился в путь. Выбрался
из города через сточную канаву, дошел до свалки и растянулся на земле, словно
мертвец, крепко сжимая дубину.
В скором времени туда явился и Бодхисатта вместе с остальными шакалами. Едва
глянув на пьяного обманщика, он сразу же заподозрил, что это не мертвец, однако
решил проверить свои подозрения, забежал с подветренной стороны и принюхался.
Убедясь по запаху, шедшему от тела обманщика, что перед ним не мертвец,
Бодхисатта решил: «Выведу его на чистую воду, а потом, так и быть, отпущу». Он
вцепился зубами в конец дубинки и потянул ее к себе, однако притворщик не только
не отпустил дубинку, но еще сильнее сжал ее рукой. Лежал он ничком и не мог
видеть, что шакал стоит совсем близко и все замечает. Бодхисатта отскочил в
сторону и молвил, как бы рассуждая сам с собой: «Ежели бы ты и впрямь был мертв,
человек, то, уж конечно, не мог бы сжать крепче свою дубину, когда я ее потянул.
Так что теперь нельзя понять: мертвец ты или не мертвец?» Сказав это, он спел
такой стих:
Лежишь, не шелохнешься ты, ни дать ни взять мертвец,
Зачем же палицу рукой сжимаешь, удалец?
Только шакал это произнес, как обманщик вскочил на ноги и с криком: «Сейчас
ты поймешь, что я не мертвец», — запустил дубинкой в Бодхисатту, но промахнулся.
«Что ж, ступай, — воскликнул он с досадой, — на этот раз я не попал в тебя!»
Бодхисатта повернул при этих его словах голову и, сказав на прощанье: «В меня-то
ты, человек, не попал, а вот уж в Великое чистилище и во все шестнадцать малых
чистилищ ты непременно попадешь», побежал своей дорогой. Обманщик же ушел
оттуда, так ничего и не добившись. По дороге он искупался в сточной канаве и
вернулся в город тем же путем, каким его покинул».
Завершая свое наставление в дхамме, Учитель истолковал джатаку, сказав:
«Обманщиком в ту пору был Девадатта, вожаком же шакалов — я сам».
(Перевод Б. Захарьина)